Контрольные закупки будут проводиться по новым правилам (проект)

Полная информация на тему: "Контрольные закупки будут проводиться по новым правилам (проект)" в помощь грамотному гражданину.

Разработаны правила проведения контрольных закупок

belchonock / Depositphotos.com

Минэкономразвития России представило проект соответствующего постановления Правительства РФ, которым определяется порядок принятия решения о проведении контрольной закупки, особенности и порядок ее проведения, а также учета информации о контрольной закупке в едином реестре проверок (ч. 9 ст. 16.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Документ представлен для независимой антикоррупционной экспертизы и публичного обсуждения.

Так, согласно проекту постановления 1 , в приказе о проведении контрольной закупки, помимо общих сведений о наименовании контрольного органа, лице, уполномоченном проводить контрольную закупку и юрлице, в отношении которого она будет осуществляться, будет также указываться следующая информация:

  • основание проведения контрольной закупки;
  • сведения о товарах (работах, услугах), подлежащих приобретению в ее ходе , способах их закупки и оплаты;
  • сведения о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, других способов фиксации в ходе контрольной закупки;
  • сведения о согласовании проведения контрольной закупки с органами прокуратуры либо об их соответствующем извещении.

Согласно предлагаемым правилам, проверяющий в процессе контрольной закупки сможет запрашивать документы и информацию о товаре, предоставление которых потребителю предусмотрено законодательством о защите прав потребителей (ст. 8 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»).

Оперативную экспертную помощь в вопросах, связанных с проверками, пользователи системы ГАРАНТ могут получить по телефону, подключив специальный информационный продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право». Оставить заявку

Уточняется, что по общему правилу после объявления о проведении контрольной закупки, товары будут возвращаться представителю юрлица или ИП, а деньги – представителю контролирующего органа. По окончании закупки будет составляться акт о ее проведении, в котором среди прочего будут указываться сведения об ознакомлении с приказом и получении его копии, сведения о присутствовавших свидетелях и способах фиксации.

При осуществлении дистанционной контрольной закупки предполагается, что проверяющий будет объявлять о ее проведении путем направления копии приказа и акта о ее проведении юрлицу или ИП, не позднее чем на следующий рабочий день после дня осуществления контрольной закупки.

А при выявлении в ходе контрольной закупки нарушений, не исключено, что проверяющие по необходимости будут проводить внеплановые выездные проверки по тому же основанию либо принимать меры по привлечению нарушителей к административной ответственности.

Независимая антикоррупционная экспертиза и публичное обсуждение документа завершатся 19 июня.

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ»Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/06-18/00081313).

1 год назад

Минэкономразвития утвердило правила контрольных закупок

Минэкономразвития внесло в правительство регламент нового вида проверок бизнеса — контрольных закупок. Они станут альтернативой стандартным проверкам, которые, как утверждают предприниматели, часто проходят с нарушениями
Минэкономразвития внесло в правительство проект правил контрольных закупок как нового вида контрольных мероприятий, сообщило министерство в пресс-релизе в среду, 22 августа. Первоначальный проект правил, опубликованный министерством на портале раскрытия нормативных актов, не претерпел существенных изменений.

Контрольные закупки станут альтернативой проверкам предпринимателей, утверждает министерство. «Контрольная закупка, которая проводится гораздо быстрее, частично заменит проверки. Благодаря этому мы рассчитываем снизить административные издержки бизнеса, связанные с мероприятиями по контролю», — цитирует пресс-служба Минэкономразвития слова заместителя министра Саввы Шипова.

«Проверка — это достаточно сложное по процедуре и трудоемкое для всех участников мероприятие», — подчеркивают в ведомстве. Проверки длятся до 20 дней, у предпринимателя могут запрашивать дополнительные документы, что может мешать работе, отмечает Минэкономразвития.

Статья о контрольных закупках появилась в законе о защите прав юрлиц в 2017 году. Их могли проводить ФНС, ФАС, Росздравнадзор. В 2018 году контрольные закупки разрешили также Роспотребнадзору, но был нужен регламент их проведения. Он будет закреплен в постановлении правительства, а в дальнейшем Минэкономразвития планирует расширить сферу применения нового инструмента.

Контрольные закупки — это не то же, что проверочные закупки при оперативно-разыскных мероприятиях, когда полиция выявляет, например, нелегальные продажи алкоголя или лекарств без рецепта.

Как следует из закона о защите юрлиц, контрольные закупки проводятся без предупреждения. Основания такие же, как для внеплановых проверок: жалобы, неправильная маркировка, предыдущие нарушения. Они затронут предприятия по продаже товаров, услуг и сферу e-commerce, так как могут проводиться и по интернету.

Нужно согласие прокуратуры

Минэкономразвития предложило следующие правила контрольных закупок. Инспектор выступает в роли обычного клиента. После покупки он должен раскрыть себя — предъявить сотруднику предприятия или непосредственно предпринимателю удостоверение и передать копию приказа с основаниями проверки.

Предприятие должно сразу же вернуть сумму покупки, а инспектор — товар или же отменить заказ услуги. При контрольной закупке через интернет товар вернут по тем же правилам, что и при обычном возврате клиенту. Товар не подлежит возврату, если был испорчен при проверке. Его также могут забрать на исследование или для применения обеспечительных мер по административному нарушению.

В случае нарушений инспектор составит акт и передаст копию предпринимателю. А при контрольной закупке по интернету проверяющий должен прислать акт о нарушении не позднее чем на следующий рабочий день.

В проекте Минэкономразвития предусмотрены меры защиты от злоупотреблений. Проверяющим нужно заранее получить разрешение прокуратуры. Если контрольная закупка требуется незамедлительно, проверяющий должен известить об этом ведомство. Несогласные с результатами контрольной закупки могут их обжаловать.

Проведение контрольной закупки не означает, что невозможна внеплановая проверка. Ее могут назначить, если выявлены нарушения и нужна дополнительная оценка соблюдения законодательства. ​

При обсуждении регламента представители бизнеса, в частности, просили точнее прописать процедуру возврата товаров: определить срок, обязать проверяющих указывать в акте причину невозврата и прикреплять к нему чек для доказательства, что предприятие вернуло деньги инспектору. Минэкономразвития учло замечание Ассоциации компаний розничной торговли о недостаточном регулировании срока составления акта. В доработанной версии уточняется, что акт о контрольной закупке должен быть составлен не позднее чем за три часа. В случае закупки по интернету — направлен предпринимателю не позднее чем на следующий рабочий день. Также появилось требование сообщить предпринимателю результаты исследований товаров не позднее следующего рабочего дня.

Контрольные закупки касаются всех, кто продает товары народного потребления или оказывает услуги гражданам, пояснил РБК вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. «Контрольные закупки снизят нагрузку на
предпринимателей с точки зрения уменьшения контрольных мероприятий, связанных с непосредственным взаимодействием», — считает он. А согласование с прокуратурой, по его словам, уменьшит риск злоупотреблений. «Если контрольные закупки будут достаточно четко регламентированы и будут под контролем прокуратуры, то возможность произвола на местах снизится», — считает Корочкин.

Количество проверок бизнеса снизилось на 25% в 2017 году по сравнению с 2015 годом, сообщало ранее Минэкономразвития. С 2016 года в России действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса, который планируют продлить до 2022-го.

Сами предприниматели, напротив, заявляют об усилении контроля. Треть представителей малого бизнеса столкнулась с нарушениями при проверках, выяснил MAGRAM Market Research. Активнее всего, по данным агентства, проверки проводят налоговая, инспекторы пожарной безопасности и Роспотребнадзор. Административные дела против предпринимателей могут возбуждаться и без проведения проверок. Роспотребнадзор возбуждает около 25% административных дел без проведения плановых и внеплановых проверок, Россельхознадзор — до 50%, Росприроднадзор — до 60% дел, ФАС — до 70%, подсчитал Экспертный центр при уполномоченном по защите прав предпринимателей

Читайте так же:  Регулирует ли семейное право личные неимущественные отношения

Конкурс по 223-ФЗ по новым правилам: пошаговая инструкция

В конце 2017 года в закон о проведении конкурсов, тендеров и других процедур отдельными видами юрлиц были внесены существенные изменения, которые начали действовать с 01.07.2018.

Законодателем детально регламентировано проведение конкурса по 223-ФЗ и других конкурентных торгов, введено понятие «электронный конкурс 223-ФЗ».

По новым правилам преимущество отдается электронным торгам, а конкурсы для СМСП будут проводиться исключительно в электронной форме.

Рассмотрим пошагово, как проходит проведение конкурса закупок по новым правилам.

Готовимся к проведению открытого конкурса по 223-ФЗ

1. Готовим извещение и документацию.

В извещении указываем сведения:

  • о заказчике;
  • способе закупки и сроках подачи предложений;
  • предмете договора и НМЦ;
  • обеспечении заявки.

Конкурсная документация 223-ФЗ должна включать:

  • требования к свойствам продукции и описание объекта закупки (без указания товарных знаков либо со словами «или эквивалент»);
  • требования к составлению предложений и описанию товара;
  • порядок поставки и оплаты;
  • НМЦК;
  • сроки подачи предложений;
  • требования к участникам;
  • критерии и порядок оценки предложений в соответствии с положением о закупке;
  • при наличии — размер обеспечения заявки. Обеспечение не устанавливается при НМЦ менее 5 млн руб. В остальных случаях заказчик вправе предусмотреть в размере не более 5 % от начальной цены (ч. 27 ст. 3.2);
  • проект договора.

2. Размещаем извещение и документацию. Сроки проведения закупок по 223-ФЗ составляют минимум 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС (ч. 17 ст. 3.2). При проведении процедуры среди СМСП срок приема заявок может быть сокращен (от 7 дней при НМЦ не более 30 млн руб. — ч. 3 ст. 3.4). Если проводится закрытый тендер по № 223, сведения в ЕИС не размещаются.

3. При необходимости можно отменить закупку в любое время до окончания приема заявок. Позднее отмена допускается только при наличии обстоятельств непреодолимой силы (ч. 5, 7 ст. 3.2).

4. Внесение изменений. Изменить положения документации можно, продлив время подачи заявок так, чтобы до окончания срока приема заявок оставалось не менее половины установленного положением о закупке срока. Если проводится открытый конкурс в электронной форме 223-ФЗ, заказчик публикует изменения в ЕИС, а оператор в течение 1 часа отправляет новые сведения на площадку и уведомляет участников.

5. Разъяснение документации. Любой участник может направить запрос не позднее 3 дней до окончания приема заявок, а заказчик обязан дать разъяснения в ЕИС в течение 3 рабочих дней.

Как принять и рассмотреть заявки на конкурсы в соответствии с 223-ФЗ

В случае, если он проводится в бумажной форме, предложения принимаются в запечатанных конвертах по адресу заказчика, указанному в извещении.

На конкурс в электронной форме по 223-ФЗ предложения подаются через электронную площадку. Положением о закупке могут быть предусмотрены этапы проведения:

  1. Рассмотрение заказчиком первых частей заявок, содержащих сведения о предлагаемой продукции. К следующему этапу допускаются участники, которые предложили ТРУ, полностью соответствующие требованиям документации.
  2. Рассмотрение вторых частей на соответствие участника требованиям и наличие всех документов, прописанных в документации.
  3. Переторжка (если эта процедура предусмотрена положением).
  4. Оценка и сопоставление окончательных предложений.

[3]

На каждом этапе заказчик составляет протокол, который размещается в ЕИС в течение 3 дней с даты подписания (ч. 12 ст. 4). В протокол вносятся сведения о дате подписания, количестве заявок, информация об участниках, результаты рассмотрения и основания отклонения, результат оценки по каждому критерию.

Заключаем договор

Заказчик может заключить договор как с одним, так и с несколькими участниками, если это предусмотрено положением и документацией.

Срок подписания — не ранее 10 и не позднее 20 дней после публикации итогового протокола. Если в соответствии с уставными документами организации требуется одобрение органом управления, договор подписывается в течение 5 дней после получения одобрения. При обжаловании в ФАС — не позднее 5 дней после вынесения решения контрольным органом.

Размещаем информацию о договоре в ЕИС не позднее 3 рабочих дней после подписания (ч. 2 ст. 4.1).

В случае если было внесение изменений в документацию 223-ФЗ, необходимо опубликовать информацию об изменениях не позднее 10 дней с даты заключения допсоглашения.

Пресс-центр

Как будут проходить контрольные закупки в аптеках (проект регламента)

Росздравнадзор опубликовал проект нового административного регламента по проведению проверок в сфере обращения лекарственных средств. В регламент добавили описание действий, связанных с контрольной закупкой в аптеках. Текст документа опубликован 29 декабря.

Контрольная закупка будет проводиться по результатам контрольных мероприятий без взаимодействия с аптеками, а также при проверке поступивших в ведомство обращений от граждан или юридических лиц о возможных нарушениях или возможной угрозе причинения вреда жизни или здоровью. Кроме этого, основанием для контрольной закупки может быть поручение Президента или Правительства, а также требование прокуратуры о проведении внеплановой проверки.

После совершения сделки (покупки ЛС) проверяющий будет обязан объявить, что он провел контрольную закупку, а также предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки. Копия этого приказа передается представителю аптеки. Во время контрольной закупки проверяющий может использовать фото- и видеосъемку, в случае отсутствия свидетелей.

Затем в течение 3 часов сотрудник Росздравнадзора составляет акт о проведении контрольной закупки, где указывается дата и место проведения закупки, номер соответствующего приказа, должности лиц, проводивших закупку, сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, в отношении которого проводится проверка, информация о приобретенных в рамках закупки товарах, а также сведения о выявленных нарушениях или их отсутствии.

Затем акт подписывается должностным лицом Росздравнадзора, сотрудником аптеки, у которого производилась закупка, а также свидетелями закупки, если они присутствовали в этот момент. При отсутствии свидетелей во время закупки должна производиться видеофиксация.

Если по результатам контрольной закупки будут установлены нарушения обязательных требований, то Росздравнадзор может организовать проведение внеплановой выездной проверки для дополнительной оценки организации или же привлечь лиц, допустивших нарушение, к административной ответственности (если она предусмотрена).

Напомним, что закон, разрешающий Росздравнадзору использовать контрольные закупки как способ проверок, был подписан в конце прошлого года и вступил в силу в январе.

В Думу внесен законопроект, разрешающий Росздравнадзору проводить контрольные закупки

Правительство России представило законопроект, который наделяет Росздравнадзор правом проводить контрольные закупки в качестве одного из возможных видов проверок. Соответствующий документ был внесен в Государственную думу 11 декабря.

Проектом закона предлагается разрешить Росздравнадзору проводить контрольные закупки при проверках в аптеках и медицинских учреждениях. Таким образом ведомство будет контролировать правила отпуска лекарств, а также выявлять факты продажи контрафактных препаратов или медицинских изделий. Также контрольные закупки будут проводиться для выявления нарушений при оказании платных медицинских услуг.

В пояснительной записке к документу ориентировочным сроком вступления закона в силу называется май 2018 года. Информация о том, что Росздравнадзор получит право осуществлять контрольные закупки, появилась в начале 2017 года. В январе на портале правовых актов было размещено извещение о начале разработки соответствующего законопроекта. Тогда предполагалось, что закон будет принят в июне 2017 года.

Читайте так же:  Работник не вправе отозвать жалобу на работодателя в гит

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Министерство экономического развития Российской Федерации

Минэкономразвития впервые регламентировало проведение контрольной закупки

Соответствующий проект постановления внесен в Правительство РФ. Документ позволит использовать контрольную закупку в качестве альтернативы проверкам предпринимателей.

«Долгое время в законодательстве о контрольно-надзорной деятельности детально регулировались только проверки. Вместе с тем проверка – это достаточно сложное по процедуре и трудоемкое для всех участников мероприятие. Она длится до 20 рабочих дней, у предпринимателя могут запрашиваться дополнительные документы и материалы, что определенным образом сказывается на его текущей деятельности. Контрольная закупка, которая проводится гораздо быстрее, частично заменит проверки. Благодаря этому мы рассчитываем снизить административные издержки бизнеса, связанные с мероприятиями по контролю», — рассказал заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов.

Контрольная закупка – новое контрольное мероприятие.Нормы о ней закреплены в 2017 году в 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В 2018 году приняты федеральные законы, которые позволяют применять контрольную закупку в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей. Для их практической реализации Правительство РФ должно установить правила проведения контрольной закупки.

Разработанный Минэкономразвития России проект постановления регламентирует порядок принятия решения о проведении контрольной закупки, а также особенности и этапы ее проведения.

В рамках контрольной закупки инспектор, выступающий в роли обычного потребителя, покупает товары (работы, услуги). После завершения сделки инспектор объявляет о состоявшейся контрольной закупке и составляет акт о ее проведении. Выплаченные в ходе контрольной закупки деньги подлежат возврату (как в наличной так и в безналичной форме). Деньги не возвращаются, если товар пришел в негодное состояние или был закуплен для проведения исследований и испытаний.

При выявлении нарушений инспектор составляет протокол об административных правонарушениях или инициирует проведение внеплановой проверки.

Проект постановления также предусматривает возможность проведения контрольной закупки дистанционным способом.

Предполагается, что контрольные закупки в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей будут проводиться после принятия проекта постановления. В дальнейшем сфера их применения будет расширена.

Новые правила проведения контрольных закупок

Правительством РФ разрабатываются правила, регулирующие порядок проведения контрольной закупки

В апреле 2018 года в Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были внесены изменения, в соответствии с которыми право на проведение контрольной закупки для проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей получил Роспотребнадзор, о чем мы уже ранее писали .

В настоящее время Правительство РФ разработало правила проведения подобных проверок (контрольной закупки), которые сейчас находятся на стадии публичного обсуждения.

Правила вводят следующие этапы проведения контрольной закупки:

1. Принятие решения о проведении

Согласно проекту новых правил, соответствующее решение о проведении контрольной закупки в отношении организации должно быть принято руководителем территориального подразделения Роспотребнадзора в форме приказа на основании поступившей информации о нарушениях З акона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон «О защите прав потребителей»).

[2]

Вместе с тем такое решение может быть принято только в случе, если внеплановая выездная проверка Роспотребнадзора не позволяет установить (или опровергнуть) факт нарушения требований законодательства.

Типовая форма приказа руководителя территориального подразделения Роспотребнадзора о проведении контрольной закупки будет установлена Министерством экономического развития РФ.

В соответствующем приказе должна быть отражена следующая информация:

— общая информация (ФИО должностного лица Роспотребнадзора, наименование проверяемой организации, адрес места, где проводится контрольное мероприятие);

— основания проведения контрольной закупки;

— сведения о товарах, подлежащих проверке;

— способах покупки и оплаты товаров;

— сведения о способах фиксации проведения мероприятия (фото-, видео-, киносъемка);

— отметка о согласовании проведения контрольной закупки с прокуратурой.

2. Проведение контрольной закупки

После завершения контрольной закупки должностное лицо Роспотребнадзора обязано известить об этом соответствующую организацию, показать служебное удостоверение и передать ответственному сотруднику копию приказа (решение о проведении мероприятия).

При этом в соответствии с правилами проверяемая организация должна вернуть денежные средства, уплаченные за проверяемый товар (оказанную услугу), а должностное лицо Роспотребнадзора, в свою очередь, обязано вернуть товар, за исключением некоторых случаев (например, товар нуждается в исследовании потребительских свойств; в ходе проверки товар потерял потребительские свойства; в ходе проверочных мероприятий в отношении проведенных работ или оказанных услуг понес дополнительные расходы).

При этом вся информация о контрольной закупке заносится в единый реестр проверок.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Окончание контрольной закупки

В случае, если после окончания контрольной закупки выявлен факт нарушения требований Закона «О защите прав потребителей», а также требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, составляется соответствующий акт о нарушении в двух экземплярах, один из которых вручается уполномоченному сотруднику проверяемой организации. К акту о проведении контрольной закупки должны быть приложены документы, подтверждающие факт приобретения товаров (работ, услуг).

Если при проведении контрольной закупки были выявлены факты нарушения российского законодательства, то территориальное подразделение Роспотребнадзора вправе организовать также проведение внеплановой выездной проверки по тому же основанию, которое было причиной проведения соответствующей контрольной закупки, однако в случае, если нарушения не выявлены, то проведение внеплановой проверки по тому же основанию недопустимо.

При наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении организация и ее должностные лица, допустившие выявленные нарушения обязательных требований, должны быть привлечены к административной ответственности.

Важно отметить, что обжалование результатов проверки в виде контрольной закупки проект правил не предусматривает.

Правительство утвердило правила контрольных закупок

Постановление Правительства от 21.11.18 № 1398 о контрольных закупках

С 01.12.2018 действуют правила осуществления контрольных закупок, которые утверждены Правительством России в постановлении от 21.11.18 № 1398. Как проводится контрольная закупка по новым правилам читайте далее.

Постановление Правительства России от 21.11.18 № 1398

Согласно утвержденным правилам контрольная закупка проводится, если только иначе соблюдение требований законодательства не проверить.

Контрольная закупка проводится на основании приказа руководителя контрольного органа, должностными лицами, которые в нем указаны. Приказ должен быть предъявлен проверяемому лицу по окончании закупки.

Такая закупка может проводится как при непосредственном контакте с продавцом, так и дистанционно, в том числе при заказе товаров, работ, услуг через интернет или иные средства связи.

По завершении контрольной закупки проверяемому лицу должно быть объявлено о ее проведении и предъявлены служебное удостоверение контролера, приказ о проведении закупки и выдана копия такого приказа.

При проведении закупки контролер может запрашивать документы и сведения о товаре, работе, услуги; осуществлять фото- и видеозапись.

Денежные средства, использованные в расчетах при проведении контрольной закупки, должны быть возвращены контролеру.

Товары, результаты работ, услуг, приобретенные при проведении контрольной закупки, возвращаются проверяемому лицу, если только они не изъяты или арестованы для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

После окончания контрольной закупки не позднее чем через три часа или не позднее следующего рабочего дня, если закупка проводилась дистанционно, должен быть составлен акт о ее проведении.

Акт должен быть представлен на подпись проверяемому лицу. Экземпляр акта вручается проверяемому лицу.

При выявлении нарушений принимается решение по возбуждению административного дела или по проведению внеплановой проверки.

Читайте так же:  Как получить решение суда о расторжении брака

Новое о контрольной закупке и дополнительном основании для проведения внеплановой проверки

Уважаемые читатели! Федеральный закон от 18 апреля 2018 года № 81-ФЗ вносит ряд изменений и новшеств касательно контрольной закупки, а также внеплановой проверки. А ведь только недавно, в начале 2017 года, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294) был дополнен статьей 16.1. «Контрольная закупка». Согласно данной статье контрольная закупка (далее – КЗ) – это мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Напомним, что проведение контрольной закупки допускается исключительно при одновременном наличии двух условий (ч.2-4 ст. 16.1 ФЗ № — 294):

  • проведение КЗ установлено федеральным законом, регулирующим организацию и осуществление отдельного вида государственного контроля (надзора);
  • наличие какого – либо из оснований, установленных для проведения внеплановых выездных проверок (ч.2 ст. 10 ФЗ № 294).

Более того, КЗ может осуществляться при проведении плановых проверок в рамках риск- ориентированного подхода, если такая возможность установлена положением о соответствующем федеральном надзоре (контроле) ( на сегодняшний день пока ни одно положение о виде федерального надзора подобное мероприятие по контролю в рамках РОПа не предусматривает ).

О нововведениях в контрольной закупке

Для начала отметим, что КЗ введена в рамках осуществления государственного надзора в области защиты прав потребителей, а также федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора (в связи с чем внесены изменения в Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1, и ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

При этом именно при осуществлении двух вышеназванных видов надзора контрольная закупка продукции может быть проведена контрольным органом незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры (ч. 4.1 ст. 16.1 ФЗ № 294).

В остальных случаях при осуществлении иных видов надзора КЗ проводится только по согласованию с органами прокуратуры , как и было ранее установлено ч. 4 ст. 16.1 ФЗ № 294.

Также регулятором впервые предусмотрено положение о том, что, если нарушения обязательных требований при проведении контрольной закупки не выявлены, проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается.

Кроме всего прочего, уточнена ч. 8 ст. 16.1 ФЗ № 294, согласно которой внесение информации о КЗ и результатах ее проведения в единый реестр проверок должно осуществляется в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством РФ ( на сегодняшний день не приняты ).

Также за Правительством РФ закреплено полномочие по порядку принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки , особенностей и порядка проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок (ч. 9 ст. 16.1 ФЗ № 294).

Новое основание для проведения внеплановой проверки

Согласно ФЗ № 81 новым основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о факте нарушении требований к маркировке товаров (помимо еще трех фактов, обозначенных в данном пункте).

И еще раз немного о контрольной закупке

В июле 2017 года Факультет Медицинского Права сообщал о том, что Минздрав России разработал проект к ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и ФЗ от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», согласно которым Росздравнадзору предлагалось предоставить право осуществлять КЗ в целях проверки следующих обстоятельств:

  • соблюдения медицинской организацией порядка и условий предоставления платных медицинских услуг (проводится в рамках лицензионного контроля);
  • соблюдения запрета реализации фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных медицинских изделий;
  • соблюдения правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) соблюдения запрета продажи фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств для медицинского применения.

Однако до настоящего времени данный проект закона не принят.

Еще раз отметим, что КЗ проводится без предварительного уведомления проверяемых лиц и в присутствии 2 свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости применяются фото – и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации (ч. 4 и 5 ст. 16.1 ФЗ № 294).

В случае выявления нарушения обязательных требований информация о КЗ должна быть предоставлена представителю проверяемого лица незамедлительно после ее завершения. При этом должностное лицо контролирующего органа должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведение КЗ.

По итогам проведения КЗ составляется акт, и проверяемому лицу он предоставляется для подписания лишь в случае выявления нарушений. Экземпляр указанного акта вручается проверяемому лицу незамедлительно (ч. 6-7 ст. 16.1 ФЗ № 294).

И напоследок сообщаем, что все внесенные изменения в ФЗ № 294, а также иные акты вступили в законную силу 29 апреля 2018 года.

Закон о проведении контрольных закупок Роспотребнадзором подписан президентом

Подписан президентом РФ и официально опубликован федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» — о правилах назначения и проведения контрольных закупок. Поправки внесены в законы о защите прав потребителей, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о защите прав юрлиц и ИП в ходе госконтроля (294-ФЗ).

Напомним, что федзаконом от 3 июля 2016 года № 277-ФЗ, которым вносилось множество поправок в закон 294-ФЗ, с 1 января 2017 года ведена в действие новая статья 16.1, разрешившая контрольные закупки в ходе госнадзора в области защиты прав потребителей и санэпиднадзора. Было установлено, что закупка может проводиться без предварительного уведомления проверяемых. Такая проверка заключается в создании ситуации для совершения сделки купли-продажи. В случае выявления нарушений информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юрлица или ИП незамедлительно после ее завершения.

Новая же редакция закона дополнена положением о том, что если по результатам контрольной закупки нарушений нет, то «проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается». Кроме того, увеличен перечень оснований для внеплановой проверки, предусмотренный законом 294-ФЗ. Так, причиной для проверки может стать нарушение требований к маркировке товаров.

Возможность проведения органом госнадзора контрольных закупок внесена нынешним законопроектом также в статью 40 закона «О защите прав потребителей» и статью 44 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В этих дополнениях отмечается, что проверка может быть проведена потребнадзором только «с одновременным извещением органа прокуратуры».

Контрольные закупки будут проводиться по новым Правилам (проект)

Минэкономразвития РФ опубликовало проект Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), подлежащий утверждению Правительством РФ. В кратком виде порядок выглядит так:

[1]

  1. Для вынесения решения о контрольной закупке вносится мотивированное представление с указанием оснований и условий ее проведения. Приказ (распоряжение) о проведении закупки должен соответствовать установленным реквизитам и типовой форме.
  2. Контрольная закупка проводится способами покупки товаров, применяемыми потребителями (в т. ч. дистанционно), должностным лицом, указанным в решении.
  3. После ее завершения проверяемому лицу объявляется о проведенном мероприятии, вручается копия приказа, возвращаются деньги и товар, составляется акт о проведении контрольной закупки.
  4. При выявлении нарушений возможно привлечение к административной ответственности, принятие решения о внеплановой проверке.
Читайте так же:  Образец претензии о возврате товара ненадлежащего качества

Для справки : нормы о контрольной закупке содержатся в ст. 16.1 закона «О защите прав юридических лиц и ИП…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, основания ее проведения указаны в ч. 2 ст. 10 закона.

Минэкономразвития впервые регламентировало проведение контрольной закупки

Министерство экономического развития РФ внесло в правительство проект постановления, позволяющее использовать контрольную закупку в качестве альтернативы проверкам предпринимателей.

Долгое время в РФ законодательство о контрольно-надзорной деятельности детально регулировало только проверки. При этом проверка – сложное по процедуре и трудоёмкое для всех участников мероприятие, которое длится до 20 рабочих дней. В предпринимателя в ходе проверки могут запрашиваться дополнительные документы и материалы, что отражается на его текущей деятельности.

«Контрольная закупка, которая проводится гораздо быстрее, частично заменит проверки. Благодаря этому мы рассчитываем снизить административные издержки бизнеса, связанные с мероприятиями по контролю», – рассказал заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов.

Контрольная закупка – новое контрольное мероприятие. Нормы о ней закреплены в 2017 г. в 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В этом году приняты федеральные законы, которые позволяют применять контрольную закупку в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей. Для их практической реализации правительство РФ должно установить правила проведения контрольной закупки.

Разработанный МЭР проект постановления регламентирует порядок принятия решения о проведении контрольной закупки, а также особенности и этапы её проведения.

В рамках контрольной закупки инспектор, выступающий в роли обычного потребителя, покупает товары (работы, услуги). После завершения сделки инспектор объявляет о состоявшейся контрольной закупке и составляет акт о её проведении. Выплаченные в ходе контрольной закупки деньги подлежат возврату (как в наличной так и в безналичной форме). Деньги не возвращаются, если товар пришёл в негодное состояние или был закуплен для проведения исследований и испытаний, поясняет ведмоство.

При выявлении нарушений инспектор составляет протокол об административных правонарушениях или инициирует проведение внеплановой проверки.

Проект постановления также предусматривает возможность проведения контрольной закупки дистанционным способом.

Предполагается, что контрольные закупки в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей будут проводиться после принятия проекта постановления. В дальнейшем сфера их применения будет расширена.

Контрольная закупка: кто и как проводит, какие могут быть последствия

Думаете, интернет-магазинов это не касается? Касается, да еще как. Контрольная закупка может коснуться любой сферы торговли, в том числе и дистанционной. Разбираемся, что делать, если КЗ была произведена, как можно обжаловать результаты и как всего этого избежать. Даем рекомендации для интернет-магазинов и не только.

Несколько фактов о контрольной закупке

  1. О ней не предупреждают заранее. Иначе теряется смысл: предприниматель получит возможность подготовиться.
  2. Для проведения нужно основание. Вполне подойдет жалоба от недовольного покупателя.
  3. Проверки проводятся по определенным правилам. Если проверяющие их не соблюдают — можно смело оспаривать результаты.
  4. На контрольную закупку не распространяется ни мораторий на запрет проверок ИП и юрлиц до 2020 года, ни правило не проверять предпринимателей в течение 3-х лет после регистрации. Прийти и проверить могут хоть на следующий день после начала деятельности.

Кто может проводить контрольные закупки

Любой контролирующий орган. Расскажем немного о каждом:

  • Федеральная налоговая служба. Контролирует применение контрольно-кассовой техники, отправку электронных чеков, работу “мимо кассы”;
  • Роспотребнадзор. Выявляет нарушение прав потребителей;
  • Рособрнадзор. Контролирует соблюдение законодательства в области оказания услуг по обучению;
  • Росалкогольрегулирование. Следит за оборотом алкоголя.

Есть еще Антимонопольная служба, Сельхознадзор и ряд других. Они тоже могут сделать контрольную закупку, но это происходит гораздо реже.

Как проходит контрольная закупка

Самое плохое то, что вы никогда не узнаете, что очередной покупатель никакой на самом деле не покупатель, а проверяющий. Он будет вести себя в точности так же, как и обычный клиент: позвонит менеджеру, закажет товар и произведет оплату. Только потом, по результатам проверки вы узнаете, что это была контрольная закупка.

Однако попробовать раскусить проверяющих все же можно. Продавцы, попавшиеся на проверку позже признаются, что клиент вел себя “как-то не так”. Контролеры ведут себя неестественно: задают слишком много вопросов, мало интересуются товаром и его характеристиками и могут даже провоцировать менеджера по продажам на нарушение закона.

Оффлайн-продавцы имеют большое преимущество перед интернет-магазинами. При непосредственном контакте лучше видно, что покупатель ведет себя неестественно. А вот при заказе через сайт увидеть это невозможно.

Основания для контрольной закупки

А вот здесь начинается самое интересное. Итак, для контрольной закупки, как и для любого другого вида проверки, требуется основание. Ни один инспектор, гуляя по просторам интернета, не может взять и провести контрольную закупку в интернет-магазине. Контрольная закупка — это вид внеплановой проверки, а значит, у нее те же основания для проведения. Все они так или иначе связаны с какими-либо нарушениями:

  • жалобы покупателей или клиентов. С недавних пор контролирующие органы перестали принимать анонимные жалобы. С этого времени их число сильно уменьшилось — клиенты не хотят светиться. Тем не менее, если вы кого-то сильно достали — жалобы не избежать;
  • требование прокурора. Не совсем понятно, зачем прокурору поручать кому-то вас проверять, но все же такое бывает. Если компания давно на примете у госструктур и работает с массой нарушений, такой вариант вполне возможен. Также к прокурору может обратиться третье лицо и истребовать проверки;
  • истек срок исполнения требований об устранении нарушений. Если пару месяцев назад у вас побывал инспектор и дал предписание, то проверить его выполнение могут как раз при помощи внеплановой проверки. В том числе — контрольной закупки;
  • контрольная закупка может проводиться по требованию президента или правительства РФ. Маловероятно, что вам это грозит: такие проверки касаются бизнесов федерального масштаба. Но имейте в виду.

Но одного основания для контрольной закупки недостаточно. Есть еще одно условие, без соблюдения которого контрольную закупку провести невозможно. Итак, этот вид контроля применяется только в том случае, если другие способы проверки не позволяют выявить нарушение. То есть, если по другому — никак. Что же это за нарушения такие?

  1. Не пробивается кассовый чек. Или его электронная копия не отправляется покупателю по требованию.
  2. Магазин или салон навязывает дополнительные услуги. Например, дополнительная гарантия, страховка при выдаче кредита и так далее.
  3. Продажа алкоголя ночью или лицам, не достигшим 18 лет.
  4. Продажа медикаментов без рецепта врача.
  5. Товары в интернет-магазине продаются дороже, чем указано на сайте.
  6. Продавец обвешивает покупателей.

В целом для вас это лазейка. Нельзя проводить контрольную закупку, если нарушение можно выявить другим способом. И еще одно. Проверять при КЗ могут только то нарушение, на которое поступила жалоба. Если налоговики пожаловали проверить применение онлайн-кассы, совать нос в накладные и бухгалтерские отчеты они не имеют права.

Документы, которые оформляются при контрольной закупке

Для проведения проверки инспектор должен получить приказ с подписью своего начальника. Без нее начинать проверку он не имеет права. В некоторых случаях понадобится согласие прокурора — мы уже писали об этом выше. Разрешение прокурора не требуется, если проверка проводится по жалобе клиентов. Это вам на заметку, потому что обычно так и бывает.

Читайте так же:  Понятие и виды гражданско-правовых договоров

Но приказ нужен в любом случае. К нему предъявляются определенные требования. В документе должно быть указано, какой орган проводит проверку, в отношении кого она инициирована, основание проверки, дата, должностные лица, проводящие контрольную закупку, наименование товара и способ его оплаты и много чего еще. Все требования к приказу перечислены в “Правилах организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)”. Вот вам еще один лайфхак: если хотя бы одно из требований не соблюдается — результат проверки легко можно оспорить а ее результаты — отменить.

Второй документ — акт проверки. Он оформляется уже по результатам проведения мероприятия. Там тоже указывается дата и основание контрольной закупки и пишется ее результат.

Если при закупке инспектор выявил какие-либо нарушения, то составляется третий документ. Это протокол об административном правонарушении. Проще говоря, вам выписывают штраф. К сожалению, большинство контрольных закупок заканчивается именно этим.

Копии всех трех документов вам должны вручить. Это должно быть сделано сразу после проведения контрольной закупки. Приказ отдается сразу, а на составление акта и протокола о нарушении инспектору дается 3 часа. Внимательно проверяйте документы — это поможет в будущем, когда вы захотите оспорить штраф. Из-за малейшей неточности в оформлении документов суд вернет бумаги и отменит любое постановление. Именно на этом прогорает большинство проверок.

Для интернет-магазинов есть свои нюансы. Например, в приказе на проведение проверки должен быть указан способ покупки товара: через сайт, телефонный звонок менеджеру или иной. Приказ на проведение проверки отправят только на следующий рабочий день, а не вручат сразу. Тоже самое и с актом контрольной закупки: на его отправку дается 1 рабочий день. Внимание — на отправку! Получить его вы можете гораздо позднее. Такие вещи отсылаются почтой России, а она, как известно, изобрела сухофрукты.

Возврат денег

После проведения контрольной закупки товар вам должны вернуть. Соответственно, вы обязаны произвести возврат денежных средств проверяющему. Делать это нужно тем же способом, которым делалась оплата. Если контролер рассчитывался банковской картой — оформляйте возврат на карту. При оплате наличными отдавайте живые деньги.

В случае, когда товар не вернули или это в принципе невозможно сделать (покупка уже использована) деньги возвращать не надо. Но в любом случае отдавать средства нужно только после того, как вернули товар. А не когда проверяющий попросил это сделать.

Какими могут быть последствия контрольной закупки

Будем надеяться, что проверка ничего не выявила. Тогда вас оставят в покое. Тем не менее, акт проведения проверки, оформленный по всем правилам, вам должны отдать на руки.

Если выявлены какие-либо нарушения, последствия будут куда серьезнее. В принципе, варианта здесь два:

  1. Вам выпишут протокол об административном правонарушении. Это может быть предупреждение или штраф. С предупреждением все понятно — ничего делать не нужно, достаточно устранить нарушения и впредь быть внимательнее. А вот штраф придется оплатить. Сделать это нужно не позднее двух месяцев с момента выдачи постановления. В некоторых случаях (например, продажа алкоголя несовершеннолетним), когда штраф большой, наказание назначает суд. Тогда на оплату дается те же 2 месяца со дня решения суда.
  2. Могут назначить внеплановую проверку вашего бизнеса. Например, контрольная закупка выявила нарушения, но требуется собрать дополнительную информацию. О следующей внеплановой проверке вас уведомят за сутки, то есть накануне. Это хорошо: будет время подготовиться, привести в порядок документы и товары.

Если выписали штраф

Да, бывает и такое, причем очень часто. Если вы со всем согласны и нарушение было налицо, штраф придется оплатить. Сделать это можно любым удобным способом: через терминалы, в отделении банка или портал Госуслуг. Как мы уже говорили, на это дается два месяца. Не уложились в этот срок — будет начисляться пени за каждый день просрочки. Все равно не платите — штраф будут взыскивать через суд. Тогда еще придется оплачивать судебные издержки. Судебные приставы могут списать деньги с вашего банковского счета, пластиковой карты или даже арестовать имущество компании или индивидуального предпринимателя. Поэтому лучше не затягивать с оплатой и сделать все вовремя.

Не согласны с нарушением? Тогда постановление можно оспорить. На это дается десять календарных дней. Нужно написать жалобу в суд. Документ пишется в свободной форме. В деталях опишите процесс проведения контрольной закупки и аргументируйте, почему вы не согласны с нарушением.

Не уверены в своих силах или нет времени — доверьте работу грамотному юристу с богатой практикой подобных дел. Лучше выписать ему нотариальную доверенность на представление ваших интересов в суде — пусть идет и доказывает вашу невиновность.

Вообще постановления отменяют очень часто. Основанием обычно служит неправильное оформление документов проверяющими. Одной неправильной закорючки в одной из бумаг достаточно, чтобы суд аннулировал результаты контрольной закупки.

Вот здесь интернет магазин имеет преимущество перед оффлайн-торговлей. Обычно все звонки с покупателями записываются и запись разговора можно предоставить суду. Дело в том, что по записи может быть понятно, что проверяющий сам спровоцировал продавца на нарушение. Например, отказался от сдачи или сказал, что кассовый чек ему не нужен.


Провокация правонарушения — серьезное должностное преступление, за него инспектора и самого могут привлечь к ответственности. А результаты контрольной закупки признают недействительными.

Если суд оставил постановление об административном правонарушении в силе, можно обратиться в суд вышестоящей инстанции и так — вплоть до Верховного Суда. Разумно так делать в случае, когда сумма штрафа исчисляется сотнями тысяч или миллионами рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

А вообще контрольных закупок, равно как и любых других проверок, лучше избегать. Соблюдайте законы, уважайте себя и своих клиентов, и тогда инспекторы не придут никогда, чего мы вам и желаем. Удачи!

Источники


  1. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.

  2. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.

  3. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.
  4. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
  5. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
Контрольные закупки будут проводиться по новым правилам (проект)
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here