В течение какого срока составляется акт камеральной налоговой проверки

Полная информация на тему: "В течение какого срока составляется акт камеральной налоговой проверки" в помощь грамотному гражданину.

Составление акта камеральной налоговой проверки

Оформление результатов камеральной налоговой проверки в виде акта

Камеральная проверка зачастую заканчивается без составления итогового документа. В этом случае следует считать, что какие-либо отклонения от норм законодательства в представленных документах отсутствуют. Налоговый орган составляет акт камеральной налоговой проверки только в том случае, если в ходе нее обнаружены нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ).

До составления акта камеральной налоговой проверки при обнаружении каких-либо расхождений или противоречий в документах налоговый орган направляет требование о предоставлении пояснений, на которое проверяемое лицо должно отреагировать в течение 5 дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного суда, это не право, а обязанность налогового органа (определение КС РФ от 12.07.2006 №267-О). Решение о том, воспользоваться ли правом на предоставление пояснений и документов, остается за проверяемым лицом. При этом непредоставление им каких-либо сведений может стать основанием не только для составления акта, но и для последующей критичной оценки аргументации налогоплательщика в суде (см. постановление АС СЗО от 02.03.2016 № Ф07-2677/16 по делу № А26-5668/2015).

Заполненный образец акта камеральной налоговой проверки

Форма акта должна соответствовать приложению № 23 к приказу ФНС РФ «Об утверждении форм документов…» от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, а содержание — п. 3 ст. 100 НК РФ и требованиям, являющимся приложением № 24 к этому же приказу. Обязательные реквизиты акта (п. 3 ст. 100 НК РФ):

  • дата его подписания;
  • сведения о проверяемом лице и его адресе;
  • сведения о проверяющих (Ф.И.О., должности, место работы);
  • дата получения декларации;
  • перечень приложений;
  • проверяемый период;
  • проверяемый налог;
  • даты начала и завершения проверки;
  • проведенные мероприятия налогового контроля;
  • выявленные факты нарушений (подразумевается не перечисление фактов, а правовая оценка с указанием на обстоятельства, которыми они подтверждаются — см. постановление АС ЦО от 09.09.2015 № Ф10-2788/15 по делу № А36-4208/2014);
  • выводы и предложения по устранению нарушений, номера статей, предусматривающих меры ответственности.

Акт должен быть издан в бумажной или электронной форме. Он включает три части: вводную, описательную и итоговую. Особые требования предъявляются к описательной части: она должна отвечать требованиям объективности, обоснованности, полноты и др. Все существенные обстоятельства должны быть отражены в тексте со ссылками на документальные доказательства, субъективные утверждения не допускаются (п. 3.2 Требований).

Содержащие основные результаты налоговой проверки документы представляются…

1-й экземпляр акта должен быть в 5-дневный срок вручен проверяемому лицу. При его отказе от этого в акте делается соответствующая запись, и он направляется по почте (п. 5 ст. 100 НК РФ). Акт выдается зачастую без приложения, т. к. подразумевается наличие у проверяемого лица всех документов. Одновременно с актом вручается или направляется почтой извещение о дне рассмотрения материалов. На возражения отводится 1 месяц от даты получения акта (при отправке по почте таким днем считается 6-й день с момента отправки). Возможно предоставление дополнительных документов, подтверждающих заявленные доводы.

2-й экземпляр акта вместе с приложениями и поступившими возражениями передается руководителю для принятия решения. На это отводится 10 дней (период отсчитывается с окончания срока для представления возражений), с возможностью продления не более чем на месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Наряду с применением ответственности или отказом от этого одним из вариантов решения является назначение дополнительных проверочных мероприятий (п. 6 ст. 101 НК РФ). Их цель — изыскание доказательств нарушения при недостаточности имеющихся. Результаты дополнительных мероприятий фиксируются в дополнении к акту проверку. Проверяемое лицо вправе представить по такому дополнению свои возражения в течение 15 дней с момента его получения (пп. 6.1, 6.2 ст. 101 НК РФ).

Итак, акт проверки составляется по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными ФНС РФ. В некоторых случаях, при недостаточности аргументации выводов, изложенных в этом документе, могут быть назначены мероприятия, направленные на получение дополнительных доказательств нарушений, перечисленных в акте. Результаты допмероприятий фиксируются в дополнении к акту. Возражения можно представить как на акт, так и на дополнение к нему.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

В течение какого срока составляется акт камеральной налоговой проверки?

По результатам выездной проверки (ВНП) акт составляют всегда — независимо от того, выявлены нарушения или нет. На составление акта отведено два месяца со дня составления справки о ВНП п. 1 ст. 100 НК РФ . Иногда акт вручают налогоплательщику одновременно со справкой.

При камеральной проверке акт составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, только если ИФНС выявила нарушения п. 5 ст. 88 НК РФ .

Форма акта и требования к его составлению утверждены Приказом ФНС от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.

К акту прилагаются документы (кроме тех, которые были представлены вашей организацией), подтверждающие выявленные нарушения. Это могут быть первичные документы, счета-фактуры, фрагменты банковских документов, полученные от ваших контрагентов при встречной проверке п. 3.1 ст. 100 НК РФ, Письмо ФНС от 16.11.2017 N ЕД-4-2/23295 .

В течение пяти рабочих дней со дня составления акта инспекторы должны вручить вам его под роспись или направить по почте заказным письмом пп. 1 п. 3, п. 5 ст. 100 НК РФ . Как правило, вместе с актом вручается извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

В течение месяца со дня получения акта вы можете подать на него письменные возражения п. 6 ст. 100 НК РФ .

Обжаловать акт в вышестоящий налоговый орган и в суд нельзя, так как сам по себе он не нарушает ваших прав (не влечет взыскания доначисленных сумм).

Камеральная проверка отчетности

Камеральная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля. Данная процедура проводится в отношении подаваемых в ИФНС деклараций и расчетов. И, как любое налоговое мероприятие, камеральная проверка имеет свои особенности, правила и сроки, знание которых часто помогает сохранить душевное спокойствие при общении с контролерами, а иногда и избежать некоторых негативных последствий для бизнеса.

Читайте так же:  Критерии деления системы права на отрасли

Начало проверки

В отличие от выездной проверки, которая, проводится, как правило, по месту нахождения компании, камеральная проверка происходит непосредственно в инспекции. Кстати, бизнесмены могут и не знать, что поданная декларация в данный момент проверяется, поскольку никаких извещений об этом не направляется. Следует помнить, что камеральная проверка проводится в отношении всех отчетов, поступающих в инспекцию (письмо ФНС России от 18 декабря 2005 года № 06-1-04/648).

Если требуют документы

Во всех прочих ситуациях запросить документы, подтверждающие те или иные суммы, контролеры могут, только если обнаружат в отчете какие-либо нестыковки. Причем требовать информацию о деятельности фирмы инспекторы вправе как у нее самой, так и у ее контрагентов.

Порядок истребования документов прописан в статье 93 Налогового кодекса. Требование о представлении документов вручается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку или направляется в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В документе содержится вся информация, в связи с чем производится проверка, какие документы необходимо предоставить в подтверждение той или иной цифры.

Контролеры вправе в случае необходимости ознакомиться с подлинниками документов, но в большинстве случаев в этом нет нужды. Документы для отправки в ИФНС оформляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Отвозит их в инспекцию лично представитель организации, либо же они могут быть направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Срок представления документов по требованию — 10 дней со дня получения соответствующего требования в обычных случаях и 20 дней — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков.

В случае, если проверяемый не имеет возможности исполнить требование о представлении документов в установленный срок, он должен письменно уведомить об этом инспекцию в течение одного дня. В уведомлении также необходимо указать причины, по которым документы не могут быть предоставлены. Затем, течение двух дней со дня получения уведомления руководитель ИФНС вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении. И в том, и в другом случае результат фиксируется отдельным решением.

А вот игнорирование требования инспекторов или несоблюдение сроков представления запрашиваемых документов влечет за собой штраф, предусмотренный статьей 126 Налогового кодека – 200 рублей за каждый не представленный документ. И при самом неблагоприятном развитие событий налоговый орган может произвести выемку интересующих их документов. Такая возможность предусмотрена в статье 94 Налогового кодекса.

Сроки проверки

Вместе с тем следует иметь ввиду, что уже за пределами трехмесячного срока в процессе рассмотрения материалов проверки руководителем ИФНС, последний может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. И соответственно в рамках этой отдельной процедуры инспекторы снова получают право истребовать документы у налогоплательщика или лиц, которые располагают сведениями о нем (ст. ст. 93, 93.1 НК РФ), а также допрашивать свидетелей (ст. 90 НК РФ) или назначать экспертизу (ст. 95 НК РФ). Срок данных мероприятий не должен превышать одного или двух месяцев (последнее — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). В решении о назначении таких мероприятий указываются вызвавшие их обстоятельства, а также конкретная форма их проведения.

А что в результате?

По-другому обстоят дела в ситуациях, когда налогоплательщик допустил нарушения законодательства. При обнаружении таких фактов проверяющий должен составить акт камеральной проверки (п. 5 ст. 88 и п. 1 ст. 100 НК РФ). Будет ли составляться акт камеральной налоговой проверки, к примеру, если выявлены нарушения, которые не привели к занижению сумм налога? Да, акт составляется в каждом случае, когда устанавливается факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах. При этом не играет роли обнаружена недоимка по налогу или нет, кодекс подобного условия не оговаривает.

Акт составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки по форме утвержденной приказом ФНС России от 25 декабря 2006 год № САЭ-3-06/892@ (в редакции от 23 июля 2012 года). В нем согласно требованиям пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса, указываются сведения о проверяемом лице, деталях поверки, приводится список представленных документов и прочая относящаяся к делу информация. У инспекторов есть 5 дней с даты подписания акта на то, чтобы вручить его проверяемому. К акту проверки прилагаются документы, подтверждающие выявленные нарушения. Это могут быть копии документов и материалов, собранных в ходе проверки (протоколы допросов свидетелей, письменные ответы контрагентов налогоплательщика на запросы и т.п.). А вот документы, полученные инспекцией от самого налогоплательщика к акту не прилагаются (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

После получения акта камеральной проверки у налогоплательщика есть 15 дней для предоставления своих письменных возражений (если таковые есть) в отношении информации, изложенной в документе. Несогласие может быть как в отношении фактов и выводов, отраженных в акте, так и в отношении действий инспекторов и нарушения ваших прав в ходе налоговой проверки. Возражения – это право налогоплательщика, то есть вы не обязаны их направлять, а свои пояснения можно озвучить в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки.

После истечения 15-дневного срока, у инспекторов будет десять дней для рассмотрения материалов проверки и вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности или об отказе в привлечении (письмо Минфина России от 15 июля 2010 г. № 03-02-07/1-331). Даже если ошибки в декларации были допущены, но контролеры по каким-то причинам не потрудились составить акт камеральной проверки, либо допустили нарушения установленного порядка при его составлении или не пригласили налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки — любой просчет инспекторов может стать основанием для отмены решения о привлечении к ответственности (п. 14 ст. 101 НК РФ). Правда добиваться этого придется, скорее всего, через суд. Учтите, если вы не согласны с решением, принятым инспекцией, то прежде чем обжаловать его в суде, необходимо обратиться в вышестоящий налоговый орган (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Акт камеральной проверки может быть вручен позже установленного срока

Indypendenz / Shutterstock.com

Налоговики разъяснили, что вручение акта камеральной налоговой проверки позже пяти дней с даты его подписания не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не может повлиять на решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности (письмо ФНС России от 8 декабря 2017 г. № ЕД-4-15/24930@).

Читайте так же:  Составляем исковое заявление по договору поставки

В рассмотренном примере налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года. В рамках данной проверки был вызван на допрос генеральный директор ООО, а также направлено требование о представлении документов (информации). По результатам проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки. Представителю ООО он был вручен в июне 2017 года, то есть позже установленного в Налоговом кодексе срока. В данном случае налоговики считают, что просрочка не может послужить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Напомним, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса). При этом акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В свою очередь акт и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и по ним должно быть принято соответствующее решение (п. 1 ст. 101 НК РФ).

В то же время нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

В какой срок в общем случае должен быть составлен акт камеральной налоговой проверки?

Читайте также:

  1. I. Япония во второй половине XIX в. Продолжение модернизации страны
  2. II этап: ПОДГОТОВКА И СОСТАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО ПЛАНА АУДИТА
  3. III этап : ПОДГОТОВКА И СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ АУДИТА
  4. VII. Составление служебных документов и ведение деловой переписки
  5. Анализ дебиторской задолженности
  6. Анализ дебиторской задолженности.
  7. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
  8. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе.
  9. Б. Дебиторская задолженность
  10. Барокко была эпохой, когда идеи о том, какой должна быть музыка, обрели свою форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и на сегодняшний день.
  11. Билет: взаимодействие общества и природе, анализ концепции какойто и пр.
  12. В большинстве случаев беременность продолжается 10 лунных месяцев, т.е. 280 дней или 9 календарных.

Какой предельный срок может продолжаться камеральная налоговая проверка?

Ответ: 2. 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Ключ:П. 2 ст. 88 НК РФ: камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого–либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Ответ: 3. в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

[3]

Ключ:П. 1 ст. 100 НК РФ: в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Справка при проведении камеральной налоговой проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ) не составляется.

207. Отметьте правильную последовательность действий налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщика:

Ответ: 2. получение от налогоплательщика налоговой декларации – фактическое проведение проверки – составление акта проверки.

[2]

Ключ:Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого–либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ). Результаты проверки описываются проверяющими в акте проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Справка при камеральной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ) не составляется.

208. Налоговый орган за пределами 3–х месячного срока на проведение камеральной проверки истребовал у налогоплательщика документы. Налогоплательщик отказался их представить. В этом случае налоговый орган:

Ответ: 3. может проверять только те документы, которые ранее были представлены в его распоряжение налогоплательщиком.

Ключ:Сам по себе срок на проведение камеральной налоговой проверки не является пресекательным (п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71), за его пределами проверка может продолжаться. Однако по истечении этого срока налоговый орган уже не может требовать от налогоплательщика представления каких–либо документов (постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

209. Решение о проведении выездной налоговой проверки:

Ответ: 1. принимается руководителем налогового органа либо его заместителем.

Ключ:В силу п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

210. Выездная налоговая проверка налогоплательщика, по общему правилу, проводится:

Ответ: 1. на территории (в помещении) налогоплательщика.

Ключ:В силу п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

211. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться:

Ответ: 3. с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Ключ:В силу п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Читайте так же:  Когда и почему стоит отказаться от апелляционной жалобы по уголовному делу? Основные моменты

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 447 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки

Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие по ее итогам. Возможны два варианта:

  • организация не допустила нарушения налогового законодательства;
  • организация допустила нарушение налогового законодательства.

Отсутствие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация не допустила нарушений налогового законодательства, тогда результаты проверки останутся неоформленными. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию составлять в этом случае какой-либо документ (ст. 88, 100 НК РФ). Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки при отсутствии нарушений инспекция также не обязана. Налоговый кодекс РФ не содержит такого требования (ст. 88, 100 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 21 мая 2009 г. № 20-14/4/051403). Из этого правила есть только одно исключение. Если предметом камеральной проверки является декларация по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога, то инспекция обязана письменно уведомить организацию об окончании камеральной проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства. Направить такое уведомление, составленное в произвольной форме, инспекция обязана в течение семи рабочих дней после окончания камеральной проверки. Это следует из пункта 12 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Совет: есть способ, позволяющий получать из инспекции письменные уведомления об окончании камеральных проверок деклараций и отсутствии налоговых правонарушений в отношении любых налогов.

Для этого в произвольной письменной форме обратитесь в инспекцию с просьбой проинформировать вас о результатах камеральной налоговой проверки с целью выяснить, правильно ли вы применяете налоговое законодательство. Такая возможность предусмотрена в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. Инспекция обязана отреагировать на такое обращение организации и дать конкретный ответ на поставленный вопрос в четкой и понятной форме (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 4.3.2.4 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

Видео (кликните для воспроизведения).

То, что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, не исключает право организации на получение такой информации по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Таким образом, несмотря на то что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, у организации есть возможность получить такую информацию по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Наличие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, тогда результаты проверки должны быть оформлены актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция не составила акт об установленных ею нарушениях.

Если по итогам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, то она обязана оформить результаты проверки актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Если инспекция не составляет акт, то тем самым она нарушает условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов проверки, могут стать основанием для отмены решения по этой проверке. Это следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Следовательно, тот факт, что инспекция не составила акт камеральной проверки, может стать достаточным основанием для отмены решения по проверке.

Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2009 г. № А53-5911/2009, Московского округа от 23 сентября 2009 г. № КА-А40/8182-09-2, Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 г. № Ф04-1205/2008(1103-А02-25)).

Оформление акта проверки

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта камеральной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте камеральной проверки, см. в таблице .

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция составила акт камеральной проверки с нарушениями (ошибками).

Можно, если нарушения (ошибки), допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам камеральной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам камеральной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

Читайте так же:  Программа вводного инструктажа по гражданской обороне

Срок составления акта

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Инспекция составляет два экземпляра акта: один из них остается на хранении в инспекции, другой – вручается проверенной организации (п. 2.3 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). При этом в ряде случаев инспекция обязана приложить к экземпляру акта, который передается в организацию, доказательства, свидетельствующие о нарушениях, которые были выявлены в ходе камеральной проверки (ст. 100 НК РФ).

Вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: что делать, если акт камеральной проверки вручен с нарушениями сроков?

Получить акт и ознакомиться с ним.

Дело в том, что нарушение срока вручения акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налоговой инспекции по результатам проверки. Такое упущение со стороны проверяющих не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Суды в такой ситуации тоже вряд ли помогут (см., например, постановления ФАС Московского округа от 9 апреля 2014 г. № А40-76732/13-99-232, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. № 09АП-40446/2013).

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из совокупности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам налоговой проверки, если организация не получила акт камеральной (выездной) проверки?

Ответ: да, можно, при условии, что организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Тот факт, что организация не получила акт налоговой проверки, лишает ее возможности представить свои письменные возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ). Вместе с тем, у организации остается возможность представить свои возражения и пояснения во время рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). Следовательно, отсутствие акта налоговой проверки у организации само по себе не может быть достаточным основанием для отмены решения инспекции по проверке.

[1]

Иначе обстоит ситуация, если организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки. В таком случае организация полностью лишена возможности давать свои возражения и пояснения, что недопустимо. Решение по итогам такой проверки подлежит отмене. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает правомерность такого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. № ВАС-16522/09, от 29 октября 2009 г. № ВАС-13489/09, постановления ФАС Центрального округа от 21 октября 2009 г. № А35-8070/08-С26, от 26 июня 2009 г. № А48-2263/08-18, Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/8296-09, от 6 марта 2008 г. № КА-А40/1247-08, Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. № Ф04-5654/2009(19864-А70-14), Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г. № А33-8783/08-Ф02-1244/09, Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. № А56-1230/2007, от 9 февраля 2007 г. № А05-11114/2006-12).

Возражения по акту проверки

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) инспекция принимает окончательное решение по итогам камеральной проверки и оформляет его (п. 1 ст. 101 НК РФ). Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления решения по итогам камеральной налоговой проверки см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки .

В наглядной форме этапы проведения камеральной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

По итогам «камералки»

Ошибки, допущенные налоговиками при оформлении результатов проверки, частенько играют на руку налогоплательщикам. Суды могут признать решение инспекторов неправомочным, даже если вина компании фактически налицо. Попробуем найти «болевые точки» акта, составленного по итогам данной ревизии.

Нарушителю вручаем акт

Проводя камеральную налоговую проверку, представители ИФНС могут выявить нарушения, допущенные организациями или индивидуальными предприниматели. В этом случае они обязаны будут составить по результатам проверки соответствующий акт. Об этом сказано в пункте 5 статьи 88 Налогового кодекса. Правда действовала подобная норма не всегда. До начала 2007 года налоговое законодательство не обязывало налоговиков составлять подобный документ по итогам «камералки». Однако такое положение вещей породило немало споров, ведь о своих нарушениях компании узнавали зачастую из решения о привлечении ее к ответственности. Именно поэтому с 1 января 2007 года у инспекторов появилась обязанность при выявлении в ходе «камералки» нарушений составлять соответствующий акт (п. 5 ст. 88 НК в ред. Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

Читайте так же:  Образец соглашения о расторжении договора залога

Сделать это проверяющие должны в течение десяти дней с момента окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК). Выходит, ждать «камеральный» акт налогоплательщику придется не дольше трех месяцев и десяти дней после представления в свою инспекцию налоговой декларации и документов, которые к ней должны прилагаться (три месяца – максимальная продолжительность «камералки», плюс десять дней – время на составление акта проверки). Об этом недавно напомнили представители Минфина в письме от 9 декабря 2008 года № 03-02-07/1-503.

Кроме того, представители финансового ведомства в данном письме указали и на тот факт, что с 1 января 2009 года ситуация несколько меняется. Пункт 5 статьи 100 Налогового кодекса в редакции Закона от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ добавляет к установленному ранее сроку еще пять дней на вручение «камерального» акта налогоплательщикам. Еще одно изменение было внесено в пункт 2 статьи 88 Кодекса. Согласно ему отсчет трехмесячного срока проведения камеральной проверки начинается со дня представления сугубо налоговой декларации, независимо от даты сдачи прилагающихся к ней документов. То есть с начала 2009 года представители ИФНС могут проводить камеральную проверку в течение трех месяцев после подачи декларации, затем еще десять дней у них есть на составление акта, и пять дней – на вручение его налогоплательщику (п. 2 ст. 88, п. 1 и п. 5 ст. 100 НК).

Вручить акт, составленный по результатам «камералки», налоговики должны либо тому лицу, в отношении которого проверка проводилась, либо его представителю. Причем сделать это необходимо под расписку или другим способом, свидетельствующим о дате получения акта проверяемым лицом (п. 5 ст. 100 НК).

Если налогоплательщик отказывается получить акт, в нем делается соответствующая запись, а акт направляется проверяемому лицу по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения документа будет считаться шестой день с момента отправки письма.

Так вот ты какой, акт камеральной проверки!

Акт камеральной налоговой проверки должен быть составлен по форме, утвержденной приказом ФНС от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892@.

Рассматриваемый документ оформляется налоговиками на бумажном носителе на русском языке и имеет сквозную нумерацию страниц. Он состоит из вводной, описательной и итоговой частей.

Вводная часть содержит общую информацию о проводимой проверке и проверяемом лице. Описательная часть отражает факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, и связанные с этими нарушениями сведения, имеющие значение для вынесения решения по результатам «камералки». Итоговая же часть перечисляет конкретные суммы неуплаченных (или излишне уплаченных) налогов, делает вывод о наличии налоговых правонарушений и предлагает пути их устранения.

Перечень реквизитов, которые обязательно должен содержать акт камеральной налоговой проверки, приведен в пункте 3 статьи 100 Налогового кодекса. Вот они:

– дата подписания акта лицами, проводившими проверку;

– полное и сокращенное наименование проверяемой организации или фамилия, имя и отчество проверяемого индивидуального предпринимателя. Если проверка проводится по месту нахождения обособленного подразделения, то должно быть также указано полное и сокращенное наименование этого подразделения и место его нахождения;

– Ф.И.О. проверяющих, их должности и наименование налогового органа, который они представляют;

– дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов;

– перечень документов, представленных организацией или ИП в ходе налоговой проверки;

– период, за который проводилась проверка;

– наименование налога, по которому проводилась налоговая проверка;

– даты начала и окончания налоговой проверки;

– адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

– сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

– документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или пометка об их отсутствии;

– выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, а также ссылки на статьи Налогового кодекса в случае если Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения.

Составляется «камеральный» акт в трех экземплярах. Первый из них хранится в налоговом органе, второй вручается проверяемому лицу, а третий направляется в органы внутренних дел, сотрудники которых участвовали в проведении проверки.

Имеются возражения

В том случае, если налогоплательщик не согласен с положениями акта, составленного по результатам камеральной налоговой проверки, он имеет право представить в инспекцию аргументированные письменные возражения, приложив к ним документы, подтверждающие его позицию (п. 6 ст. 100 НК).

Видео (кликните для воспроизведения).

Сделать это налоговое законодательство разрешает в течение 15 дней с момента получения акта. Причем речь в данном случае идет не о календарных, а о рабочих днях, поскольку положениями статьи 6.1 Налогового кодекса закреплено, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если прямо не предусмотрено, что он установлен в календарных днях.

Возражения проверяемого лица должны быть рассмотрены представителями ИФНС и учтены при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 1 ст. 101 НК).

Источники


  1. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.

  2. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.

  3. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.
  4. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
  5. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.
В течение какого срока составляется акт камеральной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here