Минфин и фас разъяснили порядок закупки услуг по обязательному аудиту

Полная информация на тему: "Минфин и фас разъяснили порядок закупки услуг по обязательному аудиту" в помощь грамотному гражданину.

Содержание

  • Минфин и ФАС разъяснили порядок закупки услуг по обязательному аудиту

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Письмо Минфина России и Федеральной антимонопольной службы от 24 января 2018 г. № 24-04-06/3691 / РП/4072/18 “О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности”

    В связи с поступающими вопросами о применении положений Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — обязательный аудит) Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

    1. По вопросу применения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ юридическими лицами, которые осуществляют закупку услуг обязательного аудита в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ).

    Закон № 223-ФЗ регулирует осуществление закупок широким кругом юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 данного закона. При этом в соответствии с пунктами 3, 7 части 4 статьи 1 Закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с:

    [3]

    осуществлением закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 44-ФЗ;

    осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со статьей 5 Закона № 307-ФЗ.

    Статья 5 Закона № 307-ФЗ устанавливает случаи проведения обязательного аудита в отношении отдельных организаций.

    В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Таким образом, часть 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ содержит исчерпывающий перечень отдельных видов юридических лиц, которые заключают договор на проведение обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Следует учитывать, что такие юридические лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут при этом являться субъектами регулирования Законов № 44-ФЗ, № 223-ФЗ.

    Учитывая, что пункт 7 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ исключает из сферы применения Закона № 223-ФЗ только отбор аудиторской организации, проводимый в соответствии со статьей 5 Закона № 307-ФЗ, Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:

    1) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

    2) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, включающем планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок;

    3) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом № 223-ФЗ, положением заказчика о закупке.

    2. По вопросу отбора аудиторской организации юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с Законом № 223-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ.

    Закон № 44-ФЗ устанавливает различное содержание терминов «закупка» и «определение поставщика (подрядчика, исполнителя)». Термин «определение поставщика (подрядчика, исполнителя)», установленный пунктом 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, включает совокупность действий, которые осуществляются, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки и завершаются заключением контракта, — то есть по существу предполагают непосредственно отбор поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ) применяются положения Закона № 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок. При этом не подлежат применению положения Закона № 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

    Закон № 44-ФЗ устанавливает следующие последствия признания открытого конкурса несостоявшимся:

    1) часть 1 статьи 55 Закона № 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых контракт заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, которым в свою очередь предусмотрено согласование заключения контракта с соответствующим контрольным органом в сфере закупок в зависимости от уровня обеспечиваемой государственной, муниципальной нужды;

    Читайте так же:  Роструд запустил проект skillsnet — государственную профессиональную соцсеть

    2) часть 2 статьи 55 Закона № 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых осуществляется проведение повторного конкурса или новой закупки;

    3) часть 4 статьи 55 Закона № 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых закупка впоследствии осуществляется путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ или иным образом в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

    Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор исключительно по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что юридические лица, указанные в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ Закона № 44-ФЗ):

    1) заключают контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 55 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без согласования с контрольным органом в сфере закупок, поскольку Закон № 44-ФЗ не предусматривает осуществление указанного согласования с таким контрольным органом лицом, не являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ;

    2) не применяют положения частей 2, 4 статьи 55 Закона № 44-ФЗ в части проведения закупки иным способом кроме открытого конкурса, в связи с установлением Законом № 307-ФЗ обязанности осуществления закупки исключительно путем проведения открытого конкурса;

    3) не применяют положения части 4 статьи 55 Закона № 44-ФЗ в части проведения запроса предложений в связи с указанным выше обстоятельством.

    3. По вопросу закупки на оказание услуг обязательного аудита юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ.

    Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ унитарные предприятия включены в число заказчиков, которые осуществляют закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ (за исключением случаев, установленных в части 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, по общему правилу Закон № 44-ФЗ регулирует все указанные в части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ отношения при осуществлении закупок унитарным предприятием.

    Следует отметить, что согласно части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ при заключении договора на оказание услуг обязательного аудита установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

    Однако в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ, который содержит специальные требования к обеспечению заявок, исполнения контракта, их размерам.

    Минфин России и ФАС России приходят к выводу о том, что заказчики, указанные в пункте 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, в том числе унитарные предприятия, при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита применяют положения Закона № 44-ФЗ, устанавливающие требования к обеспечению заявок, исполнения контракта.

    4. По вопросу о порядке обжалования, а также контроля в отношении действий (бездействия) юридических лиц, осуществляющих закупку услуг обязательного аудита.

    Глава 6 Закона № 44-ФЗ устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) субъектов контроля, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Глава 5 Закона № 44-ФЗ устанавливает содержание субъектов контроля, виды и основания контрольных мероприятий. Положения Глав 5, 6 Закона № 44-ФЗ распространяют свое действие в отношении заказчиков, указанных в пункте 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, поскольку такие заказчики отнесены к субъектам контроля, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

    Часть 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ устанавливает случаи обжалования действий (бездействия) заказчика в порядке, установленном антимонопольным органом. Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ) устанавливает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 6 Закона № 223-ФЗ установлено содержание контроля за соблюдением Закона № 223-ФЗ.

    На основании системного анализа положений указанных Федеральных законов Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:

    1) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом № 307-ФЗ);

    2) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном Главами 6, 5 Закона № 44-ФЗ соответственно;

    3) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ, но не указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в соответствии с частью 10 статьи 3, статьей 6 Закона № 223-ФЗ;

    4) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, не являющихся заказчиками ни в соответствии с Законом № 223-ФЗ, ни в соответствии с Законом № 44-ФЗ, но указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности Законом № 307-ФЗ).

    Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

    Заместитель
    министра финансов
    Российской Федерации
    A.M. Лавров
    Заместитель
    руководителя Федеральной
    антимонопольной службы
    Р.А. Петросян

    Обзор документа

    Даны разъяснения по вопросам закупок услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в рамках Закона о контрактной системе (44-ФЗ) и Закона о корпоративных закупках (223-ФЗ). Также учтены положения Закона об аудиторской деятельности (307-ФЗ). Представляется важным отметить следующее.

    Заказчики по 223-ФЗ, являющиеся организациями с госучастием, госкорпорациями, госкомпаниями, унитарными предприятиями, публично-правовыми компаниями, проводят отбор аудиторской организации в рамках контрактной системы.

    Данные субъекты, выступающие заказчиками по 44-ФЗ, также проводят закупку в рамках контрактной системы. Учитываются положения о планировании, нормировании закупки, исполнении контракта, о контроле в сфере закупок;

    Заказчики по 223-ФЗ, не являющиеся перечисленными субъектами, совершают закупку в рамках данного закона и положения о закупке.

    [1]

    Доведены позиции Минфина России и ФАС России по вопросам обжалования, а также контроля в отношении действий (бездействия) юрлиц, совершающих закупку услуг обязательного аудита.

    Разъяснены вопросы применения законодательства при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Разъяснения связаны с применением положений:

    Читайте так же:  Членские взносы в некоммерческую организацию

    Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок:» (Закон N 44-ФЗ);

    Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон N 223-ФЗ).

    Сообщается, что при осуществлении отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита необходимо учитывать следующее:

    юрлица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляют отбор аудиторской организации в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок;

    юрлица, являющиеся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, включающем в том числе планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок;

    юрлица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, положением заказчика о закупке.

    В письме также, в частности, приведены выводы Минфина России и ФАС России по вопросам обжалования, а также контроля в отношении действий (бездействия) юридических лиц, осуществляющих закупку услуг обязательного аудита.

    Новости для специалиста по закупкам

    31 января 2018 года

    Минфин и ФАС объяснили, как проводить закупки услуг обязательного аудита

    Заказчикам по Закону N 223-ФЗ, которые не перечислены в Законе об аудиторской деятельности, нужно закупать услуги обязательного аудита в соответствии с Законом N 223-ФЗ и положением о закупке.

    Все организации, упомянутые в Законе об аудиторской деятельности, обязаны проводить закупку таких услуг только путем открытого конкурса по правилам, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.

    Заказчики по Закону N 223-ФЗ в такой ситуации должны применять те нормы Закона N 44-ФЗ, которые касаются отбора исполнителя. Правила о планировании, нормировании закупок, исполнении контрактов соблюдать не нужно. Если конкурс не состоялся и можно заключить контракт с единственным поставщиком, не надо просить согласия контрольного органа на это. Если конкурс признан несостоявшимся и необходимо провести новую закупку, обязательной формой для нее является открытый конкурс.

    Заказчики по Закону N 44-ФЗ обязаны устанавливать требования к обеспечению заявки и контракта.

    Минфин и ФАС разъяснили порядок закупки услуг по обязательному аудиту

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    С 01.01.2017 государственные унитарные предприятия (далее — ГУП) обязаны (за некоторыми исключениями) осуществлять закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. ГУП необходимо заключить договор на проведение обязательного аудита.
    ГУП определена начальная (максимальная) цена контракта (далее — НМЦК) по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в размере 90 тыс. руб.
    Возможно ли осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), так как НМЦК не превышает 100 тыс. руб., или обязательно проведение открытого конкурса?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    В приведенной ситуации проведение открытого конкурса обязательно.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Чашина Татьяна

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Александров Алексей

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    ————————————————————————
    *(1) Смотрите подробнее в материале: Энциклопедия решений. Унитарные предприятия в контрактной системе. Закупки по Закону N 44-ФЗ для собственных нужд с 1 января 2017 года.
    *(2) Смотрите подробнее в материалах: Энциклопедия решений. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Закону N 44-ФЗ, условия их применения. Энциклопедия решений. Выбор применения п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
    *(3) Смотрите подробнее в материале: Энциклопедия решений. Сфера действия Закона N 44-ФЗ: исключения.

    Минфин и ФАС разъяснили порядок закупки услуг по обязательному аудиту

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Письмо Минфина России и Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2017 г. №№ 24-04-06/55025, РП/59080/17 “О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении контроля в сфере закупок”

    В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) при осуществлении контроля в сфере закупок Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

    1. Частью 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ установлены виды проверок, осуществляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (далее — контрольный орган в сфере закупок федерального уровня), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок (далее — контрольные органы в сфере закупок регионального и муниципального уровней соответственно), — плановая и внеплановая.

    Контрольный орган в сфере закупок каждого уровня наделен полномочиями по проведению плановых проверок в отношении закупок для обеспечения нужд соответствующего уровня.

    При этом контрольный орган в сфере закупок муниципального уровня наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок в отношении закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд, контрольный орган в сфере закупок регионального уровня — нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, контрольный орган в сфере закупок федерального уровня — любых нужд.

    В соответствии с частью 4 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, которыми в настоящее время является ФАС России.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Учитывая исключительные полномочия контрольного органа в сфере закупок федерального уровня в отношении субъектов контроля в период проведения электронного аукциона, по мнению Минфина России и ФАС России, не допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона (в том числе проводимого для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд) до момента заключения контракта по итогам его проведения.

    Читайте так же:  Образец заявления на льготу по транспортному налогу

    При этом в отношении закупки, проводимой в форме электронного аукциона, допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами в сфере закупок регионального и муниципального уровня до момента размещения извещения о проведении такого аукциона и после заключения контракта в отношении действий субъектов контроля за исключением оператора электронной площадки, в том числе совершенных в период проведения электронного аукциона с момента размещения извещения о таком аукционе до заключения контракта.

    Учитывая изложенное, по мнению Минфина России и ФАС России, в случае получения контрольным органом в сфере закупок регионального и муниципального уровня в период, начиная с момента размещения извещения о проведении такого аукциона до момента заключения контракта (период определения поставщика (подрядчика, исполнителя)), информации, содержащей признаки нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, для проведения внеплановой проверки в отношении электронного аукциона в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, в целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок такая информация подлежит передаче в контрольный орган в сфере закупок федерального уровня в возможно короткий срок, но не позднее срока, установленного частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

    2. В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона № 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

    В соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 — 2.1 статьи 7.29, частями 1 — 4.2, 6 — 8, 10, 11, 13, 14 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.31, статьей 7.31.1, частями 1 — 6 статьи 7.32, частью 1 статьи 7.32.5, частью 11 статьи 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны) КоАП РФ.

    При этом в соответствии с частью 2 статьи 23.66 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольных органов в сфере закупок, указанных в части 1 статьи 23.66 КоАП РФ, в пределах своих полномочий, вправе должностные лица федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок.

    В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. При этом среди административных правонарушений, в отношении которых в соответствии с частью 7 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, отсутствуют правонарушения, отнесенные в статье 23.66 КоАП РФ к компетенции контрольных органов в сфере закупок.

    Таким образом, контрольные органы в сфере закупок муниципального уровня не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ.

    Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

    Заместитель
    министра финансов
    Российской Федерации
    A.M. Лавров
    Заместитель
    руководителя Федеральной
    антимонопольной службы
    Р.А. Петросян

    Обзор документа

    Приводится позиция Минфина России и ФАС России по вопросам применения 44-ФЗ при осуществлении контроля в сфере закупок.

    44-ФЗ установлены виды проверок, осуществляемых контрольными органами в сфере закупок федерального, регионального и муниципального уровней, — плановая и внеплановая.

    При этом контрольный орган в сфере закупок муниципального уровня может проводить внеплановые проверки в отношении закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд, контрольный орган регионального уровня — для нужд субъекта Федерации и муниципалитетов в границах региона, контрольный орган федерального уровня — для любых нужд.

    Исключительными полномочиями в отношении субъектов контроля в период проведения электронного аукциона наделен контрольный орган федерального уровня. Поэтому не допускается проведение проверок контрольными органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона (в том числе для обеспечения региональных, муниципальных нужд) до момента заключения контракта.

    Если контрольный орган в сфере закупок регионального или муниципального уровня получил информацию о нарушениях в период начиная с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона и до момента заключения контракта (период определения поставщика (подрядчика, исполнителя)), она должна передаваться в контрольный орган федерального уровня в возможно короткий срок.

    Контрольные органы муниципального уровня не уполномочены составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере закупок.

    ФАС и Минфин РФ объяснили, как закупать услуги обязательного аудита

    В письме ФАС РФ от 24 января 2018 г. № РП/4072/18 и Минфина РФ № 24-04-06/3691 ведомства разъяснили, как закупать услуги обязательного аудита

    В письме Минфина РФ № 24-04-06/3691 и ФАС РФ от 24 января 2018 г. № РП/4072/18 разъяснено, как закупать услуги обязательного аудита.

    В соответствии с Законом № 223, заказчики, не перечисленные в Законе № 307 «Об аудиторской деятельности», должны проводить закупки услуг обязательного аудита по нормам Закона № 223 и в соответствии с Положением о закупке.

    Организации, которые упоминаются в Законе № 307 «Об аудиторской деятельности», должны закупать такие услуги исключительно путем открытого конкурса в соответствии с правилами, предусмотренными нормами Закона № 44.

    В такой ситуации государственные заказчики, работающие по Закону № 223, обязаны руководствоваться нормами Закона № 44 в части отбора исполнителя. Соблюдения правил о нормировании закупок, планировании и исполнении контрактов не требуется. При несостоявшемся конкурсе и возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком нет необходимости просить согласия на это контрольного органа. При признании конкурса не состоявшимся и при необходимости проведения новой закупки обязательная форма для нее – открытый конкурс.

    Читайте так же:  Частичное исполнение обязательств - последствия

    По Закону № 44-ФЗ, заказчики должны установить требования к обеспечению контракта и заявки.

    Количество просмотров: 279

    Центр развития конкурентной политики и государственного заказа

    Минфин и ФАС разъяснили порядок закупки услуг обязательного бухгалтерского аудита

    В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» раз в пять лет договоры на бухгалтерский аудит должны заключать:

    — компании, в чьем уставном капитале более 25% доли принадлежит государству;

    — публично-правовые компании, МУПы и ГУПы.

    Закупка должна проводиться путем конкурса.

    ФАС и Минфин разъяснили, что если компания проводит закупки по 223-ФЗ и входит в приведенный выше список, отбор организации для аудита она должна осуществлять в порядке, установленной 44-ФЗ. Это же касается и заказчиков, работающих по 44-ФЗ. Если же юрлицо не входит в приведенный нами перечень и является заказчиком по 223-ФЗ, оно может отбирать организацию для аудита в порядке, предусмотренном его положением о закупках и 223-ФЗ.

    К заказчикам, работающим по 223-ФЗ, положения 44-ФЗ применяются только в части определения поставщика. При этом не применяются пункты, касающиеся планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

    Письмо Минфина России, ФАС России от 24.01.2018 №№ 24-04-06/3691, РП/4072/18

    Минфина России N 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности»

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    N 24-04-06/3691

    [2]

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
    N РП/4072/18

    ПИСЬМО
    от 24 января 2018 года

    О ПОЗИЦИИ
    МИНФИНА РОССИИ И ФАС РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ
    ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОТ 5 АПРЕЛЯ 2013 Г. N 44-ФЗ
    «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ,
    УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
    НУЖД», ОТ 18 ИЮЛЯ 2011 Г. N 223-ФЗ «О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ,
    РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»
    ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
    АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

    В связи с поступающими вопросами о применении положений Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — обязательный аудит) Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

    1. По вопросу применения Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ юридическими лицами, которые осуществляют закупку услуг обязательного аудита в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ).

    Закон N 223-ФЗ регулирует осуществление закупок широким кругом юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 данного закона. При этом в соответствии с пунктами 3, 7 части 4 статьи 1 Закон N 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с:

    осуществлением закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ;

    осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ.

    Статья 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает случаи проведения обязательного аудита в отношении отдельных организаций.

    В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Таким образом, часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ содержит исчерпывающий перечень отдельных видов юридических лиц, которые заключают договор на проведение обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Следует учитывать, что такие юридические лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут при этом являться субъектами регулирования Законов N 44-ФЗ, N 223-ФЗ.

    Учитывая, что пункт 7 части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ исключает из сферы применения Закона N 223-ФЗ только отбор аудиторской организации, проводимый в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ, Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:

    1) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

    2) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, включающем планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок;

    3) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, положением заказчика о закупке.

    2. По вопросу отбора аудиторской организации юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ.

    Закон N 44-ФЗ устанавливает различное содержание терминов «закупка» и «определение поставщика (подрядчика, исполнителя)». Термин «определение поставщика (подрядчика, исполнителя)», установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, включает совокупность действий, которые осуществляются, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки и завершаются заключением контракта, — то есть по существу предполагают непосредственно отбор поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ) применяются положения Закона N 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок. При этом не подлежат применению положения Закона N 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

    Закон N 44-ФЗ устанавливает следующие последствия признания открытого конкурса несостоявшимся:

    1) часть 1 статьи 55 Закона N 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых контракт заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, которым в свою очередь предусмотрено согласование заключения контракта с соответствующим контрольным органом в сфере закупок в зависимости от уровня обеспечиваемой государственной, муниципальной нужды;

    Читайте так же:  Изменения в правилах признания лица инвалидом

    2) часть 2 статьи 55 Закона N 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых осуществляется проведение повторного конкурса или новой закупки;

    3) часть 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых закупка впоследствии осуществляется путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона N 44-ФЗ или иным образом в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

    Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор исключительно по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что юридические лица, указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ Закона N 44-ФЗ):

    1) заключают контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 55 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ без согласования с контрольным органом в сфере закупок, поскольку Закон N 44-ФЗ не предусматривает осуществление указанного согласования с таким контрольным органом лицом, не являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ;

    2) не применяют положения частей 2, 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ в части проведения закупки иным способом кроме открытого конкурса, в связи с установлением Законом N 307-ФЗ обязанности осуществления закупки исключительно путем проведения открытого конкурса;

    3) не применяют положения части 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ в части проведения запроса предложений в связи с указанным выше обстоятельством.

    3. По вопросу закупки на оказание услуг обязательного аудита юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ.

    Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ унитарные предприятия включены в число заказчиков, которые осуществляют закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ (за исключением случаев, установленных в части 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, по общему правилу Закон N 44-ФЗ регулирует все указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ отношения при осуществлении закупок унитарным предприятием.

    Следует отметить, что согласно части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ при заключении договора на оказание услуг обязательного аудита установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

    Однако в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, должны соответствовать Закону N 44-ФЗ, который содержит специальные требования к обеспечению заявок, исполнения контракта, их размерам.

    Минфин России и ФАС России приходят к выводу о том, что заказчики, указанные в пункте 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, в том числе унитарные предприятия, при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита применяют положения Закона N 44-ФЗ, устанавливающие требования к обеспечению заявок, исполнения контракта.

    4. По вопросу о порядке обжалования, а также контроля в отношении действий (бездействия) юридических лиц, осуществляющих закупку услуг обязательного аудита.

    Глава 6 Закона N 44-ФЗ устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) субъектов контроля, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Глава 5 Закона N 44-ФЗ устанавливает содержание субъектов контроля, виды и основания контрольных мероприятий. Положения Глав 5, 6 Закона N 44-ФЗ распространяют свое действие в отношении заказчиков, указанных в пункте 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, поскольку такие заказчики отнесены к субъектам контроля, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.

    Часть 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ устанавливает случаи обжалования действий (бездействия) заказчика в порядке, установленном антимонопольным органом. Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) устанавливает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 6 Закона N 223-ФЗ установлено содержание контроля за соблюдением Закона N 223-ФЗ.

    На основании системного анализа положений указанных Федеральных законов Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:

    1) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом N 307-ФЗ);

    2) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном Главами 6, 5 Закона N 44-ФЗ соответственно;

    3) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в соответствии с частью 10 статьи 3, статьей 6 Закона N 223-ФЗ;

    4) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, не являющихся заказчиками ни в соответствии с Законом N 223-ФЗ, ни в соответствии с Законом N 44-ФЗ, но указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом N 307-ФЗ).

    Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

    Заместитель министра финансов
    Российской Федерации
    А.М.ЛАВРОВ

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Заместитель руководителя
    Федеральной антимонопольной службы
    Р.А.ПЕТРОСЯН

    Источники


    1. Зайцев, А. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / А.И. Зайцев, М.В. Филимонова. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 128 c.

    2. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.

    3. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.
    4. Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.
    5. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.
    Минфин и фас разъяснили порядок закупки услуг по обязательному аудиту
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here