Поставка товара ненадлежащего качества не изменяет условия госконтракта

Полная информация на тему: "Поставка товара ненадлежащего качества не изменяет условия госконтракта" в помощь грамотному гражданину.

Юридические вопросы

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за поставку некачественного товара по 44-ФЗ?

1. Ответственность сторон государственного (муниципального) контракта

Согласно ч. 4 ст. 34Закона N 44-ФЗ в контракт должно включаться условие об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, определенных в контракте.

В качестве меры ответственности в ЗаконеN 44-ФЗ предусмотрена уплата неустойки. За просрочку исполнения обязательства в контракте должна быть установлена пеня, а за иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных в контракте, — штраф (ч. 5, 6, 7, 8 ст. 34Закона N 44-ФЗ).

Поскольку в Законе N 44-ФЗ приведен конкретный вид ответственности — неустойка, при нарушении денежных обязательств по контракту проценты за пользование чужими денежными средствами, указанные в ст. 395 ГК РФ, не начисляются (п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).

Заказчик вправе не включать в контракт условие об ответственности в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Подробнее об этих случаях см. п. 1.4 настоящего материала.

Ответственность в виде пени

Пеня устанавливается за просрочку исполнения обязательства и начисляется за каждый день просрочки начиная со дня, следующего после даты окончания предусмотренного контрактом срока исполнения (ч. 5, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Для разных сторон контракта размер пени определяется по-разному.

Для поставщика (подрядчика, исполнителя): размер пени в силу ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ не может быть менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, которая уменьшена на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Точный размер определяется в соответствии с порядком, указанным в п. п. 6 — 8 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063; далее — Правила).

Часть 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ не содержит фиксированной ставки пени, а установленный Правилами порядок ее определения зависит от ряда переменных показателей (итоговая цена контракта, количество дней просрочки, объем неисполненного обязательства, коэффициент, учитываемый при расчете размера ставки), которые не могут быть известны на момент размещения проекта контракта. В Законе N 44-ФЗ не предусмотрена возможность изменить положения проекта контракта в части условия о неустойке после истечения срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупки, а также на стадии подписания контракта с победителем закупки.

В связи с этим на практике возникает проблема формулировки данного условия в проекте контракта. Формулировка должна быть такой, чтобы корректировка условия не потребовалась после определения победителя закупки.

Возможное решение данной проблемы — определить пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства в проекте контракта в виде формул и порядка расчета, приведенных в п. п. 6 — 8 Правил. Такой вариант предложен в Письме ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14. Пример формулировки условия, которое заказчику необходимо включить в проект контракта, приведен в п. 5 типовых положений, являющихся приложением к указанному Письму.

Такого же мнения придерживается и Минэкономразвития России (Письмо Минэкономразвития России от 30.07.2015 N Д28и-2233).

Ответственность в виде штрафа

Штраф за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств (за исключением просрочки их исполнения) устанавливается в фиксированной сумме (ч. 5, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Размер штрафа определяется в соответствии с порядком, изложенным в п. п. 4, 5 Правил. Данный порядок предполагает, что размер штрафа устанавливается в зависимости от цены контракта, которая на момент размещения проекта неизвестна. При этом Закон N 44-ФЗ не допускает возможности изменить положения проекта контракта после его размещения, а также внести изменения в части условия о неустойке на стадии подписания контракта с победителем закупки. Исключение составляют случаи, предусмотренные в ч. 18 ст. 34, ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Установление размера штрафа к ним не относится. В связи с этим на практике (как и в случае с определением размера пени) возникает проблема формулировки условия о размере штрафа в проекте контракта. Оно должно быть таким, чтобы его не потребовалось корректировать после определения победителя закупки.

Вариант решения этой проблемы — установить в проекте все возможные значения размера штрафа, предусмотренные в п. п. 4, 5 Правил, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением тех, которые превышают начальную (максимальную) цену контракта. Такие разъяснения содержатся в Письме ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14.

В Правилах указаны следующие значения размера штрафа:

а) для заказчика:

— 2,5% цены контракта, если она не превышает 3 млн руб.;

— 2% цены контракта, если она составляет от 3 млн до 50 млн руб.;

— 1,5% цены контракта, если она составляет от 50 млн до 100 млн руб.;

— 0,5% цены контракта, если она превышает 100 млн руб.;

б) для поставщика (подрядчика, исполнителя):

— 10% цены контракта, если она не превышает 3 млн руб.;

— 5% цены контракта, если она составляет от 3 млн до 50 млн руб.;

— 1% цены контракта, если она составляет от 50 млн до 100 млн руб.;

— 0,5% цены контракта, если она превышает 100 млн руб.

Таким образом, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн руб., для согласования условия о штрафе необходимо перечислить в проекте контракта все приведенные выше значения. Если же эта цена составляет, например, 10 млн руб., достаточно указать два первых значения.

2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ (ВНЕСЕНИЯ) В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ СВЕДЕНИЙ ОБ УЧАСТНИКЕ

[1]

Заказчик обязан направлять в контрольный орган (ФАС России, ее территориальные органы) информацию об участнике закупки и поставщике (подрядчике, исполнителе; далее — поставщик) для включения в реестр недобросовестных поставщиков в случаях, предусмотренных в ч. 4 — 6 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» (далее — Закон N 44-ФЗ).

Читайте так же:  Надо ли прошивать устав при регистрации ооо

К таким случаям относятся следующие:

1) победитель определения поставщика уклонился от заключения контракта, и он был заключен с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер;

2) единственный участник закупки, контракт с которым заключается на основании п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, уклонился от его заключения.

Уклонившимся считается, например, участник, который не предоставил обеспечение исполнения контракта в срок (ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

О признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта см. соответствующие разделы данного Путеводителя;

3) контракт расторгнут по решению суда;

4) контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений поставщиком условий контракта.

Если контракт расторгнут по соглашению сторон, направлять сведения для включения в реестр не нужно. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ.

Примечание. Заказчик не обязан направлять сведения в реестр недобросовестных поставщиков, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер. Такой вывод следует из Письма Минэкономразвития России от 10.07.2015 N Д28и-1968, п. 1 Письма ФАС России от 08.12.2014 N АЦ/50130/14.

По результатам экспертного исследования ответчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракт, товар не оплатил.

Решением от 24.09.2014 N 01-10/3030 УФАС по МО включило сведения, представленные ответчиком в Реестр недобросовестных поставщиком в связи с отказом от исполнения договора сроком на два год.

Согласно статье 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В пунктах 8.3, 8.4 контракта от 01.04.2014 N 107 стороны предусмотрели аналогичное право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору, в том числе, отказаться от исполнения договора купли-продажи (пункт 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, поскольку истцом был поставлен товар с нарушением требований к техническим характеристикам, установленных в документации по запросу котировок, ответчик обоснованно отказался принять указанный товар, как не соответствующий условиям контракта.

Правомерен вывод арбитражного суда о том, что истцом не исполнено обязательство по поставке в установленный срок товара, отвечающего согласованным характеристикам и параметрам, что является существенным нарушением условий контракта.

[2]

Статьей 523 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, поскольку в установленный в договоре срок истец не осуществил замену товара ненадлежащего качества, у ответчика возникло права в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного контракта с соблюдением соответствующей процедуры, путем направления уведомления от 11.08.2014 N 11-07/11/7969.

Проанализировав и оценив в порядке статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, не имеется оснований для удовлетворения требований истца о признании решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 01.04.2014 N 107 недействительным и возложении на ответчика обязанности по надлежащему исполнению обязательств, предусмотренных контрактом в части принятия товара и его оплаты.

Ответил: специалист «Службы Правовой Поддержки»

Существенные условия контракта по 44-ФЗ

Существенные условия госконтракта

44-ФЗ не содержит четкое описание такого термина, однако можно воспользоваться положениями ст. 432 Гражданского кодекса. Существенные условия контракта по 44-ФЗ — это условия, которые необходимо включить в договор по требованию закона. Без них договор можно признать недействительным.

Контракт заключается в соответствии с извещением, документацией, заявкой и окончательным предложением победителя (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Таким образом, условия, которые указаны в этих документах, тоже можно считать существенными.

Виды существенных условий

Помимо сведений, которые указаны в извещении и документации (наименование и описание объекта закупки, количество, место, сроки доставки, выполнения работы или оказания услуги, источник финансирования, гарантийные обязательства, осуществление монтажа, наладки и другие) к существенным условиям относятся:

  1. Цена, как она определяется, формула расчета и максимальное значение (Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).
  2. Порядок и срок оплаты, приемки товара, работы или услуги.
  3. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
  4. Способ и размер обеспечения исполнения договора, а также срок возврата этих денег.
  5. При цене от 1 млрд. руб. для федеральных нужд и от 100 млн. руб. для нужд субъекта — обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех подрядчиках, которых он привлекает к исполнению контракта, если им отдается свыше 10% от общего объема работ. А также ответственность за нарушение этого требования.
  6. Банковское сопровождение только в банках, которые прошли предварительный отбор, применяется для госконтрактов стоимостью от 1 млрд. руб. для нужд субъекта, от 200 млн. руб. для муниципальных нужд (ПП от 20.09.2014 г. N 963).
  7. Сколько субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций можно привлечь. А также ответственность за непривлечение, если заказчик установил такое требование в документации.
  8. Возможность одностороннего отказа от исполнения.

Содержание отдельных видов договора определяются специальными актами. Например, Постановление от 18.08.2010 № 636 устанавливает требования к энергосервисному контракту, Постановление от 12.05.2017 № 563 — на работы по одновременному проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Заказчик вправе не применять эти требования при заключении договора с единственным поставщиком.

Читайте так же:  Анализ оказания платных услуг в сфере образования

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе позволяет внести изменения в существенные требования договора. Помните, что изменять их можно только на этапе исполнения, а не заключения договора. Случаи, когда можно внести изменения, определяет ст. 95. В контракте можно изменить:

  1. Снижение цены без изменения объемов.
  2. Увеличение или уменьшение количества товара, работ, услуг не более чем на 10%.
  3. Изменение регулируемых цен (тарифов) согласно актам РФ.
  4. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, которые связанны с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ.
  5. Улучшение качественных, технических и функциональных характеристик товара.

Уважительной причиной для корректировок будет считаться уменьшение ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств. Или ситуация, когда исполнение контракта без изменения невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.

Как принять товары с улучшенными характеристиками

По 44 ФЗ замена товара с улучшенными характеристиками возможна, это предусмотрено в положениях ч. 7 ст. 95. Такая возможность допускается при одновременном соблюдении следующих требований:

  1. Условия замены согласованы обеими сторонами договора: заказчиком и поставщиком.
  2. Потребительские свойства, технические и функциональные характеристики новых товаров лучше по сравнению с предполагаемыми к поставке изначально.
  3. Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации национального режима (ст. 14 44-ФЗ), не запрещают такую замену.

Если первое условие не вызывает трудностей, то два последних требуют особого внимания.

Поставку товара с улучшенными характеристиками 44-ФЗ явно не регламентирует. В законе не установлены критерии, по которым можно однозначно определить, что показатели улучшились. Заказчик вправе решить это самостоятельно, при этом не допускается изменять предмет договора. Такая позиция изложена в письме Минэкономразвития от 09.12.2014 № Д28и-2705.

Стоит учитывать, что контрольные органы при проведении проверок могут потребовать обосновать изменение характеристик поставляемой продукции. Особенно в двоякой ситуации, когда нельзя однозначно сказать, что стало лучше. К примеру, при поставке автомобиля изменение объема двигателя, с одной стороны, может рассматриваться как увеличение мощности, что хорошо, а с другой — как рост расхода топлива, что плохо.

И последнее условие — соблюдать национальный режим. При исполнении контракта на поставку продукции, которая попадает в перечни Постановлений Правительства (от 14.07.2014 № 656, 11.08.2014 № 791, 16.11.2015 № 1236, 14.01.2017 № 9, 5.02.2015 № 102, 30.11.2015 № 1289, 26.09.2016 № 968, 22.08.2016 № 832), а также Приказа Минэконома от 25.03.2014 № 155, не допускается замена страны происхождения, а в некоторых случаях и производителя. Отдельные нормы вышеуказанных ограничений разрешают замену, в результате которой страной происхождения будет являться государство — член Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Белорусия, Армения, Киргизия). Подробнее о правительственных ограничениях читайте в статье о национальном режиме в сфере госзакупок.

Алгоритм изменений

Шаг 1. Определить, является ли качество новой продукции улучшенным по сравнению с ранее предполагаемой к поставке.

[3]

Образец улучшенных характеристик товара по 44-ФЗ можно посмотреть ниже.

Шаг 2. Проверить, есть ли запрет по национальному режиму.

Шаг 3. Согласовать новые показатели между поставщиком и заказчиком.

Шаг 4. Внести изменения в договор. Для этого потребуется подписать дополнительное соглашение. Его образец представлен ниже.

5. Опубликовать данные в реестре контрактов Единой информационной системы (далее — ЕИС).

Согласно ч. 3 ст. 103 в случае, если были внесены изменения в условия договора, заказчик публикует данные сведения в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений.

Можно ли изменить условие поставки после заключения договора поставки

дополнительное соглашение —часто после заключения какого-либо договора, в момент его действия и исполнения возникают определенные обстоятельства, в соответствии с которыми отдельные пункты такого договора необходимо отменить, изменить или добавить новые условия договора. Данные изменения оформляются дополнительным соглашением. В дополнительном соглашении к договору должны быть указаны место и время заключения, а также стороны дополнительного соглашения к договору. Следует отметить, что условия дополнительного соглашения вступают в силу с момента заключения дополнительного соглашения к договору (если иное не предусмотрено законом или договором).

·Протокол разногласий – это документ, в котором стороны фиксируют свои разногласия по условиям заключаемого договора поставки. Протокол разногласий можно составить как после заключения договора (тогда его условия принимаются в том же порядке, как и условия самого договора), так и на стадии разработки проекта договора. Существование такого дополнения означает существование некоторых разногласий в отдельных вопросах. Именно эти спорные вопросы и фиксируются протоколом разногласий. Протокол разногласий должен быть подписан, скреплен печатями и приложен к договору поставки.

·Также договор поставки может быть дополнен по соглашению сторонграфиками поставок, платежей; документами, отражающими спецификацию товара, тару и т.д.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основания прекращения д. Поставки

— поставка товара ненадлежащего качества с недостатками, которые нельзя устранить в приемлемый для покупателясрок

— неоднократная просрочка поставки

— неоднократная просрочка оплаты товара

— неоднократная невыборка товара

Д.поставки для государственных нужд

Поставка для государственных нужд товаров и услуг —это вид купли-продажи, одной из сторон которой является государство (Российская Федерацияили ее субъекты). Правовое регулирование поставок для государственных нужд осуществляет Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года №94-ФЗ«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». С 1 января 2014 года Федеральный закон № 94-ФЗ отменён, в силу вступил Федеральный закон Российской Федерации от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.

Читайте так же:  Понятие и виды трудовых договоров

При этом Государственными нуждами признаются потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Для правильного рассмотрения вопроса необходимо дать понятие государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд (далее — государственный контракт). По государственному контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9826 —

| 7407 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Поставка ненадлежащего товара не является изменением госконтракта

Поставщик передал заказчику ненадлежащий товар. Орган контроля посчитал это изменением условий контракта и оштрафовал поставщика на 200 тыс. руб.

АС Уральского округа с таким подходом не согласился. Суд указал, что поставка ненадлежащего товара, его принятие и оплата не изменяют условий контракта. Обязательства сторон по контракту остались прежними.

В ГК РФ установлено, что соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор. В рассматриваемом случае изменения в договор не вносились. Следовательно, в действиях поставщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

Напомним, суды также не считают правонарушением, которое предусмотрено указанной нормой КоАП РФ, нарушение условий контракта об объеме привлечения к его исполнению СМП и СОНКО.

Поставка товара ненадлежащего качества не изменяет условия госконтракта

Суд решил, что обязательства сторон по контракту не зависят от того, надлежащий ли товар поставщик передал заказчику.

Контролирующие органы сочли изменением условий контракта поставку ненадлежащего товара и оштрафовали поставщика на 200 000 рублей.

АС Уральского округа не поддержал такое решение, поскольку поставка, принятие и оплата ненадлежащего товара не изменяли условий контракта, а обязательства сторон остались прежними.

Суд также указал, что по нормам ГК РФ соглашение об изменении договора составляется в той же форме, как и сам договор. Поскольку в рассмотренном деле никаких изменений в договор не вносили, то и состава правонарушения нет.

Ранее сообщалось о законопроекте, вносящем изменения в порядок обеспечения госконтракта.

Поставка ненадлежащего товара не является изменением госконтракта

Поставщик передал заказчику ненадлежащий товар. Орган контроля расценил данный факт как изменение условий контракта и оштрафовал поставщика на 200 тыс. руб.

АС Уральского округа с таким подходом не согласился. Суд указал, что поставка ненадлежащего товара, его принятие и оплата не изменяют условий контракта. Обязательства сторон по контракту остались прежними.

В ГК РФ установлено, что соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор. В рассматриваемом случае изменения в договор не вносились. Следовательно, в действиях поставщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

© 2009-2019 ООО «Система бизнес коммуникаций». Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.

Для восстановления пароля введите адрес электронной почты, указанный Вами при регистрации.

Мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы, связанные с работой информационной системы. Оставьте свое сообщение, и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

Мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы, связанные с работой информационной системы. Оставьте заявку на звонок, и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

Поставка ненадлежащего товара не является изменением госконтракта

Поставщик передал заказчику ненадлежащий товар. Орган контроля посчитал это изменением условий контракта и оштрафовал поставщика на 200 тыс. руб.

АС Уральского округа с таким подходом не согласился. Суд указал, что поставка ненадлежащего товара, его принятие и оплата не изменяют условий контракта. Обязательства сторон по контракту остались прежними.

В ГК РФ установлено, что соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор. В рассматриваемом случае изменения в договор не вносились. Следовательно, в действиях поставщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

Напомним, суды также не считают правонарушением, которое предусмотрено указанной нормой КоАП РФ, нарушение условий контракта об объеме привлечения к его исполнению СМП и СОНКО.

Ещё нет системы КонсультантПлюс? Попробуйте 3 дня бесплатно!

Существенные условия контракта по 44-ФЗ и их изменение

В Федеральном законе №44 понятие существенные условия контракта используется неоднократно. Однако его четкого, да и не четкого тоже, определения не дано. В связи с этим у заказчиков и поставщиков/исполнителей/подрядчиков возникает немало вопросов: что же это за условия, что именно непременно должно оставаться постоянным в тексте контракта. Ведь по закону существенные условия изменяются, в соответствии с частью 3 статьи 34, только в исключительных случаях, определенных статьей 95 44-ФЗ.

Что является существенными условиями

В Федеральном законе №44 и других правовых актах, связанных с государственными закупками, как таковое понятие существенных условия контракта отсутствует. Однако оно есть в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГКРФ).

Согласно пункту 2 статьи 432 указанного выше кодекса, существенными условиями может считаться та информация, которая должна быть включена в контракт в обязательном порядке (в рамках Федерального закона №44 она определена в статье 34). Кроме того, сюда же можно отнести те моменты, относительно которых по инициативе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Для того чтобы между заказчиком и победителем закупки не возникало споров по поводу существенных условий, некоторые заранее вносят информацию о том, что к ним относить, в проект контракта. Такое решение является, по сути дела, оптимальным для обеих сторон и поможет в непредвиденных ситуациях избежать судебных урегулирований разногласий.

Какие условия контракта относятся к существенным

Тем не менее, что бы не было прописано в контракте, с существенными условиями все же стоит быть осторожнее. Логично было бы отнести к ним все, что определено как необходимое содержание, в соответствии со статьей 34 44-ФЗ. В общем случае, основываясь на нормах ГКРФ и Федерального закона №44 это будет следующая информация:

  • предмет контракта (наименование товара/услуги/работы) и его характеристики (описание, сметы на выполнение работ и так далее);
  • количество поставляемого товара/объем оказываемых услуг/объем выполняемых работ;
  • срок поставки товара/оказания услуг/выполнения работ, в случае если контракт предусматривает этапы — начало/окончание каждого из них;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты поставленного товара/оказанных услуг/выполненных работ;
  • ответственность каждой из сторон за нарушение условий контракта, в том числе размер штрафных санкций для заказчика и поставщика/исполнителя/подрядчика.
Читайте так же:  Образец выписки из графика отпусков

Разъяснения, касающиеся вопросов, связанных с существенными условиями контракта, даны Минэкономразвития России в письме №Д28и-2286 от 3 августа 2015 года.

Можно ли изменять существенные условия контракта и в каких случаях

Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта — это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел. На самом деле это не так. Есть ситуации, в которых можно вносить изменения в текст контракта, ели достигнуто соглашение между сторонами. Главное, чтобы такая возможность была прописана в документации и самом контракте, а все «правки» оформлены официально, с заключением дополнительного соглашения.

В 2015 и 2016 году, согласно части 1.1 статьи 95 44-ФЗ было позволено изменять практически все перечисленные выше условия. С 1 января 2017 года, если не будет внесено дополнительных изменений в закон, ситуация несколько ужесточается, придется ориентироваться только на случаи, описанные в части 1 статьи 95 Федерального закона №44. Их не так много и некоторые моменты, действительно, не будут подлежать изменению ни при каких условиях, даже если достигнуто соглашение сторон.

Часто возникает еще один вопрос — а можно ли изменить условия контракта при его подписании? Здесь ответ однозначный — нет. Проект должен в точности соответствовать тому, который был предложен в документации. Если стороны пришли к какому-то соглашению, то изменения вносить можно будет только после того, как контракт подписан.

Проще всего внести изменения в условия контракта еще до начала торгов — когда идет подача заявок. Здесь можно менять все. Главное — уложиться в соответствующие сроки, позволяющие вносить изменения в извещения и документацию о закупке.

Чем грозит нарушение существенных условий контракта

Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями. В некоторых случаях это может стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке.

Поставщики/исполнители/подрядчики, нарушившие существенные условия контракта (если этот факт официально зафиксирован) наверняка попадут в реестр недобросовестных поставщиков.

Может возникнуть еще одна ситуация. Вроде бы, условия изменены по соглашению сторон. Однако сделано это без законных оснований, в случае, не предусмотренных законом. В этом случае, если факт «всплывет» при проверке контролирующим органом, ответственность понесут обе стороны. Чаще всего это штраф, но может быть и более суровое наказание.

Товар не соответствует заявленным характеристикам по 44-ФЗ

Проводя закупку в соответствии с нормами 44-ФЗ, государственный заказчик планирует получить товар, который полностью отвечает требованиям, указанным в описании объекта закупки и заключенном контракте. Иногда в силу определенных обстоятельств недобросовестные поставщики привозят продукцию, которая имеет характеристики отличные от заявленных. У заказчика неизменно встает вопрос, как поступить в такой ситуации.

Правовая сторона вопроса

Порядок исполнения контракта регламентируется нормами статьи 94 44-ФЗ. В ней расписаны правила осуществления приемки товара и основания для отказа в ее проведении.

Как и любой договор поставки, контракт, заключенный по 44-ФЗ должен удовлетворять требованиям Гражданского Кодекса. В статье 454 указанного документа четко прописаны все последствия для поставщика в случае передачи им товаров ненадлежащего качества.

Во время исполнения контрактов заказчикам стоит также руководствоваться рекомендациям, выданным Министерством Финансов России. В частности, согласно письму номер 06-03-05/61507 от 01.12 14 необходимо проводить экспертизу всего поступающего на склад товара.

Как должна проводиться приемка товара

Правильная приемка поставленного товара является обязанностью заказчика. Она осуществляется на месте поставки, которое прописано в государственном контракте. Для этого созывается специальная комиссия. В ней должно быть не менее пяти человек. Члены комиссии назначаются руководителем организации заказчика.

В присутствии представителя поставщика комиссия рассматривает товар на соответствие требованиям, прописанным в контракте. Оценивается его комплектность, ассортимент и качество. Приемка проводится в соответствии с инструкциями П-6 и П-7, которые описывают процесс оценки товара по количеству и качеству соответственно.

Подсчет количества поставленного товара должен проводиться в тех же единицах измерения, которые указаны в спецификации к контракту. Качество товара оценивается визуально. Фиксируется наличие любых механических повреждений. Если состояние какой-либо продукции вызывает сомнение, должно быть назначено проведение экспертизы.

Срок проведения приемки должен быть прописан в тексте договора. На первичную оценку качества и количества товара отводится не более 20 суток. Если речь идет о скоропортящихся продуктах, то это время сокращается до одних суток.

Действие заказчика при выявлении товаров ненадлежащего качества

Согласно части 3 статьи 94 44-ФЗ на заказчика возлагается обязанность по проведению экспертизы поставленного товара. В большинстве случаев он может реализовать ее с использованием имеющихся у организации ресурсов. Законодатель выделяет несколько ситуаций, при которых заказчик обязан привлекать специализированную экспертную компанию:

  • закупка объектов культурного наследия;
  • приобретение товаров, предназначающихся для обеспечения нужд учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • при заключении контрактов с целью обеспечения работой осужденных;
  • покупка жилья эконом класса для органов исполнительной власти.

Выбранная для проведения экспертизы компания должна иметь соответствующую лицензию, дипломы об образовании сотрудников, документы, подтверждающие наличие достаточного опыта. В качестве экспертов запрещено привлекать людей, которые на протяжении предыдущих двух лет трудились в компании, имеющей имущественную заинтересованность по рассматриваемому контракту. В результате приемки должен быть составлен акт. В нем прописываются все выявленные недостатки. Документ подписывается всеми членами экспертной комиссии.

Читайте так же:  Определена цена госконтракта, выше которой необходимо обеспечение заявки

После того как комиссия выявила поставку товара ненадлежащего качества, заказчик должен провести следующие мероприятия:

  1. Обеспечить полную сохранность всего поставленного товара. Предотвратить смешивание его с другими видами продукции.
  2. Уведомить поставщика о выявлении товара ненадлежащего качества. Уведомление должно быть оправлено в течение суток, если речь идет о скоропортящемся продукте, то это должно быть сделано незамедлительно. Заказчик обязан приложить акт, а также документы, свидетельствующие в пользу того, что товар недоброкачественный.
  3. Согласно части 15 статьи 95 заказчик обязан принять решение о расторжении контракта и уведомить об этом поставщика в письменной форме в срок не более трех дней с момента принятия такого решения. В это же время он размещает документ о расторжении договора в ЕИС. Решение вступает в законную силу спустя 10 дней.
  4. Если в течение этих 10 дней поставщик устраняет все нарушения и компенсирует затраты на проведение экспертизы, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении договора.

При расторжении контракта в одностороннем порядке сведения о таком поставщике сразу же попадают в РНП. Это негативно скажется на его репутации и затруднит дальнейшее участие в государственных закупках.

Рекомендации для заказчика

Чтобы избежать поставки некачественного товара заказчику рекомендуется соблюдать следующие рекомендации:

  1. Пропишите в контракте штрафные санкции за поставку продукции ненадлежащего качества. Такое право устанавливается частью 8 статьи 34 44-ФЗ. Согласно постановлению Правительства РФ за номером 1063 от 25.11.13 размер штрафа определяется в виде фиксированного процента от итоговой цены контракта.
  2. Предусмотреть максимальное обеспечение контакта, что позволит в случае необходимости покрыть понесенные убытки.
  3. Правильно составлять описание объекта закупки. В нем должны быть четко прописаны характеристики, которые соответствуют именно тому товару, который вы хотите получить в итоге.

Такие меры помогут снизить вероятность недобросовестного исполнения поставщиком своих обязательств.

Рекомендации для поставщика

  1. Внимательно изучайте описание закупки и характеристики эквивалентов. Нередко поставщики прописывают наименование и модель товара, планируемого к поставке, а характеристики указывают не относящиеся к нему, а скопированные из извещения о проведении закупки.
  2. В случае невозможности поставки заявленного изделия, например при снятии его с производства, согласуйте с представителями заказчика поставку товара с улучшенными характеристиками. Несмотря на то, что для этого может потребоваться провести экспертизу и заключить дополнительное соглашение, подобная процедура может избавить от множества проблем при приёмке.
  3. Если заказчик не идёт на встречу и отказывается от замены — предложите расторгнуть контракт по соглашению сторон. Таким образом можно избежать лишних убытков.

Примеры из судебной практики

Если между поставщиком и заказчиком возникают непримиримые разногласия, то конфликтная ситуация разрешается в суде. Чаще всего судебные инстанции встают на сторону заказчика и расторгают заключенный договор, если поставщик не желает устранять нарушения и поставить товар, соответствующий заявленным характеристикам.

Примером может стать дело № Ф03-1191/2011 от 18.04.11, которое рассматривалось в Дальневосточном округе. Поставщик привез заказчику партию сушеных фруктов. После выдержки продукции в карантинной зоне заказчик выяснил, что товар ненадлежащего качества. Суд пришел к выводу, что заказчик имеет право отказаться от товара и не производить оплату согласно статье 475 ГК РФ. Такая поставка была расценена, как ненадлежащее исполнение поставщиком своих обязательств, следовательно, заказчик должен расторгнуть контракт и потребовать компенсации убытков.

Поставка товара ненадлежащего качества наносит ущерб и поставщику и заказчику. Поэтому, стороны должны прилагать все усилия, чтобы избежать возникновения подобных ситуаций.

Можно ли в ходе исполнения госконтракта заменить поставляемый товар на лучший?

Africa Studio / Shutterstock.com

При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, характеристики которого являются улучшенными по сравнению с установленными в контракте (письмо Минфина России от 20 октября 2017 г. № 24-02-08/70126).

Напомним, что на основании ч. 7 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –Закон № 44-ФЗ) можно только заменить уже предусмотренные контрактом товары, работы, услуги на другие без изменения их количества, цены контракта, а также других условий контракта.

Так как критерии определения улучшенных технических и функциональных характеристик товаров Законом № 44-ФЗ не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает с контрагентом их изменение.

Обратите внимание! Не допускается замена товара или страны происхождения товара при исполнении контракта, предметом которого является поставка товара, в отношении которого установлены запреты, ограничения или условия допуска в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом сторонами заключается дополнительное соглашение об изменении условий контракта в части качества, технических и функциональных характеристик поставляемого товара (письмо Минфина России от 6 октября 2017 г. № 24-06-01/65537).

Источники


  1. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.

  2. Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.

  3. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
  4. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.
  5. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
Поставка товара ненадлежащего качества не изменяет условия госконтракта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here