Перерасчет налога по новой кадастровой стоимости позиция минфина

Полная информация на тему: "Перерасчет налога по новой кадастровой стоимости позиция минфина" в помощь грамотному гражданину.

Как пересчитать налог при изменении кадастровой стоимости земли

Чем руководствоваться

С какого момента применять новую кадастровую стоимость в случае ее изменения судом или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости? Вопрос о дате изменения кадастровой стоимости законодательно не урегулирован, отсюда – спорные ситуации.

Какова позиция финансового ведомства на сегодняшний день?

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров в суде или комиссией по рассмотрению споров ( ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ ).
Налоговой базой, согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ, считается кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

По каждому участку налоговая база определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом ( п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ ).
Одновременно следует иметь в виду, что на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кроме того, корректировка кадастровой стоимости может происходить в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Вместе с тем в действующем законодательстве не прописан правовой механизм, регламентирующий особенности исчисления налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедшем в течение налогового периода.

Примечание. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год ( п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ ).

Позиция Минфина

В то же время Президиум ВАС РФ в постановлении от 28 июня 2011 г. № 913/11 указал, что определение судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета этой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Такая обязанность возникает с момента вступления в силу судебного акта по состоянию на дату, указанную в решении суда. При этом изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, учитываются при исчислении земельного налога.

Данный подход должен применяться и при изменении в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования.

Начало применения нового значения зависит от того, на какую дату внесены изменения в государственный кадастр недвижимости.

Если они внесены в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии, а также в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, то новая кадастровая стоимость подлежит применению в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором были выполнены такие коррективы.

Однако если изменения в государственный кадастр недвижимости (в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной) внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то налог исчисляется исходя из новой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр. А также за все последующие налоговые периоды.

Если судебным решением, вступившим в силу, например, 20 июня 2013 года, кадастровая стоимость земельного участка признана на 1 января 2011 года равной рыночной стоимости этого участка и на указанную дату внесена в государственный кадастр недвижимости, то в отношении такого участка нужно пересчитать суммы ранее исчисленного земельного налога за 2011 и 2012 годы.

То есть налогоплательщик вправе пересчитать налог за прошлые периоды и подать уточненные декларации.

Изложенный порядок отражает позицию департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в отношении применения измененной решением суда или комиссии кадастровой стоимости земельного участка. Она была доведена до Федеральной налоговой службы письмом от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809 , направленным в дополнение к письмам от 3 июня 2013 г. № 03-05-04-02/20217 и от 13 марта 2013 г. № 03-05-04-02/7507 .

Налоговая служба в свою очередь направила указанное письмо Минфина России нижестоящим структурам для сведения и руководства в работе (см. письмо ФНС России от 22 июля 2013 г. № БС-4-11-13149@ ).

Добавим: в настоящее время ведется работа по совершенствованию главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ, в рамках которой рассмотрят и вопрос о порядке определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков в течение налогового периода. Надеемся, что неясности будут устранены.

Важно запомнить. Если по решению суда кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости, то право на перерасчет налога у компании возникает только с даты изменения кадастровой стоимости, указанной в государственном кадастре недвижимости.

Перерасчет налога по новой кадастровой стоимости: позиция Минфина

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

[1]

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 30 апреля 2019 г. N БС-4-21/8401@ “Об исчислении земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу об исчислении земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости в соответствии с решением суда, принятым в 2018 году и вступившим в силу после 01.01.2019 и сообщает, что по этому вопросу направлялись разъяснения Минфина России, имеющие актуальный характер (в т.ч. письма от 11.02.2019 N 03-05-06-02/8001, от 15.02.2019 N 03-05-05-01/9513).

Читайте так же:  Срок исковой давности по наследству на недвижимость: важная информация для наследников

Обращаем внимание, согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в связи с перерасчетом суммы налога (в т.ч. в результате изменения налоговой базы в связи с установлением рыночной стоимости земельного участка в соответствии с положениями части 6 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ) осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л. Бондарчук

Обзор документа

ФНС напомнила о позиции Минфина по вопросам исчисления земельного налога при изменении кадастровой стоимости участка в связи с установлением его рыночной стоимости по решению суда, принятому в 2018 г. и вступившему в силу после 1 января 2019 г.

Новая кадастровая стоимость будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Возврат излишне уплаченного земельного налога в связи с перерасчетом, в т. ч. в результате изменения налоговой базы в связи с установлением рыночной стоимости земельного участка, производится за период такого перерасчета.

Перерасчет налога 176000 руб

Пришел перерасчет налога на частный дом(ижс) за 2012-2013 год 176000 рублей кадастровая стоимость 8000000 руб. Правильно ли это?

Вопрос относится к городу Санкт-петербург

Физические лица сами не рассчитывают земельный налог (п. 4 ст. 391 НК РФ). За них это делают налоговики, направляя налоговое уведомление, в котором указана сумма налога, подлежащая уплате. Само уведомление может содержать расчет налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Из текста вопроса следует, что налог на основании полученных уведомлений перечислялся вами свое­временно и в полном объеме. Таким образом, обязанность по уплате налога за 2010, 2011 и 2012 гг. вами полностью исполнена.

Когда возможен пересчет

[2]

Необходимость перерасчета земельного налога может возникнуть, если сведения, исходя из которых был произведен расчет налога, оказались ошибочными, или если органом исполнительной власти субъекта РФ были утверждены новые результаты государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды.

Налоговая база по земельному налогу определяется

налоговиками как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений, предоставляемых им органами Росреестра (п. 1 ст. 390, п. 1, 4 ст. 391 НК РФ). Данные о кадастровой стоимости содержатся в государственном кадастре недвижимости (подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42). Ошибки в кадастре могут быть двух видов: технические и кадастровые.

Техническая ошибка возникает в случае несоответствия сведений, отраженных в кадастре, данным, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в кадастр (подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее — Закон № 221-ФЗ). Исправление такой ошибки осуществляется на основании решения органа кадастрового учета.

ФНС России и Минфин России выработали согласованное мнение по вопросу перерасчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате исправления техничес­ких ошибок. В письме ФНС России от 18.03.2011 № ЗН-4-11/4353@ чиновники пришли к выводу, что перерасчет земельного налога за прошлые периоды нужно производить, если органами Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка. Если же исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, перерасчет налога производится только когда исправление технической ошибки произведено по решению суда. Данное письмо размещено на сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». ФНС России еще раз подтвердила эту позицию в письме от 25.01.2013 № БС-4-11/959.

Из текста вопроса можно предположить, что никакого судебного разбирательства, связанного с исправлением технической ошибки, не было. Поэтому налоговая не вправе выставлять вам уведомление о доплате налога за прошлые периоды, если пересчет налога был вызван технической ошибкой в кадастре.

Кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (подп. 2 п. 1 ст. 28 Закона № 221-ФЗ). Из письма Росрегистрации от 03.04.2009 № 3-1324-ГЕ следует, что исправленная кадастровая стоимость подлежит внесению в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков.

Отметим, что аналогичная ситуация (в части изменения кадастровой стоимости в нормативном акте) возникает и в случае утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ своим нормативным актом результатов государственной оценки земель задним числом.

Вопрос о порядке вступления в силу правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков был рассмотрен Конституционным судом в Определении от 03.02.2010 № 165-О-О. Суд решил, что такие правовые акты в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу, только если они улучшают положение налогоплательщиков. Исходя из этого, Минфин России в своих письмах неоднократно разъяснял, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика (письма от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105, от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110).

Таким образом, и в случае исправления кадастровой ошибки, или утверждения новых результатов оценки земель местными органами власти, налоговики не вправе выставлять вам уведомление о пересчете налоговой базы по земельному налогу за прошлые периоды в сторону увеличения.

Что нужно предпринять

Итак, уведомление о доплате земельного налога было выставлено в ваш адрес незаконно. Однако его неисполнение доначислений налога не отменит. Более того, если вы в установленный срок не произведете оплату, налоговики начислят пени. Наличие задолженности по налогам чревато появлением проблем (в том числе и в виде отказа вам в выезде за границу (п. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)).

Чтобы снять незаконные доначисления, вам нужно обжаловать выставленное уведомление в вышестоящем налоговом органе или в суде (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Читайте так же:  Заявление о государственной регистрации перехода права собственности

Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, который направил вам оспариваемое уведомление. Подать жалобу можно в течение года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). В вашем случае это будет момент получения уведомления. Налоговая, направившая вам уведомление, в течение трех дней переправит жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 НК РФ). Вышестоящий налоговый орган должен принять решение по жалобе в течение 15 дней со дня ее получения. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 15 дней. В течение трех дней с момента принятия решения оно вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если жалоба удовлетворена не будет, вы можете либо обжаловать это решение в ФНС России, либо обратиться за защитой своих прав в суд. Жалоба в ФНС России может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Если вы решите защищать свои права в судебном порядке, нужно учитывать, что обратиться в суд с заявлением необходимо в течение трех месяцев со дня получения уведомления (п. 1 ст. 256 ГПК РФ). Но пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не означает, что в принятии заявления будет обязательно отказано. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании, и на их основании суд принимает решение, принять заявление или нет (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).

Налог по кадастровой стоимости vs налог по инвентаризационной стоимости: что победило?

Многие полагают, что кадастровое налогообложение невыгодно для плательщиков и увеличивает сумму налога. Однако бывают ровно обратные ситуации, когда применение кадастровой стоимости для целей налогообложения снижает налог к уплате. ФНС России долго это игнорировала, но Конституционный Суд в 2019 году расставил всё по местам.

В 2013 году многодетная мать купила в Барнауле дом для ведения подсобного хозяйства.

В 2016 году ей начислили налог на имущество в размере 47 572 рубля. Его рассчитали исходя из инвентаризационной стоимости дома с учетом коэффициента-дефлятора и повышенных налоговых ставок.

В результате налог более чем в 2 раза превысил налог, который мог быть рассчитан исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Позиция судов

Суды общей юрисдикции не нашли оснований для перерасчета налога, поскольку в Алтайском крае не было принято решение о налогообложении имущества по кадастровой стоимости. То есть – определении налоговой базы на основе кадастровой оценки объектов недвижимости.

Позиция КС РФ

В постановлении от 15 февраля 2019 года № 10-П Конституционный Суд проверил на соответствие Конституции статью 402 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.

В итоге, суд уточнил основания налогообложения недвижимости по кадастровой стоимости. А точнее, момент начала её применения.

КС РФ разрешил применять кадастровую систему налогообложения (кадастровую стоимость) при расчете налога на имущество до начала ее официального использования в регионе (!) и для всех объектов налогообложения.

Рассмотрев дело, КС РФ отметил, что налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, не может существенно – в 2 раза и более – превышать сумму налога, рассчитанную с учетом кадастровой стоимости этого же объекта за тот же период. Иначе налогоплательщики могут оказаться в неравном положении с собственниками аналогичного имущества в других регионах, где уже используется кадастровая стоимость.

И самое главное, что постановил Конституционный Суд: в тех регионах, где не установлена единая дата применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество физлиц, плательщики вправе требовать в индивидуальном порядке исчисления налога с учетом сведений о кадастровой стоимости этого имущества.

Главное условие – сумма налога по инвентаризационной стоимости этого имущества существенно превышает величину налога, исчисленную по его кадастровой стоимости без учета понижающих коэффициентов, предусмотренных ст. 408 НК РФ.

Как отреагировали налоговики

Видео (кликните для воспроизведения).

ФНС оперативно приняла к сведению рассмотренное постановление КС РФ и выпустила письмо от 19.02.2019 № БС-4-21/2825 о необходимости его исполнения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Налог на землю рассчитывается исходя из стоимости участка, отраженной в ЕГРН на 1 января года, за который исчисляется налог. В случае изменения кадастровой стоимости для расчета земельного налога важны дата корректировки стоимости и ее основание.

Кто должен платить налог на землю

Порядок расчета и уплаты земельного налога установлены Налоговым кодексом и местным законодательством муниципальных образований.

Налог на землю должны платить юридические и физические лица, которые владеют участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследования.

Налог для физических лиц, в том числе предпринимателей, рассчитывает налоговый орган. Уплата производится на основании извещения инспекции. Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости может быть произведен налоговым органом в случае, если человек оспорит кадастровую стоимость участка или будет выявлена техническая ошибка в стоимости, допущенная Росреестром.

Организации самостоятельно обязаны исчислять и уплачивать налог на землю. Кроме того, если иное не предусмотрено местным законодательством, на юридические лица возлагается обязанность по уплате авансовых платежей по налогу, исчисляемых как ¼ от годовой суммы налога. По итогам года организация представляет в инспекцию декларацию по земельному налогу. Изменение кадастровой стоимости для расчета земельного налога учитывается юридическим лицом самостоятельно после отражения такого изменения в ЕГРН.

Как определить стоимость земельного участка по кадастру

Базой для расчета налога является кадастровая стоимость земельного участка, зафиксированная на начало года, за который исчисляется налог. База определяется по каждому участку отдельно.

Кадастровая стоимость – это стоимость участка, установленная в результате оценки стоимости государством или по результатам разрешения споров о стоимости.

В случае образования участка в течение года для расчета налога используется стоимость, указанная в ЕГРН на дату регистрации в Росреестре.

Узнать точную кадастровую стоимость участка позволяет интернет-сайт Росреестра, где сведения предоставляются в режиме онлайн по кадастровому номеру .

Читайте так же:  Экономист по труду и заработной плате: обязанности и возможности

Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Изменение стоимости участка, указанной в ЕГРН, в течение года, за который производится расчет налога, не влечет за собой перерасчет налога исходя из новой цены земли. Перерасчет обязательств не осуществляется за предыдущие периоды и за год, в котором изменилась стоимость.

Однако исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости может быть произведено исходя из новой стоимости в случае:

  • исправления ошибки, носящей технический характер.

Она может быть допущена Росреестром. При корректировке кадастровой стоимости в этом случае налог пересчитывается за все периоды начиная с того, в котором возникла ошибка. Возникшую переплату налога можно вернуть из бюджета или зачесть в счет следующих платежей по налогу на землю;

  • пересмотра стоимости участка судом или комиссией по урегулированию споров.

[3]

Может возникнуть ситуация, когда установленная стоимость участка, отраженная в ЕГРН, завышена и не соответствует рыночной цене. В этом случае налогоплательщик имеет право обратиться в суд или комиссию по урегулированию споров с требованием о пересмотре результатов оценки. По итогам действий налогоплательщика кадастровая стоимость земли может быть изменена.

Налог на землю при изменении кадастровой стоимости в этом случае пересчитывается с того налогового периода, в котором налогоплательщик заявил о желании пересмотреть стоимость письменно в суд или комиссию. Скорректированная стоимость применяется в расчетах не ранее чем с даты отражения в реестре новой стоимости участка.

Минфин России разъяснил порядок учета сведений об измененной кадастровой стоимости недвижимости при определении налоговой базы

Tiko Aramyan / Shutterstock.com

Согласно действующим нормам Налогового кодекса налоговая база в отношении объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 2 ст. 375, п. 1 ст. 391, п. 1- 2 ст. 403 НК РФ).

По общему правилу, предусмотренному п. 15 ст. 378.2 НК РФ, изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Исключение составляют случаи, когда изменение кадастровой стоимости связано с исправлением ошибок, допущенных при ее определении, а также с решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Проанализировав нормы НК РФ, финансисты пришли к выводу, что в случае внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости по основаниям, не связанным с принятием акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, сведения о такой кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах. Соответствующие разъяснения даны в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 июля 2017 г. № 03-05-04-01/46181.

Подчеркивается, что в случаях, когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода вносится в ЕГРН на основании акта субъекта РФ об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, необходимо учитывать правовую позицию КС РФ, выраженную в постановлении от 2 июля 2013 г. № 17-П. Этим постановлением признается, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в порядке, определенном ст. 5 НК РФ.

При этом ст. 5 НК РФ предусматривает, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Однако акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Отметим, вопрос об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости ранее был разъяснен в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 июня 2017 г. № 03-05-04-01/38266. В нем вывод о сроках учета измененной кадастровой стоимости для определения налоговой базы касался конкретных ситуаций, связанных с изменением кадастровой стоимости на основании нормативных правовых актов субъектов РФ.

Как оспорить кадастровую стоимость и вернуть налоги. Методичка от ФНС

Что случилось?

Федеральная служба России опубликовала Информацию об оспаривании кадастровой стоимости и возврате неправильного исчиленного налога с 1 января 2019 года. Дело в том, что с этой даты вступает в силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ ». Этот закон меняет порядок расчета имущественных налогов, и теперь налоги по новой кадастровой стоимости в случае ее исправления должны быть пересчитаны со дня внесения сведений об объекте налогообложения в ЕГРН. Поэтому, как считают специалисты ФНС, оспаривать кадастровую стоимость нужно с учетом этих поправок уже сейчас. Ведь по закону перерасчет налога будет возможен, если решение об изменении кадастровой стоимости примут после 31 декабря 2018 года.

Когда подавать заявление об оспаривании кадастрой стоимости

Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его мущества определена неверно, он может может оспорить ее, чтобы не переплачивать налог. Для этого потребуется доказать факт неверного определения кадастровой стоимости. Сделать это можно двумя способами:

  • в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в суде (п. 2 статьи 403 НК РФ ).

Раньше перерасчет уже оплаченного налога не проводился, затем его делали только за тот налоговый период, когда были внесены изменения в ЕГРН. Но с 1 января 2019 года, если кадастровая стоимость объекта изменится в результате обжалования или исправления ошибки, налог на имущество можно будет вернуть или зачесть за предыдущие годы, в частности, за 3 года, предшествующих исправлению: 2016–2018 годы включительно. Поскольку такой перерасчет будет возможен, только если решение об изменении кадастровой стоимости примут после 31 декабря 2018 года, важно вовремя подать заявление об изменении стоимости. То есть:

  • подать его уже сейчас, до наступления 2019 года;
  • подать его после 1 января 2019 года.

Дело в том, что на момент подачи такого заявления, как отмечают налоговики, влияет план по очередному определению кадастровой стоимости.

Например, если очередная кадастровая оценка недвижимости будет проведена на 1 января 2019 года, с подачей заявления луше поторопиться. Ведь после внесения поправок в ЕГРН оспорить прежнюю, возможно ошибочную кадастровую стоимость, уже не получится, а значит, и вернуть переплаченный за это время налог. Если переоценки объектов в ближайшее время не планируется, можно подать заявление об оспаривании и после наступления нового года. Получить информацию о том, в каких субъектах и по каким видам объектов недвижимости в 2018 году будет проведена государственная кадастровая оценка, можно на официальном сайте Росреестра. По закону государственная кадастровая оценка проводится не чаще, чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую уже была проведена государственная кадастровая оценка. То есть можно ориентироваться и на эту дату.

Читайте так же:  Как приостановить работу в случае задержки зарплаты от работодателя?

Как вернуть излишне уплаченный налог

Если после перерасчета кадастровая стоимость окажется меньше той, которая была взята для исчисления налога, можно подавать в свою территориальную инспекцию ФНС заявление о зачете или возврате налога. Сделать это можно не позднее трех лет со дня его уплаты и только за три года, предшествующих году направления ИФНС уведомления с перерасчетом. Следовательно, налоги, переплаченные за 2015 год, у налогоплательщиков вернуть уже не получится.

Возврат излишне уплаченного налога при оспаривании кадастровой стоимости

Если компания оспорит кадастровую стоимость, она может пересчитать налогооблагаемую базу за прошлые годы. Излишне уплаченный налог получится вернуть.

Налог на некоторые виды имущества определяется на основании кадастровой стоимости. Однако она может быть оспорена. В этом случае часть ранее уплаченного налога можно вернуть.

В каких случаях деньги возвращаются?

С 1 января вступают в силу положения ФЗ №334 от 3.09.18. Согласно им, компания сможет оспорить кадастровую стоимость и вернуть излишне уплаченный налог за прошлые годы. Излишне уплаченные суммы также можно зачесть. Предполагается, что налогооблагаемую базу за прошлые годы можно заново рассчитать с учетом новой стоимости. Напомним, что стоимость возможно оспорить или через суд, или через Росреестр. В последнем случае созывается комиссия.

До 2019 года данные об оспоренной КС принимались во внимание только с даты направления заявления на пересмотр. То есть, излишне уплаченный налог за прошлые годы вернуть было нельзя. Теперь обновленные данные учитываются с даты налогообложения имущества по оспоренной кадастровой стоимости.

К примеру, налог определялся по кадастровой стоимости с 16-го года. В 19-м году стоимость была оспорена. Проводится пересчет размера налогов с 2016 года.

Имущественные налоги можно будет пересчитать при изменении кадастровой стоимости

В Госдуме рассматривается инициатива Законодательного Собрания Вологодской области, предусматривающая изменение сроков применения оспоренной кадастровой стоимости недвижимости.

Депутаты предлагают переписать некоторые статьи таким образом, чтобы в случае пересмотра кадастровой стоимости объекта налог пересчитывался с самого первого периода применения кадастровой стоимости. На данный момент действует следующее правило: оспоренную кадастровую стоимость начинают применять с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее, чем сведения о новой цене поступят в государственный кадастр недвижимости.

Новые правила применения оспоренной цены земельного участка или дома авторы законопроекта хотят уточнить также в Федеральном законе от 29.07.1998 N 135-ФЗ об оценочной деятельности.

В пояснительной записке уточняется, что с результатами проведенной оценки имущества не согласны многие граждане и организации, которые пытаются оспорить стоимость недвижимости и начисленные суммы налога. Особенно сложно в такой ситуации приходится жителям сельской местности, которые узнают о кадастровой стоимости земельных участков и домов только после получения уведомления об уплате имущественных налогов.

Поэтому региональные депутаты настаивают на закреплении в НК РФ возможности применения норм актов законодательства о налогах и сборах на прошлые периоды, при условии, что они улучшают положение налогоплательщиков. В связи с этим в законопроектах предлагается, чтобы новые правила применения оспоренной кадастровой стоимости заработали с 1 января 2017 года, но распространялись на все правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года – первого года, когда некоторые регионы перешли на расчет имущественных налогов по кадастровой стоимости объектов.

Пока не известно, согласятся ли депутаты Госдумы с предложением коллег из Вологодской области. Но на их рассмотрение чиновники предложили абсолютно новый закон об оценочной деятельности. Как ранее уже рассказывали журналисты Петербургского правового портала, существующий механизм проведения оценки к 2020 году планируется полностью заменить на государственный. В предложенном документе указано, что специально созданные бюджетные учреждения по проведению государственной кадастровой оценки будут осуществлять следующий перечень работ:

  • определять и уточнять кадастровую стоимость объектов при проведении государственной кадастровой оценки;
  • предоставлять разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости;
  • рассматривать обращения граждан и организаций, связанных с ошибками в определении кадастровой стоимости;
  • собирать и анализировать данные о кадастровой оценке, факторах, влияющих на нее;
  • передавать информацию о кадастровой оценке объектов в федеральный орган кадастрового учета.

Вместе с тем, авторы законопроекта не уточнили порядок применения оспоренной кадастровой стоимости, поэтому не исключено, что в ходе обсуждения этот вопрос еще будет поднят с учетом региональной инициативы.

Установлено, как в разных случаях учитывается изменение кадастровой стоимости для расчета налога

В Налоговый кодекс включили положения о новом расчете налога на имущество, а также о перерасчете налога в случае изменения кадастровой стоимости. Соответствующие поправки предусмотрены Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Принят закон об изменении требований к расчету налогов с учетом кадастровой стоимости (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», далее – Закон № 334-ФЗ).

По новым правилам с 2019 г. для расчета налогообложения недвижимости будет использоваться только кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости.

Перерасчет налога будет возможен не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. При этом запрещено пересчитывать ранее исчисленный налог на имущество и земельный налог, если это повлечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов. То есть перерасчет возможен, только если в результате налог для налогоплательщика уменьшится.

Если изменятся качественные или количественные характеристики объекта (например, площадь или назначение), налог на имущество организаций и физических лиц рассчитают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. В ряде случаев сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. В частности:

Читайте так же:  Справка об отсутствии судимости с апостилем: подробная информация и порядок оформления

в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения из-за исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости,

в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

Если кадастровая стоимость объекта налогообложения изменилась на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, то сведения о кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

При налогообложении имущества физических лиц больше не будет применяться временный коэффициент, предусматривающий постепенное увеличение суммы налога, рассчитанного по кадастровой стоимости.

Закон № 334-ФЗ вступил в силу 03.08.2018. Но многие изменения начнут действовать только с 2019 г. Новые положения Налогового кодекса, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 2019 г.

Перерасчет налога по новой кадастровой стоимости: позиция Минфина

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии со ст. 391 НК РФ: «налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом». Согласно позиции налоговой службы и Минфина России изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода не должно учитываться при расчете земельного налога. Однако основываясь на позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.11.2012 N 7701/12, налогоплательщики при изменении вида разрешенного использования земельных участков исчисляли налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.
С 01.01.2015 п. 1 ст. 391 НК РФ дополнен следующими нормами, регулирующими порядок определения налоговой базы по налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода (Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ): «Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания».
В результате изменения вида разрешенного использования земельного участка произошло уменьшение его кадастровой стоимости.
Как изменилось положение налогоплательщика в связи с указанными изменениями в законодательстве с 01.01.2015?
Можно ли теперь рассчитывать земельный налог с учетом измененного вида разрешенного использования в текущем отчетном налоговом периоде?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
До 01.01.2015 глава 31 НК РФ не содержала положений, устанавливающих порядок определения налоговой базы по земельному налогу в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка в том числе по причине изменения вида его разрешенного использования. Принимая во внимание данное обстоятельство, Президиум ВАС РФ в постановлении от 06.11.2012 N 7701/2012 исходил из правомерности учета налогоплательщиком уменьшения кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида его разрешенного использования при расчете налоговой базы по земельному налогу в периоде такого уменьшения.
Начиная с расчета земельного налога за 2015 год данный вопрос перестал быть неоднозначным. В силу п. 1 ст. 391 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2015, изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида его разрешенного использования не учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу в периоде такого изменения и предыдущих налоговых периодах.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Порядок определения налоговой базы по земельному налогу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шишкина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

14 ноября 2016 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источники


  1. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.

  2. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.

  3. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
  4. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.
  5. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
Перерасчет налога по новой кадастровой стоимости позиция минфина
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here