Содержание
- 1 В Госдуму внесен депутатский законопроект о введении в гражданское законодательство понятия «географическое указание»
- 2 Сенаторы предлагают ввести в Гражданский кодекс новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание»
- 3 В ГД внесен законопроект о новом объекте интеллектуальных прав – географическом указании
- 4 Новый объект интеллектуальных прав – географическое указание (законопроект)
- 5 В ГК ввели новые объекты интеллектуальных прав
- 6 Географическое указание как объект интеллектуальных прав
- 7 Проект Закона о географических указаниях
- 8 Госдума приняла во втором чтении законопроект о региональных брендах
В Госдуму внесен депутатский законопроект о введении в гражданское законодательство понятия «географическое указание»
Как поясняется разработчиками законопроекта, в настоящее время выявлена потребность в охране значительного количества существующих в России обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают определенным качеством и репутацией, но которые не могут быть зарегистрированы в качестве наименования места происхождения товара в связи с жесткими требованиями к этому объекту. Кроме того, обязательства по охране географического указания возникли у РФ в связи со вступлением в ВТО, как это предусмотрено Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Согласно законопроекту географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением. На территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик.
При этом предлагается уточнить существующее в Гражданском кодексе РФ понятие «наименование места происхождения товара».
Устанавливается, что географическое указание признается и охраняется в силу государственной регистрации. Оно может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами, юридическими лицами или объединением лиц, создание и деятельность которого не противоречит законодательству страны происхождения товара. Исключительное право использования географического указания может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий качеством, репутацией или другими характеристиками, указанными в Государственном реестре географических указаний и наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (Государственный реестр наименований).
Заявитель самостоятельно сможет определить, на охрану какого объекта, географического указания или наименования места происхождения товара он может претендовать, заявляя на государственную регистрацию то или иное обозначение.
Законопроект предусматривает в том числе:
процедуру государственной регистрации географического указания и порядок его использования, содержание заявки на регистрацию географического указания, порядок проведения экспертиз, порядок отзыва заявки, оспаривания заявителем решений по заявке, восстановления пропущенных сроков, выдачи свидетельства об исключительном праве на географическое указание;
регламентацию знака охраны географического указания;
порядок прекращения правовой охраны географического указания и исключительного права на него;
ответственность за незаконное использование географического указания.
Исключительное право на географическое указание будет действовать в течение десяти лет со дня подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с возможностью продления на тот же срок.
МОСКВА, 13 июл — РАПСИ. В Государственную Думу РФ внесен законопроект, в котором предлагается ввести в Гражданский кодекс (ГК) РФ новый объект интеллектуальных прав — географическое указание. Текст документа опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента.
Авторами документа выступают члены Совета Федерации РФ во главе с председателем палаты Валентиной Матвиенко, а также глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
Регионы России, как отмечается в сообщении верхней палаты парламента, обладают высоким потенциалом в части наличия товаров, уникальность которых обусловлена географическим положением и передающимися из поколения в поколение традициями, таких как «Краснодарский чай», «Башкирский мед», «Хохлома», «Дулевский фарфор», «Тульский пряник» и другие.
Как свидетельствует отечественная и мировая практика, один из действенных правовых механизмов продвижения территориальных брендов — использование такого средства индивидуализации как наименование места происхождения товара (НМПТ). Вместе с тем, по мнению сенаторов, наряду с НМПТ в правовом отношении должны быть защищены и географические указания. На сегодняшний день существует запрос на введение в правовое поле самостоятельного объекта интеллектуальных прав — географического указания. Прежде всего это обусловлено удобством государственной регистрации такого объекта.
В соответствии с международными стандартами, к товарам с географическим указанием применяются более мягкие требования. В частности, отличием географического указания от НМПТ является то, что при производстве продукта, охраняемого НМПТ, все этапы производства должны осуществляться в конкретном регионе, а для использования объекта охраны «географическое указание» не все этапы производства должны производиться в одном регионе (например, для вина — 15% винограда может поступить из другого региона).
Введение в правовой оборот понятия «географическое указание» как объекта интеллектуальных прав может быть осуществлено путем корректировки Гражданского кодекса, полагают авторы законопроекта.
Также, как отмечается в сообщении, такие изменения соответствуют мировым тенденциям. В мае 2015 года был принят Женевский акт Лиссабонского соглашения, который дает возможность осуществлять международную регистрацию не только НМПТ, но и географических указаний. С этой целью подготовлен указанный законопроект.
Сенаторы предлагают ввести в Гражданский кодекс новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание»
В Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», подготовленный группой сенаторов, в том числе Председателем Совета Федерации В. Матвиенко.
Проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» внесен в Государственную Думу. Документ подготовлен членами Совета Федерации Валентиной Матвиенко, Матвиенко
Валентина Ивановна представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга Ильясом Умахановым, Умаханов
Ильяс Магомед-Саламович представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан Зинаидой Драгункиной, Драгункина
Зинаида Федоровна представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы Лилией Гумеровой, Гумерова
Лилия Салаватовна представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан Сергеем Фабричным, Фабричный
Сергей Юрьевич представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Новгородской области депутатом Государственной Думы Павлом Крашенинниковым.
По мнению сенаторов — авторов законопроекта, вопросы популяризации и продвижения региональных брендов чрезвычайно важны для Совета Федерации как палаты регионов. У всех субъектов РФ есть культурные, географические, экономические особенности и отличия, которые могут стать конкурентными преимуществами.
Смотрите также
27 июня 2018 года, 10:05
При этом регионы России обладают высоким потенциалом в части наличия товаров, уникальность которых обусловлена географическим положением и передающимися из поколения в поколение традициями, таких как «Краснодарский чай», «Башкирский мед», «Хохлома», «Дулевский фарфор», «Тульский пряник» и др.
Продвижение положительного имиджа каждого субъекта или города, развитие территориальных брендов может стать важным источником пополнения региональных бюджетов, считают разработчики законопроекта.
Именно поэтому значительный резонанс имело состоявшееся в декабре 2017 г. заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности на тему «Региональные бренды как важнейший инструмент социально-экономического развития субъектов Российской Федерации». По итогам заседания Председатель СФ поручила всем сенаторам организовать в представляемых субъектах работу по выявлению традиционных товаров («региональных брендов») и их последующей регистрации.
Как свидетельствует отечественная и мировая практика, один из действенных правовых механизмов продвижения территориальных брендов – использование такого средства индивидуализации как наименование места происхождения товара (НМПТ). В России уже сформирована современная законодательная база в этой области. Наличие зарегистрированного НМПТ гарантирует потребителю особые, зачастую неповторимые свойства товара.
Вместе с тем, по мнению сенаторов, подготовивших законопроект, наряду с НМПТ, в правовом отношении должны быть защищены и географические указания. На сегодняшний день существует запрос на введение в правовое поле самостоятельного объекта интеллектуальных прав – географического указания. Прежде всего, это обусловлено удобством государственной регистрации такого объекта.
В соответствии с международными стандартами, к товарам с географическим указанием применяются более мягкие требования. В частности, отличием географического указания от НМПТ является то, что при производстве продукта, охраняемого НМПТ, все этапы производства должны осуществляться в конкретном регионе, а для использования объекта охраны «географическое указание» не все этапы производства должны производиться в одном регионе (например, для вина – 15 проц. винограда может поступить из другого региона).
Введение в правовой оборот понятия «географическое указание» как объекта интеллектуальных прав может быть осуществлено путем корректировки Гражданского кодекса, полагают авторы законопроекта.
Такие изменения соответствуют мировым тенденциям, подчеркивают разработчики документа. В мае 2015 г. был принят Женевский акт Лиссабонского соглашения, который дает возможность осуществлять международную регистрацию не только НМПТ, но и географических указаний. С этой целью подготовлен указанный законопроект.
В ГД внесен законопроект о новом объекте интеллектуальных прав – географическом указании
Авторами поправок стали Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников
Как подчеркивается в пояснительной записке, законопроект «направлен на совершенствование правового регулирования в сфере правовой охраны наименований мест происхождения товаров». Поправками в ГК РФ вводится новое понятие — «географическое указание», которое в случае принятия законопроекта станет самостоятельным объектом интеллектуальных прав.
По мнению авторов законопроекта, введение этого понятия в ГК позволит популяризировать и продвигать региональные бренды.
«У всех субъектов РФ есть культурные, географические, экономические особенности и отличия, которые могут стать конкурентными преимуществами. При этом регионы России обладают высоким потенциалом в части наличия товаров, уникальность которых обусловлена географическим положением и передающимися из поколения в поколение традициями, таких как «Краснодарский чай», «Башкирский мед», «Хохлома», «Дулевский фарфор», «Тульский пряник» и др.», — отмечают авторы инициативы.
«Выявлена потребность в охране более значительного количества существующих в России обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают определенным качеством и репутацией», — объясняют авторы необходимость принятия законопроекта.
Новый объект интеллектуальных прав – географическое указание (законопроект)
Будьте всегда в центре самых актуальных
юридических и экономических новостей
В Гражданском кодексе РФ будет закреплен новый объект интеллектуальных прав – географическое указание
Законопроект, предусматривающий внесение поправок в четвертую часть ГК РФ, был внесен 13 июля 2018 года членами СФ B.И. Матвиенко, И.М.-С. Умахановым, З.Ф. Драгункиной, Л.С. Гумеровой, C.Ю. Фабричным, депутатом ГД П.В. Крашенинниковым.
Согласно поправкам, в ГК РФ в качестве самостоятельного объекта интеллектуальных прав вводится понятие «географическое указание» (ГУ). Этот термин будет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, исходя из того, что определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением. На соответствующей территории должна осуществляться, как минимум, одна из стадий производства товара, которая оказывает влияние на формирование его качества, репутации или иных характеристик.
Документ также устанавливает признание и правовую охрану ГУ в силу госрегистрации.
ГУ может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами, юрлицами или объединением лиц. Исключительное право использования ГУ может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий качеством, репутацией или другими характеристиками, указанными в Госреестре ГУ и НМПТ.
Законопроект также предлагает уточнить существующее в Кодексе понятие НМПТ. Согласно поправкам, заявитель сможет самостоятельно определить, на охрану какого объекта, ГУ или НМПТ, он может претендовать, заявляя на госрегистрацию то или иное обозначение.
Поправки предусматривают правила процедуры госрегистрации ГУ, устанавливают порядок его использования, регламентируют знак охраны ГУ, закрепляют порядок прекращения правовой охраны ГУ и исключительного права на него.
Исключительное право на ГУ будет действовать в течение 10 лет со дня подачи заявки с возможностью продления на тот же срок.
Проект предусматривает также ответственность за незаконное использование ГУ.
С информацией о законопроекте можно ознакомиться в Системе обеспечения законодательной деятельности на сайте Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации.
В ГК ввели новые объекты интеллектуальных прав
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, которым в Гражданский кодекс РФ вводится новый объект интеллектуальных прав — «географическое указание» (об этом документе читайте также на Legal.Report здесь).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Основными новеллами закона являются определение географического указания как обозначения, которое позволяет идентифицировать товар, происходящий с территории географического объекта. При этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением. Устанавливаются требования, необходимые для госрегистрации географического указания, порядок регистрации и другие особенности гражданско-правового режима этого объекта.
Предусматривается, что географическое указание признается и охраняется в силу государственной регистрации Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Для подачи заявки на регистрацию ГУ в ней будет достаточно указать и подтвердить информацию о качестве, репутации или других специфических показателях продукции, обусловленных местом происхождения. Для оформления заявки на НМПТ требуется подтверждение со стороны уполномоченных государственных органов о наличии у товара особых свойств.
Географическое указание может быть зарегистрировано одним либо несколькими гражданами, одним либо несколькими юридическими лицами, а также ассоциацией или иным объединением лиц. Исключительное право на географическое указание действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на географическое указание в Роспатент. При этом данный срок может быть продлен по заявлению правообладателя каждый раз на десять лет.
Изменяются отдельные особенности правового режима НМПТ — в частности, вводится требование об осуществлении всех стадий производства товара на территории соответствующего географического объекта. Предусматривается возможность подачи заявки на регистрацию НМПТ одновременно несколькими лицами.
Сейчас в России зарегистрировано и охраняется около 200 НМПТ. Среди них “Вологодское кружево”, “Адыгейский сыр”, “Оренбургский пуховый платок” и др. В качестве же географического указания могут быть зарегистрированы, например, камчатский краб, байкальский омуль или якутские алмазы.
Уполномоченный орган должен будет вести контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения. Он в том числе выдает заключение об исчезновении характерных для данного географического объекта условий и, соответственно, о невозможности производить товар, отвечающий необходимым требованиям к его свойствам.
Корреспондирующие изменения внесены также в закон № 171 о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Закон, за исключением его отдельных положений, вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования. За это время Роспатент планирует разработать подзаконные акты, которые вместе с принятым законом будут регулировать отношения, связанные с новым объектом интеллектуальных прав.
Географическое указание как объект интеллектуальных прав
В конце июля Государственная дума рассмотрела и одобрила в 1-ом чтении проект Федерального закона № 509994-7 «О внесении изменений в часть 4 ГК РФ». Он дополнит перечень объектов интеллектуальных прав новым – Географическим указанием.
В рамках законопроекта под данным термином предлагается понимать обозначение, позволяющее идентифицировать товар как появившийся в конкретной местности, которая, в свою очередь, определяет его качество, репутацию и иные характерные признаки. Также необходимо, чтобы на обозначенной территории осуществлялась по меньшей мере одна стадия производства.
Срок действия Географического указания как объекта интеллектуальных прав – 10 лет с того дня, как была подана заявка на его регистрацию. По истечение этого времени правообладатель имеет возможность продлить его еще на 10 лет.
Кроме того, законодатели хотят изменить понятие аналогичного и уже существующего на страницах Гражданского кодекса «интеллектуального объекта» – Наименования места происхождения товара. В новой редакции под НМПТ признается обозначение, которое представляет собой (включает часть либо же производное) нынешнее или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное название территориального субъекта, который стал известен именно благодаря товару. В это же время особые свойства товара обусловлены характерной субъекту природной или человеческой спецификой.
Все стадии производственной цепочки должны располагаться на указанной территории. К такому условию правообладателя обязывает правовой режим Наименования места происхождения товара.
По словам разработчиков проекта, потребность во введении Географического указания первоочередно была обусловлена присоединением России к ВТО и обязательством по выполнению условий Соглашения ТРИПС. Также в нашей стране существует множество обозначений, которые указывают на определенную местность в контексте происхождения товара, обладающего рядом конкретных качеств и устоявшимся имиджем. Тем не менее, как НМПТ они не могут получить правовую охрану. Причина заключается в жестких требованиях, которые предусмотрены режимом самого НМПТ.
Кроме того, в России нет федеральных органов власти, которые были бы уполномочены выдавать свидетельствующие об особых свойствах заключения, а в ряде случаев заявитель и вовсе не является производителем товара, к чему обязывает все тот же режим НМПТ.
Исключать Наименование места происхождения товара из перечня объектов интеллектуальных прав законодатели не планируют, так как его совместное с «Географическим указанием» существование не противоречит актуальным на сегодняшний день и принятым во всем мире тенденциям.
Проект Закона о географических указаниях
В ближайшем будущем в России может появиться новый объект интеллектуальных прав – географическое указание. Проект Федерального закона (№ 509994-7), который должен внести изменения в четвертую часть ГК РФ, уже прошел первое чтение в Госдуме. Поговорим о содержании поправок и целях их внесения в действующее законодательство.
Содержание законопроекта
В ГК РФ предлагается ввести новое понятие: «географическое указание», под которым понимается обозначение, позволяющее определить географический объект, производящий товар. Право использовать охраняемое географическое указание смогут получить производители конкретного региона (географического района), в случае, если ими соблюдаются установленные условия производства.
В действующем законодательстве уже есть похожая правовая конструкция. Согласно § 3 главы 76 части 4 ГК РФ правовая охрана предоставляется наименованию места происхождения товара (НМПТ).
Географическое указание и НМПТ сходные, но не аналогичные по смыслу понятия. НМПТ – это особый вид географического указания. Оба обозначения предназначены для информирования покупателя о месте производства товара и его качественных характеристиках, определенных местом производства. Различаются понятия тем, что характеристики и свойства товара, охраняемого НМПТ, должны быть преимущественно (в некоторых случаях – исключительно) связаны с регионом происхождения. Как правило, для такого обозначения в конкретном регионе должен находиться источник сырья, а также должна производиться его обработка. Для маркировки товара географическим указанием производителю можно будет соблюсти только один критерий, обусловленный географическим местом происхождения, этим критерием может быть какое-то свойство товара, его качество, или репутация.
Географическое указание не отменяет НМПТ, а будет действовать наравне с ним. В тексте законопроекта уточняется, что правила ГК РФ о географических указаниях применяются и к НМПТ.
Проектом устанавливаются, в том числе:
- процедура и порядок регистрации географического указания;
- порядок его использования;
- требования к содержанию заявки;
- процедура отзыва заявки;
- процесс оспаривания решения по заявке;
- порядок внесения изменений в Государственный реестр наименований;
- порядок выдачи свидетельств об исключительном праве на географическое указание;
- основания для прекращения правовой охраны географического указания и действия исключительного права на него;
- ответственность за незаконное использование географического указания.
Для регистрации географического указания установлены условия и ограничения:
- Хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его основных характеристик, должна производиться на территории географического объекта.
- Особые требования к качеству продукта, его репутации, стадиям производства, иным основным характеристикам могут быть установлены федеральными законами и иными правовыми актами, в том числе правовыми актами субъектов РФ, в состав которых входят указанные географические объекты.
- Нельзя признать географическим указанием обозначение, которое находится в РФ во всеобщем употреблении в качестве обозначения определенного товара, не связанного с местом его производства.
- Не может быть предоставлена правовая охрана в качестве географического указания обозначению, ранее зарегистрированному в качестве НМПТ в отношении товара того же вида, и наоборот.
Проектом устанавливается, что географическое указание может быть зарегистрировано гражданами (одним или несколькими), организациями или объединением лиц. Заявитель самостоятельно определяет, на охрану какого объекта, НМПТ или географического указания он претендует, обращаясь за регистрацией того или иного обозначения.
В случае принятия изменений исключительное право на географическое указание будет действовать 10 лет с момента подачи заявки в госорган. Указанный срок действия может быть продлен по заявлению правообладателя.
Зачем нужны изменения?
Основные характеристики товара: его репутация, качество, во многом определяются местом происхождения. У потребителя, приобретающего товары определенного вида, выстраивается четкая ассоциативная связь между свойствами товара и территорией, на которой он произведен (например, «Тульский пряник», «Башкирский мед» и др.).
Благодаря использованию НМПТ регионы приобретают известность, уникальные товары привлекают инвестиции, что способствует увеличению рабочих мест и активному развитию туризма. Производители товара имеют право оформить НМПТ, но сделать это сложно, регистрация рассматриваемого объекта интеллектуальной собственности связана со множеством проблем. В настоящее время в России лишь немногим производителям удалось официально закрепить за собой статус региональных брендов. Согласно пояснительной записке к законопроекту, в РФ действует 170 регистраций НМПТ, из которых 135 российские. Для сравнения, в Евросоюзе охраняется более 3000 географических указаний и НМПТ.
По мнению авторов законопроекта, действующее законодательство не позволяет в полной мере использовать заложенный в НМПТ потенциал. В России отсутствуют госорганы, которые уполномочены выдавать заключения в отношении некоторых групп товаров. Во многих случаях невыполнимо выдвигаемое к заявителю требование быть непосредственным производителем товара. Например, не могут быть заявителями при регистрации НМПТ объединения производителей сырья и конечного продукта и лиц, которые хранят, перевозят и распространяют товар, маркированный НМПТ. Однако особые свойства и оригинальные характеристики товара зависят от деятельности этих лиц. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что такие ассоциации должны быть наделены правом на использование в своей деятельности НМПТ.
Кроме того, сегодня в России возникла потребность в охране большего количества обозначений, указывающих на территориальное происхождение товаров, обладающих определенными свойствами и репутацией. Эти товары крайне сложно зарегистрировать как НМПТ, поскольку для регистрации установлены жесткие требования. Для таких обозначений должны быть предусмотрены упрощенные условия. По указанным причинам сегодня назрела необходимость наряду с НМПТ использовать и новое для РФ обозначение – географическое указание.
Субъекты РФ производят товары с уникальными характеристиками, обусловленными, в том числе, именно географическим положением. По мнению законодателя, введение нового понятия в гражданское законодательство послужит продвижению и популяризации в России региональных брендов.
Изменения имеют положительное значение как для потребителя, который будет знать, что уникальный товар производится в определенном регионе, так и для производителя, бренд которого будет защищен. В то же время официальное принятие новой правовой конструкции связано с рисками. Не исключено, что из-за упрощенной процедуры регистрации географических указаний на рынке появится больше контрафактного товара. Только практика использования нового объекта права сможет выявить как его положительные, так и отрицательные черты. Однако, такие изменения в законодательстве назрели, и диктуются новыми условиями и внутреннего, и общемирового рынка.
Гурова Елена
Специалист по интеллектуальной собственности
ООО «Центр правового обслуживания»
Госдума приняла во втором чтении законопроект о региональных брендах
11 июля Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект о географических указаниях — № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 231 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что законопроектом предлагается ввести в Гражданский кодекс новый объект интеллектуальных прав — «географическое указание», в качестве средства индивидуализации товара. В обиходе это также называется брендами регионов. Такой вид средств индивидуализации товара будет действовать наравне с существующим в настоящее время – наименованием места происхождения товара (НМПТ), однако иметь более простую регистрацию.
Стоит отметить, что применение НМПТ способствует повышению известности региона изготовления, так как свидетельствует о высоком качестве товара и наличии особых свойств, определяемых местом изготовления. Однако требования, предъявляемые при регистрации НМПТ, являются достаточно жесткими. Необходимо подтверждать не только известность обозначения, указывающего на конкретную местность, но и особенности свойств товара, которые определяются характерными для данной местности природными условиями или людскими факторами. Кроме того, все стадии производства такого товара, влияющие на формирование его особых свойств, должны осуществляться на территории указанной местности.
С момента введения в России государственной регистрации НМПТ в 1992 году было зарегистрировано и охраняется около 200 таких средств индивидуализации товара. В качестве примера можно привести: «Оренбургский пуховый платок», «Вологодское кружево», «Хохлома», «Гжель», «Дулевский фарфор», «Вологодское масло», «Адыгейский сыр», «Башкирский мед», «Астраханские помидоры», «Луховицкий огурец», «Нарзан». В то же время в Европейском союзе охраняется более 3000 НМПТ и географических указаний. В связи со вступлением в ВТО, у России возникли обязательства по охране «географических указаний». Такие нормы предусмотрены и другими международными обязательствами.
В этой связи законопроектом предлагается изложить в новой редакции параграф 3 главы 76 части четвертой ГК РФ, давая определение обоим видам средств индивидуализации товара – «географическое указание» и «наименование места происхождения товара», а также указывая конкретные требования к каждому из них. В соответствии с этими требованиями заявитель сможет определить, на охрану какого объекта интеллектуальных прав он может претендовать.
«Законопроектом, с учетом принятых сегодня поправок устанавливается, что географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории конкретного географического объекта. Географическим происхождением товара должны в значительной степени определяться: его особое качество, репутация или другие характеристики. И хотя бы одна из стадий производства, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара, должна осуществляться на указанной территории (в отличие от НМПТ, для которого должны осуществляться все стадии производства товара на указанной территории). Т.е. нельзя будет воду, добытую не в Ессентуках, но там разлитую, использовать под этим названием», — отметил Павел Крашенинников.
В качестве географического указания, например, можно было бы зарегистрировать, например, калужское тесто, байкальский омуль, камчатский краб, якутские алмазы, золото Костромы, — отметил Павел Крашенинников.
Законопроектом предусматривается, что географическое указание признается и охраняется в силу государственной регистрации, которая будет осуществляться Роспатентом. Зарегистрировать ГУ смогут: один или более граждан, одно или несколько юридических лиц, а также ассоциация (союз) или другие объединения лиц, создание и деятельность которых не противоречит законодательству страны происхождения товара.
«Лицам, зарегистрировавшим географическое указание, предоставляется исключительное право его использования (при условии, что товар обладает заявленными характеристиками). В случае предоставления исключительного права объединению лиц, право использования предоставляется каждому члену этого объединения, включенному в Государственный реестр указаний и наименований», — сообщил Павел Крашенинников.
Не допускается использование зарегистрированного географического указания:
1) лицами, не обладающими правом его использования, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными;
2) правообладателями в отношении товара, не обладающего заявленными характеристиками, либо произведенного за пределами границ географического объекта;
3) использование сходного с зарегистрированным ГУ обозначения для любых товаров, которое способно ввести в заблуждение потребителей относительно места происхождения товара или его характеристик.
«Географическое указание охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, отвечающий установленным требованиям. Исключительное право на географическое указание действует в течение 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент, с возможностью последующего продления по заявлению правообладателя. Действие исключительного права может прекратиться раньше, если, например, будут утрачены особые характеристики товара», — сказал Павел Крашенинников.
В целях доработки законопроекта ко второму чтению и синхронизации с действующим правовым регулированием в сфере производства винодельческой продукции и в других, ответственным Комитетом ГД по государственному строительству и законодательству была создана Рабочая группа. В ее состав вошли депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители Роспатента, представители предпринимательского сообщества (виноделы, производители минеральной воды, рестораторы) и научного юридического сообщества.
Чтобы не загубить винодельческую отрасль страны и защитить наших виноделов ко второму чтению законопроекта были предусмотрены специальные положения, касающиеся винодельческой продукции (вино, игристое вино (шампанское), ликерное вино, спиртные напитки, произведенные из винного, виноградного, коньячного дистиллятов (в том числе коньяк).
Для этих целей вносятся изменения не только в ГК РФ, но и в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Предусматривается норма об определении правовой охраны «географическому указанию» и «наименованию места происхождения товара» в отношении винодельческой продукции, осуществлению и защиты права на указанные средства индивидуализации частью четвертой ГК РФ, но с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 171.
Одна из таких особенностей — при подаче заявки на регистрацию «географического указания» или «наименования места происхождения товара» на винодельческую продукцию в числе документов необходимо представить также лицензию на производство винодельческой продукции с ЗГУ или ЗНМП; а также указание на место происхождения (производства) товара (границ географического объекта), определенное органами государственной власти субъекта РФ.
Среди других поправок можно выделить следующие:
1) уточнено соотношение ГУ и НМПТ с товарными знаками.
Устанавливается, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с зарегистрированным и заявленным на регистрацию географическим указанием или наименованием места происхождения товара (с некоторыми исключениями). Равно как и наоборот — не допускается регистрация в качестве ГУ или НМПТ обозначения, сходного с товарным знаком.
При этом стоит отметить, в чем существенные различия между НМПТ, ГУ и товарными знаками. Для регистрации товарного знака нет зависимости свойств товара от местности, нужно только указание на товар, но не на его характеристики и местность производства. Кроме того, это могут быть не только товары, но и работы, услуги. А для НМПТ и ГУ – только товары c указанием особых свойств, зависящих от географической среды. При этом исключительное право использования товарного знака предоставляется только одному правообладателю — организации или ИП (за исключением коллективных товарных знаков). А для ГУ и НМПТ – это может быть не одно, а несколько лиц, производящих товар с соответствующими характеристиками.
2) предусмотрен контроль за сохранением особых свойств товара;
3) предлагается использование с согласия правообладателя сырья производителя, не имеющего ГУ/НМПТ (например, глина для гжели).
Основные новеллы законопроекта вступят в силу по истечении 1 года после официального опубликования принятого закона. При этом нормы, касающиеся ответственности за незаконное использование предупредительной маркировки, вступят в силу с отсрочкой на 5 лет.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Павел Крашенинников отметил, что обсуждаемый законопроект имеет большое значение для российских регионов, многие из которых имеют свою историческую, культурную или природную уникальность, особые традиции, в том числе в сфере прикладного творчества, национальной кухни и т.п. Новеллы позволят предоставить новые упрощенные возможности для регистрации и продвижения региональных брендов, которые уникальны именно своим географическим происхождением. «Изменения будут способствовать развитию российских производителей товаров, привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности экономики регионов», — заявил Павел Крашенинников.
Источники
Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.
Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.
Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.- Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.
- Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.