Содержание
- 1 Сокращен срок регистрации юридических лиц и ИП
- 2 Глава III. Порядок государственной регистрации (ст.ст. 8 — 11)
- 3 Свидетельство о государственной регистрации ООО
- 4 Дата государственной регистрации юридического лица: где посмотреть?
- 5 В какой срок осуществляется государственная регистрация создания крестьянского.
- 6 Государственная регистрация юридических лиц.
- 7 Место регистрации юридического лица — это …
- 8 Три дня на подачу документов в налоговую, всегда ли вы обязаны соблюдать трехдневный срок с момента принятия решения
- 9 Срок государственной регистрации юридического лица
Сокращен срок регистрации юридических лиц и ИП
Упрощен процесс регистрации бизнеса. Сегодня (29 декабря 2015 года) вступают в силу поправки, предусмотренные Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 209-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов”.
В частности, сокращен с пяти до трех дней срок госрегистрации при создании юридического лица и получении физическим лицом статуса ИП. Такой срок исчисляется со дня представления соответствующих документов в регистрирующий орган и применяется для документов, представленных в регистрирующие органы после 28 декабря 2015 года. При этом текущие сроки госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица или произошедших в случае его реорганизации (не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган), сохранены.
Кроме того, документом предусмотрена возможность для юридических лиц (на первом этапе – только ООО) действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным госорганом. Такой устав не будет содержать сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица – эти сведения содержатся в ЕГРЮЛ. При этом сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, должны быть указаны в ЕГРЮЛ.
Однако для ООО сохранена и возможность действовать на основании индивидуализированных уставов, оформленных в традиционной бумажной форме. Так, если общество применяет индивидуализированный устав, то данные об изменении его наименования или места нахождения будут вноситься в устав и ЕГРЮЛ, а если типовой – только в ЕГРЮЛ.
Установлено, что если общество действует на основании типового устава, в течение месяца со дня принятия решения об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участниками общества или третьими лицами общество должно сообщить в орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц, об увеличении уставного капитала общества, а также об увеличении номинальной стоимости долей участников общества, внесших дополнительные вклады, о принятии третьих лиц в общество, об определении номинальной стоимости и размера их долей и при необходимости об изменении размеров долей участников общества.
Глава III. Порядок государственной регистрации (ст.ст. 8 — 11)
Глава III. Порядок государственной регистрации
По вопросам оспаривания решений, действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, см. Обзоры судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов, направленные письмами ФНС России
> Сроки и место государственной регистрации |
Содержание Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Свидетельство о государственной регистрации ООО
Открытие ООО подтверждается выдачей учредителям регистрационных документов. Один их таких документов — свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Как его получить и что должно быть в нем указано?
Регистрационный орган
Подавать документы для открытия ООО надо в регистрирующую налоговую инспекцию по юридическому адресу будущей фирмы или в Многофункциональный центр (МФЦ). Обычная ИФНС, где общество с ограниченной ответсвенностью будет стоять на налоговом учете, может не иметь специальных полномочий для выдачи.
Чтобы не получить отказ в регистрации фирмы, надо выбрать нужную налоговую инспекцию. Например, в Москве это только 46-ая ИФНС, в Питере – межрайонная инспекция № 15. Если же вы подадите заявление Р11001 через ближайший к вам МФЦ, то самостоятельно искать регистрационный орган не придётся, чиновники сами перешлют заявление по нужному адресу.
Но какой бы ни была регистрирующая инспекция, она выдаёт бланк установленного образца, действующий по всей территории России и одинаковый для всех категорий юридических лиц (ООО, АО, ПАО и др.).
Форма документа
Свидетельство о регистрации ООО выдаётся на официальном бланке формы № Р51003, утверждённом ФНС России. Это своего рода паспорт организации, поэтому в нём содержится вся информация, позволяющая идентифицировать юр лицо. Не путайте со свидетельством ИНН организации!
Документ имеет несколько степеней защиты:
- Фирменный, отпечатанный типографским способом, бланк (а не обычный лист бумаги);
- Печать с голограммой;
- Серия и номер.
Подделка официального бланка о регистрации общества преследуется по закону, как и подделка других государственных бланков.
Копии свидетельства часто запрашивают контрагенты, банки, внебюджетные фонды, другие государственные органы, поэтому оригинал требуется хранить в условиях, обеспечивающих его сохранность. В случае утраты или порчи оригинала необходимо обратиться в регистрационный орган за выдачей дубликата. Это госуслуга, за которую взимается пошлина в размере 800 рублей.
Федеральная налоговая служба приказом от 12 сентября 2016 г. № ММВ-7-14/481@ сообщила, что с 2017 года свидетельство о регистрации юридического лица больше выдаваться не будет. Факт госрегистрации юрлица с нового года подтверждается листом записи по форме № Р50007. Тем не менее, свидетельство о регистрации ООО старого образца продолжит действовать и после 2017 года, заменять его не требуется.
Образец свидетельства
Перед вами свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
Текст подтверждает, что в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании конкретной организации. Указываются также следующие сведения:
- Полное наименование компании;
- Дата внесения записи в ЕГРЮЛ;
- Основной государственный регистрационный номер (ОГРН), в котором содержится информация о годе создания организации, коде региона и регистрирующей инспекции, номере записи в реестре;
- Полное наименование налогового органа, выдавшего документ;
- Дата выдачи.
Данные заверяются печатью ИФНС и подписью должностного лица. К свидетельству в обязательном порядке прилагается лист записи ЕГРЮЛ.
Лист записи ЕГРЮЛ содержит гораздо более полную информацию о созданной компании: полный юридический адрес, сведения об учредителях, размере уставного капитала, распределении долей, видах деятельности по ОКВЭД и др. Оформляется он на обычном листе формата А4 и заверяется печатью налогового органа. Данные из реестра находятся в свободном доступе, их может бесплатно получить любое заинтересованное лицо через специальный сервис на официальном сайте ФНС.
Только актуальная полезная информация для предпринимателей с доставкой в Ваш электронный ящик:
Дата государственной регистрации юридического лица: где посмотреть?
Дата регистрации юридического лица – это дата внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующим органом (п. 2 ст. 51 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ). А сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются публичными и открытыми для всеобщего ознакомления за некоторым исключением (п. 1 ст. 6 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).
Поэтому если вам нужно узнать дату регистрации юрлица (к примеру, потенциального бизнес-партнера, с которым предполагается долгосрочное сотрудничество), то проще всего это сделать, запросив выписку из ЕГРЮЛ. Причем если такую выписку вы берете исключительно для собственного ознакомления, то получить ее вы можете в электронном виде прямо в день запроса.
Дата регистрации юридического лица по ИНН
Если же ни тот, ни другой номер вам неизвестен, то найти юридическое лицо можно по наименованию. В этом случае сервис предлагает сразу же ввести и регион места нахождения компании. Ведь при наличии в ЕГРЮЛ нескольких записей об организациях с такими же названиями, как у интересующей вас фирмы, в результаты поиска попадут они все. И если наименование у юрлица из категории часто встречающихся, то выбрать нужное без указания субъекта РФ будет не так-то просто.
К примеру, в ЕГРЮЛ содержится более 100 записей о разных обществах с ограниченной ответственностью под названием «Метелица».
В какой графе выписки искать дату регистрации
Выписка, загруженная с сайта ФНС, как правило, состоит из нескольких листов и информации в ней может быть довольно много. Разберемся, где посмотреть дату государственной регистрации юридического лица.
Информация об организации представляется в таблице так: сначала идет подраздел «Наименование», затем «Адрес (место нахождения)», потом «Сведения о регистрации». Сведения о регистрации обычно включают в себя способ образования компании, ОГРН и дату регистрации. Вот эта дата вам и нужна.
Если организация была зарегистрирована до 1 июля 2002 года, то есть до того, как начал действовать Закон N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», то в выписке из ЕГРЮЛ будет отдельно указана дата присвоения ОГРН и дата регистрации до 1 июля 2002 года. Последняя и есть дата регистрации юрлица, ведь присвоение компании ОГРН (в период с 01.07.2002 до 01.01.2003) не означало перерегистрацию компании.
В какой срок осуществляется государственная регистрация создания крестьянского.
Статья 13 пункта 3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001
В какой срок осуществляется государственная регистрация физического лица.
Как и где лицу, обратившемуся за совершением нотариальной.
Государственная регистрация юридических лиц.
Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
Документы, представляемые в регистрирующий орган юридическими лицами при их создании
Заявление о государственной регистрации по форме
Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ
Учредительные документы юридического лица
Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя
Документ об уплате государственной пошлины
Место государственной регистрации юридических лиц при их создании
По месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа
По месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа
Срок государственной регистрации
Не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган
Документы, выдаваемые регистрирующим органом в случае регистрации юридического лица
Расписка о получении документов, представленных заявителем
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица
Лист записи в ЕГРЮЛ
Выписка из ЕГРЮЛ
Прекращение деятельности юридического лица.
Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер.
Реорганизация юридического лица.
При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам права, т.е. происходит правопреемство.
Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, т. е. смены организационно-правовой формы юридического лица. При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. При присоединении новых юридических лиц не возникает, и, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.
В настоящее время допускается реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм; реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах (абз. 2 п. 1, п. 3 ст. 57 ГК РФ). При этом, государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).
Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. В таком случае она поручается назначенному судом арбитражному управляющему (а не внешнему управляющему, как было указано в п. 2 ст. 57 ГК РФ в прежней редакции). Арбитражный управляющий привлекается и в случаях принудительной ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 61, п. 5 ст. 62 ГК РФ). Пункт 2 ст. 57 ГК РФ указывает на то, что арбитражный управляющий назначается в установленном законом порядке. Соответственно, необходимо установление такого порядка.
В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется только передаточным актом. Законодатель исключил такой документ, как разделительный баланс.
Правила о правопреемстве при реорганизации юридических лиц были дополнены следующими нормами:
— при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ);
— передаточный акт должен содержать порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ);
— если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству. (п. 5 ст. 60 ГК РФ).
Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).
Изменения в гражданское законодательство более детально урегулировали вопросы защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, в частности, в ГК РФ включены следующие нормы:
— законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации (абз. 3 п. 1 ст. 60 ГК РФ). В настоящий момент такая обязанность предусмотрена п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
— уточнены нормы о праве кредитора потребовать досрочного исполнения обязательства и порядке реализации этого права, установленные п.п. 2-4 ст. 60 ГК РФ. Так, кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.
Кредитор любого юридического лица, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.
Требование может быть предъявлено не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица. Предъявленные в срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных ст. 327 ГК РФ. Однако, право заявления такого требования не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.
Также предусмотрено, что кредитор не вправе требовать досрочного исполнения/прекращения обязательства или возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено достаточное обеспечение. Обеспечение считается достаточным, если:
— кредитор согласился принять такое обеспечение;
— кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.
Если требования кредитора не было удовлетворено и ему не было предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором несут:
Видео (кликните для воспроизведения). |
— юридические лица, созданные в результате реорганизации,
— реорганизованное юридическое лицо (при реорганизации в форме выделения),
— следующие лица, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора: лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц; члены их коллегиальных органов; лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица.
Вместе с тем, закреплено, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, вышеуказанные правила ГК РФ не применяются (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ).
Измененный ГК РФ регулирует вопросы признания решения о реорганизации юридического лица недействительным, а также признания реорганизации корпорации несостоявшейся.
Признание реорганизации корпорации несостоявшейся (ст. 60.2. ГК РФ) относится только к такой организационно-правовой форме как корпорация. Реорганизация унитарной организации не может быть признана несостоявшейся.
Эта процедура производится только в судебном порядке.
Основаниями для этого являются случаи, когда решение о реорганизации не принималось участниками корпорации; либо в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации. Причем, специального срока для обращения не установлено.
Инициаторам является участник корпорации, голосовавший против принятия решения о реорганизации корпорации или не принимавший участия в голосовании.
Последствиями признания реорганизации несостоявшейся:
1. Восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации;
2. Сделки юридических лиц, созданных в результате реорганизации, с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;
3. Переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, при этом предоставление, осуществленное в пользу юридического лица, созданного в результате реорганизации, должниками, добросовестно полагавшимися на правопреемство на стороне кредитора, признается совершенным в пользу управомоченного лица. Если за счет имущества (активов) одного из юридических лиц, участвовавших в реорганизации, исполнены обязанности другого из них, перешедшие к юридическому лицу, созданному в результате реорганизации, к отношениям указанных лиц применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения.
Произведенные выплаты могут быть оспорены по заявлению лица, за счет средств которого они были произведены, если получатель исполнения знал или должен был знать о незаконности реорганизации.
Участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации. При смене участников юридического лица в ходе реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2 ГК РФ (восстановление корпоративного контроля).
Место регистрации юридического лица — это …
В соответствии с ГК РФ место регистрации юридического лица – это место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а если такого органа нет, то иного органа (или лица), уполномоченного выступать от имени организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 8 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ). Адрес регистрации компании указывается в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).
Место государственной регистрации юридического лица это не обязательно место ведения его деятельности (п. 4 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61). Производственный цех, склад или торговое помещение могут быть расположены совершенно в другом месте. Однако это не означает, что в качестве адреса регистрации можно указать абсолютно любую точку на карте. Хотя бы потому, что по общему правилу адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, это адрес, по которому с организацией можно связаться по почте. Налоговики вправе направлять компании документы, к примеру, требование о представлении пояснений, именно на адрес регистрации (п. 5 ст. 31 НК РФ). И если организация не получит эти почтовые отправления, т.к. по указанному адресу не расположена, то все равно будет считаться, что вся почта ей доставлена (п. 3 ст. 54 ГК РФ).
Отказ в регистрации организации из-за недостоверного адреса
Одним из оснований для отказа в регистрации юрлица является указание недостоверных сведений об адресе регистрируемой организации в заявлении на регистрацию по форме Р11001 (пп. «р» п. 1 ст. 23, пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).
Налоговики могут решить, что указано недостоверное место регистрации ООО, если указанный в документах адрес (п. 2 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61):
- обозначен как адрес массовой регистрации компаний, причем со многими из них невозможно по нему связаться (почтовые отправления возвращаются с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). Кстати, проверить адрес на массовость можно через сервис «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами» на сайте ФНС;
- не существует. Или если объект, расположенный по этому адресу, разрушен;
- является условным адресом, который присвоен объекту незавершенного строительства;
- априори не может использоваться для связи с юридическим лицом. К примеру, если это адрес размещения органа государственной власти, воинской части и т.п.
Еще один случай, когда адрес признают недостоверным, – если у налоговиков есть заявление от собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает организациям регистрироваться по адресу местонахождения этого объекта недвижимости.
При выявлении любого из указанных обстоятельств, налоговики наверняка откажут в регистрации. Однако в своем решении об отказе они должны будут не только сослаться на определенную норму Закона, но и указать конкретные признаки, которые свидетельствуют о недостоверности адреса (п. 3 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61).
Три дня на подачу документов в налоговую, всегда ли вы обязаны соблюдать трехдневный срок с момента принятия решения
Правда, учитывайте, что каждая налоговая Закон трактует по-своему, поэтому лучше все уточнить в конкретном рег. органе.
Первичная регистрация
Смотрим статью 9 указанного Закона. С момента принятия решения о создании юридического лица нет четко регламентированного срока о подаче документов. С другой стороны, согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица начинается с момента его внесения в ЕГРЮЛ. Согласно ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо считается созданным с момента его внесения в ЕГРЮЛ. А значит, если решение принято, но государственной регистрации не было, то и юрлица как такового нет. А значит, нет каких-либо последствий, затрагивающих общественные отношения. Потому и срок тут не обозначен, как решитесь, так и подавайтесь. Хотя год, конечно, лучше не выжидать, подавайтесь как можно скорее.
Внесение изменений в устав
П. 5 ст. 5 Закона четко указывает, что внесение изменений в учредительные документы регламентируется главой VI Закона, где о сроках подачи документов с момента принятия решения ничего не сказано. А значит, тут, как и в случае с «первичкой», стоит вспомнить понятие из ГК РФ «разумный срок», что составляет не более 7 дней (используемая по аналогии ч. 2 ст. 314 ГК РФ).
Внесение изменений в ЕГРЮЛ
Здесь все указано четко. Согласно п. 5 ст. 5 все сведения, содержащиеся в ч. 1 ст. 5, кроме подпунктов «м», «о», «р», необходимо, при их изменении, внести в ЕГРЮЛ в трехдневный срок после принятия соответствующего решения. Сюда же относятся и сведения о начале ликвидации, ее стадиях, либо подобные сведения о реорганизации — это по сути все внесение изменений в ЕГРЮЛ.
Какие сведения затрагивают устав
Давайте рассмотрим подробнее эти сведения, чтобы точно знать, что не относится к уставу:
Сведения | Меняется ли устав | Срок внесения |
Полное и сокращенное наименование, на любом языке | да | |
Организационно-правовая форма | да | |
Адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица | иногда | 3 дня, если адреса нет в уставе |
Адрес электронной почты юридического лица | нет (хотя, возможно, кто-то может додуматься и до такого) | 3 дня |
Сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения | нет | 3 дня |
Сведения об учредителях (участниках) юридического лица | Для ООО не обязательно, для АО должны быть сведения о единственном акционере, для иных ОПФ нужно смотреть конкретный случай | 3 дня (хотя при увеличении уставного капитала сроки другие) |
Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации | нет | 3 дня |
Размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала | да | |
Фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (Директора) | нет | 3 дня |
Сведения о наличии корпоративного договора | нет | 3 дня |
Сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом | нет | Эти данные вносит лицензирующее ведомство |
Сведения о филиалах и представительствах юридического лица | Не обязательно | 3 дня, если нет в уставе |
Идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе | нет | Эти сведения вносит сама налоговая |
Номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя в ПФР и ФСС | нет | Эти сведения вносит сама налоговая |
Коды по ОКВЭД | Не обязательно | 3 дня, если нет в уставе |
Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации | Нет | 3 дня |
Сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала | нет | 3 дня |
Собственно, в данной таблице наглядно показано, в каком случае у вас три дня с момента принятия соответствующего решения, а в каких нет.
Три дня на смену устава
Многие налоговые инспекции, при обращении к ним с внесением изменений в учредительные документы, требуют оформлять их так, чтобы с момента принятия участниками соответствующего решения, и до подачи документов, срок составлял не более 3 рабочих дней.
Однако если внимательно почитать ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП», а именно п. 5 ст. 5, то там четко сказано, что по вопросам внесения изменений в учредительные документы, необходимо руководствоваться нормами главы VI этого же Закона.
Если же налоговики откажутся воспринимать данную логику, то для них еще МНС РФ в 2003 году выпустило любопытный документ: «Письмо МНС РФ от 14.08.2003 N 09-1-02/4040-АВ409 “По вопросам государственной регистрации юридических лиц”». Где в пункте 4 сказано:
«В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 статьи 5 сведений, за исключением сведений, указанных в подпункте “м”, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в государственный реестр осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI Закона.
Пунктом 4 статьи 5 Закона установлен срок представления сведений о юридическом лице и вместе с тем оговорено, что сведения, связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, представляются в определенном главой VI Закона порядке.
Главой VI Закона не предусмотрено сроков представления сведений, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
Таким образом, исходя из смысла пункта 4 статьи 5 Закона, установленный трехдневный срок не распространяется на случаи, при которых изменение сведений, содержащихся в государственном реестре, происходит в связи с внесением изменений в учредительные документы».
Ликвидация и реорганизация
Отдельно стоит пройтись по процедурам ликвидации и реорганизации компании.
Ст. 20 Закона указывает на 3 дневный срок для подачи уведомления о начале ликвидации. Далее в процедуре четких сроков подачи документов не указано. Далее сроки строятся на публикации в Вестнике и завершении процедур по реализации имущества и удовлетворению требований кредиторов.
Ст. 13.1 также указывает на трехдневный срок подачи документов о начале процедуры реорганизации. Далее срок отталкивается от публикаций в Вестнике.
Срок государственной регистрации юридического лица
Современные предприниматели при создании коммерческой организации придают большое значение скорости прохождения любой обязательной процедуры. В частности, это касается государственной регистрации юридического лица. Срок оформления в ФНС, безусловно, важен, так как незарегистрированная организация не вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
Кроме того, учредителям организации следует знать о том, какие обстоятельства могут послужить причиной для отказа в гос. регистрации юридического лица. Получение отрицательного решения от налоговой службы может привести к дополнительным расходам, связанным с повторной подачей документов, а также негативно сказаться на репутации нового предприятия. Чтобы подробнее ознакомиться с законодательными нюансами, связанными с вопросами регистрации юр. лица, читайте далее.
Сроки для регистрации юридического лица
Создание организации – это дело не одного дня. Поднимая вопросы о сроках регистрации юр. лица, учредители или их представители чаще всего рассчитывают завершить всю процедуру в весьма сжатый отрезок времени.
Попробуем разобраться, в какой же срок может быть совершена регистрация юридического лица в обычном рабочем режиме, без переплат юристам и нотариусам за срочность предоставления услуг.
Регистрации организации в налоговом органе предшествует подготовительный этап, в рамках которого необходимо:
- оформить учредительные документы для регистрации юридического лица;
- удостоверить копии у нотариуса;
- оплатить государственную пошлину;
- открыть банковский счет;
- определить место регистрации юридического лица;
- оформить заявление о регистрации.
Притом, что в качестве учредителей нового юр. лица не будут задействованы специализированные субъекты (государственные или муниципальные структуры, иностранные организации и т. д.) подготовительный этап может занять от одной до двух недель.
После того как предварительный этап пройден, документы должны быть переданы в местный орган ФНС, к которому по территориальной принадлежности относится юридический адрес нового предприятия.
Важно! Период между оформлением учредительных документов и подачей их для гос. регистрации законодательно не зафиксирован. В законе есть только одно требование – Устав должен отвечать действующим хозяйственно-правовым нормам. Таким образом, если Устав, принятый и утвержденный участниками организации год назад, соответствует нынешнему законодательству, ФНС обязана принять его в качестве учредительного документа нового юридического лица.
Подача заявления о регистрации
До недавнего времени официальная процедура предоставления документов для государственной регистрации могла занимать длительное время из-за возможных очередей либо по причине других организационных неурядиц.
Сегодня данная административная услуга предоставляется практически без задержек. На сайте ФНС работает сервис онлайн-записи на прием, что существенно облегчает задачу заявителям.
Предоставить заполненное и подписанное заявление о регистрации наряду с другими необходимыми документами можно не только лично, но и удаленно – через портал налоговой службы или по почте.
Через электронный сервис можно также зарезервировать место в очереди к инспектору для того, чтобы узнать результат регистрации юридического лица.
Завершающая стадия
Окончательный результат регистрации юридического лица – вручение заявителю Свидетельства о государственной регистрации.
После того как заявитель предоставит бумаги в налоговую инспекцию, ему будет выдана соответствующая расписка, в которой будет указан перечень принятых от него документов и дата, в которую следует явиться за получением решения. Согласно ст. 8 закона о регистрации юридических лиц №129-ФЗ, регулирующего вопросы, связанные с гос. регистрацией организаций и ИП, представителям налоговой службы отводится срок в пять рабочих дней на рассмотрение документов и проведение регистрационной процедуры.
Таким образом, создать новое юр. лицо и пройти его гос. регистрацию можно в срок от двух до трех недель. По итогам регистрации ФНС также должна поставить юридическое лицо на учет в качестве налогоплательщика в рамках отведенного пятидневного срока.
Какие проблемы могут возникнуть при регистрации в ФНС
Чтобы не допускать случаев отказа в регистрации юридического лица по формальным причинам, инспектор ФНС не примет от заявителя документы, которые содержат ошибки или неточности.
Поэтому нередки ситуации, когда представителю нового юр. лица приходится по нескольку раз посещать ФНС и исправлять недочеты, на которые указывает регистратор.
Всегда ли технические ошибки в документах являются нарушением закона и причиной для отказа в государственной регистрации юридического лица?
Чаще всего – да! Любая неточность в документах на создание организации может спровоцировать судебный спор между учредителями, и тогда перед судом должен будет предстать и сотрудник налоговой службы, который внес неподтвержденные или ошибочные данные в государственный реестр.
Чтобы не оказаться в числе тех, кому отказали в регистрации предприятия, рекомендуется с должным вниманием отнестись к составлению учредительных документов и заполнению заявления. Если вы не обладаете достаточными знаниями для корректного оформления этих документов, то лучше обратиться за помощью к компетентным специалистам либо воспользоваться специально разработанными сервисами, доступными для посетителей портала налоговой службы.
Если отказывают в регистрации
Основания для отказа в регистрации юридического лица указаны в ст. 23 вышеупомянутого закона №129-ФЗ. Регистрирующий орган имеет право принять отрицательное решение, если заявитель:
- не подал в полном объеме документы, перечень которых указан в законе;
- ошибочно предоставил документы не в то подразделение ФНС, которое уполномочено проводить регистрацию;
- допустил нарушение при составлении наименования юр. лица;
- не предоставил документ, подтверждающий оплату денежного сбора;
- нарушил требования об обязательном нотариальном удостоверении копий документов и т. д.
О важных изменениях в налоговом законодательстве относительно причин для отказа в регистрации юридического лица можно узнать из следующего видео:
В том случае если по итогам рассмотрения ваших документов налоговый орган выносит отрицательное решение, то у вас есть два пути: исправить ошибки и подать документы снова или обжаловать решение.
Важно! При повторной подаче документов на регистрацию вам придется заново платить госпошлину.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если же вы уверены в том, что все документы были составлены верно, и ваше намерение зарегистрировать новое юр. лицо не противоречит закону, то вы можете обжаловать решение регистратора в течение трех месяцев. Отсчет срока для таких действий начинается с того дня, когда заявителю было вручено решение ФНС об отказе.
Источники
Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.
Гуреев, В. А. Комментарий к Федеральному Закону «О судебных приставах» / В.А. Гуреев. — М.: Wolters Kluwer, 2017. — 208 c.
Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.- Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.
- Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.