Содержание
- 1 Агрострахование
- 2 Господдержка сельхозстрахования
- 3 В 2017 г. агрострахование пострадало от изменения порядка субсидирования
- 4 Минсельхоз России изменит систему господдержки с 2020 года
- 5 НСА: Совет Федерации принял изменения в систему агрострахования
- 6 Агрострахование с господдержкой: поддержки все меньше
- 7 Изменена схема оказания господдержки в области сельхозстрахования
- 8 Агрострахование
- 9 Оказание несвязанной поддержки с/х товаропроизводителям в области растениеводства
- 10 Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства
Агрострахование
Оказание мер государственной поддержки агропромышленного комплекса в сфере сельскохозяйственного страхования с 2012 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (далее – Федеральный закон № 260-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона № 260-ФЗ государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей оказывается на основании договоров сельскохозяйственного страхования.
Федеральным законом № 260-ФЗ предусмотрено, что сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают 50% начисленной страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования, остальные 50% перечисляются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на расчетный счет страховщика на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя.
С 2017 года государственная поддержка сельскохозяйственного страхования осуществляется в рамках «единой субсидии», правила предоставления и распределения которой утверждены Приложением № 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Господдержка сельхозстрахования
Госдума РФ приняла закон о господдержке сельхозстрахования, сообщил депутат от Воронежской области, член партии «Единая Россия» Юрий Исаев
«Главная идея нового закона состоит в том, что государственная поддержка из федерального и региональных бюджетов будет предоставляться на страхование рисков именно от катастрофической гибели урожая сельскохозяйственных культур и вынужденного убоя сельскохозяйственных животных», — сказал Юрий Исаев.
Он особо отметил, что сельхозтоваропроизводители, согласно принятому закону, смогут платить за страховой полис только половину стоимости. Страховыми случаями по таким полисам будут недобор урожая не менее чем на 30 процентов от запланированного, потеря многолетних насаждений на 40 процентов площадей или падеж либо вынужденный убой животных.
«Согласно Закону «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», средства на господдержку выделяются из федерального бюджета. Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов РФ устанавливает Правительство. Сельхозпроизводители оплачивают только половину стоимости полиса, а вторую часть премии региональные власти перечисляют непосредственно на счет страховой компании. По действующим условиям, фермер оплачивает полис полностью, а затем обращается за пятидесятипроцентной компенсацией», — пояснил Юрий Исаев.
Субсидии предоставляются только по вступившим в силу договорам, по которым фермер уже уплатил свою часть премии. Страховая сумма должна быть не меньше 80 процентов от страховой стоимости. Допускается «участие страхователя в страховании», то есть покрытие страхователем части убытка самостоятельно. Такое участие не может превышать 40 процентов от страховой суммы. Еще одно условие выделения субсидий – распространение страхования на всю площадь урожая или посадок многолетних насаждений или на все поголовье скота.
«Закон предусматривает создание объединения страховщиков, членство в котором будет добровольным. Одна из его функций – формирование фонда компенсационных выплат на случай банкротства своих членов за счет отчисления страховщиками не менее пяти процентов премии по этому виду страхования. Члены объединения несут субсидиарную ответственность в размере фонда компенсационных выплат», — пояснил депутат.
Юрий Исаев сообщил, что в пакете с законом о господдержке сельхозстрахования были приняты поправки к Закону «О развитии сельского хозяйства».
«С принятием закона выделение средств на поддержку иных направлений сельхозпроизводства, таких, как развитие плодородия почв, племенное животноводство и другие, может быть обусловлено наличием страховки у аграриев. При этом договоры страхования должны быть заключены на условиях закона о господдержке сельхозстрахования», — пояснил депутат.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2012 года, за исключением положений о страховании животных, которые заработают с 2013 года, и об осуществлении объединением страховщиков компенсационных выплат, вступающих в силу с 2014 года.
В соответствии с законопроектом, Минсельхоз ежегодно будет разрабатывать план сельскохозяйственного страхования на основании предложений уполномоченных органов субъектов РФ и объединения страховщиков.
В 2017 г. агрострахование пострадало от изменения порядка субсидирования
«Итоги 2017 года подтверждают: новый порядок господдержки АПК, который не учел особенности работы системы агрострахования, привел к кардинальным изменениям ситуации на рынке страхования сельхозрисков, – заявил президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов, комментируя опубликованные 1 марта Банком России сведения о состоянии страхового рынка РФ за 2017 год. «Фактически объем поступившего субсидирования сократился в три раза – в основном, за счет прекращения господдержки страхования рисков растениеводства. В итоге на условиях господдержки сельхозпредприятия смогли в 2017 году заключить только около 1 тыс. договоров страхования», – подчеркнул президент НСА.
В основном, пострадало от сокращения господдержки страхование урожая: вместо 7,5 млрд руб. премии, начисленных в 2016 году (и из которых, по данным НСА, было фактически оплачено страховщикам только 5,7 млрд руб.), этот рынок уменьшился до 1,8 млрд руб. В страховании животных показатели начисленной премии различаются незначительно и находятся на уровне около 1 млрд руб. в 2016 и 2017 годах, отметил президент НСА
Таким образом, в 2017 году произошло резкое сжатие объема рынка субсидируемого страхования агрорисков на 67% (с 8,5 млрд руб. страховой премии годом ранее до 2,8* млрд руб. в 2017 г. (*премия, поступившая по заключенным договорам в 2017 г., без учета списания премии по договорам за предыдущие периоды. Из-за того, что органы АПК не предоставили господдержку, всего в течение 2017 года аграриям и страховщикам пришлось расторгнуть договоры с общей премией 473 млн руб.).Это привело к сокращению рынка страхования сельхозрисков страны в целом. Его объем уменьшился с 9,8 млрд руб. в 2016 году до 4,3 млрд руб., или на 56%.
«Статистика показывает, что массового замещения договоров субсидируемого страхования договорами без господдержки не происходит, – отметил президент НСА. – Количество самостоятельно заключаемых аграриями договоров страхования посевов и животных в большинстве регионов не выросло. Можно говорить только о том, что часть клиентов, которые страховались ранее и потеряли доступ к господдержке, увеличили страховую защиту по своим полисам, но это решение было доступно не всем. Кроме того, следует учесть, что в 2017 году был получен очередной рекордный урожай за последние три года, и многие аграрии перестали считать значимыми риски его потери».
По данным НСА, страхование агрорисков на условиях господдержки – сегодня прерогатива крупных и средних хозяйств. В среднем один полис страхования урожая в 2017 году защищал риски посевов на площади около 2,8 тыс. га. Этот показатель находится на уровне около 3 тыс. га последние три года, отметил Корней Биждов. Средняя стоимость страхования 1 га в 2017 году составляла 1,1 тыс. руб., средняя премия на один договор – 3,2 млн руб. При наличии субсидирования расходы агрария сокращались в среднем до 550 руб./га. «Без субсидирования оплата страхования агрорисков становится малодоступной для большинства аграриев – именно поэтому в большинстве стран мира созданы системы государственной поддержки страховой защиты сельхозпроизводителей, – подчеркнул К. Биждов. – Это связано с тем, что в случае серьезных ЧС дестабилизация агропроизводства может на несколько лет сильно ослабить конкурентоспособность агросектора».
«Результаты 2017 года ясно свидетельствуют о том, что отказ от выделения целевых средств на агрострахование был ошибочным, – заявил президент НСА. – Дело в том, что сейчас фактически нет механизма ответственности регионов за отсутствие у аграриев страховой защиты на случай потерь от природных ЧС, и у региональных органов АПК нет стимулов поощрять агрострахование. В случае потерь из-за ЧС, регионы обращаются к федеральному центру за помощью. Так, в 2017 году по потерям от ЧС 2016 и 2017 года аграриям РФ было выделено из федерального бюджета 3,1 млрд руб. Выплаты страховщиков по агрорискам, при текущем уровне развития агрострахования, составили в 2017 году 1,6 млрд руб. Но следует отметить, что эти потери соответствуют периоду рекордной урожайности в большинстве регионов. В случае засухи в масштабах федерального округа потери увеличатся до нескольких десятков миллиардов рублей, как это было в прошлые периоды».
Минсельхоз России изменит систему господдержки с 2020 года
Заместитель министра сельского хозяйства России Елена Фастова заявила на конференции «Агрохолдинги России — 2018», что для Минсельхоза России 2019 год станет переходным в совершенствовании системы господдержки, а с 2020 года в ней произойдут существенные изменения. Об этом сообщает «Агроинвестор».
«Мы для себя взяли задачу 2019 год поставить пилотным и к 2020 году внести заметные изменения в механизмы поддержки по трем видам субсидий — это «единая субсидия», несвязанная и субсидия на литр молока», — отметила Елена Фастова.
По ее словам, эти виды субсидий предполагается разделить на 2 части. Первая часть — компенсирующая, которая фактически действует и сейчас — поддержка на 1 га, на литр молока и другое. И вторая часть — стимулирующая.
По результатам текущего года увеличена господдержка садоводства, а с 2019 года в рамках «единой субсидии» добавлен 1 млрд рублей на закладку виноградников.
Замминистра подтвердила, что для тепличных комплексов компенсация части прямых понесенных затрат закончится в этом году.
«В 2018 году будет 10 %, в дальнейшем тепличные комплексы переходят только на льготное кредитование, капексов с 2019 года для теплиц не будет», — уточнила Елена Фастова.
В текущем году и далее останется компенсация капзатрат на животноводческие комплексы, хранилища, селекционные центры. Также сохранится поддержка для льноперерабатывающих предприятий, появится компенсация капзатрат для предприятий, которые будут заниматься производством сухих молочных продуктов для детского питания.
Минсельхоз России со следующего года планирует уделять большое внимание страхованию аграриев. По этому направлению следующий год также станет переходным.
«Мы выделили страхование в «единой субсидии» отдельной строчкой, и теперь регион не сможет перераспределять эти деньги на другие цели. Мы увеличили на 2019 год поддержку на страхование в 2 раза. Мы расширили по закону перечень направлений, по которым можно страховаться, мы снизили франшизу и разделили риски», — подчеркнула Елена Фастова.
Кроме того, чтобы поддержать те предприятия, которые страхуются, в несвязанной поддержке ведомство выделило 15 %, которые будут получать лишь те, кто имеют договоры агрострахования.
«То есть тот, кто застраховался, будет получать 100 рублей, а тот, кто нет, — 85 рублей. Так будет выглядеть несвязанная поддержка с 2019 года», — пояснила замминистра, добавив, что министерство намерено постепенно переходить к тому, что те, кто получает несвязанную поддержку, должны иметь договор страхования.
НСА: Совет Федерации принял изменения в систему агрострахования
В 2019 году аграриев ожидают существенные перемены в системе агрострахования. Совет Федерации 20 декабря одобрил проект закона о внесении изменений в Закон №260-ФЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного страхования», принятый Государственной думой 11 декабря. Вступление изменений в силу, после подписания законопроекта, запланировано с 1 марта.
Документ на рассмотрение представил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. Сенатор отметил, что принимаемые изменения, в частности, должны повысить интерес страховых компаний к сельскохозяйственному страхованию в зонах рискового земледелия и привести к появлению более дешевого страхового продукта.
«Принятый Законодательным собранием законопроект значительно расширяет возможности аграриев по использованию страховой защиты на условиях государственной поддержки, – заявил президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов. – Он стал результатом совместных усилий всех ветвей государственной власти и отраслевого сообщества – и страхового, и аграрного. Новая редакция закона направлена на решение задачи, поставленной в 2018 году Советом Законодателей и Правительством РФ, которая состоит в существенном расширении охвата отрасли АПК страхованием, прежде всего в страховании растениеводства. НСА рассчитывает, что система страховой защиты сельского хозяйства уже в следующем году получит новый серьезный импульс для развития».
К главным новациям законопроекта относятся отмена порога гибели урожая, при которой наступает страховой случай, а также введение возможности выбора отдельных рисков, на случай которых осуществляется страхование (этот перечень в новой редакции закона расширен), и возможности заключать в отношении одного объекта несколько договоров страхования одновременно. Кроме того, в законопроекте расширен диапазон доступных по выбору агрария страховых франшиз и конкретизированы определенные аспекты, связанные с процессами заключения субсидируемых договоров агрострахования. Документ также снимает ряд вопросов, поставленных практикой применения закона с 2012 года, – в части организации субсидирования на уровне регионов РФ, в части страхования крупных предприятий, у которых активы расположены в разных субъектах РФ, организации экспертизы с использованием методов космического мониторинга, страхования животных на случай возникновения очага опасного заболевания, и другие.
«Напомню, что при страховании урожая на условиях господдержки аграрий имеет право на страховую выплату в том случае, если в результате поименованных в законе опасных природных явлений произошло снижение собранной продукции на 20% по сравнению с запланированным уровнем – согласно действующей методике Минсельхоза РФ, этот уровень должен соответствовать среднепятилетнему значению для хозяйства или района, – поясняет президент НСА. – Практика показала, что этот порог слишком высок. Теперь он полностью отменен – страховщики будут рассматривать все заявленные убытки».
Возможность раздельного страхования рисков в отношении одного и того же объекта – посевов, посадок или поголовья сельхозживотных – позволит сельхозпроизводителям выбирать страховые программы с учетом особенностей производства в конкретной местности. «По мнению экспертов, такая мера откроет принципиально иные пути решения для задачи организации страховой защиты конкретных сельхозпредприятий, – комментирует Корней Биждов. – Например, это даст возможность отделить более дорогое страхование рисков катастрофического характера (например, для некоторых регионов это риск засухи) от менее стоимостной программы по защите таких локальных рисков, как град или ураганный ветер. В этом случае аграрии смогут приобрести защиту от катастрофических потерь по более доступной цене за счет собственного высокого участия в риске (франшизы) и снижения страховой стоимости. Но при этом от локальных рисков – например, града и сильного ветра – хозяйство сможет, также по доступной стоимости, застраховаться на полную стоимость и с минимальной франшизой».
«В целом принятые поправки в закон отражают наработанную за почти 7 лет практику агрострахования с господдержкой, – отметил Корней Биждов. – Активное участие в их разработке принимали и аграрные комитеты Совета Федерации и Госдумы, и Банк России, и профильные министерства – прежде всего, Минсельхоз и Минфин России, и отраслевые союзы и страхового, и аграрного сообщества. Теперь предстоит внедрение этих изменений на практике, которое для НСА будет главной задачей 2019 года».
С 1 января 2016 года на рынке сельхозстрахования с господдержкой действует единое общероссийское объединение — Национальный союз агростраховщиков. Страховые компании, не вступившие в члены НСА, не имеют права заключать договоры агрострахования с господдержкой. Создание централизованной системы агрострахования в РФ предусмотрено федеральным законом от 22.12.2014 № 424-ФЗ о внесении изменений в Закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…» №260-ФЗ.
Агрострахование с господдержкой: поддержки все меньше
В 2016 году объем бюджетных субсидий на агрострахование с господдержкой был сокращен практически вдвое. В 2012 году (когда начал работать закон ФЗ-260 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…») было выделено 4 541 млн. руб. субсидий на агрострахование, к 2015 году это значение выросло до 5 481 млн. руб., и в 2016 году их размер был существенно сокращен до 2 748 млн руб. Конечно же, ФЗ-260 по-прежнему гарантирует господдержку для аграриев, но денег на это в федеральном бюджете выделяется всем меньше и меньше.
Федеральный закон № 260 был принят 25 июля 2011 года (то есть задолго до кризиса 2014 года), а с 2016 года правительство РФ ввело единые правила предоставления субсидий труженикам сельского хозяйства. Появилось даже объединение агростраховщиков (НСА — Национальный союз страховщиков) и единые гарантийные фонды. Согласно этим правилам можно застраховать однолетние и многолетние насаждения, животных или весь урожай от различных рисков: засуха, подтопление, болезни, падёж скота и т.п.
Татьяна Мельникова, начальник Управления андеррайтинга и методологии сельскохозяйственных рисков СК «Согласие»:
В России агрострахование осуществляется, в том числе, с государственной поддержкой. То есть государство оплачивает не менее 50% от начисленной страховой премии, остальное платит тот, кто страхуется.
Чтобы получить субсидию от государства, страхователь подает заявление в страховую компанию, являющуюся членом Национального союза агростраховщиков (НСА). Страховая компания заключает договор, в рамках ФЗ 260 от 25.07.2011 г., и стандартных правил страхования, которые едины для всех участников НСА. После оплаты первого взноса (50% от начисленной премии), страхователь подает пакет документов в региональное отделение АПК, после чего на расчетный счет страховщика поступает вторая часть премии.
До 2017 года деньги из федерального бюджета выделялись регионам постатейно: Х рублей на разведение племенного скота, Х рублей на разведение виноградников, Х руб на субсидирование агрострахования. Но 30 декабря 2016 года правительство РФ изменило правила предоставления субсидий субъектам РФ. Теперь деньги переводят в регион общей суммой без детализации, на что сколько выделено. А уже сам субъект РФ (Министерство сельского хозяйства или комитет по с/х) решает, кто из аграриев сколько получит субсидий и на какие цели.
Правительство в своем постановлении указало лишь несколько направлений, среди которых и так называемая Единая субсидия на поддержку сх (в которую входит и агрострахование). Инициатива по созданию новой схемы финансирования исходила от правительства РФ. Агростраховщиков это не особенно порадовало.
Введение единой субсидии и включение в нее субсидий на господдержку агрострахования уже оказало непосредственное влияние на планирование регионами параметров этого направления господдержки в 2017 году. На 20 января к нам в НСА поступили сведения от 52 субъектов РФ, из которых 27 намерены сохранить господдержку агрорострахования. Однако в 11 регионах из этих 27 органы АПК планируют снижение целевых показателей по застрахованным площадям по сравнению показателями в 2016 году, и в некоторых субъектах это снижение составляет до 70%.
В целом, НСА не поддерживает включение господдержки агрострахования в «единую субсидию».
Приобретение страховой защиты для агробизнеса — это не развитие какого-то отдельного направления сельхозпроизводства, не задача текущего финансирования, это инструмент обеспечения долгосрочной стабильности агробизнеса, его кредитоспособности и финансовой устойчивости, его возможности привлекать инвестиции.
НСА полагает, что, в принципе, идея передачи регионам основной ответственности за организацию защиты рисков их агропроизводства не верна. Это задача, относящаяся к области продовольственной безопасности, и она должна решаться на уровне страны.
В целом, агростраховщики выразили озабоченность перспективами развития агрострахования в 2017 году. Они считают, что переход на «единую субсидию» приведет к тому, субсидирование агрострахования с господдержкой может сократиться при негативном сценарии на 30-40%. И мы видим по данным НСА, что эта цифра может быть даже выше — 70%.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Дмитрий Цветков, руководитель направления АГРО андеррайтинга и методологии корпоративного бизнеса ООО СК «Сбербанк страхование»:
Введение Единой субсидии, в первую очередь, осложнит возможность планирования сельхозстрахования в регионах для страховых организаций. Соответственно, будет увеличиваться риск недополучения страховых взносов и увеличение дебиторской задолженности страховщиков. Это усложнит взаимоотношения со страхователями, так как при отсутствии полной оплаты страховых взносов по договорам возмещение убытков будет происходить в сокращенном размере. Страхование сельскохозяйственных рисков в рамках распределения средств господдержки в регионах не будет приоритетным направлением и можно прогнозировать, что размеры оказываемой господдержки будут существенно снижаться.
А они уже снижаются. И уже накапливается дебиторская задолженность по договорам агрострахования, заключенным в 2015 и 2016 годах. По данным НСА, в 2016 году секвестр бюджета привел к тому, что 20 регионов РФ недополучили субсидии на страхование на общую сумму около 1,2 млрд. руб. Это коснулось основных аграрных регионов Европейской России и Дальнего Востока, где привлечение инвестиций в агробизнес и, соответственно, спрос на страховую защиту наиболее высоки.
Татьяна Мельникова, СК «Согласие»:
Безусловно, ситуация с недофинансированием негативно сказывается на ведении бизнеса. Мало того, что она приводит к образованию дебиторской задолженности, при ее наличии, в случае убытка, сумма страхового возмещения будет выплачена пропорционально сумме оплаченной премии.
То есть, если государство вовремя не заплатило свою часть страховой премии, а для хозяйства-страхователя наступил страховой случай, (допустим, засуха, и урожай оказался ниже на 40%, чем ожидалось), то страховые выплаты будут гораздо меньше — на 50% (при условии, что господдержка 50%).
В такой ситуации, как совершенно верно отметил президент НСА Корней Биждов, «аграрии ощущают себя обманутыми». И мы получили именно такое мнение от главы КФХ, читайте далее в материале. А что же в этой ситуации делать самим аграриям, на которых и направлены меры господдержки?
Агростраховщики советуют «самостоятельно оплатить вторую часть премии, тогда в случае наступления страхового события, возмещение будет выплачиваться в полном объеме». (Татьяна Мельникова, СК «Согласие»).
Дмитрий Цветков предположил, что » сельхозпроизводители будут вынуждены искать другие формы страхования урожая сельскохозяйственных культур без государственной поддержки».
А что думают сами сельхозпроизводители?
Тарас Кожанов, совладелец 2 козьих и 1 овечьей фермы в Республике Марий Эл:
Мы страхуем козлов, привезенных из Голландии, от всех видов рисков (болезни, кражи) в СК «Россельхозбанк-страхование». 1 животное с доставкой стоит около 150 тысяч рублей. Господдержку не используем.На мой взгляд, для нашей коммерческой деятельности страхование не эффективно, так как животных страхуют только с франшизой. Франшиза — это сумма, которая при страховой выплате не возмещается. Мы застраховали 10 козлов по 150 000 руб. с франшизой 10%. Один из десяти козлов умер. Мы ничего не получили, так как 1 из 10 — это как раз 10%. А для нас-то это ощутимые потери. У нас на стадо коз в 2500 особей всего 10 козлов-производителей.
Юрий Шелудяков, глава крестьянско-фермерского хозяйства «Олимп» (Новосибирская область):
Однажды я использовал страхование урожая с господдержкой, и с тех пор больше в азартные игры с государством не играю. В октябре 2013 года я застраховал посевы пшеницы и ячменя ( наше хозяйство 4.5 тысяч га земли) в СК «Ингосстрах», так как брал кредит и страхование урожая было обязательным условием банка. Господдержка значилась в договоре 35%. Конечно, я сам виноват: договор не изучил досконально. У нас были заморозки в период вегетации весной, когда температура воздуха должна быть выше плюс 10 градусов. Но заморозок длился 1 день. А в договоре значилось «не менее 3 дней подряд». В общем, осенью собрали мы пшеницы по7 центнеров с га, хотя до этого у нас средняя урожайность была 25 центнеров. Страховая компания не признала этот случай страховым, я с ними судился, но Арбитражный суд мне в иске отказал. А Министерство сх Новосибирской области перечислило свою часть страховой премии только в ноябре — то есть через год после заключения договора (договор заканчивался 1 октября). Это тоже было дополнительным аргументом в суде для отказа от выплаты: мол, вы же страховую премию заплатили не полностью, а она должны быть оплачена четко в срок согласно договору. Так и достались эти деньги страховщикам. А я с тех пор вообще не страхую ничего — не вижу в этом смысла.
Подготовила Ксения Попова
Только цифры (источник: пресс-центр НСА):
В 2012-2016 г. (по данным на 9 месяцев 2016 г.) в страховые компании поступило 17 млрд рублей субсидий на агрострахование из федеральном бюджете (согласно данным Банка России). Страховые выплаты по агрострахованию с господдержкой за этот период составили 14 млрд. руб. в силу благоприятного периода для растениеводства в РФ в 2013-2016 гг.
Спрос на агрострахование с господдержкой: 6-7 тыс. договоров в год, в основном, это страхование растениеводства. В 2016 году средняя застрахованная площадь посевов на 1 договор — 3 тыс. га, среднее поголовье на 1 полис — 13 тыс. условных голов.
Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой
В 2019 году возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, животноводства и аквакультуры (товарного рыбоводства) осуществляется в рамках Постановления Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2011 N260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».
Размер субсидии за счет средств областного бюджета, включая целевой межбюджетный трансферт (субсидия) из федерального бюджета, составляет 50 процентов страховой премии, начисленной по договору страхования исходя из предельного размера ставки для расчета размера субсидии.
Субсидия перечисляется на расчетный счет страховой организации на уплату 50 процентов страховой премии, на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя о перечислении целевых средств на расчетный счет страховой организации, после уплаты сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов страховой премии, начисленной по договору.
Страховая организация должна являться членом единого общероссийского объединения страховщиков в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2011 N260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».
Пошаговая инструкция предоставления государственной поддержки
1. Сельхозтоваропроизводитель:
выбирает надежную страховую организацию, являющуюся членом объединения страховщиков в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» с которой будет заключен договор страхования;
внимательно изучает предлагаемые страховщиком правила страхования и условия договора страхования;
заключает договор страхования;
2. После вступления в силу договора страхования сельхозтоваропроизводитель формирует комплект документов и подает заявление в орган управления АПК субъекта Российской Федерации на получение субсидии.
3. По итогам рассмотрения представленных страхователем заявления и документов в случае их соответствия требованиям действующего законодательства орган управления АПК субъекта Российской Федерации принимает решение о предоставлении государственной поддержки и перечисляет на счет страховой организации оставшиеся 50% страховой премии по договору страхования.
Изменена схема оказания господдержки в области сельхозстрахования
С 1 марта вступили в силу изменения в правила агрострахования с господдержкой, которые, как надеется Минсельхоз , повысят интерес аграриев и страховых компаний к этой системе. Изменения в закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и о внесении изменений в закон «О развитии сельского хозяйства» были приняты парламентом и подписаны президентом в декабре.
Среди основных нововведений — отмена порога гибели урожая, а также возможность застраховать с господдержкой один или несколько рисков. Так, как сообщает Национальный союз агростраховщиков ( НСА ), до настоящего времени аграрии на условиях господдержки могли застраховать только все риски, перечисленные в законе. Теперь позволяется включить в покрытие случаи утраты урожая, посадок многолетних насаждений, а также гибели сельскохозяйственных животных «в результате воздействия всех, нескольких или одного» из опасных для сельхозпроизводства явлений. В законе перечислено 23 таких природных явления, в том числе засуха, заморозки, продолжительный дождь, раннее появление снежного покрова
Одновременно устранена проблема, возникавшая при страховании крупных хозяйств, рассказал « Агроинвестору » президент НСА Корней Биждов. «Если раньше по договору с господдержкой требовалось застраховать все посевы или все имеющееся поголовье одного вида, то теперь — только в пределах одного субъекта России, и у различных страховщиков. Это важно для предприятий, которые работают в разных регионах или с крупным объемом рисков», — пояснил Биждов.
Также исключено пороговое значение размера утраты урожая и посадок многолетних насаждений. Прежде аграрии могли получить страховую выплату только в том случае, если теряли более 20% запланированного урожая. Сейчас такой порог отменен, однако введена обязательная безусловная франшиза (не покрываемая страховкой часть убытка), минимальный размер которой не может быть менее 10% от страховой суммы. «Это позволит обеспечить выплаты страхового возмещения при минимальной утрате урожая сельхозкультур», — уверен НСА . Кроме того, изменения предполагают увеличение максимального размера безусловной франшизы с 30% до 50% от страховой суммы.
Внесены изменения и в страхование сельскохозяйственных животных. Если ранее страховые компании несли ответственность только за гибель заболевших заразными болезнями животных, то в новой редакции закона, как говорится в пояснительной записке, аграрии смогут получать страховые возмещения за вынужденный убой всего поголовья в результате вспышки заболевания. По данным НСА , в России 98% выплат по страхованию сельхозживотных на условиях господдержки приходится на ущерб, нанесенный заразными болезнями. С 2013 года выплаты страховщиков НСА только по убыткам от африканской чумы свиней и гриппа птиц составили 1,7 млрд руб.
В результате Минсельхоз ожидает появления более дешевых и привлекательных страховых продуктов, а также роста интереса у аграриев и страховых организаций к сельхозстрахованию, в том числе в зонах рискованного земледелия. По прогнозам аграрного ведомства, это приведет к увеличению доли застрахованного поголовья сельхозживотных до 16,7% к 2020 году, а к 2025-му — до 26,1%. Доля застрахованной посевной площади возрастет до 4,2% к 2020 году и до 11,3% к 2025-му.
В 2018-м в России было застраховано 16% поголовья сельхозживотных и около 1,5% площади сева, уточнила « Агроинвестору » представитель НСА . По итогам осенней посевной кампании на условиях господдержки было застраховано около 3,3% озимого клина. Лидером по размеру застрахованной площади озимых стала Самарская область — 115 тыс. га, что составляет около 27% из почти 422 тыс. га озимых, посеянных в регионе к середине ноября. На втором месте — Ростовская область (99 тыс. га), на третьем — Волгоградская (79 тыс. га). В относительных значениях охват страхованием наиболее высок в Московской области, где страховую защиту получили почти 32% посеянных осенью агрокультур.
Агрострахование
Телефоны горячей линии по агрострахованию:
(8442) 30-96-73 , Васюкова Ольга Анатольевна — старший консультант отдела государственной поддержки растениеводства и субсидирования процентной ставки малых форм хозяйствования
(8442) 30-96-18 , Шульц Дмитрий Иванович — начальник отдела растениеводства
Нормативно-правовая база:
- Постановление Администрации Волгоградской обл. от 25.01.2016 N 10-п(в ред. от 10.06.2019) «О предоставлении субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства»
- Приказ Минсельхоза России от 04.03.2019 N 92 «Об утверждении Плана сельскохозяйственного страхования на 2019 год»
- Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
- Приказ Минсельхоза России от 01.03.2019 N 87 «Об утверждении методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений и методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) сельскохозяйственных животных»
Список страховых компаний, осуществляющих деятельность по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой в Волгоградской области (размещено 07.02.2019)
Оказание несвязанной поддержки с/х товаропроизводителям в области растениеводства
Нормативная база:
Получатели субсидии:
Сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство)
Ставки для расчета размера субсидии:
Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям по ставкам на 1 гектар посевной площади:
сельскохозяйственных культур под урожай отчетного финансового года
зерновых, зернобобовых и кормовых сельхозкультур сева текущего года в отношении которых заключены договоры сельскохозяйственного страхования
- заявление о предоставлении субсидиина оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства
- справка о доходе от реализациисельскохозяйственной продукции за отчетный финансовый год
- справка о фактическом размере посевной площади сельскохозяйственных культур и размере затрат на посевную площадь сельскохозяйственных культур
- реестр документов, подтверждающих фактические затраты, произведенные на посевную площадь сельскохозяйственных культур под урожай отчетного финансового года
- справка об использовании на посев при проведении агротехнологических работ семян зерновых, зернобобовых и кормовых сельскохозяйственных культур, сорта или гибриды которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по 8 региону допуска, и при этом сортовые и посевные качества таких семян соответствуют ГОСТ Р 52325-2005
Срок приема документов
Порядок предоставления субсидий:
Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год комитету сельского хозяйства, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке, с учетом принятых и неисполненных обязательств на предоставление субсидий в отчетном финансовом году и годах, предшествующих отчетному финансовому году в соответствии со сводной бюджетной росписью на цели:
а) возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами;
б) возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих развитие производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы и увеличение производства овощей открытого грунта, в расчете на 1 гектар посевной площади.
Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства
Нормативная база:
Постановление Администрации Волгоградской обл. от 25.01.2016 N 10-п (в ред. от 10.06.2019) «О предоставлении субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства»
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.02.2015 № 64 «Об утверждении форм документов, предусмотренных правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 №1371»
Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2011 № 260 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
Изменена схема оказания господдержки в области сельхозстрахования
Новости для тех, кто страхует урожай, животных или сельхозтехнику, оформляя государственную субсидию для сельхозпроизводителей на страховые премии.
01.03.2019 вступают в силу поправки в закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…» от 25.07.2011 № 260-ФЗ (поправки внесены законом от 27.12.2018 № 563-ФЗ).
Важно! Установлено, что нормативно-правовые акты (НПА) субъектов РФ, которыми определяется оказание господдержки в области сельхозстрахования, должны включать в себя:
- срок обращения сельхозпроизводителя за господдержкой в сфере сельхозстрахования;
- перечень документов, требуемых для получения господдержки;
- срок принятия уполномоченным органом субъекта РФ решения о предоставлении (отказе в предоставлении) господдержки;
- срок перечисления уполномоченным органом субъекта РФ бюджетных средств на возмещение части затрат сельхозпроизводителя на уплату страховой премии, начисленной по договору сельхозстрахования.
Обратите внимание! Уполномоченный орган субъекта РФ должен уведомить сельхозпроизводителя о принятом решении в срок не более 10 дней со дня его принятия. НПА об оказании господдержки должны быть размещены на официальных сайтах уполномоченных органов субъектов РФ.
Кроме того, законом № 563-ФЗ устанавливается, что:
- если страховой тариф, указанный в договоре сельхозстрахования в отношении определенного объекта сельхозстрахования, меньше предельного размера ставки для расчета размера субсидии по данному объекту или равен ему, то размер субсидии равен 50% от страховой премии, начисленной по договору сельхозстрахования;
- если же страховой тариф в договоре превышает предельный размер ставки для расчета размера субсидии по данному объекту, то размер субсидии равен 50% от суммы, рассчитанной как произведение страховой суммы и предельного размера ставки для расчета размера субсидии по данному объекту.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Также законом № 563-ФЗ скорректированы установленные (ст. 4 закона № 260-ФЗ) требования к договору сельхозстрахования. Помимо этого, законом № 563-ФЗ внесен еще ряд изменений.
Источники
Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.
Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.
Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.- Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
- Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.