Содержание
- 1 Изменения закупок для учреждений культуры и иные нововведения в законах № 223-ФЗ и 44-ФЗ
- 2 Принят закон об упрощении закупок организациями культуры, науки и образования
- 3 Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ таблица — всё наглядно!
- 4 Изменения в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года + таблица
- 5 Изменения закупок для учреждений культуры и иные нововведения в законах № 223-ФЗ и 44-ФЗ
- 6 Изменения о банковской гарантии в закупках и иные нововведения в законе № 44, вступившие в силу с 1 по 7 июля 2019 года
- 7 10 изменений в сфере закупок в 2019 году
- 8 Изменения в Закон №44-ФЗ и 223-ФЗ, которые расширят возможности заказчиков с 31 июля 2019 года на основании Закона №70-ФЗ
Изменения закупок для учреждений культуры и иные нововведения в законах № 223-ФЗ и 44-ФЗ
Как упростятся закупки для учреждений культуры по закону № 44-ФЗ?
Проводить закупки по закону № 44-ФЗ для учреждений культуры у единственного поставщика станет проще.
Редакция п. 5 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ до внесения изменений
П. 5 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ в новой редакции
Сумма закупки не превышает 400 тыс. руб.
Сумма закупки не превышает 600 тыс. руб.
Годовой объем закупок по данному пункту — не более 50% годовых закупок заказчика и не более 20 млн руб.
Годовой объем закупок по данному пункту — не более 50% годовых закупок заказчика и не боле 30 млн руб.
Отсутствует указание на возможность применения нормы домами (центрами) народного творчества, домами (центрами) ремесел
Расширен перечень применяющих норму субъектов за счет указания домов (центров) народного творчества, домов (центров) ремесел
В каких случаях субподряд при госзакупках по закону № 44-ФЗ может быть запрещен?
Добавлена возможность запретить субподряд в контракте.
Положения закона № 44-ФЗ в редакции закона № 70-ФЗ
Предмет контракта (примеры)
- Сохранение объектов культурного наследия народов РФ.
- Реставрация музейных коллекций.
- Реставрация документов Архивного фонда РФ
Возможность выполнения работ / оказания услуг в силу их сложности только поставщиками/исполнителями с особой квалификацией
- Страхование/транспортировка/охрана ценностей Госфонда драгметаллов.
- Страхование/транспортировка/охрана музейных предметов, редких изданий
Можно ли будет направлять на закупки деньги, полученные в дар, по завещанию или как пожертвование?
Еще одно новое правило добавлено в оба основных закона о закупках (№ 44-ФЗ и 223-ФЗ). Можно использовать для закупок средства, полученные:
- в качестве дара;
- в виде пожертвования;
- по завещанию.
Обратите внимание! Для закупок по закону № 223-ФЗ с учетом указанных изменений бюджетные учреждения, государственные/муниципальные унитарные предприятия вправе до 01.10.2019 изменить положения о закупках и план закупки.
Об иных изменениях в законодательстве о закупках читайте в наших статьях:
Принят закон об упрощении закупок организациями культуры, науки и образования
Закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, регламентирующим их проведение отдельными видами юридических лиц, могут осуществляться, в том числе, за счет средств, полученных в качестве дара и по завещанию. С учетом данного нововведения до 1 октября 2019 года бюджетные учреждения, ГУП и МУП вправе внести изменения в положение о закупке и план закупки на 2019 год.
За счет указанных средств могут осуществляться также закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Настоящим Федеральным законом для организаций культуры, науки и образования увеличена максимальная сумма закупки у единственного поставщика с четырехсот до шестисот тысяч рублей. Изменен также годовой объем таких закупок — теперь он не должен превышать 5 млн рублей или не должен превышать 50 процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 30 миллионов рублей.
К учреждениям культуры, осуществляющим закупки у единственного поставщика с учетом данных правил, отнесены: дом (центр) народного творчества и дом (центр) ремесел.
Расширен перечень случаев, когда не требуется обоснование для заключения контракта с единственным поставщиком (это в том числе поставка культурных ценностей для пополнения государственных фондов, закупка произведений литературы и искусства определенных авторов и исполнителей).
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней со дня опубликования.
Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ таблица — всё наглядно!
Закупочная деятельность в нашей стране регламентируется двумя основными законами — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для того чтобы разобраться что к чему, поставщикам и заказчикам нужно четко ориентироваться в их различиях и понимать в чем разница.
Федеральный закон №44
Федеральный закон №223
Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок — каких-то недомолвок и пробелов здесь не допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика. Поставщик, в свою очередь, может быть уверен, что все заказчики будут действовать исключительно в определенных законом рамках.
Данный закон определяет только основную идею и принципы проведения закупок. Все детали и порядок процедур заказчиком прописывается в Положении. Они, в свою очередь, могут существенно отличаться друг от друга, поэтому поставщикам каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям проведения закупки.
2. Общие положения
Кто является заказчиком
В рамках 44-ФЗ заказчиками выступают:
— государственные и муниципальные бюджетные учреждения;
— унитарные предприятия за исключением тех, которые на правительственном уровне признаны особо значимыми.
Действие 223-ФЗ распространяется на следующих заказчиков:
- организации, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%;
- организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (электроснабжение, водоснабжение и так далее);
- организации, являющиеся субъектами естественных монополий (РЖД, Ростелеком и так далее)
- унитарные предприятия, признанные государственно важными, также осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов;
Федеральным законом №44 регламентировано довольно большое количество закупок:
- конкурсы: открытый, двухэтапный, с ограниченным участием (статьи 48, 57 и 56 соответственно);
- электронный аукцион (статья 59);
- запрос предложений (статья 83);
- запрос котировок (статья 72);
- закупка у единственного поставщика (статья 93);
- закрытые способы проведения закупок (статьи 84-92).
223-ФЗ, в соответствии с частью 3 статьи 3, предусматривает только два обязательных вида закупок:
Однако в положении каждый заказчик может определять регламент для любых других способов закупок.
Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:
- www.roseltorg.ru (ОАО «ЕЭТП»);
- www.sberbank-ast.ru (ЗАО «Сбербанк-АСТ»);
- www.etp-ets.ru (АО «Электронные торговые системы»);
- www.etp.zakazrf.ru (ГУП «Агентство по заказу РТ»);
- www.rts-terder.ru (ООО «РТС-тендер»).
- www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)
Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.
3. Информационное обеспечение закупок:
положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок
Положение о закупках
Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.
44-ФЗ предусматривает два этапа планирования:
— составление плана закупок сроком на 3 года;
— составление плана-графика сроком на один год.
Оба документа размещаются в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru. Их сроки размещения, а также правила оформления определяются соответствующими постановлениями.
223-ФЗ предусматривает формирование единственного документа — плана закупок сроком на один год. Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. Правила оформления планов закупок по 223-ФЗ и сроки их размещения регламентируются соответствующими постановлениями.
Сроки размещение и содержание извещения
44-ФЗ строго определяет сроки размещения извещения для каждого способа закупок. Так, например, для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней, для запроса предложений — не менее 5 дней и так далее.
Содержание извещение также строго регламентируется нормами закона.
Единственный способ, для которого размещение извещения не предусмотрено — НЕКОТОРЫЕ виды закупок у единственного поставщика.
Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов — они составляют не менее 20 дней. В остальных случаях временные интервалы определяются заказчиком самостоятельно, информация о них прописывается в Положении.
Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением.
Место размещения извещения
Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке.
Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке.
Внесение изменений в извещение и отмена закупки
Изменения в установленные законом сроки, можно вносить в любые извещения, за исключением извещений о проведении запроса предложений и закупки у единственного поставщика.
Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев.
Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках.
Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.
Информация, которая должна содержаться в документации для каждого вида закупок Федеральным законом №44 определяется индивидуально. Пространства для импровизации у заказчиков нет.
Информация, которая должна содержаться в документации, определяется частью 10 статьи 8 и Положением и закупке
4. Особые условия в рамах Федеральных законов
Обеспечение исполнения заявки/контракта
Для аукционов и конкурсов устанавливается в обязательном порядке. В остальных случаях — это право, а не обязанность заказчика.
Обеспечение может быть предоставлено в двух формах: путем перечисления денежных средств или банковской гарантией (за исключением электронного аукциона, где предусмотрены только наличные). Выбор способа всегда остается за поставщиком.
Необходимость внесения обеспечения всегда остается на усмотрение заказчика. Способы обеспечения могут быть различными и определяются в Положении о закупках.
Применение антидемпинговых мер предусмотрено статьей 37
Антидемпинговые меры законом не предусмотрены, однако каждый заказчик вправе обозначить их в Положении о закупках
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Осуществляется в обязательном порядке одним из предусмотренных статьей 22 методов: сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, затратным или проектно-сметным.
Не осуществляется в обязательном порядке.
Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций
Для всех заказчиков должны составлять не менее 15% от общего годового объема закупок
Норма составляет не менее 10% и применяется только к тем заказчикам, годовой объем закупок которых составляет более 2 миллиардов рублей.
5. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения контрактов
Заключение и изменение контракта
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией. Его изменение предусматривается только в установленных законом случаях и касается преимущественно несущественных условий.
Заказчик вправе по своему усмотрению вносить изменения в договор/контракт и менять практически все — от цены и сроков до несущественных условий. Пределы изменений устанавливаются в Положении о закупках индивидуально каждым заказчиком
Изменения в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года + таблица
С 1 июля 2018 года начинают действовать поправки, внесенные в 223-ФЗ. Они направлены на усиление контроля за деятельностью как заказчиков, так и поставщиков. Можно говорить о начале процесса сближения правил проведения закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Законодатель стремится уменьшить количество случаев злоупотреблений и противоправных действий при приобретении товаров и услуг.
Важная информация для заказчиков
Поправки в 223-ФЗ уже начали действовать. В связи с этим у заказчиков возник закономерный вопрос, по каким нормам проводить закупки сейчас, если положения о закупках еще не скорректированы. Соответствующее разъяснение дали Министерство Финансов и Федеральная Антимонопольная служба. Они опубликовали совместное письмо № АД/48543/18 от 27 июня 2018, в котором говориться о следующем:
- Для всех заказчиков предусмотрен переходный период, за который они должны привести положения о закупках в соответствие с новыми требованиями законодательства. Он продлится до 1 января 2019 года.
- Если после начала 2019 года в ЕИС будет располагаться положение, не соответствующее обновленным правилам, то оно будет признано неразмещенным. Соответственно, проводить процедуры по нему запрещено.
- Закупки, размещенные в ЕИС до даты внесения коррективов в закон, завершаются по правилам, действующим ранее.
В переходный период с 01.07.18 до 31.12.18 заказчики могут реализовывать закупки по старым положениям. С 2019 года за неисполнение обновленных требований заказчики будут привлекаться к ответственности.
Конкурентные закупки
Пунктами 2 и 3 статьи 3 обновленного 223-ФЗ вводится понятие конкурентной закупки. Таковой будет считаться процедура, отвечающая следующим требованиям:
- Информация о закупке сообщается путем публикации извещения в ЕИС или направления приглашения потенциальным поставщикам в соответствии с нормами статьи 3.5.
- Во время проведения процедуры обеспечивается конкуренция между всеми участниками.
- При описании приобретаемого объекта соблюдены все нормы статьи 6.1 223-ФЗ.
Конкурентные закупки, проводимые между субъектами малого предпринимательства, могут быть реализованы исключительно в электронной форме. Остальные процедуры проводятся при помощи ЭТП, если иное не установлено положением о закупках.
Описание предмета закупки
Пунктом 6.1 223-ФЗ в новой редакции регламентируются определенные правила описания закупаемого товара при проведении конкурентной закупки:
- В описании прописываются технические, функциональные, эксплуатационные и качественные параметры изделия.
- Запрещено указывать в описании объекта требования о поставке продукции определенного товарного знака, фирменного наименования, выпущенного в конкретной стране. Ранее установление таких требований считалось правомерным. По новым правилам это приравнивается к попытке ограничения конкуренции.
- Если указание товарного знака в описании объекта необходимо, то оно должно сопровождаться надписью «или эквивалент». Из этого правила есть несколько исключений, перечисленных в подпункте 3 пункта 6.1 статьи 3.
Эти требования максимально приближены к нормам 44-ФЗ. Их несоблюдение будет признано нарушением законодательства, за что заказчик привлекается к ответственности.
Правила проведения конкурентных закупок
Подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 3 установлен перечень способов реализации конкурентной закупки. В него входят: конкурсы открытые и закрытые, аукционы, запросы котировок, запросы предложений. Нормами статей 3.2 – 3.6 установлены ключевые правила и сроки проведения таких процедур. Законодатель прописывает порядок осуществления нескольких ключевых этапов, общих для всех закупок:
- Запрос на дачу разъяснений документации участник подает не позднее чем за 3 суток до завершения фазы подачи предложений. Заказчик должен ответить в течение 3-х рабочих дней с момента обращения участника (п.3 ст. 3.2)
- Отмена закупки возможна лишь до окончания подачи предложений (п.5 ст.3.2). Информация об этом должна появиться в ЕИС в день принятия решения (п.6 ст.3.2). В иное время отмена возможна только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
- Изменение и отзыв заявки возможен в любой момент до истечения срока подачи предложений. Для этого заказчику направляется соответствующее уведомление (п. 11 ст. 3.2).
- Договор должен быть заключен в период между 10 и 20 днями с момента размещения в ЕИС финального протокола (п. 15 ст. 3.2).
Регламентированные сроки публикации извещения в ЕИС будут зависеть от типа реализуемой процедуры. В статье 3.4 приводятся также особенности реализации таких процедур между субъектами среднего и малого предпринимательства.
Процедура
Видео (кликните для воспроизведения). |
Срок публикации в сети извещения и документации
Ссылка на 223-ФЗ
Сроки размещения документации при реализации закупки среди СМП
Ссылка на 223-ФЗ
За 15 и больше суток до окончания стадии подачи предложений.
Пункт 17 статьи 3.2
Минимум за 7 суток до финиша стадии подачи предложений, если НМЦК менее 30 миллионов рублей. В противном случае, этот срок продлевается до 15 дней.
Подпункт 1 п.3 ст.3.4
Не меньше чем за 15 суток до даты окончания подачи предложений.
Пункт 19 статьи 3.2
При НМЦК меньше 30 миллионов рублей, документы должны появиться в сети не менее чем за 7 дней до конца срока подачи предложений. Для контрактов с большей НМЦК этот срок продлевается до 15 суток.
Подпункт 2 п.3 ст.3.4
За 5 и более раб. дней до конца срока подачи заявок.
Пункт 21 статьи 3.2
Минимум за 4 раб. дня до окончания периода подачи заявок. НМЦК при этом не может превышать 7 миллионов рублей.
Подпункт 4 п.3 ст.3.4
Не менее чем за 7 раб. дней до финала стадии подачи предложений.
Пункт 23 статьи 3.2
Не менее чем за 5 раб. дней до даты проведения процедуры. При этом НМЦК не может превосходить 15 миллионов рублей.
Подпункт 3 п.3 ст.3.4
Заказчики вправе устанавливать необходимость предоставления обеспечения заявки, если НМЦК контракта превышает 5 миллионов рублей. В извещении о закупке фиксируется его размер и порядок возврата. В пункте 26 статьи 3.2 приведен перечень обстоятельств, при которых возврат обеспечения не производится.
В статье 3.3 223-ФЗ приведены ключевые правила реализации закупки в электронном виде. Дается определение электронной торговой площадки, необходимость получения аккредитации на ней участниками. Нормы проведения закупок среди субъектов среднего и малого предпринимательства подробно рассмотрены в статье 3.4.
Информация о договорах, заключенных по итогам закупок, вносится в единый реестр. По новым требованиям пункта 2 статьи 4.1 фиксируются также данные о контрактах с единственными поставщиками, если закупка не была закрытой.
Закрытые закупки
В обновленной версии 223-ФЗ появилось четкое определение термину закрытая закупка. Ей признается аукцион, конкурс, запрос предложений или котировок, в том случае, если содержащиеся в документации сведения представляют собой государственную тайну. Это прописано в пункте 1 статьи 3.5.
Порядок проведения закрытой закупки аналогичен тому, который регламентируется в статье 3.2 223-ФЗ с учетом некоторых особенностей. Информация о проведении такой процедуры не может быть размещена в ЕИС. Заказчик направляет индивидуальные приглашения поучаствовать в закупке двум и более потенциальным поставщикам, заинтересованным в заключении контракта. Заявка подается участником в запечатанном конверте, который не позволяет просматривать его содержимое.
Требования к составу извещения
- Способ приобретения товаров и услуг.
- Реквизиты заказчика.
- Предмет договора. Теперь в извещение нужно включать не только объем закупаемых товаров или предоставляемых услуг, но и их описание в соответствии с нормами части 6.1 статьи 3.
- Место поставки продукции или оказания услуг.
- НМЦК контракта. По новой редакции закона можно устанавливать НМЦК в виде формулы расчета или максимальной стоимости единицы товара.
- Сроки предоставления документации о закупке
- Дата проведения процедуры и подведения итогов. Согласно подпункту 7 пункта 9 статьи с 1 июля 2018 года нужно будет указать в извещении не только дату, но и порядок проведения процедуры вскрытия заявок и подведения итогов.
- На заказчика возложены также обязательства прописывать в извещении адрес ЭТП при проведении закупки в электронной форме, а также иные сведения, установленные положением.
Все изменения, вносимые в извещение должны найти свое отражение в ЕИС в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения.
Изменения закупок для учреждений культуры и иные нововведения в законах № 223-ФЗ и 44-ФЗ
О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль
Закупки для нужд учреждений культуры имеют свою особенность и прежде всего это связано с тем, что отдельные предметы закупок носят индивидуальный характер с элементами художественной фантазии и творчества.
В свою очередь и законодатель, принимая во внимание нюансы закупки произведений литературы или искусства, авторские сценарные и постановочные разработки, предусмотрел для них льготные правила.
Определяем правила «игры»
Кто может закупать?
Проводя закупочные процедуры, как правило, сами учреждения культуры непосредственно выступают заказчиками, проводя все процедуры от «А до Я». Но в целях оптимизации трудозатрат, связанных с их организацией и проведением, положениями статьи 26 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность проводить закупки через специально созданные закупочные структуры — уполномоченные по закупкам органы (учреждения). Создание такого органа возможно как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Такие закупки называют централизованными.
Например, администрация Охотского района Хабаровского края проводит электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт зрительного зала и фойе второго этажа Центра культурно-досуговой деятельности. Таким образом, в качестве уполномоченного органа по данной закупке выступает администрация. Указанная закупка проводится от имени и за счет муниципального казенного учреждения культуры «Центр культурно-досуговой деятельности Охотского муниципального района Хабаровского края». Основанием для проведения закупки через уполномоченный орган по закупкам является постановление администрации Охотского муниципального района от 31.01.2014 № 40 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Охотского муниципального района».
Напомним, что централизованные закупки допустимы и в рамках организации закупочного процесса, и по Закону № 223-ФЗ и зачастую они носят ведомственный характер. Например, департамент культуры N-ской области для всех своих подведомственных учреждений утверждает типовое положение о закупках и определяет случаи и основания для проведения централизованных закупок.
Введение системы централизованных закупок как на региональном, так и на муниципальном уровнях — это один из инструментов реализации принципов контрактной системы — профессионализма заказчика.
Поскольку большинство государственных и муниципальных учреждений осуществляют свои закупки, руководствуясь положениями Закона № 44-ФЗ, то далее рассмотрим особенности закупок для нужд учреждений культуры в соответствии с правилами и требованиями контрактной системы.
Как закупать?
Контрактной системой закупок предусмотрены две группы закупочных процедур:
— конкурентные (конкурс (все его виды); аукцион (в том числе электронный); запрос котировок и запрос предложений);
— и неконкурентные (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Выбор способа закупки, с одной стороны, будет зависеть от начальной (максимальной) цены контракта, а с другой — от объекта закупки.
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Изменения о банковской гарантии в закупках и иные нововведения в законе № 44, вступившие в силу с 1 по 7 июля 2019 года
Последствия отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию, обязательно указываются в контракте
Обеспечение закупок банковскими гарантиями проводится по новым правилам.
Согласно нововведениям контракт с обеспечением должен содержать нормы об урегулировании ситуации отзыва лицензии у банка-гаранта (ч. 30 ст. 34 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) в редакции закона от 27.12.2018 № 502-ФЗ).
В частности, в контракте указывается следующее:
Обратите внимание! Месячный срок исчисляется с даты уведомления заказчиком поставщика (подрядчика/исполнителя) о необходимости предоставления нового обеспечения.
- размер нового обеспечения может быть уменьшен пропорционально исполненным обязательствам;
- по общему правилу за просрочку предоставления нового обеспечения взыскиваются пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы контракта, уменьшенной на сумму исполненных обязательств.
Перечень «горячих» изменений в госзакупках с 1 по 7 июля 2019 года
Помимо требований к контрактам, обеспеченным банковской гарантией, в сфере закупок произошли и другие изменения:
О чем изменения
Нормативный правовой акт
Ограничения допуска иностранных товаров к закупкам распространены на вина
Постановление Правительства РФ «О внесении изменений…» от 25.05.2019 № 660
Закупка автотранспортных средств, бумаги, картона, офисной мебели и ряда иных товаров должна осуществляться с применением типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности
Приказ Минпромторга РФ «О внесении изменений…» от 28.03.2019 № 998
Утвержден типовой контракт на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования
Приказ Минпромторга РФ «Об утверждении…» от 28.03.2019 № 997
Установлены новые требования при закупках услуг о перевозке детей автобусами
Постановление Правительства РФ «О внесении изменений…» от 15.06.2019 № 772
Уточнены позиции товаров иностранного происхождения при допуске к закупкам
Приказ Минфина РФ «О внесении изменений…» от 22.01.2019 № 10н
Расширен перечень иностранных товаров со специальными условиями допуска к закупкам
Приказ Минфина РФ «О внесении изменения…» от 30.04.2019 № 64н
Обратите внимание! С 01.07.2019 вступили в силу изменения, внесенные в законодательство о закупках законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ. Обзор этих нововведений приведен в нашем материале «Масштабные изменения в закон № 44-ФЗ вступят в силу с 1 июля 2019 года».
10 изменений в сфере закупок в 2019 году
Поправки для заказчиков и поставщиков по закону № 223-ФЗ
1. У МСП появится больше заказчиков
В 2019 году вступят в силу нормы Постановления Правительства от 15 ноября 2017 г. N 1383, предусматривающие, в том числе, расширение перечня компаний, которые обязаны по 223-ФЗ закупать товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). В частности, обязанность соблюдать квоты по закупкам появится у госкомпаний с годовой выручкой свыше 0,5 млрд рублей и у автономных учреждений, годовой объем закупок которых превышает 250 млн рублей.
Еще одна важная поправка для бизнеса прописана в Постановлении Правительства РФ от 19.08.2016 N 819. По ней с 10 до 15 процентов увеличивается годовой объем закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП. Причем речь идет и о совокупном годовом стоимостном объеме договоров, заключенных с некрупными компаниями, и о годовом объеме закупок, которые планируется осуществить по результатам торгов для малого и среднего бизнеса.
С учетом этих изменений заказчикам придется заполнять обновленную форму годового отчета о закупках товаров, работ и услуг у МСП. В нем дополнительно появятся строки для указания:
- сведений о доле закупок у небольших компаний в совокупном годовом стоимостном объеме договоров;
- сведения о доле закупок в совокупном годовом стоимостном объеме договоров по результатам торгов или иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты МСП.
2. Контроль за закупками отдельных компаний ужесточат
С 1 марта 2019 года в отношении госкомпаний и их дочерних организаций, которые ежегодно закупают на сумму свыше 1 млрд рублей, начнут проводить оценку соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы. Эти же документы будут проверять у муниципальных компаний и их дочек, если объемы их закупок превышают 50 млн рублей, а также у кредитных компаний, у которых годовой объем выручки от продажи услуг превышает 500 млн рублей.
А с 1 июня 2019 года АО «Корпорация МСП» начнет мониторить соответствие планов у дочек госкорпораций и госкомпаний, закупающих на сумму от 250 млн до 1 млрд рублей. Тем временем органы исполнительной власти субъектов РФ и (или) созданные ими организации будут проверять соответствие планов закупок у ГУПов, МУПов, иных муниципальных организаций, активы которых превышают 10 млрд рублей и которые заключают договоры о закупках в течение года на сумму свыше 50 млн рублей.
Поправки, касающиеся закупок, проводимых по закону № 44-ФЗ
3. Гарантии не всех банков подойдут для обеспечения заявок и контрактов
С 1 января будут уточнены требования к банковским учреждениям, гарантии которых разрешено использовать для обеспечения заявок на участие в закупках по закону № 44-ФЗ и для обеспечения госконтрактов. Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ, правительство утверждает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню его кредитного рейтинга.
Чтобы было проще ориентироваться, перечень банков, соответствующих всем требованиям, станет публичным. Его можно будет найти на сайте Минфина.
4. В ЕИС появятся справочные данные о товарах, работах и услугах
С 1 января вступает в силу требование о дополнении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок справочной информацией. В системе будут размещать:
- информацию о принятых технических регламентах, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, которые распространяются на товары, работы и услуги;
- коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
- информацию о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
- дату включения в каталог позиции;
- дату (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
- дату окончания применения позиции каталога (при необходимости);
- дополнительную информацию, в том числе о характеристиках товаров, их производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товаров, о ценах за единицу количества товара, об объемах работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, об условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Отметим, что согласно Постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с нового года заказчики будут обязаны включать в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования вышеназванной информации (при наличии такого описания в каталоге).
5. План закупок товаров, работ, услуг станет более подробным
Постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 N 73 предусмотрено, что с 1 января в плане закупок, формируемом в соответствии с Федеральным законом о госзакупках 44-ФЗ, придется отдельно указывать итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный для закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и в последующих годах — если такие закупки уже планируются. Кроме того, заказчикам предстоит детализировать сумму финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и по каждому соглашению о предоставлении субсидии.
6. Государственное задание будут формировать по новым правилам
С нового года вступают в силу дополнительные требования к формированию государственного задания на оказание госуслуг (выполнение работ), которое формируют федеральные бюджетные учреждения, федеральные автономные учреждения и федеральные казенные учреждения. Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.09.2017 N 1101, в государственном задании могут быть установлены допустимые (возможные) отклонения не только в процентах, но и в абсолютных величинах от установленных показателей качества или объема госуслуг. Кроме того, уточняется, что объем субсидий на финансирование задания может быть увеличен в течение срока его выполнения, если меняется законодательство, в том числе, если отменяются ранее действовавшие налоговые льготы.
Дополнительно с учетом поправок в Бюджетный кодекс РФ, внесенных Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ, обновлены формы государственного задания и отчета о его выполнении.
7. Реестр единственных поставщиков сделают электронным и общедоступным
С 1 января 2019 года в ЕИС в сфере закупок должен появиться реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ. Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 N 442. Согласно утвержденным правилам (Постановление Правительства РФ от 27.02.2017 N 231), такой реестр будет вестись в электронном виде путем формирования или изменения реестровых записей в единой информационной системе в сфере закупок. Обновлением данных займется Федеральное казначейство, а сама база будет бесплатной и общедоступной.
8. О госзакупках будет только проверенная информация
С 1 января 2019 г. Федеральное казначейство возобновит проверку информации и документов от заказчиков. Внимание будет уделено срокам исполнения контракта, количеству товара (объему работ и услуг), условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства. Это предусмотрено Постановлением Правительства от 13 апреля 2017 года № 443.
Кроме того, с нового года в ЕИС не сможет попасть информация и документы (планы закупок, планы-графики закупок, извещения, протоколы, проекты контрактов) с ошибками, выявленными в ходе проверок. В 2019 году это правило будет распространяться только на сведения о закупках, осуществляемых для федеральных нужд. Еще через год требование заработает для муниципальных заказчиков (Постановление Правительства РФ от 20.03.2017 N 315).
9. Реестр контрактов дополнят новыми сведениями
На основании Постановления Правительства от 13 апреля 2017 года № 443 в реестр контрактов заказчик будут вносить информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, которые заключили договоры с основным поставщиком (исполнителем) по госконтракту. В частности, в реестре контрактов появятся данные о месте нахождения соисполнителя (субподрядчика), его ИНН, дате заключения и номере контракта (при наличии), предмете и цене договора с соисполнителем (субподрядчиком).
10. Нововведения для отдельных сфер
Коротко расскажем о новых правилах для некоторых сфер.
- Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 определены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, которые являются объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
- С нового года вводится обязанность проводить исключительно электронные торги для формирования цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133).
- При поставках осветительных приборов для зданий, магистральных дорог и улиц общегородского значения доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, устанавливается на уровне 70% от общего объема таких заказов (в натуральном выражении). Об этом сказано в Приказе Минэкономразвития России от 09.06.2016 N 362.
Изменения в Закон №44-ФЗ и 223-ФЗ, которые расширят возможности заказчиков с 31 июля 2019 года на основании Закона №70-ФЗ
Во-первых, бюджетные учреждения получат право на осуществление своих закупок в рамках Закона №223-ФЗ за счет средств, полученных в дар, в виде пожертвования или по завещанию.
Чтобы воспользоваться указанным правом уже в этом году, бюджетным учреждениям следует внести изменения в действующее положение о закупке или принять и утвердить новое положение о закупке и план закупки до 1 октября 2019 года.
Во-вторых, статья 34 Закона №44-ФЗ дополнена частью 29.1, которая дает заказчикам право при осуществлении закупки в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 56, пунктом 2 части 2 статьи 56.1, пунктом 3 части 2 статьи 84 Закона №44-ФЗ включить в контракт условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, заказчики смогут запрещать субподряд в закупках на работы по сохранению объектов культурного наследия, а также страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов.
В-третьих, увеличатся лимиты закупок у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Так организации образования, культуры и другие заказчики, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, получат возможность заключать контракт с единственным поставщиком на сумму не более 600 тысяч рублей. При этом для годового лимита подобных закупок предусмотрены два варианта: не более 5 миллионов рублей или не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 миллионов рублей. Таким образом, заказчики СГОЗ которых меньше или чуть больше 5 миллионов рублей смогут практически все свои контракты заключать по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ.
К заказчикам, которые вправе закупаться по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ добавятся: дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел.
В-четвертых, Заказчики, перечисленные в п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, в том числе дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремесел, смогут закупать музыкальные инструменты без ограничений по цене контракта у единственного поставщика.
В-пятых, уменьшится перечень случаев, в которых требуется обосновывать заключение контракта с единственным поставщиком. В частности, к случаям, когда обоснование не требуется, добавились закупки:
— на поставку культурных ценностей для пополнения государственных фондов;
— на закупку произведений искусства определенных авторов и исполнителей и прав на них;
— на закупку печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей, если им принадлежат исключительные права или исключительные лицензии;
Видео (кликните для воспроизведения). |
— на услуги по созданию, исполнению произведений литературы или искусства, изготовление или поставку декораций, костюмов, театрального реквизита, необходимых для исполнения произведений.
Источники
Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.
Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.- Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.
- Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.