Оформление результатов выездной налоговой проверки

Полная информация на тему: "Оформление результатов выездной налоговой проверки" в помощь грамотному гражданину.

Энциклопедия решений. Документальное оформление результатов выездной налоговой проверки

Документальное оформление результатов выездной налоговой проверки

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). То есть дата окончания выездной налоговой проверки совпадает с датой составления справки.

В настоящее время справка о проведенной выездной налоговой проверке составляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (далее — Приказ N ММВ-7-2/189@).

В тот же день справка вручается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ).

Дальнейшее исчисление сроков оформления результатов выездной налоговой проверки считается с даты составления справки, а не ее вручения. Соответственно, иной срок вручения справки не влечет для налогоплательщика никаких последствий. Поэтому уклоняться от получения справки налогоплательщику не имеет смысла.

После составления справки сотрудники налогового органа не имеют права находиться на территории налогоплательщика, истребовать документы, а также проводить иные мероприятия налогового контроля (письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690, вопрос 3).

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки:

— в общем случае — в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ);

— по консолидированной группе налогоплательщиков — в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (абз. 3 п. 1 ст. 100 НК РФ).

В акте налоговой проверки указываются обстоятельства, установленные в ходе ее проведения и иные сведения, предусмотренные п. п. 3, 3.1 ст. 100 НК РФ. Форма акта и требования к его составлению утверждены Приказом N ММВ-7-2/189@.

Акт налоговой проверки, как и справка, должен быть вручен проверяемому лицу (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (п. 15 ст. 89, п. 5 ст. 100 НК РФ).

Вручить акт налогоплательщику проверяющие обязаны в течение 5 рабочих дней с даты этого акта. В случае проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в течение 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1 и п. 5 ст. 100 НК РФ).

В случае, если проверенное лицо или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте, и акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. При этом датой вручения акта считается шестой рабочий день считая с даты отправки заказного письма (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Дата получения налогоплательщиком акта (в отличие от даты получения справки) имеет процессуальное значение, поскольку от этой даты исчисляются дальнейшие сроки представления налогоплательщиком письменных возражений и проведения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом.

Следует учитывать, что акт выездной налоговой проверки является документом, оформляющим результаты налоговой проверки, на основании которого соответствующим должностным лицом налогового органа может быть принято решение в порядке ст.101 НК РФ. Он не носит властно-распорядительного характера и не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен и признан недействительным вышестоящим налоговым органом или судом (см. постановление АС Центрального округа от 24.10.2014 N Ф10-3616/14, постановления Шестнадцатого ААС от 14.05.2015 N 16АП-1776/15, Пятнадцатого ААС от 08.09.2014 N 15АП-12238/14).

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы.

Срок представления письменных возражений:

— в общем случае — в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщиком*(1);

— по консолидированной группе налогоплательщиков — в течение 30 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки ответственным участником этой группы (п. 6 ст. 100 НК РФ).

По окончании этого срока акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, в порядке и сроки, установленные в ст. 101 НК РФ. И только по результатам такого рассмотрения выносится итоговое решение, предусмотренное п. 7 ст. 101 НК РФ:

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или

об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По результатам выездной налоговой проверки (в отличие от камеральной) акт составляется как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.

Однако при условии отсутствия выявленных в ходе выездной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах у налоговых органов отсутствуют основания для вынесения решения, предусмотренного ст. 101 НК РФ. В таких случаях в течение 3 дней после составления акта выездной налоговой проверки руководителем проверяющей группы составляется докладная записка на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которая должна содержать все сведения, фиксируемые в справке о проведенной выездной налоговой проверке (п. 15 ст. 100 НК РФ), а также запись об отсутствии выявленных в ходе проверки документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах. К докладной записке прикладывается экземпляр Акта выездной налоговой проверки и документы, послужившие основанием для включения плательщика в план выездных налоговых проверок. Докладная записка подписывается должностным лицом налогового органа, являющимся руководителем проверяющей группы, и визируется начальником отдела, проводящего проверку. На основании резолюции руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на указанной докладной записке вносятся соответствующие сведения в информационные ресурсы налоговых органов (письмо ФНС России от 16.04.2009 N ШТ-22-2/299).

Читайте так же:  Надзорная жалоба по административному делу (образец)

*(1) Месячный срок для представления возражений налогоплательщиком установлен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ. До внесения изменений указанный срок составлял 15 рабочих дней.

Изменения вступили в силу с 24 августа 2013 года. В случае, если до этой даты течение срока представления письменных возражений не завершилось, срок исчислялся в порядке, действующем после дня вступления в силу указанных изменений (п. 7 ст. 6 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ).

Выездная налоговая проверка: порядок проведения, оформление результатов

Статья 89 НК РФ регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа .

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

    1. по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
    2. налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Объект выездной налоговой проверки:

  • финан­сово-хозяйственные операции налогоплательщика за весь отчет­ный период, но не более чем за три года , предшествующие на­значению данного вида проверки.

Предмет выездной налоговой проверки:

  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода , посредством которого не только проверяются все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудни­ки налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности:

    1. изымать документы, свидетельствующие о факте на­логового правонарушения;
    2. вызывать и допрашивать свидетелей;
    3. привлекать специалистов и (или) переводчиков;
    4. привлекать по­нятых;
    5. назначать экспертизу.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить:

    1. 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    2. в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев . Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, при этом порядок календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, не применяется

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика (проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов).

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать 1 месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  1. истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  3. проведения экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Повторная выездная налоговая проверка

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.

Читайте так же:  Порядок оформления бесплатного санаторно-курортного лечения: все, что вам нужно знать

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

    1. вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
    2. налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

6.5. Оформление результатов налоговой проверки

по результатам выездной налоговой проверки — в течение 2-х месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке;

по результатам камеральной налоговой проверки — в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается:

лицами, проводившими соответствующую проверку;

лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Если проверяемое лицо отказывается подписать акт, то в нем делается соответствующая запись.

В акте налоговой проверки должны быть указаны следующие сведения:

дата акта налоговой проверки (дата подписания акта);

полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица;

ФИО лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

период, за который проведена проверка;

наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

даты начала и окончания налоговой проверки;

адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки или запись об отсутствии таковых;

выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если в нем предусмотрена ответственность за данные нарушения.

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки предполагает несколько этапов (рис. 6.6).

Рис. 6.6. Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает:

совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

о привлечении к ответственности за совершение налогового пра-вонарушения с указанием соответствующих статей НК РФ, а также размера выявленной недоимки и соответствующих пеней, штрафа;

Видео (кликните для воспроизведения).

об отказе в привлечении к ответственности за совершение нало-гового правонарушения. В решении могут быть указаны размер не-доимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Вынесенное решение вступают в силу по истечении 10-ти дней со дня вручения его налогоплательщику.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента или иного лица к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган, согласно ст. 104 НК РФ, обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Вместе с тем, руководитель налогового органа при наличии соответствующих оснований может принять обеспечительные меры для исполнения вынесенного решения (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Читайте так же:  Надлежащим доказательством наличия волеизъявления работника на увольнение по собственному желанию яв

Обеспечительными мерами могут быть:

запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Это распространяется последовательно на:

недвижимое имущество, в том числе не участвующее в производстве продукции (работ, услуг);

транспортные средства, ценные бумаги, предметы дизайна слу-жебных помещений;

иное имущество, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;

готовую продукцию, сырье и материалы.

Приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

Вместе с тем, согласно ст. 104 НК РФ в случае, если налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением в:

арбитражный суд, если налоговые санкции предъявляются организации или индивидуальному предпринимателю;

суд общей юрисдикции, если налоговые санкции предъявляются физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6-ти месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции) (ст. 115 НК РФ).

[2]

Что касается пени, то их принудительное взыскание с организаций осуществляется в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Оформление результатов налоговой проверки

Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями.

Результаты камеральной проверки

Поскольку налоговые органы вправе в отношении плательщиков проводить проверки, согласно действующему законодательству, о вынесенном решении и о результатах этой проверки плательщики должны быть извещены. Однако в рамках налогового законодательства это не всегда так. Требования к составлению акта налоговой проверки прописаны Приказом ФНС.

Камеральной проверкой называется проверка в отношении достоверности предоставления плательщиком данных, которая проводится независимо от плательщика. То есть налоговые органы проверяют документы, при необходимости запрашивают дополнительные сведения, но не составляют акта о проведенной проверке, если у плательщика не выявлено нарушений. Данная мера не предусмотрена законом – камеральная проверка заканчивается автоматически без оповещения плательщика.

В случаях, если выявлены нарушения, налоговый орган в течение 10 дней (имеется в виду рабочих, а не календарных) составляет акт налоговой проверки, где прописывает все нарушения, требования по устранению и сроки. После составления акта налоговый орган обязан вручить документ плательщику, в отношении которого была проведена проверка, в течение 5 рабочих дней.

Акт налоговой проверки составляется в рамках действующего законодательства, включает в себя три части: вводную, описательную, итоговую.

В каждой из частей должны быть прописаны не только требования по устранению найденных нарушений, но и ссылки на законодательные акты, регулирующие налоговые вопросы. Если акт налоговой проверки составлен с нарушением норм, то плательщик вправе его оспорить сначала в налоговый орган, а при необходимости и в судебные органы.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки не требуется в том случае, если у налоговых органов нет замечаний к плательщику. В том случае, когда у организации, ИП, физического лица имеются нарушения в вопросах соблюдения налогового законодательства, акт составляется и передается в установленный законодательством срок.

Результаты выездной проверки

Под выездной проверкой подразумевается непосредственная проверка налоговыми органами или на территории плательщика, в отношении которого проводится проверка, или, если плательщик не может предоставить помещение для проверки, на территории налогового органа. При этом выездная проверка носит более тщательный характер, нежели камеральная, поскольку налоговые органы досконально изучают всю документацию плательщика, связанную с расходами и доходами. Акт налоговой проверки составляется строго в течение двух месяцев после составления справки о проверке. При этом если проверялась целая консолидированная группа, то срок увеличивается еще на один месяц.

Акт налоговой проверки составляется по всем правилам, имеет вводную, описательную и итоговую часть, где прописываются все аспекты проведенной проверки. На законодательном уровне установлен факт того, что независимо от наличия нарушений, акт о выездной налоговой проверки составляется и вручается плательщику. Даже если никаких нарушений не было, документ составляется налоговым органом, подписывается его руководителем, а также плательщиком, в отношении которого проводилась проверка.

Примечательно, что, если плательщик отказывается подписать акт о выездной налоговой проверки, документ все равно имеет силу. Налоговый орган обязан внести соответствующую метку в нем, где прописывается отказ плательщика в подписи.

Если плательщик всеми возможными способами уклоняется от получения акта, то налоговый орган вносит соответствующую запись, а затем отправляет документы с приложениями почтовым сообщением. При этом формат отправления имеет формат заказного письма, поскольку так есть возможность отследить, получил ли плательщик документы, и какого числа это произошло.

Отправление осуществляется исключительно на адрес плательщика. Например, на адрес организации или ее обособленного подразделения, но не на адрес представителя или руководителя организации.

Законом установлено, что днем получения документов считается шестой день с момента отправки. Поэтому все сроки исчисления по обжалованию акта или выражения претензий по нему начинают исчислять именно с шестого дня после отправления документа (имеется в виду шестой рабочий день). Для остальных случаев срок передачи акта составляет 5 рабочих дней.

При условии, что плательщиком, в отношении которого проводилась проверка, является ИП, физическое лицо или российская организация.

Если плательщик – это консолидированная группа плательщиков, то составленный акт выездной налоговой проверки передается в течение 10 рабочих дней ответственному участнику или его представителю.

Если плательщик – иностранная организация, то акт отправляется почтой, а днем вручения считается 20 рабочий день. Формат отправления – заказное письмо на адрес организации, а также на адрес обособленного подразделения, через которое осуществляется деятельность на территории РФ.

Порядок составления акта выездной налоговой проверки регламентируется как статьей 100 Налогового кодекса, так и Приказом ФНС.

Что указывается в акте

В вводной части акта указываются такие данные, как:

  • дата составления (следует понимать, как дату подписания акта, а не прямого составления);
  • наименование плательщика (в случае с организациями – название организации, ИП – наименование ИП, физического лица – ФИО);
  • документы, которые были проверены в ходе проверки;
  • перечень налогов и сборов, которые предписаны плательщику;
  • данные о мероприятиях, которые были проведены в рамках проверки;
  • период, в который проводилась проверка;
  • период начала и окончания проверки.

[1]

При необходимости в вводной части дополнительно указываются реквизиты плательщика или налогового органа, проводившего проверку, а также любые другие реквизиты, необходимые для проверки.

Читайте так же:  Образец договора доверительного управления долей ооо

В описательной части акта прописываются все аспекты нарушений, которые были найдены в ходе проверки, а также ссылки на нормативно-правовые документы, по которым проводилась проверка, были обнаружены несоответствия.

Кроме того, именно в описательной части указываются возможные отягчающие обстоятельства для плательщика или же, наоборот, смягчающие. Если в ходе выездной проверки нарушений не было обнаружено, то это указывается в описательной части.

В заключительной части акта налоговым органом прописывается то, кем именно была проведена проверка (следует понимать, как ФИО конкретных должностных лиц), способы и сроки устранения нарушений, ссылки на нормативно-правовые документы, предусматривающие ответственность за нарушения, возможность возражения акту, список приложенных документов.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки подразумевает составления документа, как в бумажном формате, так и в электронном. При этом если акт направляется плательщику путем телекоммуникационных средств, то это не отменяет его составления на бумажном носителе, который так же направляется плательщику одним из законных способов.

К акту дополнительно могут быть приложены документы, которые подтверждают факт нарушения.

Законодательством установлена невозможность приобщения к акту, по которому проводилась проверка, документов, предоставленных лично плательщиком.

Если документы, которые прилагаются к акту, содержат заведомо неправильную информацию, то такие документы не могут быть рассмотрены в качестве доказательства совершения правонарушения в налоговой сфере. Все документы, которые касаются скрытой информации или персональных данных, могут быть представлены исключительно в форме выписок, заверяемых налоговыми органами.

Возражения

Плательщик, несогласный с составленным актом о проверке, имеет право оспорить этот акт. Законодательством предусмотрен срок в размере одного месяца на оспаривание. Плательщик имеет право выразить возражение как непосредственно налоговому органу, который проводил проверку, с предоставлением документов-доказательств, так и в судебные органы.

Налоговый орган обязан рассмотреть письменное возражение, изучить представленные документы, проверить их подлинность, а затем вынести новое решение в отношении плательщика, которое подтверждается письменным документом.

Результаты камеральной проверки

Результаты камеральной проверки

Похожие публикации

Как будут зафиксированы результаты камеральной проверки, зависит от того, выявит ФНС нарушения или нет. Рассмотрим каждую ситуацию подробнее.

Оформление результатов камеральной проверки при отсутствии нарушений

Если результаты камеральной проверки не имеют нарушений налогового законодательства, то особого оформления не требуется. Отсутствие необходимости составлять какие-либо бумаги регламентировано ст.88 и ст.100 НК РФ.

ФНС также не обязана уведомлять компанию о том, что камеральная проверка завершена. Исключением будет только оформление результатов камеральной проверки декларации по НДС с возмещением. В этом случае ФНС уведомляет организацию об итогах письменно в течение семи дней (п.12 ст.176.1 НК РФ).

Чтобы получать уведомления в любом случае, необходимо обратиться в ФНС с письменным заявлением. Такое право налогоплательщика закреплено в ст.21 НК РФ.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки при наличии ошибок

Может быть и другая ситуация, когда нарушения выявлены. Тогда по результатам камеральной налоговой проверки составляется акт. Форма этого документа установлена приказом ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892.

Если ФНС не составляет акт, это будет являться нарушением процедуры и результаты камеральной проверки могут быть отменены. Отсутствие акта – достаточное на то основание.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки должно включать следующие данные:

  • наименование и номер акта;
  • ФИО инспектора;
  • даты проверки и составления акта;
  • сведения о проверяемом предприятии (данные о внесении в реестр – наименование, ИНН, КПП);
  • конкретное описание нарушений с оценкой расхождений;
  • ссылки на нормы законодательства;
  • сведения о последствиях выявленных нарушений;
  • предложения по устранению нарушений;
  • доказательства нарушений в качестве приложений к акту.

ФНС оформляет результаты налоговой проверки в течение 10 рабочих дней с момента ее окончания. Акт составляется в двух экземплярах. Один документ остается в налоговой инспекции, осуществившей проверку, а второй направляется проверяемой компании. К экземпляру организации прилагаются дополнительные бумаги, которые служат подтверждением и обоснованием выявленных нарушений.

Выявленными нарушениями могут быть:

  1. Непредоставление налоговой декларации (п.1 ст.119 НК РФ).
  2. Нарушение порядка предоставления налоговой документации для проверки (ст. 119.1).
  3. Предоставление расчета, содержащего недостоверные данные (ст. 119.2).
  4. Существенное нарушение порядка учета доходов и расходов (ст. 120).
  5. Неуплата налогов в полном объеме (ст. 122).
  6. Несообщение данных, которое привело к неуплате налога в полном объеме (ст. 122.1).
  7. Несоблюдение правил перечисления налоговых платежей налоговым агентом (ст.123).
  8. Непредоставление данных для осуществления проверки (ст.126).

Если итоговые данные по фискальной проверке оформлены с ошибками, то они подлежат отмене. Это возможно, если ФНС были допущены нарушения, на основании которых принято неверное решение по итогам проверки. К примеру, если налоговая служба некорректно применила законодательные нормы или отразила в акте нарушение без достоверного обоснования.

Акт передается в организацию в течение пяти дней с момента его удостоверения. Стоит учесть, что если акт будет отправлен позже, это не станет основанием для отмены итогов камеральной фискальной проверки. Передать его можно лично в руки представителю фирмы под расписку или другими способами, которые предусматривают фиксирование даты получения (почтовым отправлением с уведомлением, курьером).

То, что итоги фискальной проверки донесены до сведения заинтересованного лица, фиксируется посредством личной подписи. Уполномоченный представитель фирмы удостоверяет на акте, что он его получил и ознакомился с содержанием.

Читайте так же:  Субаренда земельного участка сельскохозяйственного | Как правильно составить, оформить и заключить договор субаренды

В ответ на акт проверки фирма может составить возражения в письменной форме и отправить их в налоговую инспекцию. На основании всей предоставленной документации ФНС примет окончательное решение и осуществляет окончательное оформление результатов камеральной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка.

ВНП осуществляется по месту нахождения фискально обязанного лица. В исключительных случаях – по месту нахождения налогового органа .

ВНП осуществляется на основании решения руководителя налогового органа либо его заместителя. Проверка может быть тематической или комплексной. В рамках проверки проверяется период, не превышающий трёх календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Не может быть проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением назначения повторной проверки, которая может быть в следующих случаях:

вышестоящий налоговый орган осуществляет проверку деятельности нижестоящего налогового органа, проводившего проверку;

если налогоплательщик представил уточнённую декларацию за период, по которому была проведена проверка, с указанием суммы налога в размере меньшем ранее заявленного.

ВНП может быть осуществлена в течение не более 2 месяцев, в исключительных случаях этот срок может быть продлён до 4 или 6 месяцев (по решению ФНС).

Временем проведения ВНП признаётся период с момента оформления решения о назначении проверки до дня составления справки.

В необходимых случаях ВНП может быть приостановлена на срок от 3 до 9 месяцев. Например, для: 1) получения сведений от иностранных государственных органов; 2) проведения экспертизы; 3) получения документов или информации от контрагентов налогоплательщика (встречная проверка); 4) перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке.

Приостановление ВНП допускается не более 1 раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Возобновление проведения проверки оформляется специальным решением руководителя налогового органа.

Этапы проведения проверки – смотреть распечатку.

Если организация имеет филиалы или представительства, то:

срок проверки такой организации может быть продлён на 1 месяц для проверки каждого филиала;

обособленное подразделение может быть проверено отдельно от головного предприятия на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

При необходимости налоговый орган вправе осуществлять специальные формы налогового контроля (например, выемку документов, предметов, экспертизу). При этом оформляется постановление о проведение данной формы контроля, результаты должны быть оформлены в протоколе.

Оформление результатов налоговой проверки.

При выявлении факта правонарушения в результате камеральной проверки, а также по результатам выездной налоговой проверки, оформляется акт. К акту налоговой проверки прикладываются (прилагаются) документы, подтверждающие факт правонарушения. По результатам проверки высказывается мнение проверяющей группы по устранению выявленных нарушений. При этом обязательно должна быть указана статья налогового кодекса, согласно которой предусмотрена ответственность за данное правонарушение.

Решение по результатам рассмотрения налоговой проверки принимается руководителем налогового органа либо его заместителем в течение 10 дней.

[3]

О времени и месте рассмотрения материалов ВНП сообщается налогоплательщику. Таким образом налогоплательщик или его представитель вправе (но не обязан) присутствовать.

Налоговые правонарушения, а также ответственность за их совершение устанавливаются разделом 6 первой части НК РФ главы 15, 16.

Глава 15 определяет: налоговое правонарушение – это виновно совершённое противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Ответственность несут организации и физические лица. При этом физическое лицо может быть привлечено к ответственности с 16-летнего возраста

Ст.108 устанавливает общие условия привлечения к ответственности.

Ответственность наступает, если:

обнаружен факт правонарушения;

доказана вина лица в совершении этого правонарушения;

в результате правонарушения нанесён урон бюджету или внебюджетным фондам.

В связи с этим налоговый кодекс определяет:

обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности (ст.109);

обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения (факт правонарушения есть, но отсутствует вина , например, форс-мажорные обстоятельства) (ст.111);

обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст.112) (при этом штраф может быть снижен или увеличен).

НК РФ определил срок давности привлечения к ответственности – со дня совершения правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в котором было совершено правонарушение, до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года (это срок давности, ст.113).

Срок исковой давности взыскания штрафа (ст.115): исковое заявление в суд и взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя может быть подано налоговым органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговой санкцией (ст.114) признаётся сумма штрафов, установленная главой 16 НК РФ в зависимости от вида налогового правонарушения. При совершении 2 или более правонарушений санкция взыскивается за каждое правонарушение без поглощения менее строгой санкции более строгой. При наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза; при наличии отягчающих обстоятельств штраф увеличивается на 100 %.

Источники


  1. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.

  2. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.

  3. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
  4. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
  5. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
Оформление результатов выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here