Сфера мониторинга закупок по 223-фз в интересах малого бизнеса расширена

Полная информация на тему: "Сфера мониторинга закупок по 223-фз в интересах малого бизнеса расширена" в помощь грамотному гражданину.

Увеличен объем закупок у субъектов малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ

Каковы новые требования к объему закупок у субъектов МСП

Изменения, касающиеся объема закупок у субъектов МСП по 223-ФЗ, внесены постановлением Правительства РФ от 01.08.2019 № 1001.

Важно! С 01.01.2020 общий объемзакупок у МСП по 223-ФЗ должен будет составлять не менее 20% всех закупок за год. Объем закупок определяется по стоимостному критерию.

До внесения изменений требовалось осуществить не менее 18% закупок за год у субъектов МСП.

Какие требования к объему закупок среди субъектов МСП

Также с 01.01.2020 изменены требования к закупкам, доступным заведомо только для малого и среднего бизнеса. Минимальный объем, который можно внести в план таких закупок, — 18%. Ранее было установлено требование в 15%.

Обратите внимание! При расчете совокупного годового стоимостного объема следует учитывать, что в него не включаются закупки, перечисленные в п. 7 Положения об особенностях…, утв. постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Например, закупки для обеспечения обороны страны, закупки услуг в области воздушных перевозок.

О субъектах малого и среднего предпринимательства и об их участии в закупках читайте в наших статьях:

Утвержден перечень заказчиков, планы закупок которых подлежат оценке

Правительство РФ разместило на своем официальном сайте список конкретных заказчиков, планы закупок которых будут оцениваться на соответствие требованиям законодательства об участии в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства (распоряжение Правительства РФ от 19 апреля 2016 г. № 717-р 1 ). В него вошли 135 заказчиков.

Перечень структурирован по регионам России. К примеру, в него включены девять заказчиков из Москвы (акционерные общества «Мосводоканал», «Мосинжпроект», «МОСГАЗ», «Объединенная энергетическая компания», ГУП «Мосгортранс» и т. д.). Такое же количество заказчиков вошло в перечень от северной столицы (государственные унитарные предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга», «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга», «Петербургский метрополитен» и т. д.). Крым, Севастополь и некоторые другие субъекты РФ в перечне не представлены.

Правительство поясняет, что перечень сформирован с учетом критериев размера годовой выручки заказчика от реализации товаров (работ, услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год (не менее 2 млрд руб.) и наибольшей стоимости договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок в прошлом году.

Заказчики из перечня должны включить в свои планы закупки товаров, работ и услуг раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства. Это же касается планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств (ч. 3.1-3.2 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; далее – Закон № 223-ФЗ).

Оценку планов закупок будут проводить АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», органы исполнительной власти регионов или созданные ими организации (ст. 5.1 Закона № 223-ФЗ).

Сфера мониторинга закупок по 223-ФЗ в интересах малого бизнеса расширена

Правительство РФ, действуя на основании закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг…», приняло распоряжение от 16.03.2018 № 441-р, которым значительно расширило два перечня:

  1. Перечень конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки до их утверждения подлежат проводимой АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее — Корпорация МСП) оценке соответствия требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие субъектов МСП в закупке, утв. распоряжением Правительства от 06.11.2015 № 2258-р, дополнен позициями 117–689.
  2. Перечень конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими организациями оценке соответствия требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие субъектов МСП в закупке, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 717-р, дополнен наименованиями предприятий регионов Вологодской области, Чеченской Республики и ряда других.

Для справки: в соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 25.1 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии МСП в РФ» Корпорация МСП организует и проводит в установленном Правительством РФ порядке мониторинг осуществления органами исполнительной власти субъектов РФ и (или) созданными ими организациями оценки соответствия проектов планов закупки конкретных заказчиков, определенных Правительством РФ в соответствии с законом № 223-ФЗ.

Мониторинг применения 223-ФЗ в 2015 году

«Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому».

Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2015 году по данным Минэкономразвития.

Специалисты Группы Компаний «Ценный Контракт» окажут полный спектр услуг в области конкурентных закупок.

Изменены критерии проведения мониторинга соответствия планов закупок и годовых отчетов заказчиков по Закону № 223-ФЗ

belchonock / Depositphotos.com

С указанной даты в новой редакции начал действовать п. 4 постановления Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1169 (далее – Постановление), который устанавливает, в отношении каких заказчиков проводится мониторинг соответствия планов закупки товаров, работ, услуг (в том числе инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств) и годовых отчетов о закупке у МСП требованиям законодательства об участии субъектов МСП в закупках (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1383).

Корпорация МСП теперь проводит мониторинг соответствия не в отношении федеральных заказчиков, годовой объем выручки (величина активов – для кредитных организаций) которых за предшествующий календарный год превышает 40 млрд руб., а в отношении федеральных заказчиков, общий объем заключенных договоров которых по результатам закупок за предшествующий календарный год составляет от 250 млн руб. до 1 млрд руб. Таким образом, годовой объем выручки (величина активов) больше не является критерием для проведения мониторинга соответствия в отношении федеральных заказчиков.

Читайте так же:  Где и как получить разрешение на оружие в россии

Органы исполнительной власти субъекта РФ теперь проводят мониторинг соответствия в отношении региональных заказчиков, если такие заказчики не только соответствуют всем критериям, которые раньше содержались в подп. «б» п. 4 Постановления, но и заключили договоры по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год в размере менее 50 млн руб.

Отправить по почте

Мониторинг закупок

Результаты мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2019 года

Дата публикации: 30.08.2019

Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, рабо.

Дата публикации: 31.07.2019

Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, рабо.

Дата публикации: 06.05.2019

Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфер.

Дата публикации: 30.04.2019

Мониторинг применения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2018 году (уточненные сведения на основании данных отчетности)

Дата публикации: 03.04.2019

Статистические показатели, характеризующие результаты осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам I – III кварталов 2018 г.

Дата публикации: 01.11.2018

Доклад о результатах осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам I полугодия 2018 года

Дата публикации: 01.08.2018

Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2018 года

Дата публикации: 30.07.2018

Статистические показатели, характеризующие результаты осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам I квартала 2018 г.

Дата публикации: 11.05.2018

Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфер.

Участие в закупках субъектов малого предпринимательства

    On 17.12.2016 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, СМП, Статьи, Электронный аукцион

Система закупок для обеспечения государственного и корпоративного заказа работает уже много лет, однако представители малого бизнеса до сих пор относятся к ней с подозрением. Одни уверены, что небольшим компаниям невозможно получить госзаказ, другие считают процедуру участия в торгах слишком сложной и не хотят разбираться. Однако пока они сомневаются, более «продвинутые» поставщики и подрядчики из числа малых предприятий участвуют в закупках и выигрывают их. По итогам прошлого года с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями через систему закупок было заключено более 850 тыс. контрактов на общую сумму свыше 490 млрд рублей. К тому же действующие сегодня правовые акты, регулирующие закупочную деятельность, предусматривают меры поддержки малого бизнеса.

Малое предприятие — что это?

Закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает критерии отнесения организаций к указанной категории. Первое условие — средняя численность работников для малых предприятий не должна превышать 100 человек, а для средних — 250 человек включительно. Другое условие касается предельной выручки за предшествующий календарный год. Установлены следующие значения: для малых предприятий — до 800 млн рублей, для средних — до 2000 млн рублей. Есть еще дополнительное требование, касающееся участия в капитале юридических лиц, однако для большинства субъектов малого бизнеса оно неприменимо.

Если компания отвечает этим требованиям, то может смело рассчитывать на установленные законами 44-ФЗ и 223-ФЗ преференции для участников закупок.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

СМП и госзаказ по 44-ФЗ

В рамках контрактной системы, регулируемой законом № 44-ФЗ, заказчики должны закупать у субъектов малого предпринимательства (СМП) не менее 15% от совокупного годового объема закупок и размещать в ЕИС отчет об этом ежегодно до 1 апреля. Нарушителям грозит штраф в размере 50 тыс. руб.

Для выполнения установленной квоты заказчики устраивают закупки, к которым допускаются только СМП. Никакой гигант при всем желании не сможет перехватить победу в тендере — его заявка будет попросту отклонена. Так что малым предприятиям придется биться за контракт друг с другом.

Для таких закупок есть условие — НМЦК не должна быть более 20 млн рублей. Проводиться процедура должна в виде открытого конкурса, в том числе с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок или предложений. Участнику придется представить дополнительный документ — декларацию о его принадлежности к СМП.

Кроме того, никто не запрещает малым предприятиям участвовать и в закупках, предназначенных для любых участников, а не строго для СМП. Главное — соответствовать требованиям, которые заказчик установил в документации.

Закон № 44-ФЗ устанавливает для малых предприятий определенные льготы:

  1. Сумма обеспечения заявки не должна превышать 2% от НМЦК.
  2. Оплата исполненного контракта должна производиться не позже чем через 30 дней с даты подписания акта приемки.
  3. Если процедура проводится для всех участников, а не только для СМП, но в ней победил субъект малого предпринимательства, то заказчик может не требовать обеспечения контракта. Однако это всего лишь его право, а не обязанность, и на практики это реализуется редко.
Читайте так же:  Образец дополнительного соглашения к договору беспроцентного заима

Закупки по закону № 223-ФЗ

Заказчики, работающие по закону № 223-ФЗ, должны руководствоваться постановлением Правительства № 1352 от 11.12.14. В соответствии с этим документом, заказчики, получившие годовую выручку более 2 млрд рублей, обязаны заключать договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства (СМиСП). Квота для них — 18% от общего объема закупок, при этом 10% должны заключаться строго с СМиСП. Расчет доли производится от объем заключенных договоров и не учитывает несостоявшиеся закупки.

Указанное выше постановление также требует от участников в своих заявках декларировать тот факт, что они относятся у разряду субъектов малого и среднего предпринимательства.

В отличие от контрактной системы, закон № 223-ФЗ дает заказчикам больше выбора в отношении закупок у малого бизнеса. В своем положении о закупках заказчик должен определить перечень тех товаров, услуг и работ согласно ОКПД2, которые он будет закупать у СМиСП. Когда возникает необходимость закупить объект из этого перечня, выбор будет делаться исходя из цены договора. Если она менее 50 млн рублей, закупать необходимо у малого бизнеса. Если от 50 до 200 млн рублей, то заказчик сможет решить сам, закупаться у СМиСП или у крупных компаний.

У поставщиков из числа малых предприятий есть несколько способов приобщиться к закупкам по 223-ФЗ:

  1. Принять участие в закупке, предназначенной для любых участников.
  2. Участвовать в закупке, организованной специально для малого бизнеса.
  3. Стать субподрядчиком по договору между заказчиком и другим участником. План, в соответствии с которым СМиСП будут привлечены к исполнению договора, участники описывают в своих заявках на закупку.

Закон № 223-ФЗ предусматривает некоторые послабления для малых предприятий. Так же, как и в рамках контрактной системы, оплата по исполненному договору не должна превышать 30 дней со дня подписания акта приемки. Если заказчик установил в закупочной документации требование об обеспечении заявки и договора, то для малых компаний эти суммы не должны превышать:

  • для обеспечения заявки — 2% от НМЦК;
  • для обеспечения договора — 5% от НМЦК или 100% внесенного аванса.

Кроме того, заказчик может разработать собственную программу для привлечения к сотрудничеству СМиСП и установить для них дополнительные льготы.

Для заказчиков, нарушивших квоту закупки у малого бизнеса или не разместивших данные об этом (равно как и разместивших недостоверные данные), определено наказание. Но в отличие от аналогичных нарушений в рамках контрактной системы, это не штраф. Если в текущем году заказчик допустит указанные нарушения, то с 1 февраля и до конца следующего года он будет обязан работать по закону № 44-ФЗ. А он, как известно, является куда более строгим.

Квота закупок у МСП в рамках 223-ФЗ будет увеличена

Читать первоисточник: НАИЗ (26.04.2016)

Сентябрь — 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Актуальные запросы по 44-ФЗ

Актуальные запросы по 223-ФЗ

Электронное издание «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ»

[1]

Св. от 24.04.2015 ПИ № ФС77-61498,
Св. от 06.10.2015 ЭЛ № ФС 77-63218

Об утверждении новых перечней конкретных заказчиков, в отношении которых в интересах развития малого и среднего предпринимательства будет проводиться мониторинг закупочной деятельности.

Распоряжение от 8 декабря 2016 года №2623-р. Утверждены новые перечни конкретных заказчиков федерального и регионального уровней, в отношении которых в 2017 году АО «Корпорация “МСП”» и органы исполнительной власти субъектов Федерации будут проводить оценку и мониторинг закупочной деятельности. Кроме того, уточнён перечень конкретных заказчиков, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Внесено Минэкономразвития в целях реализации Федерального закона от 3 июля 2016 года №321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» (далее – Федеральный закон №321-ФЗ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Во исполнение пунктов 1 и 2 части 8 2 статьи 3 и части 1 статьи 5 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Правительством России утверждены перечни конкретных заказчиков федерального и регионального уровней, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг (в том числе инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств) подлежат оценке и мониторингу, проводимым АО «Корпорация “МСП”» или органами исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство ранее также утвердило перечень конкретных заказчиков, которые обязаны закупать инновационную продукцию, высокотехнологичную продукцию, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены распоряжениями Правительства от 6 ноября 2015 года №2258-р, от 19 апреля 2016 года №717-р и от 21 марта 2016 года №475-р).

В состав этих перечней включены в том числе государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Вместе с тем Федеральным законом №321-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с которыми закупочная деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий с 1 января 2017 года будет преимущественно регулироваться Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В целях приведения распоряжений Правительства в соответствие с Федеральным законом №321-ФЗ, а также в связи с необходимостью актуализации перечней юридических лиц (в том числе с учётом результатов их финансово-хозяйственной деятельности) подписанным распоряжением утверждены новые перечни конкретных заказчиков федерального и регионального уровней, в отношении которых в 2017 году АО «Корпорация “МСП”» и органы исполнительной власти субъектов Федерации будут проводить оценку и мониторинг закупочной деятельности. Кроме того, уточнён перечень конкретных заказчиков, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Читайте так же:  Обзор судебной практики по процессуальным вопросам, возникающим при рассмотрении дел о банкротстве

Текст Распоряжения от 8 декабря 2016 года №2623-р можно посмотреть по ссылке.

Контрактная система в сфере закупок требует оптимизации.

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты мониторинга развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации.

Объекты мониторинга: Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Федеральное казначейство, объекты контрольных мероприятий, включенные в План работы Счетной палаты на 2017 год, в части, относящейся к настоящему экспертно-аналитическому мероприятию.

Проверяемый период деятельности: 2017 г.

С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

Функционирование системы государственных закупок (44-ФЗ)

В 2017 г. в соответствии с 44-ФЗ объем закупок, размещенных в открытой части единой информационной системы в сфере закупок, составил 7,1 трлн руб. Это на 11,4% выше уровня 2016 г. Экономия бюджетных средств по итогам осуществления закупок в рамках 44-ФЗ составила 6,7% (9,9% в 2016 г.), среднее количество заявок участников — 2,97 заявки на 1 лот.

Продолжается рост объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (объявлено более 1,1 млн закупок на 2,5 трлн руб., прирост составляет 30,5% к уровню 2016 г.). Значительный прирост объема закупок у СМП и СОНО по сравнению с 2016 г. произошел в основном за счет роста объема закупок, в которых такие организации были привлечены в качестве субподрядчиков, соисполнителей, а не за счет прямых закупок.

Наметилась тенденция снижения доли закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (с 20,1% до 18,8%). Вместе с тем, с учетом несостоявшихся закупок доля закупок у единственного поставщика высока — 59,4%.

Мониторинг Счетной палаты выявил сложность правового обеспечения контрактной системы в сфере закупок. С момента принятия 44-ФЗ в него было внесено 48 изменений, а также принято более 100 подзаконных актов. На практике это затрудняет правоприменение законодательства о контрактной системе. «Законодательством о контрактной системе в сфере закупок на каждом этапе осуществления закупки предусмотрено формирование заказчиком значительного количества документов, что на практике приводит к дополнительным трудовым и материальным затратам не только заказчиков, но и участников закупки», — отметил Максим Рохмистров.

Анализ подзаконных актов показал, что в ряде случаев по одному вопросу принимается несколько подзаконных актов. Например, по нормированию и планированию закупок принято шесть актов Правительства Российской Федерации, при этом ряд их положений дублируют друг друга (в части определения цен закупаемых принтеров, транспортных средств, мебели и ряда других товаров).

Счетная палата считает необходимым провести анализ законодательства о контрактной системе в сфере закупок и сформировать план мероприятий в целях оптимизации законодательства в части нормирования и планирования закупок и минимизации документов, формируемых заказчиками при осуществлении закупок.

Установлены недостатки контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок представляет собой многоуровневую систему. Так, на федеральном уровне контроль в сфере закупок осуществляется ФАС России и Федеральным казначейством, а также их территориальными органами. На региональном и муниципальном уровне может быть создан как самостоятельный контрольный орган в сфере закупок, так и контрольные функции могут быть частью иных полномочий органов власти.

Установленный срок привлечения к ответственности за нарушения в сфере закупок (1 год с момента совершения) позволяет заказчикам избегать ответственности за нарушения, связанные с неразмещением или нарушением сроков размещения информации в ЕИС. Такие нарушения не являются предметом жалоб участников закупок на действия (бездействие) заказчиков и могут быть выявлены в рамках планового контроля, который не может быть реализован в отношении всех заказчиков и не позволяет привлечь их к ответственности в связи с истечением сроков давности.

В связи с выявленными недочетами Счетная палата предлагает разработать стандарт осуществления контроля в сфере закупок и рекомендовать его использование на региональном и муниципальном уровнях, при необходимости подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ. А также — внести изменения в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к ответственности за нарушения законодательства в сфере закупок.

Кроме того, существующее разграничение полномочий федеральных контрольных органов в сфере закупок, когда ФАС России осуществляет контроль на этапе проведения процедур закупок, а Федеральное казначейство при планировании закупок и исполнении контрактов, не позволяют увидеть целостную картину нарушений в сфере закупок.

Счетная палата предлагает разработать открытый для пользователей функционал ЕИС, позволяющий в автоматизированном режиме структурировать и систематизировать нарушения, выявляемые органами контроля в сфере закупок. А также создать в ЕИС открытый функционал автоматизированного анализа и контроля, позволяющий выявлять и предупреждать процедурные нарушения в сфере закупок, а также выстроить в ЕИС подсистему фиксации последовательности этапов работы заказчиков, обеспечив при этом блокировку их недобросовестных действий.

По итогам 2017 г. Счетной палатой выявлено 2 178 нарушений при осуществлении государственных закупок в рамках 44-ФЗ (включая открытые сведения, информацию ограниченного доступа и сведения, составляющие государственную тайну) на общую сумму 104,6 млрд руб. В 2016 г. было выявлено 823 нарушения законодательства в сфере закупок на общую сумму более 48,8 млрд руб. Рост количества выявленных нарушений связан с завершением формирования методической базы по проведению аудита в сфере закупок, увеличением количества контрольных мероприятий и объектов контроля, а также с увеличением открытости информации, размещаемой в единой информационной системе в сфере закупок.

К наиболее типичным нарушениям законодательства в сфере закупок можно отнести нарушения при приемке и оплате поставленных товаров (работ, услуг), не соответствующих условиям контрактов; нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком; неприменение мер ответственности по контракту; внесение изменений в контракт с нарушением требований, установленных законодательством.

Например, Минсельхозом России в рамках государственного контракта, заключенного с ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А.Тимирязева», были приняты и оплачены работы, предусматривающие закупку комплектующих, недостающего оборудования, лучших образцов узлов оборудования, расходных материалов для изготовления опытных образцов комплектов российского оборудования общей стоимостью 130,9 млн руб., которые на момент оплаты не были выполнены.

Читайте так же:  Фнс приступила к публикации открытых данных

Федеральной таможенной службой был осуществлен расчет начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг по технической поддержке программных продуктов Oracle на основании коммерческих предложений, несопоставимых с условиями планируемой закупки, что привело к завышению начальной (максимальной) цены контракта на 124 млн руб. (расчетно).

Минпромторгом России не направлялись требования к исполнителям работ по оплате штрафов в связи с нарушением сроков выполнения обязательств по 15 государственным контрактам. Общий размер невзысканных штрафов составил 143,6 млн руб. (расчетно).

Контрольно-счетными органами регионов за этот же период выявлено более 34 тыс. различных нарушений в сфере закупок на общую сумму более 35 млрд руб.

Развитие системы корпоративных закупок (223-ФЗ)

[2]

Объем объявленных закупок, осуществленных в соответствии с 223-ФЗ, в 2017 г. составил 27 трлн руб. Это на 5,1% выше уровня 2016 г.

По итогам 2017 г. система закупок отдельных видов юридических лиц характеризуется незначительным уменьшением доли закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (31%) при одновременном увеличении доли прочих закупок (65,4%), а также сохранением незначительной доли открытых процедур конкурса и аукциона (3,6%). В результате основной объем закупок (96,4%) в рамках 223-ФЗ осуществляется прочими способами и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), что влечет низкий уровень конкуренции (среднее количество заявок на 1 лот – 1,75 заявки) и эффективности осуществления закупок (относительная экономия – 1,32%).

По итогам 2017 г. Счетной палатой выявлено 139 нарушений на общую сумму 13,8 млрд руб. при осуществлении закупок в соответствии с 223-ФЗ, выраженных, преимущественно, в несоблюдении заказчиками требований утвержденных ими положений о закупке. Например, ФГБУ «ГНЦ ФМБЦ им. А.И.Бурназяна» ФМБА России осуществило 345 закупок на общую сумму 197,8 млн руб. в отсутствие утвержденного положения о закупке.

Контрольно-счетными органами регионов выявлено нарушений при осуществлении корпоративных закупок на общую сумму около 3 млрд руб.

«Результаты экспертно-аналитического мероприятия показали, что положительных изменений в развитии системы корпоративных закупок не происходит, не устранены недостатки и риски, которые отмечались Счетной палатой по итогам 2016 г.», — заявил Максим Рохмистров.

Счетная палата предлагает внести в статью 3 223-ФЗ изменения, предусматривающие обязанность заказчика устанавливать в положении о закупке: исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); порядок обоснования начальных (максимальных) цен контрактов; запрет на конфликт интересов закупочной комиссии заказчика и участников закупок.

Материалы направлены:

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации, информацию об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия в Контрольное управление Президента Российской Федерации, а также отчет в палаты Федерального Собрания.

Новшества в закупках у МСП для заказчиков по 223-ФЗ

    On 27.09.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, СМП, Спецсчет, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП

Продолжаем рассказывать о поправках в закупочное законодательство, которые вступят или уже вступили в силу в 2018 году. Сегодня речь пойдет об изменениях для заказчиков по 223-ФЗ в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Они внесены законом № 505-ФЗ от 31 декабря 2017, а также постановлениями Правительства.

Электронная форма

Закупки, которые организуются исключительно для МСП, должны будут проводиться строго в электронной форме. Это положение будет закреплено в части 2 статьи 3 закона 223-ФЗ и начнет действовать с 1 июля 2018 года.

С той же даты в законе появится новая статья 3.4, которая будет регулировать проведение электронных процедур для МСП. В частности, предусмотрен ограниченный перечень способов определения поставщика, а именно:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • конкурс в электронной форме;
  • аукцион в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме.

Выбрать иной способ определения поставщика для закупок у МСП заказчики по 223-ФЗ не смогут.

Проводиться торги для малого и среднего бизнеса должны на ЭТП, удовлетворяющих требованиям закона 44-ФЗ и дополнительным требованиям, предусмотренным правительством. Список федеральных площадок, на которых можно будет проводить процедуры для МСП по 223-ФЗ, будет дополнительно утвержден.

ЭТП, на которых проводятся торги по 44-ФЗ

Кроме того, в новой статье 3.4 будут прописаны особенности каждой процедуры, в том числе:

  • порядок и сроки проведения;
  • ценовые ограничения;
  • правила подачи заявки;
  • порядок обеспечения заявки (например, если она обеспечивается деньгами, то средства должны вноситься на спецсчет в банке из перечня, определенного Правительством в соответствии с законом 44-ФЗ).

При нарушениях, допущенных заказчиком по 223-ФЗ, в том числе неосуществлении закупок у МСП, ему полагается наказание в виде обязанности применять положения закона 44-ФЗ. В поправках уточнено, что в этом случае заказчик должен применять нормы закона 44-ФЗ, которые прямо указаны в 223-ФЗ (часть 8.1 статьи 3, которая появится в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года).

Новый объем закупок

Общий объем закупок, которые заказчики по 223-ФЗ должны осуществлять у МСП, остается на прежнем уровне. Это 18% от годового объема. А вот объем прямых закупок у МСП, то есть тех, которые проводятся исключительно среди таких субъектов, изменился. До 1 января текущего года в соответствии с постановлением Правительства № 1352 он составлял 10%.

С начала 2018 года вступило в силу новое постановление № 819 от 19 августа 2016 года. Так вот, в соответствии с ним, объем закупок, прдназначенных исключительно для МСП, вырос с 10 до 15%.

Кто должен закупаться у МСП

В соответствии с постановлением от 15 ноября 2017 № 1383, с 1 января расширился список категорий заказчиков, которые должны заключать договоры с субъектами малого и среднего бизнеса в размере 18% от общего годового объема закупок. Теперь это организации трех типов:

  • заказчики, чей годовой объем выручки более 500 млн рублей;
  • заказчики, в том числе кредитные организации, величина активов которых более 500 млн рублей, при условии, что они сами не относятся к категории МСП;
  • автономные учреждения, которые в предыдущем году совершили закупок (имеются в виду заключенные договоры) на сумму более 250 млн рублей.
Читайте так же:  Образец договора поставки за наличный расчет

Изменение отчета по закупкам у МСП

С 2018 года отчет по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства получил новую форму. Что конкретно изменилось?

  1. Информация о договорах по каждой категории субъектов МСП теперь указывается отдельно.
  2. Договоры, заключенные на срок более 5 лет, составляют отдельную категорию.
  3. Отдельно указывается количество договоров, которые были оплачены в текущем году, но исполняться будут и после его окончания.

Напоминаем, что отчет по закупкам у МСП, произведенным в 2017 году, необходимо опубликовать в ЕИС до 1 февраля 2018 года.

Кратко о других изменениях в 223-ФЗ, которые вступят в силу в 2018 году, читайте в этом материале.

Как проходят закупки у СМП по 223-ФЗ и 44-ФЗ

Что такое СМП и СОНО

Прежде всего ответим на вопрос: «Закупки у СМП и СОНО — что это?». Законом о контрактной системе закреплена обязанность заказчика осуществлять заказы у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Разберемся подробнее.

Первые — это зарегистрированные в установленном порядке юридические лица (хозяйственные общества, партнерства, КФХ) и индивидуальные предприниматели. Законом № 209 установлены конкретные критерии, по которым то или иное лицо можно отнести к этой категории. К примеру, конкретная численность работников для средних и малых предприятий, показатели дохода за год либо статус участника проекта «Сколково».

[3]

СОНКО или СОНО (социально-ориентированные некоммерческие организации) — это лица, созданные в определенных формах (к примеру, общественные организации, фонды) с целью решения социальных проблем, развития гражданского общества, и иные, предусмотренные Законом № 7-ФЗ.

Привилегии и способы их реализации

Годовой объем закупок у СМП по 44 ФЗ (ст. 30) должен составлять не менее 15 %, так же как и у СОНО. При этом реализовать привилегию можно двумя способами:

  • проведением торгов (открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок и предложений), участниками которых могут быть только СМП и СОНО;
  • требованием привлекать в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Заказчик закрепляет объем привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНО в виде фиксированного процента (но не менее 5 %). При этом исполнитель госконтракта должен рассчитаться с такими субподрядчиками не позднее чем через 15 рабочих дней вместо 30 календарных. Такие новшества привнесло в контрактную систему Постановление Правительства от 07.10.17 № 1226, которое изменило Постановление Правительства № 1466 от 23.12.2016.

При этом, если говорить о первом способе, то следует иметь ввиду, что начальная цена контракта должна быть не более 20 млн рублей.

СГОЗ — что это?

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) — это общее число денежных средств, выделяемых в целях приобретения товаров, работ и услуг. СГОЗ определяется на финансовый год. Указанные средства предназначены для оплаты договоров в данном финансовом периоде. На вопрос, необходимо ли включать стоимость долгосрочных контрактов, которые оформлены в прошлом году и исполняются в текущем, отвечаем: в таком случае в СГОЗ следует включать только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем периоде.

Итак, для чего же необходим совокупный годовой объем закупок:

  • для принятия решения о создании контрактной службы;
  • для расчета объема торгов, которые необходимо провести для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (напомним, при закупке у СМП по 44 ФЗ процент составляет 15%, как и у СОНО);
  • для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у единственного поставщика;
  • в целях определения количества товаров и услуг, которые возможно закупить путем проведения запроса котировок.

Закупки у СМП по 223-ФЗ

Как и Закон о контрактной системе, 223-ФЗ предусматривает проведение торгов с участием субъектов малого предпринимательства. Особенности проведения таких закупочных процедур устанавливаются Правительством РФ. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, торги для субъектов малого предпринимательства проводятся тремя способами:

  • тендер, участниками которого могут быть любые лица, в том числе и рассматриваемые нами субъекты;
  • закупка, в которой участвуют только субъекты малого предпринимательства;
  • тендер, в котором заказчиком выставлено требование о привлечении в качестве субподрядчика субъектов малого предпринимательства.
Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо отметить, что годовой объем закупок у них устанавливается в размере 18%.

Источники


  1. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.

  2. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.

  3. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.
  4. Зайцев, А. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / А.И. Зайцев, М.В. Филимонова. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 128 c.
  5. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.
Сфера мониторинга закупок по 223-фз в интересах малого бизнеса расширена
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here