Содержание
- 1 Срок постановки на учет в ФНС иностранных поставщиков услуг в электронной форме истекает 15.02.2019
- 2 НДС по услугам иностранных компаний в электронной форме
- 3 Срок постановки на учет в ФНС иностранных поставщиков услуг в электронной форме истекает 15.02.2019
- 4 Срок постановки на учет в ФНС иностранных поставщиков услуг в электронной форме истекает 15.02.2019
- 5 Срок постановки на учет в ФНС иностранных поставщиков услуг в электронной форме истекает 15.02.2019
- 6 Срок постановки на учет в ФНС иностранных поставщиков услуг в электронной форме истекает 15.02.2019
- 7 Регистрация в налоговых органах РФ для целей уплаты НДС иностранными поставщиками электронных услуг
- 8 Электронные услуги в 2019 году
- 9 Об обязанностях налогового агента по электронным услугам иностранных фирм с 1.01.2019
Срок постановки на учет в ФНС иностранных поставщиков услуг в электронной форме истекает 15.02.2019
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Иностранная организация (Франция) оказывает услуги российской организации, в налоговых органах РФ на учете не состоит.
В соответствии с условиями лицензионного договора оказываются следующие услуги:
— предоставление российской организации неисключительных прав использования отснятого материала (видео) на российском телевидении. При этом предоставление прав осуществляется как через предоставление IP-адреса для скачивания видеоматериала, так и видеоматериал может предоставляться на магнитных носителях;
— предоставление доступа через Интернет (предоставление IP-адреса) к видео- и фотоматериалам в целях использования его российской организацией в своих целях (рекламных).
Каков порядок исчисления НДС в рассматриваемой ситуации в 2018 и 2019 годах?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
У российской организации возникает обязанность налогового агента при приобретении у иностранной организации фото- и видеоматериалов на магнитных носителях.
Если доступ к фото- и видеоматериалам осуществляется через сеть Интернет (электронные услуги), то у российской организации с 1 января 2019 года при приобретении таких услуг отсутствует обязанность налогового агента в части приобретения электронных услуг.
Несмотря на то, что данные операции оказываются на основании лицензионного договора, организация лишена возможности воспользоваться освобождением от НДС. В противном случае предвидим высокую вероятность претензий со стороны налоговых органов.
К сведению:
Нормы главы 4 НК РФ предусматривают возможность участия иностранной организации, которая обязана встать на учет в налоговый орган и исполнять обязанности налогоплательщика НДС на основании ст. 174.2 НК РФ, через законного или уполномоченного представителя.
В силу п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 2 ст. 163, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ, представитель такой иностранной компании может осуществлять свои полномочия на основании доверенности, выданной в простой письменной форме.
Как указано на сайте ФНС России*(4), «если совершаются единичные сделки внутри холдинга, то иностранная организация — продавец может завести личный кабинет не самостоятельно, а с помощью представителя. Такая компания вправе уполномочить взаимозависимую российскую организацию — покупателя зарегистрировать ее в налоговом органе, представлять за нее налоговые декларации и платить налог».
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Освобождение от НДС передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав на их использование;
— Энциклопедия решений. Место реализации работ и услуг для целей НДС;
— Энциклопедия решений. Вычет НДС при покупке электронных услуг у иностранной компании с 2019 года;
— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата НДС иностранными организациями при оказании услуг в электронной форме.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
26 февраля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
НДС по услугам иностранных компаний в электронной форме
С 1 января 2019 г. меняются правила уплаты НДС при оказании иностранными компаниями в России услуг в электронной форме. Эти изменения касаются не только иностранных поставщиков данных услуг, но и российских покупателей (письмо Минфина России от 13.09.2018 № 03-07-05/65680).
В настоящее время иностранные компании самостоятельно исчисляют и уплачивают НДС только при оказании в России услуг в электронной форме физическим лицам (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). Если же покупателями услуг являются индивидуальные предприниматели или организации, они признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исчислить и уплатить в бюджет этот налог за иностранную компанию в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ (п. 9 ст. 174.2 НК РФ). Соответственно, сейчас постановке на налоговый учет в России подлежат только те иностранные компании, которые оказывают услуги в электронной форме физическим лицам (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).
Со следующего года иностранные компании должны будут исчислять и уплачивать НДС независимо от того, кто является покупателем их услуг в электронной форме. Это предусмотрено изменениями, которые внесены в ст. 174.2 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее — Закон № 335-ФЗ). В связи с этим и те иностранные компании, которые оказывают услуги в электронной форме российским предпринимателям и организациям, тоже должны будут встать на налоговый учет в России (п. 4.6 ст. 83 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2019 г.).
Для постановки на налоговый учет иностранная компания должна представить в российские налоговые органы заявление, форма и формат которого утверждены приказом ФНС России от 12.12.2016 № ММВ-7-14/677@. Сделать это можно через представителя, по почте заказным письмом или в электронной форме через официальный сайт ФНС России без применения усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 5.1 ст. 84 НК РФ).
Подать заявление о постановке на учет иностранная компания должна не позднее 15 февраля 2019 г. (п. 3 ст. 8 Закона № 335-ФЗ). В связи с этим в начале следующего года возможна ситуация, когда российская организация будет приобретать услуги в электронной форме у иностранной компании, которая еще не встала на налоговый учет в России. Положение п. 9 ст. 174.2 НК РФ о налоговых агентах уже не будет действовать, однако общее правило, предусмотренное п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ, свою силу сохраняет. Напомним, что согласно ему при покупке услуг, местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах, покупатель признается налоговым агентом по НДС.
Возникает вопрос: должна ли в следующем году российская организация — покупатель исчислять и уплачивать НДС при покупке услуг в электронной форме у иностранной компании, которая не встала на налоговый учет в России?
В комментируемом письме специалисты финансового ведомства указали, что с 1 января 2019 г. утрачивают силу положения п. 9 ст. 174.2 НК РФ, согласно которым российские организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие у иностранных компаний, не состоящих на учете в налоговых органах, услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, исчисляют и уплачивают НДС в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ. В связи с этим после 1 января 2019 г. обязанность по исчислению и уплате НДС в отношении таких услуг у российских организаций и индивидуальных предпринимателей отсутствует.
Еще один вопрос, который финансисты рассмотрели в комментируемом письме, касается необходимости постановки на налоговый учет иностранных компаний, которые оказывают в России услуги в электронной форме, освобожденные от обложения НДС. К таковым, например, относятся услуги по предоставлению иностранной компанией российской организации на основании лицензионного договора прав на использование программ для электронных вычислительных машин, скачиваемых с веб-сайта разработчика через интернет (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина России от 26.03.2018 № 03-07-08/18868).
Специалисты финансового ведомства разъяснили, что постановка на учет в налоговом органе иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме, производится в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ независимо от вида оказываемых услуг. Из сказанного финансистами следует, что, даже если услуги в электронной форме иностранной компании не облагаются НДС, она все равно должна встать на налоговый учет в России.
Срок постановки на учет в ФНС иностранных поставщиков услуг в электронной форме истекает 15.02.2019
сегодня | |
---|---|
USD ЦБ | 66.50 |
EUR ЦБ | 73.06 |
BTC/USD | 10577.85 |
калькулятор валют
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при оказании иностранной организацией российской организации услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации таких услуг является территория Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 174.2 Кодекса при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 данной статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах, исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 174 Кодекса в случае реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога на добавленную стоимость производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
Что касается вычета налога на добавленную стоимость по вышеуказанным услугам, то на основании пункта 3 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах, подлежат вычету у покупателей в случае использования товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса.
В связи с тем что при приобретении услуг на основании агентского договора, предусматривающего приобретение услуг агентом за счет и по поручению принципала, фактическим покупателем услуг является принципал, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные агентом при исполнении им обязанностей налогового агента, принимаются к вычету у принципала в случае использования им этих услуг для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, на основании документов, подтверждающих уплату налоговым агентом в бюджет сумм налога.
Что касается применения налога на добавленную стоимость иностранной организацией, оказывающей с 1 января 2019 года российской организации услуги в электронной форме, то с учетом положений пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» начиная с 1 января 2019 года при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию независимо от того, кто является покупателем услуг — российское физическое лицо или российская организация (индивидуальный предприниматель). В связи с этим и на основании пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая с 1 января 2019 года услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, российским организациям (индивидуальным предпринимателям), подлежит постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом, при приобретении с 1 января 2019 года российскими организациями (индивидуальными предпринимателями) у иностранных организаций услуг в электронной форме обязанности налогового агента у этих российских лиц не возникает.
Одновременно сообщается: настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами, законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
О.Ф.ЦИБИЗОВА
Срок постановки на учет в ФНС иностранных поставщиков услуг в электронной форме истекает 15.02.2019
С 01.01.2019 вступила в силу новая редакция п. 4.6 ст. 83 НК РФ, установленная законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Этими поправками действовавший режим налогообложения в отношении иностранных компаний, оказывающих услуги в электронной форме физлицам, был распространен и на иностранные компании, оказывающие услуги в электронной форме юрлицам.
Для справки. К подобным услугам п. 1 ст. 174.2 НК РФ отнесены в том числе:
- предоставление прав на использование программ для компьютеров (включая игры), баз данных через интернет;
- оказание рекламных услуг в интернете;
- предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
- оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в интернете;
- оказание услуг по размещению предложений о приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав в интернете;
- оказание консультационных услуг по электронной почте.
Важно! Иностранная компания, оказывающая электронные услуги юрлицам, если она еще не состоит на учете, обязана подать заявление о постановке на налоговый учет не позднее 15.02.2019. Данное требование относится как к иностранным поставщикам, так и к иностранным посредникам, поставляющим отечественным компаниям услуги через интернет.
Срок постановки на учет в ФНС иностранных поставщиков услуг в электронной форме истекает 15.02.2019
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Информация Федеральной налоговой службы от 3 июня 2019 г. “При приобретении электронных услуг у иностранных поставщиков покупатели могут зачесть НДС”
При приобретении с 1 января 2019 года электронных услуг у иностранных компаний покупатели имеют право на вычеты сумм НДС, предъявленных поставщиками. Для этого необходим договор или расчетный документ, а также подтверждение оплаты иностранному поставщику. При этом в платежных документах указывается ИНН и КПП иностранной компании, которая состоит на учете в налоговом органе, и отдельно выделена сумма НДС.
Эти документы регистрируются покупателем в книге покупок. Для проверки заявленных сумм вычетов и сумм налога, исчисленных иностранным поставщиком, предусмотрен новый код вида операции — 45. Код отражается покупателем в графе 2 книги покупок. В графах 3 и 7 книги покупок указываются соответственно номер и дата договора или расчетного документа, документа об оплате.
Если электронные услуги оплачены в иностранной валюте, то сумма НДС в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату принятия на учет электронных услуг. При этом в графе 15 книги покупок указывается стоимость этих услуг с учетом НДС в иностранной валюте, а в графе 16 — сумма налога в рублях.
Покупатель может получить вычет как при покупке электронных услуг напрямую у иностранного поставщика услуг, так и при покупке через посредника.
Разъяснения основаны на письме ФНС России от 14.05.2019 N СД-4-3/8916@.
Обзор документа
При приобретении с 1 января 2019 г. электронных услуг у иностранных компаний покупатели вправе вычесть суммы НДС, предъявленные поставщиками. Потребуются договор или расчетный документ, а также подтверждение оплаты. В платежках указываются ИНН и КПП иностранной компании, которая состоит на учете в налоговом органе, и сумма НДС.
Покупатель регистрирует документы в книге покупок. Для проверки заявленных сумм вычетов и сумм налога предусмотрен новый код вида операции — 45. Код отражается в графе 2. В графах 3 и 7 указываются соответственно номер и дата договора или расчетного документа, документа об оплате.
Разъяснены правила на случай, когда электронные услуги оплачены в иностранной валюте.
Покупатель может получить вычет как при покупке электронных услуг напрямую у иностранного поставщика услуг, так и через посредника.
Срок постановки на учет в ФНС иностранных поставщиков услуг в электронной форме истекает 15.02.2019
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-07-05/65680 О применении НДС при оказании после 1 января 2019 г. иностранными организациями услуг в электронной форме российским организациям
Вопрос: Банк (Акционерное общество) (далее — Банк) обращается с просьбой разъяснить порядок применения изменений в Налоговый кодекс РФ, вступающих в силу с 01.01.2019.
Иностранные поставщики электронных услуг, а также иностранные организации-посредники, участвующие в расчетах с российскими налогоплательщиками при приобретении последними услуг в электронной форме, с 1 января 2019 года подлежат постановке на учет в налоговом органе (п. 4.6 ст. 83 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Заявление о постановке на учет иностранная организация обязана подать не позднее 15 февраля 2019 года (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Согласно указанным изменениям положение НК РФ, предусматривающее исчисление и уплату налога российскими организациями, состоящими на учете в налоговых органах, в качестве налогового агента при приобретении услуг в электронной форме у иностранных организаций (п. 9 ст. 174.2 НК РФ), утрачивает силу с 1 января 2019 года.
Однако в НК РФ сохраняются положения, из буквального толкования которых следует, что при приобретении на территории РФ услуг у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, признаются налоговыми агентами (п. 1, п. 2 ст. 161 НК РФ).
Вместе с тем, иностранные организации, подлежащие постановке на учет в связи с оказанием услуг в электронной форме согласно ст. 83 НК РФ, не приравниваются к налогоплательщикам.
Принимая во внимание вышеизложенное, просим разъяснить:
1. В случае если иностранный поставщик услуг в электронной форме на территории РФ не исполнит обязанность в отношении постановки на учет в налоговых органах, существуют ли основания полагать, что российская организация, приобретающая указанные услуги, может рассматриваться в качестве налогового агента и уплачивать налог в бюджет РФ?
2. Несут ли российские организации — покупатели услуг в электронной форме ответственность за непостановку на учет в налоговом органе в РФ, а также за неуплату налога в бюджет РФ с оказанных услуг своим иностранным поставщиком?
3. Подлежит ли иностранный поставщик постановке на учет в налоговых органах в случае оказания услуг в электронной форме, не облагаемых НДС, в частности предоставления прав на использование программ для электронных вычислительных машин, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, на основании лицензионного договора?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при оказании после 1 января 2019 года иностранными организациями услуг в электронной форме российским организациям Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
С 1 января 2019 года утрачивает силу пункт 9 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), на основании которого в настоящее время российские организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах, услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (далее — услуги в электронной форме), исчисляют и уплачивают налог в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса.
Таким образом, при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме после 1 января 2019 года обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в отношении данных услуг у российских организаций и индивидуальных предпринимателей отсутствует.
При этом постановка на учет в налоговом органе иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме, производится в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса, независимо от вида оказываемых услуг в электронной форме.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | А.А. Смирнов |
Обзор документа
С 1 января 2019 г. при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме обязанность по исчислению и уплате НДС в отношении данных услуг у российских организаций и ИП (как налоговых агентов) отсутствует.
При этом иностранные организаци должны встать на налоговый учет независимо от вида оказываемых услуг в электронной форме.
Регистрация в налоговых органах РФ для целей уплаты НДС иностранными поставщиками электронных услуг
Российская налоговая практика Dentons напоминает, что, начиная с 1 января 2017 года, иностранные компании, оказывающие услуги в электронной форме, обязаны встать на специальный налоговый учет в порядке п.4.6 ст.83 НК РФ, а также представлять налоговую отчетность и уплачивать НДС в связи с осуществлением данных операций.
Кого это касается?
Перечень облагаемых НДС электронных услуг установлен статьей 174.2 НК РФ. Обязанность иностранного поставщика встать на налоговый учет при оказании данных услуг возникает только в том случае, если выполняются все следующие условия:
- данные услуги предоставляются физическим лицам[1], которые приобретают их для своих личных или бытовых нужд (т.е. не в рамках предпринимательской деятельности);
- иностранный поставщик не оказывает данные услуги через свое обособленное подразделение в РФ;
- иностранный поставщик не оказывает данные услуги через посредника, участвующего в расчетах непосредственно с физическими лицами (в противном случае обязанности по перечислению налога исполняет налоговый агент).
Что необходимо сделать?
Для постановки на учет иностранная компания должна подать заявление о постановке на налоговый учет. Формально это можно сделать одним из трех способов:
- лично (или через представителя);
- по почте (с уведомлением о вручении);
- электронно (через сайт[2]).
За налоговое администрирование компаний, оказывающих электронные услуги, отвечает Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 7.
В течение 30 дней после подачи заявления иностранный поставщик электронных услуг ставится на налоговый учет, о чем получает уведомление на электронную почту, указанную при подаче заявления. В эти же сроки компания получает доступ в личный кабинет налогоплательщика, через который впоследствии осуществляется взаимодействие между компанией и налоговым органом (в том числе, по представлению налоговых деклараций[3] и другой налоговой отчетности).
Какие могут возникнуть трудности?
В связи с тем, что рассмотренные процедуры являются новыми для российской налоговой системы, иностранные поставщики электронных услуг могут столкнуться с рядом практических сложностей при постановке на специальный налоговый учет, подаче налоговой отчетности и уплате налога. Вот лишь некоторые из них:
- На момент подготовки настоящего материала форма заявления о постановке на учет и порядок ее заполнения не утверждены.
- НК РФ говорит о постановке на учет на основании заявления и иных документов (п.4.6 ст.83 НК РФ). Перечень подобных «иных документов» также не утвержден.
- Для представления налоговой отчетности требуется ЭЦП. При этом не все сервисные компании, оформляющие ЭЦП, могут обеспечить их предоставление иностранным юридическим лицам.
- Помимо налоговой декларации подлежат представлению реестры операций с указанием информации об оказанных за период электронных услугах (п.5 ст.148 НК РФ). Формы и порядок заполнения данных реестров на данный момент не утверждены.
- Уплата налога должна осуществляться в рублях. При этом возникает вопрос о необходимости открытия для этой цели счета в российском банке и возможности уплаты налога с банковского счета, открытого в иностранном банке.
Чем мы можем помочь?
Российская налоговая практика Dentons оказывает своим клиентам широкий спектр услуг, в том числе, связанных с консультированием компаний по вопросам обложения НДС электронных услуг.
Основываясь на практическом опыте работы с налоговыми органами, специалисты Dentons могут оказать содействие в решении указанных выше трудностей, включая:
- Сопровождение процесса постановки иностранного поставщика электронных услуг на налоговый учет;
- Разрешение вопросов, связанных с оформлением ЭЦП;
- Общую консультационную поддержку по вопросам обложения НДС конкретных типов операций и применения освобождения от НДС по ст.149 НК РФ;
- Содействие в корректном расчете сумм налога, а также в составлении и подаче налоговой отчетности в налоговые органы;
- Консультирование по техническим вопросам удаленного выполнения обязанности по уплате налога через банковский счет.
[1] Если данные физические лица проживают в РФ либо соответствуют иным условиям, установленным абз.14 – 17 п.1(4) ст.148 НК РФ
[2] Работает в тестовом режиме:
[3] Форма и порядок заполнения деклараций иностранными поставщиками электронных услуг утверждены Приказом ФНС России от 30.11.2016 № ММВ-7-3/646@
ПОДПИСАТЬСЯ
Получать уведомления о новых публикациях.
Вы можете отписаться от рассылки в любое время.
Вы можете подписаться через RSS
Электронные услуги в 2019 году
1. Кто должен встать на налоговый учет в РФ и самостоятельно уплачивать НДС?
2. Крайние сроки подачи заявления о постановке на налоговый учет в РФ в связи с оказанием ЭУ:
- для иностранных организаций, которые по состоянию на 1 января 2019 г. подлежат постановке на учет — 15 февраля 2019 года
- для иностранных организаций, которые начнут оказывать ЭУ российским компаниям только в 2019г. — не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания ЭУ
3. Что необходимо предпринять перед постановкой на учет в РФ?
- провести инвентаризацию услуг, которые оказываются российской компании иностранными компаниями для выявления перечня ЭУ (виды ЭУ с присвоенными кодами см. в Приложении );
- составленный перечень ЭУ разделить на две части: возмездные и безвозмездные ЭУ;
- стоимость возмездных ЭУ следует отделить от стоимости прочих услуг; в отношении безвозмездных ЭУ см. п. 6
4. Вопросы, по которым требуются и ожидаются разъяснения Минфина РФ, ФНС РФ.
- порядок налогообложения НДС прочих (не электронных) услуг после постановки иностранной компании на учет в РФ;
- порядок вычета НДС с прочих услуг в случае, если уплату НДС будут производить иностранные компании;
- порядок вычета НДС с ЭУ, уплаченного после 1 января 2019 г., но до постановки иностранного контрагента на учет;
- безвозмездное оказание ЭУ компаниями международных холдингов (иностранными организациями) российским компаниям, входящим в холдинг (необходимость/отсутствие необходимости постановки на учет в РФ;
5. Рекомендуем до появления разъяснений по спорным моментам (если Вы обнаружили, что спорные вопросы относятся к Вашему холдингу):
- не совершать платежи в адрес иностранных компаний по внутрихолдинговым договорам, инвойсам и т.п. в январе-феврале 2019 г.
- не выставлять инвойсы, не закрывать акты в январе-феврале 2019 г.
6. Безвозмездные ЭУ
- Иностранная компания признается оказывающей безвозмездные ЭУ, если российская компания не оплачивает никакие услуги материнской либо иной другой иностранной компании холдинга, но при этом пользуется, например:
- сайтом иностранной компании для размещения рекламы;
- доменным именем (в т.ч. электронные адреса сотрудников заканчиваются на «@холдинговое название.com»);
- общим программным обеспечением холдинга (например, Microsoft, SAP, электронные торговые площадки, системы бронирования и т.д.), обновлениями ПО через Интернет.
- Необходимость/отсутствие необходимости постановки на налоговый учет в РФ в целях НДС такой иностранной компании требует официальных разъяснений Минфина РФ, ФНС РФ. Существует большая доля вероятности, что такая постановка потребуется, несмотря на то, что расчеты за эти услуги не осуществляются.
- Рекомендуется провести рыночную оценку безвозмездно оказываемых ЭУ и оценить налоговые риски в суммовом выражении, пользуясь информацией о штрафах, изложенной в п. 9.
- В случае постановки на учет в РФ и уплате НДС с безвозмездно оказанных ЭУ необходимо проинформировать российскую компанию-получателя о стоимости таких ЭУ (для целей налога на прибыль российской компании).
7. Филиалы, представительства иностранных компаний в РФ
- Если ЭУ оказывает непосредственно филиал иностранной компании в РФ, то новые правила к этому случаю не относятся (это прямо написано в п.2 ст.174.2, п.4.6 ст.83 НК РФ); используется старый порядок.
- Если филиал/представительство пользуется ЭУ, исходящими непосредственно от его головного офиса (ГО), то у ГО нет оснований для постановки на учет, поскольку в этой ситуации услуги не продаются и не покупаются, они потребляются одной и той же компанией (филиал, представительство является частью компании).
- Если филиал, представительство одной иностранной компании (ГО) покупает ЭУ у другой иностранной компании, то новые правила к компании, оказывающей ЭУ, применяются.
- Если филиал, представительство одной иностранной компании (ГО) безвозмездно пользуется ЭУ другой иностранной компании, то новые правила могут быть применены к компании, оказывающей ЭУ. Вместе с тем, если из документов (договоров, соглашений и т.п.) следует, что ЭУ оказываются не напрямую российскому филиалу, представительству, а иностранной компании (ГО), которая впоследствии предоставила право пользования своему филиалу, представительству, то у компании, оказывающей ЭУ, нет оснований для постановки на учет.
8. Информация о зарегистрированных иностранных организациях
9. Возможные последствия непостановки иностранной компании на налоговый учет и (или) неуплаты ею НДС при оказании ЭУ, местом реализации которых признается РФ.
Для иностранной компании-поставщика электронных услуг:
Об обязанностях налогового агента по электронным услугам иностранных фирм с 1.01.2019
При приобретении с 1 января 2019 года у иностранных организаций услуг в электронной форме обязанности налогового агента не возникает.
В настоящее время при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, исчисление и уплата НДС производятся российскими организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов (пункт 9 статьи 174.2 НК РФ).
Указанная норма утрачивает силу с 1 января 2019 года.
Сообщается, что в случае если иностранная организация не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация.
Кроме того, обращено внимание на то, что в случае добровольной уплаты НДС российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 НК РФ не предусмотрены.
Вопрос: Организация предоставляет российским и зарубежным транспортным организациям услуги по обеспечению топливом, товарами и услугами с использованием топливных карт. Для обеспечения деятельности она закупает у иностранных поставщиков услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ. При этом часть этих поставщиков оказывает уникальные и незаменимые для бизнеса услуги.
Вправе ли организация продолжать закупку этих услуг после 01.01.2019, если иностранные поставщики выразят отказ в постановке на учет в российских налоговых органах и самостоятельной уплате НДС в бюджет РФ?
Какая ответственность для организации предусмотрена налоговым законодательством РФ в случае, если НДС не будет уплачен в бюджет иностранным поставщиком услуг, получившим после 01.01.2019 от организации оплату за эти услуги?
Вправе ли организация выступить в качестве налогового агента и удержать НДС из доходов иностранного поставщика с последующей уплатой НДС в бюджет, если иностранный поставщик после 01.01.2019 не встал на учет в качестве налогоплательщика в налоговых органах РФ и не будет самостоятельно уплачивать НДС в бюджет РФ?
Ответ:
ПИСЬМО
от 24 октября 2018 г. N 03-07-08/76139
В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при оказании иностранными организациями с 1 января 2019 года услуг в электронной форме российской организации Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В настоящее время применение НДС российскими организациями и индивидуальными предпринимателями, приобретающими у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах, услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (далее — услуги в электронной форме), осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 174.2 Кодекса, согласно которому при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, исчисление и уплата НДС производятся российскими организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса.
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанный пункт 9 статьи 174.2 Кодекса утрачивает силу с 1 января 2019 года.
В связи с этим начиная с 1 января 2019 года при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию независимо от того, кто является покупателем услуг — физическое лицо или организация (индивидуальный предприниматель). В связи с этим и на основании пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая с 1 января 2019 года услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговом органе.
В случае если указанная иностранная организация не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация.
Таким образом, при приобретении с 1 января 2019 года юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями у иностранных организаций услуг в электронной форме обязанности налогового агента у этих российских лиц не возникает.
В случае добровольной уплаты налога на добавленную стоимость российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 Кодекса не предусмотрены.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Источники
CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.
Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.
Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.- Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.
- Сборник постановлений пленума верховного суда СССР. (1924-1977 гг.) (комплект из 2 книг). — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 2016. — 822 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.