Разъяснения фнс по вопросам, возникающим при выездных проверках

Полная информация на тему: "Разъяснения фнс по вопросам, возникающим при выездных проверках" в помощь грамотному гражданину.

Отчетность в ФНС РФ

Проверки: ФНС России даны разъяснения по отдельным вопросам, возникающим в связи с осуществлением мероприятий налогового контроля

В письме ФНС России содержатся разъяснения по следующим вопросам:

[1]

— подведомственность проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку в отношении налогоплательщика, перешедшего на учет в налоговый орган другого субъекта РФ в связи с изменением адреса;

— порядок направления материалов налоговой проверки в следственные органы в случае частичной уплаты сумм недоимки, указанной в требовании;

— проведение осмотра территорий, предметов, экспертиз в рамках камеральной налоговой проверки;

— истребование документов у налогового агента, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов;

— проведение выездной налоговой проверки в отношении организаций, реорганизовавшихся в форме присоединения.

Письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690

Отчетность в ФНС РФ

Проверки: ФНС России даны разъяснения по отдельным вопросам, возникающим в связи с осуществлением мероприятий налогового контроля

В письме ФНС России содержатся разъяснения по следующим вопросам:

— подведомственность проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку в отношении налогоплательщика, перешедшего на учет в налоговый орган другого субъекта РФ в связи с изменением адреса;

[2]

— порядок направления материалов налоговой проверки в следственные органы в случае частичной уплаты сумм недоимки, указанной в требовании;

— проведение осмотра территорий, предметов, экспертиз в рамках камеральной налоговой проверки;

— истребование документов у налогового агента, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов;

— проведение выездной налоговой проверки в отношении организаций, реорганизовавшихся в форме присоединения.

Письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690

Разъяснение по вопросу об основании срока продления выездной налоговой проверки

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) на своем официальном сайте 31.07.2018 проинформировала о возможности повторного продления срока выездной налоговой проверки на одном и том же основании.

Для справки. Выездная налоговая проверка проводится в срок не свыше 2 месяцев. Этот срок может быть продлен до 4 месяцев, в исключительных случаях — до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

При проведении выездной налоговой проверки налоговая инспекция продлила ее срок до 4 месяцев, а затем еще и до 6 месяцев. В обоих случаях налоговый орган в качестве основания продления указал большой объем проверяемых документов и проводимых контрольных мероприятий. Налогоплательщик обратился с жалобой, считая повторное продление проверки незаконным, поскольку одинаковое основание проверки противоречит, по его мнению, указанному в законе «исключительному случаю». ФНС РФ не удовлетворила жалобу, сославшись в том числе на определение КС РФ от 09.11.2010 № 1434-О-О.

О вопросах, касающихся сроков проведения выездных налоговых проверок, читайте статьи «Срок проведения выездной налоговой проверки» и «Каковы сроки проведения налоговой проверки?». Познакомьтесь также с другими материалами подраздела «Налоговые проверки».

Штрафы, недоимки, пени

Проверки: ФНС России даны разъяснения по отдельным вопросам, возникающим в связи с осуществлением мероприятий налогового контроля

В письме ФНС России содержатся разъяснения по следующим вопросам:

— подведомственность проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку в отношении налогоплательщика, перешедшего на учет в налоговый орган другого субъекта РФ в связи с изменением адреса;

— порядок направления материалов налоговой проверки в следственные органы в случае частичной уплаты сумм недоимки, указанной в требовании;

— проведение осмотра территорий, предметов, экспертиз в рамках камеральной налоговой проверки;

— истребование документов у налогового агента, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов;

— проведение выездной налоговой проверки в отношении организаций, реорганизовавшихся в форме присоединения.

Письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690

Непростые ситуации при проверках: комментарии от Федеральной налоговой службы

К сожалению, не все положения о проверках прописаны в Налоговом кодексе достаточно четко. На практике у инспекторов возникает немало вопросов о том, как действовать в тех или иных непростых ситуациях. Некоторые из них прокомментировала ФНС России в письме от 29.12.12 № АС-4-2/22690*. Хотя разъяснения адресованы инспекторам, они будут полезны и для налогоплательщиков. В частности, помогут разобраться, какие действия проверяющих не соответствуют закону. В статье мы подробно описали ситуации и выводы, которые сделали специалисты Федеральной налоговой службы.

Повторную проверку налогоплательщика, который сменил инспекцию, может провести УФНС по прежнему месту учета

После того, как инспекторы проведут выездную проверку, начальство из регионального Управления ФНС может назначить повторную ревизию того же налогоплательщика по тем же налогам и за тот же период. Цель повторной проверки — проконтролировать, насколько успешно сотрудники «рядовой» инспекции справились со своей задачей. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 10 статьи 89 НК РФ.

Однако порядок проведения повторной проверки прописан не достаточно четко. В частности, в НК РФ не говорится, кто должен проводить повторную проверку, если после первичной проверки налогоплательщик сменил юридический адрес и инспекцию. Авторы комментируемого письма объясняют, что сделать это должно УФНС по прежнему месту учета. Недавно этой темы касался и Минфин России. Чиновники подчеркнули, что переход в другую инспекцию — не повод для отмены повторной проверки (письмо от 29.03.12 № 03-02-08/32).

[3]

Ранее вопрос о повторных проверках разбирался в Конституционном суде. В постановлении от 17.03.09 № 5-П сделан следующий вывод: если арбитражный суд отменил штрафные санкции, вынесенные по итогам первичной проверки налогоплательщика, то при повторной проверке контролеры не вправе заново оштрафовать налогоплательщика по тем же основаниям.

При камеральной проверке инспекторы не вправе осматривать территорию, и помещение, но вправе назначить экспертизу

В рамках выездной проверки инспекторы могут осматривать территорию, помещение, документы и предметы, а также проводить экспертизу. Вне рамок выездной проверки (в том числе при «камералке») осмотры документов и предметов тоже возможны, но не всегда, а в особых случаях. А именно, если предметы и документы были получены в результате более ранних действий налогового контроля, либо владелец предметов дал свое согласие на осмотр (п. 2 ст. 92 НК РФ). Что касается осмотра территории и помещений, то в рамках камеральной проверки его ни при каких условиях проводить нельзя.

Все вышесказанное относится и к камеральной проверке декларации, в которой указан НДС к возмещению. Это значит, что осмотр документов и предметов возможен, только если налогоплательщик дал свое согласие, или предметы были получены в рамках предыдущих контрольных мероприятий, а осмотр помещений и территорий вообще невозможен.

С экспертизой дело обстоит следующим образом. Согласно пункту 1 статьи 95 НК РФ привлечь эксперта можно при любых видах налогового контроля. Камеральная проверка является одной из форм такого контроля. Следовательно, экспертиза при «камералке» не запрещена.

Читайте так же:  Образец иска о разделе имущества

Также напомним, что в ходе камеральной проверки разрешено допрашивать свидетелей и использовать их показания при вынесении решения. На это не раз обращал внимание Минфин России (см., например, письмо от 30.11.11 № 03-02-07/1-411).

Если во время выездной проверки компания была реорганизована в форме присоединения, то в отношении присоединенной фирмы должно быть отдельное решение о проверке

Согласно статье 50 НК РФ в случае реорганизации обязанность по уплате налогов переходит от реорганизованной компании к ее правопреемнику. Поэтому инспекторы вправе проверить правопреемника за период деятельности его предшественника. Главное, чтобы этот период не превышал трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Это правило в полной мере распространяется на компании, в которых произошла реорганизация в форме присоединения. При назначении проверки сотрудники ИФНС должны учитывать один нюанс. Если присоединение состоялось во время выездной проверки, то решений о проведении проверки должно быть два: одно в отношении предшественника (т.е. присоединившейся организации), и одно в отношении правопреемника (т.е. компании, к которой присоединилась другая фирма). Если же присоединение состоялось до начала налоговой проверки, то выписывается только одно решение — в отношении правопреемника. Но в этом решении инспекторы должны отдельно указать присоединившуюся организацию.

Два месяца, отведенные на оформление акта по выездной проверке, отсчитываются с даты составления справки о проверке, а не со дня ее вручения налогоплательщику

По окончании выездной проверки инспекторы должны составить справку о проведенной проверке. Передать ее налогоплательщику можно двумя способами: лично в руки, либо по почте. В первом случае датой получения будет день, указанный в специальном поле справки, во втором случае — дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма адресату.

Но дата вручения, какой бы она ни была, не влияет на начало отсчета двухмесячного срока, отведенного на оформление акта по результатам проверки. Дело в том, что два месяца отсчитываются от даты составления (а не вручения) справки. Таким образом, даже если контролеры вручили справку с опозданием, или вовсе не вручили, срок для составления акта не увеличится.

Частичное перечисление суммы, указанной в требовании об уплате налога, не снимает с инспекторов обязанность передать материалы следственным органам

Если по итогам проверки ИФНС начислила налоги, пени и штрафы, но налогоплательщик отказался их перечислить, инспекторы должны передать материалы в следственные органы. Но такая обязанность возникает не всегда, а при выполнении двух условий. Первое — деньги в бюджет не поступили в течение двух месяцев по окончании срока, указанного в требовании об уплате налога (сбора). Второе условие — размер недоимки позволяет предполагать, что налогоплательщик совершил нарушение, которое содержит признаки преступления, предусмотренного статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса. Это следует из пункта 3 статьи 32 НК РФ.

Возникает вопрос: должны ли налоговики передать материалы следственным органам в случае, когда налогоплательщик исполнил требование об уплате, но не в полном объеме, а частично? Авторы комментируемого письма ответили утвердительно. Другими словами, перечисление налогоплательщиком части недоимки не освобождает инспекторов от необходимости передать информацию следователям. И только уплата всей суммы, указанной в требовании, избавит компанию или предпринимателя от общения с полицией.

*В этом же письме чиновники ответили на вопрос о начислении пени по НДФЛ (см. «ФНС разъяснила, как начислить пени за несвоевременную уплату НДФЛ»).

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.

Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.

Актуальные вопросы, связанные с проведением выездных налоговых проверок (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 13.08.2015

В настоящее время камеральная проверка стала основным видом налогового контроля, так как всевозрастающее число налогоплательщиков не позволяет обеспечить стопроцентный охват всех налогоплательщиков выездными налоговыми проверками. Другое дело — выездной налоговый контроль. Он проводится точечно, в отношении небольшого числа налогоплательщиков. У организаций уже выработалось ощущение, что, если в отношении юридического лица принято решение о проведении выездной налоговой проверки, значит, проверяющим есть что искать.

Отличия выездной проверки от камеральной

Одновременное проведение выездной и камеральной проверок

Место проведения выездной проверки

Вынесение решения о проведении выездной налоговой проверки

Проверяемый период

Сроки проведения проверки

Выездная проверка филиала (представительства)

Справка об окончании проверки

Составление справки о проведении проверки фактически означает, что проверка является оконченной (п. 8 ст. 89 НК РФ), то есть дата составления справки фиксирует ее завершение. Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25 октября 2012 г. N А26-7671/2011.
ФНС России в Письме от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22690 разъяснила, что проверяющие должны вручить составленную справку налогоплательщику или его представителю лично. Формой справки предусмотрено поле, в котором налогоплательщик ставит отметку о получении справки, в случае если справка вручается непосредственно ему, а не отправляется почтой. Справка вручается в день ее составления, то есть в последний день проведения проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки, то она должна быть направлена по почте заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ). В этом случае наличия подписи налогоплательщика (его представителя) на справке не требуется. Датой получения справки будет считаться дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма адресату.

Внимание! Дата окончания проверки совпадает с датой составления справки. Дальнейшее исчисление сроков оформления результатов налоговой проверки считается с даты составления справки, а не ее вручения, следовательно, иной срок вручения справки не влечет для налогоплательщика никаких последствий.

Повторная выездная проверка

У налоговиков вскоре появится единая методологическая позиция по спорным вопросам налогообложения юридических лиц (Вайтман Е.В.)

Дата размещения статьи: 20.08.2015

ФНС России решила собрать и обобщить неоднозначные вопросы по исчислению налогов, возникающие у инспекторов на местах при проведении проверок, и, самое главное, выработать на них четкие ответы. Несомненно, когда этот проект будет воплощен, проще станет работать не только инспекторам, но и налогоплательщикам.

Руководитель ФНС России Приказом от 17.10.2013 N ММВ-7-3/449@ утвердил Порядок организации деятельности налоговых органов по вопросам формирования единой методологической позиции в области налогообложения юридических лиц (далее — Порядок). Необходимость такой работы назрела уже достаточно давно. Ведь нередко мнения налоговых органов разных уровней не совпадают, что вынуждает налогоплательщиков обращаться в суды. При этом сама ФНС России указывает следующее (Письмо от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18669):
» Системное функционирование налоговых органов предполагает единообразие применяемых в ФНС России и УФНС России по субъектам Российской Федерации механизмов реализации возложенных на налоговые органы функций и задач, а также применение единого методологического подхода к применению норм законодательства о налогах и сборах».
Работу в соответствии с этим документом налоговики должны организовать начиная с 1 ноября 2013 г. (Письмо ФНС России от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18669).

Читайте так же:  Договор дарения квартиры близкому родственнику: образец и правила оформления

ФНС России планирует выработать единую точку зрения лишь по отдельным федеральным налогам

В рамках утвержденного Порядка налоговое ведомство намерено разобраться со спорными вопросами, касающимися лишь исчисления и уплаты отдельных налогов, причем только федеральных, и лишь в той части, которая затрагивает юридические лица (п. 1 Порядка). Речь идет о НДС, налоге на прибыль, акцизах, НДПИ, водном налоге, сборах за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, а также о неоднозначных моментах, касающихся применения всех спецрежимов (патентной системы налогообложения, УСН, ЕНВД, ЕСХН и системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).
Таким образом, спорные вопросы по применению части первой Налогового кодекса, а также исчислению НДФЛ, госпошлины, региональных (налог на имущество, транспортный налог и налог на игорный бизнес) и местных (земельный налог) налогов пока будут решаться в прежнем порядке.

Формировать методологическую позицию будут лишь по тем вопросам налогообложения,
по которым пока нет единой точки зрения

Из утвержденного Порядка следует, что единая методологическая позиция будет выработана по вопросам, возникшим применительно к конкретной ситуации в связи с неоднозначным толкованием положений соответствующей главы Налогового кодекса (п. 4 Порядка). Подобные вопросы в тексте Порядка названы методологическими. К ним ФНС России относит любые неоднозначные вопросы исчисления названных выше налогов, в отношении которых выполняется хотя бы одно из следующих условий (п. 6 Порядка):
— отсутствуют разъяснения ФНС России по данной проблеме;
— разъяснения Минфина России не совпадают с точкой зрения, изложенной в письмах ФНС России по аналогичному вопросу (см. врезку ниже);
— разъяснения Минфина или ФНС России (либо разъяснения обоих этих ведомств) не совпадают с мнением арбитражных судов, приведенным в судебных актах, вступивших в законную силу;
— отсутствует судебная практика;
— существует противоречивая судебная практика.

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов
Практика показывает, что Минфин и ФНС России нередко меняют свою точку зрения по тем или иным вопросам налогообложения. Редакция журнала подготовила подборку наиболее значимых разъяснений этих ведомств за I полугодие 2013 г., в которых они кардинально поменяли свое мнение по конкретным вопросам налогообложения. Кроме того, мы попросили экспертов и аудиторов прокомментировать эти разъяснения и оценить их влияние на дальнейшую работу.
Подробнее об этом читайте на сайте e.rnk.ru в статье «Рейтинг разъяснений 2013 года, в которых налоговое и финансовое ведомства изменили свое мнение по вопросу налогообложения» // РНК, 2013, N 16.

Кроме того, уточнено, что не считаются методологическими вопросами, то есть не требуют выработки единой точки зрения (п. 7 Порядка):
— вопросы, касающиеся квалификации договорных отношений и сделок;
— факты установленных нарушений в части получения необоснованной налоговой выгоды;
— факты установленных нарушений в отношении вопросов ценообразования.

Со спорными вопросами обычные инспекции будут обращаться в региональные УФНС, а инспекции по крупнейшим налогоплательщикам — в ФНС России

Выявлять действительно спорные вопросы будут инспекторы на местах при проведении камеральных и выездных проверок. Алгоритм дальнейших действий зависит от того, какая именно инспекция обнаружила методологический вопрос (см. врезку на с. 42).

Региональные УФНС будут ежеквартально обобщать поступившие к ним методологические вопросы и информировать о них ФНС России

Региональные УФНС не вправе давать разъяснения по вопросам соблюдения налоговых процедур
и противодействия созданию фирм-«однодневок»

ФНС России указала, что отделы налогообложения юридических лиц региональных УФНС не вправе разъяснять методологические вопросы, находящиеся вне их компетенции (Письмо от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18669). В числе таких вопросов ведомство, в частности, назвало:
— соблюдение налоговых процедур;
— правильность оформления документов, образующихся в деятельности налоговых органов;
— организацию проверок с участием сотрудников органов внутренних дел;
— противодействие созданию фирм-«однодневок» и их использованию для незаконного обналичивания денежных средств.
Таким образом, налогоплательщики вправе не принимать во внимание письма региональных УФНС, содержащие разъяснения по перечисленным вопросам. Никаких санкций за невыполнение подобных разъяснений налоговики к ним применить не могут.

Выездные проверки: пять незаконных требований налоговиков

Статьи по теме

Пять требований налоговиков незаконны. Проверяющие их используют, чтобы получить недостающую информацию и доначислить налоги. В статье инструкции, как защитить себя и компанию.

Не все требования инспекторов во время проверок законны. Нередко они пытаются жульничать, чтобы получить недостающую информацию и доначислить налоги. Мы разобрали, какие уловки применяют налоговики и какие хитрости помогут вам избежать лишних проблем.

1. Лишние проверяющие

Если налоговики приехали к вам с проверкой, посмотрите состав контролеров. Список допущенных лиц указывают в решении о проведении выездной налоговой проверки (ст. 91 НК). Бывает, что сотрудники ФНС приводят с собой людей, которых не было в списке. В таком случае вы имеете право не пускать на территорию «неучтенных» инспекторов.

Кроме того, даже указанные в решении инспекторы не имеют права осматривать территорию и помещения вашей компании, проводить принудительную выемку документов или опрашивать сотрудников без специальных постановлений.

Налоговики имеют право требовать только те документы, которые связаны с предметом и периодом проверки. Такие документы вы обязаны предоставить.

Учтите, что в составе проверяющих могут находиться люди не из налоговой службы, — это законно. Например, налоговики могут привлечь к проверке сотрудников полиции (ст. 36 НК). ФНС часто пользуется этим правом, потому что оперативники могут проводить досмотр помещений, беседовать с сотрудниками и изымать документы без постановлений (Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ).

Однако при досмотрах и опросах должны присутствовать понятые. Также желательно присутствие юриста вашей компании.

Помните, что контролирующие органы могут проводить внеплановые проверки «без объявления войны» – и у вас просто не будет времени на подготовку. Подстрахуйтесь заранее с помощью сервиса Главбух Ассистент.

2. Лишние подлинники документов

Видео (кликните для воспроизведения).

Представим ситуацию: проверку проводят за 2017 год, а инспекция требует первичку за 2016-й. Чтобы понять, предоставлять ли документы контролерам, загляните в решение о проведении проверки. Если указанные предмет и период проверки не соответствуют требованиям проверяющих, то вы можете отказать.

Передавайте налоговой документы только после того, как ваши сотрудники проверят их корректность. Поручите повторный осмотр бумаг сотрудникам смежных отделов, чтобы не пропустить ошибки. Например, бухгалтеры, которые занимались кассой, проверят счета-фактуры, и наоборот.

Налоговики пользуются помощью полиции, чтобы ускорить выемку документов, лишив компанию возможности их проверить. Для защиты можно заключить договор со сторонней аудиторской фирмой на проверку документов.

В договоре укажите пункт, что будете ежемесячно или ежеквартально передавать всю документацию консультантам. Это обоснует отсутствие документов даже при внезапной проверке с полицейскими. У вас появится запас времени, пока проверяющие выставят требование предоставить документы.

Если инспектор допускает нарушения при выемке, то возражать этим действиям нужно только по окончании в протоколе выемки.

Когда передаете документы на проверку, всегда составляйте подробные описи, где указывайте каждый отдельный документ. Не отдавайте документацию коробкой или папкой. Недобросовестный инспектор может подложить лишние бумаги или, наоборот, изъять часть реальных документов.

Читайте так же:  Уголовное преследование за приобретение, хранение, перевозку подложных документов (законопроект)

3. Доступ к компьютеру

На проверке инспекторы требуют предоставить доступ к компьютеру с бухгалтерской программой. Они мотивируют требование тем, что так проверка пойдет быстрее. Однако организация обязана предоставить проверяющим документы, связанные с налогами, а не электронные базы. Поэтому в таком требовании инспекторам можно отказать.

Придется оперативно распечатывать регистры налогового, бухгалтерского учета и другие необходимые проверяющим документы. Если это затянется, инспектор сможет принять решение о выемке по статьям 31 и 94 НК. А в рамках выемки у вас заберут и компьютер.

Избежать проблем поможет такая схема. Выделите компьютер для проверок. В нем держите резервную копию бухгалтерской программы, но никаких других отчетов, переписок или докладов. При любых проверках предоставляйте инспекторам доступ именно к этому компьютеру.

Сотрудники ФНС проверяют не только рабочие документы, но и личные файлы сотрудников, электронную переписку — все, что смогут найти. Выделенный чистый компьютер защитит от этого.

Опасаетесь, все ли в порядке с бухгалтерской документацией, не допустил ли ваш бухгалтер ошибок? Обратите внимание на новый сервис бухгалтерского аутсорсинга. Эксперты подхватят ваш учет и отчетность на любой стадии, предварительно проведя аудит. Учет будут вести квалифицированные бухгалтеры, финансовая ответственность которых застрахована. Это значит, что в случае ошибки организация оплатит ваши штрафы.

4. Допрос сотрудников

Ограничьте число людей, которые будут контактировать с проверяющими. Генеральный директор и главбух могут предоставить ФНС всю нужную для работы информацию.

Остальных сотрудников проинструктируйте отвечать в таком ключе: «Меня зовут Сергей Сергеев, работаю в компании кладовщиком, получаю зарплату строго по ведомости — 20 тыс. руб. Всем доволен». На любые другие вопросы ответ должен звучать так: «Обратитесь, пожалуйста, к моему руководству».

Попросите сотрудников на время проверки оставаться в своих кабинетах, не общаться в коридорах и курилках. Если налоговики пришли с полицией и опрашивают работников фирмы, потребуйте присутствия своего юриста. Он знает, что проверяющие могут спрашивать, а что — нет.

Реальный опыт: Как инспекторы заставляют подписывать чистые листы

Генеральный директор торговой и строительной компаний, Москва

(на условиях анонимности)

В апреле 2017 года я зарегистрировала две фирмы: одну под оптовую торговлю стройматериалами, вторую под выполнение строительных работ. В июле подали декларации по НДС и прибыли. В декларациях цифры к уплате были небольшие, но и не убытки. Компании проработали до начала осени.

Я единственный учредитель и директор в этих фирмах. Мне 43 года, одна воспитываю несовершеннолетнего сына. Мужа, родителей или других родственников нет. После смерти единственной тети мне достались по наследству ее сбережения, которые я решила вложить в дело и начать зарабатывать. Друзья помогли определиться с направлением, познакомили с поставщиками и заказчиками. Я наняла в команду опытного строителя на пенсии и бухгалтера-экономиста. Мы начали работать. При необходимости временно нанимали других рабочих, но официально не трудоустраивали. Платили зарплату, а в фонды – нет.

В сентябре ко мне пришел участковый инспектор. Сказал, что нужно срочно явиться в опорный пункт полиции. Подробностей инспектор не объяснял, только требовал, чтобы я незамедлительно туда пришла. Опорный пункт находился недалеко от моего дома, поэтому я сразу туда и направилась. Внутри меня встретили за столами две женщины и участковый. Женщины представились сотрудниками местной налоговой. Мне сразу объявили, что за моими фирмами числится долг больше 3 млн руб.

Я пыталась объяснить, что это ошибка, и позвонить бухгалтеру, но позвонить мне не дали. Потребовали убрать телефон и начали оформлять протокол допроса. Задавали вопросы о том, кто регистрировал предприятия, кто ведет дела, подписывает документы и т. д. Я отвечала честно. Например, что документы для регистрации готовила юрист. Дальше инспектор спросила про мою квартиру: в собственности ли она и с кем я проживаю. Мне начали угрожать, что квартиру заберут за долги, а меня с сыном-школьником выкинут на улицу.

Допрашивали меня больше часа, запугали, заставили подписать чистые листы. Сейчас я сама понимаю, какой это было ошибкой. Но тогда мне сказали, что теперь все будет хорошо.

После допроса в реестре появилась запись о недостоверности сведений об учредителе и директоре. Я наняла юриста, и мы стали писать жалобы на действия сотрудников инспекции в управление налоговой службы.

Через 10 дней в реестре появилась новая запись о том, что я представила корректировочную декларацию за II квартал 2017 года с нулевыми показателями. Мое заявление с требованием разъяснить, откуда появилась декларация, проигнорировали. Случайно проговорилась сотрудница в окне приема заявлений. Так я узнала, что сама сдала декларацию через уполномоченную бухгалтерию. Я нашла эту «уполномочку», где мне показали доверенность от моего имени. Оказалось, что доверенность и файлы с декларацией им принесли из налоговой.

Из-за этой «нулевки» у всех моих покупателей не приняли НДС к вычету. Все претензии в итоге предъявляли мне. Дальше налоговики написали в банки с требованием заблокировать мои счета. На одном из расчетных счетов заблокировали больше 800 тыс. руб. Получить их нет никакой возможности.

Я написала в управление налоговой службы четыре заявления и две жалобы, но результатов это никаких не принесло. Сейчас в арбитражном суде рассматривают мой иск на действия сотрудников инспекции, но надежды на положительный исход нет.

По материалам ЮК «Туров и партнеры»

5. Проверки не по правилам

Инспекторы ФНС должны следовать определенным правилам. Если налоговики нарушают процедуру проверки, это дает вам шанс отменить итоговое решение. Самая распространенная причина — нарушение сроков проведения проверки.

На камеральную проверку по закону отводят три месяца с момента представления декларации без возможности продления. На практике такие проверки иногда затягиваются на 10 месяцев и более. Суд не расценивает превышение срока на два-три месяца как серьезное нарушение. Но если проверка длится больше семи месяцев, то вы можете потребовать отменить итоговое решение как незаконное.

Вторая причина для отмены решения налоговой — проверка по одним и тем же основаниям. Например, у вас уже проводили проверку, и вы предоставили все необходимые документы. Если инспекторы решат позже найти другие нарушения по тем же налогам и за тот же проверенный период, это будет незаконно. В таком случае суд отменит решение по результатам повторной проверки.

К другим нарушениям правил проверки, которые нужно пресекать, относятся:

  • попытка провести осмотр территории компании без понятых;
  • выемка документов в ночное время;
  • требование нотариально заверенных копий всех документов.

Главная рекомендация — пусть штатный юрист присутствует на проверке, это оградит вас от возможных негативных последствий.

Алексей Капустин , cтарший юрист CAF Group, Москва

Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь оставить заявку, предложение ограничено.

ФНС даны разъяснения по отдельным вопросам, возникающим в связи с осуществлением мероприятий налогового контроля

В письме ФНС России содержатся разъяснения по следующим вопросам:

  • подведомственность проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку в отношении налогоплательщика, перешедшего на учет в налоговый орган другого субъекта РФ в связи с изменением адреса;
  • порядок представления справки о проведенной налоговой проверки;
  • порядок направления материалов налоговой проверки в следственные органы в случае частичной уплаты сумм недоимки, указанной в требовании;
  • проведение осмотра территорий, предметов, экспертиз в рамках камеральной налоговой проверки;
  • истребование документов у налогового агента, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов;
  • проведение выездной налоговой проверки в отношении организаций, реорганизовавшихся в форме присоединения.
Читайте так же:  Требования из договора долевого строительства, переданные по договору уступки, могут быть действител

Когда на требования ИФНС можно ответить вежливым отказом

Упомянутые в статье судебные решения можно найти:

Если пояснения потребовали, когда камералка закончилась

Как известно, камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня представления деклараци и п. 2 ст. 88 НК РФ . И в этот срок налоговики должны уложиться с проведением всех мероприятий по проверке. В частности, запросить у компании пояснения и (или) документы, если, по их мнению, в декларации есть какие-либо ошибки или противоречи я пп. 3, 6— 8 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ .

Если требования о представлении пояснений или документо в приложения № 1, 15 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ направлены после истечения трехмесячного срока, то они являются незаконными. На полученные по ним материалы налоговики не вправе ссылаться в налоговом спор е Письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 (разъяснения по п. 27 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57); Постановление 13 ААС от 21.03.2017 № 13АП-1145/2017 . Исполнять незаконные требования налоговиков компания не обязан а подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ .

Нередки случаи, когда налогоплательщик получает требование о представлении пояснений, в котором дата составления указана в рамках трехмесячного срока, а направлен документ значительно позже. Например, в одном споре, дошедшем до суда, требование было датировано 25 июля, а отправлено предпринимателю, согласно реестру почтовых отправлений, только 16 августа, когда срок камеральной проверки уже истек. Доказать, что документ был вручен своевременно, налоговики не смогли. ИП отказался исполнять неправомерное требование, и суд его поддержа л Постановление 3 ААС от 28.04.2017 № А33-26722/2016 .

Кстати, квитанцию о приеме требования, направленного по ТКС, все равно необходимо передать налоговикам в течение 6 рабочих дней со дня его отправки. Иначе компании могут заблокировать счет п. 5.1 ст. 23, подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ . Конечно, правомерность блокировки счета в случае, когда само требование направлено несвоевременно, сомнительна. Но лучше до этого не доводить. Отметим, что за неотправку квитанции не могут оштрафовать как за непредставление документов по п. 1 ст. 126 НК РФ Решение ФНС от 17.03.2016 № СА-3-9/4445@ .

Итак, если требование направлено вам по окончании проверки, представьте в инспекцию отказ примерно такого содержания.

Мотивированный отказ в представлении пояснений в связи с истечением срока камеральной налоговой проверки

На ваше требование о представлении пояснений от 30.11.2017 № 06-24/15467 ООО «Арно» сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится сотрудниками налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления декларации. Продление этого срока не предусмотрено, и поэтому все действия инспекции, связанные с проверкой, включая истребование пояснений и (или) документов, должны быть предприняты в рамках 3 месяцев со дня представления декларации. Требования, выставленные по истечении срока камеральной проверки, являются незаконными и не подлежат исполнению. Это подтверждается как Письмами Минфина и ФНС, так и судебной практикой (Письма Минфина от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75; ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692; п. 27 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

Налоговая декларация по НДС за II квартал 2017 г. представлена ООО «Арно» по телекоммуникационным каналам связи 24.07.2017, при этом 25.07.2017 получена от ИФНС квитанция о приеме отчета. Таким образом, срок камеральной проверки истек 24.10.2017. Поскольку требование о представлении пояснений от 30.11.2017 № 06-24/15467 составлено и направлено за рамками этого срока, компания, руководствуясь подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, оставляет его без исполнения.

Если требуют документы по декларации, в которой нет ошибок/противоречий

По общему правилу, если в декларации выявлены ошибки или противоречия, налоговики могут потребовать представить пояснения либо сдать уточненку, но не имеют права запрашивать документ ы пп. 3, 7 ст. 88 НК РФ . Исключения допускаются только в случаях, оговоренных в НК РФ, в том числе в отношении НДС-декла ­рации, если пп. 7— 8.1 ст. 88, п. 10 ст. 165 НК РФ :

• или в декларации заявлен налог к возмещению. В этом случае налоговики вправе потребовать документы, подтверждающие НДС-вычет ы п. 25 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 ;

• или данные вашей декларации противоречат сведениям в декларациях или журнале учета счетов-фактур ваших контрагентов и эти противоречия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению. Тогда инспекция вправе запрашивать счета-фактуры и первичку по спорным операциям;

• или не представлены документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки по НДС. Эти документы должны быть представлены вместе с декларацией.

Кроме того, инспекторы имеют право требовать документы, если вы подали уточненку на уменьшение налога или с увеличенной суммой убытка по истечении 2 лет со дня, установленного для представления первоначальной отчетност и п. 8.3 ст. 88 НК РФ . Правило «двух лет» касается и уточненных деклараций по НДС Постановление АС ВСО от 25.05.2015 № Ф02-1603/2015 . Если же компания подает уточненку по НДС, в которой размер вычетов увеличен по сравнению с первоначальной декларацией, но налог исчислен к уплате, и 2 года со дня, установленного для подачи декларации, не истекли, инспекторы не вправе требовать документ ы Постановление АС СЗО от 15.07.2015 № Ф07-4595/2015 .

Если налоговики требуют документы незаконно, можно направить им мотивированный отказ.

Мотивированный отказ в представлении документов в случае, не предусмотренном нормами ст. 88 НК РФ

На ваше требование о представлении документов от 15.11.2017 № 06-28/13930, направленное в связи с представлением уточненной декларации по НДС за III квартал 2017 г., ООО «Арно» сообщает следующее.

Положениями ст. 88 НК РФ установлен закрытый перечень случаев, когда в ходе камеральной проверки налоговой декларации инспекция может истребовать у налогоплательщика документы. На основании п. 8.3 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать первичные документы и учетные регистры, подтверждающие обоснованность изменения сведений в уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет, поданной по истечении 2 лет со дня окончания срока, установленного для представления первичной декларации.

ООО «Арно» 23.10.2017 представлена налоговая декларация по НДС за III квартал 2017 г. В связи с тем что 06.11.2017 от ООО «Сервус» получен счет-фактура от 29.09.2017 № 464, компанией подана уточненная налоговая декларация по НДС, в которой увеличен размер вычетов и, соответственно, уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет. Однако в подобной ситуации не предусмотрено право налогового органа истребовать счета-фактуры и первичные документы, подтверждающие вычеты по НДС. Поэтому, руководствуясь подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, ООО «Арно» оставляет требование о представлении документов от 15.11.2017 № 06-28/13930 без исполнения.

Читайте так же:  Как узнать человека по номеру СНИЛС: простые способы и советы

Если требуют документы, представлявшиеся ранее

Налоговики не могут требовать документы, которые вы представили им ранее в ходе других камеральных или выездных проверо к п. 5 ст. 93 НК РФ . При получении такого требования компания вправе написать мотивированный отказ.

Если в ходе выездной проверки налоговики захотели ознакомиться с подлинниками первичных документов, направить в инспекцию вместо бумажных оригиналов скан-образы, даже заверенные усиленной квалифицированной ЭП, нельзя. При этом оригиналом (подлинником) считается первый или единственный экземпляр документ а п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 ; Письмо ФНС от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@ .

Исключений из этого правила всего три п. 5 ст. 93 НК РФ :

• если документы были представлены в виде подлинников, которые компании затем вернули. На выездной проверке инспекторы вправе ознакомиться с подлинниками документов на территории организации или истребовать их, если проверка проводится в помещении ИФНС. Затем документы возвращаются налогоплательщику, в частности в случае приостановления проверки. Если впоследствии проверяющие потребовали представить копии тех же документов, то это абсолютно законн о Постановление АС СЗО от 19.02.2016 № А21-8407/2014 ;

• если документы были утрачены налоговиками вследствие непреодолимой силы (пожар, затопление, наводнение и т. д.);

• если инспекторы раньше истребовали эти документы вне рамок налоговой проверки компании в связи с запросом другой инспекции о проведении «встречк и» Письмо ФНС от 04.12.2015 № ЕД-16-2/304 (п. 2) .

Если же вы, скажем, представили документы по требованию, выставленному в рамках камералки НДС-декла ­рации на возмещение, а затем сдали уточненку, в которой просто учли вычет по запоздавшему счету-фактуре, то на новое требование налоговиков можете представить только документы по этой сделке. Но нужно подготовить и пояснения, в которых надо указать, что все остальные документы были представлены ранее по первоначальному требованию.

Если требование пришло электронным письмом

Налоговики могут передать требование о представлении документов или требование о представлении пояснений в электронной форме по ТКС п. 4 ст. 31, п. 1 ст. 93 НК РФ . Для отправки этих требований установлены особые правила, предусматривающие формирование плательщиком ответных документов. В частности, квитанции о прием е подп. 2 п. 4 Порядка, утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ ; подп. 2 п. 4 Порядка, утв. Приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (далее — Порядок) .

Сама налоговая служба отмечала, что эти правила могут соблюдаться только в том случае, когда инспекция использует соответствующий тип электронного документооборота — «Документ». А рассылка электронных писем по ТКС с использованием типа документооборота «ПисьмоНО» носит исключительно информационный характер. Требования так отправляться не должны. Иначе по вине инспекции налогоплательщик лишается возможности сформировать ответный документ, а это может повлечь ошибочное наложение санкци й Письма ФНС от 31.08.2015 № ПА-4-6/15346@ , от 13.02.2015 № ПА-4-6/2212@ . Например, в виде приостановления операций по счетам и штрафов за непредставление документов (пояснени й) п. 3 ст. 76, статьи 126, 129.1 НК РФ .

Так, требование о представлении документов, направленное с нарушением установленного формата, не считается полученным компание й п. 14 Порядка . Если вы все-таки отреагируете на такое требование и представите документы позже указанного в нем срока, инспекторы могут вас оштрафовать, но это будет незаконн о Постановление АС ЗСО от 26.09.2014 № А45-7230/2013 . Ведь у них не будет квитанции о приеме, подписанной электронной подписью, которую вы должны направить при получении требования по установленному формат у п. 12 Порядка . А электронное письмо, к которому было прикреплено требование, например, в виде файла Word, Excel, вы могли вообще не читать.

При получении требования электронным письмом не стоит представлять документы или задавать налоговикам какие-либо уточняющие вопросы по нему. Это косвенно подтвердит получение вами требования, и, если вас впоследствии привлекут к ответственности, будет сложнее доказать незаконность штрафа.

Отметим, что, даже если требование о представлении документов передано по ТКС по установленному формату, но по каким-то причинам не открыто (не прочитано) компанией, оно не считается полученным. В таком случае инспекция, не получив квитанцию о приеме, подписанную ЭП налогоплательщика, обязана направить требование в бумажном виде по почт е п. 19 Порядка, Письма ФНС от 16.02.2016 № ЕД-4-2/2436@ , от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553 . Иначе у нее не будет оснований штрафовать компанию.

Например, в одном из дел организация открыла и прочитала требование по «встречке» почти через 2 месяца после его отправки, когда получила из ИФНС акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о допущенном правонарушении. После этого компания сформировала квитанцию о приеме требования и на следующий же день представила запрашиваемую информацию. Суд решил, что обязанность представить сведения возникла у организации со дня формирования квитанции о приеме. Ведь именно эта дата служит точкой отсчета пятидневного срока на исполнение требовани я пп. 12, 13 Порядка; п. 5 ст. 93.1 НК РФ .

Штраф по п. 2 ст. 126 НК РФ судьи отменили, указав, что эта норма не предусматривает ответственности за несвоевременное открытие и прочтение электронных сообщений и требований из ИФНС Постановление АС СКО от 24.03.2016 № Ф08-1325/2016 .

Итак, в подобных случаях можно рассчитывать на поддержку судей. Несмотря на то что налоговики предписывают компаниям не реже одного раза в сутки проверять поступление по ТКС требований о представлении документо в п. 7 Порядка . Риск в другом: компания может не отправить в установленный шестидневный срок квитанцию о приеме такого требования, требования о представлении пояснений или уведомления о вызове в ИФНС. В течение 10 рабочих дней со дня окончания шестидневного срока на отправку квитанции по этим трем документам налоговики вправе заблокировать счета компани и п. 3 ст. 76, п. 5.1 ст. 23, п. 6 ст. 6.1 НК РФ . Отметим, что блокировка счета за пределами этих 16 дней (6 дн. + 10 дн.) незаконна.

Видео (кликните для воспроизведения).

Получив из ИФНС требование о представлении пояснений или документов, нужно оценить последствия его неисполнения. В некоторых ситуациях компании проще подготовить пояснения или дать документы, чем потом оспаривать доначисления и штрафы по результатам камералки.

Источники


  1. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.

  2. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.

  3. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, Юрайт, 2010. — 384 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
  5. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2014. — 480 c.
Разъяснения фнс по вопросам, возникающим при выездных проверках
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here