Содержание
- 1 Примирительный порядок разрешения коллективных споров.
- 2 Примирительные процедуры по урегулированию разногласий между работниками и работодателями.
- 3 Как и в какой срок формируется примирительная комиссия?
- 4 Статья 402. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.
- 5 Статья 402 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (действующая редакция)
- 6 Статья 402. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
Примирительный порядок разрешения коллективных споров.
В случае возникновения разногласий при заключении, изменении или прекращении коллективного договора, соглашения требования работников выдвигаются по истечении одного месяца (или иного срока, определяемого сторонами) с начала ведения коллективных переговоров.
Требования нанимателю утверждаются на собрании, конференции большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция — не менее двух третей делегатов.
Требования работников излагаются в письменной форме и направляются нанимателю.
Наниматель обязан рассмотреть требования и в письменной форме не позднее чем в десятидневный срок со дня их получения уведомить о своем решении представительный орган работников и в трехдневный срок Республиканский трудовой арбитраж о возникшем споре.
При отказе нанимателя от удовлетворения всех или части требований работников или неуведомлении о своем решении в трехдневный срок создается примирительная комиссия.
Примирительная комиссия
формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
Представители сторон, предложенные в примирительную комиссию, не позднее чем в трехдневный срок большинством голосов избирают в состав примирительной комиссии нейтрального члена, не входящего в данный представительный орган работников и не работающего у данного нанимателя. При недостижении решения об этом нейтральный член комиссии в пятидневный срок назначается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Члены примирительной комиссии могут быть определены предварительно в коллективном договоре, соглашении.
Примирительная комиссия проводит необходимые консультации с представительным органом работников (статья 354 ТК), нанимателем, собственником или уполномоченным им органом и в пятидневный срок с момента избрания (назначения) нейтрального члена принимает большинством голосов предложения по урегулированию коллективного трудового спора, которые в письменной форме направляет сторонам.
При согласии сторон с предложениями примирительной комиссии коллективный трудовой спор прекращается.
При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению между ними могут обратиться к посреднику, который после консультаций (в том числе конфиденциальных) со сторонами вносит не позднее чем в пятидневный срок предложение по разрешению коллективного трудового спора.
Порядок взаимоотношений с посредником определяется по соглашению между ним и сторонами. Органами государственного управления, другими нанимателями и представительными органами работников могут создаваться службы посредничества.
При согласии сторон с предложениями посредника коллективный трудовой спор прекращается.
Виды арбитража:
— трудовой арбитраж (ст. 383 ТК);
— Республиканский трудовой арбитраж (ст. 385-386 ТК).
При несогласии одной из сторон с предложениями примирительной комиссии (посредника) стороны по соглашению между собой не позднее чем в пятидневный срок могут обратиться в трудовой арбитраж.
Трудовые арбитражи
могут создаваться из числа трудовых арбитров Республиканским трудовым арбитражем, сторонами, органами государственного управления, другими нанимателями.
Решение трудового арбитража в письменной форме не позднее чем в пятидневный срок со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как правило, рекомендательный характер.
Решение трудового арбитража приобретает для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение об обязательности этого решения. При невыполнении обязательного решения трудового арбитража каждая из сторон имеет право обратиться в суд для его принудительного исполнения.
Персональный состав трудового арбитража, создаваемого сторонами, определяется в соответствии с требованиями статьи 384 ТК. Количественный состав трудового арбитража, порядок рассмотрения в нем коллективных трудовых споров, правила принятия решений и иные вопросы его деятельности определяются в коллективном договоре, соглашении либо по соглашению сторон.
Расходы, связанные с рассмотрением коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, возмещаются сторонами в порядке, установленном законодательством.
Трудовыми арбитрами могут быть научные работники, общественные деятели, работники органов государственного управления, других нанимателей, иные определенные сторонами лица, имеющие высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее трех лет.
Списки лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров (кадровый реестр трудовых арбитров Республики Беларусь), составляются Республиканским трудовым арбитражем с учетом предложений органов государственного управления, других нанимателей, по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров.
В число трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения коллективного трудового спора, не могут входить представители сторон по рассматриваемому спору.
Повышение квалификации трудовых арбитров осуществляется Республиканским трудовым арбитражем совместно с республиканскими органами государственного управления по вопросам труда, юстиции, местными исполнительными и распорядительными органами.
Республиканский трудовой арбитраж
является постоянно действующим трудовым арбитражем и создается для:
1) рассмотрения коллективных трудовых споров, отнесенных к его компетенции ТК;
2) координации деятельности органов государственного управления, других нанимателей и представительных органов работников по урегулированию коллективных трудовых споров на стадии примирения;
3) ведения кадрового реестра трудовых арбитров Республики Беларусь, организации их обучения (повышения квалификации);
4) методического руководства системой примирения, посредничества и арбитража;
5) регистрации трудовых арбитражей;
6) ведения учета коллективных трудовых споров, рассматриваемых трудовыми арбитражами, обобщения арбитражной практики по их рассмотрению, изучения причин и условий возникновения споров и подготовки предложений по их устранению.
К исключительной компетенции Республиканского трудового арбитража при наличии условий, предусмотренных частью первой статьи 383 ТК, относятся коллективные трудовые споры:
1) в объединениях, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
2) об исполнении коллективных договоров и соглашений;
3) в организациях, в которых законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку (часть третья статьи 388 ТК);
4) возникающие при заключении, изменении или прекращении соглашений на республиканском и отраслевом уровнях.
По соглашению стороны могут обратиться в Республиканский трудовой арбитраж и в других случаях.
Республиканский трудовой арбитраж имеет право принимать по вопросам, относящимся к его компетенции, постановления и разъяснения, обязательные для трудовых арбитражей.
Положение о Республиканском трудовом арбитраже утверждается Президентом Республики Беларусь.
Коллективные трудовые споры рассматриваются Республиканским трудовым арбитражем в составе трех арбитров, избираемых по соглашению сторон из числа трудовых арбитров, рекомендованных Председателем Республиканского трудового арбитража или предложенных сторонами. При недостижении соглашения сторон трудовых арбитров назначает Председатель Республиканского трудового арбитража.
Коллективный трудовой спор рассматривается с участием представителей сторон, а в необходимых случаях — с привлечением экспертов.
Решение по коллективному трудовому спору выносится не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения заявления. Срок рассмотрения коллективного трудового спора может быть продлен Председателем Республиканского трудового арбитража в зависимости от сложности спора, но не более чем на один месяц.
Решение по коллективному трудовому спору принимается большинством голосов трудовых арбитров. Решение по коллективным трудовым спорам, предусмотренным пунктами 2 и 3 части второй статьи 385 ТК, обязательны для сторон коллективного трудового спора. В остальных случаях решение Республиканского трудового арбитража приобретает для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение о выполнении этого решения.
По спорам об исполнении коллективных договоров, соглашений Республиканский трудовой арбитраж вправе на основании мотивированного заключения экспертов признать отдельные положения коллективного договора, соглашения не имеющими юридической силы.
Решение по коллективным трудовым спорам, предусмотренным пунктами 2 и 3 части второй статьи 385 ТК, может быть в десятидневный срок со дня получения обжаловано в суд.
Лица, виновные в неисполнении обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы
Примирительные процедуры по урегулированию разногласий между работниками и работодателями.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.
Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.
В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.
Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.
Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.
Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и указанной Службы.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.
Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.
Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы
Как и в какой срок формируется примирительная комиссия?
Комментарий К. Я. Ананьевой
Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом руководителя организации и решением представителей работников. Решение представителей работников должно быть закреплено в протоколе заседания коллегиального органа, на который возложены представительские функции. В приказе работодателя о создании примирительной комиссии указываются все члены примирительной комиссии. Это необходимо, в частности, для того, чтобы сохранялся средний заработок представителей работников на время освобождения их от основной работы в связи с участием в разрешении коллективного трудового спора.
В качестве представителей сторон могут выступать работники как состоящие, так и не состоящие в штате организации. В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров. Представителями работодателя могут выступать руководители структурных подразделений организации, другие работники (юристы, экономисты, социологи, конфликтологи и др.). Представителями работников могут выступать члены профсоюзных комитетов организации, а также юристы, экономисты, социологи, конфликтологи и др.»
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе. Подобная формулировка означает, что комиссия должна состоять из равного числа лиц, представляющих интересы сторон спора, которые играют роль в вынесении решения комиссии. Решение комиссии приминается не путем голосования, а достижением соглашения между спорящими сторонами.
Особые требования предъявляются к личным качествам членов примирительной комиссии. Они должны обладать умением аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия.
Члены примирительной комиссии должны знать действующее законодательство, правовые нормативные акты по вопросам трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров. Они должны знать методы ведения договорного процесса. Быть знакомы с основными принципами работы профсоюзной организации, действующей системой разрешения индивидуальных жалоб, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации.
Работодатель как сторона спора не может уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. За уклонение от участия в примирительных процедурах, в том числе за отказ в предоставлении помещения для проведения заседаний, непредоставлении необходимого оборудования, информации, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании, если стороны не договорятся о более длительном рассмотрении разногласий.
Порядок работы примирительной комиссии утвержден постановлением Минтруда от 12 марта 1997 г. «Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией».
В ходе ее работы должны быть избраны председатель, руководящий заседанием, и секретарь, ведущий протокол. В период рассмотрения коллективного трудового спора члены комиссии могут проводить совместные и раздельные заседания сторон. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу.
Видео (кликните для воспроизведения). |
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника, а в случае уклонения работодателя от примирительных процедур – в трудовом арбитраже.
Комментарий К. Н. Гусова
§ 1. Примирительная комиссия – это временный (для разрешения возникшего спора) совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных (равных) началах в течение трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора (см. § 4 комментария к ст. 398 ТК).
§ 2. Решение о создании примирительной комиссии оформляется двумя актами: приказом работодателя, по которому она создается и в нее выделяются представители работодателя, и решением профкома или иного представителя работников, которым в комиссию выделяются представители работников.
§ 3. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора, утвержденные постановлением Минтруда России от 12 марта 1997 г. (Сб. Трудовое законодательство. Вып. V . М., 1998), изданные для практической помощи по рассмотрению коллективных трудовых споров, указывают, что эта комиссия рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда (включая зарплату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений между работниками и работодателями. В качестве Приложения 1 к указанным рекомендациям дается схема протокола заседания примирительной комиссии, а в Приложении 2 – памятка членам примирительной комиссии, определяющая некоторые вопросы их поведения, отношений со сторонами при рассмотрении коллективного трудового спора.
§ 4. Трудовой кодекс в отличие от Федерального закона от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», в котором работодателю запрещалось уклоняться от участия, предусмотрел в ст. 403, что стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
§ 5. Работодатель согласно ч. 4 ст. 403 ТК обязан создать условия для работы примирительной комиссии, т.е. выделить для ее заседания соответственно оборудованное помещение и не препятствовать ее работе.
§ 6. Примирительная комиссия должна рассмотреть коллективный трудовой спор в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. При необходимости этот срок может быть продлен по соглашению сторон, что оформляется протоколом, т.е. отдельным протоколом о продлении данного срока с указанием, на сколько дней продлевается этот срок. Следовательно, только соглашение сторон может продлить данный пятидневный процессуальный срок с указанием причин продления.
§ 7. Процесс заседания примирительной комиссии закон не регулирует, отдавая это на усмотрение практики. Думается, что комиссия правомочна работать, когда на заседании присутствуют не менее половины выделенных от каждой стороны членов комиссии. Из своего состава комиссия может выделить председателя и секретаря (от разных сторон). Заседание ведется методом переговоров представителей сторон, и решение по спору считается принятым, если большинство присутствующих от каждой стороны голосуют за его принятие. Если этого нет, по всем требованиям или их части решение считается непринятым, и составляется протокол разногласий.
§ 9. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению представителей сторон и записывается в протокол заседания комиссии. В нем могут быть определены и сроки исполнения каждого из требований работников.
Думается, что в протоколе комиссии, отражая суть спора, должны записываться те требования, которые работодатель отклонил. Они с согласия собрания (конференции) могут быть изменены, уменьшены, но не увеличены. Решение комиссии имеет для сторон обязательную силу.
§ 10. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры, о чем договариваются уже в комиссии, и по соглашению сторон переходят к этапу с участием посредников или же решают спор в трудовом арбитраже. Все это отмечается в протоколе комиссии. Фиксируются также мнения сторон и к какому этапу стороны переходят для рассмотрения коллективного трудового спора.
Комментарий С. А. Панина
Кодекс закрепляет подробную «технологию» рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией.
Примирительная комиссия формируется в достаточно короткий срок из представителей сторон на равноправной основе. Если Федеральный закон от 23.11.95 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (СЗ РФ, 1995, № 48, ст. 4557) (далее -Закон 1995 г.) закреплял правило, в соответствии с которым работодатель был не вправе уклоняться от со здания примирительной комиссии и участия в ее работе, то Кодекс устанавливает такую обязанность для всех сторон коллективного трудового права.
Примирительной комиссии отводится на рассмотрение спора пять рабочих дней с момента ее создания. При взаимном согласии этот срок может быть продлен при оформлении этого согласия протоколом.
Примирительная комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы. Результаты этой работы могут выразиться в двух вариантах. Если стороны пришли к соглашению, то принятое решение оформляется протоколом. В нем стороны самостоятельно определяют порядок и сроки исполнения решения, которое имеет для них обязательную силу.
Второй вариант: стороны не достигают согласия. В этом случае стороны обязаны продолжить примирительные процедуры, привлекая к рассмотрению спора посредника или передав его на рассмотрение трудового арбитража.
Определенную помощь сторонам спора на этой стадии могут оказать Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утв. 12.03.97 (Бюлл. Минтруда России, 1997, № 4).
Однако сторонам спора следует быть внимательными, поскольку эти Рекомендации могут применяться в части, не противоречащей Кодексу.
Статья 402. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.
Комментарии к статье:
§ 1. Примирительная комиссия является первым органом по рассмотрению коллективного трудового спора. Это временный (до разрешения возникшего коллективного трудового спора) совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных (равных) началах в течение трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Цель создания примирительной комиссии — принять решение по коллективному трудовому спору, которое удовлетворяло бы интересы работников и работодателя, и тем самым обеспечить согласие между ними.
Примирительную комиссию не следует путать с комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений (на практике именуется как комиссия по коллективным переговорам — ст. 35 ТК). У этих комиссий разные цели и задачи, хотя они формируются из представителей работников и работодателя (работодателей). Главное отличие состоит в том, что примирительная комиссия предназначена для разрешения коллективного трудового спора, а комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений — прежде всего для подготовки проекта коллективного договора, решения вопросов, связанных с установлением, изменением коллективных условий труда, для контроля за исполнением коллективного договора, соглашения, иных договоренностей.
§ 4. Основной принцип ведения переговоров — добровольность принятия сторонами решений.
Примирительная комиссия не должна оказывать давление на стороны при принятии того или иного решения. Рассмотрение в ней разногласий призвано предоставлять сторонам дополнительные возможности для его мирного разрешения. Комиссия также должна быть готова дать предложения и альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.
Примирительная комиссия в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, Рекомендациями Минтруда РФ от 14 августа 2002 г.
Заседания комиссии должны проводиться в полном составе. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и секретаря, которые должны представлять разные стороны.
§ 5. Процедура разрешения коллективного трудового спора в примирительной комиссии законом не предусмотрена. Она устанавливается самой комиссией. В ходе рассмотрения спора членам примирительной комиссии должна быть предоставлена возможность получения необходимых документов, материалов и информации, свободного обсуждения всех возможных вариантов разрешения коллективного трудового спора. Заседания примирительной комиссии, как правило, проводятся в рабочее время (для чего члены комиссии освобождаются от работы).
§ 7. Если согласие по разрешению коллективного трудового спора не достигнуто, то в протоколе следует четко отразить существо разногласий и позицию сторон, их намерение продолжить примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Решение примирительной комиссии должно выполняться добровольно. Если представитель работодателя уклоняется от исполнения соглашения, работники имеют право приступить к проведению забастовки, руководствуясь ст. 409 ТК.
Статья 402 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (действующая редакция)
В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.
Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
Работодатель (представитель работодателей) создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.
Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 402 ТК РФ
В соответствии со ст. 401 ТК рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией — обязательная стадия, которой нельзя избежать.
2. Закон устанавливает ограниченные сроки создания примирительной комиссии исходя из того, что, с одной стороны, затягивание рассмотрения коллективного спора ведет к эскалации конфликта, с другой — образование такой комиссии труда не составляет, поскольку, кроме представителей сторон, в ее работе никто не участвует.
В установленный срок со дня сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников (истечения двух или трех рабочих дней (в зависимости от уровня, на котором возник спор) со дня получения требований, если работодатель не сообщил о своем решении) комиссия должна быть создана.
3. Создание примирительной комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников, если она создается в организации, ее обособленном структурном подразделении или у индивидуального предпринимателя. Если примирительная комиссия образуется на отраслевом (межотраслевом), профессиональном, территориальном и других уровнях, решение о ее создании оформляется соответствующими актами объединений работодателей или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также профессиональных союзов (их объединений).
Это необходимо, чтобы четко определить момент создания комиссии, что важно при исчислении сроков, установленных законом, и предоставлении гарантий работникам в соответствии со ст. 405 ТК.
4. Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями работодателя (работодателей) и работников.
В состав примирительной комиссии входят лишь представители сторон. В том случае, когда спор возникает на стадии разработки и заключения трехстороннего соглашения, необходимо учитывать, что состав его участников может быть шире и включать в себя представителей органов государственной власти (местного самоуправления). Последние в строгом соответствии со ст. 402 не должны быть членами примирительной комиссии и могут принимать участие в ее работе лишь в качестве наблюдателей, консультантов и т.п.
5. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утв. Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 57 (далее — Рекомендации N 57), предусматривают, что в зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров. Конкретные кандидатуры определяются работодателем и представительным органом работников.
Поскольку примирительная комиссия принимает обязательное для сторон решение, в ее состав должны входить представители, уполномоченные такое решение принять и от имени стороны спора подписать его.
6. Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон. Установление такого принципа вполне соответствует международным стандартам: согласно п. 2 Рекомендации МОТ N 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 г.) в каждый орган по добровольному примирению, создаваемый на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и от трудящихся.
7. Порядок формирования примирительной комиссии законодательством не регламентирован. Для того чтобы облегчить участникам спора решение некоторых формальных вопросов, Рекомендации Минтруда России предлагают воспользоваться следующей схемой.
В том случае, когда требования работников отклонены, одновременно с письменным уведомлением об этом представительному органу работников направляется предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работодателя.
Если представитель работодателя (работодателей) не сообщает своего решения, то представителю работников (по истечении двух или трех рабочих дней со дня вручения требований) следует направить руководителю организации (объединения работодателей) предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работников.
После согласования количественного состава образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников либо протоколом совместного решения сторон (п. 16 Рекомендаций N 57).
8. Стороны спора (их представители) не могут уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. В противном случае представители работодателя несут ответственность, предусмотренную ст. 416 ТК. В качестве уклонения от создания примирительной комиссии можно рассматривать, например, несообщение в установленный срок о включении членов комиссии со стороны работодателя или отказ оформить создание комиссии приказом.
Уклонение от участия в работе комиссии — более широкое понятие. Оно включает в себя несоблюдение сроков работы этого органа, неявку на заседание комиссии без уважительных причин, невыполнение обязанности по созданию необходимых условий для работы примирительного органа.
9. Исходя из того, что работодатель всегда находится в более выгодном экономическом положении, закон возлагает на него дополнительные обязанности, связанные с проведением примирительных процедур. Так, он должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии. Закон не содержит перечня таких условий и не определяет их понятия, оставляя этот вопрос на разрешение сторон. Учитывая международный опыт и практику разрешения коллективных трудовых споров в нашей стране, можно предположить, что создание благоприятных условий для деятельности примирительной комиссии должно включать в себя следующие мероприятия: а) техническое обеспечение (помещение для заседаний комиссии, средства связи и оргтехники и т.п.); б) информационное обеспечение (документы и сведения, необходимые для разрешения спора); в) предоставление гарантий членам комиссии (освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка — см. коммент. к ст. 405). В случае необходимости возможна оплата из средств работодателя проводимых консультаций, экспертиз и т.п.
Такие же обязанности возлагаются на представителя работодателей.
10. Закон устанавливает трех- или пятидневный (в рабочих днях) срок рассмотрения спора примирительной комиссией в зависимости от уровня возникновения спора (локальный или более высокий). Предполагается, что члены комиссии знакомы с существом спора и обстоятельствами его возникновения. Поэтому этот срок достаточен, чтобы уточнить позиции сторон и вынести решение.
Основной задачей примирительной комиссии является рассмотрение возникших разногласий и попытка достичь соглашения по спорным вопросам. При этом новые требования (не заявленные ранее) выдвигаться не должны.
11. Регламент работы комиссии устанавливается самой комиссией.
В ходе рассмотрения спора членам примирительной комиссии должна быть предоставлена возможность получения необходимых документов и материалов, свободного обсуждения всех возможных вариантов разрешения конфликта.
Заседания примирительной комиссии, как правило, проводятся в рабочее время (для чего члены комиссии освобождаются от работы).
12. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон. Очевидно, такое указание законодателя предполагает, что каждая сторона выступает как единое целое и каждый член комиссии действует исключительно как представитель соответствующей стороны.
Решение примирительной комиссии оформляется протоколом, т.е. в письменной форме. Обязательность письменной формы закрепляется также ст. 418 ТК.
В протоколе целесообразно указать: дату; предмет спора; представителей сторон, уполномоченных на разрешение коллективного трудового спора, состав примирительной комиссии. Необходимо также изложить содержание достигнутых соглашений и определить порядок, сроки и формы их реализации. Например, если спор возник по поводу заключения или изменения коллективного договора, установления либо изменения условий труда, решение может исполняться внесением соответствующих условий в проект того или иного акта, а равно в действующий акт.
Протокол скрепляется подписями членов комиссии.
Рекомендации N 57 предлагают форму протокола заседания примирительной комиссии (приложение N 1 к Рекомендациям).
13. Деятельность примирительной комиссии может завершиться принятием согласованного решения. В этом случае спор считается разрешенным.
14. Рекомендация МОТ N 92 подчеркивает, что все соглашения, достигнутые сторонами в ходе переговоров по примирению, имеют равную силу с договорами, заключаемыми в обычном порядке, т.е. коллективными договорами, соглашениями.
Надо подчеркнуть, что решение примирительной комиссии представляет собой соглашение сторон. Оно выполняется добровольно. Если представитель работодателя уклоняется от его исполнения, работники имеют право приступить к проведению забастовки (ст. 409 ТК).
Статья 402. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
СТ 402 ТК РФ.
В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального
партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала
коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных
уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного
трудового спора.
Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового
спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом
(распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании
примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях
социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением,
постановлением) представителей работодателей и представителей работников.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового
спора на равноправной основе.
Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания
примирительной комиссии и участия в ее работе.
Работодатель (представитель работодателей) создает необходимые условия для работы
примирительной комиссии.
Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть
рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой
спор на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня издания
соответствующих актов о ее создании.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного
трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и
исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового
спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием
посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Комментарий к Ст. 402 Трудового кодекса РФ
1. Трудовой кодекс закрепляет подробную технологию рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией.
Она является обязательным первым этапом рассмотрения любого коллективного трудового спора. Это означает, что ее создание необходимо не только при рассмотрении споров, возникающих в рамках отдельно взятой организации (работодателя), но и на любом другом уровне (вне организации) — на уровне отрасли, территории, региона и т.д.
2. Трудовой кодекс предусматривает довольно жесткие сроки, в пределах которых должна быть создана примирительная комиссия. Эти сроки дифференцированы в зависимости от уровня социального партнерства: до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора — на локальном уровне, до трех рабочих дней — на иных уровнях социального партнерства.
3. Поскольку примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе, то для того, чтобы она была создана на уровне организации (работодателя), необходимо наличие совместного решения о создании комиссии, которое оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.
На уровнях выше локального решения о создании примирительных комиссий оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.
4. Участие в создании примирительной комиссии и работа в ней являются обязанностью сторон коллективного трудового спора, которые не могут уклоняться от ее выполнения.
5. Примирительная комиссия рассматривает спор в следующие сроки: до трех рабочих дней с момента издания актов о ее создании — на локальном уровне, до пяти рабочих дней — на иных уровнях социального партнерства.
6. Примирительная комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы. Результаты работы могут выразиться в двух вариантах:
1) если стороны пришли к соглашению, то принятое решение оформляется протоколом. В нем стороны самостоятельно определяют порядок и сроки исполнения решения, которое имеет для них обязательную силу;
2) если стороны не достигли согласия, то они составляют протокол разногласий и приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Видео (кликните для воспроизведения). |
7. Существенную помощь сторонам спора на этой стадии могут оказать Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 57. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат ТК РФ.
Источники
ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.
Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.- Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
- Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.