Содержание
- 1 В АО не будет ревизора
- 2 Вопрос: В акционерном обществе (не публичном) по решению акционеров была избрана ревизионная комиссия. Наличие ревизионной комиссии (ревизора) предусмотрено уставом. Можно ли в протоколе годового собрания акционеров указать об этом и утвердить бухгалтерскую отчетность общества за 2015 год в отсутствие заключения ревизионной комиссии (вероятно, что на дату общего собрания акционеров в 2016 году будет отсутствовать заключение ревизора)? У общества имеется аудитор, заключение которого будет получено в установленные сроки. Возможно ли использование заключения аудитора для целей утверждения отчетности вместо заключения ревизионной комиссии (ревизора)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2016 г.)
- 3 Годовое собрание АО: если не утвердили отчетность
- 4 В АО не будет ревизора
- 5 В АО не будет ревизора
- 6 Поправки в Закон об акционерных обществах: ревизионные комиссии, внутренний аудит и совет директоров
- 7 Особенности избрания ревизора общества
- 8 Как составить положение о ревизоре ООО?
В АО не будет ревизора
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Публичное АО с 01.09.2018 должно организовать внутренний контроль на предприятии, разработать внутреннюю политику по внутреннему контролю, аудиту. В настоящее время в публичном АО имеется внутренний ревизор общества, есть положение о ревизоре, в конце года составляется отчет ревизора. Достаточно ли наличия ревизора, или функция ревизора устраняется и внутренним контролем должен заниматься аудиторский отдел? Должна ли быть создана ревизионная комиссия?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
Ответ прошел контроль качества
4 октября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Вопрос: В акционерном обществе (не публичном) по решению акционеров была избрана ревизионная комиссия. Наличие ревизионной комиссии (ревизора) предусмотрено уставом. Можно ли в протоколе годового собрания акционеров указать об этом и утвердить бухгалтерскую отчетность общества за 2015 год в отсутствие заключения ревизионной комиссии (вероятно, что на дату общего собрания акционеров в 2016 году будет отсутствовать заключение ревизора)? У общества имеется аудитор, заключение которого будет получено в установленные сроки. Возможно ли использование заключения аудитора для целей утверждения отчетности вместо заключения ревизионной комиссии (ревизора)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2016 г.)
В акционерном обществе (не публичном) по решению акционеров была избрана ревизионная комиссия. Наличие ревизионной комиссии (ревизора) предусмотрено уставом общества, функции данного органа изложены в соответствии с требованиями законодательства в общем порядке.
Можно ли в протоколе годового собрания акционеров указать об этом и утвердить бухгалтерскую отчетность общества за 2015 год в отсутствие заключения ревизионной комиссии (весьма вероятно, что на дату общего собрания акционеров в 2016 году будет отсутствовать заключение ревизионной комиссии (ревизора))?
У общества имеется аудитор, заключение которого будет получено в установленные сроки. Возможно ли использование заключения аудитора для целей утверждения отчетности вместо заключения ревизионной комиссии (ревизора)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Факт проведения аудита годовой отчетности общества не исключает необходимости подтверждения достоверности такой отчетности заключением ревизионной комиссии общества. В приведенной ситуации общее собрание акционеров не вправе рассматривать вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества в отсутствие заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Согласно п. 1 ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества (далее также — АО) общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества*(1).
В силу п. 3 ст. 88 Закона об АО достоверность данных, содержащихся в годовом отчете и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества (смотрите также п. 1 ст. 86, ст. 87 Закона об АО). Кроме того, абзацем вторым этого же пункта предусмотрено, что общество обязано привлечь для ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с обществом или его акционерами.
Как видно из приведенных норм, предусмотренные ими требования о подтверждении достоверности данных, содержащихся в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, заключением ревизионной комиссии (ревизора) и о проведении ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности являются самостоятельными и выполнения только одного из них недостаточно.
Подпунктом 11 п. 1 ст. 48 Закона об АО вопросы об утверждении годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО отнесены к компетенции общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. При этом, в отличие от Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 3 ст. 47 которого предусмотрено, что общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) общества, Закон об АО аналогичных положений не содержит.
Вместе с тем нельзя не учитывать, что заключение ревизионной комиссии (ревизора) по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в силу п. 3 ст. 52 Закона об АО относится к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества. Указанная информация (материалы) должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, во время его проведения. Именно с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора) общее собрание акционеров решает вопрос о наличии оснований для утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО. Деятельность же аудитора в акционерном обществе не может заменить тех функций, которые отнесены законодательством к компетенции ревизионной комиссии (ревизора).
На основании вышеизложенного мы полагаем, что по смыслу положений Закона об АО общее собрание акционеров непубличного общества, в устав которого не включены в установленном порядке положения о том, что ревизионная комиссия в обществе не формируется (пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ), не вправе утверждать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в отсутствие заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, подтверждающего достоверность данных, содержащихся в данной отчетности. Этот подход подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 02.08.2011 N Ф06-6089/11 по делу N А65-4627/2010, от 31.01.2011 по делу N А65-6412/2010, от 10.11.2009 N А55-414/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 26.05.2011 N Ф08-2963/11 по делу N А32-21924/2010, ФАС Дальневосточного округа от 04.08.2008 N Ф03-А51/08-1/2966, Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 N 09АП-15109/14, Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 N 06АП-598/13).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
19 января 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
*(1) Отметим, что пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ допускает возможность включения в устав непубличного общества положений об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества. Соответствующее решение должно быть принято единогласным решением участников (учредителей) непубличного общества.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Годовое собрание АО: если не утвердили отчетность
На годовом собрании акционеров ОАО не утверждена бухгалтерская отчетность. Надо ли проводить внеочередное общее собрание? Нужно ли проводить повторное собрание, если не избрана ревизионная комиссия, не утвержден аудитор общества?
Определимся сначала с понятиями годового, внеочередного и повторного общего собрания акционеров.
Высшим органом управления общества согласно п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.12.95 № 208ФЗ «Об акционерных обществах» является общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Иными словами, годовое общее собрание должно проводиться в срок не ранее 1 марта и не позднее 30 июня.
Общие собрания акционеров, проводимые помимо годового, являются внеочередными (п. 2 ст. 47 Закона об АО).
Буква закона
Пункт 1 ст. 58 Закона об АО
Общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.
К сведению
Если кворум не состоялся при проведении внеочередного общего собрания, созвать повторное внеочередное собрание общество вправе, но не обязано (п. 3 ст. 58 Закона об АО).
Таким образом, повторное общее собрание проводится только при условии, что предыдущее собрание не собрало достаточное количество участников, обеспечивающее кворум.
Одобрение или отклонение решений по вопросам повестки дня зависит от акционеров, участвующих в собрании. Любой из вопросов в итоге может быть решен отрицательно: участники проголосуют против.
Такой исход вовсе не идентичен отсутствию кворума, а указывает на то, что кворум состоялся. Поэтому проводить «повторное» годовое общее собрание общество в рассматриваемом случае не только не обязано, но и не вправе. Речь может идти только о внеочередном общем собрании.
Причем обязанность проводить внеочередное собрание самим Законом об АО не предусмотрена. Вместе с тем такая необходимость следует из других законодательных актов.
Бухгалтерская отчетность
Общество согласно п. 1 ст. 88 Закона об АО обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном Законом об АО и иными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 15 Закона о бухгалтерском учете сказано, что все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ обязывает налогоплательщика представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете.
В пункте 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете определено, что годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. Утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской отчетности является исключительной компетенцией общего собрания акционеров (подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона об АО).
Только высший орган управления в лице общего собрания вправе принимать решения по вопросам утверждения годовой отчетности общества (подп. 9 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Указанные вопросы не могут быть переданы на решение другим органам общества (п. 2 ст. 48 Закона об АО).
Срок для представления годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы установлен п. 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете и не должен превышать 90 дней по окончании года. Вместе с тем следует учитывать положения ст. 47, п. 1 ст. 48 и п. 1 ст. 88 Закона об АО, которыми установлено, что общество обязано представить отчетность, утвержденную общим собранием акционеров, в срок не позднее шести месяцев после окончания финансового года, то есть не позднее 30 июня. Следовательно, непредставление отчетности акционерным обществом считается нарушением законодательства только после 30 июня (постановление ФАС Уральского округа от 19.05.2008 № Ф093425/08С3 по делу № А7626547/07, Определение ВАС РФ от 15.09.2008 № 11857/08).
За непредставление бухгалтерской отчетности в определенные законодательством сроки может последовать ответственность в виде финансовых санкций (п. 2 ст. 88 Закона об АО, ст. 18 Закона о бухгалтерском учете). Например, штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Правомерность наложения штрафа за непредставление бухгалтерской отчетности подтверждается и арбитражной практикой (Определение ВАС РФ от 21.11.2008 № 14885/08 по делу № А4059858/07115371, постановления ФАС Московского округа от 04.08.2008 № КАА40/690608 по делу № А4059858/07115371, Центрального округа от 25.07.2007 по делу № А645050/ 0615, от 25.07.2007 по делу № А645050/0615).
Помимо этого за непредставление бухгалтерской отчетности или отказ от ее представления в государственные контролирующие органы предусмотрена административная ответственность. За подобные нарушения на должностных лиц организации налагается штраф в размере от 100 до 300 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ). Причем его уплата не освобождает организацию от представления бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).
К сведению
Требования к годовому отчету акционерных обществ, подлежащему утверждению общим собранием акционеров, содержатся в постановлении ФКЦБ РФ от 31.05.2002 № 17/пс «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».
Ревизионная комиссия
Для осуществления контроля над финансовохозяйственной деятельностью акционерного общества ст. 85 Закона об АО предусмотрено создание специального органа акционерного общества — ревизионной комиссии. Избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) подп. 9 п. 1 ст. 48 Закона об АО отнесено к исключительной компетенции общего собрания. Данный вопрос не может быть передан на утверждение иным органам управления, равно как и утверждение годовой бухгалтерской отчетности.
Утверждение годовой бухгалтерской отчетности предваряется утверждением ее ревизионной комиссией или ревизором общества (п. 3 ст. 88 Закона об АО). Поэтому неизбрание контрольного органа общества повлечет неутверждение им годовой бухгалтерской отчетности в следующем году. О санкциях за нарушение представления утвержденной в установленном порядке годовой отчетности сказано выше.
Более того, по мнению Федеральной службы по финансовым рынкам, изложенному в письме от 28.02.2000 № ИК07/883 «О сроках полномочий ревизионной комиссии», если по какимлибо причинам ревизионная комиссия не была переизбрана на годовом общем собрании акционеров, срок ее полномочий считается истекшим и общество должно созвать внеочередное собрание для избрания нового легитимного органа. Такая позиция согласуется с ежегодным переизбранием контрольного органа, установленным ст. 47 и 48 Закона об АО.
Аудитор
Согласно п. 1 ст. 86 Закона об АО аудитор общества осуществляет проверку финансовохозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации. Общества, имеющие организационноправовую форму открытого акционерного общества, обязаны проводить ежегодный аудит (подп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
Перед опубликованием обществом годовой бухгалтерской отчетности на основании ст. 92 Закона об АО общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами. Утверждение аудитора общества является исключительной компетенцией общего собрания акционеров (п. 2 ст. 86, подп. 10 и п. 1 ст. 48 Закона об АО).
Итак, в Законе об АО и других законодательных актах отсутствует прямое указание на обязанность общества созвать внеочередное общее собрание, если на годовом собрании не утверждена финансовая отчетность, не избрана ревизионная комиссия и не утвержден аудитор общества. Но практическая необходимость в созыве внеочередного собрания существует, ведь иначе обществу может грозить налоговая или административная ответственность.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Мнение специалиста
Павел Филимошин, заместитель начальника Управления эмиссионных ценных бумаг ФСФР России
Федеральный закон «Об акционерных обществах» (п. 3 ст. 58) обязывает проводить повторное общее собрание акционеров при отсутствии кворума для проведения годового общего собрания акционеров. Если имелся кворум хотя бы по одному вопросу повестки дня годового общего собрания акционеров, оно будет считаться состоявшимся и соответственно не будет обязанности по проведению повторного общего собрания акционеров с той же повесткой дня.
В АО не будет ревизора
ФЗ «О внесении изменений …» от 19.07.2018 №209-ФЗ предусматривает новую редакцию норм ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208-ФЗ. Отметим наиболее значимые изменения:
Закон вступает в силу со дня официального опубликования (по состоянию на 23.07.2018 не опубликован), за исключением отдельных положений.
По данной теме можно ознакомиться со статьей «Положение о совете директоров АО – образец» и другими материалами и статьями раздела «Акционерные общества (АО)».
В АО не будет ревизора
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
У ЗАО (не перерегистрировано) в соответствии с уставом есть ревизор. В связи с последними изменениями Закона об АО надлежит ли ЗАО создавать ревизионную комиссию, и, если надлежит, следует ли для этого непременно вносить изменения в устав? Может ли ЗАО создать ревизионную комиссию, не внося в устав соответствующих изменений?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
ЗАО не может учредить ревизионную комиссию, не внеся соответствующих изменений в устав. Однако закон не требует внесения соответствующих изменений в устав в течение какого-то определенного срока. При этом к ревизору ЗАО будут применяться положения закона о ревизионной комиссии.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
15 ноября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Поправки в Закон об акционерных обществах: ревизионные комиссии, внутренний аудит и совет директоров
В Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» внесены поправки, согласно которым публичные акционерные общества должны проводить внутренний аудит и управлять рисками. Также изменения затронули критерии сделок с заинтересованностью, привилегированных акционеров и общие собрания акционеров.
Президент РФ подписал поправки, касающиеся акционерных обществ (Федеральный закон от 19.07.2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“»). Закон вступил в силу 19 июля 2018 г., за исключением некоторых положений.
Ревизионная комиссия
Теперь в Федеральном законе от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ) нет упоминания о ревизоре. В акционерном обществе возможна только ревизионная комиссия. Но об этом должно быть сказано в уставе общества. Так, устав публичного общества должен содержать сведения о ревизионной комиссии в случае принятия решения о ее создании. То есть ревизионная комиссия в публичном акционерном обществе обязательна, только если о ее наличии указано в уставе.
А в уставе непубличного общества должны быть сведения о ревизионной комиссии либо ее отсутствии. Если ревизионная комиссия создается исключительно в случаях, предусмотренных уставом непубличного общества, то в уставе должны быть сведения об этом с указанием таких случаев.
В обществах, в которых на 19 июля 2018 г. уже избран ревизор, к нему применяются положения о ревизионной комиссии.
Внутренний аудит и управление рисками
С 1 июля 2020 г. для публичных обществ вводится обязанность проводить внутренний аудит. Раньше нормы о внутреннем аудите содержались только в Кодексе корпоративного управления и некоторых специальных законах. Совет директоров должен утверждать внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита. Должностное лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего аудита, назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров. Условия трудового договора с ним тоже утверждает совет директоров. Также внутренний аудит может проводить другое юридическое лицо.
Кроме того, в публичном обществе должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль. Внутренние документы в этой сфере будет утверждать совет директоров.
Уточнены критерии, исходя из которых размер дивидендов по привилегированным акциям считается определенным уставом акционерного общества. В уставе акционерного общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационную стоимость можно определить:
в твердой денежной сумме;
в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций;
путем установления порядка их определения;
путем установления минимального размера дивиденда, в том числе в процентах от чистой прибыли общества.
Размер дивиденда не считается определенным в случае, если в уставе общества указан только его максимальный размер. Владельцы привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право на получение дивидендов наравне и в равном размере с владельцами обыкновенных акций.
Привилегированные акционеры
Акционеры — владельцы привилегированных акций получили право голоса на общем собрании по вопросам, решение по которым в соответствии с Законом № 208-ФЗ принимается единогласно всеми акционерами общества. Также они получили право голоса при решении вопроса о внесении в устав положений об объявленных привилегированных акциях, размещение которых может привести к снижению определенного уставом размера дивиденда или ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям этого типа.
Общее собрание акционеров
Поправками увеличен срок, за который необходимо уведомить акционеров о проведении общего собрания акционеров. Раньше этот срок составлял 20 дней, теперь — 21 день.
Изменился перечень информации (материалов), которые нужно предоставлять лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. Во-первых, уточнили, что необходимо предоставить проекты только тех внутренних документов общества, которые подлежат утверждению общим собранием акционеров. Во-вторых, заключение ревизионной комиссии и сведения о кандидатах в ее состав потребуются, только если наличие ревизионной комиссии обязательно по уставу общества. В-третьих, с 1 июля 2020 г. в публичных акционерных обществах нужно будет представлять заключение внутреннего аудита.
Наряду с вопросами, предложенными акционерами для включения в повестку дня общего собрания акционеров, а также кандидатами, предложенными акционерами для образования соответствующего органа, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе включать в повестку дня общего собрания акционеров вопросы и (или) кандидатов в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества по своему усмотрению. Число кандидатов, предлагаемых советом директоров, не может превышать количественный состав соответствующего органа. Этот пункт вступит в силу только с 1 сентября 2018 г.
Совет директоров
В Закон № 208-ФЗ введены уже используемые на практике комитеты совета директоров. Так, предусмотрено, что совет директоров общества вправе формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции. Компетенция и порядок деятельности комитета определяются внутренним документом общества, который утверждается советом директоров.
Отдельно указано, что совет директоров публичного общества формирует комитет по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью публичного общества, в том числе с оценкой независимости аудитора публичного общества и отсутствием у него конфликта интересов, а также с оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Это положение начнет применяться только с 1 июля 2020 г.
Установлена возможность участия совета директоров в формировании органов управления акционерного общества, в том числе возможность передачи полномочий по избранию исполнительных органов из компетенции общего собрания акционеров в компетенцию совета директоров без возникновения у акционеров права требовать выкупа принадлежащих им акций.
Если решение вопроса об утверждении годового отчета общества уставом общества отнесено к компетенции совета директоров общества, годовой отчет общества подлежит утверждению советом директоров общества не позднее, чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.
Сделки с заинтересованностью
Уточнили критерии сделок, на которые правила об одобрении сделок с заинтересованностью не распространяются в связи с непревышением 0,1% от балансовой стоимости активов общества. Раньше учитывались сделки, предметом которых является имущество, цена или балансовая стоимость не более 0,1% балансовой стоимости активов общества. Теперь указано, что речь идет о сумме сделок либо о цене или балансовой стоимости имущества, с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения которого связаны такие сделки.
Кроме того, общее собрание акционеров при принятии решения об одобрении сделки с заинтересованностью считается правомочным, независимо от числа не заинтересованных в совершении соответствующей сделки акционеров — владельцев голосующих акций общества, принимающих в нем участие.
Особенности избрания ревизора общества
Материал для подписчиков издания «Корпоративные стратегии». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.
Электронные версии изданий
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.
АРХИВ ИЗДАНИЯ
Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).
PDF номеров издания
Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.
Как составить положение о ревизоре ООО?
Требования закона об ООО к регулированию правового положения ревизора
Избрание ревизора и наделение его полномочиями, предусмотренными законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон № 14-ФЗ), возможно только в случае, если в устав организации включены положения (п. 4 ч. 3 ст. 66.3 ГК РФ, ч. 6 ст. 32 закона № 14-ФЗ):
- об образовании ревизионного органа;
- случаях, когда происходит образование ревизионного органа.
Важно! Уставом определяется срок полномочий и число членов этого органа (ст. 47 закона № 14-ФЗ), в том числе возможность единоначалия (избрания ревизора в единственном числе) и применения кумулятивного голосования при формировании этого органа (п. 9 ст. 37 закона № 14-ФЗ).
Каким образом могут выглядеть подобные положения устава, можно посмотреть в нашем образце устава в статье Составляем устав ООО с Советом директоров – образец 2019. На основе норм устава утверждается локальный нормативный акт о ревизионном органе.
Утверждение положения о ревизоре
Обратите внимание! Ревизионный орган не входит в штатную структуру общества. Он образуется участниками общества и действует на основе положения, регулирующего его деятельность. Проект положения о ревизоре вносится на рассмотрение очередного или внеочередного собрания участников. Желательно сделать это до избрания ревизора, чтобы кандидат мог ознакомиться с документом, регулирующим его деятельность.
Решение об утверждении положения по общему правилу принимается большинством голосов участников. Если уставом предусмотрено большее количество голосов, должны применяться положения устава под угрозой недействительности решения (см. постановление 9-го ААС от 15.09.2016 № 09АП-28538/2016).
Положение можно разработать самостоятельно, взяв за основу наш образец из статьи Образец положения о ревизионной комиссии ООО.
Структура положения о ревизоре
Традиционная структура локального нормативного акта о ревизоре включает:
- Общие положения. Описывается назначение ревизионного органа, срок избрания, общие полномочия, порядок вступления в силу локального нормативного акта.
- Порядок избрания ревизора. Описывается процедура выдвижения кандидатов и требования к ним, необходимые документы, порядок проведения общего собрания, голосования, подсчета голосов, оформления отношений с ревизором.
- Права и обязанности ревизора. Порядок реализации полномочий, обращения к ревизору, срок реагирования на такое обращение, процедуры, связанные с деятельностью ревизора.
- Ответственность. Устанавливаются санкции за неисполнение обязанностей или причинение вреда обществу.
- Заключительные положения. Определяется досрочная утрата статуса, порядок изменения или прекращения локального нормативного акта и т. д.
Требования к кандидатам в ревизоры
Важно! Ревизор может не быть участником общества (п. 6 ст. 32 закона № 14-ФЗ). Главное требование закона к нему — отсутствие конфликта интересов, поэтому установлено, что ревизором не может быть:
- член совета директоров, коллегиального исполнительного органа;
- руководитель.
Желательно предусмотреть в положении о ревизоре форму документа, представляемого кандидатом в подтверждение отсутствия препятствий к исполнению обязанностей ревизора (например, в форме декларации об отсутствии конфликта интересов).
Обратите внимание! Ревизор должен обладать определенными навыками (уровнем компетентности), необходимыми для осуществления таких полномочий.
В положение можно включить требования:
- О наличии специального (например, высшего экономического) образования.
- Стаже работы в определенной должности (бухгалтера, экономиста, руководителя и др.) и (или) в определенной отрасли.
- Достижении определенного возраста.
Эти характеристики определяются в зависимости от потребностей организации.
Статус ревизора: является ли он работником общества
Возможность выплаты ревизору вознаграждения следует из аналогии со ст. 85 закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
На практике из этого вытекают вопросы:
- Каким образом оформлять отношения с ревизором: включается он в штатную структуру общества или оказывает услуги гражданско-правового характера?
- Каким образом начислять и уплачивать налоги на вознаграждение, выплачиваемое ревизору?
Эти вопросы попытался решить Минтруд России в своих письмах от 15.06.2016 № 17-4/В-247, от 30.05.2016 № 17-4/В-211, где указано, что договор между ревизором и обществом не является ни гражданско-правовым, ни трудовым. Отсюда можно сделать вывод, что взносы в ПФ РФ и ФСС РФ не должны начисляться и уплачиваться.
Однако на эти доводы есть существенные возражения, которые подтвердил Конституционный суд РФ в определении от 06.06.2016 № 1170-О:
- корпоративное право является подотраслью гражданского права;
- ГК РФ известен договор присоединения (ст. 428 ГК РФ), в котором все условия определяются только одной стороной.
Важно! В связи с изложенным договор между организацией и ревизором является гражданско-правовым и осуществлять налогообложение доходов ревизора (если он не ИП) целесообразно в установленном порядке.
Полномочия ревизора ООО и порядок их осуществления
Регламентация деятельности ревизора может предусматривать такие аспекты (ст. 47, п. 2 ст. 35 закона № 14-ФЗ):
- По проверкам финансово-хозяйственной деятельности:
- порядок инициации проверки участниками, советом директоров, руководителем и другими органами (направление запроса или вынесение на рассмотрение собрания участников, совета директоров и т. д.);
- сроки представления документов и их копий.
- Осуществление доступа к документации:
- непосредственный допуск при подтверждении полномочий;
- право выполнять фото- и видеосъемку;
- обязанность по сохранению коммерческой тайны, персональных данных.
- Порядок получения пояснений от работников организации:
- форма и порядок регистрации запроса;
- срок и форма ответа.
- Проверка годовых отчетов и бухгалтерских балансов. Форма годового отчета, утвержденная в организации, может включать различные показатели (подробнее об этом — в статье Образец годового отчета общества с ограниченной ответственностью), что может влиять на особенности работы ревизора. В положении может быть описан:
- срок представления отчета ревизору;
- предельный срок проверки;
- порядок действий в случае невозможности проверки (если единоличный ревизор — гражданин, то он может заболеть или быть в командировке по основному месту работы).
- Требование о проведении внеочередного общего собрания участников (основания и порядок предъявления ревизором требования).
Обратите внимание! Деятельность ревизора находит отражение в итоговых документах: отчетах, заключениях. Желательно регламентировать реквизиты этих документов.
Досрочное прекращение статуса ревизора
Важно! Уставом и положением должны быть предусмотрены основания и порядок досрочного прекращения статуса ревизора. Такая необходимость может возникнуть как в ходе обычной деятельности (например, при смене участников ООО), так и в случае негативного эффекта от работы ревизора.
Досрочное прекращение статуса ревизора возможно только по решению общего собрания (п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ). Учитывая длительность процедуры созыва собрания, целесообразно предусмотреть возможность отстранения ревизора от работы. Можно наделить таким полномочием:
- совет директоров;
- руководителя организации (по согласованию с советом директоров или большинством участников ООО).
Принятие такой оперативной меры должно быть мотивированным и предшествовать проведению общего собрания участников, которое должно быть созвано в это же время.
Ответственность ревизора
Важно! В положении должен быть раздел об ответственности ревизора. Дело в том, что не всегда заключается договор между ревизором и обществом. В этом случае все правила, касающиеся деятельности ревизора, должны быть сосредоточены именно в положении (с учетом того, что ревизор будет ознакомлен с ним под расписку).
Поскольку ревизор наделен правами и обязанностями, при осуществлении которых им может быть причинен значительный ущерб обществу, наличие мер ответственности необходимо. К числу подобных мер можно отнести:
- Возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ), включая реальный ущерб и упущенную выгоду. Если реальный ущерб поддается исчислению, то при доказывании упущенной выгоды могут возникнуть затруднения. Вы можете почитать об этом в материале Что включает в себя упущенная выгода (нюансы)?.
- Уплату неустойки. Например, за разглашение коммерческой тайны может быть установлена штрафная неустойка.
Кроме того, за разглашение охраняемой тайны могут быть применены меры административной и уголовной ответственности.
Следует отметить, что с позиций налогообложения доходов и применения мер ответственности для организации удобнее, чтобы ревизор имел статус ИП, поскольку в этом случае:
- он самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги с доходов, самостоятельно несет за это ответственность;
- в отношении него действует презумпция вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ, подробнее об этом здесь: Что такое презумпция вины?).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Таким образом, положение о ревизоре — документ, который позволяет регламентировать осуществление полномочий ревизором, ввести меры оперативного воздействия и ответственности на случай нарушения ревизором своих обязательств.
Источники
Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.
Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.
Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.- Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.
- Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.