Содержание
- 1 Понятие системы, отрасли и института права. Критерии деления права на отрасли и институты.
- 2 Критерий деления системы права на отрасли и институты.
- 3 18.2. Критерии деления права на отрасли
- 4 Отрасль права: понятие, критериями деления права на отрасли, классификация
- 5 Вопрос № 50. Система права: понятие, структура. Критерии деления права на отрасли.
- 6 Вопрос 3 Критерии разделения норм права на отрасли. Отрасль права: понятие и классификация. Общая характеристика основных отраслей Российского права.
Понятие системы, отрасли и института права. Критерии деления права на отрасли и институты.
Система права — внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права в системе права действуют связи 3 уровней: между нормами, объединёнными в правовые институты; между институтами соответствующей отрасли права; между отдельными отраслями права.
1. Институт права — система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений, либо какие-то их компоненты.
Примеры институтов права: в трудовом праве: дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда; в уголовно-процессуальном праве: потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого; в гражданском праве: исковой давности, представительства.
— юридическое единство правовых норм;
— полнота регулирования определённой совокупности общественных отношений;
— обособление норм, образующих правовые институты в главах, разделах законодательства.
2. Подотрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования, соответствующей отрасли права. В гражданском праве выделяется подотрасль жилищного, авторского, наследственного права.
Признаки подотрасли права:
— регулирует особо крупную сферу общественных отношений, являющуюся частью предмета регулирования соответствующей отрасли права;
— наличие обособленного законодательства;
— является факультативным элементом системы права.
3. Отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений (совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную сферу общественных отношений).
Признаки отрасли права:
— отрасль имеет особый предмет и метод правового регулирования обширной сферы общественных отношений
— содержит полный набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования общественных отношений соответствующей сферы
— наличие основного института, закрепляющего общеотраслевые принципы права, определяющего предмет, метод, задачи отрасли и иные положения
— в пределах отрасли определяется своеобразный юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации прав и исполнение юридических обязанностей, а также государственно-правовые меры, направленные на реализацию правовых норм в конкретных отношениях
— способность взаимодействовать с другими отраслями права
— наличие обособленного, как правило, кодифицированного законодательства
Критерии выделения отраслей в системе права:
1. предмет правового регулирования — обособленная сфера качественно однородных общественных отношений
2. метод правового регулирования — совокупность юридических приёмов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений (юридический критерий). Выделяют 2 метода: императивный и диспозитивный.
Ю.А. Дмитриев.
Система права — это внутреннее строение действующего в государстве права, отражающее единство составляющих его норм и их разграничение на отрасли, институты и подотрасли права.
Система права носит объективный характер, обусловленный реально существующей системой общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению законодателя, не зависит от его воли и желаний. Объективность ее существования подтверждается тем обстоятельством, что в современных цивилизованных государствах существуют однородные отрасли права, идентичные всем странам (конституционное, гражданское, семейное, уголовное и др.). При проведении тех или иных законодательных преобразований система права сохраняет устойчивость, стабильность. Правовые реформы обычно осуществляются в рамках общей схемы строения права, существующей объективно и неподвластной законодателю. Будучи устойчивой к изменениям законодательства, она служит основой для преемственности правовой формы, сохраняя для новых поколений выработанные многовековой практикой элементы общих компонентов права: нормы, институты, отрасли.
Система права характеризуется единством и взаимосвязанностью входящих в нее норм, обусловленными единством целей и задач правового регулирования, едиными принципами, определяющими сущность права. Регулирующая сила правовых норм невозможна без их взаимосогласованности и общей целенаправленности. Право, разделяясь на определенные элементы: нормы, институты, отрасли, оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения всеми юридическими средствами в совокупности. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем эффективнее социальная роль права.
Понятие система права следует отличать от понятия «правовая система», которое значительно шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и иные явления юридической действительности: правовую практику и общественное правосознание, т.е. практически весь спектр существующих в обществе юридических явлений.
Отрасль права – это объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования. Например, нормы, которые регулируют трудовые отношения и определяют права и обязанности работников и работодателей, составляют трудовое право, а нормы, регулирующие порядок сбора и распределения денежных средств — финансовое право.
Каждая отрасль воплощает специфический режим правового регулирования, характеризуемый особыми приемами регулятивного воздействия: свой порядок возникновения прав и обязанностей субъектов права, их обеспечения и охраны, специфика мер государственного принуждения при нарушении норм соответствующей отрасли, особые принципы, общие положения, пронизывающие содержание ее норм.
Отрасль права обычно имеет многоуровневую структуру. В большинстве отраслей выделяются общая и особенная часть. В общей части формулируются нормативные предписания, являющиеся основополагающими для конкретных норм отрасли, как бы «обслуживающими» их и распространяющие свое действие, как правило, на весь круг отношений, регулируемых отраслью. Общая часть включает в себя также общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, ее объем. Она как бы объединяет, цементирует содержание отрасли. Нормы общей части развиваются и конкретизируются в институтах и отдельных положениях особенной части. Такая структура позволяет компактно изложить нормативный материал, исключить повторения, облегчить толкование и применение норм отрасли.
Правовой институт — это группа, комплекс взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид схожих, близких по содержанию, родственных общественных отношений386.
Правовой институт включает в себя регулятивные нормы права (правила поведения) и отправные нормы, которые через него могут быть совместно задействованы в процессе правового регулирования Объективной материальной предпосылкой интеграции правовых норм в институты является наличие соответствующей разновидности общественных отношений.
В зависимости от элементного состава в системе права можно выделить простые и сложные правовые институты. Простой правовой институт напрямую объединяет схожие, близкие нормы права внутри какой-то одной, определенной отрасли права. Сложный правовой институт также складывается из схожих, близких норм права, которые он объединяет через посредство входящих в него нескольких простых институтов, более конкретных и меньших по объему, но имеющих и самостоятельное значение.
В зависимости от отраслевой принадлежности норм, образующих правовой институт, различаются отраслевые и комплексные (межотраслевые) правовые институты. Отраслевой правовой институт состоит из норм одной отрасли права, и бывает, как отмечалось выше, простым или сложным, когда объединяет несколько простых правовых институтов. Во втором случае в пределах одной отрасли права появляется сложное правовое образование.
Наиболее значительные по объему и содержанию, так называемые укрупненные многосложные отраслевые правовые институты принято рассматривать как подотрасли права. Это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права (например, жилищное, наследственное, авторское право в отрасли гражданского права; право социального обеспечения в отрасли трудового права; избирательное право, парламентское права в отрасли конституционного права).
КРИТЕРИИ ДЕЛЕНИЯ ПРАВА НА ОТРАСЛИ И ИНСТИТУТЫ
Деление системы права на отрасли и институты не есть выражение какого бы то ни было благого пожелания или намерения ученых-юристов и государственных деятелей. Это объективная необходимость, отражающая реально существующее в обществе разнообразие социальных отношений и опосредующих их правовых норм. Вместе с тем это выработанная и осознанная обществом академическая и практическая потребность.
Какие причины вызывают необходимость разделения действующего права на составные части — «отделы»? — вопрошал еще в начале XX в. Г. Ф. Шершеневич. И отвечал: теоретическая, педагогическая, практическая причины. «С теоретической стороны,— отмечал автор,— в нормах права наблюдается внутреннее различие по их характерным чертам, которое требует соответствующей классификации. С педагогической стороны огромный, все нарастающий материал права не допускает одновременного изучения его без разделения на части. Наконец, с практической точки зрения то обстоятельство, что разным органам управления, особенно судам, приходится иметь дело с различными
группами норм, побуждает найти более или менее твердые основания для разграничения подведомственности. Все эти причины вызвали в науке ряд попыток к разделению права» .
Необходимость подразделения системы права на различные составные части существовала в обществе всегда. Однако подходы к решению этой проблемы были далеко не всегда одинаковыми.
Немецкий ученый Варнкониг предлагал, например, подразделять систему права на составные части в зависимости «от степени их защищенности». Такими составными частями он считал частное, публичное и международное право 1 . По мнению автора, наиболее защищенным со стороны государства является частное право, менее защищенным — публичное право, еще менее защищенным — международное право.
Нетрудно видеть, что критерий деления системы права на составные части в зависимости от степени их защищенности имеет, скорее, субъективный, нежели объективный характер.
Другой немецкий ученый, известный юрист второй половины XIX — начала XX в., О. Гирке, делил систему права на две части: право индивидуальное и право социальное. В основе деления лежал такой своеобразный критерий, как осознание человеком самого себя в виде «обособленного индивида» и одновременно «как члена общественного целого» 3 .
Данный критерий имел не менее субъективный характер, чем ранее приведенный. В силу этого он не мог длительное время удовлетворять научные и практические потребности деления системы права на составные части.
Одним из наиболее устоявшихся и широко признанных в западной юриспруденции подходов к делению системы права на составные части является подразделение на публичное и частное право. Это деление получило признание еще в Древнем Риме и распространяется на все системы права, обслуживающие институт частной собственности, и все возникающие и развивающиеся на его основе общественные отношения.
Критерий деления системы права на отрасли и институты.
Для деления права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования (группа качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормой). Предмет правового регулирования – это те общественные отношения, которые право регулирует, они являются основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют. Их определённыйхаракер требует и соответствующих правовых форм. Так трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения семейного права. Вместе с тем, предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:
· Общественные отношения и их составляющие очень разнообразны.
· Нередко одни и те же общественные отношения регулируются разными отраслями и к тому же различными способами.
Поэтому вторым, дополнительным критерием, выступает метод правового регулирования. Если предмет является материальным критерием, то метод формально- юридическим.
Метод правового регулирования – это совокупность юридическтих средств, при помощи которых очуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.
Выделяют следующие основные методы правового регулирования:
1. Императивный – метод властных предписаний, субординации, основанных на запретах, обязанностях, наказаниях.
2. Диспозитивный – метод равноправия сторон, координации, основанной на дозволениях.
3. Поощрительный – метод вознаграждения за определёённое заслуженное поведение.
4. Рекомендательный – метод совета, осуществление конкретного желательного для общества и государства поведения.
Метод правового регулирования: авторитарный (субординации), характерен для отрасли административного права; автономный (координации) используется в гражданском праве; пощрительный – в трудовом праве; рекомендательный – в трудовом праве и др.
Публичное и частное право
Юридические нормы можно подразделить на частное и публичное право. Их различие основывается на принципиальной разнице частных и публичных интересов, и заключаются в характере и способах воздействия права на регулируемые общественные отношения, обусловленные природой последних.
Если частное право – это область свободы и инициативы, то публичное право – это сфера власти и подчинения. Отсюда частное право состоит из отраслей гражданского права, семейного, административного, финансового, уголовного и иных.
В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные отрасли права относятся к частному или публичному:
1. Интерес. Если частное право признанно регулировать честные интересы, то публичное право – государственные и общественные интересы.
2. Предмет правового регулирования. Если частному праву свойственны нормы, регулирующие преимущественно имущественные отношения, то публичному не имущественные отношения.
3. Метод правового регулирования. Если в частном праве господствует метод координации, то в публичном праве – метод субординации.
Материальное и процессуальное право.
В правовой науке все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные.
Первые — регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением, его купле-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.
Вторые — определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.
В соответствии с Конституцией, у нас признанно пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный. Они соответственно отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся во всех непроцессуальных отраслях. Естественно, что все группы юридических предписаний в равной степени обязательны к соблюдению.
13.Сформулируйте понятие и опишите признаки государства. Охарактеризуйте статичное и динамичное (функциональное) состояние государства.
На сегодняшний день существует более 600 определений понятия «государство»; его можно охарактеризовать след.образом:
Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.
Признаки государства:
· Основные
1) Территория и население (вспомнить, почему именно в совокупности идут 2 признака – пример с Антарктидой: территория есть, а население отсутствует!):
Территория: государство — это организация власти, которая властвует на строго определенной территории, т. е. ограниченной части поверхности планеты (суши, моря, воздушного пространства). Территория государства является материальной основой его существования;
Население: государство — это организация власти, субъектом и объектом которой является народ, населяющий территорию государства. Государство объединяет людей в единое целое, а принадлежность их к данному государству отражается понятием «гражданство» (подданство). Гражданство (подданство)- это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
2) Публичная власть (НЕ государственная, так как публ.власть — более широкое понятие + публичная власть отделена от народа и претендует на выравнивание общественных интересов):
Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).
Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение.
3) Государственный суверенитет — способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.
ИлиСуверенитет государственной власти означает ее верховенство и независимость от любых других властей страны (например, партий или других организаций) и независимость ее на международной арене. Верховенство государственной власти выражается в способности:
а) издавать общеобязательные для всего населения решения;
б) устанавливать и обеспечивать единый правопорядок на всей территории;
в) отменять постановления и решения негосударственных политических организаций;
г) определять права и обязанности граждан, должностных лиц;
д) воздействовать на население через специальные средства властвования, отсутствующие у других организаций.
В суверенитете выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет государства не противопоставлен суверенитету народа. В большинстве конституций современных государств указывается на то, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Государственная власть должна выражать интересы народа и служить ему.
· Производные
1) государственная символика: флаг, герб, гимн
2) налоговая система:
Налоги — это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. Если в стране происходят различного рода чрезвычайные происшествия (ЧП), то выделяется часть средств также из налоговых поступлений для устранения последствий ЧП, бедствий.
3) правотворчество:только государство имеет право издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы и т. д.), обязательные для всеобщего исполнения. Нормативно-правовые акты закрепляют правовые (юридические) нормы, в которых выражена общеобязательная государственная воля. Юридические нормы рассчитаны на добровольное их соблюдение. При необходимости проведение их в жизнь обеспечивают специальные юридические органы: налоговые , органы прокуратуры, милиции и др.;
4) органы принуждения и армии:
Органы принуждения, т. е. отряды вооруженных, специально обученных людей, принудительные учреждения. Они являются силовой основой действенности государственной власти. К числу так называемых «силовых» ведомств государства в первую очередь относятся вооруженные силы, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, карательные (пенитенциарные) учреждения. Государству принадлежит монопольное право применять принуждение на своей территории.
Армия: необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными
государствами. По своему размеру армия должна быть способной отразить любую
агрессию. Но армия требует на свое содержание и поддержание боеготовности значительных материальных затрат. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
18.2. Критерии деления права на отрасли
Основным элементом системы права является отрасль права. Разделение единого права на отрасли проводится по двум критериям, являющимся основаниями деления права на отрасли:
• предмет правового регулирования;
• метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования отрасли права — это качественно однородные общественные отношения, обладающие юридическим своеобразием.
• это значительная, большая по объему группа общественных отношений;
• эти отношения должны обладать юридическим своеобразием, что проявляется в наибольшей в особенностях положения участников общественных отношений. Чаще всего значение имеют два момента: либо участники общественных отношений находятся в равном положении, либо же состоят в отношениях власти и подчинения;
• эти отношения должны нуждаться в правовом урегулировании;
• эти отношения объективно поддаются правовому регулированию.
Исходя из указанных признаков, юридически значимые общественные отношения объединяются в группы, что и составляет предмет правового регулирования той или иной отрасли права. Например, имущественные и тесно связанные с ними личные неимущественные отношения составляют предмет гражданского права; общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности составляют предмет административного права и т.д.
В зависимости от предмета правового регулирования определяется метод правового регулирования. Метод правового регулирования — это совокупность способов воздействия права на поведение участников общественных отношений.
Метод правового регулирования включает в себя следующие элементы:
• Характер общего юридического положения субъектов. Этот элемент показывает, как участники общественных отношений относятся друг к другу (находятся в равном положении или соподчиненном). Эта характеристика переносится в метод из существующих жизненных реалий.
• Основания возникновения прав и обязанностей субъектов. Этот элемент показывает способы определения содержания прав и обязанностей сторон, каковыми могут быть закон, властный односторонний акт, договор.
Все эти элементы в комплексе, в совокупности определяют метод правового регулирования отрасли права.
В зависимости от того, какой способ регулирования используется (является ведущим), выделяют три вида методов правового регулирования:
• императивный (в основе лежит связывание как способ правового регулирования);
• диспозитивный (в основе лежит дозволение как способ правового регулирования);
• охранительный (в основе лежит запрет как способ правового регулирования). Все эти методы отличаются друг от друга сочетанием и характеристиками элементов,
образующих метод правового регулирования.
Например, охранительный метод характеризуется, во-первых, соподчиненным положением субъектов, во-вторых, основанием возникновения прав и обязанностей является закон, в-третьих, жесткими санкциями, касающимися непосредственно личности правонарушителя (лишение свободы, ограничение свободы) и налагаемыми в рамках судебной процедуры. Диспозитивный метод характеризуется равным юридическим положением субъектов, наличием договора как специфического основания возникновения прав и обязанностей и достаточно мягкими санкциями, которые носят исключительно имущественный характер и не затрагивают личность нарушителя. Императивный метод с точки зрения общего юридического положения субъектов (первый элемент метода) характеризуется соподчиненным положением субъектов; с точки зрения второго элемента метода ведущим основанием возникновения прав и обязанностей является властный односторонний акт; с точки зрения санкций характерна средняя жесткость воздействия; направленность санкций как на имущество, так и на личность нарушителя, но в большей мере — на имущество; процедура применения мер юридической ответственности в большинстве случаев носит внесудебный характер, т. е. санкции применяются в административном порядке.
Отрасль права: понятие, критериями деления права на отрасли, классификация
Отрасль права – совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.
Отрасль права – совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.
Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования — это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен. Например, общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения объединены в Конституционном праве; общественные отношения в сфере наемного труда, правоотношения между наемными работниками и предприятием (организацией) работодателем объединены в группу норм Трудового права. Аналогично по другим, смотри ниже — определение отраслей.
Метод правового регулирования есть совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует. Существует два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
В любой отрасли присутствуют указанные два метода правового регулирования (т.е. имеются и императивные и диспозитивные нормы). В зависимости от того, какой метод правового регулирования преобладает — выделяют частное право (преобладают диспозитивные нормы и метод, соответственно диспозитивный) и публичное право (преобладают императивные нормы и метод соответственно императивный).
Классификация отраслей права
По особенностям юридических режимов все отрасли права принято подразделять:
1) на профилирующие, базовые отрасли. К этому виду отраслей относятся отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право;
2) специальные отрасли, в рамках которых правовые режимы изменены и приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право;
3) комплексные отрасли, отличительным признаком которых является соединение разнородных правовых институтов из профилирующих и специальных отраслей: торговое право, морское право.
Кроме этого отрасли права можно разделить на: материальные (регулируют непосредственно общественные отношения) и процессуальные (регламентируют порядок правового регулирования материальных отраслей). Например,
К материальным относятся:
Конституционное право. Занимает центральное место среди остальных отраслей права. Регулирует общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения. Конституционные нормы влияют на нормы всех иных отраслей права. Опирается преимущественно на императивный метод правового регулирования. Главный источник – Конституция РФ – правовой акт высшей юридической силы.
Гражданское право. Регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Опирается на диспозитивный метод правового регулирования. Основной источник – Гражданский кодекс РФ.
Уголовное право. Регулирует общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью – системой наиболее общественно опасных правонарушений и правонарушителей (определение общих понятий уголовной ответственности, состава преступления, наказания и др., а также конкретных деяний, признаваемых преступлениями, размеров и видов наказаний за их совершение). Опирается на императивный (властный) метод правового регулирования. Имеет в качестве основного источника УК РФ.
Семейное право. Регулирует юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми (заключение брака, режим имущества супругов, расторжение брака и его последствия, вопросы материнства, отцовства и т.д.). Метод диспозитивный. Главный источник СК РФ.
К процессуальным относятся:
Гражданско-процессуальное право. Предмет правового регулирования – процедура гражданско-правового судопроизводства (вопросы возбуждения гражданского дела, установление фактических обстоятельств, доказывания, рассмотрения дела в судебном заседании, принятия решения по гражданскому делу, возможности его обжалования). Опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования. Главный источник – Гражданско-процессуальный кодекс РФ.
Уголовно-процессуальное право. Регулирует процедуру (процесс) осуществления уголовного судопроизводства (порядок привлечения к уголовной ответственности, возбуждение уголовного дела, расследование, рассмотрение в суде, вынесение приговора, обжалование и пересмотр приговора). Опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования. Основной источник – УПК РФ.
Вопрос № 50. Система права: понятие, структура. Критерии деления права на отрасли.
Система права— это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами. Например, рабовладельческое, феодальное и современное право отличаются друг от друга не только своими сущностями, но и внешними признаками, т.е. формальными атрибутами, в том числе системного характера, на которых лежит печать времени.
Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.
Система правахарактеризуется такимичертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: 1 — единством выраженной в них государственной воли; 2 — единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; 3 — единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; 4 — единством конечных целей и задач.
Объективная природа системы праваозначает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.
Структурные элементы системы права— это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).
Норма права— первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.
Отрасль права —совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений.
Критериями деления права на отраслии институты выступают предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования— это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Например, общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения объединены в Конституционном праве; общественные отношения в сфере наемного труда, правоотношения между наемными работниками и предприятием (организацией) работодателем объединены в группу норм Трудового права.
Метод правового регулированияесть совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует. Существует два метода правового регулирования:
Императивный метод —субординация между участниками правоотношения (т.е. один субъект находится в подчиненном положении по отношению к другому). Применяется в публично-правовых отраслях при регулировании властеотношений (конституционное, административное, финансовое, уголовное право).
Диспозитивный метод— предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношения власти и подчинения, предоставляет право выбора варианта поведения. Применяется в частно-правовой сфере (гражданское, семейное право).
Классификация отраслей права
1) на базовые отрасли(конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право);
2) специальные отрасли(трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право);
3) комплексные отрасли (торговое право, морское право).
Отрасли права можно разделить на:материальные(регулируют непосредственно общественные отношения): Конституционное право (регулирует общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения. Конституционные нормы влияют на нормы всех иных отраслей права. Главный источник – Конституция РФ – правовой акт высшей юридической силы.); Гражданское право(регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Основной источник – Гражданский кодекс РФ);Уголовное право(регулирует общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью.Основного источника УК РФ); Семейное право(Регулирует юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми (заключение брака, режим имущества супругов, расторжение брака и его последствия, вопросы материнства, отцовства и т.д.). Главный источник СК РФ).
Ипроцессуальные(регламентируют порядок правового регулирования материальных отраслей): Гражданско-процессуальное право(процедура гражданско-правового судопроизводства (вопросы возбуждения гражданского дела, установление фактических обстоятельств, доказывания, рассмотрения дела в судебном заседании, принятия решения по гражданскому делу, возможности его обжалования). Уголовно-процессуальное право. (регулирует процедуру (процесс) осуществления уголовного судопроизводства)
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 179 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Вопрос 3 Критерии разделения норм права на отрасли. Отрасль права: понятие и классификация. Общая характеристика основных отраслей Российского права.
Билет 21.
Вопрос 1. Классификация функций государства постоянные и временные внутренние и внешние, основные и неосновные. Характеристика основных внутренних и внешних функций современного Российского государства.
внутренние и внешние. Внутренние осуществляются внутри страны. Внешние— на международной арене.
постоянные и временные. Постоянные — это функции, которые государство осуществляет неопределенно долго(всегда). Временные — это функции, носящие краткосрочный характер.
основные и неосновные. Основные— это функции, с помощью которых решаются главные задачи, стоящие перед государством. Не основные — это функции, с помощью которых решаются не основные задачи государства. Неосновные являются структурными частями основных.
Функции различаются (характеристики):
по направленности деятельности государства:
Внешние и внутренние, которые, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сфер общественной жизни на экономические, социально-политические и идеологические, Внутри страны современное государство осуществляет:
— в сфере экономики — непосредственное управление объектами государственной собственности, регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности, концентрацию и распределение финансовых средств, установление таможенного режима;
— в социально-политической сфере — управление системой здравоохранения, социального обеспечения и благоустройства, обеспечение экологической безопасности, регулирование отношений между социальными и национальными группами, общественными и религиозными объединениями, охрану общественного порядка;
— в идеологической сфере — управление развитием науки, образования, культуры, регулирование деятельности средств массовой информации, формирование общенациональной идеологии, охрану памятников истории и культуры; иные внутренние функции.
—обеспечение народовластия; —экономическую функцию; —финансовый контроль; —социально-культурную функцию; —охрану прав и свобод граждан; —обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан; -экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами; -функцию налогообложения и взимания налогов и др.
Вопрос 2 Подзаконные нормативные акты Российского государства. Акты Президента и Правительства Российской Федерации. Нормативно правовые акты субъектов Российского государства.
Подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
Указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:
указы в границах собственных полномочий;
указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).
Акты Правительства РФ
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.
Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. с в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.Распоряжения, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.
Акты федеральных министерств и ведомств
Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.
Вопрос 3 Критерии разделения норм права на отрасли. Отрасль права: понятие и классификация. Общая характеристика основных отраслей Российского права.
Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это общественные отношения, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др.
Отрасль права — обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью регулируемых ими однородных общественных отношений. Ведущая отрасль права – государственное или конституционное право. Государственное. (конституционное) право- отрасль права, которую образуют совокупность государственно-правовых норм, закрепляющих основы общественного строя и политики РФ, правового положения граждан России, их права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство РФ и система ее государственных органов, основы всей государственной и общественной организации.
Все отрасли права, являясь структурными элементами системы права, взаимосвязаны органическим единством, хотя и неравнозначны по своему значению. Образование новых отраслей является закономерным следствием объективных изменений, происходящих в социально-политической системе. Усложнение общественных отношений, обусловливает необходимость возникновения новых социально-правовых регуляторов. При этом происходит постепенное накопление однотипного нормативного материала, нуждающегося, в конечном счете, в унификации и обособлении.
Отрасли материального права — содержат нормы, которые закрепляют (материализуют) общие принципы (пределы) допустимого (недопустимого) поведения субъектов права.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Отрасли процессуального права — это отрасли, имеющие организационно-процедурный, управленческий характер, регламентирующие порядок реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разрешения юридических конфликтов (главным образом, в сфере правосудия).
Источники
Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.
Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.
. Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.- Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
- Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.