Содержание
- 1 Унитарные юридические лица
- 2 Органы юридического лица. Органы управления юридического лица
- 3 Корпоративные юридические лица (корпорации)
- 4 Некоммерческие унитарные организации
- 5 Органы юридического лица
- 6 Корпоративные и унитарные юридические лица как субъекты предпринимательских отношений
- 7 Понятие и виды унитарных юридических лиц.
Унитарные юридические лица
Унитарные юридические лица — юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами.
Разъяснение
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) подразделяет юридичекие лица на две группы: Корпоративные юридические лица (корпорации) и Унитарные юридические лица. В корпорациях их учредители (участники) обладают правом участия (членства) в корпорации. Это главный отличительный признак корпорации от унитарных юридических лиц.
Унитарное юридическое лицо это не организационно-правовая форма юридического лица, а категория группы юридических лиц.
Понятие «Унитарные юридические лица» было введено в ГК РФ федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ.
Определение понятия Унитерные юридические лица приведено в пункте 1 статьи 65.1 ГК РФ:
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.
Дополнительно
Корпоративные юридические лица (корпорации) — юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса РФ.
Коммерческие корпоративные организации — хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы.
Некоммерческие унитарные организации — юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Автономные некоммерческие организации — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
Фонды — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Религиозные организации — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.
Органы юридического лица. Органы управления юридического лица
Органы юридического лица, в соответствии со ст. 53 ГК, реализуют его право- и дееспособность. Они формируют и выражают его волю как самостоятельного субъекта. Рассмотрим далее виды органов юридического лица.
Общая характеристика
Органы юридического лица осуществляют не только непосредственно само администрирование, но и от имени субъекта выступают в имущественном обороте. Другими словами, действия этих структур признаются деятельностью самой компании. Они — часть организации и не считаются самостоятельными правовыми субъектами. Этим органы юридического лица отличаются от полных товарищей и представителей. Они также выступают от имени компании по ее поручению, но в структуру не входят. Полномочия представителей и полных товарищей подтверждаются доверенностью. Для органов юрлица такого документа не требуется. Виды структур, порядок формирования, иерархия, компетенция и прочие вопросы, связанные с деятельностью этих звеньев компании, предопределяет ее форму и принадлежность к некоммерческим или коммерческим организациям.
Важный момент
Следует учитывать, что:
- Органы не считаются обязательным атрибутом юрлица и не выступают в качестве структурного признака. В некоторых случаях организация осуществляет свою деятельность при их абсолютном отсутствии. Иногда компания может не иметь таких подразделений, формирование которых обладает факультативным характером.
- При отсутствии органов их функции исполняет участник юрлица. Если в компании не предусмотрены факультативные подразделения, их задачи выполняют другие структуры, принимающие соответствующие обязанности и права.
Органы юридического лица обладают определенной компетенцией. Она представляет собой круг вопросов, за пределы которого они выходить не могут. То есть решения органов юридического лица считаются правомерными только относительно вверенных им полномочий. В случае их превышения могут возникать определенные последствия. В частности, любая сделка, заключенная с такими нарушениями, может быть признана оспоримой или ничтожной.
Классификация
Органы управления юридического лица могут быть единоличными или коллегиальными. К первым, например, относят, директора (генерального в том числе), председателя правления, президента и так далее. Коллегиальные органы юридического лица — это, например, попечительский или наблюдательный совет, общее собрание и пр. Последние всегда формируются в корпоративных компаниях, созданных на началах членства. К ним, в частности, относят союзы, общественные организации, кооперативы, товарищества.
В таких случаях органом юридического лица является только общее собрание участников. Такие структуры, однако, могут формироваться и в фондах (попечительских советах), учреждениях (образовательных или научных), которые не относятся к корпоративным предприятиям. Данное положение не относится к собранию трудового коллектива организации. Обуславливается это тем, что персонал, выступая в качестве наемных работников, не участвует в образовании имущества компании (уставного либо другого капитала). В этой связи они не имеют соответствующих полномочий и не могут оказывать влияние на образование воли предприятия, во всяком случае, без прямого на это согласия участников либо учредителей.
Органы управления юридического лица формируются для создания его воли. То есть они считаются «волеобразующими». Также создаются структуры, которые выступают от имени предприятия перед третьими лицами-участниками имущественного оборота. Такие органы именуются «волеизъявляющими». К первым, прежде всего, относят общие собрания, коллегиальные институты. Образованную ими волю затем должны реализовать соответствующие исполнительные структуры. Вместе с этим последние всегда выступают и в качестве «волеобразующих» подразделений.
Их функции не ограничены только четким исполнением решений, принятых иными органами юрлица. Более того, во многих учреждениях и в унитарных предприятиях единоличный директор (руководитель) выступает одновременно и как образующий, и как реализующий волю. В этой связи закон требует, чтобы исполнительные структуры компании осуществляли свою деятельность разумно и добросовестно, руководствуясь при этом ее интересами.
Ограничения
Полномочия органов юрлица могут, кроме законодательных предписаний, регламентироваться и учредительными документами. К примеру, на совершение определенных сделок необходимо предварительно получить согласие коллегиальной структуры или собственника (учредителя). Если данные ограничения предусмотрены в нормативном порядке, то их несоблюдение ведет к ничтожности заключенного договора с третьими лицами, поскольку последние должны знать законодательные требования. Так, унитарное предприятие не может распоряжаться собственной недвижимостью без согласия учредителя-собственника. Данное предписание присутствует в ст. 295 ГК. Если те или иные ограничения введены Уставом определенной компании (к примеру, единоличному органу запрещено заключение сделок на определенную сумму без получения предварительного согласия на это от коллегиального органа), то оспаривание соответствующих договоров допускается только при доказанности знаний контрагентов о таких запретах.
Порядок образования
Единоличные органы юридического лица или назначаются учредителями (к примеру, собственником учреждения/унитарного предприятия или уполномоченной структурой), или выбираются учредителями /созданным ими правлением либо советом. Коллективные структуры избираются всеми учредителями или состоят из них. Вопросы, касающиеся компетенции, порядка образования и прочих существенных моментов, определяются в Уставе и законодательстве.
Общее правило
В соответствии с ним, заместитель директора, а также участники правления и коллегиальной структуры не выступают в качестве органов юрлица. В унитарном предприятии, таким образом, единоличным институтом власти считается руководитель. Но в рамках уставов некоторых коммерческих компаний и хозяйственных обществ может быть предусмотрено выступление заместителей директора от имени предприятия без доверенности.
Деликтоспособность
Она представляет собой ответственность органов юридического лица, их способность самостоятельно возмещать причиненный их действиями имущественный ущерб. В связи с тем, что поведение уполномоченных структур компании считается активностью самого предприятия, то очевидно, что именно оно должно нести это бремя. Вместе с этим, юридическое лицо отвечает и за действия своих сотрудников, которые совершаются во время исполнения последними своих обязанностей, как за собственные. Данное положение установлено в ст. 1068 ГК (п. 1). Обусловлено это тем, что указанные действия совершаются во исполнение распоряжений (воли) юрлица.
В ней установлена ответственность для юридических лиц. Все организации, кроме учреждений, отвечают по принятым на себя обязательствам собственным имуществом. Данное предписание установлено в п. 1 указанной статьи. В п. 3 указано, что участник либо собственник имущества не отвечают по обязательствам юрлица и наоборот. Исключения могут быть предусмотрены в ГК или учредительной документации компании. Правило, касающееся имущественной ответственности по обязательствам, используется в большинстве случаев. Оно касается всей собственности предприятия, в числе которой движимые и недвижимые объекты, ценные бумаги, денежные средства, доли участия и так далее.
Ответственность лиц, уполномоченных представлять интересы юрлица от его имени и определять его действия, членов коллегиальных структур устанавливается в ст. 53.1 ГК. В случае нарушения тех или иных предписаний (законодательных или определенных в учредительной документации) предусматривается наказание в зависимости от тяжести вреда. В случае причинения органами юрлица ущерба предприятию на них накладывается обязанность возмещения своим собственным имуществом. Однако такие противоправные действия, согласно законодательству, не могут выступать в качестве основания для признания совершенных ими сделок с третьими лицами недействительными.
Учредительная документация
Деятельность компаний может осуществляться после того, как все необходимые сведения будут переданы в налоговые органы. Юридические лица считаются созданными после постановки их на учет. Данное предписание содержится в ст. 51 ГК. Орган регистрации юридических лиц ведет учет в соответствии с ФЗ №129. Согласно общему правилу, организации действуют на основании:
- Устава (за исключением хозяйственных товариществ).
- Учредительного договора.
Уставы утверждаются участниками. Деятельность хозяйственного товарищества осуществляется в соответствии с учредительными договорами. К ним применяются общие правила об уставе юрлиц.
Корпоративные юридические лица (корпорации)
Корпоративные юридические лица (корпорации) — юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса РФ.
Разъяснение
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) подразделяет юридичекие лица на две группы: Корпоративные юридические лица (корпорации) и Унитарные юридические лица. В корпорациях их учредители (участники) обладают правом участия (членства) в корпорации. Это главный отличительный признак корпорации от унитарных юридических лиц.
Корпорация это не организационно-правовая форма юридического лица, а категория группы юридических лиц.
Понятие «Корпорация» было введено в ГК РФ федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ.
Определение понятия Корпоративные юридические лица (корпорации) приведено в пункте 1 статьи 65.1 ГК РФ:
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса*, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.
* п. 1 ст. 65.3. ГК РФ:
Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников.
В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом и уставом корпорации.
Права и обязанности участников корпорации определены в статье 65.2. ГК РФ.
Управление в корпорации
Порядок управления в корпорации определен в статье 65.3 ГК РФ:
Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников.
В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.
В случаях, предусмотренных ГК РФ, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).
К компетенции единоличного органа корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа.
Наряду с исполнительными органами в корпорации может быть образован коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.
Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, требовать возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1), оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 ГК РФили законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 65.2 ГК РФ.
Некоммерческие унитарные организации
Некоммерческие унитарные организации — юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Разъяснение
Некоммерческие унитарные организации — это юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
К некоммерческим унитарным организациям относятся:
Фонды — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Учреждения — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Автономные некоммерческие организации — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
Религиозные организации — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.
Публично-правовая компания — унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.
Государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Правовое положение некоммерческих унитарных организаций регулируется параграфом 7 «Некоммерческие унитарные организации» главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Унитарные и корпоративные некоммерческие организации
Некоммерческие организации подразделяются на две группы: Некоммерческие корпоративные организации и Некоммерческие унитарные организации.
Основное различие между ними в том, что некоммерческие корпоративные организации имеют членов, которые участвуют в управлении НКО, а некоммерческие унитарные организации не имеют членства.
Различия между корпоративными и унитарными юридическими лицами определено пунктом 1 статьи 65.1. «Корпоративные и унитарные юридические лица» Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):
«Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.»
Дополнительно
Некоммерческие корпоративные организации — юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.
Некоммерческие организации — организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Организационно-правовая форма — способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности
Органы юридического лица
Реализация правоспособности происходит посредством деятельности выбранных органов или уполномоченных представителей.
Правоспособность юридических лиц возникает в момент государственной регистрации.
Но как она реализуется? Это происходит посредством деятельности выбранных органов или уполномоченных представителей.
Они обладают полномочиями выступать от имени организации в сделках с контрагентами.
Предварительная экспертиза документов компании-партнера должна включать анализ правомочий структур управления, связанных с заключением разрабатывающегося договора.
Понятие органов юридического лица
Понятие органа юридического лица в законе не содержится. Но оно может базироваться на признаках, указанных в ст. 53 ГК.
К ним относятся следующие основные характеристики:
- Они являются механизмом, через который организация приобретает и реализует права, а также принимает и выполняет обязанности. Для совершения сделок требуется их одобрение органами управления. Несоблюдение этого правила повлечет последствия их недействительности.
- Их формирование, а также наделение полномочиями, происходит на основании закона и учредительных документов. Компетенция органа определяется уставом или учредительным договором, который не должен противоречить законодательству. В случае принятия локальных актов о том или ином органе управления, они лишь конкретизируют положения базовых документов и не могут изменять правовое положение.
- Закон устанавливает их обязанность действовать в интересах организации, соблюдая принципы добросовестности и разумности. Речь идет о том, чтобы граждане, выполняющие определенные функции, обладали соответствующей квалификацией и не допускали злоупотреблений. Ст. 53.1 предусматривает ответственность за недобросовестные и неразумные действия или бездействие, причинившие организации ущерб.
Исходя из этих особенностей, можно использовать следующее понятие. Под органами юридического лица следует понимать механизм, через который организация принимает участие в гражданском обороте, формирующийся на основании законодательства и учредительных документов, состоящий из граждан, обязанных совершать действия к выгоде организации и без злоупотреблений.
Виды органов юридического лица
Критерием для разграничения структур внутри юридического лица служит их состав. Они могут быть единоличными или коллегиальными.
Видео (кликните для воспроизведения). |
При этом, возможны случаи, когда они существуют одновременно внутри одной организации, но их правовое положение и компетенция отличаются.
Наиболее часто правоспособность компаний реализуется через единоличный исполнительный орган. Основные виды его наименования – директор или генеральный директор.
Однако бывают случаи, когда все функции управления реализуются через коллегиальный орган. Примером может служить правление в кооперативе.
Несмотря на то, что, в его состав входит председатель правления, он обладает номинальной компетенцией и его правовое положение ограничивается решением организационных вопросов сопровождающих деятельность этого коллегиального органа.
Структура управления организациями и функции отдельных ее элементов
Выделяют следующие основные схемы:
- структура управления с 2-мя звеньями;
- конструкция с 3-мя звеньями.
В первом случае, речь идет о наличии высшего органа, принимающего наиболее важные решения и собирающегося в полном составе с определенной периодичностью и исполнительного органа, действующего на постоянной основе.
В случае с 3-звенной схемой, предусмотрено формирование промежуточного между высшим и исполнительным органа.
Примером служит наблюдательный совет в производственном кооперативе или совет директоров в публичном акционерном обществе. Их создание предусмотрено положениями соответствующих законодательных актов.
Такая система призвана обеспечить контроль за деятельностью исполнительного органа в ситуациях, когда количество членов или акционеров столь высоко, что не может реализовать надзорные функции. Каждый орган несет ответственность перед вышестоящим.
В структуру юрлица входят и другие виды органов: ревизионная комиссия или ревизор. Они не наделены полномочиями по принятию управленческих решений.
Их задачи заключаются в контроле за тем, чтобы деятельность остальных структур соответствовала интересам организации. Они несут ответственность за качество проведенных проверок.
Компетенция органов юрлица
Законы, регулирующие порядок деятельности юрлиц определенной организационно-правовой формы, устанавливают понятие каждого органа и его исключительную компетенцию.
Это означает, что нижестоящее образование не может решить вопрос, относящийся к сфере ответственности вышестоящего.
Созыв общего собрания акционеров или совета директоров для рассмотрения последних вопросов считается избыточным. Характерным примером может служить заключение договора об оказании услуг с клиринговой компанией.
Однако в ряде случаев, закон и устав предусматривают участие высшего или промежуточного органа в заключении договоров. Речь идет о крупных сделках, требующих дополнительного одобрения.
Действия уполномоченных представителей юрлица
Справедлив вопрос о природе правомочий лиц, действующих на основании доверенности. Являются ли они органом юрлица?
Если речь заходит о юристах, уполномоченных представлять интересы организации в суде, то эта ситуация понятна: доверенность выдается в рамках договора об оказании соответствующих услуг или по трудовым контрактам.
Более неоднозначным случаем выступает положение руководителя филиала организации. Многие ошибочно могут считать его частью структуры компании, ведь его полномочия на локальном уровне могут дублировать полномочия единоличного исполнительного органа.
Закон не предусматривает место руководителя филиалов в структуре компании. Учитывая то, что он действует на основании доверенности и локальных актов, это лишь частный случай делегирования полномочий.
Корпоративные и унитарные юридические лица как субъекты предпринимательских отношений
Статья 65.1. Корпоративные и унитарные юридические лица
1. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.
2. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Корпоративный договор
Статья 67.2. Корпоративный договор
17.Муниципальное образование как субъект предпринимательского права, правовой режим муниципального имущества.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Понятие и виды унитарных юридических лиц.
Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
В форме унитарных предприятиймогут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Государственные и муниципальные предприятия отличаются от коммерческих юридических лиц – собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) – тем, что:
1) управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной;
2) обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления);
3) наделяются специальной (а не общей) правоспособностью;
4) являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).
В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:
· федеральное государственное предприятие;
· государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);
2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:
· федеральное казенное предприятие,
· казенное предприятие субъекта РФ,
· муниципальное казенное предприятие.
Казенные предприятия отличаются от других государственных и муниципальных предприятий тем, что:
1) наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения;
2) право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения;
3) казенные предприятия не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом;
4) в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами;
5) государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества;
6) в казенных предприятиях не формируется уставный фонд, в то время как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения такой фонд создается (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, муниципального – 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда).
8. Государство и иные публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений
Понятие публичных образований. Наряду с физическими и юридическими лицами, самостоятельными участниками гражданского оборота признаются Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования (абз. 2 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 124 ГК). Особенности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований как юридического лица, а точнее – публичного образования как вида юридического лица, заключаются в следующем:
· В качестве участников гражданских отношений юридические лица и публичные образования относятся к одной родовой группе, что позволяет, в частности, применять к порядку участия публичных образований в гражданском обороте, например, правила о волеобразовании и волеизъявлении юридических лиц. Однако, принадлежность к общему роду не отменяет видовых различий содержательного и формального характера. Например, цели участия в гражданских правоотношениях юридических лиц отличны от целей участия публичных образований. Юридическим лицом является лишь тот субъект, который признается таковым гражданским законодательством, т.е. создан в соответствующей организационно-правовой форме и надлежащим образом зарегистрирован. Однако ничего подобного в отношении публичных образований законом не установлено.
· Подчеркивается специфика природы Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований именно как субъектов права вообще – носителей публичной власти. Исходя из того, что публичная власть существует для упорядочивания отношений внутри общества при помощи обязательных для всех велений, а неотъемлемым признаком является ее верховенство и независимость от какой бы то ни было иной власти, то любое выражение ее воли закрепляется в форме общеобязательного веления, подкрепленного принуждением различных институтов власти. Вместе с тем, гражданские правоотношения характеризуются юридическим равенством сторон, вне зависимости от статуса субъекта, что противоречит природе представителей публичной власти (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования).
· Вместе с тем преследуемые публичной властью цели упорядочения и стабилизации общественных отношений обуславливают функциональную направленность деятельности носителей публичной власти и, как следствие, характер и содержание их властных предписаний. Указанная деятельность должна быть направлена исключительно на реализацию общесоциальных задач экономического, политического, культурного и иного характера.Поэтому их участие в гражданском обороте имеет относительно ограниченный характер и с целью реализации задач публичной власти. Этим публичные образования отличаются от действующих в целях удовлетворения собственных интересов физических лиц — субъектов гражданского права — в силу самого факта рождения, и юридических лиц, возникающих в результате специальной регистрации.
Виды публичных образований. Обобщающий термин «публичные образования», вполне приемлемый для гражданско-правового регулирования, не отменяет множественности видов публичных образований. Так, самостоятельными видами публичных образований признаются:
1) Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1 Конституции РФ);
2) субъекты Федерации, хотя и входящие в состав последней, но признаваемые самостоятельными субъектами гражданского права: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (п. 1 ст. 65 Конституции РФ);
3) муниципальные образования — городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории городов федерального значения (п. 1 ст. 131 Конституции РФ).
Из этого следует, что Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования самостоятельно и наравне выступают в гражданском обороте (разумеется, в рамках своей компетенции).Поэтому в литературе высказано обоснованное мнение о том, что встречающийся в ГК и иных законах термин «государство» всегда обозначает вполне конкретное публичное образование (Российскую Федерацию, ее субъектов или даже муниципальное образование), поскольку государства вообще, без его привязки к тому или иному публичному образованию, не существует.
Правосубъектность публичных образований. Публичные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными субъектами — физическими и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК),что предполагает распространение на их деятельность всех остальных общих начал гражданского законодательства (в частности, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела и т.п.). Вместе с тем, это не отменяет существования исключений из общих правил, обусловленных субъектной спецификой:
· Во-первых, установлен запрет на осуществление присущих публичным образованиям властных полномочий. Например, публичное образование не может обязать другого участника гражданского оборота вступить с ним в договорные отношения, поскольку свобода договора (абз. 1 п. 1 ст. 421 ГК) подразумевает выраженную добровольно взаимную волю сторон. Необходимо всегда помнить, что неверно усматривать в их действиях принудительность, основанную на властных полномочиях в предусмотренных законом случаях заключения договора в обязательном порядке (абз. 2 п. 1 ст. 421 ГК), так как в данном случае действует общее правило о свободе договоров.
· Во-вторых, невозможно использование каких бы то ни было преимуществ, проистекающих из присущих публичным образованиям властных полномочий. Так, публичное образование не вправе диктовать контрагенту конкретные условия договора, не выгодные для последнего и не соответствующие его интересам, поскольку общим для всех участников гражданского оборота является определение содержания договора по взаимосогласованному усмотрению (абз. 1 п. 4 ст. 421 ГК). Равным образом публичное образование не имеет каких-либо преимуществ при заключении гражданско-правовых договоров по сравнению с другими участниками оборота.
Участие публичных образований в гражданском обороте необходимо постольку, поскольку этого требует реализация задач публичной власти. Однако сама по себе подобная функциональная направленность деятельности не заменяет и не отменяет юридического равенства всех субъектов гражданского права.Иначе говоря, утрата властных полномочий в гражданских правоотношениях не противоречит природе публичных образований как носителей публичной власти.
Поэтому, если регулирование отношений с участием публичных образований построено на началах верховенства последних, если публичное образование пытается привнести в имущественный оборот властно-правовые начала, то это свидетельствует лишь о допущенных публичным образованием нарушениях принципа юридического равенства субъектов гражданского права.
Таким образом, поскольку публичные образования являются видом юридических лиц, то к ним в равной мере применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях (п. 2 ст. 124 ГК).
Гражданская правоспобность публичных образований носит исключительно специальный характер, обусловленный особенностями публичных образований как участников гражданских отношений. Поэтому публичные образования могут иметь лишь те права и нести обязанности, которые необходимы для реализации ими задач публичной власти.
Формы участия публичных образований в гражданских правоотношениях. Вопрос о формах участия публичных образований в гражданских правоотношениях традиционно решается следующим образом. Публичные образования наделены возможностью участвовать в гражданском обороте в двух формах:
1) в форме непосредственного участия — самостоятельно с помощью соответствующих органов (п. 1, 2 ст. 125 ГК), т.е. в порядке, аналогичном установленному в ст. 53 ГК для юридических лиц;
Видео (кликните для воспроизведения). |
2) в форме опосредованного участия — через представителей (п. 3 ст. 125 ГК), т.е. посредством установления отношений представительства (гл. 10 ГК).
Источники
Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.
Давыденко, Дмитрий Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах / Дмитрий Давыденко. — М.: Секрет фирмы, 2014. — 168 c.
Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.- CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.
- Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.