Опубликованы правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости

Полная информация на тему: "Опубликованы правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости" в помощь грамотному гражданину.

Переоценка кадастровой стоимости недвижимости

Как оспорить кадастровую оценку недвижимости

Кадастровая стоимость (далее — КС) недвижимости влияет на различные аспекты ее оборота и налогообложения, в связи с чем актуальны вопросы переоценки кадастровой стоимости недвижимости.

РЕКОМЕНДУЕМ! В первую очередь следует уточнить размер КС недвижимого имущества. Узнать его можно по адресу объекта недвижимости, кадастровому номеру и другим параметрам на официальном сайте Росреестра: Справочная информация по объектам недвижимости.

Подробнее об этом и иных способах получения информации о КС мы рассказали в материале «Росреестр проинформировал, как получить сведения о кадастровой стоимости недвижимости».

Процедурные аспекты того, как оспорить кадастровую оценку недвижимости, изложены в следующих нормативных правовых актах:

  • законе «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ), ст. 24.18.
  • Кодексе административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ), гл. 25.

[2]

Части 1 и 2 ст. 24.18 закона № 135-ФЗ предусматривают два способа оспаривания КС посредством судебной процедуры и путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения КС (далее — комиссия).

Согласно указанным нормам инициаторами обжалования могут быть:

  • граждане и организации, права которых затронуты результатами определения КС недвижимости;
  • органы публичной власти, которые по общему правилу могут обжаловать результаты определения КС недвижимости, являющейся их собственностью.

Оценка недвижимости для оспаривания кадастровой стоимости

В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 закона № 135-ФЗ при оценке недвижимости для оспаривания кадастровой стоимости рыночная стоимость должна быть определена на дату, на которую установлена КС.

В ч. 11 ст. 24.18 закона № 135-ФЗ приводятся 2 основания для оспаривания КС:

  • использование при определении КС недостоверных данных об объекте;
  • установление в отношении объекта его рыночной стоимости (с учетом указанного выше правила о необходимости совпадения дат, на которые определяются КС и рыночная стоимость).

РИСКИ! В соответствии с чч. 23, 24 ст. 24.18 закона № 135-ФЗ, если заявление о пересмотре КС подается в связи с установлением рыночной стоимости, прикладывать к заявлению отчет обязательно. Без этого заявление не будет принято к рассмотрению.

В п. 11 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами…» от 30.06.2015 № 28 (далее — постановление № 28) последствия непредставления отчета определены так:

Последствия неисполнения указаний суда

Принятие заявления к производству

Оставление без движения

Предоставление срока для устранения нарушений

Оставление без рассмотрения

Правовые последствия определения и изменения КС, в частности налоговые аспекты, раскрыты в наших материалах:

Срок действия оценки рыночной стоимости

Относительно срока действия оценки рыночной стоимости недвижимости отметим следующее. В соответствии со ст. 12 закона № 135-ФЗ:

[3]

  • итоговая величина стоимости объекта, указанная в отчете, признается достоверной, если законодательством или судом не установлено иное;
  • по общему правилу стоимость, приведенная в отчете, может быть использована в качестве начальной цены для конкурса, аукциона, совершения сделки в течение 6 месяцев с даты его составления.

Особенности применения рыночной стоимости недвижимости в правоотношениях, связанных с ипотекой, затронуты в нашем материале «Изменения закона об ипотеке: внесудебная реализация по рыночной стоимости и другие новеллы».

При определении срока действия оценки рыночной стоимости недвижимости учитывается наличие специальных правил для процедур, в рамках которых применяется отчет об оценке, в частности по законодательству об исполнительном производстве.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вместе с тем при наличии процессуальных нарушений, связанных с истечением срока действия отчета об оценке, суды могут не придать указанному правового значения, если доказательств существенного изменения стоимости объекта после истечения срока действия отчета представлено не было (апелляционное определение Свердловского облсуда от 05.07.2017 по делу № 33а-11058/2017).

Судебная практика по вопросам снижения кадастровой стоимости

В судебной практике по спорам о КС и, в частности, проведении оценки недвижимости для снижения кадастровой стоимости отмечается:

  • Основанием для удовлетворения требования об уменьшении КС может стать указание в отчете об оценке на снижение в рассматриваемый период цен на недвижимость (определение ВС РФ от 29.04.2015 № 35-АПГ15-18).
  • При рассмотрении спора о взыскании неосновательного обогащения как суммы переплаты в связи с завышенным размером КС земельного участка при его выкупе в удовлетворении требований может быть отказано, если суд установит, что КС должна определяться не на дату совершения сделки, а на дату подачи заявления о выкупе. При этом доказательств наличия кадастровой ошибки представлено не было (постановление АС СЗО от 10.09.2018 № Ф07-11194/2018 по делу № А56-69998/2017).
  • Оспаривать результаты КС может в том числе и бывший собственник недвижимости, если указанное влияет на его права как налогоплательщика в периоде подачи заявления (п. 6 постановления № 28).
  • В деле о недостоверности сведений об объекте оценки к участию должен быть привлечен госорган, отвечающий за исправление кадастровых или технических ошибок (п. 7 постановления № 28).

Судебная практика по иным аспектам правоотношений, связанных с недвижимостью, раскрыта в наших статьях:

Нюансы, связанные с кадастровой стоимостью, в 2019 году

Правила о налоговых последствиях переоценки кадастровой стоимости недвижимости в 2018 и 2019 годах отличаются. В связи со вступлением в силу с 01.01.2019 изменений в Налоговый кодекс РФ (закон «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 334-ФЗ) ситуация выглядит следующим образом:

Обновленные данные о КС, полученные в результате оспаривания, применяются с того периода, в котором подано заявление о пересмотре

Обновленные данные о КС, полученные в результате оспаривания, применяются с начала налогообложения данного объекта недвижимости

РЕКОМЕНДУЕМ! При необходимости оспаривания КС в свете указанных изменений следует принимать во внимание положения п. 7 ст. 78 НК РФ о возможности подачи заявления о зачете или возврате излишне уплаченного налога по общему правилу в течение 3 лет с момента уплаты суммы.

О других изменениях в законодательстве в 2019 рассказывается в наших статьях:

Периодичность переоценки кадастровой стоимости

Действует следующее правило о периодичности переоценки кадастровой стоимости объектов недвижимости (ч. 1 ст. 24.12 закона № 135-ФЗ):

Вид субъекта РФ

Город федерального значения

Остальные субъекты РФ

Не чаще 1 раза в течение 2 лет

Читайте так же:  Образец договора доверительного управления имуществом

Не чаще 1 раза в течение 3 лет

Ч. 1 ст. 11 закона «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 № 237-ФЗ установлено, что переоценка осуществляется не реже 1 раза в 5 лет, кроме внеочередной оценки.

Так, в приказе департамента городского имущества г. Москвы «О проведении государственной кадастровой оценки…» от 19.02.2018 № 20 определено, что оценка всех видов объектов недвижимости, расположенных на территории Москвы, проводится в 2018 году.

Подробнее о правилах установления кадастровой стоимости — в нашем материале «Опубликованы правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Итак, мы рассмотрели общие правила и нюансы осуществления переоценки КС недвижимости, включая процедурные моменты оспаривания и правовые последствия переоценки.

Кадастровая оценка недвижимости по новым правилам с 02.03.2019

Новый порядок кадастровой оценки недвижимости (далее — Порядок) утвержден приказом Минэкономразвития от 24.09.2018 № 514. По мнению министерства, он разрешит ряд проблем, с которыми сталкиваются собственники объектов недвижимости, а также региональные и местные власти. Разберем каждый раздел новых правил.

Общие положения

Новый порядок кадастровой оценки недвижимости применяется:

  • при осуществлении кадастрового учета вновь образованного либо созданного объекта недвижимости;
  • изменении данных в Едином госреестре недвижимости о ранее учтенной недвижимости;
  • осуществлении кадастрового учета в связи с изменением данных о площади участка земли, здания, степени готовности недостроенного объекта, виде разрешенного использования участка земли и т. д.

Вывод! Таким образом, новый порядок оценки распространяется как на участки земли, так и на другие недвижимые объекты. Это отличает его от правил оценки, действующих ранее, когда оценка участков земли и других объектов недвижимости регулировалась разными документами.

Важно! Расчет кадастровой стоимости будет занимать 10 рабочих дней (п. 2 Порядка).

По итогам процедуры по-прежнему будет составляться акт. Документ может быть составлен как на бумаге, так и в электронном виде.

Кадастровая оценка единого недвижимого комплекса, здания, недостроенного объекта

Важно! Правилами урегулирована оценка кадастровой стоимости недостроенных объектов, что не было сделано в ранее принятых документах.

Стоимость здания, как правило, представляет собой произведение его площади и среднего значения удельного показателя (СЗУП) кадастровой стоимости зданий такого назначения по кадастровому кварталу, в котором находится здание. Здесь все останется по-прежнему.

Стоимость недостроенного объекта представляет собой произведение его стоимости, определенной по правилам, указанным выше, и процента готовности данного объекта. При увеличении степени готовности пропорционально увеличивается кадастровая стоимость недостроя.

Важно! Стоимость единого недвижимого комплекса представляет собой сумму стоимостей всех объектов недвижимости, которые в него входят.

Кадастровая оценка помещения, машино-места

Важно! Установлен порядок кадастровой оценки машино-места.

Кадастровая оценка машино-места производится по правилам, установленным для определения стоимости помещений. Они остались прежними: кадастровая стоимость помещения представляет собой произведение площади помещения и СЗУП стоимости помещений в здании, в котором находится данное помещение.

Обратите внимание! Кадастровая стоимость машино-места рассчитывается с применением СЗУП для нежилых помещений.

Кадастровая оценка участков земли

Основное правило кадастровой оценки участков земли осталось прежним: их стоимость представляет собой произведение площади участка и СЗУП кадастровой стоимости участков земли соответствующей категории и вида разрешенного использования по кадастровому кварталу, в котором находится оцениваемый участок.

Оценка участков земли, предназначенных для садоводства/огородничества, которые находятся за пределами населенного пункта, производится исходя из СЗУП стоимости участков такого вида разрешенного использования для муниципального района.

Если участок земли имеет несколько видов разрешенного использования, его стоимость определяется с применением наибольшего СЗУП кадастровой стоимости. Исключение из этого правила составляют участки земли, которые имеют в качестве одного из видов разрешенного использования жилищное строительство, ведение садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства. В этом случае оценка участка земли определяется с применением СЗУП кадастровой стоимости участков данных категорий.

Обратите внимание! При изменении площади участка земли его кадастровая стоимость меняется пропорционально изменению площади.

Вывод! Новый порядок кадастровой оценки недвижимости, как и ранее, устанавливает правила определения стоимости участков земли, зданий и помещений. Наряду с этим им урегулированы вопросы оценки машино-мест, недостроенных объектов, единых недвижимых комплексов. На проведение оценки отводится 10 рабочих дней, а ее результаты заносятся в специальный акт.

Новые правила установления кадастровой стоимости

С 1 ноября 2016 года вступают в силу методические указания о кадастровой оценке. Документ определяет новые правила расчета стоимости недвижимости только для государственных оценщиков. По закону, который вступит в силу с 1 января 2017 года, пересматривать кадастровую стоимость они должны каждые пять лет.

По новым правилам оценят только здания

Минэкономразвития рекомендует пользоваться указаниями для определения кадастровой стоимости всех объектов недвижимости, в том числе зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов. То есть по новым правилам будут оценивать именно здания и земельные участки, предназначенные для градостроительной деятельности. Сельхозугодия, особо охраняемые природные территория, земли, расположенные за пределами населенных пунктов, и участки, которые заняты водоемами, оценщиками должны оцениваться по иным нормам.

Кадастровая стоимость необходима для расчета налога на имущество организаций и граждан. Согласно рекомендациям, она должна проводиться на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками объекта. При этом на стоимость будет влиять место нахождения оцениваемой недвижимости и степень ее износа.

Чиновники уточняют, что кадастровая стоимость объекта не может быть выше рыночной. Если узнать рыночную цену не удается, то можно воспользоваться ориентировочными данными. Кроме того, в методических указаниях сказано, что разница между стоимостью типовых объектов, находящихся в одной ценовой зоне, не должна превышать 10%.

Что касается степени износа, то чем она выше, тем стоимость объекта для расчета налога на имущество должно быть ниже. Однако если в здании проводился капитальный ремонт, общий срок его службы не учитывается, а степень износа – нулевая.

Откуда возьмут информацию

Минэкономразвития предлагает оценщикам пользоваться различными информационными системами для определения факторов, влияющих на кадастровую стоимость объекта. Среди них:

  • Информационная система обеспечения градостроительной деятельности;
  • Федеральная государственная информационная система территориального планирования;
  • Федеральная информационная адресная система;
  • Информационные системы Минсельхоза России;
  • Реестр курортного фонда Российской Федерации;
  • Реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
  • Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности;
  • Государственный реестр опасных производственных объектов;
  • Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых;
  • Реестр контрактов, заключенных заказчиками (государственных, муниципальных).

Поможет ли собственникам новая методика оценки недвижимости

Чиновники говорят, что разработка подробных методических указаний по установлению кадастровой оценки объектов связана с подписанием закона «О государственной кадастровой оценке». Документ, который вступит в силу с 1 января 2017 года, позволяет оценивать объекты только государственным оценщикам. Методические указания помогут сократить численность недовольных собственников, поскольку имеются четкие рекомендации, как и что считать.

Читайте так же:  Общие основания для прекращения трудового договора

Однако некоторые эксперты отмечают, что документ не был досконально обсужден. А самое главное – его положения не прошли полноценную практическую апробацию в регионах, чтобы в дальнейшем были учтены все возможные проблемы. А это значит, что проблем у собственников меньше не станет. Особенно учитывая, что государственная оценка, по новому законы, будет проводиться каждые 5 лет.

Министерство Финансов Российской Федерации П и с ь м о
[ Об определении органа исполнительной власти, формирующего перечень объектов недвижимости для государственной кадастровой оценке ]

N 03-05-04-01/56726 11.02.2014

Вопрос: Об определении в целях налога на имущество организаций уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, формирующего перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Федеральный закон N 307-ФЗ) и сообщает.

На основании п. 2 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс, в редакции Федерального закона N 307-ФЗ) с 1 января 2014 г. право определять особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 гл. 30 Налог на имущество организаций Кодекса предоставлено субъектам Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 375 Кодекса (в ред. Федерального закона N 307-ФЗ) установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 378.2 Кодекса закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Согласно ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ Об оценочной деятельности в Российской Федерации (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

Формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее — Перечень объектов недвижимости), производится в порядке, установленном ст. 24.13 Федерального закона N 135-ФЗ. При этом государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре недвижимости объектов недвижимости. Перечень объектов недвижимости формируется Росреестром и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу. Порядок формирования Перечня объектов недвижимости и предоставления его Росреестром заказчику, включая требования к содержанию запроса заказчика работ по определению кадастровой стоимости, устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности (Минэкономразвития России).

На основании пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, к которым отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены п. п. 3 — 5 ст. 378.2 Кодекса.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса (далее — Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который формирует Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 378.2 Кодекса) решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, по мнению Департамента, может быть сформирован уполномоченным органом, в частности, на основании предоставляемых заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу сведений из Росреестра в рамках Федерального закона N 135-ФЗ, а также иных сведений, имеющихся в территориальных органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации, об объектах недвижимого имущества, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и используемых в коммерческих целях, к которым отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также их собственниках.

Что касается технической ошибки, допущенной в п. 2 ст. 4 Федерального закона N 307-ФЗ, во взаимосвязи с п. 9 ст. 378.2 Кодекса, то вопрос их соответствия будет урегулирован путем внесения поправок в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

Одновременно сообщаем, что вопрос определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений находится в компетенции Минэкономразвития России, которое устанавливает соответствующий порядок в рамках полномочий, предусмотренных п. 9 ст. 378.2 Кодекса.

При этом в соответствии с переходными положениями Федерального закона N 307-ФЗ (п. 2 ст. 4) до утверждения Минэкономразвития России указанного порядка субъект Российской Федерации вправе установить порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

Кадастровая стоимость

Вопросы определения, расчета, порядка изменения кадастровой стоимости регламентированы Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности).

Понятие «кадастровой стоимости» содержится в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Кадастровая стоимость — это стоимость объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Читайте так же:  Срок камеральной проверки декларации о возмещении ндс для добросовестных налогоплательщиков сокращён
Видео (кликните для воспроизведения).

Для чего нужна кадастровая стоимость

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества применяется при исчислении налога на имущество, земельного налога, а также налога при продаже недвижимости в случаях, если объект недвижимости находился в собственности менее 5 лет.

Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и при определении выкупной стоимости данного участка.

Как определяется кадастровая стоимость

Порядок определения кадастровой стоимости установлен главой 3.1 Закона об оценочной деятельности

Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Кадастровая стоимость также может быть определена в упрощенном порядке при постановке на учет в Росреестре объектов недвижимости, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

Как правило, кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.

На какие объекты недвижимость определяется кадастровая стоимость

В соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

Таким образом, любой объект недвижимости, сведения о котором имеются в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) на недвижимость, подлежит кадастровой оценке.

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, которым является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Как узнать кадастровую стоимость

Сведения об актуальной кадастровой стоимости имущества для целей налогообложения можно найти:

  1. на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru);
  2. на Портале государственных услуг в разделе «Публичная кадастровая карта» по кадастровому номеру или адресу местонахождения объекта недвижимости.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно в течение 5 рабочих дней по запросам любых лиц.

Соответствующий запрос можно составить в электронной форме путем его заполнения на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

Справочно. По возникающим вопросам в отношении кадастровой стоимости можно проконсультироваться в Росреестре по единому номеру телефона 8 (800) 100-34-34.

Как оспорить кадастровую стоимость

В настоящее время налогообложение имущества прямо пропорционально его кадастровой стоимости.

Поэтому при существенной стоимости квартиры, жилого дома, здания или земельного участка возникает вопрос о снижении кадастровой стоимости. Законом предусмотрен порядок оспаривания стоимости (статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).

По общему правилу результаты оценки могут быть оспорены юридическими и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц:

При этом для физических лиц при оспаривании решений в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При обращении в комиссию необходимо подать заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

Кадастровая стоимость: новые правила определения и оспаривания

Автор: Данила Чалов

С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Им устанавливается переходный период с 1 января 2017 г. до 1 января 2020 г, в течение которого государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии как с названным законом, так и с Законом N 135-ФЗ (об оценочной деятельности).

Также с этого года сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения Государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав. Вести ЕГРН будут в электронном виде.

Порядок государственной кадастровой оценки теперь выглядит следующим образом.

1. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (Департамент имущества Ивановской области) наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации. Бюджетное учреждение наделяется полномочиями по определению и утверждению кадастровой стоимости. В Иванове этот орган пока ещё не создан.

Работники учреждения не вправе проводить оценку рыночной стоимости земельного участка для целей оспаривания кадастровой стоимости. Устанавливаются жёсткие требования к работникам бюджетного учреждения, осуществляющего кадастровую оценку: высшее образование, переподготовка, отсутствие судимости, гражданство РФ, постоянная работа в учреждении по трудовому договору, опыт работы не менее 3 лет, а также возможны дополнительные требования (вводятся областным законом).

За проводимой таким учреждением кадастровой оценкой осуществляется государственный надзор.

2. Кадастровая оценка проводится раз в три года. Формируется перечень объектов, подробный порядок действий устанавливается методологическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2016 N 358. Кадастровая стоимость определяется на дату формирования перечня.

3. По результатам оценки составляется отчёт. На основании отчёта создаётся акт, который и утверждается Департаментом управления имуществом Ивановской области.

4. До 01 декабря акт направляется в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, в него сведения вносятся в течение 20 рабочих дней, но не позднее 01 января.

Про оспаривание (рассмотрение заявлений об установлении в отношении объекта кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости)

С 01 января обращение в комиссию с заявлением об установлении в отношении объекта кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости не является обязательным ни для физических, ни для юридических лиц. Это означает что с таким заявлением заинтересованное лицо сможет сразу обратиться в суд, к тому же теперь законом предусмотрен один и тот же набор документов для обращения и в комиссию, и в суд.

Читайте так же:  Сверхурочная работа по тк рф — продолжительность и оплата

Подать заявление в комиссию можно в том числе через интернет или в МФЦ.

К заявлению прилагаются:

  • выписка из реестра (раньше нужна была кадастровая справка);
  • копия правоустанавливающего документа (вместо нотариальной копии);
  • отчёт об оценке рыночной стоимости участка (на бумажном носителе и на цифровом носителе).

Заключение СРО теперь не требуется.

Необходимо отметить, что в КАС РФ изменения до сих пор не внесены, в результате чего суды иногда требуют тот же пакет документов, что предоставлялся до описанных выше законодательных изменений – с положительным заключением СРО и нотариально заверенными копиями правоустанавливающих документов. Также в КАС РФ установлено обязательное предоставление кадастровой справки, хотя Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ вместо таких справок предусматривает выписки из ЕГРН.

В период до 01.01.2020 года любое лицо вправе при обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости руководствоваться как законом об оценочной деятельности, так и законом о государственной кадастровой оценке.

В закон об оценочной деятельности также внесены изменения, которые носят скорее «косметический» характер.

В тексте было «Уполномоченный федеральный органа исполнительной власти в области госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости», заменено на «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учёта, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН или подведомственному ему государственного бюджетного учреждения, наделённого соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа».

Вместо кадастровой справки, теперь указана выписка из единого государственного реестра недвижимости (предоставляется также бесплатно).

Таким образом, новый порядок оспаривания кадастровой стоимости упростил порядок сбора документов для обращения с заявлением об установлении в отношении объекта кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости. Однако Департаментом управления имуществом ещё не определено учреждение, которое будет заниматься государственной кадастровой оценкой на территории Ивановской области.

Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости

В целях реализации положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 43) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Министр
Э.С. НАБИУЛЛИНА

Утвержден
Приказом Минэкономразвития России
от 18 марта 2011 г. № 114

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ,
В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ПЕРЕСМОТРЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случаях использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости.

2. В течение трех рабочих дней с даты принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее — решение) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) уведомляет заказчика работ по определению кадастровой стоимости (далее — заказчик) о необходимости пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и одновременно направляет копии решения и документов, на основании которых такое решение принято (в случае если Росреестр не является заказчиком 1 ).

3. Заказчик обеспечивает определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре их кадастровой стоимости, и представление в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости с приложением сведений о кадастровом номере объекта недвижимости, его кадастровой стоимости по состоянию на дату проведения оценки и с описанием произведенных работ (расчет кадастровой стоимости) в течение десяти рабочих дней с даты принятия указанного решения. Заказчик также обеспечивает представление указанных сведений органу, утвердившему результаты определения кадастровой стоимости, для целей утверждения определенной в соответствии с настоящим Порядком кадастровой стоимости (в случае если заказчик не является таким органом).

4. Определение кадастровой стоимости осуществляется на основании отчета об определении кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости.

1 В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 43) до 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18, также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Приказ Минэкономразвития России № 113 от 18.03.2011 г.

В целях реализации статьи 24.21 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ Об оценочной деятельности в Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2010, N 30, ст. 3998) приказываю:

Утвердить прилагаемый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущие за собой изменение их кадастровой стоимости.

УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 г. N 113

ПОРЯДОК
определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущие за собой изменение их кадастровой стоимости

I. Общие положения

осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;

при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости;

осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3597; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6410; N 52, ст. 6419), влекущих изменение его кадастровой стоимости (далее – изменение учетных характеристик).

Читайте так же:  Обжалование отказа в государственной регистрации права собственности

1.3. Кадастровая стоимость здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в случаях, перечисленных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (далее — орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке).

1.4. Результаты определения кадастровой стоимости здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства отражаются в удостоверяемом должностным лицом территориального органа кадастрового учета Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, который составляется по примерной форме, установленной приложением к настоящему Порядку.

1.5. При определении кадастровой стоимости здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим Порядком указанные объекты недвижимости относятся органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, с учетом их количественных и качественных характеристик к группам объектов недвижимости, сформированным при определении кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки.

II. Определение кадастровой стоимости здания, сооружения, объекта незавершенного строительства

2.1. Кадастровая стоимость здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в случаях, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости соответствующей группы объектов недвижимости в кадастровом квартале, в котором расположено здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства, на площадь здания, сооружения, объекта незавершенного строительства.

В случае отсутствия соответствующей группы объектов недвижимости в кадастровом квартале, в котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующей группы в смежных кадастровых кварталах.

В случае отсутствия соответствующей группы объектов недвижимости в смежных кадастровых кварталах используется минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующей группы объектов недвижимости для муниципального района (городского округа), в котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства (для здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, расположенных в населенных пунктах, используется минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующей группы объектов недвижимости соответствующего населенного пункта).

В случае отсутствия соответствующей группы объектов недвижимости в муниципальном районе (городском округе), населенном пункте используется минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующей группы объектов недвижимости для граничащих муниципальных районов (городских округов), населенных пунктов.

В случае отсутствия соответствующей группы объектов недвижимости в граничащих муниципальных районах (городских округах), населенных пунктах используется минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующей группы объектов недвижимости для субъекта Российской Федерации.

2.2. В случае изменения площади здания, сооружения, объекта незавершенного строительства их кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади, при этом определение их кадастровой стоимости осуществляется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости соответственно здания или сооружения, или объекта незавершенного строительства на его площадь.

III. Определение кадастровой стоимости помещения

3.1. Кадастровая стоимость помещения в случае его образования, создания или изменения в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, кадастровая стоимость помещений которых установлена, определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства на площадь помещения.

3.2. Кадастровая стоимость помещения при образовании, создании здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или его изменении в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства в случае, если кадастровая стоимость помещений, расположенных в них, не установлена, определяется в соответствии с пунктами 1.5, 2.1, 2.2 настоящего Порядка.

IV. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, образовавшихся в период с даты проведения последней государственной кадастровой оценки до даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости

В случае, если образование, создание здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или включение сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости, или изменение учетных характеристик происходят (произошли) после даты проведения очередной государственной кадастровой оценки до даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки на основе указанных результатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Порядку определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущие за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденному приказом Минэкономразвития России
от 18.03.2011 г. N 113

УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель _____________
(наименование отдела Управления Росреестра по субъекту Российской Федерации)
__________________ (Ф.И.О.) (подпись)
__________________ (дата)

АКТ
определения кадастровой стоимости
объекта недвижимости

N п/п 1 2 n
Кадастровый номер объекта недвижимости (кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната)

[1]

Основание(я) определения кадастровой стоимости объекта недвижимости

Кадастровый номер исходного объекта недвижимости

Адрес объекта недвижимости
(при отсутствии – описание местоположения)

Вид объекта недвижимости

Назначение здания, помещения, сооружения, вид жилого помещения

Материал наружных стен

Год ввода в эксплуатацию (год завершения строительства) Средний удельный показатель кадастровой стоимости соответствующей группы объектов недвижимости (минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующей группы объектов недвижимости) Удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м Кадастровая стоимость, руб.
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Видео (кликните для воспроизведения).

Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

Источники


  1. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.

  2. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.

  3. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.
  4. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.
  5. Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.
Опубликованы правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here