Валютные операции с использованием средств на счетах в банках, находящихся за пределами рф, по котор

Полная информация на тему: "Валютные операции с использованием средств на счетах в банках, находящихся за пределами рф, по котор" в помощь грамотному гражданину.

Валютные операции с использованием средств на счетах в банках, находящихся за пределами РФ, по которым не представлена отчётность, являются незаконными

По вопросам, ситуациям и проектам с российским участием в Испании и в РФ . Настоящие услуги предоставляются преимущественно на русском языке и предназначены для русскоязычных клиентов по их вопросам, операциям, счетам, ситуациям, проектам в Испании, также возможных интересов, деятельности в РФ. В особенности, налоговые разъяснения на русском языке ориентированы на вопросы и случаи, по которым испанские налоговые нормы носят запутанный характер, а объяснения испанских консультантов, юристов, адвокатов недостаточно ясны для российского понимания, содержат неточности, пробелы или противоречия.

Правовой
анализ вопросов
Налоговые нормы
и практика в Испании
Налоговые нормы
и практика в РФ

Письменные
ответы
Извлечения
из правовых актов
Пояснение
терминов / понятий

Переводы
с комментариями
Выделение
важных акцентов
Наглядные
блок-схемы
Оглавление
со ссылками

Российское участие в Испании не обязательно должно быть в форме российской компании или физических лиц — налоговых резидентов РФ, возможны действия через других лиц. Но при этом налоговые последствия в Испании все равно могут касаться резидентов РФ как реальных бенефициаров (в целях Налогового кодекса РФ — «лиц, имеющих фактическое право на доходы»).

В зависимости от вопросов, услуга налоговых разъяснений и разработок может предоставляться только по налогам Испании, только по налоговым последствиям в РФ или одновременно и по налогам Испании, и по налогам РФ.

Рассмотрение по аналогии с разъяснениями Минфинов Испании и РФ . По форме, правовым обоснованиям, юридической и налоговой логике, стилю изложения предлагаемые услуги и разработки примерно аналогичны разъясняющим письмам и ответам Минфина РФ на запросы налогоплательщиков в РФ. В этом отношении разъяснения Минфина Испании очень схожи с разъяснениями Минфина РФ, только обычно испанские разъяснения более объемные, вплоть до десятков страниц. Кроме того, предлагаемые разработки отличаются частыми комментариями и пояснениями и более широким использованием правовых источников и оснований, в том числе решений судов Испании и испанских статей и публикаций на налоговые темы.

Правовые обоснования налоговых разработок . В сводном виде используемые при подготовке ответов и разъяснений источники и правовые основания можно представить следующим образом:

Налоговые разработки по Испании Налоговые разработки по РФ
По международным налоговым соглашениям Испании
По общегосударственным налоговым законам Испании
По возможности, по региональным законам Испании
По разъясняющим консультациям Минфина Испании
По практике административных судов Испании
По судебной практике по налоговым спорам в Испании
По публикациям на налоговые темы в Испании
По международным налоговым соглашениям РФ
По Налоговому кодексу РФ
По разъяснениям Минфина и ФНС РФ
По правовым актам Минфина и ФНС РФ
По судебной практике в РФ
По практике ситуаций и проектов в РФ
По налоговым публикациям в РФ

С формально-юридической точки зрения, правовые обоснования представляют собой ссылки на относящиеся к рассматриваемым вопросам налоговые нормы и детально переведенные на русский язык ключевые извлечения из них. Кроме того, приводимые схожие ситуауции, случаи в судебной практике, по публикациям в испанской прессе сами по себе могут являться достаточными и понятными ответами на поставленные вопросы. В рамках налоговых разработок они описываются подробнее, чем вышеуказанные краткие извлечения из правовых актов. Такие судебные прецеденты и случаи также ориентированы на приведение понятных наглядных примеров применения налоговых норм в Испании в конкретных фактических обстоятельствах.

Переводы с испанского языка с комментариями . В целях налоговых разъяснений и разработок при переводах извлечений из испанских налоговых норм, документов, судебных решений, публикаций обеспечивается точная передача смысловых элементов оригинала — как ключевых элементов смысла, так и смысловых нюансов, имеющих значение для налоговых последствий по вопросам, ситуации, проекту. Предоставляются расшифровки испанских языковых терминов и выражений, переводческие пояснения к неясным контекстам. Как правило, пояснения указываются в [квадратных скобках] в самом переводе или в виде примечаний под текстом перевода.

Комментарии и пояснения по налоговым вопросам, терминам . В рамках комментариев в необходимых случаях обеспечивается объяснение испанских и российских налоговых норм, налоговых терминов, налоговых нюансов, с необходимой детализацией пояснений.

В целом, комментарии и пояснения в рамках налоговых разработок направлены на обеспечение ясного и понятного изложения ответов на поставленные вопросы, недопущение неверного понимания или пробелов в понимании, создание правильного представления о налоговых последствиях в указанных клиентом ситуациях.

▲ Ответы на вопросы по налогообложению в Испании и РФ ▲

[1]

Рассмотрение только в рамках заданных вопросов . Данный вариант услуг ориентирован в первую очередь на собственно разъяснение испанских налоговых норм и их особенностей, на русском языке. Вопросы не обязательно должны относиться к конкретным ситуациям и могут иметь общий характер.

Правовые заключения по поставленным налоговым вопросам . Итоговым результатом рассмотрения отдельных вопросов является правовое заключение с тезисными и развернутыми ответами на вопросы с правовыми обоснованиями, ключевыми извлечениями из правовых актов и их переводами на русский язык с необходимыми пояснениями, с комментариями по смысловым элементам и нюансам рассмотренных вопросов. В правовых обоснованиях основное внимание уделяется применимым нормам налоговых законов и разъяснениям Минфинов Испании и РФ по схожим вопросам.

В расширенном варианте, правовое заключение может включать краткие сводные описания судебных решений по схожим вопросам, случаям. Объем правового заключения обычно составляет несколько страниц.

▲ Налоговый консалтинг по конкретным ситуациям ▲

Рассмотрение вопросов с учетом обстоятельств ситуации . В данном варианте услуг поставленные вопросы рассматриваются расширенно, принимая во внимание фактические и в особенности возможные обстоятельства конкретной ситуации, имеющие значение для налоговых последствий. Таким образом обеспечивается более точная оценка этих налоговых последствий, чем в случае рассмотрения отдельных вопросов.

Кроме того, при рассмотрении конкретных ситуаций обычно выявляются различные связанные с заданными вопросами подвопросы или сопутствующие моменты, влияющие на анализируемые налоговые последствия. Все эти фактические или возможные (предполагаемые) обстоятельства, подвопросы и сопутствующие моменты рассматриваются с достаточной глубиной проработки для обеспечения ясных ответов и их понятного изложения по изначально заданным вопросам.

Правовые оценки по заданным налоговым вопросам и ситуации . Итоговым результатом рассмотрения вопросов по конкретной ситуации является письменная правовая оценка с тезисными и развернутыми ответами на вопросы с правовыми обоснованиями, ключевыми извлечениями из правовых актов и их переводами на русский язык с необходимыми пояснениями, с комментариями по смысловым элементам и нюансам рассмотренных вопросов. В правовых обоснованиях основное внимание уделяется применимым нормам налоговых законов и разъяснениям Минфинов Испании и РФ по схожим ситуациям. В зависимости от рассматриваемой ситуации, правовые оценки также могут включать краткие сводные описания судебных решений по схожим ситуациям, с анализом налоговых последствий по их конкретным фактическим обстоятельствам. Объем письменной правовой оценки обычно составляет 5-10 страниц.

Читайте так же:  Определено правовое положение хозобщества со статусом международной компании

▲ Налоговый консалтинг и разработки по проектам в Испании и РФ ▲

Рассмотрение вопросов с учетом обстоятельств проекта . Как правило, вопросы по проектам включают в себя сразу несколько налоговых ситуаций, что и выделяет их в отдельную категорию разработок. При этом имеющие налоговое значение фактические обстоятельства этих ситуаций оказываются взаимосвязанными. Плюс при рассмотрении проектов, как и ситуаций, обычно выявляются различные связанные с заданными вопросами подвопросы или сопутствующие моменты, влияющие на анализируемые налоговые последствия. Все эти взаимосвязанные обстоятельства, подвопросы и сопутствующие моменты рассматриваются с достаточной глубиной проработки для обеспечения ясных ответов и их понятного изложения по изначально заданным вопросам.

Юридические меморандумы по заданным налоговым вопросам и проекту . Итоговым результатом рассмотрения вопросов по проекту является юридический меморандум с тезисными и развернутыми ответами на вопросы с правовыми обоснованиями, ключевыми извлечениями из правовых актов и их переводами на русский язык с необходимыми пояснениями, с комментариями по смысловым элементам и нюансам рассмотренных вопросов. В правовых обоснованиях основное внимание уделяется применимым нормам налоговых законов и разъяснениям Минфинов Испании и РФ по схожим ситуациям и проектам. Как правило, меморандумы включают краткие сводные описания судебных решений по схожим ситуациям и проектам, с анализом налоговых последствий по их конкретным фактическим обстоятельствам. Объем меморандума обычно составляет несколько десятков страниц.

В страхе за незаконные валютные операции: что нужно знать резидентам, чтобы спать спокойно?

Тема валютного контроля для российских граждан в последние несколько лет играет все большую роль в связи с желанием сохранить свои накопления вне российской банковской системы, нагнетанием развитыми государствами истерии о повышении международной налоговой прозрачности в связи с автоматическим обменом банковской информацией, а также, разумеется, российской деофшоризацией, направленной на возврат российских капиталов из-за рубежа.

На днях широкой публике стало доступно письмо ФНС России от 16 июля № ЗН-3-17/5523 «Об административной ответственности за нарушение резидентом РФ порядка представления уведомлений и отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ и о переводе средств с этих счетов». Регулятор, выполняя свои законные обязанности, ответил анонимному интернет-заявителю, кратко обобщив информацию о размерах административных штрафов (установленных Кодексом об административных правонарушениях именно за неуведомление и непредставление ежегодной отчетности), которые составляют от 1 000 до 20 000 рублей. Также регулятор напомнил, что самым чувствительным и опасным для российского валютного резидента является штраф за незаконные валютные операции, который составляет от 3/4 до 100% суммы такой операции.

И все было бы понятно, если бы ФНС России не сделало бы следующий — не основанный на законе — вывод о том, что «валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по которым физическими лицами — резидентами в налоговые органы по месту их учета в нарушение требований частей 2 и 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ не представлены уведомления и отчеты, по мнению ФНС России, также будут являться незаконными валютными операциями».

Дело в том, что понятие незаконных валютных операций установлено не законом «О валютном регулировании и валютном контроле», а Кодексом об административных правонарушениях, согласно которому под ними понимаются валютные операции, запрещенные валютным законодательством или осуществленные с нарушением валютного законодательства, включая

  • куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки;
  • осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством;
  • осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством).

Таким образом, Кодекс в отличие от предположений ФНС России в письме никоим образом не связывает квалификацию валютной операции с использованием иностранного счета в качестве незаконной с фактом неуведомления российским валютным резидентом — физическим лицом налогового органа по месту его постоянной регистрации о таком иностранном счете, а также с обязанностью направления отчетности за предыдущий год к 1 июню каждого года по нему.

Интересно, что и закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не связывает наличие у российских валютных резидентов прав на проведение разрешенных валютных операций с фактом выполнения ими обязанности по уведомлению об иностранных счетах, и обязанности по направлению ежегодной отчетности по ним.

Более того, закон прямо устанавливает, что «резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».

Стоит также напомнить, что в ближайшее время ожидается внесение правительством Российской Федерации на рассмотрение Госдумой доработанного законопроекта с изменениями в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому российскими валютными резидентами будут признаваться все граждане Российской Федерации без исключений. Однако валютные ограничения и обязанности по уведомлению об открытии иностранных счетов, и направлению в налоговый орган по месту жительства ежегодной отчетности будут действовать только в отношении российских валютных резидентов проживающих в России более 183 дней в календарном году. Стоит обратить внимание заинтересованных лиц, что по доработанному после публичных обсуждений законопроекту от установленных законом валютных ограничений и обязанностей по уведомлению и направлению ежегодной отчетности уже будут освобождены граждане России в настоящее время обладающие статусом валютных нерезидентов, которые в 2017 году находились за границей более 183 дней, вне зависимости от количества въездов в Россию.

В настоящее время ФНС России поддерживает позицию ранее существовавшего Росфиннадзора, «которая была выработана с учетом состоявшегося 7 декабря 2012 года совещания в Министерстве финансов Российской Федерации по вопросу применения положений п. 6 ч. 1 ст. 1 закона № 173 с участием Росфиннадзора, Банка России, ФТС России и ФНС России», согласно которой въезд российского гражданина на территорию Российской Федерации прерывает годовой срок пребывания за рубежом, и прекращает для гражданина статус валютного нерезидента с прекращением для него соответствующих освобождений от российских валютных ограничений, и исполнения обязанностей по уведомлению и направлению ежегодных отчетов.

С учетом сложившихся обстоятельств опубликованное письмо регулятора является свидетельством наличия у ФНС России желания побудить большее количество россиян раскрыться перед государством о наличии у них иностранных счетов и, конечно, размере баланса по ним.

Мнение ФНС о незаконности валютных операций резидентов РФ

Письмо ФНС от 16 июля 2017 г. N ЗН-3-17/5523 выражает спорную позицию налогового органа по признанию всех валютных операций по счету резидентов РФ в иностранных банках незаконными вследствие непредставления уведомлений и отчетов о таких счетах.

Письмо ФНС – это документ, не являющийся нормативно-правовым, и его положения носят информационно-разъяснительный характер. В данном случае орган выражал свою позицию о нарушениях валютного законодательства резидентами РФ, в первой части письма приводя положения законодательных актов, а именно нормы Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ). В частности, были приведены нормы, устанавливающие обязанность резидентов уведомлять налоговый орган об открытии счетов в зарубежных банках, а также об изменениях реквизитов счетов и их закрытии. Помимо этого, в тексте Письма была упомянута обязанность резидента РФ представлять отчет о движении средств по счетам. За неисполнение этих обязанностей предусмотрена административная ответственность (ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ, далее – КоАП РФ).

Читайте так же:  Установлены порядок и сроки представления юрлицами информации о бенефициарных владельцах

Перечислив законодательную базу, ФНС приходит к выводу, что «валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по которым физическими лицами — резидентами в налоговые органы по месту их учета в нарушение требований частей 2 и 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ не представлены уведомления и отчеты, по мнению ФНС России, также будут являться незаконными валютными операциями». При этом такой вывод не основан на законе, т.к. не следует из приведенных в самом же письме норм соответствующих актов.

Определение незаконных валютных операций дано в ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ: «запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ». Как мы видим, здесь нет упоминания такого признака незаконной валютной операции, как непредставление уведомления и/или отчета о движении средств. Это самостоятельные составы правонарушения, за которые предусмотрена отдельная административная ответственность.

При этом, Закон N 173-ФЗ также не содержит норм, при помощи которых можно было бы квалифицировать валютную операцию как незаконную в силу того, что она совершалась по счету резидента РФ без заблаговременного представления уведомления и/или отчета о движении средств по счету.

Мнение ФНС, касающееся вопроса незаконности упомянутых операций, как указано и в самом Письме, не является правовой нормой и не влечет за собой возникновения правовых последствий. Можно сделать предположение, в результате чего возникло такое мнение и с какой целью его изложили в официальном документе. Такими действиями налоговые органы могут стимулировать еще не представивших уведомления и отчеты по зарубежным счетам резидентов РФ к передаче информации, в том числе при помощи перечисления мер ответственности за нарушения валютного законодательства.

Какая ответственность за незаконные валютные операции?

Незаконные валютные операции, совершаемые как физическими, так и юридическими лицами, при их обнаружении приводят к наложению санкций. К нарушителям применяют штрафы или даже лишение свободы. При этом при несоблюдении валютного законодательства юридическими лицами к ответственности привлекают также их должностных лиц.

Виды валютных нарушений

В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия:

  • приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;
  • проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;
  • проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.

О том, какие валютные операции бывают, узнайте из статьи «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Кроме того, к валютным нарушениям относят:

  • непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
  • несдача отчетности (либо нарушение сроков ее сдачи) о проведении валютных операций;
  • несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами;
  • несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.

Нарушение валютного законодательства — штрафы в 2017 году

Назначаемые за нарушение валютного законодательства штрафы указаны в ст. 15.25 КоАП РФ.

Обычно штрафы для физических лиц на порядок меньше, чем установленные для нарушителей — юридических лиц. Кроме того, вместе с наложением на юридическое лицо штрафа за совершение незаконной валютной операции санкции применяют и к виновным в совершении правонарушений должностным лицам такой организации.

Минимальный размер штрафа для нарушителей — физических лиц составляет 1 000 руб. Для юридических лиц эта сумма весомее: минимальный размер штрафа равен 50 000 руб. Довольно распространенным является наложение штрафа в сумме от ¾ до 1 размера такой операции.

За нарушение сроков зачисления средств в рамках валютного законодательства нарушителей ждут санкции не в фиксированной сумме, как за совершение незаконных валютных операций, а в размере 1/150 от ставки рефинансирования Центробанка.

Какие документы представляют для валютного контроля, читайте здесь.

Какая статья УК РФ содержит санкции за незаконные валютные операции?

Еще более серьезная ответственность за проведение незаконных валютных операций установлена ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.

Под уголовную ответственность, согласно ст. 193, попадает невозврат из-за рубежа денег в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошедшие до соответствующих расчетных счетов. Если размер незачисленных средств превысил 9 млн руб., считается, что это крупный размер нарушения и наказание предусмотрено следующего характера:

  • штраф от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты в течение срока до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;
  • для нарушений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, рамки штрафа изменены от 300 до 500 тыс. руб., но реальный срок может достичь 4 лет.

Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 45 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций будет таковым:

  • до 5 лет срок лишения свободы, штраф до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

Следующая ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Если такое перечисление сопровождалось предоставлением в недостоверных данных в банк, то наказание может повлечь:

[3]

  • штраф от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты в течение срока до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;

Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы:

Читайте так же:  О приостановлении исполнения встречного обязательства нужно письменно уведомить контрагента

  • до 5 лет срок лишения свободы со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц:

  • от 5 до 10 лет срок заключения со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

Какой срок исковой давности есть у органов валютного контроля для привлечения к ответственности?

Срок исковой давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2017 году составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствие перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции и т. д.

Перечень нарушений, за которые может последовать привлечение к ответственности, приведен в ст. 15.25 КоАП РФ. Проведение незаконных валютных операций влечет привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности. В списке санкций содержатся штрафы и даже лишение свободы.

Что важно знать, работая с валютой, читайте в рубрике «Валютные операции».

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

За исключением каких случаев запрещены валютные операции между резидентами?

В соответствии с п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами в России находятся под запретом, за исключением ограниченного числа случаев.

О том, какие изменения в этот закон и иные документы, посвященные валютным операциям, вносятся в 2018 — 2019 годах, читайте в материале «Изменения в валютном законодательстве в 2018 — 2019 годах».

Валютные операции между резидентами разрешено проводить:

Валютные счета: есть ли ограничения в операциях между резидентами и банками?

Не имеют ограничений валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, если они касаются:

  • кредитных отношений (уплаты процентов, штрафов и пени, получения/возврата кредита);
  • внесения/снятия денежных средств со счетов в банках;
  • получения банковских гарантий, выполнения резидентом обязанностей поручителя, залогодателя;
  • покупки векселей, выписанных уполномоченными банками, истребования платежа по ним при предъявлении;
  • приобретения/продажи иностранной валюты и чеков в обмен на российские рубли;
  • уплаты комиссионного вознаграждения банкам.

Резиденты вправе проводить расчеты при помощи открытых в уполномоченных банках счетов в любой иностранной валюте. В случае необходимости они могут проводить конверсионные операции по согласованному с банками курсу. При этом не имеет значения, в какой именно иностранной валюте был открыт счет.

Уполномоченные банки, которые сами являются профессиональными участниками рынка ЦБ, могут самостоятельно открывать и обслуживать собственные брокерские счета, необходимые нерезидентам, которые являются их клиентами, с целью учета денежных средств. Кроме того, сами профессиональные участники рынка ЦБ открывают в своих уполномоченных банках специальные счета для учета денег при совершении брокерских сделок.

В случае нарушения условий совершения валютных операций, в частности сроков зачисления средств на счета резидентов, к правонарушителям могут применяться санкции, для расчета которых используется ставка рефинансирования Центробанка.

Разрешен ли валютный заем между резидентами?

При оформлении валютного займа заимодавец передает заемщику некоторую сумму в иностранной валюте при условии ее возврата через установленный период. Подобные займы могут предоставляться на процентной или безвозмездной основе.

Проведение валютных операций между резидентами РФ, к которым причисляются и займы в иностранной валюте, не допускаются. Однако в п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ предусмотрены исключения, позволяющие резидентам получать кредиты в валюте в уполномоченных финансовых учреждениях при оформлении соответствующих соглашений. То есть если такой заем берется в банке, нарушения законодательства не происходит.

Если же договор займа заключается между 2 хозяйствующими субъектами — резидентами, в нем должны присутствовать исключительно рублевые суммы. При желании указать их в валюте на момент расчетов окончательную сумму следует привязать к курсу валюты по ЦБ РФ.

Если же валютная операция по оформлению займа осуществляется между резидентом и нерезидентом РФ, по ней ограничений нет.

Особенности осуществления валютных операций между нерезидентами

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии со ст. 10 закона № 173-ФЗ валютные операции между нерезидентами разрешены в России без каких-либо ограничений. Так, нерезиденты могут свободно переводить друг другу иностранную валюту и российские рубли с/на банковские счета в уполномоченных банках на/с заграничных счетов. Также нет ограничений относительно произведения расчетов между нерезидентами без открытия банковских счетов как при получении средств из-за границы, так и при переводе валюты и рублей за границу.

Нерезидентам разрешены любые операции с внутренними ЦБ на территории России при условии соблюдения федерального антимонопольного законодательства. При этом нерезиденты должны осуществлять валютные операции между собой с использованием рублей лишь через банковские счета, открытые в РФ.

О том, какие налоги с взносами надлежит уплачивать нерезидентам на территории Российской Федерации, читайте в материалах:

Порядок осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами

В России не ограничиваются валютные операции между резидентами и нерезидентами. Исключение составляют случаи, когда определенные ограничения установлены для предотвращения уменьшения валютных запасов в России.

До 2006–2007 годов действовало гораздо больше таких ограничений. Однако на сегодняшний день осталось лишь ограничение, указанное в ст. 11 закона № 173-ФЗ. В частности, сделки по приобретению или продаже иностранной валюты, а также чеков в такой валюте могут проводиться только через банки, уполномоченные на совершение валютных операций.

Кроме того, Центробанк устанавливает для кредитно-финансовых учреждений ряд требований по документальному оформлению сделок с наличной иностранной валютой. Так, финансовым регулятором предусмотрено требование о проведении обязательной идентификации персоны, покупающей или продающей иностранную валюту. Персональные данные могут вноситься в документы, оформляемые при совершении сделок с иностранной наличностью.

Все заграничные транзакции между резидентами и нерезидентами подлежат валютному контролю. Подробности — в материале «Валютный контроль при переводе денег за границу».

Подводя итоги, можно сделать вывод, что валютные операции между резидентами запрещены, за исключением ограниченного числа случаев. Все эти исключения перечислены в законе № 173-ФЗ и могут быть расширены только путем внесения изменений в указанный закон.

Что касается валютных операций между резидентами и нерезидентами, а также расчетов, проводимых нерезидентами между собой, то существенных ограничений для них нет. Имеется лишь ряд требований по оформлению совершаемых сделок.

При оформлении сделок с валютными ценностями и валютой (иностранной и российской) потребуется указание кодов видов валютных операций, с которыми можно ознакомиться в статье «Справочник кодов видов валютных операций (2018 — 2019)».

Данные требования, а также порядок оформления и бланки необходимой документации детально расписаны в нормативных актах, издаваемых федеральным финансовым регулятором.

Руководителю

Валютные операции со средствами на счетах в банках, расположенных за пределами РФ, по которым не представлены в налоговые органы уведомления и отчеты, будут являться незаконными

23 августа

Письмо ФНС России от 16.07.2017 N ЗН-3-17/5523@

Валютные операции со средствами на счетах в банках, расположенных за пределами РФ, по которым не представлены в налоговые органы уведомления и отчеты, будут являться незаконными.

Читайте так же:  Как и в какие сроки можно подать на алименты задним числом

Обязанность уведомления налоговых органов об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ, а также обязанность представления отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам) установлена статьей 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Информация о порядке и способах уведомления резидентом о счетах размещена на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Учет организаций и физических лиц», подраздел «Банковские счета».

Неисполнение установленных требований, а также осуществление незаконных валютных операций, влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 15.25 КоАП РФ.

ФНС России обращает внимание, что валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в банках, расположенных за пределами территории РФ, по которым физическими лицами – резидентами в налоговые органы по месту их учета не представлены уведомления и отчеты, будут являться незаконными валютными операциями.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Валютные операции со средствами на счетах в банках, расположенных за пределами РФ, по которым не представлены в налоговые органы уведомления и отчеты, будут являться незаконными

23 августа

Письмо ФНС России от 16.07.2017 N ЗН-3-17/5523@

Валютные операции со средствами на счетах в банках, расположенных за пределами РФ, по которым не представлены в налоговые органы уведомления и отчеты, будут являться незаконными.

Обязанность уведомления налоговых органов об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ, а также обязанность представления отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам) установлена статьей 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Информация о порядке и способах уведомления резидентом о счетах размещена на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Учет организаций и физических лиц», подраздел «Банковские счета».

Неисполнение установленных требований, а также осуществление незаконных валютных операций, влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 15.25 КоАП РФ.

ФНС России обращает внимание, что валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в банках, расположенных за пределами территории РФ, по которым физическими лицами – резидентами в налоговые органы по месту их учета не представлены уведомления и отчеты, будут являться незаконными валютными операциями.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Отчеты о движении средств по счетам в банках за пределами РФ

Вопрос

Какой отчет о движении по валютным счетам в зарубежных банках должно представлять физическое лицо? есть штрафы за непредставление? как узнать оштрафованно физическое лицо или нет?

Ответ

Какие операции по валютным счетам в зарубежных банках запрещены?

Подпунктом 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что резидентами — физическими лицами признаются:

— граждане РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;

— постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Если вы являетесь резидентом РФ и открываете (закрываете) счет (вклад) за рубежом в иностранном банке, то вы обязаны представить в налоговый орган (ч. 2, 7 ст. 12, ч. 10 ст. 28 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ):

— уведомление об открытии (закрытии) такого счета (вклада);

— уведомление об изменении реквизитов счета (вклада);

— уведомление о наличии такого счета, открытого в соответствии с полученным до вступления в силу Закона N 173-ФЗ разрешением, действие которого прекратилось;

— отчет о движении средств по счету (вкладу).

При этом данные обязанности не распространяются на владельцев счетов (вкладов), открытых в расположенных за пределами РФ филиалах российских банков (п. 8 ч. 1 ст. 1, ч. 9 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).

Представить уведомление в налоговую инспекцию можно лично, по почте, через представителя или по телекоммуникационным каналам связи (через Интернет) в электронной форме.

Уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке за пределами РФ и об изменении реквизитов такого счета (вклада)

В течение месяца со дня открытия (закрытия) счета (вклада) в иностранном банке или со дня изменения его реквизитов вы обязаны уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета. Также при осуществлении первого перевода на свой счет, открытый за пределами территории РФ, вам необходимо предъявить уведомление налогового органа об открытии счета в указанном банке за пределами территории РФ с оригинальной отметкой налогового органа о принятии такого уведомления.

Отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ

Граждане — резиденты РФ обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам), открытым в банках за пределами РФ. Такие отчеты представляются физическими лицами — резидентами налоговым органам начиная с отчетности за 2015 г. (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365).

Отчет представляется ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или на бумажном носителе лично либо направляется по почте (п. п. 2, 5 Правил, утв. Постановлением N 1365).

Уведомление о наличии в иностранном банке счета, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось

Уведомление, открытое в соответствии с полученным до вступления в силу Закона N 173-ФЗ разрешением, действие которого прекратилось, подается в налоговые органы по месту вашего жительства не позднее месяца со дня прекращения действия указанного разрешения с обязательным представлением копии разрешения на открытие счета в банке за пределами территории РФ и проведение по нему операций (ч. 10 ст. 28 Закона N 173-ФЗ).

Нарушение установленных правил об уведомлении налогового органа может повлечь привлечение нарушителя к административной ответственности и взысканию штрафа в соответствии с ч. 2 ст. 15.25 КоАП:

— за нарушение срока представления уведомления об открытии, закрытии или об изменении реквизитов зарубежного счета, а также

— за нарушение формы представления уведомления (если оно все-таки будет представлено, но не по форме) об открытии, закрытии или об изменении реквизитов зарубежного счета.

Такое нарушение для физлица грозит штрафом от 1 до 1,5 тыс. руб.

Однако если налоговый орган самостоятельно, до обращения физлица выявит факт нарушения, то нарушитель будет привлечен к ответственности уже за непредставление уведомления по ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП, что повлечет для физлица взыскание штрафа уже в размере от 4 до 5 тыс. руб.

Читайте так же:  Приёмка товара не обязательно должна подтверждаться накладной торг-12

Нужно помнить, что для правонарушений в области валютного законодательства ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ с 16 апреля 2016 г. устанавливает повышенный срок давности привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено в течение двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон 173-ФЗ) устанавливаются ограничения на использование физическими лицами своих зарубежных счетов по принципу «запрещено все, что прямо не разрешено».

1. Зачисление денежных средств на зарубежные счета

Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон 173-ФЗ) устанавливаются ограничения на использование физическими лицами своих зарубежных счетов по принципу «запрещено все, что прямо не разрешено».

В соответствии с Законом 173-ФЗ получение средств физическим лицом — резидентом на свои счета, открытые в банках за пределами территории РФ, допускается в строго ограниченных случаях, указанных в ч.4 и ч.5 ст.12:

1) Зачисление сумм от физических лиц – резидентов РФ на свои зарубежные счета с собственных как российских(1), так и зарубежных счетов (ч.4 ст.12 Закона 173-ФЗ), а также с российских счетов(2) супруга и близких родственников(3) независимо от валюты (пп.17 п.1 ст.9 Закона 173-ФЗ).

2) Зачисление сумм из РФ в иностранной валюте от другого физического лица – резидента РФ с ограничением не более 5000 USD(4) в течение одного операционного дня через один банк (пп.12 п.1 ст.9 Закона 173-ФЗ).

[2]

3) Зачисление сумм в рублях от резидентов РФ (как физических, так и юридических лиц) как с российских (пп. «ж» п.9 ч.1 ст.1 Закона 173-ФЗ), так и с зарубежных счетов этих лиц (пп. «3» п.9 ч.1 ст.1 Закона 173-ФЗ).

4) Зачисление сумм процентов на остаток средств на зарубежных счетах (во вкладах), денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего зарубежного банка при открытии счета (вклада), наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад), денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады) (ч.5 ст.12 Закона 173-ФЗ).

5) Зачисление средств от юридических лиц-резидентов без использования банковских счетов в уполномоченных банках в любой валюте в пользу физических лиц – резидентов, находящихся за пределами территории РФ (абз. 6 ч.2 чт.14 Закона 173-ФЗ).

6) Зачисление сумм, полученных в порядке дарения супругой и близким родственником (п.2 ч.3 чт.14 Закона 173-ФЗ)

7) Зачисление следующих денежных средств, полученных от нерезидентов (абз.2-6 ч.5 ст.12 Закона 173-ФЗ):

  • выплаты в рамках заключенных с нерезидентами трудовых договоров (контрактов);
  • выплачиваемых в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;
  • выплачиваемых в виде пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера;
  • в виде страховых выплат, осуществляемых страховщиками-нерезидентами;
  • выплачиваемых в порядке возврата ранее уплаченных физическими лицами — резидентами денежных средств.

8) Зачисление сумм займов и кредитов по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет, но только на зарубежные счета резидента РФ, открытые в странах-членах ФАТФ и ОЭСР(5) (ч.5.1 ст.12 Закона 173-ФЗ).

9) На зарубежные счета резидента РФ, открытые в странах-членах ФАТФ и ОЭСР, могут быть также зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов (ч.5.1 ст.12 Закона 173-ФЗ):

  • суммы доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории Российской Федерации недвижимого и иного имущества физического лица — резидента;
  • выплачиваемые в виде грантов;
  • выплачиваемые в виде накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу — резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги).

10) Зачисление оплаты от заказчиков-нерезидентов местных расходов резидентов, сооружающих объекты на территориях иностранных государств, — на период строительства (п.п.2 ч.2 ст.19 Закона 173-ФЗ);

11) Зачисление иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий (п.3 ч.2 ст.19 Закона 173-ФЗ);

12) Зачисление сумм по операциям, связанным с расчетами по договорам перевозки пассажиров (пп.16 п.1 ст.9 Закона 173-ФЗ).

13) Некоторые платежи, необходимые для обеспечения работы дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ за пределами РФ (выплата зарплат, командировочных работникам таких учреждений и т.п.).

Таким образом, помимо указанных выше случаев правомерного способа зачислять средства физическому лицу — резиденту РФ на его счета в зарубежных банках минуя счет в российском банке нет.

2. Расходование денежных средств на зарубежных счетах

Физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, с использованием средств, зачисленных в соответствии с законом на свои зарубежные счета, если эти средства не связаны с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации.

Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, признается административным правонарушением, за которое ч.1 ст.15.25 КоАП РФ предусматривается штраф для граждан в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обращаем Ваше внимание, что все вышеуказанные положения не распространяются на счета (вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах российских банков.

Источники


  1. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.

  2. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.

  3. Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.
  4. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.
  5. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.
Валютные операции с использованием средств на счетах в банках, находящихся за пределами рф, по котор
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here