Содержание
- 1 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изменениями и дополнениями)
- 2 В Госдуму внесен законопроект о регулировании процедуры медиации
- 3 ФЗ о медиации — основные положения
- 4 ФЗ о медиации — основные положения
- 5 Правовые основы медиации в Российской Федерации
- 6 Порядок и особенности проведения процедуры медиации
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ
«Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
С изменениями и дополнениями от:
2, 23 июля 2013 г., 26 июля 2019 г.
Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
См. Справки о практике применения настоящего Федерального закона, утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ 6 июня 2012 г. и 22 июня 2016 г.
Президент Российской Федерации
Процедура медиации необходима для того, чтобы стороны с участием независимого лица (медиатора) могли достичь взаимоприемлемого соглашения.
Медиацию можно применять после того, как возникли споры, рассматриваемые в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства.
Процедуру разрешено использовать как до обращения в суд, так и после начала разбирательства. Она проводится на основании соглашения. Определены его условия. Услуги могут оказываться за плату или безвозмездно.
Сроки проведения процедуры определяются соглашением. Максимальный — 60 дней.
Закреплен правовой статус медиатора. Его деятельность не является предпринимательской. Медиатор не может представлять какую-либо сторону, оказывать ей юридическую, консультационную или иную помощь.
Медиатор вправе вести деятельность как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
Могут создаваться саморегулируемые организации медиаторов. Закреплен их статус.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ
Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 233-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
В Госдуму внесен законопроект о регулировании процедуры медиации
Член Совета федерации Людмила Бокова внесла в Госдуму законопроект, который расширяет применение процедуры медиации и ужесточает требования к самим медиаторам. Документ размещен на официальном сайте нижней палаты (№ 290871-7).
Поправки вносятся в Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ и в профильный закон о медиации. Они гласят, в частности, что медиативная деятельность в России должна осуществляться «только на профессиональной основе» во избежание дискредитации этого института в связи с оказанием некачественных услуг.
Сейчас имеют место «случаи злоупотребления статусом непрофессионального «медиатора» для решения частных задач адвокатами одной из сторон спора», указывает автор. Исходя из этого, предлагается считать медиаторами только несудимых граждан в возрасте от 25 лет, имеющих высшее образование и прошедших дополнительную профессиональную подготовку по программам, утвержденным правительством.
Если решение привлечь посредника принято уже после передачи дела на судебное рассмотрение, то медиатором должен выступать только член профильной саморегулируемой организации. Период, на который был приостановлен судебный процесс, не будет включен в общие сроки рассмотрения дела в судах общей юрисдикции. Если процедура запущена до суда, и речь идет о трудовом конфликте, то приостанавливаются сроки обращения в комиссию по трудовым спорам и подачи заявления в суд.
Законопроект прописывает и применение медиации в рамках семейных споров. Так, супруги при разводах смогут договариваться о выплате алиментов, с кем из них будут проживать, о разделе общего имущества и так далее. Также поправки исключают из закона положение о платности и бесплатности медиативных услуг, поскольку оно «может порождать у потенциальных потребителей иллюзию, что в определенных случаях государством гарантируется право на бесплатную медиативную помощь».
ФЗ о медиации — основные положения
ФЗ № 193 о медиации
Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2011, устанавливает условия реализации этого механизма, принципы деятельности медиаторов, требования к ним и т. д. Он разработан в целях создания стратегии эффективного партнерства и установления порядка в социальных отношениях.
Медиация имеет свой особенный механизм, отличный от других легализованных способов примирения. Суть процедуры заключается в создании условий для урегулирования конфликта сторонами самостоятельно. Обеспечение таких условий является основной задачей независимого посредника — медиатора. Рассматриваемый способ примирения направлен не только на разрешение спора, но и на предупреждение дальнейших противоречий во взаимоотношениях сторон.
Отношение общества к закону о медиации по сей день противоречиво:
- одни считают его недоработанным, нецелостным и не дающим возможности его полноценной реализации;
- другие, наоборот, оценивают закон положительно, при этом его невостребованность аргументируется низкой правовой культурой.
Этот институт тяжело вливается в практику правоприменения. Несмотря на обеспечение всевозможных условий для развития медиации (создание полноценной нормативной базы, развитие сети служб медиации и т. д.) со стороны государства, эта процедура до сих пор многим незнакома.
Когда и кем применяется закон о медиации в РФ
ФЗ о медиации в РФ применяется:
- Юридическими и физическими лицами при разрешении гражданских, трудовых, семейных споров. Подробнее о сфере применения закона можно узнать из статьи «Медиация как способ урегулирования конфликтов».
- Судьями судов общей юрисдикции, арбитражных, третейских, т. к. медиация может проводиться не только до подачи иска в суд, но и в процессе его рассмотрения (в т. ч. по предложению судьи). Судом утверждается медиативное соглашение (документ, отражающий результат урегулирования конфликта) в качестве мирового. Кроме того, на суды возлагается просветительская работа в сфере медиации: создание и размещение на стендах, сайте информационных материалов о процедуре, законе, открытие примирительных комнат.
- Медиаторами и организациями, обеспечивающими проведение процедуры, т. к. этот документ напрямую регламентирует их деятельность.
О процедуре медиации
Информации о самой процедуре медиации в законе № 193-ФЗ немного, никакого четкого порядка не определено, этапы не выделены. Процесс примирения закрепляется индивидуально для каждого спора в виде соглашения о проведении медиации (ст. 11 закона № 193-ФЗ), при составлении которого сторонам следует учитывать условия медиативной оговорки и правила, утвержденные организацией, обеспечивающей проведение процедуры.
Конкретный порядок процедуры, а именно: сроки, процесс выбора медиатора, условия оплаты его вознаграждения, права и обязанности участников, их пожелания и иное — устанавливается исходя из общих норм закона № 193, АПК РФ, ГПК РФ.
ВАЖНО! Общий срок проведения процедуры — 60 дней. В особых случаях на досудебной стадии урегулирования, когда требуется время на сбор документации или сведений, он может составлять до 180 дней.
Окончанием процедуры является день:
- подписания медиативного соглашения;
- подписания соглашения о прекращении примирительного процесса;
- направления посредником соответствующего извещения участникам в случае нецелесообразности дальнейшей работы;
- получения посредником соответствующего извещения от сторон/стороны;
- истечения срока проведения процедуры.
Законом предусмотрено обеспечение конфиденциальности в отношении всей рассматриваемой процедуры, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и самими сторонами. То есть ни посредник, ни сами участники конфликта не вправе рассказывать об инициации процедуры, мнениях, обозначенных в процессе ее проведения, предварительных договоренностях.
ВАЖНО! Конфиденциальность важна тем, что позволяет достичь доверия, которое является одним из ключевых аспектов эффективности рассматриваемой процедуры.
Правовое и организационное регулирование медиации
Правовое и организационное регулирование медиации осуществляется в основном согласно закону № 193-ФЗ. Также при ее реализации действуют положения следующих нормативных актов:
Закон о медиации раскрывает условия реализации этого механизма, принципы деятельности медиаторов, требования к ним. При этом порядок проведения самой процедуры описывает весьма расплывчато. Его можно установить, проанализировав все правовые и организационные нормы, посвященные этой примирительной процедуре.
К лицам, использующим данный закон, относятся организации и граждане, категория спора между которыми позволяет его разрешение путем рассматриваемого примирительного механизма с участием судьи, посредника.
ФЗ о медиации — основные положения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за 2015 год» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.)
В рамках проведения ежегодного изучения использования медиации в качестве альтернативной процедуры урегулирования споров и практики применения Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон о медиации) Верховным Судом Российской Федерации изучена представленная судами общей юрисдикции и арбитражными судами информация за 2015 год.
При рассмотрении споров суд общей юрисдикции, арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора (пункт 5 части первой статьи 150, статья 172 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ); пункт 2 части 1 статьи 135, статья 138, пункт 9 части 2 статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса (далее — АПК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о медиации процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (пункт 3 статьи 2 Закона о медиации).
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора (статья 3 Закона о медиации).
Данная процедура может применяться к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, к спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (части 2, 3 статьи 1 Закона о медиации).
1. В 2015 году судами общей юрисдикции по первой инстанции было рассмотрено с вынесением решения (судебного приказа) 15 819 942 гражданских дел и дел, возникающих из публичных правоотношений (далее — дела).
Путём проведения медиации спор был урегулирован в 1 115 делах (0,007% от числа рассмотренных), из которых в 916 делах на основе медиативного соглашения было утверждено мировое соглашение.
В 2014 году спор с помощью медиации был урегулирован в 1329 делах (0,01% от числа рассмотренных).
Категории дел, в которых спор был урегулирован путём проведения медиации в 2015 году, следующие.
— о расторжении брака супругов, имеющих детей (44 дела);
— споры, связанные с воспитанием детей (78);
— дела по спорам о разделе совместно нажитого имущества между супругами (86);
— другие, возникающие из семейных отношений (32).
— о восстановлении на работе (15), в том числе в связи с увольнением по инициативе работодателя (статьи 71, 81 Трудового кодекса Российской Федерации) (8);
— об оплате труда (24), в том числе о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат (и компенсации за задержку их выплаты) (21);
— о возмещении ущерба, причинённого при исполнении трудовых обязанностей (6), в том числе по искам работодателей (4);
— другие, возникающие из трудовых правоотношений (14).
Иски о возмещении вреда за увечье и смерть кормильца:
— в связи с нарушением правил движения и авариями на транспорте (4);
— по другим основаниям (4).
— из служебных помещений (4);
— иные с предоставлением другого жилья (1);
— иные без предоставления другого жилого помещения (18);
— другие жилищные споры (49), в том числе споры с управляющими компаниями (2).
— споры о праве собственности на землю (7), в том числе о признании права собственности на садовые участки и объекты недвижимости;
— другие споры, связанные с землепользованием (29), в том числе об устранении препятствий в пользовании земельными участками и объектами недвижимости (13).
О взыскании страхового возмещения (выплат) (54).
О защите прав потребителей:
— из договоров с финансово-кредитными учреждениями (3);
— из договоров в сфере торговли, услуг и т.п. (81).
Споры, связанные с наследованием имущества (27).
Споры, связанные со сделками с частными домами и приватизированными квартирами (7).
Споры, вытекающие из права собственности: государственной, муниципальной, общественных организаций (1).
Иски из договора аренды имущества (2).
Споры в отношении имущества, не являющегося объектом хозяйственной деятельности (3).
О защите чести, достоинства, деловой репутации к гражданам и юридическим лицам (1).
Иски о возмещении ущерба от ДТП (66).
Иски о взыскании сумм по договору займа, кредитному договору (137).
Прочие исковые дела (272).
Арбитражными судами субъектов Российской Федерации в 2015 году рассмотрено 1 531 473 заявления, исковых заявления.
В 2015 году посредник (медиатор) привлекался сторонами при рассмотрении 44 дел, из которых в 7 делах судом было утверждено мировое соглашение, а в 37 — истцом был заявлен отказ от иска либо иск признавался ответчиком.
Посредник (медиатор) в 2014 году привлекался сторонами при рассмотрении 51 дела, из которых в 14 делах судом было утверждено мировое соглашение, а в 32 — истцом был заявлен отказ от иска либо иск признавался ответчиком.
Следовательно, по отношению к 2014 году число таких дел в 2015 году в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах сократилось.
По информации, поступившей из судов, стороны практически не используют процедуру медиации для разрешения спора.
Так, в Северном районном суде города Орла медиаторы привлекались по 4 гражданским делам. По одному делу было заключено медиативное соглашение, утвержденное судом в качестве мирового соглашения. По двум делам производство по делу было прекращено в связи с отказом истцов от исковых требований.
Таганрогским городским судом Ростовской области рассмотрен спор по иску о сохранении в реконструированном состоянии жилого дома, перераспределении долей, выделе доли, прекращении долевой собственности и по встречному иску о сохранении в реконструированном виде жилого дома, перераспределении долей, выделе доли, прекращении долевой собственности, который завершился утверждением по делу мирового соглашения на основании медиативного соглашения и прекращением производства по делу в части исковых требований.
В Арбитражном суде Приморского края рассмотрено одно дело, в котором спор был урегулирован с применением положений Закона о медиации. При этом медиативное соглашение, заключённое сторонами по результатам проведения процедуры медиации, было утверждено судом в качестве мирового соглашения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
При рассмотрении спора о взыскании убытков Арбитражным судом города Москвы стороны использовали процедуру медиации, результатом которой стал отказ истца от иска.
В Арбитражном суде Республики Татарстан по трём делам были заключены при посредничестве профессионального медиатора медиативные соглашения, которые в качестве проектов мировых соглашений были представлены на утверждение суда.
В частности, при рассмотрении Арбитражным судом Республики Татарстан спора о взыскании юридическим лицом с индивидуального предпринимателя суммы долга и процентов за пользование денежными средствами стороны обратились к медиатору и урегулировали спор. В связи с заключением медиативного соглашения от истца поступил отказ от иска, который был принят судом.
Заключённое по данному делу медиативное соглашение способствовало также тому, что в другом деле с участием этих же сторон истец отказался от исковых требований о признании недействительными решения участника юридического лица и сделок по отчуждению доли в праве на объекты недвижимости, применении последствий недействительности сделок.
2. Изучение информации судов показало, что действия медиаторов в указанном периоде не оспаривались ни в судах общей юрисдикции, ни в арбитражных судах. Случаи обращения в суд с исками к медиаторам (в частности, о возмещении вреда, причинённого вследствие проведения процедуры медиации) отсутствуют.
Так, Л. и О. обратились к Ч. с иском о признании медиативного соглашения недействительным и об определении иного порядка общения с внучкой в связи с тем, что условия медиативного соглашения ответчиком не исполнялись.
Фрунзенский районный суд города Владимира установил, что возникший спор вытекает из семейных правоотношений, которые имеют длящийся характер, истцы обосновывают свои требования исходя из новых обстоятельств, возникших после заключения медиативного соглашения, что не препятствует повторному обращению истцов в суд с аналогичными требованиями. Исковые требования истцов о признании недействительным медиативного соглашения были оставлены судом без удовлетворения. В остальной части исковые требования были удовлетворены, и судом был определен иной порядок общения истцов с внучкой.
Также стороны медиативных соглашений обращаются в суд за защитой прав, нарушенных в результате их неисполнения или ненадлежащего исполнения.
Октябрьским районным судом города Белгорода удовлетворены требования о разделе общего имущества супругов при наличии заключённого между сторонами в ходе рассмотрения спора о расторжении брака медиативного соглашения, по условиям которого одна из сторон обязалась выплатить другой часть стоимости приобретённого в период брака автомобиля.
Обращаясь в суд с иском о разделе общего имущества супругов в виде указанного автомобиля, истец также ссылался на неисполнение ответчиком условий медиативного соглашения. Суд, в том числе с учетом условий медиативного соглашения, исковые требования удовлетворил.
В связи с этим при рассмотрении ходатайств об отложении разбирательства дела или судебного разбирательства для использования примирительных процедур, в том числе медиации, судам среди прочего следует учитывать медиабельность спора, обстоятельства дела (характер и сложность спора, его субъектный состав), интересы сторон и других лиц, права которых могут быть затронуты.
4. Закон о медиации позволяет участвующим в деле лицам использовать данную примирительную процедуру по переданному в суд спору, возникшему из гражданских, в том числе связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, трудовых и семейных правоотношений (часть 2 статьи 1, пункт 1 статьи 2, часть 2 статьи 4 Закона о медиации).
Исходя из положений части первой статьи 38, части первой статьи 39, статьи 40 ГПК РФ, части 1 статьи 44, статьи 46, части 1 статьи 140 АПК РФ в случае, если в деле участвуют несколько истцов и (или) ответчиков, мировое соглашение может быть заключено между всеми истцами и ответчиками.
Следовательно, в проводимой после возбуждения производства по делу процедуре медиации могут участвовать как все истцы и ответчики, так и только некоторые из них. Вместе с тем мировое соглашение, которое заключается между некоторыми из истцов и ответчиков, не должно препятствовать рассмотрению судом требований, производство по которым не прекращается вследствие утверждения такого мирового соглашения.
Третьи лица, как заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, так и не заявляющие таких требований, также вправе участвовать в проводимой после возбуждения производства по делу процедуре медиации.
5. В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о медиации сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней.
В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договорённости сторон и при согласии медиатора, но не более чем до ста восьмидесяти дней. При этом срок проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда не должен превышать шестидесяти дней (части 2, 3 статьи 13 Закона о медиации).
В силу части первой статьи 169 ГПК РФ, части 7 статьи 158 АПК РФ суд может отложить разбирательство дела или судебное разбирательство на срок, не превышающий шестидесяти дней, по ходатайству обеих сторон в случае достижения ими соглашения о проведении процедуры медиации.
Суд не вправе по собственной инициативе устанавливать срок для проведения процедуры медиации, отличный от срока, определённого сторонами в соглашении о проведении такой процедуры. При этом указанный в соглашении срок не может превышать срок, установленный в Законе о медиации.
Правовые основы медиации в Российской Федерации
2010 год ознаменовался принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»[1] (далее – Закон о медиации), разработка которого велась на протяжении нескольких лет[2].
Закон вступил в силу с 1 января 2011 года, ознаменовав тем самым начало нового этапа в развитии отечественной медиации.
Под медиацией понимается способ урегулирования конфликта между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального независимого посредника (медиатора) с целью совместной выработки самими спорящими сторонами соглашения по спорному вопросу [3].
Аналогично Закон о медиации определяет процедуру медиации как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Традиционно медиация рассматривается как один из способов негосударственного (альтернативного) разрешения правовых конфликтов. При этом, несмотря на свои глубокие корни, процедуры медиации являются относительно новым в отечественной правовой науке явлением. В зарубежной практике медиация имеет длительную историю и получает все более широкое распространение, «становясь предметом исследования различных общественных наук: социологии, психологии, политологии, теории управления и, конечно, юриспруденции»[4].
С участием медиатора можно урегулировать споры, возникающие, прежде всего, из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споры, возникающие из трудовых и семейных правоотношений (статья 1 Закона о медиации).
Отличительным признаком медиации являются «ограниченные» полномочия медиатора, который не вправе не только выносить решения, но и высказывать сторонам, если они не договорились об ином, предложения об урегулировании спора. Основная задача посредника в переговорах – привести стороны к взаимоприемлемому для них соглашению.
Достигнутое в результате процедуры медиации «медиативное соглашение» представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. Невыполнение условий такого соглашения может являться основанием для привлечения недобросовестной стороны к гражданско-правовой ответственности.
Взгляды на объем полномочий медиатора в рамках разнообразных теорий медиации различны, однако по общему правилу медиатор не вправе принимать никакого решения, которое затрагивало бы разрешаемую проблему. «В то же время это не значит, что фигура медиатора становится «лишней»… напротив, медиатор аккумулирует, анализирует, систематизирует и транслирует информацию, обозначает перспективы, создает соответствующую атмосферу»[5].
Законом о медиации регулируются некоторые общие вопросы осуществления процедуры медиации, в частности содержание соглашения о ее проведении, порядок соблюдения ее конфиденциальности, сроки проведения процедуры и основания ее прекращения, а также порядок оплаты деятельности по проведению процедуры медиации. Определены функции саморегулируемых организаций медиаторов.
Основополагающими принципами медиации являются: добровольность конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, беспристрастность и независимость медиатора (ст. 3 Закона о медиации).
В соответствии с Законом о медиации процедура медиации не может применяться к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из гражданских, трудовых и семейных правоотношений, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. Процедура медиации может применяться в процессе рассмотрения дела в суде или третейском суде, и в случае принятия сторонами решения о применении процедуры медиации рассмотрение дела в суде или третейском суде откладывается.
Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ[6].
Правовые основы для применения процедуры медиации в России наряду с новым Федеральным законом составляют Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (п. 2 ст. 135, п. 2 ст. 138, ст. 190); Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 65 от 20 декабря 2006г. «О подготовке дела к судебному разбирательству»[7] (п. 13 — в рамках подготовки дела к судебному разбирательству судья может отложить проведение предварительного судебного заседания, совершение других подготовительных действий по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к посреднику в целях урегулирования спора или использования иных примирительных процедур); Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 583 от 21 сентября 2006г., некоторые другие правовые акты.
С принятием Закона о медиации в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» внесены новые нормы, устанавливающие возможность и порядок обращения сторонами по рассматриваемому делу в целях урегулирования спора к посреднику – медиатору. Медиаторы включены в перечни лиц, которые не подлежат допросу в качестве свидетелей[8].
В Гражданский кодекс РФ внесены изменения, в соответствии с которым заключение сторонами соглашения о проведении процедуры медиации определено одним из оснований приостановления течения срока исковой давности.
В соответствии с Законом о медиации организацию проведения процедуры медиации могут осуществлять юридические лица, для которых такая деятельность должна быть одной из основных, например, торгово-промышленные палаты.
Следует отметить, что Торгово-промышленная палата России и некоторые территориальные палаты, например, ТПП Ростовской области, уже имеют опыт в организации примирительных процедур с участием посредника.
В мае 2006 года при ТПП России была организована Коллегия посредников, являющаяся самостоятельным постоянно действующим внесудебным институтом по мирному урегулированию разногласий, споров и конфликтов, возникших в сфере коммерческих отношений. Правила урегулирования споров закреплены Регламентом по проведению примирительной процедуры с участием посредника, утвержденным приказом ТПП России от 12 мая 2006 года № 32. Правовой статус коллегии установлен Положением о Коллегии, утвержденным приказом ТПП России от 30 декабря 2008 года № 72.
Закон о медиации открывает новые возможности перед системой торгово-промышленных палат в части широкого практического применения альтернативных способов разрешения споров. Территориальным торгово-промышленным палатам предлагается активно включиться к процессу создания центров (коллегий) медиаторов (посредников) по проведению примирительных процедур при палатах по аналогии с ранее созданными в системе ТПП третейскими судами.
Таким образом, медиация – это переговоры между конфликтующими сторонами при активном участии нейтрального третьего лица – посредника, не имеющего права ни выносить, ни навязывать сторонам обязательное для них решение.
Исследователями совершенно справедливо высоко оценивается важность процедур медиации с участием посредника.
Положительными моментами посредничества являются возможность выбора сторонами посредника, с помощью которого будут разрешаться разногласия, а также возможность сторон активно участвовать в урегулировании конфликта и в вынесении окончательного решения по спору. Стороны сами приходят к компромиссному решению, а не получают его в качестве императива, при этом и ответственность как за принятие решения, так и за его выполнение лежит на самих сторонах.
К преимуществам процедуры медиации по сравнению с судебным разбирательством относятся также следующие:
– расходы на посредничество неизмеримо меньше, чем расходы в судебном разбирательстве;
– обеспечивается конфиденциальность процедуры;
– устраняется риск вынесения неблагоприятного судебного решения и связанных с этим последствий;
– после посредничества стороны вполне смогут сотрудничать в дальнейшем;
– мала вероятность несоблюдения достигнутого соглашения по сравнению с решением, вынесенным судьей или арбитром, поскольку стороны являются «соавторами» этого соглашения[9].
В числе средств альтернативного разрешения правовых конфликтов медиация в современной России имеет большой потенциал. В силу действующего законодательства защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, включая мировых судей, арбитражные, третейские суды. Медиативное соглашение, достигнутое после передачи спора в суд или третейский суд, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения.
Законодательство многих европейских государств допускает также участие нотариуса в примирительной процедуре в той или иной форме. При этом нотариальное удостоверение достигнутого сторонами соглашения способствует их исполнимости.
Нотариальное сообщество уже неоднократно высказывалось о необходимости законодательного закрепления за нотариальной формой соглашения об урегулирования спора статуса исполнительного документа.
С учетом терминологии Закона о медиации предлагаемую статью следует изложить примерно в следующей редакции:
«Статья 12.1. Нотариальное удостоверение медиативного соглашения.
1. Медиативное соглашение, достигнутое сторонами при участии нотариуса в качестве медиатора, должно быть нотариально удостоверено.
2. Стороны по взаимной договоренности вправе обратиться к нотариусу за удостоверением медиативного соглашения, достигнутого при участии посредника, не имеющего статус нотариуса.
3. Нотариус удостоверяет медиативное соглашение в порядке, установленном законодательством о нотариате для удостоверения сделок.
4. Нотариально удостоверенное медиативное соглашение имеет силу исполнительного документа и может быть принудительно исполнено без обращения в суд в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве».
Нотариальная форма удостоверения соглашения об урегулирования спора (медиативного соглашения) может выступать как один из специальных вариантов, «который не превалирует и не замещает другие возможности сторон». Включение соответствующих положений в Закон о медиации будет способствовать «унификации российского и европейского регулирования в данной сфере … созданию эффективной процедуры исполнения таких соглашений, без ущерба их юридическому качеству»[10].
Сама сущность посредничества указывает на его примирительный характер. Природа посредничества основана на консенсусе, тогда как состязательный судебный механизм лишь обостряет отношения между сторонами. Медиатор не приобретает исключительных полномочий по ведению процесса и принятию решения, стороны наделяют его точно определенным объемом процессуальных полномочий.
Посредничество – процесс добровольный. В основе его лежит стремление сторон к достижению взаимоприемлемого соглашения. Основная потеря для сторон, не сумевших найти компромисса во время посредничества, – потеря времени[11].
В условиях загруженности российских судов, длительности судебных процессов и возрастания судебных издержек представляется весьма актуальным шире использовать процедуру медиации с учетом российской правовой традиции и формирующейся правовой основы медиации.
Вместе с тем, как справедливо отмечают специалисты, Закон о медиации и перспективы его реализации пока остаются без достаточного внимания, хотя «время такого анализа пришло», добавляя, что «совместные усилия юридической общественности нашей страны обязательно приведут к возрождению медиации (примирительного посредничества) в России»[12].
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ
«Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
С изменениями и дополнениями от:
2, 23 июля 2013 г.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Порядок и особенности проведения процедуры медиации
К каким спорам применяется процедура медиации
В ст. 1 закона № 193-ФЗобозначены виды споров, к которым может применяться процедура медиации:
- гражданско-правовые;
- трудовые (за исключением коллективных трудовых споров);
- семейные;
- иные предусмотренные федеральным законодательством (за исключением затрагивающих права и законные интересы других лиц, публичные интересы).
Рассматриваемый путь примирения может быть использован, если:
- имеется спор о праве;
- разногласия подлежат рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства или в арбитражном суде;
- требуется нормативное регулирование.
ВАЖНО! В законодательстве России, в отличие, например, от стран ЕС (директива ЕС «О некоторых аспектах медиации в гражданских и коммерческих делах» от 21.05.2008 № 2008/52/ЕС), отсутствуют нормы об обязательном применении медиации по каким-либо спорам. Более того, в законе № 193-ФЗ закреплен принцип добровольности ее реализации.
Согласно справке о практике применения судами закона № 193-ФЗза 2015 год (утв. президиумом Верховного суда РФ 22.06.2016) чаще таким способом разрешались споры в рамках следующих видов общественных отношений:
- семейных (о расторжении брака при наличии детей, разделе совместно нажитого имущества);
- трудовых (о восстановлении на работе, выплате заработной платы);
- земельных (о праве на землю);
- страховых;
- наследственных и т. д.
Также данный примирительный механизм популярен при урегулировании конфликтов в арбитражном суде и судах по интеллектуальной собственности. Примером применения процедуры медиации может служить определение арбитражного суда Ростовской области о прекращении производства по делу от 10.07.2014 № А53-3036/2014.
ВАЖНО! Нормы закона № 193-ФЗ не применяются при оказании судьей, в т. ч. третейским, содействия примирению сторон.
Стадии медиации
Теоретически медиация подразделяется на 3 стадии:
-
Подготовка.
Начинается процесс примирения с предложения об урегулировании спора с помощью процедуры медиации, исходящего от одной из сторон или суда. Затем происходит сбор информации, размышление и принятие решения.
Одной из самых распространенных причин отказа от такого способа примирения является недостаточное информирование о его целесообразности и порядке. Иногда отказ вызывается личной неприязнью, нежеланием нести дополнительные расходы (на оплату услуг посредника).
Проведение процедуры.
Это основная стадия. Стороны при участии посредника пытаются взаимовыгодно разрешить конфликт путем проведения переговоров в соответствии со своими интересами. Медиатор в процессе урегулирования спора должен создать условия для установления каждой из сторон ее истинного интереса и за счет этого скорректировать отношение к конфликту, затем оказать содействие в поиске способа удовлетворения интересов всех участников.
Для проведения переговоров посредник может встречаться одновременно со всеми сторонами, а может с каждой отдельно (такие встречи именуются кокусами).
Подробнее об этой стадии — в следующем разделе нашей статьи.
Заключительной стадией медиации является определение дальнейшего развития в зависимости от итогов проведенной сторонами примирительной процедуры.
Этапы медиации
2-ю стадию процедуры медиации на практике можно разделить на 5 этапов:
-
Вводное слово.
Знакомство сторон с медиатором. Заключается в доведении посредником до участников информации о ходе процесса примирения, его особенностях, организационных мерах и своих задачах по урегулированию конфликта.
Изложение сторонами своих позиций.
На этой стадии участники спора выражают свое отношение к конфликтной ситуации. После изложения позиции участника посредник пересказывает услышанное. Это помогает посмотреть на ситуацию со стороны, без эмоций.
Утверждение темы переговоров и вопросов.
После того как посредник выявляет моменты единения сторон и расхождения в отношении к конфликтной ситуации, он утверждает план урегулирования разногласий. При этом важным является определение способов разрешения разногласий. Медиатор должен помочь сторонам услышать друг друга, преодолеть эмоции и выявить их истинные потребности.
Формирование предложений по разрешению конфликта.
Если предыдущий этап прошел успешно, посредник приступает к оказанию содействия участникам в самостоятельном поиске возможностей урегулировать разногласия. После нахождения нескольких вариантов стороны обсуждают достоинства и недостатки каждого.
В заключение юридически закрепляются достигнутые договоренности в виде подписания сторонами медиативного соглашения. Данный документ должен включать информацию о сторонах, предмете конфликта, посреднике, проведенной процедуре медиации, утвержденный вариант урегулирования спора, условия и сроки выполнения обязательств. Для оформления такого соглашения могут потребоваться услуги юриста.
Порядок проведения процедуры медиации
Порядок проведения процедуры медиации определяется в соглашении о ее проведении, которое оформляется участниками конфликта письменно. В нем прописывается непосредственно сам порядок или делается ссылка на правила, утвержденные организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению медиации.
Порядок примирения состоит из таких элементов, как:
- виды споров, которые им регулируются;
- процесс выбора посредника и оплаты его услуг;
- права и обязанности участников;
- иные условия, в т. ч. пожелания сторон, предоставление посреднику возможности вносить предложения по разрешению конфликта.
В среднем процедура медиации занимает 8 дней, за которые проходит около 3-х встреч. Каждая встреча длится 2–3 часа.
Проводить переговоры можно в любом месте — как в специальной переговорной комнате, так и в неофициальной обстановке.
ВАЖНО! Медиатор вправе в любой момент прекратить процесс примирения, если посчитает его дальнейшее проведение нецелесообразным, путем направления участникам соответствующего заявления (ст. 14 закона № 193-ФЗ).
Дополнительно о рассматриваемой процедуре примирения можно узнать из статьи «ФЗ о медиации — основные положения».
Кто может участвовать в проведении медиации
В рассматриваемой примирительной процедуре может участвовать не один, а несколько посредников (это допускается ст. 9 закона № 193-ФЗ).
В случае если медиатором будет установлено, что спор, подлежащий урегулированию, затрагивает права и интересы третьих лиц, которые не участвуют в процедуре медиации, он обязан поставить на рассмотрение вопрос об их привлечении к ней. Третье лицо имеет право отказаться от участия, и в таком случае примирительный процесс должен быть прекращен. Если же приглашение принимается, медиационная сессия возобновляется в новом составе.
Также стороны вправе пригласить своих представителей или иных помощников (юристов, адвокатов, консультантов, психологов, экспертов и т. д.). У каждого из перечисленных специалистов своя ответственная роль, и медиатор ни в коем случае не может их заменить (ст. 15 закона № 193-ФЗ).
Следует иметь в виду, что существуют специальные организации, осуществляющие деятельность по обеспечению процедуры медиации. Это юридические лица (в основном в форме некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, обществ с ограниченной ответственностью), основным видом деятельности которых значится деятельность по организации процедуры медиации. Посредники и организации несут ответственность за причинение вреда участникам конфликта в процессе оказания ими услуг по нормам гражданского законодательства.
Согласно справке о практике применения судами закона № 193-ФЗ за период с 2013 по 2014 год (утв. президиумом Верховного суда РФ 01.04.2015) встречаются случаи, когда деятельность по обеспечению рассматриваемого примирительного механизма осуществляется территориальными палатами Торгово-промышленной палаты РФ, региональными представительствами Российского союза промышленников и предпринимателей и подразделениями вузов.
Особенности медиации
У процедуры медиации имеются свои особенности:
Процедура медиации применяется для урегулирования разногласий, вытекающих из норм гражданского, трудового, семейного права и в иных случаях (с учетом ограничений, установленных в законе № 193-ФЗ). Она подразделяется на 3 стадии: подготовку, проведение и завершение.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Порядок проведения медиации определяется в соглашении о ее проведении с учетом норм закона № 193-ФЗ и правил, утвержденных организацией-медиатором. Участниками выступают в первую очередь посредник и стороны конфликта. Кроме того, могут быть привлечены адвокаты, эксперты и другие помощники.
Источники
Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.
Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.
Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.- Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.
- Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.