Антимонопольное законодательство рф — основные акты

Полная информация на тему: "Антимонопольное законодательство рф — основные акты" в помощь грамотному гражданину.

Образовательный портал — все для студента юриста.

Антимонопольное законодательство в Российской Федерации

Понятие антимонпольного законодательства

Антимонопольное законодательство — это направление государственной деятельности в экономической деятельности.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов.

Правовое регулирование защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках РФ осуществляется системой нормативных правовых актов. Принципы антимонополь­ного регулирования определены Конституцией РФ, ст. 8 которой за­крепляет основополагающий принцип рыночной экономики — свобо­ду конкуренции, а п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 Конституции РФ на территории РФ провозглашается существование единого экономического простран­ства в государстве — необходимое условие поддержки конкуренции.

Среди международных актов в сфере конкурентного права можно выделить следующие нормативные правовые акты:

Соглашение о согласова­нии антимонопольной политики, подписанное странами — участни­ками СНГ 12 марта 1993 г.,

— Договор о проведении согласованной ан­тимонопольной политики, заключенный в развитие Соглашения 25 января 2000 г., двусторонние соглашения, заключаемые Прави­тельством РФ с правительствами иностранных государств.

Законодательство Российской Федерации в сфере конкурентного права

Статья 10 ГК РФ содержит запрет на использование граждан­ских прав в целях ограничения конкуренции, а также на злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены Феде­ральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конку­ренции».

Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и преж­де всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О есте­ственных монополиях».

Помимо специального законодательства нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринима­тельской деятельности, содержатся в иных актах. Во-первых, это нормы ст. 10 и 1033 ГК РФ. Кроме того, следует отметить ст. 17 За­кона РФ «О недрах», ст. 32 Закона о банках, ст. 5 Федерального за­кона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», ст. 15, 17, 20 Закона о связи и другие акты.

Наряду с законами конкурентные отношения могут регулиро­ваться постановлениями Правительства РФ, нормативными право­выми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. В качест­ве примера приведем: постановление Правительства РФ от 19 фев­раля 1996 г. № 154 «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов» (далее -реестр), приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апре­ля 2006 г. № 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», приказ МАП России от 31 марта 2003 г. № 86, которым утверждены Мето­дические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг.

Отношения могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые Федеральным законом «О защите конкуренции», применяются правила международного договора Российской Федерации.

Уровни антимонопольного законодательства в Российской Федерации

Уровень антимонопольного законодательства :

— федеральный (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ)

— на уровне субъекта РФ — в сфере, не входящей в исключительную сферу и в сферу совместного ведения

Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.
На уровне муниципальных образований.
Могут оказывать влияние на действие локальной монополии.

К ведению м/о отнесены организации, содержащие развитие муниципального тепло- и водоснабжения.

Образовательный портал — все для студента юриста.

Действие норм антимонопольного законодательства

Действие норм антимонопольного законодательства по территории, по времени и по кругу лиц

Действие антимонпольнго законодательства во времени
С 28 октября 2006 года.

Действие антимонопольного законодательства в пространстве (по территории)
Нормы антимонопольного законодательства применяются на всей территории РФ и могут иметь экстерриториальный характер (действуют за пределами РФ) при условии:
1. Соглашение влияет отрицательным образом.

2. Соглашение заключается в отношении основных фондов, акций, долей, прав в отношении российских коммерческих организаций.

Действие антимонопольного законодательства по кругу лиц
1. Хозяйствующие субъекты (индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход).

2. Финансовая организация.

3. Кредитная организация.
4. Группа лиц.
5. Антимонопольный орган.
6. Органы власти (федеральные исполнительные органы власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления)

7. Наделённые функциями или правами органов власти органы или организации.

Это различные организации, которые создаются без законной на то основы при органах власти и осуществляют свои функции на платной основе — предположим, проводят какую-то экспертизу.

Антимонопольное законодательство РФ — основные акты

Антимонопольное законодательство — это направление государственной деятельности в экономической деятельности.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и иных федеральных законов.

Согласно Федеральному Закону «О защите конкуренции» наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на том или ином рынке в соответствии с российским законодательством не является противоправным. Однако попытки субъекта, который доминирует на товарном рынке, сохранить или укрепить свою рыночную власть, используя определённые методы, воздействующие на общие условия конкуренции и ограничивающие её, наносящие ущерб конкурентам, а так же другим хозяйствующим субъектам или физическим лицам, являются нарушением антимонопольного законодательства и должны пресекаться и устраняться антимонопольными органами [13].

Читайте так же:  Образец протокола о смене директора

Особенностью российской экономики является ее значительная зависимость от деятельности монополий в различных секторах производства товаров и услуг. Такая специфика обусловлена преемственностью структуры экономических отношений, сложившихся в Советском Союзе. Развитие современной экономической среды в России изначально поставлено в зависимость от сырьевых, перерабатывающих, логистических монополий, созданных в период советской индустриализации.

Антимонопольное регулирование, защита конкуренции на товарных рынках — одна из важнейших функций государства.

Несмотря на существующие обширные исследования природы конкурентных процессов в экономике, нет единого мнения среди экономистов об эффективности конкуренции и её влиянии на экономическое развитие.

Cтановление антимонопольной политики в России проходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений.

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие [10, с. 94].

История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 г., после принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства [10, с. 94].

Применение Закона на практике показало его неполную приспособленность к реальным процессам, происходящим в экономике России переходного периода и составляющим основной предмет антимонопольного регулирования. Именно поэтому за период действия Закон подвергался редактированию восемь раз, при этом прежняя концепция оставалась неизменной, хотя изменениям и дополнениям в большей или меньшей степени подверглись все его статьи.

Одним из инструментов проведения государственной антимонопольной политики, направленной на регулирование процессов экономической концентрации на товарных рынках и деятельности крупных предприятий, владеющих влиятельными сегментами рынка, является ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Целевое назначение Реестра — подготовка информационной базы о крупнейших субъектах отдельного товарного рынка для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства при осуществлении институциональных преобразований в экономике.

За период проведения антимонопольной политики в России существовали две разные концепции формирования и ведения Реестра, менявшие свое экономическое и правовое предназначение в зависимости от экономических условий.

Новая редакция от 26.07.2006 Закона №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (принят 22.03.1991г.) предложила иной подход к формированию Реестра. Изменение названия этого документа — «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов» — указывает на его информационно-справочное назначение [10, с. 106]. Правовые последствия для включенных в Реестр предприятий определены только при государственном контроле за созданием и реорганизацией коммерческих предприятий и приобретении акций в уставном капитале. Соответственно, изменились не только название, но и форма легитимности Реестра.

Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции…» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства [10, с. 97].

Также закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Для того, чтобы важность этого запрета стала полностью понятной, необходимо уточнить, что такое монопольно высокая и монопольно низкая цены. Монопольно высокая цена — это цена, устанавливаемая доминирующим на рынке данного товара хозяйствующим субъектом (производителем), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недостаточно полным использованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

Монопольно низкая цена — это цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты. То есть цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка [3, с. 156].

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией — монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Также российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся [10, с. 98]:

1) соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок;

2) отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями;

3) соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;

4) ценовые соглашения.

Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль) [1].

Читайте так же:  Особенности расчета неустойки по фз № 44

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Но, в то же время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства.

Существует много споров о способах регулирования монополий, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, ведь на самом деле система регулирования монополий далеко не совершенна. Поэтому методы государственного регулирования монополий постоянно совершенствуются, этот вопрос один из основных в поисковом плане, и интерес общества к нему никогда не угаснет [10, с. 98].

Необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемые в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии и должна подвергаться государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Например, производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности, в отличие от транспортировки и распределения ресурсов, объективно не является естественной монополией. В идеале, структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка приведут к ограничению сферы государственного регулирования. Нередко встречаются случаи перенесения затрат с нерегулируемых на регулируемые виды деятельности, что, с одной стороны, дает возможность предприятиям «обоснованно» завышать цены на нерегулируемых рынках, позволяющие устранять конкурентов или неоправданно увеличивать долю продаж на рынке [5].

Что касается антимонопольного законодательства в России сегодня, то можно сказать, что в основном был воспринят опыт европейских государств и европейской системы антимонопольного регулирования, которая скорее ограничивает монополии, чем полностью запрещает их деятельность. В ФЗ №135 «О защите конкуренции» учитывается специфика российской экономики и наряду с ограничением монополий, так же предусмотрены меры к пресечению государственного монополизма [2].

Экономическая политика России непостоянна — переходит из административного произвола по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором — несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям. Эффективное антимонопольное регулирование должно иметь комплексный характер, обеспечивая справедливую конкурентную борьбу среди производителей и продавцов, в то же время учитывать значение для развития национальной экономики крупного бизнеса в базовых отраслях [5].

63 Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции

1. Антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее — антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

2. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

64 Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну)

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются [13] :

контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);

контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;

контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции» [14] , «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [15] , «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» [16] , «О рекламе» [17] . С 01 февраля 2010 года ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [18] . ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

Читайте так же:  Порядок ведения трудовых книжек будет обновлен

Полномочия и порядок рассмотрения дел

В соответствии с Положением о ФАС России служба наделена следующими основными полномочиями:

принятие нормативных актов по вопросам, отнесённым к компетенции службы (только центральный аппарат);

осуществление контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями), федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства в установленной сфере, в том числе рассмотрение дел о нарушениях законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, проведение плановых и внеплановых проверок, привлечение виновных в нарушении законодательства лиц к административной ответственности;

осуществление контроля экономической концентрации на товарных рынках, согласование сделок с акциями (долями) и имуществом коммерческих организаций в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;

проведение исследования товарных рынков и установление наличия доминирующего положения на них отдельных хозяйствующих субъектов;

ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения о поставщиках (подрядчиках), уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов по результатам торгов, а также поставщиках (подрядчиках), контракты с которыми расторгнуты в судебном порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств;

Видео (кликните для воспроизведения).

рассмотрение ходатайств иностранных инвесторов о согласовании сделок с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или о согласовании установления контроля над такими обществами.

Права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства

При осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства работники антимонопольного органа в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства (далее — проверка) имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также в государственные внебюджетные фонды, коммерческие организации, некоммерческие организации для получения необходимых антимонопольному органу документов и информации.

Антимонопольное законодательство РФ — основные акты

Антимонопольное законодательство — Антимонопольное законодательство совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание… … Википедия

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — защита покупателя от монополии про изводителя путем экономических, организационных и юридических мер (сис тема налоговых ставок, кредитов, ценообразования; образования малых предприятий и поощрение конкуренции; система наказаний за сговор фирм ,… … Финансовый словарь

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, нормативные акты, направленные на ограничение возможностей предприятий монопольно выступать на рынке, подавляя тем самым свободную конкуренцию производителей. Антимонопольное законодательство предусматривает меры … Современная энциклопедия

Антимонопольное законодательство — АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, нормативные акты, направленные на ограничение возможностей предприятий монопольно выступать на рынке, подавляя тем самым свободную конкуренцию производителей. Антимонопольное законодательство предусматривает меры … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, система нормативных актов, отдельных правовых норм и институтов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии (см. МОНОПОЛИЯ) производителя путем установления экономических и организационных ограничений:… … Энциклопедический словарь

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — антитрестовское законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для… … Экономический словарь

Антимонопольное законодательство — Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948 1 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках , издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Антимонопольное законодательство — Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.… … Словарь юридических понятий

Антимонопольное законодательство — (англ. antimonopoly legislation) система правовых норм и институтов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и др. ограничений и стимулов (система налоговых ставок,… … Энциклопедия права

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — система правовых норм и институтов, комплекс законов и правительственных актов, способствующих развитию конкуренции, направленных на ограничение и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и объединений, монополистических … Юридическая энциклопедия

Антимонопольное законодательство Российской Федерации

Особенностью российского антимонопольного законодательства является его формирование в условиях перехода от одной системы хозяйствования к другой, а также необычайно высокий по сравнению с большинством стран уровень концентрации.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации включает Конституцию Российской Федерации, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, издаваемые в соответствии с ним федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановление и распоряжение Правительства Российской Федерации. Целью антимонопольного регулирования являются предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Антимонопольными органами на территории РФ является федеральный антимонопольный орган – Министерство по антимонопольной политике (ранее – Государственный комитет по антимонопольной политике). В соответствии с законодательством федеральный орган вправе создавать территориальные органы и наделять их соответствующими полномочиями.

Рассмотрим особенности российского антимонопольного законодательства по сравнению с законодательством США.

В силу исторических причин в Российской Федерации наибольшее внимание уделяется регулированию злоупотреблений экономическим агентом своим доминирующим положением. При этом возможны изъятие товаров из обращения с целью поддержания дефицита и повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, для него не выгодных либо не имеющих отношения к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий (ценовая дискриминация), создание препятствий для входа на рынок и выхода с рынка другим фирмам, монопольное завышение и занижение цен и др. Эта особенность законодательства обусловлена высоким уровнем концентрации, в результате чего значительное число рынков оказывалось под контролем одной или нескольких фирм, причем практика разукрупнения, имеющая место в США, оказывалась неприменимой.

Читайте так же:  Контроль обоснованности размеров нормативов потребления коммунальных услуг возложен на органы жилищн

Во-вторых, антимонопольное законодательство РФ различает вертикальные и горизонтальные соглашения. Горизонтальные соглашения, наносящие непосредственный урон конкуренции, сразу попадают под действие законодательства. При этом согласованные действия конкурентов считаются противоправными в случае, когда доля участников соглашения в сумме превышает 35 % на рынке определенного товара. В отдельных случаях допускается картельное соглашение между конкурентами, если согласованная политика участников картеля приводит к насыщению рынка товарами, улучшению качества товаров, росту конкурентоспособности товаров на внешнем рынке, либо если положительные последствия деятельности картеля превышают потери от жесткости цен.

Регулирование вертикальных связей носит более либеральный характер. Допускается использование вертикальных соглашений как превентивного средства при угрозе злоупотребления доминирующей фирмой своим положением.

В-третьих, одной из сильных сторон российского антимонопольного законодательства является определение доминирующей фирмы через функциональную характеристику – способность оказывать определяющее влияние на условия обращения товара на рынке. Это позволяет использовать данное определение в тех или иных расширенно. Вместе с тем фирма не может быть признана доминирующей при доле рынка, меньшей 35%. При доле 35 — 65% бремя доказательства доминирующего положения лежит на антимонопольном органе, а при доле свыше 65% — на фирме. При этом доля рынка имеет значение в течение длительного времени.

В-четвертых, отношения к слияниям в российском антимонопольном законодательстве базируются на количественном критерии – определенной доле активов и рынка. Балансовая стоимость активов выступает основным параметром для обращения в антимонопольные органы для получения согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию фирм. При этом нижний порог размера суммарной балансовой стоимости активов экономических агентов при слиянии установлен в 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а совокупная доля рынка после слияния не должна превышать 35 %. Кроме этого, слияния и поглощения (в российской практике – присоединения) могут быть разрешены, если их положительные эффекты превышают отрицательные. Последний пункт наиболее важен в свете формирования вертикально и горизонтально интегрированных структур типа нефтяных, газовых и металлургических холдингов.

Наконец, основными методами регулирования монополий в России являются:

· государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений;

· государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях;

· принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью;

[3]

· ценовое регулирование монополистического поведения путем установления лимита цен, и предельных коэффициентов изменения цен, лимита рентабельности, установления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

§ 3. Антимонопольное законодательство рф

Система правового регулирования конкурентных отношений может быть представлена следующими нормативными актами.

[1]

1. Конституция РФ.

Статьей 8 гарантируются единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статьей 34 запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории Российской Федерации юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции.

2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Закон имеет экстерриториальный характер, т.е. применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами Российской Федерации, влекут отрицательные последствия на товарных рынках Российской Федерации.

Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав. Здесь имеет место так называемый конфликт между антимонопольным и патентным законодательством. Вместе с тем из этого правила есть исключение, когда деятельность обладателей исключительных прав, занимающих доминирующее положение, касается предметов вещного права (например, изделий, в которых воплощены запатентованные изобретения).

3. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Закон регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и иных финансовых услуг.

4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией.

§ 4. Доминирующее положение на товарных рынках

Участники конкурентных отношений — хозяйствующие субъекты:

1) коммерческие организации (российские и иностранные) и их объединения;

[2]

2) некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность (за исключением сельскохозяйственных потребительских кооперативов);

3) индивидуальные предприниматели.

Доминирующее положение на товарном рынке представляет собой исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителя, либо на рынке взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на рынок другим предпринимателям (ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках) .

См.: Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утв. Приказом ГКАП России от 3 июня 1994 г. N 67.

Качественная характеристика доминирующего положения — возможность воздействовать на конкуренцию.

Количественная характеристика доминирующего положения — соотношение двух экономических величин: доли, которую хозяйствующий субъект фактически занимает на рынке определенного товара, и норматива, установленного законом.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется по формуле:

где Di — доля хозяйствующего субъекта; Vi — объем реализованной этим субъектом продукции на товарном рынке; Vm — общий объем реализации товара.

При этом определяются продуктовые и географические границы товарного рынка.

Товарный рынок — это сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Читайте так же:  Как выписаться из квартиры удаленно: подробная инструкция

Классическим примером расширительного толкования понятия рынка является судебный процесс против компании Du Pont (1956). Департамент юстиции возбудил дело по обвинению компании в монополизации рынка целлофана на основании того, что компания монополизировала 75% рынка. Однако верховный суд согласился с аргументами защитников компании, что следует рассматривать не рынок целлофана, а рынок оберточных материалов в целом. Но на таком рынке доля компании составляла всего лишь 20% объема продаж. Дело было прекращено.

В результате определения количественных показателей положения хозяйствующего субъекта на рынке возможны три ситуации:

1) положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, признается доминирующим;

2) если доля хозяйствующего субъекта находится внутри пределов 35 — 65%, то наличие доминирующего положения доказывается антимонопольным органом;

3) не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%.

Похожие критерии были выработаны в американской судебной практике. Так, в деле Aluminium Co. of America (1945) судья решил, что 90% рынка конституируют монополию; 60 — 64% — сомнительно; 33% — не создают монополию.

Федеральная антимонопольная служба России ведет Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% . Однако решение о включении хозяйствующего субъекта в Реестр не является необходимым условием для признания его субъектом, доминирующим на рынке.

См.: Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 154.

Доминирующим следует считать такое поведение хозяйствующего субъекта, когда он может действовать независимо от конкурентов и способен сдерживать конкуренцию на товарном рынке.

Иллюстрацией к этому может быть дело, рассмотренное Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа. Суть в том, что ГУП «Городской центр размещения рекламы» было включено Санкт-Петербургским антимонопольным органом в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

Суд установил, что ГУП действует на основании Правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге, а также договора поручения, заключенного с администрацией Санкт-Петербурга. При этом ГУП подчиняется Комитету по управлению госимуществом Санкт-Петербурга, который действует от имени субъекта РФ — города федерального значения.

В связи с этим суд решил, что ГУП не может влиять на основные рыночные параметры и поэтому его нельзя включать в указанный Реестр.

Итак, само по себе доминирование на товарном рынке не является нарушением антимонопольного законодательства. Установление факта доминирования служит основанием для осуществления систематического наблюдения за деятельностью хозяйствующего субъекта в целях недопущения и пресечения злоупотреблений исключительным положением на товарном рынке. Иными словами, неправомерным является только злоупотребление доминирующим положением (п. 1 ст. 5 Закона). Это считается одним из видов монополистической деятельности. В частности, злоупотреблением можно считать:

изъятие товаров из обращения для создания или поддержания дефицита на рынке либо повышение цен;

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят одного или нескольких хозяйствующих субъектов в неравное положение (дискриминационные условия);

создание препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

сокращение (прекращение) производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями.

Монополистическая деятельность — это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов;

монополистическую деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления (включение их в круг субъектов монополистической деятельности является особенностью российского законодательства).

Законом также запрещены соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию, которые направлены на:

1) установление (поддержание) цен, скидок, надбавок;

2) повышение (снижение), поддержание цен на аукционах и торгах;

3) раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж и закупок, ассортименту товаров и т.д.;

4) ограничение доступа на рынок (устранение с него других хозяйствующих субъектов);

5) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

Видео (кликните для воспроизведения).

В исключительных случаях такие соглашения могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий превысит неблагоприятные последствия. Хозяйствующие субъекты с долей на рынке более 35%, намеревающиеся заключить подобные соглашения, обязаны обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашений требованиям антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган принимает решение в течение 30 дней (с продлением срока еще на 20 дней). Полученное разрешение действительно в течение двух лет. Если в этот срок соглашение не достигнуто, решение утрачивает свое действие.

Источники


  1. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.

  3. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
  4. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.
  5. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Антимонопольное законодательство рф — основные акты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here