Содержание
- 1 Требования ФАС станут прозрачными и доступными для самопроверки
- 2 Установление заказчиком избыточных и излишних требований при описании объекта закупки по 44-ФЗ
- 3 Письмо ФАС РФ от 23.07.2010 N ИА/23610 «О разъяснении законодательства»
- 4 Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной системе всфере закупок № 05-02/22-18
- 5 Правомерность Требований о Предоставлении Информации в Федеральную Антимонопольную Службу
- 6 Требования ФАС станут прозрачными и доступными для самопроверки
- 7 Три судебные инстанции признали требование ФАС незаконным
- 8 Новости СРО
- 9 ФАС разработала проверочные листы
- 10 Смольный не стал выполнять требования ФАС по торгам на наружную рекламу
Требования ФАС станут прозрачными и доступными для самопроверки
ФАС опубликовала проект приказа, утверждающего формы «чек-листов» — проверочных листов (списков контрольных вопросов) по 5 видам проводимых ведомством проверок:
- по проверке на наличие признаков монополистической деятельности (25 вопросов);
- по исследованию признаков недобросовестной конкуренции (28 вопросов);
- по госзакупкам, торгам и преференциям (10 вопросов);
- по обеспечению технологического присоединения (31 вопрос);
- по основам регулирования торговли (24 вопроса)
Плановые проверки ФАС, проводимые не чаще, чем раз в 3 года, будут ограничиваться перечисленными в списках вопросами. При внеплановых проверках такое ограничение отсутствует. О том, как может быть инициирована внеплановая проверка ФАС, читайте в материале на сайте «Составляем жалобу в ФАС – образец».
Проверочные листы разрабатываются госорганами в соответствии с ч.11.3 ст.9 ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав…», введенной ФЗ от 03.07.2016 №277-ФЗ. В соответствии с п.7 Общих требований к разработке и утверждению проверочных листов, утв. постановлением Правительства от 13.02.2017 №177, формы проверочных листов могут быть использованы для создания сервисов по самопроверке соблюдения обязательных требований.
Ранее мы публиковали информацию об утверждении проверочных листов по проверкам Роструда.
О роли и полномочиях ФАС РФ подробно рассказывается в статье «Основные полномочия и функции ФАС».
Установление заказчиком избыточных и излишних требований при описании объекта закупки по 44-ФЗ
Согласно положениям статьи 33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, при составлении описания объекта закупки должно быть использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчики часто при описании объекта закупки устанавливают показатели, которые сложно или невозможно проверить при приемке товаров без специальных экспертиз. Как вариант, заказчик устанавливает требования к товару, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара и т.д.
Распространенным примером является установление требований к химическому составу товара, как следствие, участник закупки должен указать (угадать) в своей заявке показатели требуемого состава.
При рассмотрении жалоб на вышеуказанные требования заказчика (химический состав или иные характеристики, которые невозможно проверить сопоставлением с технической документацией на товар, визуальным осмотром, проверкой параметров при включении аппарата и т.д., т.е. без специальных экспертиз, познаний и т.д.), органы антимонопольной службы указывают на избыточность требований (излишние требования) при описании объекта закупки по 44-ФЗ.
Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что избыточные или излишние требования при описании объекта закупки по 44-ФЗ являются оценочными категориями, критерии которых не указаны в действующем законодательстве (Закон 44-ФЗ, Закон 223-ФЗ, Закон 135-ФЗ и т.д.).
Данная категория принята исключительно практикой органов антимонопольной службы, а также позиция сформирована в Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 .
Согласно п. 3 Письма ФАС России от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Анализируя и систематизируя практику антимонопольной службы, могу рекомендовать заказчикам при составлении технического задания изначально продумывать, каким образом будет проводиться проверка запрашиваемых показателей, т.к. при рассмотрении жалобы это будет ключевым вопросом при разбирательстве в ФАСе или суде.
Письмо ФАС РФ от 23.07.2010 N ИА/23610 «О разъяснении законодательства»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23 июля 2010 г. N ИА/23610
О РАЗЪЯСНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) в связи с поступлением большого количества обращений по вопросу о необходимости размещения на официальном сайте при проведении торгов проектно-сметной документации доводит до сведения следующую информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На основании изложенного, в целях надлежащего соблюдения части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, проектно-сметная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте в полном объеме.
Неразмещение проектно-сметной документации на официальном сайте в полном объеме является основанием для обязательной выдачи ФАС России и ее территориальными органами предписания о внесении изменений в соответствующую документацию о торгах.
На основании изложенного ФАС России обращает внимание на необходимость применения данной позиции при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной системе всфере закупок № 05-02/22-18
Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/22-18
21.02.2018 г.
г. Курган
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее — Комиссия Курганского УФАС России)
в присутствии главного врача ГБУ «Целинная центральная районная больница» (далее – ГБУ «Целинная ЦРБ»),
в отсутствии представителя ООО «Антарес» (ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя),
рассмотрев жалобу ООО «Антарес» на действия Заказчика – ГБУ «Целинная ЦРБ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку фиброгастроскопа в комплекте с принадлежностями (извещение № 0343200025418000019), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Антарес» необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Правомерность Требований о Предоставлении Информации в Федеральную Антимонопольную Службу
Федеральная антимонопольная служба имеет право запрашивать информацию, которая связана с осуществлением государственного контроля в сфере развития конкуренции. Вопрос об объеме запрашиваемой информации, рамках предоставления такой информации, а так же предоставлении информации, которая составляет коммерческую тайну и не желательна к распространению, у многих юридических лиц вызывает интерес. Что делать, если ФАС представил предписание о предоставлении информации, обязательно ли необходимо его исполнять и какая ответственность предусмотрена в случае невыполнения предписания? На эти вопросы ответим в настоящей статье.
Закон
В соответствии со ст. 25 ФЗ «О Защите конкуренции» коммерческие организации, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
В Постановлении ФАС СЗО от 09.02.2006 № А56-26868/2005 суд разъяснил, что по смыслу п. 1 ст. 11, п. 5 ст. 12 и ст. 14 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», право антимонопольного органа на получение информации, необходимой для осуществления его деятельности, корреспондирует обязанности хозяйствующего субъекта эту информацию представить, и обеспечено возможностью привлечения обязанного лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.8 КоАП РФ, за непредставление необходимых сведений. Данное решение было принято согласно Закону РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», но аналогичные нормы содержатся и в ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.
В закон о защите конкуренции не содержится никаких ограничений по объему запрашиваемой информации. Согласно сложившейся судебной практике, ФАС имеет право запрашивать любой объем и состав информации, которая связана с осуществлением государственного контроля в сфере развития конкуренции. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 16.11.2006 № Ф09-10079/06-С1 по делу о непредставлении организацией в антимонопольный орган имеющейся у нее информации, необходимой для анализа оптового рынка нефтепродуктов в субъекте РФ, в котором суд подтвердил наличие в действиях организации состава вменяемого ей административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.8 КоАП РФ, ввиду того, что закон не содержит ограничений по срокам, составу и объему запрашиваемой информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом его задач и функций.
Необходимо так же заметить, что в судебной практике существуют примеры признания незаконным привлечение к административной ответственности в виду того, что антимонопольный орган затребовал документы, которые, по мнению суда, не были связаны с осуществлением государственного контроля в сфере развития конкуренции. Вследствие этого, существует возможность обращения в ФАС с просьбой мотивировать необходимость предоставления определенных сведений. Такие действия не будут рассматриваться как непредставление информации. (Постановление ФАС ЦО от 29.03.2006 по делу № А08-12193/05-9). В случае, если ФАС не обоснует необходимость предоставления запрашиваемых документов и сведений, то такие документы и сведения можно не предоставлять.
При принципиальном несогласии с объемом запрашиваемой информации, существует возможность обжалования предписания о предоставлении информации в суде, что позволит приостановить течение срока отведенного на его выполнение, срок предоставления документов и сведений отодвигается соразмерно сроку судебного производства.
Ответственность
В случае невыполнения требований ФАС предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п.5 ст. 19.8 КоАП, непредставление в ФАС сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, в том числе представление в ФАС заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.8 КоАП РФ необходимо наличие вины в форме умысла или неосторожности (Постановлении ФАС ЦО от 29.03.2006 по делу № А08-12193/05-9). Таким образом, если складывается ситуация, при которой невозможно предоставить информацию по каким-либо объективным причинам или запрос ФАС не имеет отношения к вашим видам деятельности, то следует подготовить и передать в тот же срок документ, уведомляющий об этом, с описанием ситуации за подписью руководителя организации.
ФАС имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (ст.23 ФЗ «О Защите конкуренции»). В Административном регламенте ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ указано, что основанием для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение ФАС, его территориальным органом, в том числе в результате проводимых ими проверок, признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Выводы
Для того, что бы уменьшить объем предоставляемых в ФАС документов можно направить письмо в ФАС с просьбой мотивировать необходимость предоставления конкретных сведений. В случае, если ФАС не сможет надлежащим образом мотивировать запрос документов по каждому отдельному пункту требования, документы затребованные в таких пунктах можно не предоставлять.
Если невозможно предоставить документацию, запрошенную в письме ФАС, по каким-либо объективным причинам, то следует подготовить и передать, в срок указанный в письме/предписании ФАС, документ, уведомляющий об этом с описанием ситуации, за подписью руководителя организации. Течение срока предоставления информации в таком случае будет приостановлено до момента ответа ФАС. В случае обжалования предписания ФАС в судебном порядке, течение срока предоставления документов и сведений приостанавливается на срок судебного производства.
В случае нарушения антимонопольного законодательства ФАС имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (ст.23 ФЗ «О Защите конкуренции»). Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Требования ФАС станут прозрачными и доступными для самопроверки
от 28 августа 2015 года N 23275-ЕЕ/Д28и
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
от 28 августа 2015 года N АЦ/45739/15
(с изменениями на 22 августа 2016 года)
____________________________________________________________________
В документе учтено:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2016 года N АКПИ16-574 (оставлено без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N АПЛ16-490).
____________________________________________________________________
1. При осуществлении закупки работ строительных необходимо руководствоваться следующим.
1.1. Дополнительные требования к участникам закупки работ строительных установлены в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99, а также в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99. При этом требования к участникам такой закупки устанавливаются заказчиком в документации о закупке в зависимости от объекта закупки, размера начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В приложении к настоящему письму приведена таблица способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и установления дополнительных требований при осуществлении закупок работ строительных.
1.2. Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1, а также в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99, является наличие опыта исполнения контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке копии контракта, акта выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99).
Заявка на участие в закупке, в соответствии с положениями постановления N 99, может содержать копии нескольких контрактов, актов выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нескольких объектов.
Однако обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99) является условием допуска к участию в соответствующей закупке.
1.3. Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к постановлению N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99 (в том числе по текущему ремонту), участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:
____________________________________________________________________
Абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 настоящего письма признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части слов «(в том числе по текущему ремонту)» — решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2016 года N АКПИ16-574.
Решение оставлено без изменения — определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N АПЛ16-490.
____________________________________________________________________
участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;
участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, — выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.
При этом заказчик, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению N 99.
2. Дополнительным требованием к участникам закупки в случаях, установленных постановлением N 99, является наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Учитывая, что объем выполняемых работ, оказываемых услуг определяется заказчиком в соответствии с имеющейся потребностью, заказчик вправе установить в документации о закупке необходимые для исполнения соответствующего контракта одно или несколько требований из вышеперечисленных, то есть о наличии недвижимого имущества и (или) оборудования, и (или) технических средств.
При этом, в случае установления в документации о закупке требований о наличии оборудования и (или) технических средств, такие требования не должны повлечь необоснованное ограничение количества участников закупки, например, путем установления требований о наличии у участников закупки оборудования, технических средств определенных марок и (или) моделей, определенного товарного знака и (или) производителя.
3. Документом, подтверждающим соответствие участника закупки указанному в пункте 1 приложения N 1 и в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99 требованию о наличии на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, может являться копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке.
Пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Таким образом, если участник закупки представляет в составе заявки в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию о наличии недвижимого имущества копию договора аренды недвижимого имущества, такой договор должен быть заключен на срок исполнения контракта, на право заключения которого проводится закупка, но не менее 2 лет. Кроме того, представляемый договор аренды должен содержать сведения о его регистрации.
Статс-секретарь заместитель
руководителя Федеральной
антимонопольной службы
А.Ю.Цариковский
Три судебные инстанции признали требование ФАС незаконным
Судебная коллегия Арбитражного суда Поволжского округа признала незаконным постановление Самарского УФАС о привлечении компании АРГУС-СПЕКТР к административной ответственности за непредоставление информации. В результате три судебные инстанции сошлись во мнении, что компания требований Закона «О защите конкуренции» не нарушала.
Предоставление сведений, запрошенных ФАС, уголовно наказуемо. Не имея сведений о конкретных фактах нарушения антимонопольного законодательства, которые рассматривались ФАС, АРГУС-СПЕКТР не имел возможности предоставить запрошенную информацию, поскольку сведения о доступе к ПАК «Стрелец-Мониторинг», а также список подразделений МЧС России, где установлен названный комплекс, являются конфиденциальными, их разглашение способно повлечь за собой тяжкие последствия (ст. 274 УК РФ, ст. 281 УК РФ и т.п.).
Несанкционированное подключение к ПАК – угроза национальной безопасности. «Стрелец-Мониторинг»: Несанкционированное подключение оборудования может привести как к нарушению работоспособности комплекса и к блокированию работы всей системы. При этом доступная информация о методах внедрения в ПАК «Стрелец-Мониторинг» может использоваться в криминальных целях, поскольку информация о протоколах взаимодействия отдельных элементов системы является предметом повышенного интереса со стороны криминального контингента. Учитывая при этом, что значительное число объектов, охраняемых с помощью указанной системы, относятся к категории критически важных (особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения), не исключён интерес к данным объектам со стороны террористических и экстремистских элементов.
Требования ФАС должны быть законными. Суд указал на то, что установленная законом мотивированность требования о предоставлении информации предполагает возможность требовать антимонопольным органом лишь ту информацию, которая необходима ему для исполнения его задач и функций с соответствии с действующим законодательством.
Не относится к компетенции антимонопольного органа деятельность противопожарной службы МЧС России по использованию специализированного противопожарного оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг». Она не имеет реального экономического характера и осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Таким образом, три судебные инстанции пришли к выводу, что АРГУС-СПЕКТР не допустил нарушений требований Закона «О защите конкуренции», а поэтому его привлечение к административной ответственности неправомерно.
Новости СРО
ФАС учитывает нововведения 372-ФЗ
Вступившие в силу поправки к Градостроительному кодексу, предусмотренные 372-ФЗ, должны учитываться при конкурентных закупках с участием членов саморегулируемых организаций. Как показывает практика рассмотрения жалоб на конкурсную документацию в региональных управлениях ФАС за последние полтора месяца, заказчики еще не до конца разобрались с изменениями в законодательстве. Пробел в этом деле решил заполнить портал «Всё о саморегулировании».
Итак, портал напомнил, что с 1 июля 2017 года организации или ИП, которые претендуют на исполнение контрактов с начальной максимальной ценой контракта до 3 млн рублей, не обязаны состоять в СРО в области строительства, реконструкции , капремонта (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ). Не требуется членства в СРО и для субподрядчиков (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ). Исключение распространяется также на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, перечисленных в ч.2.2 ст. 52 Гр К РФ. Во всех остальных случаях подтверждение членства в СРО является необходимым условием для участия в госзакупках. Также обязательным является членство в СРО для участников закупок любых проектно-изыскательских работ, за исключением унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием и по определенным видам контрактов (ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ).
Судя по принятым решениям, размещенным на официальном сайте ФАС, при составлении конкурсной документации заказчики по-прежнему требуют от участников закупок работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капремонту допуск СРО на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства. С 1 июля 2017 года допуски отменены, а их требование может стать поводом обжаловать результаты конкурсных процедур. Как, например, в Магаданской области, где по данной причине был отменён электронный аукцион на капремонт поликлиники (дело №04-30/68-2017 07.08.2017г.).
Член строительной, проектной или изыскательской СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, должен иметь право выполнять закупаемые работы, обеспечить взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере, соответствующем обязательствам по контракту, а также представить в составе заявки выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной Ростехнадзором (срок «свежести» выписки – не более месяца).
Отсутствие в аукционной документации требования по предоставлению выписки может быть признано нарушением и поводом для участника закупки обратиться с жалобой в антимонопольную службу, отмечает портал, ссылаясь на решение Новосибирского УФАС (от 13.07.2017 № 08-01-279), обязавшего заказчика — администрацию Бочкаревского сельсовета Черепановского района — при закупке работ по разработке проектно-сметной документации на строительство автодорог установить к участникам закупки требование о членстве в СРО, подтверждённом упомянутой выпиской.
Еще один заявитель — ООО «Недра Сибири» — сумел обжаловать в Ленинградском УФАС требование о членстве в СРО в аукционной документации на ремонт автомобильной дороги стоимостью 13 млн рублей. Комиссия региональной антимонопольной службы согласилась с доводами участника закупки в том, что данный ремонт не относится к капитальному, а носит текущий характер, и потому не попадает в сферу контроля СРО.
Темы: госзакупки, ФАС, членство в СРО
ФАС разработала проверочные листы
ФАС разработала проект приказа, которым будут утверждены проверочные листы, применяемые при осуществлении федерального государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ.
Проверочные листы подлежат использованию с 1 января 2018 года при плановых проверках коммерческих организаций, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход, индивидуальных предпринимателей, иных физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, но осуществляющих профессиональную деятельность, приносящую доход.
В приложениях к проекту приводятся проверочные листы, которые будут применяться при плановых проверках соблюдения:
- антимонопольного законодательства, устанавливающего запрет на осуществление монополистической деятельности на товарном рынке;
- антимонопольного законодательства, устанавливающего запрет на недобросовестную конкуренцию;
- антимонопольных требований к торгам, запроса котировок цен на товары, запроса предложений; особенностей порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества; порядка использования государственной или муниципальной преференции;
- правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения);
- законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и в других случаях.
Предмет плановой проверки за соблюдением подконтрольным субъектом на товарном рынке требований антимонопольного законодательства, устанавливающих запрет на осуществление монополистической деятельности, ограничивается только перечнем контрольных вопросов, включенных в проверочные листы.
Смольный не стал выполнять требования ФАС по торгам на наружную рекламу
Комитет по печати Петербурга не стал принимать во внимание требования ФАС и завершил прием заявок на участие в торгах на размещение рекламы. Антимонопольщики просили изменить данные лота.
В четверг, 3 августа, комитет по печати Смольного завершил прием заявок на участие в торгах на размещение наружной рекламы. Всего на 23 лота поступило 40 предложений от участников рынка. Рассмотрение всех кандидатов пройдет 11 августа. Итоги аукциона подведут 24 августа. Об этом рассказал глава комитета Сергей Серезлеев «Фонтанке».
Однако сейчас торги проводят уже без этих изменений. Лоты дают возможность в течение десяти лет арендовать 9,3 тысячи рекламных конструкций. Конкурс объявили 2 июня. Стартовая цена контракта составляет 985 миллионов рублей.
Заказчик установил излишние требования к товару? ФАС России разобралась с этим
В Федеральную антимонопольную службу обратилась компания «Техно-Трэйд» с жалобой на ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», которое при проведении закупки магистральных водоворотов на сумму почти 3 млрд рублей установило избыточные требования к характеристикам товара.
После проведения проверочных мероприятий антимонопольная служба обязала заказчика устранить нарушения при закупке товаров, аргументируя своё решение следующим комментарием: «Закон о контрактной системе не содержит норм, обязывающих участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также подробно описывать в заявке показатели испытания товара, и иные значения, которые могут быть известны только при покупке или производстве этого товара». Однако ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» не согласилось с такими выводами антимонопольной службы и обжаловало предписание в суд.
Суд первой инстанции поддержал позицию ФАС в отношении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и обязал предприятие устранить нарушения, связанные с предъявлением требований к закупке товаров. С решением суда первой инстанции согласился апелляционный суд, который также занял сторону антимонопольной службы.
«В практике обычно используются термины «избыточные» или «излишние» требования в описании объекта закупки, но на законодательном уровне они не получили закрепления, – комментирует ситуацию заместитель директора правового департамента Юридического бюро «Константа» Мария Колпакова. – Наиболее распространёнными случаями предъявления избыточных (излишних) требований являются ситуации, при которых заказчик предъявляет к участнику требования об установлении характеристик, которые невозможно проверить сопоставлением с технической документацией, визуальным осмотром, проверкой параметров при включении аппарата, т.е. без специальных экспертиз, познаний и т.д. Избыточными (излишними) требованиями являются, в частности, требования заказчика подробно описать в заявке химический состав, компоненты товара, или показатели технологии производства, испытания товара, а также показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Такой подход приводит к ограничению участников закупки (как правило, добросовестных) и зачастую свидетельствует о том, что документация «подгонялась» под конкретного участника».
ФАС и ВАС просят бизнес стать прозрачнее
Представители ВАС и ФАС обсудили проблемы арбитражной практики в области слияний и поглощений. По итогам обсуждения чиновники призвали бизнес стать прозрачнее, чтобы ему было комфортно работать с судами и антимонопольной службой.
Так, начальник управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов заявил: «Мы замечаем, что компании склонны создавать так называемые «прокладки» – структуры, в советах которых равные половины членства принадлежат представителям сливающихся структур, что якобы предохраняет их от представления в ФАС, но это слишком часто напоминает картельный сговор, чтобы мы могли относиться к явлению либерально».
Ульянов напомнил, что незаконным является также непредставление ФАС конечного владельца, и ФАС при этом также вправе отказать в заключении сделки. «Судиться с ФАС РФ в случае отказа достаточно бессмысленно: процесс только затягивается, а без нашего согласия сделка все равно недействительна», — отметил Ульянов.
Ульянова поддержал начальник управления законодательства ВАС РФ Дмитрий Дедов, призвав участников корпоративных споров профессиональнее пользоваться арсеналом законных средств для доказательства своей правоты в арбитражных судах. По словам Дедова, этот арсенал год от года расширяется и перенастраивается в интересах участников рынка.
Что делать при получении предписания ФАС
Когда выдается
Предписание ФАС — это распоряжение антимонопольной службы, понуждающее к выполнению определенных действий участников контрактной системы. В таком документе, как «Решение», ФАС лишь указывает, выявлены ли нарушения или нет. В «Предписании» же антимонопольная служба указывает, какие действия необходимо сделать, чтобы устранить нарушения (не выдается только в том случае, когда нарушения не повлияли или не могут повлиять на результаты определения победителя).
Согласно Административному регламенту ФАС, утвержденному Приказом от 19.11.2014 № 727/14, действиями, направленными на устранение нарушений в рамках проведенного заказа, могут быть:
- внесение изменений в извещение и документацию с продлением сроков подачи заявок (исправить некорректное техническое задание, установить требование о наличии у потенциальных участников лицензий, свидетельств и др.);
- отмена протоколов, составленных в ходе выявления победителя;
- осуществление закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ ( установление корректных сроков окончания подачи заявок, даты проведения аукциона и др.).
Форма документа
В документе должна содержаться следующая информация:
- дата и место выдачи;
- состав комиссии;
- сведения о сопутствующем решении;
- наименование, адрес заказчика, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии, оператора электронной площадки;
- указание действий, которые необходимо осуществить с целью устранения нарушений;
- сроки, в течение которых должно быть исполнено требование;
- сроки, в течение которых в контрольный орган должны поступить копии документов и сведения об исполнении.
ФАС направляет документ всем участникам разбирательства, а также публикует его на сайте ЕИС.
Образец предписания
Действия по исполнению
После выдачи документа орган, которому его выдали, обязан не только выполнить установленные требования, но и отчитаться в контрольную службу об исполнении. В сроки, установленные антимонопольным органом, виновная организация должна направить уведомление об исполнении предписания ФАС.
Письмо в ФАС об исполнении предписания, образец
Как отменить протоколы по предписанию ФАС
Наиболее часто по указанию антимонопольной службы заказчикам предписывается отменить протоколы, составленные в ходе проведения процедуры, или же внести изменения в закупочную документацию согласно выданным заключениям контрольного органа. Приведем инструкции по этим операциям.
Как внести изменения в документацию
На главной странице торгов заказчик выбирает пункт «Изменения по решению контролирующего или судебного органа либо по результатам обязательного общественного обсуждения». Система отобразит страницу с активной вкладкой «Основание».
Далее необходимо выделить пункт «Предписание органа контроля».
Необходимо выбрать указание из реестра результатов контроля. Если же ФАС не опубликовало документ в ЕИС, то заказчик вручную вбивает реквизиты предписания.
Далее заказчику будет доступен функционал, аналогичный при публикации заказа, где необходимо внести соответствующие изменения и прикрепить новые файлы документации.
Как отменить протоколы
На вкладке «Документы закупки» в выпадающем меню протокола выбрать пункт «Отмена по решению контролирующего или судебного органа».
При нажатии на кнопку «Продолжить» отображается форма сведений об отмене протокола.
В общей информации заказа вносятся коррективы и прикрепляется новый экземпляр протокола.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Также немаловажно, что предписание Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия, а неисполнение в срок требований ФАС, в том числе уклонение от выполнения, частичное или несвоевременное исполнение пунктов, влечет за собой административную ответственность и дальнейшее обращение антимонопольной службы в суд с иском о понуждении исправления нарушений. Штраф, согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, на должностных лиц составляет в размере 50 000 руб.; на юридических лиц — 500 000 руб., а повторное совершение данного правонарушения влечет дисквалификацию сроком на один год.
Источники
Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.
ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.- Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
- Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.