Содержание
- 1 Минтруд России определил ключевые «области регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным
- 2 5. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на гражданской службе и порядок их урегулирования
- 3 Минтруд России обобщил практику по урегулированию конфликта интересов
- 4 Минтруда России от 19.10.2012
- 5 Типовые ситуации конфликта интересов
- 6 Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов
- 7 Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования
- 8 Обзор ситуаций конфликта интересов от Минтруда
- 9 Информация Минтруда России от 19 октября 2012г.
- 10 Законодательная база Российской Федерации
Минтруд России определил ключевые «области регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным
Как отметил Минтруд России, к наиболее явным из них следует отнести:
выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего (к «иным лицам» предложено отнести прямо не упомянутых законодательными актами друзей государственного служащего и друзей его родственников);
выполнение иной оплачиваемой работы;
владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
получение подарков и услуг;
имущественные обязательства и судебные разбирательства;
взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
Для каждой из перечисленных ситуаций определены меры предотвращения и регулирования конфликта интересов, которые вправе или обязаны принимать как сам государственный служащий, так и представитель нанимателя.
5. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на гражданской службе и порядок их урегулирования
В соответствии с частью 1 статьи 10Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) гражданского служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Часть1 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ определяет конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Согласно части 3данной нормы под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных впункте 5 части 1 статьи 16Федерального закона№ 79-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Следует учитывать, что личная заинтересованность гражданского служащего может возникать в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить определенный круг лиц. К числу таких лиц относятся члены семьи служащего (не только родители, супруги, дети, братья, сестры гражданского служащего, но и братья, сестры, родители и дети их супругов). В связи с этим, в настоящей памятке для определения круга лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность гражданского служащего, используется термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего».
Под указанные определения конфликта интересов попадает значительное количество ситуаций, в которых гражданский служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов гражданских служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, следует выделить ряд типичных ситуаций, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего;
выполнение иной оплачиваемой работы;
владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
получение подарков и услуг;
имущественные обязательства и судебные разбирательства;
взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с гражданской службы;
нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение без письменного разрешения представителя нанимателя наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств).
В настоящей памятке рассматриваются ситуации конфликта интересов, приводится описание ситуации и рекомендации, как для гражданских служащих, так и для представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях излагается комментарий, поясняющий почему та или иная ситуация является конфликтом интересов. Комментарий содержит конкретные примеры и другую полезную информацию.
При определении содержания функций государственного управления необходимо учитывать следующее.
Частью 4 статьи 1Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что функции государственного управления организацией представляют собой полномочия гражданского служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Осуществление «функций государственного управления» предполагает, в том числе:
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
осуществление государственного надзора и контроля;
подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);
организацию продажи приватизируемого государственного имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;
подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;
лицензирование отдельных видов деятельности, выдачу разрешений на отдельные виды работ и иные действия;
проведение государственной экспертизы и выдача заключений;
возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу;
представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
участие гражданского служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам.
Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Типовые ситуации конфликта интересов на гражданской службе Российской Федерации и порядок их урегулирования
Тематика новостей
Минтруд разработал рекомендации по урегулированию конфликтов на госслужбе
Минтруд РФ опубликовал обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе РФ и порядка их урегулирования.
Текст информационного сообщения приведен на сайте ведомства.
В обзоре рассматриваются типовые ситуации конфликта интересов для ряда ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным. При этом в обзоре приводится описание типовой ситуации и рекомендации, как для государственных служащих, так и для представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
В отдельных случаях приводится комментарий, поясняющий почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию.
Минтруд России обобщил практику по урегулированию конфликта интересов
Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Юрист». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.
Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.
Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.
Горячая линия
(347) 291 20 70
Минтруда России от 19.10.2012
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.rosmintrud.ru/ по состоянию на 19.10.2012.
Минтруда России от 19.10.2012
«Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования»
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 октября 2012 года
СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДКА ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 79-ФЗ) конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее — гражданский служащий) влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
При этом, в соответствии с частью 3 обозначенной статьи под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 79-ФЗ , а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Информация предоставлена компанией «КонсультантПлюс»
Предоставленные документы включены в Системы КонсультантПлюс
Типовые ситуации конфликта интересов
Как мы уже говорили ранее, конфликт интересов может себя проявлять во множестве форм. Теперь же, проведем обзор всех двенадцати типовых ситуаций предотвращения и порядка урегулирования конфликта интересов в организациях, учреждениях, предприятиях на государственной и муниципальной службе согласно приложению № 3 к Методическим рекомендациям Минтруда России. На основании которых, ответственным лицом по противодействию коррупции назначенном по приказу в учреждении, и разрабатывается памятка для дальнейшего применения в антикоррупционной работе.
К перечню возможных типовых ситуаций конфликта интересов относятся:
- Работник предприятия А в ходе выполнения своих трудовых обязанностей участвует в принятии решений, которые могут принести материальную или нематериальную выгоду лицам, являющимся его родственниками, друзьями или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность.
Работник банка, принимающий решения о выдаче банковского кредита, принимает такое решение в отношении своего друга или родственника.
Возможные способы урегулирования:
- Отстранение работника от принятия того решения, которое является предметом конфликта интересов.
- Работник организации А участвует в принятии кадровых решений в отношении лиц, являющихся его родственниками, друзьями или иными лицами, с которым связана его личная заинтересованность.
Руководитель принимает решение об увеличении заработной платы (выплаты премии) в отношении своего подчиненного, который одновременно связан с ним родственными отношениями.
Возможные способы урегулирования:
- Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей.
- Работник учреждения А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, выполняет или намерен выполнять оплачиваемую работу в организации Б, имеющей деловые отношения с организацией А, намеревающейся установить такие отношения или являющейся ее конкурентом.
Работник учреждения, ответственный за закупку материальных средств производства, осуществляет выбор из ограниченного числа поставщиков. Руководителем отдела продаж одного из потенциальных поставщиков является родственник работника учреждения.
Работнику организации, обладающему конфиденциальной информацией о деятельности организации, поступает предложение о работе от организации, являющейся конкурентом его непосредственного работодателя.
Возможные способы урегулирования:
- Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
- рекомендация работнику отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы.
- Работник предприятия А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, выполняет или намерен выполнять оплачиваемую работу в организации Б, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с предприятием А.
Работник учреждения А выполняет по совместительству иную работу в организации Б, являющейся дочерним предприятием учреждения А. При этом трудовые обязанности работника в учреждения А связаны с осуществлением контрольных полномочий в отношении организации Б.
Возможные способы урегулирования:
- Изменение должностных обязанностей работника;
- отстранение работника от осуществления рабочих обязанностей в отношении материнской, дочерней или иным образом аффилированной организации;
- рекомендация работнику отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы.
- Работник предприятия А принимает решение о закупке предприятия А товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, на которую он или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, обладает исключительными правами.
Работник организации, оказывающей транспортные услуги населению в сфере общественного транспорта, принимает решение о закупке автоматических средств контроля пассажиров, основанных на технологических разработках, патенты на которые принадлежат работнику.
Возможные способы урегулирования:
- Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов.
- Работник учреждения А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, владеет ценными бумагами организации Б, которая имеет деловые отношения с учреждением А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.
Работник организации А принимает решение об инвестировании средств организации А. Потенциальным объектом инвестиций является предприятие Б, ценные бумаги которой принадлежат работнику.
Возможные способы урегулирования:
- Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
- изменение трудовых обязанностей работника;
- рекомендация работнику продать имеющиеся ценные бумаги или передать их в доверительное управление.
- Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, имеет финансовые или имущественные обязательства перед организацией Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.
Работник учреждения А имеет кредитные обязательства перед организацией Б, при этом в трудовые обязанности работника А входит принятие решений о привлечении заемных средств.
Возможные способы урегулирования:
- Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
- изменение трудовых обязанностей работника;
- помощь работнику в выполнении финансовых или имущественных обязательств, например, путем предоставления ссуды организацией-работодателем.
- Работник учреждения А принимает решения об установлении (сохранении) деловых отношений учреждения А с организацией Б, которая имеет перед работником или иным лицом, с которым связана личная заинтересованность работника, финансовые или имущественные обязательства.
Предприятие Б имеет перед работником организации А долговое обязательство за использование товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, на которую работник или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, обладает исключительными правами. При этом в полномочия работника организации А входит принятие решений о сохранении или прекращении деловых отношений организации А с предприятием Б, в которых предприятие Б очень заинтересовано.
Возможные способы урегулирования:
- Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
- изменение трудовых обязанностей работника.
- Работник учреждения А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает материальные блага или услуги от организации Б, которая имеет деловые отношения с учреждением А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.
Работник организации А, в чьи трудовые обязанности входит контроль за качеством товаров и услуг, предоставляемых организации А контрагентами, получает значительную скидку на товары организации Б, которая является поставщиком компании А.
Возможные способы урегулирования:
- Рекомендация работнику отказаться от предоставляемых благ или услуг;
- отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
- изменение трудовых обязанностей работника.
- Работник предприятия А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает дорогостоящие подарки от своего подчиненного или иного работника предприятия А, в отношении которого работник выполняет контрольные функции.
Работник организации получает в связи с днем рождения дорогостоящий подарок от своего подчиненного, при этом в полномочия работника входит принятие решений о повышении заработной платы подчиненным сотрудникам и назначении на более высокие должности в организации.
Возможные способы урегулирования:
- Рекомендация работнику вернуть дорогостоящий подарок дарителю;
- установление правил корпоративного поведения, рекомендующих воздерживаться от дарения/принятия дорогостоящих подарков;
- перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей.
- Работник учреждения А уполномочен принимать решения об установлении, сохранении или прекращении деловых отношений учреждения А с организацией Б, от которой ему поступает предложение трудоустройства.
Организация Б заинтересована в заключении долгосрочного договора аренды производственных и торговых площадей с учреждением А. Организация Б делает предложение трудоустройства работнику учреждения А, уполномоченному принять решение о заключении договора аренды, или иному лицу, с которым связана личная заинтересованность работника учреждения А.
Возможные способы урегулирования:
- Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов.
- Работник организации А использует информацию, ставшую ему известной в ходе выполнения трудовых обязанностей, для получения выгоды или конкурентных преимуществ при совершении коммерческих сделок для себя или иного лица, с которым связана личная заинтересованность работника.
Работник организации А, занимающейся разведкой и добычей полезных ископаемых, сообщает о заинтересованности организации А в приобретении земельных участков владельцу этих участков, который является его другом.
Возможные способы урегулирования:
- Установление правил корпоративного поведения, запрещающих работникам разглашение или использование в личных целях информации, ставшей им известной в связи с выполнением трудовых обязанностей.
Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов
Обзоры подготавливаются в соответствии с протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 27 июня 2017 г. № 59 и во исполнение пункта 11 Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 год, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378.
Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1
Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 2
Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования
Дата и время размещения:
27 апреля 2016 15:00
Дата и время изменения:
18 декабря 2018 23:58
Сообщить об ошибке
Министерство труда
и социальной защиты
Российской Федерации
127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, 21
Основные разделы
Дополнительные возможности
- Карта сайта
- RSS
- Техническая поддержка
- Статистика посещаемости сайта
- Версия для слабовидящих
- English version
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 3.0
Официальный интернет-ресурс
Обзор ситуаций конфликта интересов от Минтруда
Видео (кликните для воспроизведения). |
Письмом от 03.09.2018 № 18-0/10/П-6179 Минтруд направил для руководства к действию должностным лицам, ответственным за профилактику коррупции, Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 2, в котором детально разобраны на примерах правила поведения госслужащих. Приводятся 2 примера, когда должностное лицо исполнило обязанность по недопущению возможности возникновения конфликтов, и 3 примера противоположного характера.
Например, в ситуации, когда муниципальный служащий, состоящий в комиссии, уполномоченной проверять техническое обслуживание многоквартирных жилых домов, не сообщил о том, что его жена трудоустроена в одной из таких организаций, комиссией по урегулированию конфликта интересов приняты следующие решения:
- признать, что муниципальный служащий не исполнил обязанность по направлению уведомления о личной заинтересованности и не принял мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
- рекомендовать представителю нанимателя применить к муниципальному служащему меру ответственности в виде замечания.
Представитель нанимателя, в свою очередь, постановил:
- отстранить муниципального служащего от проведения проверочных мероприятий и подготовки документов в отношении организации, руководителем которой является его супруга;
- применить к муниципальному служащему меру ответственности в виде замечания.
Информация Минтруда России от 19 октября 2012г.
Приложение(.doc, 208 Кб)
Государственная гражданская служба
Опубликовано на сайте:
Оцените материал
Сообщить об ошибке
Министерство труда
и социальной защиты
Российской Федерации
127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, 21
Основные разделы
Дополнительные возможности
- Карта сайта
- RSS
- Техническая поддержка
- Статистика посещаемости сайта
- Версия для слабовидящих
- English version
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 3.0
Официальный интернет-ресурс
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная консультация
Федеральное законодательство
- Главная
- ИНФОРМАЦИЯ Минтруда РФ от 19.10.2012 «ОБЗОР ТИПОВЫХ СИТУАЦИЙ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДКА ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ»
Наименование документ | ИНФОРМАЦИЯ Минтруда РФ от 19.10.2012 «ОБЗОР ТИПОВЫХ СИТУАЦИЙ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДКА ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ» |
Вид документа | информация |
Принявший орган | минтруд рф |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 19.10.2012 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
На сайте «Zakonbase» представлен ИНФОРМАЦИЯ Минтруда РФ от 19.10.2012 «ОБЗОР ТИПОВЫХ СИТУАЦИЙ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДКА ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете ИНФОРМАЦИЯ Минтруда РФ от 19.10.2012 «ОБЗОР ТИПОВЫХ СИТУАЦИЙ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДКА ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать ИНФОРМАЦИЯ Минтруда РФ от 19.10.2012 «ОБЗОР ТИПОВЫХ СИТУАЦИЙ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДКА ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
Минтруд: действия чиновников при конфликте интересов
Минтруд РФ подготовил «Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов» № 2. В документе ведомство рассмотрело несколько типовых ситуаций, в которые попадали чиновники.
Cитуация 1
Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов установила, что госслужащий, входивший в коллегию, влиявшую на установление тарифов для конкретных организаций, был женат. Само по себе это не является, конечно, проступком, но комиссия выяснила, что шурин этого чиновника был заместителем руководителя одной из таких компаний. Тарифы, которые устанавливала коллегия, прямо влияли на доходы этой организации.
Такая ситуация подпадает под положения закона о противодействии коррупции. Личный интерес чиновника может повлиять на беспристрастность его решений.
Служащий, узнав, что на очередном заседании коллегия займется компанией, в которой трудится его шурин, уведомил о сложившейся ситуации комиссию. Та признала, что в этом случае возможен конфликт интересов, и порекомендовала руководителю коллегии принять соответствующие меры.
Наниматель отстранил чиновника от вопросов, касавшихся спорной компании.
Ситуация 2
В полномочия чиновника, работающего в отделе горного надзора, входят проверки того, как пользователи недр соблюдают российские законы по безопасному ведению недропользовательских работ. Дочь этого чиновника получила должность руководителя отдела геологоразведочных и геохимических работ в организации, работающей в том же регионе РФ, что и отдел ее отца. Тем не менее эта компания — не недропользователь, и госорган, в котором работает отец девушки, на компанию повлиять не сможет.
С одной стороны, госслужащий может быть заинтересован в возможности получения доходов организацией, в которой работает его дочь. С другой стороны, в конкретной ситуации интерес чиновника не влияет на его объективность, поскольку его полномочия не распространяются на спорную организацию.
Как только госслужащий узнал о новой должности дочери, он направил в комиссию соответствующее уведомление. Комиссия тем не менее пришла к выводу, что в этом случае личного интереса у чиновника нет.
Ситуация 1
Муниципальный служащий руководит отделом органа местного самоуправления, проверяющим, как компании, обслуживающие многоквартирные дома, соблюдают условия заключенных договоров. Одной из таких организаций руководит жена чиновника.
Если чиновник выявит нарушения жилищного законодательства, то он должен будет принять меры, чтобы их устранить, вплоть до направления актов проверки в органы, могущие привлечь юрлиц к ответственности. Организация, которой руководит жена чиновника, может получить выгоду, если не будет получать штрафов. Эта ситуация подпадает под положения закона о противодействии коррупции как ситуация, в которой у госслужащего возникает личный интерес.
Принимая решение об ответственности чиновника, комиссия учла, что хотя компания его супруги не проверялась, в план эта компания все же была включена, о чем госслужащий знал. Тем не менее взыскания или другие нарушения антикоррупционного законодательства за служащим не числятся, а руководитель характеризует его с положительной стороны.
Комиссия признала, что чиновник не уведомил ее о личном интересе и не принял меры по ликвидации конфликта интересов, поэтому порекомендовала его руководителю вынести чиновнику замечание.
Работодатель решил отстранить служащего от проверок организации, которой руководит его жена, и вынести замечание.
Ситуация 2
Заместитель руководителя регионального госоргана может решать, выделять ли субсидии подведомственным органам на выполнение госзаданий.
В одном из подконтрольных учреждений заместителем руководителя трудится зять чиновника. Предоставленные субсидии прямо влияют на доходы организации. Таким образом, у чиновника появляется личный интерес в сложившейся ситуации, который может повлиять на его беспристрастность.
Комиссия установила, что служащий не заявил о возникшем конфликте интересов и не попытался его устранить.
Однако проверка не нашла фактов, свидетельствующих о пристрастных решениях, или других нарушений. Чиновника положительно характеризует работодатель, в прочих нарушениях служащий также не замечен.
Комиссия рекомендовала руководителю служащего урегулировать возникший конфликт интересов и объявить чиновнику выговор. Тот, отстранив служащего от работы со спорной компанией, так и поступил.
Ситуация 3
Врио регионального министра сельского хозяйства выделил производственному кооперативу большую субсидию. Членом этого кооператива является сестра чиновника. Выделенные субсидии напрямую влияют на доходы кооператива.
Следовательно, налицо возникающий конфликт интересов. Врио министра об этом не сообщил и меры по его урегулированию не принял. Более того, субсидии кооперативу предоставлялись неоднократно.
Президиум совета по противодействию коррупции, установив эти факты, рекомендовал начальнику чиновника уволить врио министра в связи с утратой доверия и передать сведения о совершенном преступлении и доказательства в правоохранительные органы.
Руководство региона последовало рекомендациям совета.
«Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»
355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.34/4
Обзор типовых ситуаций конфликтов интересов
1. Работник организации А в ходе выполнения своих трудовых обязанностей участвует в принятии решений, которые могут принести материальную или нематериальную выгоду лицам, являющимся его родственниками, друзьями или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность.
Пример: работник банка, принимающий решения о выдаче банковского кредита, принимает такое решение в отношении своего друга или родственника.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия того решения, которое является предметом конфликта интересов.
2. Работник организации А участвует в принятии кадровых решений в отношении лиц, являющихся его родственниками, друзьями или иными лицами, с которым связана его личная заинтересованность.
Пример: руководитель принимает решение об увеличении заработной платы (выплаты премии) в отношении своего подчиненного, который одновременно связан с ним родственными отношениями.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей.
3. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, выполняет или намерен выполнять оплачиваемую работу в организации Б, имеющей деловые отношения с организацией А, намеревающейся установить такие отношения или являющейся ее конкурентом.
.Пример: работник организации, ответственный за закупку материальных средств производства, осуществляет выбор из ограниченного числа поставщиков. Руководителем отдела продаж одного из потенциальных поставщиков является родственник работника организации.
Пример: работнику организации, обладающему конфиденциальной информацией о деятельности организации, поступает предложение о работе от организации, являющейся конкурентом его непосредственного работодателя.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; рекомендация работнику отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы.
4. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, выполняет или намерен выполнять оплачиваемую работу в организации Б, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с организацией А.
Пример: работник организации А выполняет по совместительству иную работу в организации Б, являющейся дочерним предприятием организации А. При этом трудовые обязанности работника в организации А связаны с осуществлением контрольных полномочий в отношении организации Б.
Возможные способы урегулирования: изменение должностных обязанностей работника; отстранение работника от осуществления рабочих обязанностей в отношении материнской, дочерней или иным образом аффилированной организации; рекомендация работнику отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы.
5. Работник организации А принимает решение о закупке организацией А товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, на которую он или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, обладает исключительными правами.
Пример: работник организации, оказывающей транспортные услуги населению в сфере общественного транспорта, принимает решение о закупке автоматических средств контроля пассажиров, основанных на технологических разработках, патенты на которые принадлежат работнику.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов.
6. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, владеет ценными бумагами организации Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.
Пример: работник организации А принимает решение об инвестировании средств организации А. Потенциальным объектом инвестиций является организация Б, ценные бумаги которой принадлежат работнику.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение трудовых обязанностей работника; рекомендация работнику продать имеющиеся ценные бумаги или передать их в доверительное управление.
7. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, имеет финансовые или имущественные обязательства перед организацией Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.
Пример: работник организации А имеет кредитные обязательства перед организацией Б, при этом в трудовые обязанности работника А входит принятие решений о привлечении заемных средств.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение трудовых обязанностей работника; помощь работнику в выполнении финансовых или имущественных обязательств, например, путем предоставления ссуды организацией-работодателем.
8. Работник организации А принимает решения об установлении (сохранении) деловых отношений организации А с организацией Б, которая имеет перед работником или иным лицом, с которым связана личная заинтересованность работника, финансовые или имущественные обязательства.
Пример: организация Б имеет перед работником организации А долговое обязательство за использование товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, на которую работник или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, обладает исключительными правами. При этом в полномочия работника организации А входит принятие решений о сохранении или прекращении деловых отношений организации А с организацией Б, в которых организация Б очень заинтересована.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение трудовых обязанностей работника.
9. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает материальные блага или услуги от организации Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.
Пример: работник организации А, в чьи трудовые обязанности входит контроль за качеством товаров и услуг, предоставляемых организации А контрагентами, получает значительную скидку на товары организации Б, которая является поставщиком компании А.
Возможные способы урегулирования: рекомендация работнику отказаться от предоставляемых благ или услуг; отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение трудовых обязанностей работника.
10. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает дорогостоящие подарки от своего подчиненного или иного работника организации А, в отношении которого работник выполняет контрольные функции.
Пример: работник организации получает в связи с днем рождения дорогостоящий подарок от своего подчиненного, при этом в полномочия работника входит принятие решений о повышении заработной платы подчиненным сотрудникам и назначении на более высокие должности в организации.
Возможные способы урегулирования: рекомендация работнику вернуть дорогостоящий подарок дарителю; установление правил корпоративного поведения, рекомендующих воздерживаться от дарения/принятия дорогостоящих подарков; перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей.
11. Работник организации А уполномочен принимать решения об установлении, сохранении или прекращении деловых отношений организации А с организацией Б, от которой ему поступает предложение трудоустройства.
Пример: организация Б заинтересована в заключении долгосрочного договора аренды производственных и торговых площадей с организацией А. Организация Б делает предложение трудоустройства работнику организации А, уполномоченному принять решение о заключении договора аренды, или иному лицу, с которым связана личная заинтересованность работника организации А.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов.
12. Работник организации А использует информацию, ставшую ему известной в ходе выполнения трудовых обязанностей, для получения выгоды или конкурентных преимуществ при совершении коммерческих сделок для себя или иного лица, с которым связана личная заинтересованность работника.
Пример: работник организации А, занимающейся разведкой и добычей полезных ископаемых, сообщает о заинтересованности организации А в приобретении земельных участков владельцу этих участков, который является его другом.
Возможные способы урегулирования: установление правил корпоративного поведения, запрещающих работникам разглашение или использование в личных целях информации, ставшей им известной в связи с выполнением трудовых обязанностей.
Министерство труда и социальной защиты населения ставропольского края
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»
Источники
Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.
Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.- Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.
- Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.