Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работник

Полная информация на тему: "Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работник" в помощь грамотному гражданину.

Содержание

Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работнику получить зарплату за 3-й месяц после сокращения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Работника уволили по сокращению штата, при увольнении выплатили заработную плату и выходное пособие.
Когда рассчитывать выходное пособие за второй месяц — тогда, когда сотрудник принесет трудовою книжку о том, что он на данный момент не работает?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расчет и выплата выходного пособия за второй месяц нетрудоустройства должны производиться работодателем только после обращения работника с предоставлением им трудовой книжки без записи о приеме на работу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

2 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работнику получить зарплату за 3-й месяц после сокращения

Работник был уволен из Общества (ЗАО) в связи с сокращением штата работников (п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ), с выплатой выходного пособия. В двухнедельный срок со дня увольнения он обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен в течение 3-х месяцев со дня увольнения. Центр занятости выдал работнику решение, оформленное в виде справки о сохранении за ним средней месячной заработной платы на период трудоустройства в течение 3-го месяца со дня увольнения.

При расторжении трудового договора в связи с сокращением штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется «средний месячный заработок» на период трудоустройства, но не свыше 2-х месяцев со дня увольнения (с зачётом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение 3-го месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст.178 ТК РФ).

ЗАО не согласилось с этим решением и обратилось в районный суд с исковым требованием о признании его незаконным. По мнению Общества исключительных обстоятельств, дающих основание для выплаты работнику среднего месячного заработка за 3-й месяц, представлено не было. Районный суд удовлетворил требование истца. Далее дело было рассмотрено в суде апелляционной инстанции.

Оренбургский областной суд указал (апелляционное определение от 20.09.2017 по делу № 33-6597/2017), что ответчиком (Центром занятости) в судебное заседание, в обоснование своих возражений, представлена только информация о своевременности постановки гражданина на учёт, его регулярной явке и отсутствии надлежащих вакансий для его трудоустройства. Однако данные обстоятельства относятся к условиям для реализации права на выплату гражданину среднего месячного заработка за 3-й месяц со дня увольнения при наличии исключительных обстоятельств, а не к указанным исключительным обстоятельствам. Суд апелляционной инстанции отклонил жалобу.

Схожее дело было ранее рассмотрено Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РФ (определение № 69-КГ16-14) и включено в «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017)» (утв. Президиумом ВС РФ 26.04.2017) (п.15 Обзора). В этом случае было признано незаконным решение Центра занятости о выплате среднего месячного заработка в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев со дня увольнения работнику, уволенному из организации, расположенной в районе Крайнего Севера.

Право на получение в исключительных случаях среднего месячного заработка работнику, уволенному по сокращению штата из организации, расположенной в районе Крайнего Севера, в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, предоставлено нормой ч.2 ст.318 ТК РФ.

При этом ВС РФ указал, что к исключительным обстоятельствам, позволяющим работнику получить при не трудоустройстве в органе занятости дополнительную поддержку от работодателя относятся (перечень неполный):

  • социальная незащищённость работника,
  • отсутствие у него средств к существованию,
  • наличие у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Вопросы, касающиеся выходного пособия, в том числе и при увольнении по сокращению штатов, были рассмотрены в наших статьях «Порядок оформления выходного пособия при увольнении» и «Расчет и выплата выходного пособия при увольнении».

Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работнику получить зарплату за 3-й месяц после сокращения

Принятие решения центра занятости о сохранении среднего заработка

за уволенным работником

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. Реализация им указанных полномочий в сфере управления трудом может повлечь за собой необходимость расторжения трудовых договоров в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по указанному основанию предполагает и возложение на него обязанности по соблюдению определенных законодателем правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы. К их числу относятся установленныестатьей 178 Трудового кодекса Российской Федерациивыплата каждому увольняемому работнику выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохранение за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть первая), и, кроме того, сохранени в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения он обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Согласно положениям статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерациигосударственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

В силу положений статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерацииработнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия); в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

[1]

Таким образом, основанием для сохранения за работником среднего месячного заработка в течение третьего, четвертого, пятого и шестого месяцев (соответственно) со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.

Читайте так же:  Как написать заявление на перенос отпуска - образец

Своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его не трудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за третий месяц (четвертый, пятый и шестой месяцы-за уволенными из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 ноября 2012 года № 2214-О, право определять наличие исключительного случая, позволяющего сохранить за уволенным работником средний месячный заработок в течение последующего со дня увольнения времени, принадлежит службе занятости населения, принимающей по этому вопросу соответствующее мотивированное решение.

В целях единообразного применения положений статей 178, 318 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 года, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в О пределении от 29.11.2012 года № 2214-О, в областном казенном учреждении «Белгородский центр занятости населения» принятие решения о сохранении среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и осуществляет комиссия ОКУ «Белгородский центр занятости населения», рассматривающая вопрос о выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка за работниками.

Решение о сохранении среднего месячного заработка за уволенным гражданином принимается при соблюдении им следующих условий:

-своевременной регистрации гражданина в центре занятости населения в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного не позднее двухнедельного срока (в соответствии со статьей 178 ТК РФ) либо не позднее месячного срока (в соответствии со статьей 318 ТК РФ) со дня его увольнения из организации в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников организации;

-посещения зарегистрированным гражданином службы занятости населения для подбора подходящей работы не реже двух раз в месяц в установленные сроки;

— нетрудоустройства зарегистрированного гражданина при содействии службы занятости населения, в связи с отказом работодателя в приеме на работу при рассмотрении его кандидатуры на свободное рабочее место (вакантную должность) по направлению центра занятости населения либо отсутствием вариантов подходящей работы;

— отсутствием случаев: отказа гражданина от подходящей работы; отказа гражданина без уважительных причин явиться в центр занятости населения для получения направления на работу (обучение); непосещения гражданином центра занятости населения без уважительных причин для предложения подходящей работы; неявки гражданина без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления центром занятости населения.

При рассмотрении комиссией вопроса о выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка и установлении исключительного случая учитываются представленные гражданином документы, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, касающихся уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, серьезные заболевания гражданина или членов его семьи, требующие дорогостоящего решения, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи, а также документы, подтверждающие самостоятельный поиск работы.

Выходное пособие является авансом за первый месяц нетрудоустройства

В нашей компании сотрудник был уволен по сокращению штата. Ему было выплачено выходное пособие, компенсация за неиспользованный отпуск, а также средняя заработная плата без вычета выходного пособия (!). Бывший сотрудник встал на учёт

в службу занятости, где тоже получал выплаты в течение двух месяцев из расчёта средней заработной платы. Наша бухгалтерия для службы занятости предоставила затребованную справку. Сейчас бывший сотрудник принёс бумагу из службы занятости, где предписывается заплатить за третий месяц, т.к. сотрудник до сих пор не устроился на работу. Наша бухгалтерия из суммы за этот третий месяц вычла размер выходного пособия, но работник требует полную заработную плату.

Согласно ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачётом выходного пособия). Сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с зачётом выходного пособия, означает, что средний заработок выплачивается за второй месяц нетрудоустройства работника. Выходное пособие, получаемое увольняемым в день увольнения, является авансом за первый месяц нетрудоустройства (именно так трактуется термин «зачёт выходного пособия», упоминаемый в ч. 1 ст. 178 ТК РФ).

В случае если в течение третьего месяца после увольнения работник не трудоустроился, то ему при наличии соответствующего документа (справки) органа службы занятости населения за этот месяц также выплачивается (сохраняется) среднемесячный заработок. Основанием для выплаты работодателем среднего заработка является отсутствие у работника новой работы.

Следовательно, в Вашем случае, при подтверждении бывшим работником того, что он не трудоустроен, а также при предоставлении соответствующего решения службы занятости работодатель обязан выплатить бывшему работнику средний заработок за 3-ий месяц нетрудоустройства.

Документы для выплаты за второй месяц при сокращении

Какие документы необходимы для выплаты при сокращении сотрудника за второй месяц, какие сроки выплат если сотрудник сокращен 20.02.2015 года?

В день увольнения. Работник получает окончательный расчет, в частности:

-компенсацию за неиспользованный отпуск;

-выходное пособие за первый месяц, его выплата не зависит от дальнейшего трудоустройства работника.

По истечении первого месяца со дня увольнения сокращенному работнику работодатель не делает никаких выплат.

По окончании второго месяца, если работник предъявит работодателю трудовую книжку без записи о трудоустройстве и напишет заявление, ему нужно выплатить средний заработок на период трудоустройства с зачетом выплаченного в день увольнения выходного пособия (ч. 1 ст. 178 ТК РФ).

В случае если бывший сотрудник трудоустроился в середине второго месяца, пособие рассчитывается пропорционально времени, в течение которого работник не был трудоустроен.

По окончании третьего месяца. За третий месяц средний заработок на период трудоустройства выплачивается работнику только в том случае, если (ч. 2 ст. 178 ТК РФ):

Читайте так же:  Восстановление на работе - судебная практика

— в течение двух недель с момента расторжения трудового договора он обратился в службу занятости населения по месту своей регистрации и был поставлен на учет;

— в течение трех месяцев после увольнения не был трудоустроен службой занятости населения.

При наличии указанных условий после окончания третьего месяца служба занятости населения выдаст работнику соответствующий документ, при предъявлении которого работодатель должен будет выплатить ему средний заработок за период трудоустройства (за третий месяц после увольнения).

Выплата среднего заработка на период трудоустройства не является заработной платой, поэтому ее необязательно выплачивать в сроки, установленные локальным нормативным актом компании для выплаты зарплаты. Выплата сумм может быть произведена по истечении второго и третьего месяцев в согласованные с бывшим работником дни.

Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работнику получить зарплату за 3-й месяц после сокращения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

При увольнении работника по сокращению штата и численности работников выходное пособие за третий месяц со дня увольнения на период трудоустройства выплачивается при наличии справки службы занятости о своевременной постановке на учет, если работник не трудоустроился.
В каких случаях данное пособие (за третий месяц) не выплачивается? Обязательно ли заверять копию трудовой книжки у нотариуса для получения выходных пособий?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Средний заработок за третий месяц не сохраняется за работником, если им не представлены трудовая книжка без записи о приеме на работу и соответствующее решение службы занятости, а также если работодатель располагает сведениями о его трудоустройстве в указанный период. В последнем случае при споре с работником в суде работодатель обязан будет доказать обоснованность невыплаты среднего заработка.
Вместо оригинала трудовой книжки работник вправе предоставить работодателю ее нотариально заверенную копию или копию, заверенную новым работодателем, если он трудоустроился в течение указанного периода.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Если работодатель не согласится с решением органа службы занятости, он может обжаловать его в судебном порядке (смотрите определение Конституционного Суда РФ от 29.11.2012 N 2214-О, определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 05.07.2016 по делу N 33-7961/2016). В ситуации, когда работодатель, не оспаривая решение органа службы занятости в судебном порядке, не производит предусмотренные законом выплаты работнику, действия (бездействие) работодателя могут быть расценены судом как злоупотребление правом (смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Курска Курской области от 09.11.2016 по делу N 2-5227/2016).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Видео (кликните для воспроизведения).

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Положена ли мне выплата за третий месяц при сокращении?

Здравствуйте. Меня сократили 05.09.14, встала на биржу труда 11.09.14, но при этом у меня на руках были путевки с 17.09.14 по 30.09.14, инспектор назначил дату посещения 18.09.14, я предупредила о том, что меня не будет в этот день. Перенести на более раннюю дату инспектор посчитал не правомерным. Мне объяснили, что неявка будет рассматриваться как отказ от услуг Центра занятости населения. Справку о нетрудоустройстве для получения мною денежного пособия от работодателя за третий месяц при этом они выдадут 05.12.14. Подскажите, пожалуйста, в этом случае работодатель все равно обязан выплатить мне деньги за третий месяц?

Вопрос относится к городу Брянск

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

за третий месяц устанавливается по решению службы занятости, вы обратились вовремя и перенос в пределах указанного двухнедельного срока.

работодатель будет выплачивать вам средний заработок за третий месяц если не будете трудоустроены!

Рекомендация эксперта
Вам следует затребовать положение о порядке оказания услуг службой занятости в части переноса назначенной встречи и какие основания считаются уважительными, если вам отказали в услугах Службы занятости.

Для того чтобы получить компенсацию за 3-й месяц, Вы должны были встать сразу на учет в на биржу труда. Если он в установленные сроки две недели Вы не зарегистрировались в качестве безработного, значит ни о какой выплате больше речь идти вообще не может.

А для получения компенсации за 3-й месяц за Вас должна ходатайствовать биржа труда. Вы должны принести решение этой службы (оно дается только в исключительных случаях), и тогда ему будет положена компенсация в размере среднего заработка за еще один месяц.

Здравствуйте. Основанием для получения пособия за 3-й месяц при сокращении является предоставление работодателю трудовой книжки с отсутствием записи о приеме на работу к новому работодателю и справку с центра занятости. Если эти документы будут предоставлены, то Вы вправе претендавать на выплату пособия за 3-й месяц.

Неявка в центр занятости — основание для отказа в признании вас безработным и, как следствие, отказ в назначении пособия по безработице.

Согласно ст.178 ТК РФ, Вы имеете право на получение выплаты за 3-й месяц, если ЦЗ выдаст Вам справку о том, что Вы не трудоустроены.

Однако, согласно п.3 ст.3 ФЗ «О занятости населения»

Безработными не могут быть признаны граждане:

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы

для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

Что является уважительной причиной неявки определяет ПРИКАЗ МИНТРУДА РФ от 15.01.2013 № 10н

Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан

tПеречень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан

t1. Листок нетрудоспособности.

t2. Документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, военных сборов или участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе.

t3. Документы, подтверждающие период участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя.

t4. Документы, подтверждающие вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого.

Читайте так же:  Фнс опубликовала примеры фискальных документов онлайн-кассы

t5. Документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления и чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств (пожар, наводнение, ураган, землетрясение), препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения.

t6. Документы, подтверждающие факты противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения.

t7. Документы, подтверждающие смерть близких родственников (свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство).

[3]

t8. Документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очно-заочной и заочной формам обучения.

t9. Решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.

Однако, если Вас все-таки поставят на учет по безработице, то на 3 месяца Вам может быть приостановлена выплата пособия по безработице:

Статья 35. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера

3. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:


нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

Рекомендация эксперта
Я считаю, что если Вам выдадут справку для получения среднего заработка за 3 месяц, это будет уже хорошо.

А во всем остальном работники ЦЗ правы.

На Вашем месте я все-таки попробовала бы обратиться в суд, если у Вас было, например направление от поликлиники в санаторий для восстановления здоровья после продолжительной болезни. Потому что из Вашего сообщения не ясно, что за путевка была у Вас и куда.

Сокращение: сколько месяцев выплачивать уволенному работнику средний заработок?

George Rudy / Shutterstock.com

По общему правилу при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется зарплата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Однако по решению органа службы занятости населения в исключительных случаях средний заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения (ч. 1-2 ст. 178 Трудового кодекса РФ). Вместе с тем перечня исключительных случаев в норме закона не содержится.

В связи с этим на практике органы службы занятости населения любой случай нетрудоустройства работника по причине отсутствия подходящей для него работы считают исключительным, позволяющим сохранить за ним зарплату в течение третьего месяца, если работник выполнил хотя бы одно условие: обратился к ним с заявлением о содействии в поиске подходящей работы в двухнедельный срок после увольнения. Такой позиции придерживаются также суды первой и апелляционной инстанций (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 6 марта 2014 г. по делу № 33-599, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 июня 2014 г. по делу № 33-6383/2014).

Напомним, что выплата выходного пособия и сохраняемого среднего месячного заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).

Вместе с тем, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства являются только предпосылкой для реализации его права. И для сохранения зарплаты на исключительных условиях этого не достаточно (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17 июля 2017 г. № 69-КГ17-12). Разберемся в выводах Суда.

Гражданка Д. работала в организации ОАО «Ю» (далее – истец), расположенной в городе Нефтеюганске – в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. 27 декабря 2014 года она была уволена с работы в связи с сокращением штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). С ней был своевременно произведен расчет при увольнении, выплачены все причитающиеся денежные суммы, включая выходное пособие, а также последующие выплаты среднего месячного заработка в течение трех месяцев на период трудоустройства. Напомним, за работником, увольняемым в связи сокращением из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения, в исключительных случаях – в течение четвертого-шестого месяцев со дня увольнения (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).

19 января 2015 года Д. обратилась в орган службы занятости населения (далее – центр занятости) с заявлением о содействии в поиске подходящей работы. В течение шести месяцев Д. регулярно, дважды в месяц, обращалась в центр занятости за сведениями о наличии вакансий, однако не была трудоустроена в связи с отсутствием подходящей работы в соответствии с ее специальностью и образованием. Таким образом, решениями центра занятости за Д., как обратившейся в орган в течение месяца после увольнения и не трудоустроенной в установленный законом срок, признано право на сохранение средней заработной платы в течение четвертого-шестого месяцев со дня увольнения.

Так как выплаты производятся за счет средств работодателя по прежнему месту работы, ОАО «Ю.» данные решения центра занятости посчитало незаконными и обратилось в суд, ссылаясь на то, что в решениях уполномоченного органа не указано, в чем заключается исключительность случая в отношении Д., поскольку последняя не приобрела статус безработного, имеет постоянный доход в виде трудовой пенсии по старости, то есть социально защищена государством, а в центре занятости состоит на учете в качестве ищущей работу на общих основаниях.

Решением районного суда в удовлетворении заявленных ОАО «Ю.» требований было отказано (решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 сентября 2015 г. по делу № 2-2886/2015). По мнению суда, сохранение среднего месячного заработка поставлено законом в зависимость от того, обратился ли работник в течение соответствующего периода времени со дня увольнения в орган службы занятости и был ли им трудоустроен. Так как Д. обратилась в центр занятости в течение месяца со дня увольнения и не была трудоустроена по причине отсутствия подходящей для нее работы, то суд принял решение, что за Д. должен быть сохранен месячный заработок в течение четвертого-шестого месяцев со дня увольнения. Также суд указал, что достижение уволенным работником пенсионного возраста, получение им пенсии, не является обстоятельством, исключающим возможность сохранения за ним зарплаты.

Апелляция согласилась с этими выводами, дополнительно отметив, что при соблюдении работником условия об обращении в орган службы занятости населения в месячный срок после увольнения любой случай нетрудоустройства работника через службу занятости по причине отсутствия подходящей для него работы является исключительным, позволяющим сохранить за ним заработок в течение этого периода (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты — Мансийского автономного округа – Югры от 19 января 2016 г. № 33-253/2016).

ОАО «Ю.», не согласившись с позициями судов, обжаловало решения в ВС РФ. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посчитала, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются ошибочными (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17 июля 2017 г. № 69-КГ17-11).

Так, Суд отметил, что, безусловно, в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи сокращением численности или штата сотрудников организации ему выплачивается выходное пособие и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. При этом, по мнению судебной коллегии, сохранение среднего заработка в течение четвертого-шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях, подлежащих установлению службой занятости населения при решении этого вопроса. Таким образом, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются только предпосылкой для реализации его права.

Читайте так же:  Минстрой разъяснил вопросы, касающиеся проведения общего собрания собственников помещений мкд

ВС РФ также напомнил, что КС РФ, в частности, ранее указал, что орган службы занятости при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка должен не только установить наличие формальных условий возникновения права на получение соответствующей выплаты, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства (Определение КС РФ от 29 ноября 2012 г. № 2214-О). У центра занятости отсутствовало право действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного, отметила коллегия.

В связи с этим Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ разъяснила, что к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении таких споров, относятся:
– факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения;
– нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения;
– наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным.

Таким образом, ВС РФ решения нижестоящих судов отменил, а дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Сокращенный работник требует выплаты среднего заработка за третий месяц после увольнения: как работодателю отбиться от его требований?

Гарантии работников, уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников, в последнее время становятся серьезной проблемой современных российских трудовых отношений. С одной стороны, предоставляющие такие гарантии нормы призваны защитить работников в случае ограниченности рынка труда в отдельном регионе, конкретной сфере или профессии. С другой стороны, действуя неизбирательно, соответствующие положения закона позволяют недобросовестным участникам трудовых отношений получить незаслуженное вознаграждение. Одной из гарантий для уволенных в связи с ликвидацией или сокращением штата организации является сохранение за сокращенным работником среднего заработка за третий месяц со дня увольнения. Между тем не слишком удачно выбранная законодателем юридическая техника привела к различным подходам к решению связанных с подобными выплатами споров в судах различных регионов Российской Федерации. О том, какие позиции существуют на практике и какая стратегия поможет работодателю отбиться от подобных требований работника, читайте в материале.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Таким образом, для сохранения среднего заработка за работником в течение третьего месяца требуется соблюдение следующих условий:

обращение в уполномоченный орган службы занятости в течение двух недель после увольнения;

нетрудоустройство в течение трех месяцев со дня увольнения;

наличие соответствующего решения уполномоченного органа службы занятости.

Если с перечисленными обстоятельствами все предельно ясно, то вопрос об исключительности случая остается спорным. В частности: требуется ли дополнительное доказывание наличия этой самой исключительности и что она в себя включает?

Варианты толкования ст. 178 ТК РФ

В целях толкования содержания ст. 178 ТК РФ можно привести позицию Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, а также отдельных региональных судов.

Так, толкование, предложенное Конституционным судом, предполагает, что каждый случай сохранения за работником среднего заработка будет индивидуальным.

По смыслу оспариваемого законоположения [ч. 2 ст. 178 ТК РФ], орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты — своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.

Определение КС РФ от 29.11.2012 № 2214-О «По жалобе государственного научного учреждения „Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук“ на нарушение конституционных прав и свобод положением части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации»

Соответственно, Конституционный суд закрепил обязательное наличие исключительного случая для принятия решения о сохранении за работником среднего заработка. Вместе с тем позиции региональных судов по вопросу того, какие случаи являются исключительными, порой являются кардинально противоположными.

Так, например, Московский городской суд отклоняет возможность применения индивидуального подхода к принятию решения о сохранении за работником среднего заработка. Наиболее распространенная точка зрения, встречающаяся в практике Мосгорсуда, гласит, что отсутствие у органа занятости населения возможности предложить подходящую работу само по себе можно расценить в качестве исключительного случая в смысле ч. 2 ст. 178 ТК РФ, так как указанные обстоятельства фактически исключают возможность трудоустройства работника и как следствие — лишают его возможности обеспечить себе достойный материальный уровень жизни (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.05.2017 по делу № 33-12196/2017). Аналогичной точки зрения придерживаются суды и некоторых других регионов (см., например, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.02.2017 № 33-2277/2017 по делу № 2-5289/2016). Таким образом, применяя подобный подход в толковании ст. 178 ТК РФ, суды обходят разъяснение КС РФ. Вместе с тем данная точка зрения не получила большой поддержки.

[2]

Практика многих других региональных судов более последовательно отражает разъяснения КС РФ. Как отмечал Московский областной суд, само понятие исключительности позволяет считать, что таких обстоятельств нет у большинства других лиц, относящихся к категории нетрудоустроенных в течение третьего месяца со дня увольнения по сокращению штата работников и обратившихся за трудоустройством в службу занятости населения в течение двухнедельного срока со дня увольнения. Такими обстоятельствами не может являться отсутствие в период до трех месяцев со дня увольнения работника работы по его квалификации, образованию, поскольку все лица, подпадающие под положения ст. 178 ТК, являются лицами, не трудоустроившимися в определенный срок, то есть не имеющими работы по специальности, квалификации, образованию и другим критериям (см. Определение Московского областного суда от 29.07.2010 по делу № 33-14602).

Определенную точку в сложившейся ситуации в 2017 г. поставил Верховный суд РФ (см. определения ВС РФ от 20.11.2017 № 69-КГ17-21, от 17.07.2017 № 69-КГ17-10, № 69-КГ17-12, от 19.06.2017 № 69-КГ17-7, № 69-КГ17-5, от 05.06.2017 № 69-КГ17-6, от 29.05.2017 № 89-КГ17-1, от 24.04.2017 № 69-КГ17-1, от 30.01.2017 № 69-КГ16-10). В череде дел по искам АО «ЮТэйр-Инжиниринг» к Нефтеюганскому центру занятости населения ВС РФ установил ряд существенных обстоятельств, которые должны учитываться при разрешении подобных дел. В данных делах Верховный суд РФ столкнулся с применением и толкованием схожей по содержанию со ст. 178 ТК РФ ст. 318 ТК РФ, предусматривающей гарантии работникам, увольняемым из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с их ликвидацией либо сокращением численности или штата.

Читайте так же:  Понятия регресса и регрессного требования в гк рф

К юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным.

При этом ВС РФ посчитал ошибочным толкование положений ч. 2 ст. 318 ТК РФ, которое приводит к выводу о том, что к исключительным случаям сохранения за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения относятся необходимые условия для реализации этого права — факт обращения работника в месячный срок со дня увольнения в орган службы занятости населения и факт нетрудоустройства такого работника указанным органом.

Приведенная позиция, безусловно, требует от органа занятости населения и суда, рассматривающего соответствующий спор, индивидуального подхода в принятии решения о сохранении за работником среднего заработка. Так, при условии соблюдения таких формальных требований, как постановка на учет в органе занятости в течение двух недель со дня увольнения и нетрудоустройство в течение трех месяцев, необходимо и наличие исключительного случая. Таким случаем, к примеру, может быть наличие на иждивении уволенного работника несовершеннолетних детей (см. решение Раменского городского суда Московской области от 20.04.2017 по делу № 21764/2017), преклонный возраст работника (см. Апелляционное определение Иркутского областного суда от 16.02.2017 № 33-1739/2017), его состояние здоровья (см. Апелляционное определение Тверского областного суда от 15.03.2016 № 33-902/2016) и др. и, как правило, не может быть пенсионный возраст уволенного работника (см., например, Апелляционное определение Московского областного суда от 03.04.2017 по делу № 33-10103/2017).

Таким образом, на практике, помимо формальных оснований для получений среднего месячного дохода за третий месяц после даты увольнения по сокращению штатов или в связи с ликвидацией организации, при рассмотрении соответствующих споров суды принимают во внимание и наличие исключительных обстоятельств. Такие обстоятельства превращают каждый случай в индивидуальный и требуют гибкого подхода как со стороны органов занятости, так и со стороны судов.

Процессуальные особенности применения положений ст. 178 ТК РФ

В практике судов общей юрисдикции сложились различные процессуальные способы возражения работодателя против требований сокращенного работника о взыскании среднего заработка, среди которых можно выделить заявление возражений в рамках одного спора или в рамках дополнительного разбирательства.

Наиболее простым способом противостоять требованиям работника для работодателя является заявление возражений в отношении исключительного случая в рамках дела о взыскании среднего заработка, инициированного работником. При этом стоит иметь в виду, что суды возлагают на работника бремя доказывания наличия этого самого исключительного случая (см., например, Апелляционное определение Московского областного суда от 15.08.2016 по делу № 33-22262/2016).

Между тем данная позиция выглядит не вполне верной. Возражения работодателя относительно исключительного случая, по сути, направлены на оспаривание законности соответствующего решения органа занятости, что не является предметом спора о взыскании среднего заработка. Соответственно, наличие неоспоренного акта компетентного органа суд может расценивать как надлежащее доказательство обоснованности требований работника. При этом, поскольку именно орган занятости населения должен учитывать наличие исключительного случая при принятии своего решения, он и должен доказывать его в суде.

Вторым способом заявить возражения относительно требований сокращенного работника в рамках процесса о взыскании среднего заработка является привлечение в процесс самого органа занятости и предъявление к нему встречного иска о признании соответствующего решения незаконным (см., например, Апелляционное определение Московского областного суда от 01.02.2016 по делу № 33-2756/2016).

Такое процессуальное решение также не лишено недостатков. В соответствии со ст. 137 ГПК РФ встречный иск предъявляется ответчиком по первоначальному требованию к истцу. При этом орган занятости не является истцом по первоначальному иску о взыскании среднего заработка.

Наиболее правильным, с процессуальной точки зрения, будет инициирование отдельного процесса по иску работодателя к органу занятости о признании незаконным принятого им решения. При этом необходимо принимать во внимание, что в силу положений п. 4 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» соответствующий иск будет подлежать рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Успешный для работодателя исход спора между ним и органом занятости предоставит первому право на пересмотр решения по иску работника о взыскании среднего заработка за третий месяц по новым обстоятельствам (гл. 42 ГПК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, несмотря на существование различных подходов к толкованию ст. 178 ТК РФ, правильным следует считать все же тот, который предусматривает необходимость соблюдения не только формальных критериев (обращение уволенного сотрудника в орган занятости в течение двух недель и его нетрудоустройство в течение трех месяцев), но и наличие исключительного случая для сохранения за сокращенным работником права на получение среднемесячного заработка за третий месяц после увольнения. Перечень таких случаев законодательством не установлен, поэтому признание тех или иных обстоятельств исключительными зависит от обстоятельств конкретного дела. При этом заявление соответствующих возражений со стороны работодателя целесообразнее осуществлять в отдельной процедуре, предъявляя сначала требование к органу занятости о признании незаконным принятого им решения.

Источники


  1. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.

  2. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.

  3. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.
  4. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.
  5. Римское частное право. Учебник. — М.: Зерцало, 2015. — 560 c.
Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работник
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here