Содержание
- 1 Биржевые новости
- 2 К третьему чтению подготовлен законопроект о возможности проведения контрольных закупок при осуществлении мероприятий по надзору в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологическому надзору
- 3 Правительство РФ предлагает применять контрольную закупку при осуществлении мероприятий по надзору в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологическому надзору
- 4 Роспотребнадзор может получить право проводить контрольные закупки
- 5 Сергей Жигарев: Законопроект, позволяющий применять контрольную закупку при надзоре в области защиты прав потребителей, рекомендован к первому чтению
- 6 О полномочиях по проведению контрольной закупки
- 7 Предлагается применять контрольные закупки при проведении надзора в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора (законопроект)
- 8 Контрольную закупку будут проводить в рамках надзора в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора
- 9 Законопроект, позволяющий применять контрольную закупку при надзоре в области защиты прав потребителей, рекомендован ко второму чтению
- 10 О наделении Роспотребнадзора полномочиями по проведению контрольной закупки
Биржевые новости
Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, предусматривающий применение Роспотребнадзором контрольных закупок при федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, сообщает сайт правительства РФ в понедельник.
«Законопроектом предлагается внести в законодательство изменения, предусматривающие применение Роспотребнадзором контрольных закупок при федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей и федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре», — говорится в сообщении.
Подчеркивается, что такие контрольные закупки определяются в порядке, установленном федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля».
«Законопроект направлен на защиту прав потребителей и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Законопроект будет рассмотрен на заседании правительства», — отмечается в сообщении.
Федеральное законодательство ранее было дополнено статьей «Контрольная закупка».
«Установлено, что контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Эта статья вступила в силу 1 января 2017 года», — поясняется в сообщении.
К третьему чтению подготовлен законопроект о возможности проведения контрольных закупок при осуществлении мероприятий по надзору в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологическому надзору
Настоящим законопроектом Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предлагается дополнить положениями, предусматривающими возможность проведения контрольной закупки при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Правительство РФ предлагает применять контрольную закупку при осуществлении мероприятий по надзору в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологическому надзору
Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Настоящим законопроектом Закон РФ «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предлагается дополнить положениями, предусматривающими возможность проведения контрольной закупки при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
По мнению авторов законопроекта, применение контрольной закупки в полной мере отвечает целям риск-ориентированного подхода в части повышения результативности деятельности органов государственного контроля (надзора), а также снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Роспотребнадзор может получить право проводить контрольные закупки
stokkete / Depositphotos.com |
На прошлой неделе Госдума приняла во втором чтении законопроект 1 , который дает Роспотребнадзору полномочия проводить контрольные закупки в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора.
Напомним, что право на осуществление контрольных закупок – в целях государственного контроля и надзора – должно быть прямо предусмотрено федеральным законом. В настоящий момент такое право есть только у Росалкогольрегулирования и налоговых органов (лишь в целях проверки применения ККТ). А претендуют на такие полномочия Росздравнадзор (соответствующий проект подготовлен Минздравом России, но еще не внесен в Госдуму) и Росстандарт (проект подготовлен Минпромторгом России, но еще не внесен в Госдуму).
Как предотвратить неправомерные действия должностных лиц Роспотребнадзора в ходе проверок? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право « .
Контрольная закупка обязательно согласуется с прокурором и проводится по тем же основаниям, что и любая внеплановая выездная проверка – то есть не только по жалобе потребителя (если он пытался урегулировать вопрос самостоятельно), но и по просьбе прокурора или поручению Президента РФ или Правительства РФ, в связи с истечением срока исполнения предписания, а также при получении информации о причинении вреда жизни или здоровью граждан или об угрозе такого вреда. Проводить контрольную закупку, кстати, можно и через Интернет.
Рассмотрение Госдумой данного законопроекта в третьем чтении состоится, возможно, уже 3 апреля 2018 года.
1 С текстом законопроекта № 268019-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Сергей Жигарев: Законопроект, позволяющий применять контрольную закупку при надзоре в области защиты прав потребителей, рекомендован к первому чтению
Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал принять в первом чтении проект федерального закона № 268019-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в части введения контрольных закупок).
Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
«Поскольку проведение контрольной закупки в отдельных видах государственного контроля (надзора) допускается исключительно после введения соответствующей нормы в специальные законы, то настоящим законопроектом дополняются Закон «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» положениями, предусматривающими возможность проведения контрольной закупки при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора».
«Контрольная закупка является наиболее эффективным мероприятием по контролю в сферах санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей. Такая форма проверки оптимизирует трудовые, материальные и финансовые ресурсы уполномоченного контрольно-надзорного органа власти и стимулирует хозяйствующие субъекты на добросовестное ведение своей деятельности. Применение контрольной закупки в полной мере отвечает целям риск-ориентированного подхода в части повышения результативности деятельности органов государственного контроля, а также снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей», — сообщил Председатель Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев.
Законопроект планируется к рассмотрению на пленарном заседании Госдумы 8 ноября.
О полномочиях по проведению контрольной закупки
Президентом Российской Федерации 18 апреля 2018 года подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 81-ФЗ.
Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. Законом устанавливается, что контрольная закупка продукции при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контрольная закупка товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей могут быть проведены органом государственного контроля (надзора) незамедлительно после получения информации о соответствующем нарушении с одновременным извещением органа прокуратуры.
В настоящее время на Роспотребнадзор возложены полномочия по контролю за 20 техническими регламентами Таможенного союза, устанавливающие обязательные требования к продукции, подлежащие контролю, как в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, так и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Проверка таких требований наиболее эффективна с применением контрольной закупки, что в полной мере отвечает целям применяемого Роспотребнадзором риск-ориентированного подхода (оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности деятельности органов государственного контроля (надзора).
Возможность проведения контрольно-надзорного мероприятия в виде контрольной закупки при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов на стадии обращения продукции будет способствовать повышению эффективности проводимых мероприятий, обеспечив проведение проверки и одновременное закрепление факта реализации продукции, не отвечающей обязательным требованиям, установленным техническим регламентом.
Предлагается применять контрольные закупки при проведении надзора в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора (законопроект)
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 268019-7, вносящий изменения в закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 и закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ. Вносимые поправки наделяют Роспотребнадзор правом на проведение контрольных закупок при осуществлении мероприятий, соответственно, федерального госнадзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Порядок проведения таких контрольных закупок установлен ст.16.1 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Контрольную закупку будут проводить в рамках надзора в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора
Информируем Вас о том, что с 30 августа 2018 года при проведении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора проверяющие органы могут осуществлять контрольную закупку .
Указанное нововведение было произведено Постановлением Правительства РФ от 18.08.2018 № 967 путем внесения соответствующих изменений в:
- Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 № 412;
- Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476.
Отметим, что возможность проведения контрольной закупки в рамках указанных видов федерального государственного надзора ранее (а точнее, в апреле 2018 года) была также зафиксирована на уровне федерального законодательства. Соответствующие поправки были внесены Федеральным законом от 18.04.2018 № 81-ФЗ в:
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294-ФЗ;
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Обращаем внимание, что законодатель предусмотрел одну особенность при осуществлении контрольной закупки в рамках надзора в области защиты прав потребителей и в рамках санитарно-эпидемиологического надзора, а именно : при осуществлении данных видов надзора контрольная закупка продукции может быть проведена контрольным органом незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры (ч. 4.1 ст. 16.1 ФЗ № 294-ФЗ) ( примечание: в остальных же случаях, при осуществлении иных видов надзора, контрольная закупка проводится только по предварительному согласованию с органами прокуратуры (ч. 4 ст. 16.1 ФЗ № 294-ФЗ). При этом, напомним, что сами проверяемые организации и индивидуальные предприниматели о предстоящей контрольной закупке заранее не уведомляются — это общее правило, которое распространяется и на проверки в рамках надзора в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора ).
Вкратце о контрольной закупке
Напомним, что данная статья (и, соответственно, возможность проведения контрольной закупки) была введена с 1 января 2017 года ( при этом, на самом деле контрольная закупка не является новым мероприятием по контролю — указанный метод применялся в России и ранее (однако, более 10 лет назад) ).
Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям (ч. 1 ст. 16.1 ФЗ № 294-ФЗ).
Проведение контрольной закупки допускается исключительно при одновременном наличии двух следующих условий (ч .2-4 ст. 16.1 ФЗ № 294-ФЗ):
Отметим также, что проведение контрольной закупки может быть предусмотрено положением о федеральном государственном контроле (надзоре) с применением риск-ориентированного подхода (в зависимости от отнесения деятельности проверяемого лица и (или) используемых им производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности).
Законопроект, позволяющий применять контрольную закупку при надзоре в области защиты прав потребителей, рекомендован ко второму чтению
Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 268019-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в части введения контрольных закупок).
Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
«Поскольку проведение контрольной закупки в отдельных видах государственного контроля (надзора) допускается исключительно после введения соответствующей нормы в специальные законы, то настоящим законопроектом дополняются Закон «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» положениями, предусматривающими возможность проведения контрольной закупки при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора».
Контрольная закупка является наиболее эффективным мероприятием по контролю в сферах санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей. Такая форма проверки оптимизирует трудовые, материальные и финансовые ресурсы уполномоченного контрольно-надзорного органа власти и стимулирует хозяйствующие субъекты на добросовестное ведение своей деятельности. Применение контрольной закупки в полной мере отвечает целям риск-ориентированного подхода в части повышения результативности деятельности органов государственного контроля, а также снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
О наделении Роспотребнадзора полномочиями по проведению контрольной закупки
Президентом Российской Федерации 18 апреля 2018 года подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 81-ФЗ.
Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. Законом устанавливается, что контрольная закупка продукции при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контрольная закупка товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей могут быть проведены органом государственного контроля (надзора) незамедлительно после получения информации о соответствующем нарушении с одновременным извещением органа прокуратуры.
В настоящее время на Роспотребнадзор возложены полномочия по контролю за 20 техническими регламентами Таможенного союза, устанавливающие обязательные требования к продукции, подлежащие контролю, как в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, так и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Проверка таких требований наиболее эффективна с применением контрольной закупки, что в полной мере отвечает целям применяемого Роспотребнадзором риск-ориентированного подхода (оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности деятельности органов государственного контроля (надзора).
Возможность проведения контрольно-надзорного мероприятия в виде контрольной закупки при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов на стадии обращения продукции будет способствовать повышению эффективности проводимых мероприятий, обеспечив проведение проверки и одновременное закрепление факта реализации продукции, не отвечающей обязательным требованиям, установленным техническим регламентом.
Предлагается применять контрольные закупки при проведении надзора в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора (законопроект)
19 апреля 2018 г.
О наделении Роспотребнадзора полномочиями по проведению контрольной закупки
Президентом Российской Федерации 18 апреля 2018 года подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 81-ФЗ.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. Законом устанавливается, что контрольная закупка продукции при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контрольная закупка товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей могут быть проведены органом государственного контроля (надзора) незамедлительно после получения информации о соответствующем нарушении с одновременным извещением органа прокуратуры.
В настоящее время на Роспотребнадзор возложены полномочия по контролю за 20 техническими регламентами Таможенного союза, устанавливающие обязательные требования к продукции, подлежащие контролю, как в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, так и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Проверка таких требований наиболее эффективна с применением контрольной закупки, что в полной мере отвечает целям применяемого Роспотребнадзором риск-ориентированного подхода (оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности деятельности органов государственного контроля (надзора).
Возможность проведения контрольно-надзорного мероприятия в виде контрольной закупки при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов на стадии обращения продукции будет способствовать повышению эффективности проводимых мероприятий, обеспечив проведение проверки и одновременное закрепление факта реализации продукции, не отвечающей обязательным требованиям, установленным техническим регламентом.
© « Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека» 2019
Почтовый адрес:
Вадковский переулок дом 18, строение 5 и 7
г. Москва, 127994
Роспотребнадзор будет проводить контрольные закупки товаров и услуг
На пленарном заседании 10 ноября Госдума рассмотрит законопроект о проведении контрольных закупок в рамках государственного надзора в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора.
Правительство разработало инициативу во исполнение поручения президента. Изменения предлагается внести в законы «О защите прав потребителей» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Роспотребнадзор будет проводить контрольные закупки для проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг потребителям.
В соответствии с российским законодательством товары и услуги должны быть безопасны для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, не вводить граждан в заблуждение, не причинять вреда их имуществу.
Санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе, проведение проверок соответствия продукции требованиям технических регламентов. По мнению авторов законопроекта, такая проверка наиболее эффективна с применением контрольной закупки.
Надзор по закону о защите прав потребителей
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – «Закон») регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Под потребителем Закон понимает гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Права потребителя
Согласно Закону потребитель имеет в том числе право:
- Получать товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, а при отсутствии в договоре таких условий соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется;
- Возможность использования товара (работы) по назначению и требовать возложение ответственности на изготовителя/продавца за недостатки в течение срока годности;
- На безопасность товара (работы, услуги);
- На информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах);
- Признать условия договора, ущемляющие права потребителя, как недействительные и иную судебную защиту, в том числе, но не ограничиваясь этим, требовать возмещения убытков , уменьшение цены, выплаты неустойки и иную ответственность, как может быть предусмотрено договором или законом.
Надзорные органы
В соответствие со статьей 40 Закона федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании Постановления Правительства РФ от 02.05.2012 № 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (далее – «Положение о Роспотребнадзоре») таким органом является Роспотребнадзор и его территориальные органы.
Должностными лицами органа государственного надзора, уполномоченными осуществлять федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, являются:
- Руководитель, его заместители; руководитель территориального органа, его заместители;
- Руководители структурных подразделений, их заместители, иные государственные гражданские служащие, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Что входит в надзор по Закону
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя (пункт 5 Положения о Роспотребнадзоре):
- Организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) нормативно-правовых требований и предписаний должностных лиц органа государственного надзора;
- Организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг);
- Применение мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
- Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований и иное.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Обращаем внимание, что с 18 марта 2017 года федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включен в Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (на основании Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 в редакции Постановления Правительства РФ от 02.03.2017 № 245). Однако, в настоящее время, нормы, которыми был бы определен порядок осуществления указанного надзора с применением риск-ориентированного подхода утверждены не были (данные нормы подлежат включению в Положение о Роспотребнадзоре).
С подробной информацией о применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) Вы можете ознакомиться в одноименной статьей ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА по ссылке.
Права надзорных органов
Должностные лица органа государственного надзора имеют право:
Процедура государственного контроля
При осуществлении государственного контроля проводятся документарные и выездные, плановые и внеплановые проверки.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий органа государственного контроля устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций.
В настоящее время действует Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» (далее – «Административный регламент»).
В соответствие с пунктом 7 Административного регламента при проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора в том числе обязаны:
- Своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
- Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лиц, подлежащих проверке (сроки, ознакомление, дача разъяснений, объем требуемых документов и т.д.);
- Знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
- Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Права проверяемых лиц
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого юридического лица, проверяемый индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель, проверяемый гражданин, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право (пункт 8 Административного регламента):
- Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- Получать от должностных лиц Роспотребнадзора информацию, относящуюся к предмету проверки;
- Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своём ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями должностных лиц Роспотребнадзора;
- Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Роспотребнадзора, повлёкшие за собой нарушение прав проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, проверяемого гражданина при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- На возмещение вреда, причинённого проверяемому юридическому лицу, проверяемому индивидуальному предпринимателю, проверяемому гражданину при осуществлении государственного контроля (надзора).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут защищать свои права на основании Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Результаты государственного контроля
В случае выявления нарушений в результате проведения государственного контроля органы государственного контроля (Роспотребнадзор):
- Выдают обязательные для исполнения предписания в случае выявления нарушений. Предписания выдаются на основании акта проверки;
- Привлекают к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации;
- Направляют в правоохранительные органы и органы прокуратуры материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
- Обращаются в суд с исками, заявлениями о нарушениях законодательства Российской Федерации и участвуют в рассмотрении судом дел, связанных с применением и (или) нарушением законодательства Российской Федерации.
Ответственность юридического лица, индивидуального предпринимателя после проведения государственного надзора в области защиты прав потребителей
Нарушение в области защиты прав потребителей может повлечь для юридического лица/ индивидуального предпринимателя/руководства юридического лица:
Административную ответственность
Например, статья 14.8 Административного кодекса устанавливает ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в размере до десяти тысяч рублей на юридическое лицо.
Гражданско-правовую ответственность
В частности, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в соответствие со статьей 15 Гражданского кодекса.
Обжалование результатов государственного контроля
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении надзора по закону о защите прав потребителей имеют право обжаловать результаты государственного контроля следующим образом:
Относительно акта проверки или полученного предписания
В течение 15 дней со дня получения акта в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания в целом или их отдельных положений.
Относительно действия/бездействия лиц, органов надзора
Действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля могут быть обжалованы в суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод.
Относительно постановления по делу об административном нарушении и относительно представления об устранении мер
Постановление по делу об административном нарушении может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Роспотребнадзор получит право применять контрольные закупки
Комиссия по законопроектной деятельности Правительства РФ одобрила законопроект о применении Роспотребнадзором контрольных закупок.
Статья 16.1 «Контрольная закупка в законе» «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». вступила в силу с 1 января 2017 года. Ею установлено, что контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Новым законопроектом предлагается внести в законодательство изменения, предусматривающие применение Роспотребнадзором контрольных закупок при контроле в области защиты прав потребителей и федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре.
О внесении в Госдуму законопроекта о применении контрольных закупок
Распоряжение от 15 сентября 2017 года №1972-р. Законопроектом предлагается внести в законодательство изменения, предусматривающие применение Роспотребнадзором контрольных закупок при федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей и федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля».
Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»» (далее – законопроект) подготовлен Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу защиты прав потребителей 18 апреля 2017 года (№Пр-1004ГС от 25 мая 2017 года, подпункт «б» пункта 1).
Федеральным законом от 3 июля 2016 года №277-ФЗ Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дополнен новой статьёй 16.1 «Контрольная закупка». Установлено, что контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Эта статья вступила в силу 1 января 2017 года.
Законопроектом предлагается внести в законодательство изменения, предусматривающие применение Роспотребнадзором контрольных закупок при федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей и федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля».
Законопроект направлен на защиту прав потребителей и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 13 сентября 2017 года.
Источники
Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.
Теория государства и права (схемы и комментарии). — Москва: Мир, 2000. — 208 c.
CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.- Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2014. — 480 c.
- Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.