Содержание
- 1 За увольнение будущих пенсионеров введут уголовную ответственность
- 2 Будет ли работать новый закон об уголовной ответственности за увольнение предпенсионеров?
- 3 Закон об уголовной ответственности за увольнение сотрудников предпенсионного возраста
- 4 За увольнение будущих пенсионеров введут уголовную ответственность
- 5 Принят закон об уголовной ответственности за увольнение лиц предпенсионного возраста
- 6 Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров
- 7 Увольнение пенсионеров после реформы: возможна уголовная ответственность
- 8 В Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности за увольнение лиц предпенсионного возраста
- 9 Полная бездоказанность. Почему статья за увольнение предпенсионеров не сработает
- 10 Беззащитный возраст. Почему закон не защищает будущих пенсионеров от увольнения
За увольнение будущих пенсионеров введут уголовную ответственность
Министерство труда и социальной защиты предлагает ввести уголовную ответственность за увольнение граждан предпенсионного возраста. Об этом сообщает принадлежащая семье Демьяна Кудрявцева газета «Ведомости» со ссылкой на проект плана создания условий для повышения пенсионного обеспечения граждан.
Защиту прав граждан предпенсионного возраста Минтруд предлагает сделать одним из ключевых показателей эффективности государственной инспекции по труду, которая в период переходного периода (с 2019 по 2034 год) будет проводить целевые проверки бизнеса на предмет ущемления граждан предпенсионного возраста.
Более того, министерство предлагает обязать бизнес отчитываться о причинах увольнения граждан предпенсионного возраста, в случае увольнения по соглашению сторон или по инициативе работодателя. Службы занятости хотят обязать отчитываться о подобных инцидентах государственную инспекцию по труду, которая должна будет помочь таким гражданам в дальнейшем трудоустройстве.
Также для оперативного решения госинспекции по труду запустят специальные «горячие линии», по которым люди смогут пожаловаться в случае нарушения их прав.
Минтруд ранее анонсировал другой метод защиты граждан предпенсионного возраста — ведомство намерено запустить масштабную программу переквалификации граждан. Власти опасаются, что граждане предпенсионного возраста столкнутся с возрастной дискриминацией.
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
Будет ли работать новый закон об уголовной ответственности за увольнение предпенсионеров?
2018 год, вне всяких сомнений, запомнится жителям РФ пенсионной реформой. Во время всеобщей эйфории от открытия чемпионата мира по футболу, Правительство во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым анонсировало реанимацию пенсионного законодательства, отложенную еще с 2013 года в связи с финансово-экономической нестабильностью в стране. Инициатива премьера не нашла поддержки большей части населения, выступившего, в первую очередь, против повышения пенсионного возраста.
Долго хранивший молчание президент Владимир Путин 29 августа обратился к гражданам с речью, главной темой которой стало реформирование пенсионного законодательства. Президент высказался о необходимости привлекать к уголовной ответственности виновных в необоснованном увольнении лиц предпенсионного возраста. Ровно через месяц Государственная Дума приняла законопроект о внесении поправок в Уголовный кодекс. О том, как новыми уголовно-правовыми методами государство пытается защитить лиц предпенсионного возраста от произвола работодателей, в материале «Полиграф.Медиа».
Уволен по несобственному желанию
Несмотря на заявление Владимира Путина о преодолении страной экономического кризиса, улучшении условий жизни граждан, увеличении продолжительности жизни населения, очевидно нерешенными остаются проблемы условий труда и поиска работы.
К сожалению, будь то потенциальный работник, находящийся в поисках рабочего места, или «ветеран» труда, отдавший большую часть своей сознательной жизни работе одной компании, каждый из них неизбежно сталкивается с откровенным пренебрежением нормами трудового законодательства на протяжении всего процесса трудовой деятельности, начиная от отказа в предоставлении рабочего места по признаку расовой неприязни, и заканчивая понуждением уволиться по собственному желанию.
Судебная практика знает немалое количество споров, связанных с требованием о восстановлении на работе в связи с незаконным увольнением.
Сложившаяся судебная практика является отражением всего происходящего в сфере взаимоотношений «работник-работодатель». Богатая на примеры практика, без учета на не выявленные нарушения трудового законодательства при приеме или увольнении на работу, свидетельствует о критичности обстановки и необходимости внимательнее подходить к проблеме правовой защиты работника.
В связи с этим вполне логичной представляется инициатива президента обеспечить нормативно-правовую протекцию слабозащищенной в силу своего возраста предпенсионной категории граждан.
Виновен? Докажи!
Законопроект о внесении поправок в Уголовный кодекс РФ, зарегистрированный 6 сентября 2018 года, достаточно быстро прошел тернистый путь трех чтений Государственной Думы и уже сейчас направлен на рассмотрение в комитеты Совета Федерации. Высокая скорость принятия законопроекта не удивляет, особенно когда инициатива исходит от президента, а сам закон является сопутствующим обязательным элементом огромной пенсионной реформы. Вызывает удивление скорее факт непрекращающегося потока принятых законодателем «мертвых» правовых норм, которыми давно переполнено отечественное законодательство. К такой категории норм следует отнести новую статью Уголовного кодекса РФ 144 1 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста», поскольку можно столкнуться с проблемами применения данной нормы на практике.
Согласно принятой в третьем чтении редакции статьи 144 1 , к уголовной ответственности привлекается лицо, необоснованно отказавшее в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованно уволившее с работы такого лица по тем же мотивам.
Мотив в данной статье является обязательным признаком и конструктивным элементом состава преступления. Иными словами, отсутствие мотива исключает преступность деяния. Для вменения лицу данного преступления необходимо доказать, что работодатель, не принимая на работу или увольняя работника, мотивировал свое деяние нежеланием видеть на рабочем месте лицо предпенсионного возраста.
Но как доказать наличие такого мотива? Ни один здравомыслящий работодатель не уволит своего работника, мотивируя это фактом предпенсионного возраста последнего. Чем угодно, но не этим. Или прибегнет к психологическому давлению на него, чтобы вынудить написать заявление. Законодатель, внося данную норму в структуру уголовного законодательства, в очередной раз сталкивает следствие лицом к лицу с проблемой доказывания.
Кроме того, в действительности мотивом, которым руководствуется виновное лицо при совершении данного преступления, является не сам факт «достижения работником предпенсионного возраста», а желание и стремление работодателя избежать сотрудничества с «нестабильной» категорией работников и тем самым избавить себя от непредвиденных материальных затрат.
В конечном итоге законодатель, пытаясь обеспечить защиту работника предпенсионного возраста, создал и практически ввел в действие уголовно-правовую норму, имеющую сомнительную перспективу практического применения.
В заключение
Действующее уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность работодателя за схожее преступление, предусмотренное статьей 145 УК РФ – необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев органами следствия выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении работодателя по указанной статье за отсутствием состава преступления. Можно с уверенностью предположить, что практическое применение статьи 144 1 Уголовного кодекса столкнется со схожей проблемой.
Закон об уголовной ответственности за увольнение сотрудников предпенсионного возраста
Негативные последствия пенсионной реформы предугадывались еще на стадии обсуждения. В связи с повышением возраста выхода на пенсию уже через несколько лет граждан ожидает увеличение безработицы. Государственные органы решили защитить категорию населения, которой сложнее всего будет найти работу или попасть под сокращение штата, – людей предпенсионного возраста.
В первом же чтении Госдума приняла законопроект, предусматривающий для работодателя административную и уголовную ответственность за безосновательное увольнение пожилых сотрудников. Проект выстроен на базе похожего нормативного акта, ст. 145 УК РФ.
Содержание законопроекта
Согласно закону об уголовной ответственности, для работодателя, уличенного в возрастной дискриминации, предусмотрен ряд различных санкций. Это не уголовное наказание в прямом смысле, в тюрьму директоров юридических лиц сажать не будут.
Наказание за необоснованное увольнение сотрудника предпенсионного возраста:
- Штраф до 200 тыс. руб.
- Штраф в размере заработной платы за 1–18 месяцев.
- Исправительные работы до 360 часов.
Закон распространится не только на действующих сотрудников, но и на соискателей вакантных должностей. Если работодатель отказывает гражданину в найме, исходя из его физических параметров (возраста, пола, расы, состава семьи и т.д.), его привлекут к ответственности.
Эффективность законопроекта
В Трудовом, Гражданском кодексах, Конституции РФ уже содержатся статьи, призванные защитить трудовые интересы самых непривлекательных для бизнеса социальных прослоек. Так, ст. 145 УК РФ регламентирует применение санкций к компаниям, которые отказывают в трудоустройстве беременным и женщинам с детьми.
Практика показывает, что подобные нормативы не показывают эффективности. Женщины фертильного возраста и с детьми дошкольного, младшего школьного возраста испытывают постоянные проблемы с трудоустройством. Такая же судьба ожидает людей предпенсионного возраста. Особенно если работодатели почувствуют опасность в форме потенциальной ответственности. Под любыми предлогами таким соискателям будут отказывать.
Со стороны государственных органов ожидается всплеск активности, показательное привлечение к ответственности нескольких компаний за увольнение или отказ в трудоустройстве людям предпенсионного возраста. Но в будущем законопроект, который ввела Госдума, не окажет должной защиты пожилым гражданам.
В каких случаях увольнение возможно
Освобождение сотрудника от должности по инициативе работодателя регламентируется ст. 81 ТК РФ. Увольнение допускается в случаях:
- Сотрудник совершает дисциплинарные нарушения. К ним относят прогулы, нахождение на рабочем месте в нетрезвом состоянии, кражу средств, товаров и другого имущества компании.
- Регулярное нарушение дисциплины. Сотрудник несколько раз опаздывал, намеренно игнорировал распоряжения начальства, уклонялтся от рабочих обязанностей.
- Оптимизация штата. Одна из немногих возможностей для работодателя сократить число работников без конкретных причин. Не распространяется на граждан предпенсионного возраста.
- Ликвидация юридического лица. Если компания закрывается, все сотрудники подлежат увольнению без ограничений.
В случае беспочвенного увольнения наступает уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров. Однако каждый трудоустроенный гражданин знает, что работодателю вовсе не обязательно увольнять сотрудника. В любом коллективе есть рычаги воздействия на персонал, при использовании которых «неугодные» вынуждены увольняться по собственному желанию.
Доказать, что сотрудник сам уволился в связи с действиями нанимателя, практически невозможно. Защиту по новому законопроекту получит лишь небольшая прослойка граждан пожилого возраста.
Что говорят работодатели
По статистике, проблемы с трудоустройством начинаются у женщин старше 35 лет и мужчин старше 40. После 50 устроиться на работу по специальности с достойным заработком становится фактически невыполнимо. У работодателей есть собственные причины на такое поведение:
- Эффективность труда ниже, чем у молодых коллег. Это связано с естественным процессом старения и ухудшенным самочувствием у пожилых людей.
- Хуже обучаемость. На большинстве предприятий есть современное оборудование, которое взрослые люди осваивают с большой неохотой.
- Увеличивается текучка кадров. Сотрудник уйдет на пенсию через 1-2 года, компании придется снова искать сотрудника. Это увеличивает расходы предприятия на обучение, повышает нагрузку на остальной персонал.
Разумеется, первые 2 замечания относятся не ко всем соискателям, но в бизнесе никто не хочет рисковать. Отказы в работе и увольнения сотрудников предпенсионного возраста будут проводиться по надуманным причинам: недостаточной квалификации, ликвидации должностей и т.д.
В заключение
Правительственные инициативы понятны. Госдума старается минимизировать последствия принятой реформы о повышении пенсионного возраста. Возможно, таких законов не выпускалось бы, если бы не массовое недовольство граждан. Итоги нового законопроекта:
- В 2019 г. до принятия новых нормативов повысилось количество заблаговременно уволенных сотрудников. Работодатели избавляются от «балласта», чтобы обезопасить себя в будущем.
- Людей предпенсионного возраста по-прежнему не захотят нанимать. Мало кто будет устраивать разбирательства с каждым работодателем, поэтому эффективность законопроекта минимальна.
- Рабочие места потеряют молодые специалисты, которым и так сложно найти трудоустройство по специальности. Часть работодателей отдаст предпочтение пожилым, уже нанятым сотрудникам.
Последствия принятия пенсионной реформы и сопутствующих законопроектов граждане России смогут прочувствовать уже в ближайшие несколько лет. Основные негативные последствия спрогнозированы уже сейчас.
За увольнение будущих пенсионеров введут уголовную ответственность
Министерство труда и социальной защиты предлагает ввести уголовную ответственность за увольнение граждан предпенсионного возраста. Об этом сообщает принадлежащая семье Демьяна Кудрявцева газета «Ведомости» со ссылкой на проект плана создания условий для повышения пенсионного обеспечения граждан.
Защиту прав граждан предпенсионного возраста Минтруд предлагает сделать одним из ключевых показателей эффективности государственной инспекции по труду, которая в период переходного периода (с 2019 по 2034 год) будет проводить целевые проверки бизнеса на предмет ущемления граждан предпенсионного возраста.
Более того, министерство предлагает обязать бизнес отчитываться о причинах увольнения граждан предпенсионного возраста, в случае увольнения по соглашению сторон или по инициативе работодателя. Службы занятости хотят обязать отчитываться о подобных инцидентах государственную инспекцию по труду, которая должна будет помочь таким гражданам в дальнейшем трудоустройстве.
Также для оперативного решения госинспекции по труду запустят специальные «горячие линии», по которым люди смогут пожаловаться в случае нарушения их прав.
Минтруд ранее анонсировал другой метод защиты граждан предпенсионного возраста — ведомство намерено запустить масштабную программу переквалификации граждан. Власти опасаются, что граждане предпенсионного возраста столкнутся с возрастной дискриминацией.
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
Принят закон об уголовной ответственности за увольнение лиц предпенсионного возраста
Anita_Bonita / Depositphotos.com |
Сегодня Госдума в третьем чтении приняла закон об уголовном наказании за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение гражданина за пять и менее лет до назначения ему страховой пенсии по старости. За совершение этого преступления будет назначаться штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательные работы на срок до 360 часов.
Документы по теме:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров
Новелла в УК РФ
Статья об уголовной ответственности за увольнение в предпенсионном возрасте будет сопряжена с трудностями при ее применении на практике. Появившаяся на волне пенсионной реформы ст. 144.1 УК РФ предполагает введение уголовной ответственности:
- за увольнение пенсионера по мотивам достижения им такого возраста;
- необоснованный отказ в его принятии на работу.
Преступление относится к деяниям малой тяжести, и введение ответственности должно иметь скорее превентивный характер, предупреждая такие поступки руководства компаний. Наказание будет варьироваться от штрафа до обязательных работ, его выбор останется на усмотрение судьи. В статье есть норма, дающая судье возможность назначить штраф в размере 18 месячных зарплат руководителя, и это может оказаться достаточно серьезной угрозой, которая вынудит работодателей осторожнее относиться к принятию решения о прекращение отношений с такими лицами по собственной инициативе.
Понятие предпенсионного возраста
Уголовная ответственность за увольнение пенсионеров законом не установлена. Статья предусматривает только ответственность за увольнение лиц предпенсионного возраста именно по мотивам его достижения, а не по иным причинам.
В статье вводится понятие «предпенсионный возраст». Это достижение человеком того года жизни, который на 5 лет отстает от действующего в момент применения статьи пенсионного возраста, когда он получает право на назначение страховой пенсии по старости. До 2028 года этот показатель будет постепенно меняться в сторону повышения. Понятие уже широко применялось в российской судебной практике, и существуют дела о дискриминации по причине достижения предпенсионного возраста.
Практику нельзя назвать успешной для истца — уволенного работника.
Так, в решении Октябрьского суда г. Мурманска от 01.02.2018 по делу № 2-6551/17 профком, участвуя в деле как третье лицо, поддержал позицию истицы и предположил, что имела место дискриминация в связи с предпенсионным возрастом. Но поскольку предположение не было подкреплено доказательствами, требование о восстановлении на работе не было удовлетворено. Доказать же факт отказа в приеме на работу еще сложнее.
Что грозит за увольнение людей в предпенсионном возрасте
Видео (кликните для воспроизведения). |
Уголовная ответственность за увольнение людей предпенсионного возраста станет серьезным аргументом в споре работодателя и работника. Опираясь на судебную практику, сотрудники начнут обращаться в правоохранительные органы и суды, доказывая свидетельскими показаниями и иными допустимыми способами то, что роль в прекращении с ними трудовых отношений сыграл именно возраст. Компаниям придется искать варианты снизить уровень риска увольнения пожилых людей по объективным причинам, например:
- по причине непрохождения медкомиссии;
- результатам аттестации.
Каждый из этих случаев станет предметом тщательного рассмотрения и поводом для предъявления требований о возмещении морального вреда. Подробнее о том, как защитить свои права, читайте в статье «Обзор решений по трудовым спорам в судебной практике». Вероятно, на первом этапе потребуется обратиться в трудовую инспекцию, и уже ее решение ляжет в основу уголовного дела.
Пока ст. 144.1 УК РФ не работает, и делать какие-то выводы о ее применении можно будет по итогам года. Интерес представляет вопрос доказывания мотива обвиняемого в незаконном увольнении руководителя.
Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!
Увольнение пенсионеров после реформы: возможна уголовная ответственность
После шумихи новой пенсионной реформы (подробности) многих пенсионеров резонно стал волновать вопрос – а не уволят ли их с увеличением пенсионного возраста еще до пенсии? В ответ на это Минтруд предлагает ввести уголовную ответственность за такое деяние для работодателей.
Основные моменты их предложений:
- Специальные мероприятия и работа органов занятости с пенсионерами.
- Горячие линии поддержки.
- Введение ответственности для работодателей (вплоть до уголовной).
- Повышение пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста (а вот это уже странно, но не нам судить).
- Дополнительное обучение и переподготовка пенсионеров.
Данные предложения пока только находятся в обсуждении. Если что-то изменится и появится, мы обязательно выпустим отдельную новость.
В свою очередь представители Бизнеса также выразили свое мнение по этому поводу. Большинство организаций устраивают предпенсионные сотрудники, и они готовы и дальше с ними работать – ведь опытные качественные кадры сейчас не так уж и легко найти. В свою очередь введение ответственности – это излишество, ведь этим могут начать пользоваться сотрудники, что в итоге повлияет на всю деятельность компании. Среди предложений мира бизнеса – повышение пособия по безработице и отмена пенсионных отчислений работодателей для лиц, кому до пенсии осталось не более 5 лет.
29 августа 2018 г. Обращение В.В. Путина – ЧИТАТЬ.
В Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности за увольнение лиц предпенсионного возраста
photographee.eu / Depositphotos.com |
Президент РФ Владимир Путин предлагает дополнить Уголовный кодекс новой ст. 144.1, предусматривающей уголовное наказание за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста 1 . Под таким возрастом планируется понимать возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости. Альтернативными видами санкций за совершение этого преступления могут стать штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательные работы на срок до 360 часов.
Сколько раз работник вправе уволиться по собственному желанию в связи с выходом на пенсию? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Как отмечается в пояснительной записке к документу, цель предполагаемого нововведения – исключить опасность необоснованных отказов в приеме на работу, а также увольнений лиц, достигших предпенсионного возраста.
Напомним, что о планах предусмотреть дополнительные гарантии для защиты интересов работников старшего возраста Президент РФ сообщил в обращении к гражданам, посвященном пенсионной реформе. По его словам, уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста будет введена одновременно с повышением пенсионного возраста. Также в ходе обращения глава государства выразил мнение, что женщины должны выходить на пенсию в 60 лет вместо 63, как предлагается соответствующим законопроектом, а у многодетных матерей должно быть право на досрочный выход на пенсию. В настоящий момент законопроект о повышении пенсионного возраста одобрен в первом чтении, а поправки к его второму чтению будут приниматься до 24 сентября.
1 С текстом законопроекта № 544570-7 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Полная бездоказанность. Почему статья за увольнение предпенсионеров не сработает
В примечании к этой новой статье Уголовного кодекса (144.1) впервые в российском законодательстве предлагается определить, что такое предпенсионный возраст. Это возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости. В качестве наказания за неисполнение предлагается использовать штрафы и обязательные работы, а само преступление будет относиться к категории небольшой тяжести.
Действующий Уголовный кодекс содержит в себе похожую норму, связанную с дискриминацией при приеме на работу и увольнением беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Мотивом отказа в таких случаях служит как раз беременность или нахождение на иждивении детей. Эффективность этой нормы оказалась крайне низкой, поскольку доказать истинный мотив отрицательного решения практически невозможно.
Пока предполагаемую норму о защите трудовых прав лиц предпенсионного возраста не ввели в Уголовный кодекс, вести речь о практике ее применения нельзя. В то же время перспективы у нее либо будут такими же, как с увольнением беременных женщин, либо мы столкнемся с широким репрессивным применением уголовной ответственности — за любой отказ в приеме на работу либо при увольнении с работы, признанные судом незаконными, независимо от мотива нарушения трудовых прав.
Работодатели в любом случае будут всегда экономически заинтересованы в найме квалифицированных кадров, и вряд ли возраст работников пойдет в разрез с политикой государственной поддержки лиц предпенсионного возраста.
Работодателю нет смысла прекращать трудовые отношения с работником, качественно выполняющим трудовую функцию, только по причине достижения им 55-60 лет. В то же время при приеме на работу работодателю сложно дать правильную оценку деловых качеств и квалификации работника, значит при выборе между молодым и пожилым кандидатом предпочтение, скорее всего, будет отдаваться первому. Доказать же дискриминационный характер такого выбора будет крайне сложно.
Во-первых, отсутствует обязанность формулировать отказ в приеме на работу в письменной форме, а во-вторых, существует широкий перечень факторов, которыми можно обусловить такой отказ.
Сложившиеся на рынке труда тенденции инвестировать средства на переобучение или повышение квалификации уже действующих штатных сотрудников позволяют бизнесу безболезненно обходиться своими кадрами, не прибегая к набору нового персонала, в том числе и из «рискованных» категорий работников, в том числе лиц предпенсионного возраста.
Инициативы правительства приведут к тому, что работодатели будут предпочитать срочные договоры, избегая заключения бессрочных. Широкое толкование оснований для заключения срочных трудовых договоров позволяет работодателю снижать риски долгосрочных отношений с работниками.
Работникам предпенсионного возраста можно порекомендовать проявлять осмотрительность при принятии решения о смене работодателя. Их законное увольнение при отсутствии грубых нарушений трудовой дисциплины в сложившихся условиях представляется маловероятным, но в случае добровольного прекращения трудовых отношений с одним работодателем другого можно не найти.
При поиске работы предпенсионерам нужно обращать внимание на вакансии, предполагающие проведение собеседований, оценку резюме соискателя, в том числе и на конкурсной основе. В случае отказа в приеме на работу появится небольшой шанс подвергнуть в судебном порядке оценку кадрового выбора, а сама такая возможность может предостеречь работодателя заявить такой отказ необоснованно.
В целом проблема регулирования отношений работодателей и работников предпенсионного возраста выглядит несколько надуманной. Законодательные инициативы, направленные в том числе и на введение уголовной ответственности за дискриминацию в сфере труда по возрастному признаку, имеют во многом социально-политический контекст. Реформы, вызвавшие ажиотаж среди различных социальных групп общества, а также в основном отрицательную реакцию большинства жителей страны, требуют проявления политической гибкости в знак подтверждения, что власть может идти навстречу избирателям в решении столь болезненного вопроса, как повышение пенсионного возраста.
Защита прав работников только лишь под угрозой применения мер уголовной ответственности никогда не будет эффективной без широкого спектра социально-экономических мер, направленных на поддержание экономического интереса работодателей в сохранении трудовых отношений с работниками предпенсионного возраста.
Беззащитный возраст. Почему закон не защищает будущих пенсионеров от увольнения
Госдума приняла в третьем чтении закон об уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу соискателей предпенсионного возраста или их увольнение. Наказание вышло довольно жестким — нарушителям грозит штраф до 200 000 рублей либо обязательные работы до 360 часов.
С одной стороны, усиление административной ответственности и введение уголовного преследования за проявления такой дискриминации оправданно. С другой стороны, бизнес обеспокоен возможным снижением мотивации сотрудников старшего возраста, а граждане — увольнением работников «предпредпенсионного» возраста. Также есть вопросы по поводу эффективности судебной защиты в таких случаях.
Международный опыт
Большинство развитых стран давно ведут борьбу с дискриминацией людей предпенсионного возраста. Тем не менее мировой опыт еще не вывел эффективную формулу, которая позволила бы установить баланс интересов специалистов из этой возрастной категории и работодателей.
Исследования показывают, что сами работники мало верят в эффективность судебной защиты своих прав в случае дискриминации. В США и Европе было несколько успешных дел, разрешившихся в пользу заявителей, но в целом жалобы по фактам проявления неравенства рассматриваются крайне редко. Причина в том, что доказать наличие дискриминации непросто, как и изменить решение работодателя.
Например, в США сам работник должен убедить суд, что у него хватало квалификации, чтобы получить должность, а также доказать свою принадлежность к дискриминируемой группе и то, что отказ в приеме на работу был обусловлен именно возрастом или социальным положением. И это притом что в Америке более 50 лет назад был принят закон «О возрастной дискриминации при найме».
Но надо отметить, что в США существует и так называемая дискриминация наоборот. Американцы в борьбе за равенство установили преимущества для групп, которым часто отказывают в трудоустройстве. Например, есть «квота для престарелых», из-за которой при равных возможностях 35-летнего и 60-летнего специалиста предпочтение отдадут пожилому.
В Великобритании закон, запрещающий дискриминацию по возрастному признаку, начал действовать в 2006 году. Тогда ситуация с «возрастными» безработными приобрела угрожающие масштабы. Во Франции, например, запрещено в объявлениях о вакансиях указывать максимальный возраст кандидата.
Во всем мире инструментом борьбы с «возрастной дискриминацией» является судебное преследование работодателя. Правда, цели такого преследования — компенсация убытков, морального вреда и штрафы, а обязать принять специалиста на открытую вакансию суды чаще всего не вправе.
Российские реалии
Россияне вынуждены обращаться в суд, если нарушается их право на труд. В ситуации с незаконным увольнением есть возможность получить судебное решение о восстановлении на работе. Однако в случае необоснованного отказа в приеме на работу доказать дискриминацию крайне сложно, если нет письменного ответа от работодателя. В системе российского правосудия действует общее правило: каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается.
В Уголовном кодексе РФ есть запрет на нарушение равенства прав и свобод человека, но возраст как вид дискриминации эта норма не включает. Более того, эта статья фактически не работает. За 2016-2017 годы уголовные дела по ней вообще не направлялись в суд. Также не применяется на практике уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременных.
За дискриминацию в России предусмотрена и административная ответственность. Но судебная практика по этой статье, мягко говоря, незначительна. Например, в 2017 году было рассмотрено всего 24 подобных дела. Причина в том, что доказать факт дискриминации трудно.
Чтобы ужесточение административной и уголовной ответственности за дискриминацию граждан предпенсионного возраста работало, нужно изменить механизм привлечения нарушителей и ввести контроль за применением запретов. Было бы эффективнее наделить полномочиями по привлечению к административной ответственности Государственную инспекцию труда, предоставив ей возможность направлять в полицию материалы по фактам возрастной дискриминации.
Кроме того, нужно организовать взаимодействие инспекции по труду, центров занятости населения, образовательных и медицинских учреждений с работодателями всех уровней — от мелких предпринимателей до крупных корпораций.
Последствия для рынка
Бизнесу это нововведение, по сути популистского характера, вряд ли нанесет серьезный урон. Преступлением будут признаваться только доказанные умышленные действия по дискриминации работника. А на практике доказать это будет крайне сложно.
Квалифицированная кадровая политика и юридическая грамотность работодателя помогут защититься от необоснованных жалоб уволенных сотрудников или не принятых на вакантную должность соискателей.
Решение об увольнении, принятое исходя из деловых и профессиональных качеств, образования, опыта работы, не будет признаваться дискриминационным. Следует ожидать и введения льгот и субсидий для тех, кто старается сохранить в штате сотрудников рассматриваемой «группы риска».
Остается открытым вопрос, сможет ли повышенная ответственность работодателей решить проблему «возрастной дискриминации». Будут ли эффективными принятые меры, учитывая сложность в доказывании фактов дискриминации? Пока можно только сказать, что нововведение вряд ли окажет серьезное влияние на рынок труда.
Запрет на увольнение сотрудников предпенсионного возраста
Все мы помним, какой общественный резонанс вызвало предложение увеличить пенсионный возраст. В сентябре 2018 года Президент обратился к населению страны и предложил более мягкий переход к новым условиям, а также гарантировал возможность доработать гражданам до момента обращения за страховой пенсией.
Вместе с тем эта гарантия должна подкрепляться мерами, которые государство вправе применить к недобросовестным работодателям. Тогда было предложено ввести уголовную ответственность в случаях ущемления прав лиц предпенсионного возраста в связи с:
- необоснованным отказом в приеме на работу;
- необоснованным увольнением.
Понятие «Предпенсионный возраст»
В законодательные акты введено новое понятие, которое определили как предпенсионный возраст. Это пятилетний период, который предшествует дате возникновения у гражданина права на обращение за страховой пенсией. При увеличении возраста выхода на пенсию предпенсионным будет считаться период:
- 55-60 лет для женщин;
- 60-65 лет для мужчин.
В переходный период будет действовать правило отсчета от общеустановленного возраста выхода на пенсию в конкретный год минус 5 лет.
Закон об уголовной ответственности за увольнение лиц предпенсионного возраста
Законопроект довольно быстро прошел все чтения в Госдуме, уже 3 октября 2018 года подписан Президентом и опубликован. Закон 352-ФЗ внес изменения в Уголовный кодекс, дополнив его статьей 144.1. Теперь за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение граждан, которым до выхода на пенсию по старости осталось не более 5 лет, работодателям грозят меры уголовного преследования.
Статья предусматривает следующие виды наказания виновного лица:
- штраф в сумме до 200 тысяч рублей;
- заработная плата или иной доход осужденного за период до 18 месяцев;
- обязательные работы в объеме до 360 часов.
Как будет реализовываться ответственность за увольнение будущих пенсионеров?
Уволить работника итак непростая задача. Этому могут предшествовать либо серьезные нарушения трудовой дисциплины, либо сокращение штатов, либо ликвидация предприятия. Поэтому практически введенная в Уголовный кодекс статья будет работать в отношении тех граждан, кто не сможет трудоустроиться, чтобы «доработать» до пенсии.
К ответу по указанной статье будет привлекаться работодатель, т.е. сторона трудового договора, нарушивший порядок приема или увольнения лица предпенсионного возраста. Таким образом, будет определено должностное лицо, представляющее организацию, либо юридическое лицо.
При этом необходимо понимать норму необоснованности. Это может быть только несоответствие работника профессиональным критериям, недостаточность опыта работы, отсутствие необходимого образования и наличие иных факторов, которые могут повлиять на исполнение трудовых обязанностей. Иными словами, гражданин не соответствует квалификационным требованиям, и организация может дать ему обоснованный ответ по этому поводу.
Именно такая мера не позволит дискриминировать возрастную категорию, которая может лишиться работы по любой прихоти работодателя. Теперь такие проступки будут приравнены к уголовным.
Но законодатели не считают, что такие жесткие меры должны применяться в каждом случае. Не следует исключать из цепочки Инспекцию по труду. Это первая инстанция, куда следует обращаться в случае нарушения трудовых прав. При рассмотрении дела в Инспекции обычно применяют меры, предусмотренные КоАПП. Статья Уголовного кодекса, скорее, призвана предотвращать подобные нарушения.
Плюсы и минусы данного наказания
Подобная инициатива рассматривалась всесторонне и не все считают, что она принесет свои позитивные изменения в сфере труда. Отмечаются следующие преимущества нововведений:
- у работодателей появляется сдерживающий фактор, не позволяющий отказать соискателю работы по причине пожилого возраста. Аналогична и ситуация с увольнением;
- снизится количество граждан предпенсионного возраста, встающих на учет в Центры занятости и получающих пособие от государства. Напротив, они будут продолжать наполнять фонды и бюджет за счет отчислений с заработной платы.
Отрицательными моментами эксперты называют:
- работодатели будут предусматривать ситуацию, и стараться разорвать трудовые отношения с работником еще до наступления предпенсионного возраста. Одновременно при приеме на работу лиц старшего поколения можно устанавливать ограничения, когда условия работы станут сдерживающим моментом. Все эти факторы вызовут рост безработицы среди зрелых людей;
- возникнет вопрос с трудоустройством молодых специалистов из-за отсутствия вакансий. Организации будут вынуждены дать доработать будущим пенсионерам;
- вероятно увеличится количество судебных процессов, связанных с выяснением причин отказа в приеме или увольнении лиц предпенсионного возраста. Необоснованность необходимо доказать.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Речь идет и о том, что принятый закон может негативно повлиять на эффективность ведения деятельности организаций. Кадровый состав будет сложно обновлять, поскольку поднимается возрастная планка выхода на пенсию и уволить человека в зрелом возрасте станет невозможно. Опыт – хорошее дело, но зачастую возраст здесь выигрывает. Другая сторона в том, что нельзя оставить гражданина предпенсионного возраста без средств к существованию.
Источники
Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.
Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.- Рагулин, А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России / А.В. Рагулин. — М.: Юркомпани, 2015. — 290 c.
- Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.