Мусорная реформа с 01.01.2019 на граждан возложили плату за вывоз и утилизацию мусора

Полная информация на тему: "Мусорная реформа с 01.01.2019 на граждан возложили плату за вывоз и утилизацию мусора" в помощь грамотному гражданину.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года

О мусорной реформе и ее причинах смотрите видео:

Должна ли быть новая строка в платежке

Чтобы понять, должна ли быть отдельная строка в платежке по взиманию платы за вывоз мусора или такая плата включается в состав платы за содержание жилья, нужно смотреть региональную специфику. Включение платы за обращение с мусором в состав общей платы продолжится для следующих регионов:

Предельный срок действия правила о включении платы за вывоз мусора в состав платы за содержание жилья

До 01.01.2022 (ч. 5 ст. 29.1 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее — закон № 89-ФЗ)

Особенности переходного периода и взимания платы в этот период раскрыты в региональных документах, например, в информационных письмах комитета по тарифам СПб. «О поэтапном переходе…» от 19.12.2018 № 01-13-1651/18-0-0 и «Об установлении размера платы…» от 19.12.2018 № 01-13-1660/18-0-0.

Регионы, которые не смогли реализовать право на присвоение статуса регионального оператора по обращению с отходами без проведения конкурса

До 01.01.2020 (ч. 7 ст. 29.1 закона № 89-ФЗ)

Рекомендуем! Если имеются сомнения в обоснованности указания в квитанции отдельной строки о плате за вывоз мусора, следует позвонить по указанным в ней телефонам или обратиться к сайтам региональных органов по тарифам, экологическим и жилищным вопросам.

О жилищном законодательстве и оплате обслуживания общедомового имущества читайте в статье «Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о ЖКХ».

Региональные тарифы и их применение

Для того чтобы понять, что влияет на итоговый размер платежей, нужно также иметь в виду, что многое зависит от региона. Реформа дает регионам право выбора – какое правило для исчисления платы выбрать:

  1. Исходя из количества проживающих.
  2. Согласно площади помещения.

Обратите внимание! По общему правилу применяется первая модель (плата в зависимости от количества проживающих), а размер платы определяется исходя:

из числа проживающих граждан;

нормативов накопления отходов;

цены в пределах тарифа на услугу регионального оператора (п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг…, утв. постановлением Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг…» от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила предоставления услуг), формула 9 (1) приложения № 2 к Правилам предоставления услуг).

Вместе с тем согласно п. 148 (30) Правил предоставления услуг субъекты РФ могут принять решение о применении другого подхода. Примером региона, выбравшего модель 2 (исходя из площади помещения), является Ленобласть (приказ управления Ленобласти по организации и контролю деятельности по обращению с отходами «Об определении оплаты…» от 03.12.2018 № 13).

Как проверить, не обманывают ли

Если есть сомнения в верности исчисления платы, то для проверки может быть предложено следующее (приведем на примере Иркутской области, аналогичные действия подходят для любого региона).

Рекомендуем! Полезным ресурсом будет официальный сайт органа региональной власти, курирующего реформу. Например, информация о проведении реформы в Иркутской области размещена на сайте министерства природных ресурсов и экологии указанного региона, с ней можно ознакомиться по ссылке: Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.

На сайте указано, что вся территория региона разделена на 2 зоны, каждая из которых привязана к конкретному региональному оператору, и представлены телефоны их горячей линии. Исключить отсутствие подвоха может уже звонок на линию оператора соответствующей зоны.

Рекомендуем! Для уточнения применяемых ставок можно изучить сайты региональных органов по тарифам или обратиться в указанные органы напрямую.

Например, В Иркутской области это Служба по тарифам, в которую можно обратиться:

по телефонам горячей линии, представленным на сайте: Служба по тарифам Иркутской области.

Кроме того, одним из вариантов действий является привлечение внимания контролирующих органов, например прокуратуры. Подробнее об обращении в прокуратуру мы рассказали в статьях «Образец написания жалобы и заявления в прокуратуру», «Заявление в прокуратуру о проведении проверки – образец».

Можно ли уменьшить платеж

Уменьшение платежа за оказание коммунальных услуг по обращению с отходами возможно, в частности, исходя из следующего (ссылки даны на пункты Правил предоставления услуг):

  • при наличии оснований для применения тарифов, установленных для отдельных групп потребителей (п. 148 (28));
  • если потребитель временно не проживает в жилом помещении более 5 дней подряд (п. 148 (44));

Важно! Плата за вывоз мусора взимается не только с постоянно, но и с временно проживающих в конкретном помещении лиц при сроке проживания более 5 дней (п. 148 (34) Правил оказания услуг).

  • если коммунальные услуги по вывозу мусора оказаны некачественно (п. 148 (48) Правил оказания услуг).

Порядок снижения размера платы за услуги при их некачественном оказании или значительных перерывах в оказании услуг определены разделом IX Правил оказания услуг.

Пункт 98 указанного раздела предусматривает возможность перерасчета вплоть до полного освобождения гражданина от оплаты за услугу. Правила оказания услуг также устанавливают порядок фиксации ненадлежащего оказания услуг (раздел Х).

Обратите внимание! Помимо законодательного регулирования вопросы оказания коммунальных услуг по вывозу мусора должны регулироваться возмездными договорами, заключаемыми в порядке, определенном разделом XV(1) Правил предоставления услуг.

Об оказании услуг по вывозу отходов и лицензировании такой деятельности читайте в наших статьях «Как оформить оказание услуг по сбору и вывозу ТБО?», «Лицензии на переработку и утилизацию ТБО».

Итак, делаем следующие выводы:

Мусорная реформа с 1 января 2019 года предполагает заключение договоров на оказание коммунальных услуг по вывозу мусора и исчисление платежей исходя из числа проживающих в жилом помещении граждан. При этом считаются даже лица, временно проживающие в помещении более 5 дней.

Вместе с тем, чтобы проверить правильность исчисления платежей, следует учитывать, что многое зависит от конкретного региона проживания, поскольку регионы могут не только определить тарифы и формулу расчета платежа, но даже отложить внедрение реформы.

В этой связи основная рекомендация — следить за сайтами соответствующих региональных органов власти и использовать приведенные на них контакты для уточнения отдельных нюансов, возникающих при переходе на новую систему.

[1]

Мусорная реформа: с 01.01.2019 на граждан возложили плату за вывоз и утилизацию мусора

Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 503-ФЗ) был внесен ряд существенных изменений в области правового регулирования.

Читайте так же:  Как квалифицировать отношения без трудового договора решение вс рф

Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 503-ФЗ) был внесен ряд существенных изменений в области правового регулирования.

В статье 1 уточняются понятия «сбор отходов», «накопление отходов» и «отходы от использования товаров». Теперь термин «сбор отходов» относится только к лицам, осуществляющим обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов.

Пересматриваются полномочия федеральных, региональных и местных властей в области обращения с отходами.

В соответствии с внесенными изменениями в статью 5 к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся установление порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и утверждение правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра.

Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 8 данного закона наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схем их размещения и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Требования к местам накопления отходов выведены из определения в отдельную статью 13.4 «Требования к местам (площадкам) накопления отходов».

В соответствии с положениями данной статьи накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов и допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства. Накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

«Органы местного самоуправления должны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации».

С 01.01.2019 вступают в силу положения данного закона, согласно которым органы местного самоуправления должны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, а также требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО. В реестры мест (площадок) накопления ТКО будут включены данные о месте нахождения площадок, их собственниках и технических характеристиках, а также об источниках образования ТКО, которые складируются в местах накопления ТКО. (Части 4, 5статьи 13.4 вступает в силу с 01.01.2019)

Поправки также касаются деятельности регионального оператора по обращению с ТКО. Так статья 24.6 Закона № 89-ФЗ дополнена пунктами 7, 8, 9, 10. В соответствии с которыми зоны деятельности региональных операторов должны определяться в территориальной схеме обращения с отходами на основании соглашения, заключенного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться. Предусматривается обязанность региональных операторов соблюдать схему потоков ТКО.

Статья 24.7 Закона № 89-ФЗ дополнена частью 6, которая закрепила право юридических лиц в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО.

Изменениями, внесенными в статьи 24.8, 24.9 уточняются правила установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами и установления льгот при их уплате. Данным законом также конкретизируется обязанность производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение нормативов утилизации. В случае неисполнения нормативов утилизации выпущенных товаров и упаковки, производители должны уплатить экологический сбор, который должен расходоваться на создание мощностей по утилизации.

Федеральным законом № 503-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включается в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые жителям многоквартирных домов.

Федеральным законом № 503-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» согласно которым статья 23 дополнена частью 8.1 предусматривающей, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Управляющая организация, ТСЖ, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.

Таким образом, исключение платы по обращению с твердыми коммунальными отходами из платы за содержание жилого помещения и включение ее в состав платы за коммунальные услуги не требует принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать

Об особенностях новой системы обращения с твердыми бытовыми отходами смотрите видео:

Читайте так же:  Существенные условия договора купли-продажи недвижимости

1. Мусорная реформа – 2019 – в чем суть?

Мусорная реформа в России-2019 началась с января этого года (п.2 ст. 10 ФЗ «О внесении изменений…» от 31.12.2017 №503-ФЗ).

Кратко суть мусорной реформы можно обозначить таким образом:

  • передача полномочий по организации системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО) на региональный уровень;
  • выделение самостоятельной услуги по вывозу и сортировке мусора из числа коммунальных;
  • изменение схемы обращения с ТКО;
  • обязательное привлечение единого регионального оператора в качестве исполнителя;
  • изменение схемы формирования платежей за вывоз и сортировку ТКО.

Обратите внимание! Плату за обращение с ТКО теперь будут обязаны осуществлять все, кто их производит, в т.ч. жители многоквартирных домов, собственники нежилых помещений, жители частного сектора, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества.

2. Где мусорная реформа началась, а где отложена?

Реализация вышеперечисленных новшеств ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ (далее—закон № 89-ФЗ) по факту не отложена, равно как нет и предпосылок к отмене мусорной реформы. Однако ряду субъектов РФ при определенных условиях разрешено перенести сроки перехода к новой системе обращения с ТКО.

Перечислим основные положения ФЗ «О внесении изменений…» от 25.12.2018 № 483-ФЗ, согласно которым городами федерального значения и регионами может быть использована названная отсрочка:

  • Москва, Санкт-Петербург и Севастополь наделены правом не применять положения закона №89-ФЗ, касающиеся вопроса обращения с ТКО, до 01.01.2022. В указанные сроки органы исполнительной власти перечисленных городов федерального значения определяют политику обращения с ТКО, а плата за вывоз и утилизацию данных отходов включается в плату за содержание жилого фонда. Таким образом, для Севастополя, Санкт-Петербурга и Москвы мусорная реформа с 1 января 2019 не начиналась в указанной части — фактически она отложена на срок до 3 лет;
  • если на территории субъекта РФ не представляется возможным выбрать или назначить (в установленных законом случаях) единого регионального оператора по обращению с ТКО, то в таком регионе допустимо не применять перечисленные положения ФЗ о мусорной реформе до 01.01.2020. В этот переходный период политику обращения с ТКО определяет орган исполнительной власти субъекта РФ.

Обратите внимание! Если объект для размещения ТКО, введенный в эксплуатацию в срок до 01.01.2019, не имеет всей необходимой документации, то такой объект все равно может быть использован в переходный период до 01.01.2023 года для данных целей (при наличии положительного заключения контролирующих органов).

3. Кто будет отвечать за вывоз и утилизацию ТКО?

Начиная с 01.01.2019, в соответствии с положениями новой мусорной реформы, в регионах выбираются единые региональные операторы — организации, ответственные за вывоз и утилизацию ТКО в рамках заключенных с собственниками ТКО договоров.

Обратите внимание! Выбор единого регионального оператора для каждого конкретного субъекта РФ производится на основании конкурсного отбора, организуемого и проводимого органами исполнительной власти субъекта РФ (п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ).

Такой конкурсный отбор осуществляется в соответствии с Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 №881.

Рекомендуем! Если в регионе конкурс по определению регионального оператора признан несостоявшимся или избранная организация досрочно прекратила свою деятельность (в т.ч. отказалась от исполнения данной функции), уполномоченный орган власти субъекта РФ имеет право заключить упомянутый договор без проведения конкурса. На вывоз мусора по такому договору можно уполномочить только с организацию, соответствующую требованиям закона к региональным операторам. В роли регионального оператора по обращению с ТКО могут выступить также МУПы или ГУПы, имеющие необходимые лицензии (ФЗ «О внесении изменений…» от 25.12.2018 № 483-ФЗ).

Привлечение региональных операторов при реализации схемы обращения с ТКО вовсе не ново как факт. Однако со временем количество таких организаций выросло настолько, что осуществлять эффективное управление и контроль такого количества региональных операторов стало затруднительно. По этой причине мусорная реформа помимо прочего ограничивает количество региональных операторов для каждого субъекта РФ.

4. Сколько нужно платить в 2019 – тарифы и отдельная строка в платежке

Пожалуй, наиболее обсуждаемыми и спорными стали новости мусорной реформы, связанные с изменением тарифов для физических лиц за вывоз и утилизацию мусора.

Так, с января 2019 года названный тариф указывается отдельной строкой в квитанции на оплату услуг ЖКХ. Напомним: ранее, до начала реализации мусорной реформы в России, тариф был включен в строку «Содержание и ремонт жилья». Услуга по вывозу и утилизации ТКО относилась к категории «жилищных», обязанности по ее предоставлению были возложены на муниципальные власти.

Обратите внимание! В каждом субъекте РФ с января 2019 года устанавливаются свои нормативы накопления мусора для жилых помещений и для прочих категорий потребителей (например, административных и офисных учреждений, магазинов, учебных заведений и т.д.) Исходя из них, региональные власти утверждают либо единый тариф регионального оператора, либо несколько тарифов регионального оператора по видам услуг. Раньше тариф на вывоз отходов не регулировался властями.

При определении нормативов должны быть использованы положения (помимо закона №89-ФЗ):

  • Правил коммерческого учета…, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505;
  • Методических рекомендаций…, утв. Приказом Минстроя России от 28.07.2016 №524/пр;
  • Правил предоставления коммунальных услуг…, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (разд. XV(1));
  • письма ФАС России от 27.07.2018 №ВК/58887/18 «О направлении информации…»;
  • распоряжений и положений регионального уровня о тарифной и ценовой политике, об оплате потребителями услуг по обращению с ТКО и др.

Рекомендуем! Можно ли не платить за вывоз и утилизацию ТКО или уменьшить платеж? Ответ на этот вопрос читатель сможет найти в нашей статье «Мусорная реформа с 1 января 2019 года».

5. В чем состоят особенности мусорной реформы на селе и в частном секторе?

Мусорная реформа в сельской местности по схеме реализации мало чем будет отличаться от схемы исполнения новых требований закона №89-ФЗ на городских территориях. Мусорная реформа для частного сектора и в местностях, относимых к сельским, точно так же предполагает заключение собственниками жилых домов и иных групп потребителей услуг по вывозу и утилизации ТКО договора с единым региональным оператором, такие услуги предоставляющем.

Обратите внимание! Это относится и к владельцам частных домов на любых территориях, в т.ч. домов на садовых участках, в которых в силу нового ФЗ «О ведении гражданами садоводства…» от 29.07.2019 №217-ФЗ с этого года можно регистрироваться по месту жительства (более подробно об этом – в нашей статье «Новый закон о дачах: что ждет садоводов в 2019 году?»). Если в силу предписаний упомянутого закона объект и на огородном участке признан жилым, то требования закона №89-ФЗ также применяются.

Читайте так же:  Образец заявления на отпуск с последующим увольнением

Главной особенностью реформы именно для сельской местности на данный момент можно обозначить разницу в тарифах для города и для сельских поселений. Так, мусорная реформа для частного дома предполагает пониженный тариф вне зависимости от того, на основе каких показателей он будет исчисляться: площади жилого помещения (а площадь частного дома обычно больше площади городской квартиры) или числа проживающих в помещении лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

О раздельном сборе мусора в Подмосковье можно посмотреть видео:

6. Какие проблемы возникают при реализации мусорной реформы?

Среди проблем реализации данной реформы главной является техническая и законодательная неподготовленность большинства регионов к новеллам закона № 89-ФЗ.

Во-первых, изменения в закон № 89-ФЗ внесены «с запасом» — предусмотрена возможность введения таких правил как, например, сортировка отходов, которая повсеместно не осуществляется.

Правом обязать собственников отходов осуществлять сортировку мусора и оборудовать площадки для мусора раздельными емкостями под разные виды ТКО наделены региональные власти.

Некоторые регионы уже ввели императивное правило о сортировке ТКО (см., например, «Временный порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области», утв. Распоряжением Минэкологии МО от 19.04.2018 № 159-РМ)

Во-вторых, не все регионы к установленным срокам определились с тарифами на вывоз и утилизацию ТКО, а также правилами их расчета — исходя из площади жилого помещения или исходя из количества проживающих там лиц.

Так, например, в Тюменской области:

  • избран единый региональный оператор;
  • установлены правила исчисления оплаты услуг по обращению с ТКО (см. распоряжение департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25.12.2018 №623/01-21), однако на момент публикации статьи они пересматриваются;
  • для расчета размера оплаты услуг по вывозу и утилизации ТКО принята площадь жилого помещения, а не число проживающих в помещении граждан (как во многих других регионах).

В Вологодской области утверждены 2 региональных оператора и единый тариф на обращение с ТКО и т.д.

Кроме того, не в каждом регионе существуют организации, удовлетворяющие установленным законом требованиям к региональному оператору по вывозу и утилизации ТКО.

Вывод! В целом можно сказать, что мусорная реформа в регионах реализуется неодинаковыми темпами.

Итак, мы рассмотрели важнейшие новеллы, связанные с реализацией мусорной реформы с 1 января 2019 года в России. Для большинства граждан ее проведение ассоциируется, прежде всего, с изменением порядка расчета платы за предоставление услуги по вывозу и утилизации ТБО. Отметим также, что данную услугу в каждом регионе будет предоставлять единый региональный оператор. В целом вопрос определения политики обращения с ТБО передан на уровень субъекта РФ. Сроки реализации реформы могут быть перенесены по установленным законом основаниям.

Раздельный сбор мусора и отходов по закону: поправки ФЗ-503 с 1 января

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал новый законодательный акт, в котором обозначены правила обращения с отходами, а также закреплен раздельный сбор мусора в России. Итак, рассмотрим этот вопрос более детально.

Законодательная база: поправки к закону

На законодательном уровне установлено, что региональное правительство должно согласовывать с гражданами расположение сортировочных станций, мусоросжигательных предприятий, а также полигонов. Каждый субъект установит самостоятельно, какой объем отходов требуется собирать раздельно.

Согласно изменениям, внесенным в закон, каждый магазин и домохозяйство вправе, не имея лицензии заниматься накоплением отходов. Домохозяйства наделены правом реализации вторсырья напрямую, а владельцы производства получают возможность наладить систему специализированного сбора.

Сумма собранного экологического сбора полностью будет направляться на усиление утилизации. Законодательный акт принят Госдумой 22.12.2018 года, а Совет Федерации одобрил его 26.12.2018 года.

Согласно документу, с 1 января 2019 года вступит в силу статья закона, которая определяет участие организаций в различного рода мероприятиях по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов.

Новые понятия: Сбор отходов, Твердые бытовые отходы и Твердые коммунальные отходы

К твердым бытовым отходам (ТБО) относится весь мусор, который накапливается в любой квартире на ежедневной основе. К этому виду отходов относятся пищевые и синтетические остатки. Отходы бывают биологическими и небиологическими (бытовой мусор).

К твердым коммунальным отходам (ТКО) относится весь мусор, который накапливается на жилых объектах в результате деятельности людей, включая товары потребления, которые потеряли со временем свои свойства (ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года).

К ТКО относят бытовые отходы ИП и юридических лиц.

Что представляет собой мусорная реформа в РФ

С наступлением 2019 года в каждом городе и регионе нашей страны приступят к работе операторы, которые возьмут на себя все задачи, связанные с переработкой мусора. Операторы будут производить сбор, организовывать вывоз и утилизировать ТБО.

Каждый оператор будет нести ответственность за отведенную ему территорию согласно законодательству РФ. Отбор операторов будет проводиться на конкурсной основе. В конкурсе будут принимать участие многие предприятия (об этом мы писали ранее — https://мусорная-реформа.рф/operatory/).

Отказаться от вывоза и утилизации мусора невозможно. Услуга является обязательной. Все предприятия, в том числе ИП и юридические лица, а также собственники жилых помещений обязаны заключить договор с местным оператором, который осуществляет вывоз ТБО (статья 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Вывоз мусора в частном хозяйстве

Если ТБО уходят в строящийся фундамент, то каждый владелец загородного дома, дачи коттеджа обязан вносить плату по соответствующим тарифам.

Даже если дом находится за пределами города в деревне или отрезан от мира и построен на берегу реки, в любом случае собственник обязан платить за вывоз и переработку мусора.

Тариф за переработку ТБО будет рассчитан исходя из количества проживающих лиц в жилом помещении. Для домов, которые находятся за городом, будет установлен один коэффициент, для городских квартир другой, а для коттеджей и дач – третий.

Более того, льготы на оплату мусора будут действовать только для тех лиц, которые получают льготы на оплату других ЖКУ.

Читайте так же:  Образец иска о признании права собственности на самовольную постройку

Садоводческие общества должны заключить также соглашение с региональным оператором. Плата будет рассчитана исходя из количества членов объединения. Если дачный домик имеет статус жилого строения, то ее владелец вправе самостоятельно решить, заключать ему договор с оператором или договориться с самим садоводческим обществом.

Стоит отметить, что тарифы за вывоз ТБО могут повыситься для граждан в несколько раз (о тарифах мы уже писали ранее — https://мусорная-реформа.рф/tarify/).

В среднем граждане, проживающие одни, будут платить от 200 до 400 рублей, а семьи, состоящие из нескольких человек, отдадут от 600 до 1400 рублей в месяц.

Возраст, с которого граждане обязаны платить за услугу утилизации мусора, пока на законодательном уровне не определен.

Какие бюджетные учреждения переходят на раздельный сбор мусора

До конца 2019 года многим бюджетным организациям поручено перейти на так называемый раздельный сбор отходов. В частности, все бюджетные организации Архангельской области полностью перейдут на систему раздельного сбора мусора в рамках национального проекта «Экология». Министерству природных ресурсов поручено разработать специальную дорожную карту по внедрению системы раздельного сбора мусора. Распоряжение дал губернатор области.

В первую очередь, как сообщил глава региона, на систему раздельного сбора отходов перейдут все предприятия бюджета (школы, детские сады и прочие).

Более того, организации, которые будут работать в системе раздельного сбора, будут получать поддержку от государства. Индивидуальные предприятия получат льготный налог на прибыль. Также глава отметил, что все предложения, которые связаны со льготами налога на прибыль, будут отработаны совместно с другими депутатами, чтобы все изменения соответствовали требованиям и нормам действующего законодательства РФ.

Новая система

В дополнении стоит отметить, что с 1 января в стране начался переход на новую систему обращения с ТКО. Теперь всеми делами, связанными с ТКО, занимаются крупные региональные операторы, которые были отобраны органами власти на конкурсной основе. На выполнение новой реформы и проект «Экология» выделено более четырех триллионов рублей.

Подводя итоги, отметим, что нововведения могут пагубно сказаться на тарифах для граждан. Как было сказано выше, тарифы могут значительно увеличиться.

С новым налогом, господа! Генпрокуратура проверит законность мусорной реформы 2440

«Справедливая Россия» требует проверить законность взимания платы за утилизацию бытовых отходов. Госдума по поручению эсеров отправит соответствующие запросы в Генпрокуратуру и Правительство.

С 1 января 2019 года страна перешла на новую систему обращения с мусором. Теперь бытовые отходы будут собирать, обрабатывать и утилизировать отходы, но за счет россиян. Это будет делать региональный оператор – в каждом субъекте свой. Кроме того, тариф за вывоз мусора вывели из строчки «содержание и ремонт жилья» в отдельную строку в платежной квитанции. Раньше за эту услугу жители платили в зависимости от площади квартиры. Теперь размер платежа зависит от количества проживающих в квартире. Это значит, что одинокие люди, проживающие в огромных квартирах, будут платить меньше, а многодетные семьи в маленьких – больше.

Регионам дали право самим утверждать нормативы накопления мусора и предельный тариф за его вывоз. В итоге где-то плата повысились в 2,5 раза, а где-то в 50 раз! Похоже, рост цен зависел исключительно от жадности местных чиновников. О самодурстве при определении тарифов красноречиво свидетельствует пример Красноярска. Жителям разных районов чиновники установили разные тарифы. Разница – 30%, хотя объем работ одинаковый. И только после массовых возмущений местных жителей и красноярского отделения «Справедливой России», тариф уравняли.

Телега впереди лошади

По замыслу реформы, мусор теперь должны не просто вывозить на полигоны. Все отходы региональные операторы должны перерабатывать и утилизировать. Именно за это россияне платят в разы больше, чем раньше. Только вот незадача: деньги с жителей начнут собирать уже с конца января, а ни новых полигонов, ни мусороперерабатывающих заводов, ни четкого понимания самой технологии раздельного сбора и переработки бытовых отходов в регионах до сих пор нет! То есть по факту – ничего не изменилось. Кроме цены. Это и вызывает возмущение: опять обманули!

– Давайте не будем ставить телегу впереди лошади! Давайте сначала профинансируем строительство инфраструктуры, потом с этой готовой инфраструктурой выйдем к людям, и будем обсуждать новые правила игры по вывозу мусора. Появится инфраструктура, тогда и мусор не будет скидывается в ближайшем лесу, а действительно будет перерабатывается и идти на пользу, – заявил член Комитета Госдумы по транспорту и строительству, депутат фракции «Справедливой России» Дмитрий Ионин.

На деле мусорная реформа провалилась. А ведь «Справедливая Россия» предупреждала! Утро 1 января россияне встретили в горах бытовых отходов. Вся страна превратилась в одну большую помойку. Регионы признались, что не готовы к такому объему работы. Так, например, настоящий мусорный коллапс произошел в Волгограде. Возмущенные жители неоднократно жаловались на бездействие ООО «Управление отходами – Волгоград». Мусор так никто и не вывозил. Тогда люди не выдержали и завалили офис операторы пакетами с объедками. После скандала фирмой заинтересовалась прокуратура региона.

Фото из соцсетей

Но и в тех регионах, где отходы все-таки вывозят – тоже не все так гладко. Отсортированный мусор из разных контейнеров – бумагу, пластик, стекло скидывают вместе с бытовыми отходами в один мусоровоз. Так и произошло в ЖК «Зеленые Аллеи» в подмосковном городе Видное.

Более того, эти отходы поедут не на мусороперебатывающий завод, а прямиком на ближайшую свалку, где будут годами лежать и гнить. Так в чем же тогда смысл мусорной реформы?

Мусор – это новый налог

В Госдуме вообще считают, что плата за вывоз ТКО в текущем виде – это скрытый налог «за негативное воздействие на окружающую среду». Назвать коммунальной эту услугу нельзя – любая услуга индивидуальна. Некачественное ее предоставление влияет только на одного собственника (или группу собственников – например, жильцов одного многоквартирника). Так, например, отсутствие света в одной квартире не повлияет на права соседей. А вот обезвреживание и захоронение отходов – а именно за это обязали платить россиян с 2019 года – индивидуальными услугами не являются.

– За нарушение правил захоронения отходов наступает административная ответственность — то есть всю эту деятельность контролирует государство. Ни проконтролировать качество предоставления этой услуги, ни потребовать уменьшения цены собственники не смогут! Получается, что это не плата за коммунальную услугу, а обязательный платеж. То есть налог! – говорит Ионин.

В связи с этим, депутаты фракции «Справедливой России» Дмитрий Ионин и Олег Николаев внесли протокольное поручение Комитету Госдумы по экологии и охране окружающей среды запросить у Генпрокуратуры и Правительства информацию о законности срытого налогообложения граждан.

Читайте так же:  Расчет неустойки по договору подряда - калькулятор

– Получается, мусорная реформа ввела дополнительный налог. По закону вводить дополнительные налоги можно только через изменения в Налоговый кодекс. Были по мусору изменения в Налоговый кодекс? Не было. Мы говорили об этом в декабре с этой трибуны? Говорили. Нас услышали? Не услышали, – возмущается Ионин.

Эсеры требуют проверить правомерность включения в состав коммунальной услуги работы по обезвреживанию и захоронению отходов и возложения обязанности оплаты этих работ на собственников. Госдума поддержала поручение справедливороссов.

Мусорная реформа: с 01.01.2019 на граждан возложили плату за вывоз и утилизацию мусора

С января 2019 года рост платежей за жилищно-коммунальные услуги будет обусловлен не только увеличением действующих тарифов, но и включением в плату за квартиру стоимости услуг регионального оператора по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов.

ВАЖНО! Раньше оплачивался только вывоз мусора, теперь к нему добавилась стоимость утилизации.

Отвечаем на основные вопросы по начавшейся в стране мусорной реформе.

1. Как формируется и кем устанавливается тариф по вывозу и утилизации ТКО?

Прежний тариф за вывоз мусора составлял примерно 2,5 руб./кв. м и включался в строку «Содержание и ремонт жилья» квитанции на оплату за ЖКУ. Новый же тариф прописывается отдельной строкой и исчисляется по одной из формул:

  • по числу проживающих в помещении граждан / площади помещения (в соответствии с решением субъекта РФ в 69 регионах принят первый вариант);
  • без учета / с учетом раздельного накопления отходов, по отдельным формулам (для собственников помещений в коммунальных квартирах).

Норматив накопления ТКО

Объем вывезенных контейнеров (при раздельном накоплении сортированных отходов)

[2]

Количество проживающих граждан

Общая площадь помещения

Количество проживающих (для коммунальных квартир)

Общая площадь помещения (для коммунальных квартир)

Тарифы утверждаются на региональном уровне, количество расчетных единиц будут указывать управляющие компании. Они же уполномочены проводить проверку информации — составлять акты о числе фактически постоянно или временно проживающих в квартире граждан. На общедомовые нужды плата не начисляется.

ВАЖНО! Оплачивать утилизацию придется независимо от факта заключения письменного договора. В этом случае будет считаться, что договор заключен конклюдентными действиями по сдаче мусора оператору.

2. Как и когда можно добиться перерасчеты платы?

Перерасчет возможен по общим правилам: в случае ненадлежащего предоставления или непредоставления услуги, а также перерыва в ее использовании.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Проверкой правомерности установления тарифов занимается ФАС РФ.

[3]

3. Какими нормативными актами регулируется плата за вывоз и утилизацию мусора?

  • законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
  • Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505;
  • Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (разд. XV(1)).

На федеральном уровне формированием комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами будет заниматься публично-правовая компания «Российский экологический оператор», учрежденная в соответствии с Указом Президента РФ от 14.01.2019 № 8.

Отношения между региональным оператором и собственником жилого помещения регулируются не гражданским законодательством, где действует принцип свободы договора (субъекты вправе выбирать — заключать договор или нет), а жилищным. Жилищный кодекс РФ не дает собственнику жилого помещения права выбора — заключать или не заключать договор об оказании услуги по вывозу мусора. Это его обязанность. Такой договор заключается «автоматически», говоря словами законодателя, путем публичной оферты. В соответствии с Правилами обращения с ТКО (утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156), если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предполагается, что любой проживающий в жилом помещении человек производит мусор в том или ином объеме. Если Вы не воспользовались услугой, это, к сожалению, не освобождает Вас от внесения платы по договору.
Если оператор не оказывает услугу, либо оказывает ее некачественно, гражданин вправе обратиться к исполнителю с претензией и потребовать пересчитать размер платы (п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354). Также требовать перерасчета платы в сторону уменьшения можно при отсутствии проживающих в жилом помещении лиц.

Источники


  1. Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.

  2. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.

  3. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.
  4. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.
  5. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2014. — 560 c.
Мусорная реформа с 01.01.2019 на граждан возложили плату за вывоз и утилизацию мусора
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here