Содержание
- 1 Правительство РФ предполагает с 1 января 2019 года существенно ограничить сферу деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 2 Кто лишний на трубе
- 3 Унитарный случай. ГУП и МУП могут заставить закупать товары и услуги по общим правилам (Татонова И.)
- 4 Законопроект, ограничивающий сферу деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий рекомендован к первому чтению
- 5 Упразднение унитарных предприятий как мера по повышению уровня конкуренции в РФ (Косинов В.А.)
- 6 Правительство РФ предлагает перенести с 1 января 2021 года на 1 января 2023 года срок ликвидации или реорганизации существующих ГУПов и МУПов в тех сферах, в которых их создание будет запрещено
- 7 Законопроект о запрете создания ГУПов и МУПов прошёл первое чтение
- 8 Совет федерации намерен отклонить закон о запрете создания ГУПов и МУПов
- 9 Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП
- 10 Унитарные предприятия уйдут с конкурентного рынка к 2021 году. А ограничить их деятельность планируют уже в ближайшее время
Правительство РФ предполагает с 1 января 2019 года существенно ограничить сферу деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий
Согласно законопроекту осуществлять свою деятельность унитарные предприятия смогут только в случаях, когда:
создание унитарного предприятия прямо предусмотрено федеральным законом, актом Президента РФ или Правительства РФ;
учредителями являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, для обеспечения обороны и безопасности РФ;
деятельность осуществляется в сфере естественных монополий.
ФАС России предлагается наделить полномочиями по выдаче заключений о соответствии антимонопольному законодательству создания государственного или муниципального унитарного предприятия либо изменения им вида деятельности.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления законопроекта в силу и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 1 января 2021 года, а в случае непринятия или неисполнения такого решения — по иску антимонопольного органа в судебном порядке.
Вступление законопроекта в силу предусматривается с 1 января 2019 года, за исключением отдельных положений, вступление которых в силу запланировано на иные сроки.
Кто лишний на трубе
Кабинет министров на заседании в четверг рассмотрел два документа, направленных на решение сохраняющихся проблем в жилищно-коммунальной сфере. «Первый законопроект предусматривает возможность введения публичного управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, если они просто не выполняют свои функции и от этого могут пострадать люди», — рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев. Мера относится к случаям аварийного отключения тепла, воды и неспособности предприятий ЖКХ исправить ситуацию, а также ситуациям, когда угроза отключения по объективным обстоятельствам неизбежна, но коммунальные службы ничего не делают, чтобы это предотвратить.
Законопроект предусматривает запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий в сфере тепло- и водоснабжения. Действующие ГУПы и МУПы в течение полутора лет должны быть преобразованы в казенные предприятия. «Это делается для того, чтобы в случае банкротства было невозможно просто списать их долги. Такая мера должна остановить рост задолженности коммунальных предприятий перед поставщиками», — считает председатель правительства.
Второй законопроект вводит административную ответственность собственников и руководителей жилищно-коммунальных компаний за нарушение нормативов по созданию и использованию запасов топлива. Такая мера, рассчитывают в кабинете министров, поможет устранить лазейки для хищений и других злоупотреблений, чтобы топлива хватало для надежного и бесперебойного теплоснабжения, а температура воды в трубах, батареях соответствовала нормативным требованиям.
С «Росатомом» по пути
Северный морской путь (СМП) перейдет под управление госкорпорации «Росатом». Она станет и главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на его развитие.
После длительного обсуждения правительство согласовало расширение полномочий «Росатома» по управлению СМП. Сосредоточение целого ряда ключевых полномочий у госкорпорации, как заявил Дмитрий Медведев, должно способствовать более динамичному развитию проекта.
На «Росатом» возложат функции по оказанию государственных услуг в области морской деятельности и по управлению государственным имуществом в районе СМП и прилегающих территорий. «Росатом» в рамках проекта станет главным распорядителем бюджетных денег и одновременно администратором доходов государства, будет готовить предложения по государственной политике, станет таким единым входным окном для потенциальных инвесторов и перевозчиков», — уточнил глава правительства.
Министерство транспорта от Северного морского пути полностью не отстраняется: решено использовать так называемый принцип «двух ключей». Так, планы развития инфраструктуры СМП будет готовить госкорпорация, а утверждать министерство.
За минтрансом, правда, по согласованию с «Росатомом», останется утверждение отдельных актов, регулирующих работу морского пути. Речь идет о правилах ледокольной проводки судов, правилах ледовой лоцманской проводки судов и правилах проводки судов по маршрутам в акватории СМП, положении о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов; перечне морских портов и перечне портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом порту; о решении об открытии морского порта на Северном морском пути.
Троллейбус без НДС
Перевозки общественным транспортом по регулируемым тарифам будут освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Подготовленные в Налоговый кодекс поправки направлены на поддержку пассажирских перевозок автомобильным и электротранспортом по государственным и муниципальным контрактам. «Сегодня по существующим нормам при оплате выполненных работ по государственным и муниципальным контрактам требуется взимание НДС, что, конечно, влияет и на расходы государства в этой сфере», — заявил Дмитрий Медведев на заседании.
— Отмена налога позволит развивать бизнес по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам и, конечно, сократит расходы региональных и местных бюджетов, — подчеркнул премьер.
Унитарный случай. ГУП и МУП могут заставить закупать товары и услуги по общим правилам (Татонова И.)
Дата размещения статьи: 22.02.2017
Госдума одобрила в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц». Документ подготовлен Минэкономразвития и предусматривает поправки в Закон N 44-ФЗ о контрактной системе, что введет общие правила на закупки государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Однако некоторые эксперты считают, что переход ГУП и МУП на новые правила осуществления закупок может привести к их массовому преобразованию в акционерные общества.
ЗА ЧТО ПОБЛАЖКИ?
Напомним: унитарное предприятие — это коммерческая организация с особой организационно-правовой формой, которая не позволяет наделять такое предприятие правом собственности на закрепленное за ней имущество. Все оно является неделимым, не распределяется по вкладам и долям. Унитарное предприятие не может также создавать дочерние предприятия. Деятельность таких организаций регулируется Федеральным законом N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Вообще многие эксперты считают ГУП и МУП менее прозрачной формой по сравнению с теми же акционерными обществами, где предусмотрено корпоративное управление. Однако одним из больших плюсов унитарных предприятий является то, что имущество в таком случае остается в государственной и муниципальной собственности.
Проведение ГУП закупок на собственные средства регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
ЧЕМ ПРОЗРАЧНЕЕ, ТЕМ ЧЕСТНЕЕ
ТУДА ИМ И ДОРОГА?
Законопроект, ограничивающий сферу деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий рекомендован к первому чтению
Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)», ограничивающий сферу деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Законопроектом предлагается установить запрет создания унитарных предприятий либо изменения видов их деятельности, за исключением случаев, когда унитарное предприятие создаётся в целях обеспечения обороны и безопасности государства , и предусмотрено федеральным законом, актом Президента или Правительства России либо для работы в сферах естественных монополий.
Законопроектом также предусматривается, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу предлагаемых изменений и осуществляющие деятельность на товарных рынках, будут подлежать ликвидации или реорганизации в срок до 1 января 2021 года.
Проект закона подготовлен ФАС России в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в РФ на 2018–2020 годы (утверждён Указом Президента России от 21 декабря 2017 года №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»).
По информации ФАС России, по состоянию на 1 января 2018 года количество унитарных предприятий составило 18 624, что на 39% больше, чем по состоянию на 1 января 2013 года.
Большая часть унитарных предприятий работает в сферах с развитой конкуренцией. Значительное число таких предприятий работают в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, управления жилым фондом, торговли и оказания услуг.
При этом ФАС России выявлены многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путём передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках.
В целях реализации предлагаемого запрета предусматривается наделить ФАС России полномочиями по выдаче заключений о соответствии создания унитарного предприятия или изменения им видов деятельности антимонопольному законодательству.
Соответствующие изменения предлагается внести в федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О защите конкуренции» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Комитет подтверждает, что организационно-правовая форма унитарных предприятий, позволяющая распоряжаться находящимся в ведении государственным (муниципальным) имуществом, являясь при этом коммерческой организацией, обеспечивает несомненные преимущества на конкурентных рынках.
Однако законопроект не учитывает негативные последствия ликвидации унитарных предприятий с рынков, на которых отсутствуют частные хозяйствующие субъекты. Такие рынки не ограничиваются сферами обеспечения обороны, безопасности и естественных монополий.
Помимо этого, преобразование унитарных предприятий перечисленных сфер деятельности в бюджетные учреждения либо в акционерные общества не всегда возможно.
По мнению Комитета, подход к деятельности унитарных предприятий должен быть основан на выявлении и пресечении антиконкурентных действий. В этой связи целесообразно вводить запрет на деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках, на которых их деятельность наносит ущерб развитию конкуренции.
Такой подход позволит сократить участие государства в конкурентных экономических отношениях и избежать негативных последствий ухода с социально значимых и иных специфических рынков, на которых отсутствуют частные хозяйствующие субъекты.
Законопроект планируется к рассмотрению на пленарном заседании Госдумы 20 ноября.
Упразднение унитарных предприятий как мера по повышению уровня конкуренции в РФ (Косинов В.А.)
Дата размещения статьи: 12.04.2015
Согласно действующему законодательству унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) // СПС «КонсультантПлюс»).
При этом законодатель ограничивает возможность создания таких предприятий, указывая на то, что «в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия» (п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) // СПС «КонсультантПлюс»).
Правительство РФ предлагает перенести с 1 января 2021 года на 1 января 2023 года срок ликвидации или реорганизации существующих ГУПов и МУПов в тех сферах, в которых их создание будет запрещено
Кроме того, поправками предлагается расширить перечень сфер деятельности, на которые не будет распространяться запрет на создание унитарных предприятий
в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ;
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, для обеспечения обороны и безопасности РФ и в случае осуществления деятельности в сферах естественных монополий.
В соответствии с предложенными поправками унитарные предприятия также могут быть созданы в целях обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, разведывательной деятельности, мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, транспортной безопасности, международных отношений, государственной охраны, внутренних дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти РФ.
Законопроект о запрете создания ГУПов и МУПов прошёл первое чтение
Государственная Дума приняла в первом чтении правительственный законопроект № 54026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)».
Законопроектом, как рассказал в ходе пленарного заседания замглавы Федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский, вводится запрет на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках с момента вступления в силу данного закона. При этом предусматривается несколько исключений: когда унитарные предприятия создаются по решению в соответствии с федеральным законом, актами президента и правительства, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, для осуществления деятельности в сферах естественных монополий.
Документом предусматривается переходный период в два года, в течение которого унитарные предприятия, которые осуществляют деятельность на конкурентных рынках, подлежат реорганизации либо ликвидации по решению учредителей.
Органами управления имуществом должна быть проведена оценка деятельности этих предприятий и принято решение об их реорганизации. «Как мы представляем, это, если сектор социальный и не связан с извлечением прибыли, это бюджетные учреждения. А ели это конкурентный рынок, где задача предприятия – получение прибыли, то это акционерное общество», – пояснил С. Пузыревский.
В случае если конкуренция на рынке отсутствует, это унитарное предприятие может продолжить осуществление деятельности, однако нового предприятия на этом рынке не появится.
Если решение о реорганизации учредителем не принимается, то по истечении переходного периода антимонопольный орган выдаст такому предприятию предупреждение о проведении мероприятий по реорганизации или ликвидации с установлением разумных сроков проведения соответствующих процедур. По подсчётам ФАС, для перевода унитарного предприятия в бюджетную организацию в среднем максимальный срок составит порядка 6 месяцев, для акционирования – порядка 1 года.
Если предупреждение не будет выполнено, то возбуждается антимонопольное дело, по результатам которого антимонопольный орган обращается с иском в суд о ликвидации.
Ко второму чтению, сообщил замглавы ФАС, будут уточнены сферы, в которых унитарные предприятия смогут функционировать. «Это не влияет на концепцию законопроекта, поскольку эти сферы относятся не к конкурентным рынкам», – отметил он. Например, деятельность унитарных предприятий для обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, сохранение унитарных предприятий в сфере культуры, искусства и сохранения культурных ценностей. Кроме того, в целях лекарственного обеспечения населения в труднодоступных территориях предлагается уточнить, что унитарное предприятие не подлежит ликвидации, при отсутствии конкуренции.
Совет федерации намерен отклонить закон о запрете создания ГУПов и МУПов
Совет федерации не будет принимать закон, вводящий с 2019 года запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУПов и МУПов), заявила спикер Валентина Матвиенко на семинаре Совета законодателей. Она назвала инициативу «антиконституционной».
«Совет федерации его принимать не будет, и мы уже сообщили об этом в администрацию президента. Он нарушает принципы распределения полномочий: федеральным законом пытаются регулировать сферу деятельности субъектов федерации и муниципалитетов»,— сказала госпожа Матвиенко (цитата по «РИА Новости»).
Спикер Госдумы Вячеслав Володин сказал, что депутаты не смогут не учесть позицию Совета федерации. При этом он добавил, что документ можно доработать, а не отклонять.
Накануне, 11 декабря, внесенный правительством законопроект о запрете создания новых ГУПов и МУПов прошел первое чтение в Госдуме. Уже существующие предприятия должны быть к 2021 году преобразованы или ликвидированы. Не коснутся изменения только некоторых из них — например, работающих в сфере естественных монополий или учрежденных Минобороны и ФСБ.
Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП
Правительство РФ внесло в Госдуму разработанный Федеральной антимонопольной службой (ФАС РФ) законопроект № 554026-7, направленный на установление запрета на создание унитарных предприятий или изменение их видов деятельности. Разработчики проекта отмечают, что, по статистике, количество ГУП и МУП за последние годы значительно выросло. ФАС РФ считает, что участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает сильное негативное влияние на конкуренцию на местных рынках, приводящее к их монополизации.
Ведомство отмечает, что многие ГУП и МУП не ведут какой-либо профильной деятельности, кроме сдачи в аренду находящихся в их хозяйственном ведении объектов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кроме того, выявлены многочисленные факты ухода госзаказчиков от применения правил закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ посредством передачи бюджетных субсидий подведомственным ГУП и МУП для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд госзаказчика, в том числе и на конкурентных рынках.
Законопроектом предлагается установить запрет на создание ГУП и МУП либо изменение их видов деятельности, помимо случаев, когда:
- создание предприятия предусмотрено федеральным законом, актом Президента РФ или Правительства РФ;
- учредителями предприятий являются федеральные органы исполнительной власти, занимающиеся деятельностью в сфере обороны, госуправления в сфере обеспечения безопасности РФ, государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством РФ;
- деятельность ГУП и МУП осуществляется в сферах естественных монополий.
Проект наделяет ФАС РФ полномочиями по выдаче заключений о соответствии антимонопольному законодательству создания унитарного предприятия либо изменения им видов деятельности.
Кроме того, предлагается все ГУП и МУП, созданные до принятия данного законопроекта и находящиеся в условиях конкуренции на товарных рынках, кроме ГУП и МУП, подпадающих под вышеуказанные исключения, ликвидировать или реорганизовать по решению учредителя в срок до 01.01.2021, а при непринятии либо неисполнении учредителем такого решения — ликвидировать их в судебном порядке по иску ФАС РФ.
Законопроектом вносятся изменения:
- в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ;
- закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ;
- закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Об унитарных предприятиях рассказывает наша статья «Какими юридическими лицами являются унитарные юридические лица?». О правовом регулировании антимонопольной деятельности читайте в материале «Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности».
Унитарные предприятия уйдут с конкурентного рынка к 2021 году. А ограничить их деятельность планируют уже в ближайшее время
Федеральная антимонопольная служба выступила с инициативой убрать с конкурентного рынка унитарные предприятия. По мнению ведомства, деятельность этих субъектов отрицательно сказывается на состоянии конкуренции, а сами они нередко используются своими учредителями для обхода требований законодательства о закупках. Деятельность УПов предлагается существенно ограничить уже с 2019 г., а к 2021 и вовсе ликвидировать их за некоторыми исключениями.
На прошлой неделе, 25 сентября, Правительство РФ внесло на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, предусматривающий изменения в порядке создания и реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также сокращение их деятельности и количества к 2021 г. (проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий» зарегистрирован под № 554026-7, далее — Законопроект).
Соответствующие изменения предполагается внести в федеральные законы от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Планируется, что закон в случае его принятия вступит в силу уже с 1 января 2019 г. за исключением некоторых положений, касающихся в том числе межведомственного взаимодействия регистрирующих и антимонопольных органов.
С чем связана инициатива ФАС России и Правительства?
По мнению Федеральной антимонопольной службы, участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечет их монополизацию.
Дело в том, что большая часть унитарных предприятий работает в сферах с развитой конкуренцией. Значительное число таких предприятий работают в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, управления жилым фондом, торговли и оказания услуг. В то же время антимонопольные органы выявляют многочисленные факты обхода заказчиками норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Зaказчики передают бюджетные средства подведомственным унитарным предприятиям в форме субсидий для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках.
Кроме того, особенности организационно-правовой формы и закрепления имущества обуславливают неэффективность унитарных предприятий, в том числе по причине отсутствия эффективного корпоративного контроля (советов директоров с независимыми директорами, систем управления рисками и т.д.), а «гарантированный» спрос на продукцию не способствует повышению производительности труда и инновационному развитию таких предприятий.
К тому же, как отмечалось в отчете Федерального агентства по управлению государственным имуществом «О выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества 2014—2016 гг.» в 2015 г., унитарные предприятия во многих случаях имеют в хозяйственном ведении значительное количество разнородных, не связанных объектов и при этом не осуществляют какой-либо профильной деятельности, а занимаются лишь сдачей таких объектов в аренду.
По словам заместителя руководителя ФАС России Сергея Пузыревского, создание государственных и муниципальных унитарных предприятий или изменение их видов деятельности влияет на конкурентную среду, приводит к изменению ситуации на рынке, ограничивает конкуренцию. Соответственно, полагают в антимонопольном ведомстве, необходимо запретить деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий на конкурентных рынках.
Создавать новые УПы можно будет лишь в исключительных случаях
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предлагается дополнить новой главой 7.1, устанавливающей антимонопольные требования к созданию и осуществлению деятельности унитарных предприятий. Общим правилом становится запрет на появление новых УПов, за исключением следующих случаев:
если это прямо предусмотрено законом, актом Президента или Правительства;
если унитарное предприятие учреждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, обеспечения государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством РФ;
для осуществления деятельности в сферах естественных монополий.
Проверять, есть ли основания для появления нового унитарного предприятия, будет ФАС России. Для этих целей служба наделяется полномочиями по выдаче заключений о соответствии антимонопольному законодательству. Заключения будут выдаваться по запросу органа, планирующего учредить унитарное предприятие, в котором должно содержаться в том числе обоснование необходимости создания УПа, а также сведения о товарном рынке (товарных рынках), на котором предприятие будет осуществлять деятельность.
Деятельность УПов значительно сократится уже с 2019 г.
Помимо ограничения на создание новых унитарных предприятий, Законопроект предусматривает ограничение деятельности уже существующих. В частности, предусмотрено, что деятельность унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках допускается лишь при условии, что выручка от такой деятельности не превышает 10% выручки от деятельности, для которой создавать унитарные предприятия разрешено (в сферах естественных монополий, а также в исключительных случаях — в соответствии с законом, актом Президента или Правительства или для обеспечения государственной и общественной безопасности).
Унитарные предприятия, созданные или работающие с нарушениями новых требований, подлежат ликвидации. А до 1 января 2021 г. ликвидации или реорганизации подлежат все унитарные предприятия, работающие на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, за исключением приведенных выше трех случаев. Если соответствующие решения не будут приняты либо не будут исполнены, унитарные предприятия будут ликвидированы в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
После 2021 г. переход товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкуренции также повлечет для действующих на нем унитарных предприятий необходимость ликвидироваться либо реорганизоваться в срок, который укажет антимонопольный орган в соответствующем предписании.
Согласно статистике, размещенной на официальном сайте ФНС России, количество унитарных предприятий, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, по состоянию на 01.01.2013 составило более 11 000, а на 01.01.2016 — уже более 23 000 предприятий (то есть за три года число предприятий увеличилось более чем в два раза). И хотя в последнее время количество унитарных предприятий постепенно снижается — по состоянию на 01.01.2018 количество унитарных предприятий составило около 18 600, — антимонопольный орган, аргументируя необходимость сокращения числа УПов, обращает внимание на отраслевую составляющую указанной статистики. Так, к примеру, к 01.01.2016 в сфере сделок с недвижимостью, аренды и предоставления услуг число федеральных унитарных предприятий достигло 520 предприятий (что составило 35,2% от числа федеральных унитарных предприятий), на региональном уровне 535 унитарных предприятий, а муниципальных унитарных предприятий — 3853 (24,1% от числа муниципальных унитарных предприятий). Эти цифры демонстрируют значительное число унитарных предприятий в сферах с развитой конкуренцией.
Изъятие унитарного масштаба. Правительство России продолжает борьбу с государственными и муниципальными унитарными предприятиями (ГУП и МУП) в коммунальной сфере
На днях оно поддержало идею Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с 2018 года исключить из тарифов для таких предприятий расчетную прибыль. Теперь для получения прибыли им придется сокращать собственные расходы.
Фото: ИМА «Череповец»
В службе полагают, что это позволит сдержать рост тарифов, а также развить институт концессий — для «долгих инвесторов» возможность закладывать прибыль в тарифы останется. Впрочем, эксперты сомневаются, что ГУПы и МУПы, лишенные прибыли, станут активнее переходить в частные руки.
Правительство поддержало предложение ФАС отменить предпринимательскую прибыль для МУПов и ГУПов, исключив ее со следующего года из тарифов на тепло, водоснабжение (водоотведение) и обращение с твердыми коммунальными отходами — соответствующее постановление на минувшей неделе опубликовал Белый дом.
Сейчас тарифы рассчитываются на основании валовой выручки предприятий, которая включает в себя сумму планируемых (в частности, на производство и реализацию продукции) и экономически обоснованных расходов (например, на обслуживание займов), а также налог на прибыль и расчетную предпринимательскую прибыль (не более 5% от учитываемых в расчете расходов). Как пояснил глава управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС Алексей Матюхин, расчетная прибыль сейчас расходуется предприятиями по своему усмотрению — у них нет обязанности направлять ее на повышение своей эффективности. Теперь же для МУПов, ГУПов и организаций, которые работают на основании краткосрочных договоров аренды и могут в любой момент уйти с рынка, при расчете тарифов на 2018 год заявленная прибыль учитываться уже не будет — это может уменьшить размер тарифа или хотя бы сдержать его рост.
«Получать прибыль они смогут за счет экономии и снижения своих расходов», — поясняет чиновник.
Опубликованное постановление — новый инструмент Белого дома в борьбе с неэффективными унитарными предприятиями в коммунальной сфере: как отмечается в пояснительной записке, оно направлено на развитие концессий как альтернативы унитарным предприятиям. Как поясняет Алексей Матюхин, для «долгих» инвесторов в ЖКХ возможность учитывать расчетную прибыль будет сохранена.
У ФАС уже были претензии к тарифам унитарных предприятий — в октябре 2016 года в службе заявляли, что больше всего затрат в тарифах ГУПов и МУПов закладывается в графу «Прочее», что в службе воспринимают как значительные нецелевые расходы. В ведомстве ранее намеревались повышать эффективность коммунальной сферы даже снижением тарифов для регионов с низким качеством жилищно-коммунальных услуг, а также хотели взять под контроль создание новых унитарных предприятий.
С предложением ФАС согласился и Минстрой, который планирует передать к 2020 году 80% предприятий ЖКХ в концессии и не исключает введения запрета на создание ГУПов и МУПов в отрасли. Как заявили в министерстве, «реалии таковы, что МУПы и ГУПы ограничены в привлечении финансирования на модернизацию коммунальной инфраструктуры и зачастую их деятельность неэффективна не только с финансовой, но и с управленческой точки зрения». По данным ведомства, всего в коммунальной отрасли работает более 38 тыс. предприятий, из них — около 4 тыс. ГУПы и МУПы. «Как показывает практика, перевод предприятий в концессии и привлечение частного инвестора позволяют повысить безаварийность, сократить потери на сетях, а также повысить качество услуг«,— отмечают в Минстрое. В сфере ЖКХ заключено более 1,6 тыс. концессионных соглашений на 211 млрд руб.
Глава ассоциации «ЖКХ-развитие» Алексей Макрушин поясняет: постановление снимает и противоречие между желанием ГУПов и МУПов получать прибыль и несогласием регионов учитывать ее в тарифе, в том числе из-за возможного роста платы для граждан. По его словам, у части ГУПов и МУПов такая прибыль уже равна нулю, а предприятия, которых постановление все-таки коснется, «никому не будет сильно жаль» — однако в том, что их станут передавать в концессии, эксперт сомневается.
Интересно, что в Череповце к своим МУПам в жилищно-коммунальной сфере относятся более чем трепетно: они сохраняются за счёт прямого устранения конкурентов — частных предприятий с коммунального рынка города (как это было с дорожными предприятиями, лишившимися муниципального заказа на уборку городских территорий и некоторыми частными УК), за счёт средств городского бюджета и прямых отчислений жителей города. При этом в качестве главных аргументов в пользу «бессмертия» МУПов называются обеспечение высокого качества оказываемых услуг (?) и конкуренции (?!):
Мэр Череповца о работе муниципальных УК:
В Вологде планируют создать муниципальную организацию, которая будет заниматься уборкой и содержанием города. Об этом сегодня на пресс-конференции рассказал мэр города Андрей Травников:
«Уборкой и содержанием территорий города должна заниматься одна организация или унитарное предприятие с участием города. Я думаю, что в будущем, мы все-таки придем к созданию такой организации, и, благодаря ей, будем иметь возможность контролировать ситуацию хотя бы на части территории. Это просто необходимо».
Когда такая организация появится мэр сказать не смог, но отметил, что это будет не 2017 год. Ситуацию с уборкой улиц он назвал непростой.
Евгения Крючкова, Сергей Авдеев
СамолётЪ
Правительство устанавливает запрет на создание ГУПов и МУПов
Правительство РФ предлагает запретить создавать унитарные предприятия либо изменять виды их деятельности. Уже работающие (на товарных рынках) будут подлежать ликвидации.
Законопроект с соответствующей инициативой «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)» поступил на рассмотрение Государственной Думы.
Законопроектом, как следует из сопроводительных документов, предлагается установить запрет создания унитарных предприятий либо изменения видов их деятельности, за исключением случаев, когда унитарное предприятие создаётся в целях обеспечения обороны и безопасности государства и предусмотрено федеральным законом, актом президента или правительства России либо для работы в сферах естественных монополий.
В целях реализации предлагаемого запрета предусматривается наделить ФАС России полномочиями по выдаче заключений о соответствии создания унитарного предприятия или изменения им видов деятельности антимонопольному законодательству.
Законопроектом также предусматривается, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу предлагаемых изменений и осуществляющие деятельность на товарных рынках, будут подлежать ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 1 января 2021 г. В случае непринятия либо неисполнения такого решения – ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
По информации ФАС, на 1 января 2018 г. количество унитарных предприятий в РФ составило 18 624, что на 39% больше, чем по состоянию на 1 января 2013 г. Большая часть из них работает в сферах с развитой конкуренцией. Значительное число таких предприятий работают в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, управления жилым фондом, торговли и оказания услуг.
Участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечёт их монополизацию, подчёркивает правительство.
В ФАС заявили, что не намерены уничтожать все ФГУПы и МУПы
МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не ставит целью закона о ликвидации унитарных предприятий к 2021 г. уничтожение всех ФГУПов и МУПов, будет составлен список исключений. Об этом сообщил глава ведомства Игорь Артемьев, выступая на парламентских слушаниях в Госдуме.
«У нас нет фанатичного желания уничтожить эту форму (предприятий — прим. ТАСС) и не учитывать тот негативный эффект, который это может иметь. Нам следует руководствоваться принципом «Не навреди», — сказал глава ФАС. По его словам, есть сферы, где нет и никогда не будет конкуренции, поэтому там ФГУПы и МУПы должны существовать. «И не надо на них посягать, нужно только правильно прописать эти сферы», — заявил Артемьев.
Глава ФАС отметил, что к таким сферам относятся оборона и безопасность, а также сфера культуры и культурного наследия. «Надо написать это прямо, так как мы силовые структуры указали», — сказал Артемьев.
Он также добавил, что многие отрасли сегодня являются убыточными, и коммерсанты туда не смогут прийти. Среди них — большое количество социальных услуг, а также услуг в области транспорта, лекарственного обеспечения, медицинского обслуживания населения.
По словам Артемьева, не стоит думать, что вместо ФГУПов не появится никакой альтернативы. «ФГУП — это очень архаичная форма, очень непрозрачная. Муниципалитеты, субъекты РФ, федеральное правительство передают (ФГУПам и МУПам — прим. ТАСС) имущество, большая часть которого не зарегистрирована, из бюджетов всех уровней выделяются субсидии, и за счет этих субсидий они оказывают услуги весьма и весьма среднего качества, возьмите все ЖКХ», — отметил он.
По слова Артемьева, правительство предлагает не трогать некоторые сферы, но в большинстве случаев ФГУПы должны быть преобразованы.
«На уровне правительства решили сделать перечень, который крупные предприятия в этой форме защитит. На этой стадии мы должны разделить те, которые остаются, и провести анализ конкурентной среды», — сказал глава ФАС. По его словам, если окажется, что помимо ГУПа в какой-то сфере работают 20-40 частных компаний, то не стоит закрывать для них рынок.
Артемьев напомнил, что президент РФ Владимир Путин просил определиться с будущим ФГУПов и МУПов, и эта тема входит в национальный план развития конкуренции.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поддержал предложение о ликвидации унитарных предприятий как формы собственности.
Источники
Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.
Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.- Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.
- Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.