Предлагается уточнить право инспекторов труда на беспрепятственное посещение работодателей при прове

Полная информация на тему: "Предлагается уточнить право инспекторов труда на беспрепятственное посещение работодателей при прове" в помощь грамотному гражданину.

При выявлении незначительных нарушений трудового законодательства работодателю предлагается выносить предупреждение

Согласно проекту государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязан вынести работодателю предупреждение, за исключением выявления нарушений, влекущих выдачу предписаний либо применение административных наказаний в виде административного штрафа.

Предупреждение выносится за впервые совершенное нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также за нарушение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не влияющее напрямую на права работников.

Предупреждение выносится в порядке, предусмотренном административным законодательством.

В случае неустранения работодателем указанных в предупреждении нарушений в установленный в нем срок без уважительных причин государственный инспектор труда обязан выдать работодателю обязательное для исполнения предписание или составить протокол об административном правонарушении в порядке, предусмотренном законодательством РФ об административных правонарушениях.

Предлагается уточнить право инспекторов труда на беспрепятственное посещение работодателей при проверках

Минтруд РФ разработал законопроект, вносящий изменения в статьи 357 и 212 Трудового кодекса (ТК РФ). Проектом установлено, что госинспекторы труда при проведении проверок вправе беспрепятственно, в любое время суток — при наличии удостоверений установленного образца — посещать организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе:

  • филиалы,
  • обособленные подразделения,
  • производственные и иные участки, находящиеся за пределами территории организации.

Кроме того, проектом устанавливается обязанность работодателя при осуществлении на территории, находящейся под его контролем, производства работ (оказания услуг), перед их началом:

  • информировать производителей работ (услуг) о существующих рисках возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью работников,
  • разработать мероприятия, исключающие возможность возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью работников сторонних организаций и принимать участие в их реализации.

О проверках Роструда рассказывают наши статьи:

Проверки ГИТ: права и обязанности инспекторов и работодателей (Куревина Л.В.)

Дата размещения статьи: 09.09.2015

Раз в три года учреждение может быть подвергнуто проверке Государственной инспекцией труда. Кроме этого, проверить организацию инспекторы по труду могут в любое время по жалобам работников. Чтобы избежать проблем и штрафов, работодатель должен быть «во всеоружии»: необходимо знать, что становится предметом проверки и какими полномочиями обладает сотрудник инспекции, какие права имеет сам работодатель и какие действия инспектора можно обжаловать.

Структура, задачи, полномочия

К сведению. Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по информированию и консультированию, регулируются Административным регламентом, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 18.05.2012 N 581н .
———————————
«Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Виды проверок

Права и обязанности государственных инспекторов труда

Согласно ст. 357 ТК РФ и Постановлению N 875 инспекторы ГИТ при осуществлении контрольных мероприятий имеют следующие права:

При осуществлении надзора за соблюдением трудового законодательства инспекторы труда обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при реализации полномочий. Кроме этого, инспекторы труда после оставления своей должности не имеют права распространяться об источниках любой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и обязаны воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы. Ограничения при проведении проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) установлены в ст. 15 Закона N 294-ФЗ.

На что обратить внимание?

Прежде всего, одним из прав, предоставленных работодателям законодательством, является обжалование действия (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшего за собой нарушение прав юридического лица. Работодателю следует знать, какие его права могут быть нарушены и какие нарушения законодательства допускают инспекторы по труду при проверке.

Примечание. Перед началом проверки работодатель вправе потребовать заверенную печатью копию приказа (распоряжения) о ее проведении, подтверждение полномочий должностных лиц на проведение проверки, а также копию документа о согласовании проверки с органом прокуратуры (ч. 3 ст. 14, п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).

Обратите внимание! Предмет проверки и основания ее проведения должны быть названы в приказе о проведении проверки. Приказ должен соответствовать типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Приказ N 141).

6. Превышение установленных сроков проведения проверок. Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не должен превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Если у юридического лица имеются структурные подразделения (филиалы), срок устанавливается отдельно по каждому подразделению, а общий срок проверки не может превышать 60 рабочих дней (ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
7. Непредоставление акта проверки. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения, в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или представителя, а также в случае их отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Типовая форма акта проверки установлена Приказом N 141.

К сведению. К акту проверки прилагаются: объяснения работников юридического лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований; предписания об устранении выявленных нарушений; иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Ответственность работодателя

Каков порядок инспектирования работодателей?

В соответствии со ст. 360 ТК порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.

К международным актам, регулирующим порядок инспектирования организаций, надо отнести Конвенцию МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947) и Протокол 1995 г. к этой Конвенции, ратифицированные Россией. Основные положения указанных актов воспроизведены в ст. 360 ТК, которая устанавливает основные элементы процедуры проверок и, в частности, предусматривает, что государственные инспекторы труда инспектируют любые организации на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Читайте так же:  Образец договора подряда между юридическими лицами

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Помимо ст. 360 ТК, требования к организации и проведению проверок соблюдения трудового законодательства закреплены в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В соответствии со ст. 7 Закона государственный инспектор труда правомочен проводить мероприятия по контролю (надзору) при наличии у него соответствующего распоряжения (приказа), который он обязан предъявить работодателю проверяемой организации. В этом документе указываются:

1) его номер и дата;

2) наименование соответствующего органа федеральной инспекции труда;

3) фамилия, имя, отчество государственного инспектора труда, уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

4) наименование подлежащей контролю (надзору) организации;

5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

6) правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенную печатью копию государственный инспектор труда предъявляет одновременно со своим служебным удостоверением работодателю или его представителю.

Наряду с федеральными законами порядок проведения проверок устанавливается подзаконными нормативными актами, в частности Положением о федеральной инспекции труда, утв. Постановлением Правительства, и положениями о государственных инспекциях труда конкретных субъектов РФ, утвержденных приказами Роструда, где предусматриваются полномочия государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда по проведению инспекционных проверок. Так, государственный инспектор труда имеет право беспрепятственного прохода (в любое время суток) в любую организацию, которая подлежит проверке. Это право распространяется и на работодателей — физических лиц.

[1]

Для организаций Вооруженных Сил РФ, органов безопасности, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, других правоохранительных органов, исправительных учреждений, организаций атомной и оборонной промышленности и некоторых других организаций устанавливаются особые правила инспектирования, которые предусматривают:

[3]

Доступ только для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;

Проведение проверок в назначенное время;

Ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

Проблемы реализации гражданами права на обращение в Федеральную инспекцию труда как орган исполнительной власти (Сапфирова А.А.)

Дата размещения статьи: 12.05.2015

В рамках формы взаимодействия Федеральной инспекции труда с работниками заслуживает поддержки идея внедрения «горячих линий», по которым обращаются работники (в том числе потенциальные) по вопросам нарушений их трудовых прав и интересов. Данные линии организованы Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и активно внедряются государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации. Об этом свидетельствуют данные опросов работников на сайте Роструда. Так, на вопрос о том, какой способ получения консультации по трудовому законодательству предпочтительнее, 43% из более чем 8000 опрошенных работников выбрали звонок на телефон «горячей линии», 17% — личный прием в Государственной инспекции труда, 16% — письменный запрос в Государственную инспекцию труда, 24% — форум Роструда [15].

Трудовая инспекция: проведение проверок

При осуществлении предпринимательской деятельности, бизнесмены обязаны соблюдать большое количество законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих различные сферы их деятельности. В противном случае, при проведении контрольных мероприятий со стороны государства, организацию и ее должных лиц ожидает административное наказание. Проверки могут осуществляться в виде налогового и валютного контроля, таможенного контроля и контроля за осуществлением иностранных инвестиций, банковский и страховой надзор и, конечно контроль со стороны инспекции труда.

В настоящее время действует федеральный закон от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту Закон № 294-ФЗ), который устанавливает порядок проведения проверок юридических лиц и ИП органами государственной власти. Положения закона распространяются на все контрольные мероприятия в отношении организаций и ИП, кроме действий, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, следствием и судом, административным расследованием, прокурорским, налоговым, финансовым, валютным и банковским надзором.

Под действие закона также не подпадают контрольные мероприятия в пунктах пропуска через госграницу и мероприятия по расследованию причин возникновения техногенных и природных ЧС, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), несчастных случаев на производстве.

Главная цель принятия Закона № 294-ФЗ — это защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля. Рассмотрим проведение проверок со стороны трудовой инспекции. Помимо данного закона, при проведении проверок инспекторы также руководствуются Конвенцией Международной организации труда N 81 об инспекции труда (1947) и Протоколом к ней (1995), Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875, Методическими рекомендациями по применению должностными лицами государственных инспекций труда Закона N 294-ФЗ, утв. приказом Роструда от 24.01.2011 N 14.

Федеральная инспекция труда не является наименованием какого-либо определенного государственного органа власти, а представляет собой единую централизованную систему, состоящую из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Государственная инспекция труда есть в каждом субъекте РФ.

В статье 354 ТК РФ содержится определение Федеральной инспекции труда (далее по тексту «трудовая инспекция»), как единой централизованной системы, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, который назначается и освобождается от должности Правительством Российской Федерации. Таким образом, государственные инспекторы труда не независимы от госорганов, должных лиц и подчиняются только закону.

Контроль со стороны трудовой инспекции может осуществлять в форме проверок, выдачи предписаний, а также рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Проверки могут быть плановые и внеплановые. Плановой является проверка, проводимая трудовой инспекцией с определенной периодичностью и только на основании утвержденного плана. Внеплановой же является проверка, проводимая трудовой инспекцией независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований. И первые и вторые могут проводиться в форме документарных и выездных.

Что проверяет трудовая инспекция?

Общие требования к обращению, направляемому в трудовую инспекцию, содержатся в ст. 7 Закона N 59-ФЗ:

  • наименование органа, в который направляется письменное обращение;
  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • личная подпись и дата обращения. Также необходимо указать местонахождение работодателя.

Правом обращения в инспекцию труда обладают только те работники, с которыми заключен трудовой договор. Но, если гражданин заключил с работодателем гражданско-правовой договор, а по характеру данный договор является трудовым, то в данном случае можно обратиться в инспекцию с заявлением о признании договора трудовым, но обращаться в трудовую инспекцию нужно в период действия такого договора, после прекращения отношений между работником и работодателем, признанием этих отношений трудовыми осуществляется только судом.

Читайте так же:  Должностная инструкция помощника генерального директора

Интересно, что если работник хочет, чтобы работодателю не стало известно о направленной жалобе, он может в обращении указать просьбу о неразглашении сведений о заявителе и соблюдении конфиденциальности при проведении проверки (часть вторая ст. 358 ТК РФ). Но в любом случае, должностные лица обязаны хранить тайну и не допускать разглашения сведений, содержащихся в обращении, без согласия заявителя.

Срок обращения в трудовую инспекцию законодательством не установлен, поэтому работник вправе подать жалобу в трудовую инспекцию вне зависимости от того, сколько времени прошло с момента обнаружения нарушения его трудовых прав.

Сведения о месте нахождения государственной инспекции труда соответствующего региона, почтовых адресах, телефонных номерах и адресах электронной почты для направления обращений размещены на официальном сайте (rostrud.ru) Роструда в сети «Интернет», а также приведены в Приложении N1 к Административному регламенту N 354н.

Жалоба в трудовую инспекцию также может быть направлена с помощью электронного сервиса онлайнинспекция.рф. Для этого необходимо выбрать из списка актуальную проблему и заполнить соответствующую форму. Также с помощью данного сервиса можно отслеживать в реальном времени ход решения проблемы.

Обращаем Ваше внимание, что при таком способе подачи заявления, оно будет видно всем пользователям интернета.

Итак, жалобы подана, получена трудовой инспекцией и принято решение о проведении проверки. Основанием для начала проведения каждой проверки, является распоряжение руководителя государственной инспекции труда (его заместителя) о проведении проверки в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя, составляемое по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. 44, п. 67 Административного регламента N 354н). Оно же является тем документом, которым уведомляется работодатель о начале проведения проверки в случаях, когда такое уведомление необходимо (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). После того как руководителем (заместителем руководителя) трудовой инспекции издано распоряжение о проведении проверки и назначено должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, следующим этапом проведения как для документарной, так и для выездной проверки является истребование у работодателя соответствующих документов и информации, необходимых для её проведения (абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ)

Когда запрашиваемые документы и письменная информация представлены работодателем в полном объеме и на их основании можно сделать документально подтвержденные выводы относительно нарушений трудовых прав работников, по окончании их исследования инспектором составляются документы, оформляющие результаты проведенной проверки (акт проверки, предписание). Предписание об устранении выявленных нарушений прилагается к акту проверки лишь в том случае, когда по результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства. Если нарушений в ходе проведения проверки не выявлено, то составляется только акт.

[2]

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Когда к вам приходит инспектор труда

Сотрудники инспекций труда обладают обширными правами как в сфере контроля, так и надзора. Однако некоторые бухгалтеры и руководители предприятий недооценивают значимость контролеров. Именно вопросу их полномочий был посвящен ноябрьский семинар.

Что можно и нельзя инспектору труда?

Многие работодатели жалуются, что Трудовой кодекс написан в пользу работников, и трудовые инспекторы действуют только в их интересах. Но, по словам ведущей семинара, эксперта по трудовому праву Яны Метелевой, главная задача инспектора – следить за соблюдением трудового законодательства, а не принимать заранее чью-то сторону в споре. Следовательно, их деятельность далеко не всегда в интересах работника.

Структура этого контролирующего учреждения состоит из инспекторов по охране труда и инспекторов по правовым вопросам. Их полномочия едины и указаны в статье 357 Трудового кодекса, кроме некоторой дифференциации. К примеру, только инспектор по охране труда имеет право расследовать несчастные случаи на производстве, отстранять от работы сотрудников, которые не прошли специального обучения, а также приостанавливать работу фирмы или ее подразделения и оборудования, если было выявлено нарушение охраны труда.

Инспектор имеет практически неограниченные полномочия. Он не только составляет протокол о нарушении, но и рассматривает материалы дела, а также назначает наказание. Причем именно он учитывает все обстоятельства правонарушения – как смягчающие, так и отягчающие, определяя размер санкции за нарушение и фирме, иее должностному лицу.

Инспекторы труда придут в любое время

На практике возникают ситуации, когда инспектор труда приходит с проверкой на предприятие без распоряжения своего руководителя. Это одна из самых распространенных конфликтных ситуаций. Скажем, идет инспектор мимо строительной площадки и видит, что работы ведутся без соблюдения элементарных норм по охране труда и технике безопасности. Естественно, его задача – прекратить работы, угрожающие жизни и здоровью людей. В этом случае он не пойдет за разрешением к своему начальнику, а тут же отстранит их от работы и выдаст предписание.

Как правило, представители фирмы в таких случаях «встают в позу» и не пускают контролера на объект, не говоря уже о том, чтобы показать какие-то документы. Аргументируют они свою точку зрения тем, что проверяющий должен прийти только с распоряжением своего непосредственного руководства (п. 1 ст. 7 Закона № 134-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

Видео (кликните для воспроизведения).

По словам ведущей семинара г-жи Метелевой, многие предприниматели часто неправильно понимают смысл этого закона. В одной из его статей написано, что если международные договоры предусматривают иные правила, то применяются именно эти правила, а не положения закона (ч. 5 ст. 1 закона).

Такой международный договор в России есть. Еще в 1998 году Госдумой была ратифицирована Конвенция об инспекции труда, в которой зафиксировано, что инспекторы беспрепятственно, без предупреждения, в любое время суток могут прийти с проверкой в любую фирму, имея при себе только удостоверение (Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ). Кстати, чуть позже это положение было подтверждено и в Трудовом кодексе в 357-й статье.

Поэтому лектор обратила внимание, что закон о защите прав хоть и распространяется на трудовых инспекторов, но далеко не во всех случаях. Например, инспекторы соблюдают правило, гласящее, что с плановыми проверками можно приходить в фирму не чаще одного раза в два года. Особого смысла в этом положении нет. Ведь по статистике, плановые проверки составляют лишь 10 процентов от общего объема проверочной работы инспекций труда!

Если представители компании так и не пустят трудовых инспекторов на свой объект, в самое ближайшее время на предприятие придет комплексная проверка, участвовать в которой будут прокуратура, милиция, налоговая инспекция и другие контролеры. К тому же инспектор оштрафует работодателя, если тот не подчиняется его законному распоряжению или не предоставляет информацию.

Читайте так же:  Основные отличия правоспособности от дееспособности

После проверки контролер должен составить акт либо протокол. Причем акт он составляет, только если нарушений не было. Хотя многие предприниматели считают, что инспектор обязан составить и акт, и протокол.

Ошибки в договоре и не только

Работодатели в малом и среднем бизнесе Москвы чаще всего вообще не заключают трудовые договоры с работниками или заключают их со значительным опозданием. Правонарушение это длящееся. Поэтому оштрафовать фирму контролер может в течение двух месяцев с момента, как его обнаружит.

К тому же необходимо помнить, что трудовой договор вступает в силу с момента, который определят сами стороны. Как правило, он вступает в действие с момента выхода на работу сотрудника. С этого же времени ему начинает идти трудовой стаж.

Нужно помнить, что договоры должны быть заключены со всеми работниками – как штатными, так и внештатными. Если сотрудник работает по совместительству, фирма заключает два договора: по основной работе и работе совмещения. Из статьи 151 Трудового кодекса вытекает, что совмещение – это выполнение иной оплачиваемой работы по другой профессии или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Другими словами, совмещать вакантные должности, аналогичные своей, нельзя.

К примеру, в штате предприятия два бухгалтера. Когда один из них уволился, второй, как правило, начинает выполнять его работу. Администрация оформляет это как совмещение работы. Однако инспектор труда считает, что совмещения здесь нет. Эту ситуацию можно оформить как надбавку за дополнительный объем работы.

Инспекторы требуют, чтобы все кадровые документы были оформлены на специальных бланках. Хотя в законе не зафиксировано, что это требование обязательно. Поэтому, если оно не выполнено, фирму не оштрафуют.Напомним, что унифицированные формы «первички» по учету труда и его оплате были утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

Практиканты на работе

Еще одним нарушением можно назвать то, как работодатели оформляют отношения с практикантами. Каждое лето трудовые инспекторы проверяют предприятия, на которые устраиваются учащиеся, проходя таким образом практику. Нарушений они находят массу. К примеру, со студентами фирма должна заключать трудовой, а не ученический договор. Некоторые же работодатели вообще никак не оформляют используемую ими рабочую силу.

Довольно часто практикантам не выдают заработную плату, перечисляя ее на счет учебного заведения. Руководители мотивируют свои действия тем, что с учебным заведением у них заключен договор, по которому оплату за труд временного сотрудника они обязаны перечислять на счет заведения. Это серьезное нарушение, ведь работу выполняет практикант, и, следовательно, деньги надо перечислять ему.

Кстати, у администрации возникает вопрос, а как оценивать работу таких временных сотрудников? Ведь расценок на их работу нет. Инспекторы труда советуют в этом случае рассчитывать пропорционально отработанному времени от минимальной ставки.

Зарплата по правилам

Распространенная ошибка работодателей связана с зарплатными счетами в банках. Конечно, для работодателей это удобный способ перечисления денег. А вот с сотрудниками сложнее. Не нравится им этот способ: и мест, где можно получить деньги,в Москве мало, и ехать от места работы далеко, и комиссия большая, а порой в банкомате вообще денег нет.

Лектор рассказала, что был случай, когда все сотрудники согласились на такой способ получения зарплаты, а одна из сотрудниц отказалась (от работы далеко ехать до банкомата) и стала спорить с администрацией. В итоге она добилась своего, и сейчас для нее одной деньги привозит инкассатор.

На практике обстоит дело обычно так. Администрация вместе с трудовым договором дает работнику на подпись и договор на открытие счета в банке (на который фирма переводит заработную плату).

Однако если согласия сотрудника в трудовом или коллективном договоре на перечисление зарплаты в банк нет, то переводить его на безналичные расчеты нельзя. Это требование установлено в статье 136 Трудового кодекса. И даже если такое условие предусмотрено в договорах, но ухудшает положение работника, то он может потребовать выплачивать зарплату в кассе предприятия.

Часто бухгалтерия выплачивает зарплату сотрудникам лишь раз в месяц, а не два. Однако требование о выплате не реже двух раз в месяц оформлено в кодексе (ст. 136 ТК). За этим нарушением последует штраф. Причем независимо от того, было ли это «правило» прописано в трудовом или коллективном договоре, оформлено приказом руководства или заявлением работника.

К тому же Трудовой кодекс за такие просрочки предусматривает выплату процентов. А поскольку срок исковой давности за это нарушение три года, то суммы, как правило, «набегают» приличные.

Кто за что ответит?

Все нарушения, за которые трудовой инспектор может оштрафовать, укладываются практически в одну статью – 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. Причем по ней контролер применяет ответственность только к должностным лицам, а не самой компании. Другими словами, штраф будет платить генеральный директор фирмы, его заместитель, главный бухгалтер, а также руководители структурных подразделений и их замы.

Бывают случаи, когда за руководителя штраф оплачивает сама компания. Это вызывает лишние подозрения у проверяющих. Они могут материалы дела направить в налоговую инспекцию для более детального изучения.

Не многих руководителей пугает штраф за нарушения трудового законодательства. Ведь его максимальная сумма составляет 5000 рублей. Но они забывают, что если инспектор два раза в год найдет аналогичные нарушения, то через суд на три года дисквалифицирует руководителя. Иными словами, тот не сможет занимать аналогичные должности не только в своей компании, но и в других. А имя такого «проштрафившегося» руководителя Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству внесет в специальный реестр дисквалифицированных лиц, с которым может ознакомиться любой человек.

В Кодексе об административных правонарушениях есть ряд статей, по которым инспектор штрафует предприятие (ст. 5.28–5.34, ст. 5.42, ст. 5.44 КоАП). Статьи связаны с нарушением порядка, по которому фирма заключает коллективный договор, а также порядка примирительных процедур.

Кроме того, есть три статьи, не касающиеся нарушений трудового законодательства. По ним инспектор имеет право составить протокол и направить его для рассмотрения в суд. Во-первых, сотрудник отказывается исполнять законное распоряжение инспектора. В этом случае ему придется заплатить штраф в размере 2000 рублей (ст. 19.4 КоАП).

Во-вторых, фирма, которая не исполнит предписание инспектора в установленный им срок, будет оштрафована на 10 000 рублей (ст. 19.5 КоАП).

И наконец, в-третьих, если сотрудник предприятии не предоставит сведений инспектору в срок, то ему придется заплатить 500 рублей, а компании – 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП).

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала организатора семинара компанию «Бизнес-Семинары» ( www.business-seminars.ru).

Трудовой или гражданско-правовой договор?

Порой работодателю гораздо выгоднее заключить с сотрудником гражданско-правовой, а не трудовой договор, нарушая тем самым права работника. И если ранее трудовые инспекции выявляли такие ситуации, то с января 2004 года – это полностью компетенция суда.

Причем сейчас инспекторы вообще не вмешиваются в вопросы, которые регулируются этим видом договора. Судебная практика в Москве сложилась неоднозначная.

Бухгалтерия обязана выплачивать сотрудникам зарплату не реже двух раз в месяц

Документы, которые потребует инспектор труда на проверке

  1. Уставные документы.
  2. Штатное расписание.
  3. Трудовые договоры.
  4. Формы учета по труду Т-1 (приказ о приеме на работу), карточка Т-2, приказы о переводе, отпуске, увольнении (Т-4, Т-5, Т-6).
  5. Расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости на выдачу заработной платы.
  6. Гражданско-правовые договоры (если есть).
  7. Положение о персонале (если есть).
  8. Правила внутреннего трудового распорядка.
  9. График отпусков.
  10. График сменности (если сменная работа).
  11. Положение об оплате труда (о премировании, о надбавках, о вознаграждении за год).
  12. Лицевые счета.
  13. Банк.
  14. Касса.
  15. Чековая книжка.
  16. Табель учета рабочего времени.
  17. Журнал учета движения трудовых книжек.
  18. Трудовые книжки.
  19. Кадровые и производственные приказы.
  20. Персональные данные работников и другие.
Читайте так же:  Подоходный налог с зарплаты в 2023 году: изменения, ставки, особенности

Инспектора труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право:

  • беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции;
  • осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются.

В случае инспекционного посещения инспектор уведомляет о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. (ст. 12 законаот 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ «О ратификации конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде»).

Когда в трудовой инспекции назначают внеплановую проверку?

Внеплановая проверка трудовой инспекции может коснуться любого работодателя. В каких случаях она возможна, как назначается и проходит, читайте в нашем материале.

Внеплановая проверка трудовой инспекции — в каких случаях возможна?

Общие основания для внеплановых проверок контролирующих органов установлены в ч. 2 ст. 10 закона «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Применительно к надзору за соблюдением трудового законодательства они конкретизированы в ч. 7 ст. 360 ТК РФ:

  1. Истечение срока исполнения предписания Государственной инспекции труда (далее — ГИТ), вынесенного в результате предыдущей плановой или внеплановой проверки.
  2. Поступление в ГИТ:
  • информации из различных источников (от граждан, организаций, государственных и муниципальных органов, СМИ) о случаях нарушения работодателем законодательства о труде, которые повлекли угрозу здоровью или жизни работников, невыплату причитающихся им сумм, выплату зарплаты ниже МРОТ;
  • жалобы работника на нарушение его трудовых прав;
  • заявления работника о проверке условия охраны труда на его рабочем месте;
  • информации о подмене трудовых отношений гражданско-правовыми, о ненадлежащем их оформлении либо уклонении от заключения трудового договора (это новое основание для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией появилось в 2018 году).
  1. Приказ руководителя ГИТ о проведении проверки, изданный в целях исполнения поручения Президента/Правительства РФ или требования прокуратуры.

Проведение внеплановой выездной проверки в отсутствие одного из перечисленных оснований является грубым нарушением закона (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона 294-ФЗ). Результаты такой проверки недействительны, а виновные должностные лица подлежат ответственности.

Жалоба работника как основание для проведения внепланового контроля

Жалобы сотрудников являются наиболее распространенной причиной внеплановых проверок ГИТ. Работодателю следует знать следующее:

  1. Ст. 360 ТК РФ напрямую не предусматривает в качестве основания для проверки жалобу бывшего работника. Но кодекс вообще не знает такого понятия, как «бывший работник», и не разделяет права действующих и бывших работников на защиту своих интересов. Поэтому проверка, проведенная по заявлению уволенного сотрудника, правомерна.
  2. Если подавший жалобу работник пожелал остаться неизвестным, инспекторы ГИТ не вправе знакомить работодателя с ее содержанием, а также сообщать Ф.И.О. этого работника (ч. 2 ст. 358 ТК РФ). В то же время инспекторы обязаны сообщить о предмете, целях и задачах проверки, об ее основании.
  3. Отзыв работником жалобы не является основанием для прекращения проверки (если на момент ее подачи имело место нарушение его прав), так как трудовые отношения носят частно-публичный характер. Оперативное устранение работодателем нарушений может учитываться при назначении административного наказания в качестве смягчающего обстоятельства.

Границы и сроки незапланированных проверок ГИТ

В ч. 21 ст. 10 Закона 294-ФЗ сказано, что проверка в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания может затрагивать исключительно выполнение этого предписания. Насчет других оснований для внеплановых контрольных мероприятий такой оговорки в законе нет. Но в то же время инспекторы ГИТ не вправе выходить за пределы предмета проверки, который формулируется исходя из основания ее проведения (п. 3 ст. 15 Закона 294-ФЗ).

Периоды, за которые может проводиться контроль, законом не установлены. В приказе на проведение проверки они также не указываются. Поэтому трудовая инспекция может запросить документы за любой период, в том числе в отношении уже уволившихся работников.

Однако объективно возможности работодателя по предоставлению документов ограничены сроками их хранения. Сроки хранения документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в Перечне, утв. приказом Минкульта от 25.08.2010 № 558.

При отсутствии каких-либо документов по причине истечения срока их хранения работодателю следует направить в ГИТ письменные пояснения. Ответственность ему в этом случае не грозит.

Максимальный срок проверки установлен в ст. 13 Закона 294-ФЗ и составляет 20 рабочих дней. Не имеет значения, выездная это проверка или документарная. Внеплановые проверки не подлежат продлению. Однако ограничений по количеству внеплановых проверок в течение года нет.

Как назначается внеплановая проверка трудовой инспекции?

Порядок организации внепланового контроля урегулирован ст. 10 и 14 Закона 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ. Не любая информация о нарушениях трудового законодательства обязательно становится поводом для назначения проверки. Закон допускает проведение предварительных проверочных мероприятий, чтобы оценить достоверность полученной информации. Для этого:

  • берутся пояснения у заявителя;
  • изучаются документы предприятия, уже имеющиеся в распоряжении инспекции;
  • могут быть взяты пояснения у представителей предприятия, которое, предположительно, допустило нарушение.

На этом этапе не допускается требовать от работодателя предоставления каких-либо документов. Предварительная проверка прекращается, если:

  • не представляется возможным установить заявителя (обращение было анонимным);
  • установлено, что полученная информация не соответствует действительности.

В иных случаях следует издание приказа о проведении проверки. По общему правилу все контролирующие органы перед проверкой на основании информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей обязаны получать согласование прокуратуры. В случаях, не терпящих отлагательства, проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением прокуратуры (ч. 8 ст. 360 ТК РФ).

О предстоящем внеплановом контроле предприятие уведомляется не позднее чем за 24 часа до его начала. Уведомление не производится, если основанием для проверки выступили:

  • информация об угрозе жизни и здоровью людей;
  • жалоба работника на нарушение его трудовых прав.

Виды внеплановых проверок ГИТ. Особенности документарной проверки

Трудовая инспекция может провести как документарную, так и выездную внеплановую проверку. Последняя проводится, если по одним только документам невозможно оценить соответствие деятельности предприятия закону (п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ).

Читайте так же:  Сколько налоговых вычетов можно получить в течение года: полный список

Вопреки распространенному мнению выездной проверке необязательно предшествует запрос документов. Во-первых, это косвенно подтверждается формулировкой ч. 5 ст. 2 Закона 294-ФЗ. Во-вторых, так считают и суды (см., например, решение Кировского райсуда Екатеринбурга от 12.12.2012 по делу № 2-8354/28(12)). Но если у инспекторов была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, выездная проверка может быть признана неправомерной.

Документарный контроль проходит в следующем порядке:

  1. Изучаются документы работодателя, уже имеющиеся в распоряжении ГИТ (материалы предыдущих проверок, административные дела и т. д.).
  2. При необходимости ГИТ направляет запрос работодателю с требованием о предоставлении документов.
  3. Работодатель в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса инспекции обязан его исполнить.

Документы необходимо предоставлять в копиях, удостоверенных подписью ИП или руководителя организации (или представителя по доверенности). Трудовая инспекция не вправе требовать оригиналы документов или нотариальные копии.

При выявлении в представленных документах несоответствий, ошибок и противоречий работодателю будет предложено дать пояснения и представить подтверждающие их документы. Если ГИТ сочтет их недостаточными (равно как если работодатель проигнорирует предложение), проверка может трансформироваться в выездную.

Выездные проверки. Права и обязанности государственных инспекторов труда

Выездные контрольные мероприятия начинаются с предъявления инспекторами своих служебных удостоверений и копии приказа на проведение проверки (ч. 4 ст. 12 Закона 294-ФЗ). Последняя вручается представителю организации под расписку.

Права инспекторов ГИТ закреплены в ст. 357 ТК РФ. Они могут:

  • присутствовать на территории предприятия в любое время суток;
  • требовать документы, относящиеся к предмету проверки, иную информацию;
  • брать объяснения у представителя предприятия;
  • проводить изъятие используемых на предприятии веществ и материалов и т. д.

Ограничений по времени нахождения инспекторов на предприятии в рамках периода проверки нет. Хотя законодательство РФ напрямую не говорит об этом, согласно ст. 12 Конвенции МОТ «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 проверяющие могут беседовать с сотрудниками компании. Из ч. 6 ст. 12 Закона 294-ФЗ следует, что к проверке могут привлекаться эксперты, не состоящие в отношениях с проверяемой организацией.

ВАЖНО! Инспекторы ГИТ не вправе изымать оригиналы документов. Они могут запросить лишь заверенные представителем предприятия копии. Эти копии независимо от объема передаются на безвозмездной основе.

В то же время проверяющие должны строго следовать законодательству РФ (ст. 358 ТК РФ) и не выходить за пределы ограничений, установленных ст. 15 Закона 294-ФЗ. Например, они не вправе требовать документы, не относящиеся к предмету проверки, и документы, которые имеются в распоряжении иных государственных или местных органов.

Права работодателей при проведении проверок ГИТ

Представители работодателей имеют право (ст. 21–22 Закона 294-ФЗ):

  • присутствовать при проведении проверки;
  • знакомиться со служебными удостоверениями инспекторов, с приказом на проведение проверки;
  • получать информацию о целях, основании, предмете проверки, о составе экспертов и т. д.;
  • быть ознакомленными с административным регламентом по данному виду контроля;
  • давать устные и письменные пояснения по предмету проверки;
  • по своей инициативе представлять документы;
  • знакомиться с результатами контроля и обжаловать его;
  • получать возмещение вреда, причиненного инспекторами в результате неправомерных действий.

При выездном контроле работодатель может позвонить в ГИТ и уточнить, действительно ли к нему были направлены проверяющие. Не будет лишним снять копии всех представленных инспекторами документов.

ВАЖНО! Работодателю не рекомендуется предоставлять документы, не относящиеся к предмету проверки. Следует помнить, что за его рамки выходить контролеры не вправе.

Отметим, что при передаче в ГИТ документов, содержащих персональные данные работников, согласие на обработку таковых брать не требуется (п. 2 ч. 1 ст. 6 закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

В каких случаях можно не пускать проверяющих

В следующих ситуациях отказ работодателя представить документы (полностью или частично) и пустить проверяющих на свою территорию будет правомерен:

  • отсутствует приказ о проведении проверки и/или служебные удостоверения явившихся инспекторов;
  • приказ оформлен ненадлежащим образом: нет необходимых сведений (основание, цель, предмет, срок и т. д.), не подписан уполномоченным лицом, не удостоверен печатью;
  • указанный в приказе срок проверки не наступил или уже истек (даты начала и окончания должны быть указаны в приказе);
  • в приказе указаны не те проверяющие, которые фактически прибыли на предприятие;
  • указан иной вид контроля (например, документарный, при этом проверяющие явились на предприятие лично);
  • запрашиваемые документы не относятся к предмету проверки полностью или частично.

В иных ситуациях препятствовать проверяющим не следует, в противном случае работодатель будет привлечен к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Возможна ли проверка в отсутствие руководителя предприятия?

Если проверка документарная, то исполнить запрос ГИТ придется в любом случае. А при выездной проверке, согласно п. 2 ст. 15 Закона 294-ФЗ, нужно, чтобы присутствовало одно из следующих лиц:

  • руководитель организации/предприниматель;
  • уполномоченный представитель организации или ИП (по доверенности; как работник, так и стороннее лицо);
  • другое должностное лицо (имеются в виду лица, помимо руководителя имеющие право действовать без доверенности от имени организации).

Только лишь в присутствии рядовых работников ГИТ не вправе провести проверку. Некоторые работодатели используют это в качестве возможности для уклонения от проверки. Однако им нужно иметь в виду следующее:

  1. С 2017 года контролирующие органы получили право явиться для проверки повторно через 3 месяца в случае, если проверка не удалась по причине отсутствия представителя компании, причем без предупреждения (ч. 7 ст. 12 Закона 294-ФЗ).
  2. Обеспечить присутствие своего представителя при выездной проверке — обязанность проверяемого (ст. 25 Закона 294-ФЗ).
  3. Ссылаясь на отсутствие представителя, нужно заручиться документальным подтверждением: приказом на отпуск, на командировку и т. д.
  4. Регулярное отсутствие представителя организации по прибытии проверяющих может быть расценено как уклонение от проверки, а это влечет ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Видео (кликните для воспроизведения).

Перечень оснований для незапланированной проверки ГИТ закрыт, но достаточно обширен. Предмет такой проверки будет зависеть от ее основания. Работодателю не рекомендуется уклоняться от оформленной надлежащим образом проверки.

Источники


  1. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.

  2. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.

  3. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
  4. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.
  5. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.
Предлагается уточнить право инспекторов труда на беспрепятственное посещение работодателей при прове
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here