Какая информация включается в реестр недобросовестных поставщиков

Полная информация на тему: "Какая информация включается в реестр недобросовестных поставщиков" в помощь грамотному гражданину.

Какая информация включается в Реестр недобросовестных поставщиков?

Понятие Реестра недобросовестных поставщиков, его правовое регулирование

Ведение Реестра недобросовестных поставщиков (далее — РНП) является эффективной мерой осуществления контроля в сфере госзакупок. Он содержит список контрагентов, которые исполняли обязательства по контрактам неудовлетворительно либо не исполняли их вообще. Органом, уполномоченным на включение в реестр недобросовестных поставщиков субъектов, является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

Фактически реестра ведется 2. Это обусловлено существованием двух видов закупок, предусмотренных действующим законодательством, по правилам:

  • закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ);
  • закона «О закупках товаров, работ, услуг…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).

Реестры ведутся в электронном виде, на сайте, доступ к которому не ограничен, а информация предоставляется в любое время любому лицу.

РНП выполняет 2 важные функции:

  • предупреждающую, т. е. благодаря наличию реестра заказчики не вступают во взаимоотношения с заведомо ненадежными исполнителями;
  • контролирующую, которая выражается в том, что субъекты рынка стремятся должным образом исполнять свои обязательства, не желая занесения в РНП.

Основания для включения в РНП

Нормой ст. 104 закона № 44-ФЗ строго ограничивается круг оснований для внесения субъектов в РНП. К действиям, которые могут привести к неблагоприятным последствиям в виде включения в реестр, относятся:

  • уклонение от заключения контракта;
  • расторжение контракта в соответствии с судебным решением по причине несоблюдения исполнителем существенных условий контракта;
  • отказ заказчика от контракта в одностороннем порядке также вследствие нарушения поставщиком существенных условий договора.

Примечательно, что нежелания заключать контракт и одностороннего отказа заказчика как таковых недостаточно для занесения поставщиков в РНП. ФАС во всех случаях предварительно обязана установить факт наличия недобросовестного поведения контрагента.

При наличии судебного решения о расторжении контракта по причине нарушения существенных условий договора исполнителем ФАС обязана внести информацию о поставщике в РНП, не рассматривая вопрос о недобросовестности его действий (п. 24 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3, утв. Президиумом ВС РФ 19.10.2016).

Если же сторонами достигнуто мировое соглашение либо решение судебного органа о расторжении контракта не мотивировано нарушением контрагентом его условий, то повода для занесения в РНП не возникает (см. письмо ФАС от 16.03.2017 № ИА/16790/17).

П. 2 ст. 5 закона № 223-ФЗ предусматривает те же причины включения в реестр, что и закон № 44-ФЗ, за исключением одностороннего отказа заказчика от контракта из-за существенного нарушения его исполнителем.

Рассмотрим, что требуется от заказчика, чтобы включить ненадежного контрагента в РНП по всем правилам.

Сведения о поставщиках, содержащиеся в РНП

Состав информации, содержащейся в РНП, строго и подробно регламентирован, а сами реестры ведутся по утвержденной форме (см. приложения к Правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062).

В реестры недобросовестных поставщиков включаются следующие сведения:

  • № записи в реестре, название органа, включившего лицо в РНП;
  • реквизиты и данные исполнителя (наименование/Ф. И. О, адрес, ИНН и т. д.);
  • реквизиты и данные учредителей и руководителей юрлиц-исполнителей;
  • все значимые даты: внесения сведений в РНП, даты аукциона/конкурса, запроса котировок, заключения контракта, его расторжения;
  • сведения о контракте/договоре (объект, цена, срок; по закону № 223-ФЗ также валюта договора, код валюты и коды по ОКПД; по закону № 44-ФЗ — идентификационный код закупки).

Записи о каждом внесенном поставщике присваивается свой реестровый номер.

ВАЖНО! Внесение в РНП влечет для поставщика неблагоприятные последствия. П. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ и п. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ наделяют заказчиков правом устанавливать в документации о закупках такой критерий для выбора поставщика, как его отсутствие в РНП. Ввиду этого на практике в подавляющем числе случаев неблагонадежный субъект лишается возможности участвовать в закупках до тех пор, пока информация о нем содержится в РНП.

Заявление о включении и список документов для внесения в РНП. Порядок и сроки внесения информации в РНП

Внесение в РНП осуществляется по инициативе заказчика. Заявление о включении в реестр недобросовестных поставщиков составляется в свободной письменной форме с изложением основных обстоятельств дела. Перечень документов, требуемый ФАС для начала рассмотрения вопроса в отношении исполнителя о внесении в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также сроки представления информации зависят от основания внесения, что можно представить в виде следующей таблицы:

После представления заказчиком всей необходимой документации орган ФАС рассматривает вопрос о наличии достаточных поводов для включения поставщика в РНП и в течение 10 дней выносит соответствующее заключение (п. 7 ст. 104 закона № 44-ФЗ, пп. 7–9 Правил № 12-11 от 22.11.2012).

В случае уклонения от заключения контракта либо при одностороннем отказе заказчика рассмотрение вопроса о включении в РНП осуществляется с участием поставщика (его представителя), при их неявке — в их отсутствие без переноса сроков. Запись с полной информацией включается в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3 дней с момента принятия решения.

ВАЖНО! Отсутствие извещения исполнителя о рассмотрении вопроса о его включении в реестр является основанием для отмены такого решения (постановление АС Уральского округа от 10.06.2015 № Ф09-2797/15).

Исключение из РНП

Исключение заказчиков, допустивших нарушения в ходе контрактных отношений, из РНП происходит по истечении 2 лет с даты внесения. Однако исполнитель, не согласный с внесением в список недобросовестных поставщиков, вправе обжаловать данное решение ФАС (ст. 104 закона № 44-ФЗ, ст. 5 закона № 223-ФЗ). В этом случае основанием для исключения записи служит судебное решение о признании незаконным внесения субъекта в РНП.

Наиболее обширную категорию такого рода дел составляют споры, связанные с доказыванием добросовестности действий исполнителя. В таких случаях судебные органы оценивают в совокупности все детали допущенного исполнителем нарушения, его значительность/незначительность, а также последствия (п. 41 Обзора судебной практики от 28.06.2017, утв. Президиумом ВС РФ).

Читайте так же:  Удостоверение комиссии по трудовым спорам - образец

Другую категорию составляют дела по оспариванию решений ФАС в связи с процессуальными нарушениями: несоблюдение заказчиком сроков направления заявления в ФАС, нарушение порядка принятия решения о включении поставщика в РНП, отсутствие извещения исполнителя и т. д. (см., например, постановление АС УО от 10.06.2015 № Ф09-2797/15).

Итак, РНП есть не что иное, как свод значимой информации об исполнителях в сфере закупок, которыми были допущены существенные нарушения при выполнении обязательств по контрактам или которые избегали заключения контракта. Ведение реестра находится в компетенции ФАС РФ и является действенным способом осуществления контроля за качеством выполнения контрактов.

Работа с госзаказом по-новому. Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Журнал «Юрист компании» № 1, Январь 2014

Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков

Как и прежний закон № 94-ФЗ, закон № 44-ФЗ предусматривает включение недобросовестных поставщиков в реестр сроком на два года (ч. 9 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В течение этих двух лет компания, включенная в такой реестр, не вправе участвовать в госзакупках (ч. 6 ст. 31 закона № 44-ФЗ). Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков тоже не изменилась: в зависимости от основания госзаказчик передает в ФАС России документ, подтверждающий факт уклонения участника закупок от заключения контракта (протокол об отказе от заключения контракта), мотивированный протокол об одностороннем отказе от исполнения контракта либо вступившее в силу решение суда о расторжении контракта. Если же речь идет об оборонном заказе, то данные документы госзаказчик передает в Рособоронзаказ (п. 3 постановления Правительства РФ от 26.08.13 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок »). Далее проводится проверка и соответствующий государственный орган выносит решение о включении или об отказе во включении компании в реестр недобросовестных поставщиков.

Но нужно учитывать одно существенное изменение – теперь при принятии решения о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков в реестр попадут еще и фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, а также лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа компании – участника закупки (п. 2 ч. 3 ст. 104 закона № 44-ФЗ).

Включение в реестр при уклонении от заключения контракта

Еще один риск – в случае уклонения или отказа участника закупок от заключения контракта внесенные им денежные средства в качестве обеспечения заявки возврату не подлежат (п. 1 ч. 13 ст. 44 закона № 44-ФЗ).

Как в законе № 94-ФЗ, так и в новом законе компания может попасть в реестр в случае уклонения от заключения госконтракта (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В частности, уклонением считаются ситуации, когда компания-победитель не направила госзаказчику в установленный срок подписанный проект контракта, документы, подтверждающие представление обеспечения исполнения контракта (в определенных случаях), либо если она направила документы по форме и содержанию, не соответствующие требованиям закона № 44-ФЗ.

Исходя из этих положений факт непредставления документов в срок в любом случае признается уклонением от заключения контракта, и не важно, по каким причинам это произошло. В итоге по практике прежнего закона (№ 94-ФЗ) во многих случаях ФАС России и Рособоронзаказ формально принимали решения о включении компаний в реестр недобросовестных поставщиков.

[3]

ВАС РФ настаивает на ограничении формального одхода

Высший арбитражный суд тоже подтверждал, что включение компании в реестр недобросовестных поставщиков имеет характер санкции и что к применению этой санкции нельзя подходить формально.

Проект договора получен после окончания срока подписания. Одной из ситуаций, когда компанию могут признать уклоняющейся от заключения госконтракта, является случай, когда она не имеет реальной возможности подписать проект контракта, потому что получила его уже после того, как истек срок для подписания. Но в таких случаях судебная практика защищает интересы участников закупок.

Например, в одном деле госзаказчик направил 2 марта участнику закупки проект договора с указанием, что он должен быть подписан до 7 марта. Но к этому сроку компания еще не получила письмо с проектом. Тем не менее ФАС России включила ее в реестр недобросовестных поставщиков. Суды трех инстанций встали на сторону компании. Они установили, что на самом деле письмо с проектом контракта было получено только 12 марта, то есть после истечения срока для его подписания. ФАС России ссылалась на то, что на штемпеле была указана дата 5 марта, что, по ее мнению, подтверждало получение письма именно 5 марта. Но, как было установлено, это была дата прибытия письма в почтовое отделение получателя, а не дата его фактического получения. Также ФАС России указывала на то, что сотрудник госзаказчика лично пытался вручить проект контракта, приехав по юрадресу, но обнаружил, что компания по этому адресу не находится. Суды отклонили этот довод, поскольку он не был подтвержден документально. Еще одним аргументом в пользу компании стало то, что исходя из требований закона № 94-ФЗ контракт мог быть заключен до 22 марта, поэтому столь короткий срок (до 7 марта), назначенный заказчиком, нельзя считать разумным (постановление ФАС Московского округа от 26.03.13 по делу № А40-52202/12-152-171).

Технический сбой. Если невозможность подписания контракта в срок была связана с техническими проблемами, тоже есть шанс избежать попадания в реестр. Как правило, это касается ситуаций, когда закупки происходят в электронном виде и компания не может отправить подписанный проект договора: например, если в офисе неожиданно отключили интернет или электроэнергию.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания стала победителем открытого аукциона в электронной форме. Госзаказчик направил ей проект контракта по телекоммуникационным каналам связи, но компания не смогла отправить его в подписанном виде. Через месяц госзаказчик составил протокол об отказе от заключения контракта по причине уклонения поставщика. В итоге антимонопольная служба включила компанию в реестр недобросовестных поставщиков. Обжалуя это решение в суде, компания указала, что в момент отправления подписанного контракта произошел технический сбой (доступ в интернет с компьютеров компании стал невозможен). Эту техническую проблему удалось устранить только через месяц. В подтверждение этого компания представила акт, составленный исполнителем, который устранил неисправность, а также электронную переписку с представителем госзаказчика, из которой видно, что компания пыталась отправить контракт другими способами. В такой ситуации суды признали, что нарушение сроков подписания контракта произошло по причине, не зависящей от компании, а ввиду возникших препятствий технического характера. Поэтому решение о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков является незаконным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.13 по делу № А19-22295/2012).

Читайте так же:  Образец заполнения хронометража рабочего времени

В судебной практике немало примеров аналогичных споров, удачно разрешенных в пользу компаний (например, постановления ФАС Московского округа от 22.05.12 по делу № А40-56760/11-146-466, Восточно-Сибирского округа от 10.12.12 по делу № А33-6652/2012, Волго-Вятского округа от 04.07.12 по делу № А38-4526/2011, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.04.13 по делу № А10-4555/12).

Таким образом, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков из-за технического сбоя, нужно иметь доказательства того, что технические проблемы действительно имели место в конкретные даты. Кроме того, важно подтвердить еще и то, что компания пыталась предпринять иные меры для заключения контракта (например, представить переписку с сотрудниками госзаказчика). Без таких доказательств оспорить решение о включении в реестр не получится (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.09.12 по делу № А59-5850/2011).

Включение в реестр при существенном нарушении условий контракта

Еще одно основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков – нарушение компанией своих обязательств по уже заключенному контракту. Причем если в случае с уклонением от заключения контракта у компании есть шансы доказать, что она добросовестно пыталась принять все возможные меры к тому, чтобы контракт все-таки был подписан, то при установлении существенного нарушения заключенного контракта избежать включения в реестр почти невозможно.

Основание – судебное решение о расторжении контракта. Согласно закону № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков должна быть включена информация о поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты по решению суда (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). Здесь речь идет о ситуации, когда суд расторгает контракт из-за существенного нарушения условий контракта со стороны поставщика. В пример можно привести следующую ситуацию: подрядчик, заключивший муниципальный контракт, при выполнении работ отступил от техзадания. В самом контракте была предусмотрена возможность его расторжения в судебном порядке, в том числе в случае выполнения подрядчиком работ с отступлениями от требований техзадания. Госзаказчик обратился в суд с иском о расторжении контракта и получил решение в свою пользу. На основании решения суда сведения о подрядчике были включены в реестр недобросовестных поставщиков (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.13 по делу № А21-2779/12). Таким образом, расторжение контракта в судебном порядке при условии нарушения участником закупок обязательств ведет к безоговорочному включению информации о таком участнике в реестр.

28 января Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос о том, допустимо ли вообще включать в госконтракт третейскую оговорку (дела № А40-148581/2012, А40-160147/2012).

Существует только одна уловка в такой ситуации – предусмотреть в контракте с госзаказчиком третейскую оговорку. Шансы, что госзаказчик согласится на это, минимальны (в основном госзаказчики стараются придерживаться условий своих типовых договоров). Но, как показывает судебная практика, иногда они все-таки соглашаются на такой вариант (чаще всего третейская оговорка встречается в московских госконтрактах). Дело в том, что, по мнению арбитражных судов, в норме закона, позволяющей включить компанию в реестр недобросовестных поставщиков из-за того, что контракт с ней был расторгнут по решению суда, речь идет только о государственных судах, но не о третейских. Поэтому даже если третейский суд установит со стороны поставщика существенное нарушение условий контракта и вынесет решение о его расторжении, это не будет являться основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (постановления ФАС Московского округа от 05.11.13 по делу № А40-159394/12-152-1169, от 12.09.13 по делу № А40-159392/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.13 по делу № А40-172048/2012). В пример приведена судебная практика по применению части 2 статьи 19 закона № 94-ФЗ, которая предусматривала норму, аналогичную части 2 статьи 104 закона № 44-ФЗ.

Это не значит, что теперь поставщик не может отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Такой отказ возможен, но только если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 закона № 44-ФЗ).

Основание – односторонний отказ заказчика. Раньше закон № 94-ФЗ предусматривал возможность включения участника закупки в реестр «в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта». Это предполагало возможность включения в реестр в случае отказа от контракта любой из сторон. Теперь же поставщик может попасть в реестр, только если заказчик откажется от контракта из-за существенного нарушения поставщиком взятых на себя обязательств (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). Но нужно учитывать, что эта норма не нашла и вряд ли найдет широкое применение по причине нежелания заказчиков отстаивать и обосновывать в суде причины одностороннего отказа от контракта. Гораздо охотнее заказчики будут пользоваться проверенным инструментом расторжения контрактов в судебном порядке.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике

Основания для включения (внесения) в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике

Заказчик обязан направлять в контрольный орган (ФАС России, ее территориальные органы) информацию об участнике закупки и поставщике (подрядчике, исполнителе; далее — поставщик) для включения в реестр недобросовестных поставщиков в случаях, предусмотренных в ч. 4 — 6 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

К таким случаям относятся следующие:

1) победитель определения поставщика признан уклонившимся от заключения контракта;

2) участник закупки, контракт с которым заключается на основании п. п. 24, 25 — 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, уклонился от его заключения.

Уклонившимся считается, например, участник, который не предоставил обеспечение исполнения контракта в срок (ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

3) контракт расторгнут по решению суда;

4) контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Примечание. Участник электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, считается уклонившимся от заключения контракта в следующих случаях (ч. 15 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ):

— участник направил протокол разногласий , но потом не подписал (не направил) проект контракта;

— он подписал и направил проект контракта, но не представил требуемые документы (информацию), подтверждающие, что обеспечение исполнения контракта предоставлено и антидемпинговые требования соблюдены согласно ст. 37 Закона N 44-ФЗ (при необходимости).

Читайте так же:  Акт выполненных работ по договору подряда - образец

Если контракт расторгнут по соглашению сторон, направлять сведения для включения в реестр не нужно. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ.

СИТУАЦИЯ: От заключения контракта уклонился участник, информация о котором уже включена (внесена) в РНП. Необходимо ли заказчику в этом случае направлять сведения о таком участнике для включения в РНП?

Ответ: Да, необходимо.

Обоснование: В соответствии с положениями ч. 4, 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ заказчик при уклонении участника от заключения контракта обязан направить предусмотренные данным Законом документы и информацию о таком участнике для включения ее в РНП. Каких-либо исключений Закон N 44-ФЗ не содержит.

Порядок и сроки включения (внесения) в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике

Передать сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) необходимо в течение трех рабочих дней с даты:

1) признания победителя уклонившимся от заключения контракта (ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ);

2) признания участника уклонившимся от заключения контракта, который заключается согласно п. п. 24, 25, 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ);

[2]

3) расторжения контракта по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Установлено два способа направления сведений и необходимых документов в уполномоченный орган (п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062; далее — Правила):

1) на бумажном носителе;

2) в электронной форме с использованием электронной подписи.

Если сведения не направлены в контрольный орган или направлены несвоевременно, а также если переданная информация недостоверна, на должностных лиц заказчика может быть наложен штраф в размере 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

Заявление и документы для включения (внесения) сведений в реестр недобросовестных поставщиков

Требования к информации и документам, которые заказчик должен направить в контрольный орган, установлены ч. 3 — 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ.

Документы и информация на бумажном носителе подаются с заявлением (сопроводительным письмом), подписанным уполномоченным должностным лицом заказчика. Такое письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

Если сведения подаются в форме электронного документа, то он должен быть подписан электронной подписью указанного лица (п. 9 Правил).

Участие в заседании комиссии по вопросу о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике

Закон N 44-ФЗ не возлагает на заказчика обязанности участвовать в заседании комиссии контрольного органа.

Вопрос о включении сведений в РНП рассматривается с участием представителей заказчика в следующих случаях (п. 12 Правил):

— участник закупки уклонился от заключения контракта;

— контракт с поставщиком расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика исполнять контракт из-за существенных нарушений его условий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если представители заказчика не явились на заседание, комиссия принимает решение в их отсутствие (п. 12 Правил).

В случае когда контракт расторгнут по решению суда, на уполномоченный орган не возлагается обязанность рассматривать вопрос о включении сведений в РНП при участии представителей заказчика.

Принять участие в заседании целесообразно, поскольку у комиссии могут возникнуть вопросы, которые потребуют разъяснений.

Чтобы принять участие в заседании, заказчику необходимо:

1) определить, кто будет представлять его интересы — руководитель или иное лицо;

2) подготовить документы для участия в заседании:

— доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия действовать без доверенности;

[1]

— дополнительные документы, если уполномоченный орган в уведомлении указал на необходимость их представления;

3) выработать позицию относительно допущенных участником, поставщиком нарушений, которые послужили основанием для направления сведений в контрольный орган;

4) обеспечить явку представителя на заседание (если планируется, что интересы заказчика представляет не руководитель, а иное лицо).

В случае принятия антимонопольным органом решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП заказчик вправе оспорить в суде такое решение (п. 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа . Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 938 55 47 (Москва)

+7 (812) 467 31 19 (Санкт — Петербург)

8 (800) 511 38 53 (Остальные регионы)

Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Статья 104 . Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 104 настоящего Федерального закона

1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в пункт 1 части 3 статьи 104 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 11 января 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;

3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;

Читайте так же:  Разъяснение фнс по вопросу прекращения уплаты налога на квартиру в снесенном доме

4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;

Пункт 5 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2017 г.

5) идентификационный код закупки;

6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;

7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 11 января 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

4. В случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

5. В случае, если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24, 25 — 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.

6. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 12 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ

7. В течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 — 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

8. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

9. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.

10. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации.

11. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

Реестр недобросовестных поставщиков ФАС РФ

Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой единый свод сведений о недобросовестных участниках закупок, который размещается в общедоступной форме в Единой информационной системе госзакупок.

О том, какая информация содержится в таком реестре согласно п. 2 ст. 104 закона «О контрактной. » от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ), рекомендуем узнать на нашем сайте из статьи «Какая информация включается в Реестр недобросовестных поставщиков?».

Ведением упомянутой базы данных занимается государственный орган, уполномоченный на реализацию контрольных мероприятий в сфере закупок, — Федеральная антимонопольная служба РФ (далее — ФАС РФ, см. п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий. » от 26.08.2013 № 728, п. 5.3.4 постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о ФАС» от 30.06.2004 № 33).

Закон не содержит императивной нормы, согласно которой субъект, включенный в такой реестр, не имеет права участвовать в госзакупках, хотя заказчик и может установить в закупочной документации такое требование (п. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ).

Возможно, по данной теме читателю также будут полезны и другие материалы из нашего блока «Госзакупки и тендеры», например статья «Единый реестр поставщиков в госзакупках — порядок работ».

Список недобросовестных поставщиков: правила ведения

Перечень данных о признанном неблагонадежным поставщике, которые подлежат отражению по закону № 44-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков, закреплен в п. 3 ст. 104 данного закона:

  • наименование такого поставщика;
  • местонахождение;
  • ИНН;
  • Ф. И. О. учредителей и руководителей организации (для поставщиков-юрлиц);
  • даты определяющих этапов закупки, дата признания процедуры несостоявшейся, дата заключения неисполненного или несоответствующим образом выполненного контракта;
  • объект закупки, цена и срок исполнения контракта;
  • код идентификации закупочной процедуры;
  • основания и дата расторжения контракта;
  • дата включения информации в упомянутую базу данных.

Порядок ведения такого реестра регламентируется также:

  • Правилами ведения. утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062;
  • приказом ФАС РФ «О ведении реестра. » от 27.08.2007 № 267;
  • письмом ФАС РФ «По вопросам. » от 28.03.2014 № ИА/11604/14;
  • письмом ФАС РФ «О разъяснении. » от 08.12.2014 № АЦ/50130/14 и др.

Как проверить поставщика по ИНН

Рассматриваемый в статье реестр данных размещен в открытом для любого пользователя доступе на официальном сайте Единой информационной системы госзакупок в интернете, и найти его можно, перейдя по данной ссылке.

По умолчанию сведения отсортированы согласно дате их включения в систему или дате обновления данных, однако выполнить поиск интересующего субъекта можно с помощью специальной поисковой формы.

Читайте так же:  Минэкономразвития пояснило, как мфц работать с запросом сразу на несколько услуг

Самый простой вариант — указать в строке запроса наименование интересующего поставщика, ИНН или Ф. И. О. учредителей поставщика-юрлица, членов его коллегиального органа или лиц, выполняющих функции единоличного исполнительного органа.

Вместе с этим существует также форма расширенного поиска, предполагающая заполнение всех или части из следующих полей формы:

  • закон (можно выполнить поиск неблагонадежных участников закупочных процедур только в рамках закона № 44-ФЗ, или закона «О закупках товаров. » от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ), или одновременно в соответствии с названными законами);
  • тип поставщика по гражданско-правовому статусу поставщика — физлицо или организация;
  • ИНН поставщика;
  • КПП поставщика;
  • сведения о местонахождении поставщика;
  • основания внесения в названную базу (можно выбрать сразу несколько оснований);
  • дата внесения сведений в реестр (указывается интересующий период).

Таким образом, с помощью реестра недобросовестных поставщиков проверить по ИНН поставщика возможно, даже если неизвестны прочие сведения о проверяемом субъекте.

Помимо этого, в системе сразу можно ознакомиться и с другими контрактами данного поставщика, в т. ч. прекращенными, находящимися в стадии исполнения или исполненными.

Реестр недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ

В рамках закона № 223-ФЗ также ведется аналогичная база данных, содержащая сведения о недобросовестных участниках процедуры (ст. 5).

Оснований для включения субъекта в такой реестр по этому закону меньше, чем по закону № 44-ФЗ. К ним относятся следующие обстоятельства:

  • уклонение участника закупки от заключения контракта;
  • расторжение с участником закупки контракта по судебному решению в связи с нарушением существенного характера условий со стороны этого участника.

Порядок ведения такого реестра установлен также правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

Ведением указанной базы данных также занимается ФАС РФ, найти ее можно по ссылке. Правила поиска по такому реестру аналогичны рассмотренным нами выше.

Заказчик в своей закупочной документации может закрепить требование об отсутствии участников закупки в таком реестре (п. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Итак, реестр недобросовестных поставщиков по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ ведется уполномоченным госорганом — ФАС РФ. Перечень оснований для внесения субъектов в такой реестр является закрытым и регламентирован названными законами.

База данных о неблагонадежных участниках закупочных процедур размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок на безвозмездной основе в свободном доступе.

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по 44-ФЗ

Если попасть в этот список, то информация будет храниться там в течение 2-х лет. В этот период компанию официально игнорировать не будут, но на аукционах большинство организаторов торгов проверяют участников, и при выборе будущего исполнителя учтут присутствие в РНП, либо сразу указывают условие отсутствия в реестре.

Сам реестр можно найти на сайте ЕИС и доступен для проверки любым пользователям по ссылке Реестр недобросовестных поставщиков.

В каких случаях вносят в реестр?

В соответствии с 44-ФЗ, компанию могут добавить в следующих случаях:

  1. действие контракта было прекращен со стороны заказчика через суд;
  2. исполнитель нарушил условия сделки, в результате чего заказчик отказался от услуг контрагента;
  3. победитель торгов уклоняется от подписания договора.

Условия, при которых уклонение признается состоявшимся:

  1. победитель не представил по необходимости выписку из ЕГРЮЛ, обеспечение, обоснование своей цены контракта;
  2. исполнитель не подписал и не передал экземпляр проекта в соответствующие сроки;
  3. если стоимость опустилась более чем на четверть от общей цены и контрагент не предоставил подтверждение добросовестности или предоставил заведомо ложные сведения.

Как можно отказаться от тендера без последствий?

  1. заказчик существенно меняет условия контракта по сравнению с указанными изначально;
  2. заказчик требует более крупную сумму обеспечения сделки.

Какая информация включается в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

  1. наименование;
  2. фактическое местоположение;
  3. ИНН;
  4. ФИО учредителей (если учредитель — юр.лицо, то наименование и ИНН);
  5. контрактная документация (объект, цена, сроки);
  6. код закупки;
  7. даты проведения торгов, признания их несостоявшимся (при уклонении);
  8. дата заключения сделки и расторжения (если контракт прекращен в одностороннем или судебном порядке);
  9. дата включения данных.

ФАС ведёт реестр, но сведения для ФАС предоставляет недовольный исполнителем заказчик. Туда вносят:

  1. данные о недобросовестном исполнителе;
  2. выписки из протокола;
  3. дата проведения торгов;
  4. обоснование причины отказа от контракта со стороны заказчика;
  5. доказательства уклонения исполнителя от обязательств по сделке;
  6. копия судебного решения о расторжении.

Сроки включения в реестр

Данные подаются в течение 3-х дней с момента подписания контракта со вторым участником. Если недобросовестный контрагент был единственным участником торгов — то у заказчика есть 5 дней с даты окончания срока контракта.

Далее ФАС в течение 10 дней проверяет поступившую информацию и принимает решение о включении или невключении в реестр, которое можно попытаться оспорить. В законодательстве в отношении госзакупок остаётся множество белых пятен, их ещё предстоит исправить государственным органам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для того, чтобы подтвердить добросовестность компании и повысить количество баллов при выборе победителя комиссией, участники торгов также оформляют сертификаты РПО (реестр проверенных организаций) и РДИ (реестр добросовестных исполнителей), которые оформляет в т.ч. и «СтройБизнесКонсалт».

Источники


  1. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.

  2. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.

  3. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.
  4. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
  5. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.
Какая информация включается в реестр недобросовестных поставщиков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here