Порядок взыскания обязательных платежей и санкций

Полная информация на тему: "Порядок взыскания обязательных платежей и санкций" в помощь грамотному гражданину.

ВС РФ предлагает рассматривать дела о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства

15 сентября текущего года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), регулирующий порядок рассмотрения дел, которые возникают из публичных правоотношений. Согласно кодексу такие административные дела подведомственны судам общей юрисдикции и ВС РФ (ст. 17 КАС РФ). Однако в скором времени это положение может измениться – ВС РФ предлагает наделить мировых судей полномочиями по рассмотрению дел о взыскании обязательных платежей и санкций, в частности налогов. Постановление о внесении в Госдуму соответствующего проекта Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы» (далее – Законопроект) принял сегодня Пленум ВС РФ (текст Законопроекта и текст постановления имеются в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ).

Как подчеркивается в пояснительной записке к Законопроекту, необходимость перерасчета сумм налогов на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (ст. 402 НК РФ) привела к существенному увеличению числа обращений в суды налоговых органов с заявлениями о взыскании с граждан этих налогов. В настоящее время данная категория дел подведомственна районным судам (ч. 3 ст. 3 и ст. 19 КАС РФ). Возбуждаются такие дела по административным исковым заявлениям (ст. 286 КАС РФ). При этом, по информации Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, почти 90% этих дел являются бесспорными и не требуют проведения полноценного судебного разбирательства.

До вступления в силу КАС РФ по требованиям о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам мог выдаваться судебный приказ (абз. 6 ст. 122 ГПК РФ; утратил силу с 15 сентября 2015 года). В 2014 году мировые судьи рассмотрели более 2,7 млн заявлений о выдаче судебного приказа по соответствующим требованиям, а за первое полугодие 2015 года было подано более 2,32 млн таких заявлений. По мнению Суда, это свидетельствует, во-первых, об эффективности рассмотрения данной категории дел мировыми судьями в порядке приказного производства, а во-вторых, об увеличении количества обращений с требованиями о взыскании с граждан недоимок по налогам и другим обязательным платежам.

В связи с этим ВС РФ и предлагает закрепить в КАС РФ нормы о рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций мировыми судьями в порядке приказного производства.

Ряд положений Законопроекта, касающихся подачи заявления о вынесении судебного приказа, его формы и содержания, оснований возвращения, выдачи и отмены приказа, – аналогичны требованиям, предъявляемых к судебному приказу в гражданском процессе (подразд. I разд. II ГПК РФ). По аналогии с гражданским процессом предусматривается Законопроектом и возможность обжалования судебного приказа в кассационном порядке.

В то же время Законопроект учитывает специфику административного судопроизводства и направлен на установление дополнительных гарантий соблюдения баланса публичных и частных интересов, подчеркивает ВС РФ.

Так, к главным новшествам, предлагаемым Законопроектом, можно отнести следующие.

Необходимость подтверждения направления должнику копии заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении либо иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом. Подтверждающие документы прилагаются к заявлению о вынесении судебного приказа.

Необходимость направления должнику до обращения к мировому судье требования об уплате платежа добровольно. Копия этого требования также прилагается к заявлению о выдаче судебного приказа.

Определение срока, в течение которого копия приказа направляется судом должнику. Данный срок составляет три дня.

Возможность отмены судебного приказа в связи поступлением в суд возражений должника даже в случае пропуска срока, предусмотренного для подачи возражений (согласно Законопроекту он составляет 15 дней), при условии, что должник докажет факт невозможности представления возражений в указанный срок по независящим от него причинам.

Корреспондирующие поправки предлагается внести в Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

[3]

Размер пошлины за подачу заявления о вынесении судебного приказа, по мнению ВС РФ, должен равняться 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера. Данное положение предлагается закрепить в подп. 2 п. 1 ст. 333.19 НК РФ. Соответствующий законопроект (текст имеется в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ) также будет внесен в Госдуму в ближайшее время.

Как отметила председатель Судебной коллегии по административным делам Татьяна Петрова, рассмотрение требований о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства будет в полной мере отвечать принципу процессуальной экономии.

Статья 212. Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Статья 212. Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций

См. комментарии к статье 212 АПК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N 47-ФЗ в часть 1 статьи 212 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Глава 26. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций (ст.ст. 212 — 216)

Глава 26. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций

О практике разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ, см. Обзор Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71

Читайте так же:  Как определить плату за содержание жилого помещения в мкд, где не создано тсж
>
Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций
Содержание
Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Взыскание обязательных платежей и санкций

«Аудиторские ведомости», 2006, N 7

С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ, которым внесены изменения и дополнения, в том числе и в НК РФ. В статье анализируются внесенные изменения.

Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» установлен, в частности, единый порядок взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся как на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации, так и на счетах налогоплательщика (налогового агента) — индивидуального предпринимателя (ст. ст. 46 — 48 НК РФ изложены в новой редакции). Установлено также, что взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в судебном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

НК РФ также дополнен ст. 103.1 «Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа», в соответствии с которой теперь налоговый орган вправе самостоятельно взыскивать налоговые санкции при условии, что сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает 5 тыс. руб., а на организацию — 50 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. Если сумма штрафа превышает указанные размеры или к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, то налоговая санкция взыскивается в судебном порядке.

Законом расширены права территориальных органов ПФР, поскольку Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дополнен новой ст. 25.1, определяющей порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа ПФР.

Учитывая, что ст. 25.1 Закона N 137-ФЗ предусмотрена разработка Минфином России по согласованию с ПФР форм требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и решений о взыскании указанных платежей, в п. 2 Письма N 105 отмечается, что при рассмотрении дел арбитражным судам следует учитывать, что отсутствие утвержденных названных форм в период с 1 января 2006 г. до момента их утверждения не является основанием для обращения территориальных органов ПФР в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые согласно Закону N 137-ФЗ могут взыскиваться по решению указанных органов.

Поданные в соответствии с гл. 26 АПК РФ и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления Закона N 137-ФЗ в силу заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании Закона N 137-ФЗ могут взыскиваться по решению налогового органа или территориального органа ПФР, подлежат рассмотрению в соответствии с АПК РФ. В связи с этим в п. 3 Письма N 105 установлено, что указанные заявления, поданные в арбитражный суд до 1 января 2006 г., с учетом ст. 114 АПК РФ рассматриваются арбитражными судами в порядке, установленном гл. 26 АПК РФ.

В части обжалования решений о привлечении к ответственности в п. 4 Письма N 105 определено следующее. По смыслу ст. ст. 101 и 103.1 НК РФ обжалование решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) означает обжалование в том числе решения о взыскании налоговой санкции и влечет обязательное приостановление исполнения решения о взыскании налоговой санкции. В случае обжалования такого решения в арбитражный суд, суд может приостановить исполнение решения на основании ч. 3 ст. 199 АПК РФ с учетом положений гл. 8 АПК РФ.

Решение о привлечении налогоплательщика (иного лица) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения может предусматривать не только меры ответственности (налоговые санкции в виде штрафа, подлежащего уплате), но и взыскание недоимки по налогу и пеней, о чем налогоплательщику также направляется требование (п. 4 ст. 101 НК РФ). В связи с этим при рассмотрении дел об оспаривании действий налоговых органов по взысканию во внесудебном порядке недоимки и пеней судам рекомендовано иметь в виду, что обязательное приостановление взыскания недоимки и пеней в случае обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий орган НК РФ не предусмотрено.

Учитывая отсылочные нормы, содержащиеся в Федеральном законе от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в части привлечения страхователя к ответственности в порядке, аналогичном порядку, определенному НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, в Письме N 105 указано, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 15 НК РФ, включая и положения, вступившие в силу с 1 января 2006 г., о взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя (его заместителя) органа. Недоимка и пени по страховым взносам взыскиваются страховщиком со страхователя согласно п. 6 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ с физического лица в судебном порядке, а с юридического лица — на основании решения страховщика о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней.

Следует обратить внимание еще на одно Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данной статьей установлено, что юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, определенном названным Законом.

Согласно Письму N 100 для целей определения признаков юридического лица в качестве недействующего следует исходить из того, что в случае наличия у юридического лица нескольких банковских счетов операции не производятся ни по одному из них.

В Письме N 100 также рекомендовано судам при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании его банкротом проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Однако соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. При этом соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.

Читайте так же:  Трудовои договор с водителем грузового автомобиля-образец

В соответствии с п. 3 Письма N 100 при поступлении заявления о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю (п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ), за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений на основании п. 4 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» или признано недействительным в судебном порядке. Если же указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации (банкротстве) юридического лица, то производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

При применении ст. 21.1 Федерального закона и названного Информационного письма ВАС РФ следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, Приказом Минфина России от 28.02.2006 N 32н утверждены формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.

Особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 26 АПК РФ.

Необходимо учитывать Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.02.2006 г. N 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершению административных процедур урегулирования споров».

Судебное взыскание санкций носит редкий характер, поскольку для этого существуют административные процедуры.

Производство по данной категории дел возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Заявление может быть подано по месту нахождения филиала юридического лица (п. 5 ст. 36 АПК РФ).

Дела данной категории подведомственны арбитражному суду при следующих условиях:

— участниками спора являются государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, осуществляющие контрольные функции; юридические лица; индивидуальные предприниматели;

— обязанность по уплате обязательных платежей (привлечение к ответственности в виде взыскания санкций) у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей возникла в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать следующее:

— уплата обязательных платежей и, соответственно, их взыскание, взыскание санкций должно быть предусмотрено федеральным законом. В настоящее время перечень обязательных платежей, т.е. налогов и сборов предусмотрен ст. 13-15 НК РФ;

— государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы должны обладать правом контроля за уплатой обязательных платежей и, соответственно, правом взыскания этих платежей и санкций. В качестве примера можно привести полномочия по контролю за правильностью уплаты и взысканию обязательных платежей, санкций Федеральной налоговой службы, таможенных органов и их территориальных подразделений, органов внебюджетных фондов (пенсионный фонд и т.д.);

— наряду со взысканием обязательных платежей и санкций по правилам настоящей главы возможно взыскание пени, так как этот платеж является обеспечительной мерой по уплате обязательных платежей;

— при определенных условиях дела данной категории могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства (см. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.01.2005 г. N 89 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в порядке упрощенного производства»*(168)).

В соответствии со ст. 53 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статьями 31, 48 НК РФ закреплено право налоговых органов на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей обязательных платежей, пени, санкций. Необходимо учитывать, что такое право может быть реализовано при условии отсутствия иного порядка взыскания, установленного федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ взыскание обязательного платежа, пени с юридического лица предусмотрено в бесспорном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Взыскание налога в судебном порядке производится:

1) с организации, которой открыт лицевой счет;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более 3 месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Читайте так же:  Срок постановки на учет в фнс иностранных поставщиков услуг в электронной форме истекает 15.02.2019

Общие требования к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций изложены в п. 3 ст. 46, ст. 125, 126 НК РФ. В заявлении должны быть также указаны:

— наименование, размер и расчет суммы платежа, подлежащего взысканию;

— нормы закона, предусматривающие уплату платежа;

— сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

Указанное требование и доказательства его направления должны быть приложены к заявлению. Требование об уплате платежа в добровольном порядке может быть выражено в отдельном документе, а также может содержаться в решении налогового органа, принятого по результатам проверки, или доведено до лица в иной форме.

По данной категории дел заявители освобождены от уплаты государственной пошлины (п. 1 ст. 333.37 НК РФ).

При соблюдении требований к заявлению арбитражный суд принимает его к производству, о чем выносится соответствующее определение. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Несоблюдение порядка оформления заявления влечет последствия, предусмотренные ст. 128, 129 АПК РФ, — оставление заявления без движения, возвращение заявления.

Общие правила рассмотрения данной категории дел установлены гл. 26 АПК РФ.

Дела данной категории рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела и принятие решения.

Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных арбитражным судом, не является препятствием для рассмотрения дела. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, о чем отмечается в определении о принятия заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству. В этом случае неявка лиц, участвующих в деле, является основанием для наложения штрафа в порядке и размере, установленных в гл. 11 АПК РФ.

По данной категории дел обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на контролирующий орган; арбитражный суд имеет право истребовать необходимые доказательства по собственной инициативе. Доказательствами по делу могут быть первичные бухгалтерские документы, акты проверок, акты встречных проверок, договоры, налоговые декларации и т.п.

При рассмотрении дела арбитражный суд должен установить:

— наличие оснований для взыскания требуемой суммы;

Видео (кликните для воспроизведения).

— полномочия контролирующего органа;

— правильность расчета взыскиваемой суммы.

При взыскании недоимок по налогам, пени, соответствующих санкций арбитражный суд проверяет соблюдение сроков, установленных п. 2 ст. 48, ст. 113, 115 НК РФ. Пропуск названных пресекательных сроков влечет оставление заявления без удовлетворения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9153 —

| 7236 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 26 АПК РФ.

Необходимо учитывать Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.02.2006 г. N 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершению административных процедур урегулирования споров».

Судебное взыскание санкций носит редкий характер, поскольку для этого существуют административные процедуры.

Производство по данной категории дел возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Заявление может быть подано по месту нахождения филиала юридического лица (п. 5 ст. 36 АПК РФ).

Дела данной категории подведомственны арбитражному суду при следующих условиях:

— участниками спора являются государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, осуществляющие контрольные функции; юридические лица; индивидуальные предприниматели;

— обязанность по уплате обязательных платежей (привлечение к ответственности в виде взыскания санкций) у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей возникла в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать следующее:

— уплата обязательных платежей и, соответственно, их взыскание, взыскание санкций должно быть предусмотрено федеральным законом. В настоящее время перечень обязательных платежей, т.е. налогов и сборов предусмотрен ст. 13-15 НК РФ;

— государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы должны обладать правом контроля за уплатой обязательных платежей и, соответственно, правом взыскания этих платежей и санкций. В качестве примера можно привести полномочия по контролю за правильностью уплаты и взысканию обязательных платежей, санкций Федеральной налоговой службы, таможенных органов и их территориальных подразделений, органов внебюджетных фондов (пенсионный фонд и т.д.);

— наряду со взысканием обязательных платежей и санкций по правилам настоящей главы возможно взыскание пени, так как этот платеж является обеспечительной мерой по уплате обязательных платежей;

— при определенных условиях дела данной категории могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства (см. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.01.2005 г. N 89 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в порядке упрощенного производства»*(168)).

В соответствии со ст. 53 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статьями 31, 48 НК РФ закреплено право налоговых органов на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей обязательных платежей, пени, санкций. Необходимо учитывать, что такое право может быть реализовано при условии отсутствия иного порядка взыскания, установленного федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ взыскание обязательного платежа, пени с юридического лица предусмотрено в бесспорном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Читайте так же:  Как выполняется проверка контрагента на добросовестность

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Взыскание налога в судебном порядке производится:

1) с организации, которой открыт лицевой счет;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более 3 месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Общие требования к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций изложены в п. 3 ст. 46, ст. 125, 126 НК РФ. В заявлении должны быть также указаны:

— наименование, размер и расчет суммы платежа, подлежащего взысканию;

— нормы закона, предусматривающие уплату платежа;

— сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

Указанное требование и доказательства его направления должны быть приложены к заявлению. Требование об уплате платежа в добровольном порядке может быть выражено в отдельном документе, а также может содержаться в решении налогового органа, принятого по результатам проверки, или доведено до лица в иной форме.

По данной категории дел заявители освобождены от уплаты государственной пошлины (п. 1 ст. 333.37 НК РФ).

При соблюдении требований к заявлению арбитражный суд принимает его к производству, о чем выносится соответствующее определение. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Несоблюдение порядка оформления заявления влечет последствия, предусмотренные ст. 128, 129 АПК РФ, — оставление заявления без движения, возвращение заявления.

Общие правила рассмотрения данной категории дел установлены гл. 26 АПК РФ.

Дела данной категории рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела и принятие решения.

Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных арбитражным судом, не является препятствием для рассмотрения дела. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, о чем отмечается в определении о принятия заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству. В этом случае неявка лиц, участвующих в деле, является основанием для наложения штрафа в порядке и размере, установленных в гл. 11 АПК РФ.

По данной категории дел обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на контролирующий орган; арбитражный суд имеет право истребовать необходимые доказательства по собственной инициативе. Доказательствами по делу могут быть первичные бухгалтерские документы, акты проверок, акты встречных проверок, договоры, налоговые декларации и т.п.

При рассмотрении дела арбитражный суд должен установить:

— наличие оснований для взыскания требуемой суммы;

— полномочия контролирующего органа;

— правильность расчета взыскиваемой суммы.

При взыскании недоимок по налогам, пени, соответствующих санкций арбитражный суд проверяет соблюдение сроков, установленных п. 2 ст. 48, ст. 113, 115 НК РФ. Пропуск названных пресекательных сроков влечет оставление заявления без удовлетворения.

Арбитражный суд Ставропольского края

Арбитражный процесс

Отделение Ставрополь, г. Ставрополь

Получатель

УФК по Ставропольскому краю (Межрайонная ИФНС России №12 по Ставропольскому краю)

Расчетный счет

Арбитражный суд Ставропольского края объявляет конкурс на включение в кадровый резерв для замещения должности федеральной государственной гражданской службы аппарата суда

Арбитражный суд Ставропольского края объявляет конкурс на включение в кадровый резерв для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы аппарата суда: помощник судьи, секретарь судебного заседания, ведущий специалист 3 разряда отдела информатизации и связи, ведущий специалист 3 разряда отдела материально-технического обеспечения.

Результаты конкурса на включение в кадровый резерв суда

Информация о дате, времени и месте проведения конкурса на включение в кадровый резерв для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы аппарата суда

Заседание конкурсной комиссии для проведения конкурса на включение в кадровый резерв Арбитражного суда Ставропольского края для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы состоится 15.08.2019

Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций

Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций

Порядок рассмотрения арбитражными судами дел о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций регулируется главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ). Требования к заявлению о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций (далее также — заявление) установлены статьей 214 АПК РФ.

Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее — контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявление подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается заявителем или его представителем.

Заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».

В заявлении должны быть указаны:

  1. наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
  2. наименование заявителя, его место нахождения, номера телефонов, факсов, адрес электронной почты заявителя ;
  3. наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;
  4. нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;
  5. сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
  6. перечень прилагаемых документов.

В заявлении могут быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств.

Заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Читайте так же:  Образец устава предприятия для ооо

К заявлению прилагаются:

  1. уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
  2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
  3. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
  4. копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  5. доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления;
  6. документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Документы, прилагаемые к заявлению, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

Статья 212 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций

1. Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Комментарии к ст. 212 АПК РФ

1. Обязательные платежи, которые возлагаются законом на лиц, осуществляющих предпринимательскую, иную экономическую деятельность, и санкции за их несвоевременное перечисление, отличаются большим разнообразием. Налоговые платежи и сборы, в свою очередь, устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровнях (ст. ст. 13 — 15 НК).

Обязательные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды являются составной частью единого социального налога (ст. 243 НК). К правоотношениям, связанным с их оплатой, применяется законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено специальным законом .

См.: ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Налоговые органы, имеющие ярко выраженные фискальные функции, применительно к каждому субъекту экономической деятельности проводят систематические выездные и невыездные (камеральные) проверки, по результатам которых принимают решения о взыскании недоимок по обязательным (налоговым и неналоговым) платежам, пени и штрафу.

Недоимки и пени принято относить к одной группе требований, заявляемых в арбитражном суде (п. 9 ст. 46, п. 7 ст. 47 НК), штрафы — к другой (ст. 114 НК). Это объясняется тем, что взыскание недоимок направлено на возмещение задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, предъявленные ко взысканию пени — на компенсацию потерь, вызванных задержкой в перечислении платежа, в то время как начисленные штрафы всегда представляют собой санкции за нарушение срока своевременного перечисления обязательных платежей, иные правонарушения (несоблюдение срока регистрации в органах Пенсионного фонда РФ, несоблюдение кредитной организацией установленных для нее нормативов обязательных резервов, предоставление ею недостоверной информации, неисполнение предписания антимонопольного органа и др.).

Недоимки отличаются от исков тем, что предъявляются властным государственным органом. От иных дел, возникающих из публичных правоотношений, они отличаются имущественным характером.

Формирование законодателем специальной комментируемой главы о порядке рассмотрения арбитражным судом дел, связанных со взысканием обязательных платежей и санкций, направлено на закрепление специфики налоговых и близких к ним иных неналоговых правоотношений, которая направлена на повышение гарантий правосудия при рассмотрении экономических споров и эффективности судебной защиты нарушенного права.

В основе производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций находится базовое исковое производство, общие правила которого здесь широко применяются. Из этого факта вовсе не следует, что налоговый орган и налогоплательщик должны называться истцом и ответчиком.

Процессуальные особенности порядка рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций, которые отличают его от искового производства, закреплены в комментируемой главе.

Названные особенности связаны со следующими обстоятельствами:

[2]

— большинство взысканий по обязательным платежам производится с предприятий во внесудебном порядке. Для этого достаточно решения налогового органа в целях списания денежных средств с расчетного счета хозяйствующего субъекта либо его же постановления для обращения взыскания на имущество должника;

— основания для взыскания недоимки, пени и штрафа в судебном порядке предусмотрены в налоговом законе (п. 3 ст. 46, ст. 60 НК);

— налоговые и неналоговые взыскания с индивидуальных предпринимателей производятся только в судебном порядке (ст. 48 НК).

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Судопроизводство по делам о взыскании недоимок по обязательным платежам и санкций начинается с принятия к производству заявления от контрольного органа (налогового органа, органа социального страхования, Пенсионного фонда, иного государственного органа, органа местного самоуправления, которым переданы функции по взысканию обязательных платежей).

В заявлении контрольного органа должно содержаться требование о взыскании с должников по обязательным платежам обнаруженных недоимок и пени. В этом же заявлении могут быть указаны штрафные санкции за нарушение закона об обязательных платежах.

[1]

Источники


  1. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.

  2. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.

  3. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
  4. Майринк, Густав Кабинет восковых фигур / Густав Майринк. — М.: Terra Incognita, 2015. — 304 c.
  5. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
Порядок взыскания обязательных платежей и санкций
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here