Содержание
- 1 Преобразование ЗАО (АО) в ООО (реорганизация)
- 2 Энциклопедия решений. Реорганизация АО в форме преобразования
- 3 Преобразование (реорганизация) АО в ООО (нюансы)
- 4 РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЗАО В ООО ПОРЯДОК
- 5 Пошаговая инструкция преобразования ао в ООО: правовые нюансы и налоговые риски
- 6 Преобразование (реорганизация) АО в ООО (нюансы)
- 7 Порядок реорганизации в виде преобразования АО в ООО
- 8 Преобразование (реорганизация) АО в ООО (нюансы)
Преобразование ЗАО (АО) в ООО (реорганизация)
В последние годы преобразование ЗАО в ООО стало одной из самых распространенных корпоративных процедур. Вызвано это поправками, внесенными в ГК РФ в 2014 году, заменившими всем привычные ЗАО и ОАО на публичные и непубличные АО. К тому же для подобных организационных форм сильно ужесточились правила ведения деятельности.
Особой неожиданностью стал запрет на самостоятельное ведение реестра акционеров. Теперь этим занимаются специальные лицензированные организации, не имеющие финансового и имущественного интереса по отношению к АО. Услуги, конечно же, оказываются на платной основе, поэтому многие учредители ЗАО, во избежание дополнительных финансовых расходов, поспешили преобразовать их в ООО. В тонкостях процедуры реорганизации разберемся в данной статье.
Реорганизация ЗАО в ООО: нюансы реализации
Процедура смены организационно-правовой формы не относится к категории сложных, но все же имеет некоторые нюансы, которые нужно учитывать, чтобы избежать сложностей с ИФНС и другими органами власти. Перерегистрация включает в себя несколько этапов.
1. Принятие на общем собрании акционеров решения о перерегистрации. Ст. 67 ГК РФ предусматривает для этого документа обязательное заверение либо у нотариуса, либо у держателя реестра акционеров.
После принятия решения требуется уведомить о начале процедуры регистрирующий орган.
Отметка о старте реорганизации вносится в ЕГРЮЛ на основании следующих документов:
- решения, принятого в рамках общего собрания и заверенного с учетом всем требований законодательства;
- заявления (форма Р12003), заверенного у нотариуса. Заявителем выступает руководитель преобразуемого юридического лица, подача документов тоже осуществляется им. Бумаги должны быть поданы не позднее трех дней с момента принятия решения на собрании, нарушение подобного требования наказывается штрафом в размере 5 тыс. рублей.
По истечении трехдневного срока с момента подачи бумаг заявителю выдается уведомление, свидетельствующее о начале преобразования.
Затем наступает трехмесячный период ожидания, в течение которого кредиторы вправе предъявить финансовые претензии (при наличии таковых) к преобразуемому юридическому лицу. При этом публикация в «Вестнике» не является обязательным элементом процесса.
2. Регистрация ООО.
Ст. 57 ГК РФ гласит, что реорганизация может считаться реализованной только после регистрации правопреемника, которым в рассматриваемом случае выступает ООО.
Отметка о прекращении ЗАО своей деятельности делается после внесения в реестр сведений о новой организации. До этого момента акционерное общество считается действующим и на нем лежит обязанность по уплате налогов.
В составлении дополнительного решения о создании ООО необходимости нет, при условии, что первое (о перерегистрации) было составлено с учетом всех требований и содержит в себе необходимые данные.
Требуемые документы
Для регистрации в налоговую инспекцию требуется предоставить следующий пакет документов:
На регистрацию нового юридического лица законодательство РФ (ст. 15 № 129 ФЗ) отводит пять дней.
На втором этапе в качестве заявителя также указывается руководитель ЗАО. Даже если во вновь создаваемом обществе происходит смена руководящего состава заявителем все равно выступает старый руководитель.
Параллельно с преобразованием изменению подлежат следующие данные:
- юридический адрес;
- название организации;
- название должности руководителя;
- генерального директора.
Подобные изменения вносятся просто: новые сведения указываются в решении о реорганизации и в заявлении формы Р12001. В выборе параметров юридического лица, создаваемого посредством реорганизации ЗАО, нет никаких ограничений. Но некоторые сотрудники ИФНС настаивают на том, что одновременное внесение таких изменений невозможно. Доверять этому не стоит – законодательство не накладывает никаких ограничений на подобные регистрационные действия.
Дополнительные действия
По окончании процесса преобразования учредителям нового общества необходимо выполнить ряд действий.
- Заменить печать. Старая уничтожается, а вместо нее создается новая, содержащая наименование и реквизиты созданной организации.
- Сообщить реестродержателю о том, что акционерное общество прекратило свою деятельность.
- Если регистрировался выпуск акций ЗАО, проинформировать ЦБ и оформить их погашение;
- Внести изменения в должностные инструкции и оформить новые соглашения с сотрудниками.
- Переоформить лицензию (если деятельность организации подразумевает наличия разрешительной документации).
Преобразование ЗАО в ООО не сопряжено с особыми трудностями, требуется только следовать установленному законом порядку.
Энциклопедия решений. Реорганизация АО в форме преобразования
Реорганизация АО в форме преобразования
Реорганизация акционерного общества в форме преобразования представляет собой смену организационно-правовой формы общества.
Порядок реорганизации акционерного общества в форме преобразования предусмотрен п. 1 ст. 57, п. 5 ст. 58 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Порядок представления документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ записей, связанных с реорганизацией АО, установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации).
Акционерное общество вправе преобразоваться в ООО, хозяйственное товарищество или производственный кооператив (п. 2 ст. 104 ГК РФ). С 1 сентября 2014 г. возможно сочетание различных форм реорганизации, а также одновременное участие в реорганизации юридических лиц разных организационно-правовых форм, в которые может преобразоваться АО или которые могут быть преобразованы в АО (абзацы второй, третий п. 1 ст. 57 ГК РФ).
До 01.09.2014 допускалось преобразование АО в некоммерческое партнерство по единогласному решению акционеров (п. 2 ст. 104 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.09.2014, абз. второй п. 1 ст. 20 Закона об АО). В настоящее время ГК РФ исключает возможность преобразования АО в некоммерческую организацию (п. 3 ст. 68 ГК РФ), Закон об АО до сих пор содержит данную норму, но может применяться только в части, не противоречащей ГК РФ (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).
Реорганизацию в форме преобразования необходимо отличать от преобразования типа акционерного общества. До 01.09.2014 существовало деление АО на закрытые и открытые, с возможностью в случае соблюдения требований законодательства (о численности акционеров, минимальном размере уставного капитала, требований к организационно-правовым формам обществ в отдельных отраслях) преобразовать ЗАО в ОАО и наоборот. В случае превышения лимита в 50 акционеров ЗАО обязано было преобразоваться в ОАО (абз. третий п. 3 ст. 7 Закона об АО).
В таких случаях изменение типа акционерного общества не считалось реорганизацией юридического лица (абз. второй п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»).
С 01.09.2014 упразднено деление акционерных обществ на открытые и закрытые, введено понятие публичных и непубличных обществ (п. 66.3 ГК РФ). При этом проведения перерегистрации или реорганизации ЗАО и ОАО не требуется (п.п. 7, 10 Закона N 99-ФЗ).
Решение о реорганизации АО в форме преобразования принимается общим собранием акционеров в соответствии с положениями п.п. 3, 3.1 ст. 20 Закона об АО.
Особенности реорганизации АО в форме преобразования с 01.09.2014
При реорганизации АО в форме преобразования, в отличие от порядка, предусмотренного для иных форм реорганизации, не нужно совершать действия, предусмотренные ст. 60 ГК РФ (абз. второй п. 5 ст. 58 ГК РФ). Исключением из этого правила является положение п. 1 ст. 60 ГК РФ об обязанности в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», далее — Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).
Уведомление о начале процедуры реорганизации предоставляется в течение трех рабочих дней по форме N Р12003, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@) в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц по месту нахождения общества (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации).
При реорганизации АО в форме преобразования не требуется:
— опубликовывать уведомление о реорганизации в «Вестнике государственной регистрации» (см. также разъяснения ФНС);
— уведомлять в письменной форме каждого из кредиторов о начале реорганизации АО;
— досрочно исполнять обязательства перед кредиторами общества, предъявившими соответствующее требование.
Ряд федеральных законов по-прежнему предусматривают необходимость исполнения этих обязанностей реорганизуемым юридическим лицом (ст. 13.1 Закона о госрегистрации, ст. 15 Закона об АО). Но с 01.09.2014 правила, установленные данными федеральными законами, могут применяться только в части, не противоречащей ГК РФ (п.п. 1, 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
С 01.01.2015 АО также не обязано уведомлять о реорганизации органы контроля за уплатой страховых взносов (пп. «в» п. 17 ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ).
Государственная регистрация реорганизации АО в форме преобразования
В связи с созданием ООО, производственного кооператива или хозяйственного товарищества в результате преобразования АО в регистрирующий орган представляются документы (п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации):
— заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@);
— устав ООО, устав производственного кооператива либо учредительный договор хозяйственного товарищества (в двух экземплярах, а в случае, если устав представляется в виде электронного документа, — в одном экземпляре)*(1);
— передаточный акт (в случае необходимости)*(2);
— документ об уплате государственной пошлины (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
— документ, подтверждающий предоставление в территориальный орган ПФР определенных законом сведений о лицах, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование, а также о застрахованных лицах и о перечисляемых в отношении них работодателем дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию (взносах работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица); заявитель вправе не представлять этот документ, в этом случае регистрирующий орган получает упомянутые сведения от территориального органа ПФР в порядке межведомственного запроса;
— если реорганизуемое общество является эмитентом облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг, представляется документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске ценных бумаг в части замены эмитента (требования к форме документа утверждены приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н).
Сроки представления указанных документов в регистрирующий орган закон не устанавливает (см. также разъяснения ФНС). Таким образом, предполагается, что АО вправе представить их непосредственно после принятия решения о реорганизации в форме преобразования.
С момента государственной регистрации юридического лица, которое создается в результате реорганизации (п. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации):
— реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной;
— преобразованное АО считается прекратившим свою деятельность.
*(1) С 29 декабря 2015 г. не требуется представлять в регистрирующий орган учредительные документы, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом (пп. «б» п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации). Однако формы типовых уставов до сих пор не утверждены, изменения в законодательство в части возможности использования типовых уставов для АО, в отличии от ООО, также не вносились.
*(2) После вступления в силу Закона N 99-ФЗ с 01.09.2014 остается недостаточно урегулированным вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации АО в форме преобразования. П. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации по-прежнему предусматривает обязанность предоставления в регистрирующий орган передаточного акта. Как разъяснил Верховный Суд РФ по смыслу положений ст. 58 ГК РФ составление передаточного акта не требуется при реорганизации в форме слияния и присоединения (см. п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25), однако вопрос о передаточном акте при реорганизации в форме преобразования остался без внимания.
Преобразование (реорганизация) АО в ООО (нюансы)
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
АО реорганизовано путем преобразования в ООО. Запись о начале процедуры реорганизации АО внесена в ЕГРЮЛ 23.05.2017.
Вправе ли общество представить в регистрирующий орган документы, необходимые для завершения реорганизации и государственной регистрации создаваемого ООО, позже чем через три месяца после этой даты, а именно в сентябре (что является целесообразным для общества с точки зрения взаимоотношений с партнерами, необходимости замены документации)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Документы для завершения реорганизации юридического лица в форме преобразования могут быть представлены в регистрирующий орган и позднее истечения трех месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.
Налоговый орган по месту нахождения общества уведомлять о состоявшейся реорганизации не требуется.
Работников следует заблаговременно уведомить о завершении реорганизации работодателя — юридического лица путем его преобразования. Однако конкретных сроков такого уведомления законодательство не предусматривает.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
22 августа 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЗАО В ООО ПОРЯДОК
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЗАО В ООО ПОРЯДОК
Содержание настоящей статьи
Пошаговая инструкция преобразования: как происходит реорганизация ЗАО в ООО
При этой форме на базе одного юридического лица возникает новое, но уже с другой организационно-правовой формой.
Этап 2. Проведение собрания. Принятие решения о реорганизации находится исключительно в компетенции общего собрания акционеров.
Проводить инвентаризацию целесообразно перед началом процедуры реорганизации, чтобы на момент принятия решения об этом все данные уже были подготовлены.
В этом случае необходимо провести оценку их стоимости (с помощью привлечения независимого оценщика) и установить конкретную цену.
Однако стоит учесть, что выкуплены могут быть только акции на сумму не более 10% от общей величины активов.
Результатом проведения собрания акционеров является протокол собрания (который выступает в роли решения о реорганизации).
Также во время процедуры должен быть утвержден устав нового общества и передаточный акт, что тоже отображается в протоколе.
Вновь созданная организация начинает вести свой учет, но данные для него она получает от предприятия-правопреемника.
Стоит учесть, что данные передаточного акта и заключительной отчетности часто не совпадают.
А вот отчеты по форме 2-НДФЛ обязательно должны быть сданы предприятием, которое ликвидируется, до завершения этой процедуры.
Порядок проведения этой процедуры достаточно прост и не займет много времени – при условии соблюдения акционерами всех законодательных требований.
Порядок проведения реорганизация ООО в ЗАО в России
Сегодня для ведения коммерческой деятельности необходимо в обязательном порядке регистрировать юридическое лицо.
Данная процедура с формальной стороны не имеет каких-либо серьезных сложностей. Но при этом необходимо помнить о множестве самых разных нюансов.
Чтобы избежать всевозможных сложностей, различного рода ошибок и потери времени, стоит заранее подготовиться к проведению реорганизации предприятия.
При этом предприятие ведет какую-либо хозяйственную деятельность. Имеется уставной капитал, которым предприятие отвечает за свои действия.
Процедура рассматриваемого типа может быть реализована только лишь при выполнении определенных условий. Существуют некоторые особенные требования.
Если же кто-либо из учредителей не согласен на её проведение, реорганизация все же возможна. Но для этого потребуется обратиться в суд.
Потребуется собрать достаточно обширный пакет самых разных документов. Перечень их утвержден на законодательном уровне.
Реорганизация ЗАО в ООО: алгоритм действий
Бланк Наталия Робертовна, директор Департамента корпоративного права юридической фирмы «АВЕНТА»
Форма акта законодательством не установлена, поэтому его можно составить в произвольном виде, но с учетом требований законодательства.
В уставе, как правило, содержатся сведения о том, что создаваемое общество является правопреемником общества, реорганизованного в форме преобразования.
4. Подготовка к проведению общего собрания акционеров, на котором будет принято решение о реорганизации общества путем его преобразования.
4.2. Определение цены выкупа акций у акционеров ЗАО, которые предъявят обществу свои акции к выкупу, с учетом заключения независимого оценщика.
5. Проведение общего собрания акционеров, на котором будет принято решение о реорганизации общества путем его преобразования.
- перечень действий, которые необходимо осуществить;
- сроки их осуществления;
- информацию о том, кто должен проводить такие действия.
5.6. Указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица.
8. Уведомление органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, о реорганизации ЗАО.
Документы в регистрирующий орган подает заявитель лично или представитель, действующий по доверенности.
Правила правопреемства в отношении уплаты налогов при различных формах реорганизации установлены ст. 50 НК РФ.
Преобразование ЗАО в ООО: инструкция, нюансы, образцы документов
Вышеуказанные документы потребуются только нотариусу. Для подачи формы Р12001 на регистрацию они не пригодятся.
Общепринятый срок рассмотрения заявки составляет 5 рабочих дней после получения документов налоговой.
- свидетельство о государственной регистрации;
- заверенный Устав;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- выписка из ЕГРЮЛ.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Согласно методическим указаниям по оформлению бухгалтерской отчетности (п. 6) рекомендовано регистрировать этот акт последним числом квартала или года.
Обязательность составления данного акта вызвана необходимостью правового подтверждения проводимых действий.
При этом желательно иметь гарантийное письмо на предоставление юридического адреса и справку об отсутствии долга перед ПФР.
7. Должны ли учредители ЗАО, перечисленные в выписке из ЕГРЮЛ, стать учредителями открытого общества в том же составе?
Да, юридический адрес может быть другим. При этом очень важно иметь письмо-гарантию от собственника, что он вам его предоставил.
К примеру, в некоторых инспекциях Московской области документы изучают дольше (плюс 3-4 дня), объясняя это непривычностью выполнения новых процедур.
Итак, начальный этап – собрание акционеров и подготовка документации – продлится не менее четырех недель. Условно принимаем за 35 дней.
Сама регистрация укладывается в неделю. На остальные действия по представлению бумаг в нужные органы потребуется примерно столько же.
Пошаговая инструкция преобразования ао в ООО: правовые нюансы и налоговые риски
«Российский налоговый курьер», 2015, N 9
В какой срок подать документы в налоговую и фонды.
Кого уведомить об изменении организационно-правовой формы.
Как исправить ошибки в новой записи в ЕГРЮЛ.
Вот уже почти полгода действует новая редакция ГК РФ, которая ужесточила порядок деятельности акционерных обществ (Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ, вступил в силу с 1 сентября 2014 г.). Теперь все без исключения акционерные общества должны проводить обязательный аудит бухотчетности (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ). Чтобы этого избежать, некоторые компании меняют организационно-правовую форму АО на ООО. Схема действий приведена на с. 92.
Перерегистрация АО в ООО
Схема При реорганизации АО в ООО нужно быть готовым к выездной проверке
Инспекторы могут проверить реорганизуемую компанию независимо от сроков проведения предыдущей проверки и ее предмета (п. 11 ст. 89 НК РФ). Проведение выездной проверки — право налоговиков, а не обязанность.
Ошибки в изменениях в ЕГРЮЛ регистраторы должны исправить за три дня
Обнаружив ошибки в сведениях о юрлице, содержащихся в ЕГРЮЛ, компания при получении документов в регистрирующем органе составляет карточку замечаний. Регистраторы сопоставляют сведения, содержащиеся в представленном в регистрирующий орган заявлении, с записью в ЕГРЮЛ и исправляют некорректные сведения. На это им отводится три рабочих дня. Такой порядок предусмотрен Регламентом актуализации баз данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве (утв. Приказом УФНС России по г. Москве от 24.03.2008 N 142).
Несмотря на новшества, безопаснее изготовить новую печать
В связи с принятием Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ с 7 апреля 2015 г. юрлица могут не использовать круглую печать. Но инспекторы могут не принять налоговую декларацию, на которой отсутствует печать (пп. 4 п. 28 Административного регламента ФНС России, утв. Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н). А это грозит компании ответственностью по ст. 119 НК РФ. Возможны и другие негативные последствия для компании. Подробнее читайте на с. 6 текущего номера.
После реорганизации лицензии и разрешения АО окажутся недействительными
В случае реорганизации в форме преобразования юрлицо, организационно-правовая форма которого изменена, перестает существовать (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О госрегистрации юрлиц и ИП» и Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2010 N А21-136/2008). Поэтому вновь образованному ООО необходимо переоформить имеющиеся у него лицензии (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Минрегион России в Письме от 02.11.2010 N 37669-ИП/08 отметил, что право осуществлять виды работ, на которые СРО выдает свидетельство о допуске, является исключительным специальным правом и не может передаваться другим лицам в порядке правопреемства. Значит, при реорганизации вновь возникшему юрлицу необходимо заново вступить в саморегулируемую организацию и получить свидетельство о допуске на выполняемые виды работ.
Выкупая акции у акционеров, АО не выступает налоговым агентом по НДФЛ
Минфин России в Письме от 04.04.2014 N 03-04-07/15250 (доведено до сведения налоговиков на местах Письмом ФНС России от 14.04.2014 N БС-4-11/7093@) разъяснил, что выкуп акций не приводит к возникновению у общества обязанностей налогового агента по НДФЛ. Следовательно, с сумм, которые акционер получил при продаже акций обществу, он самостоятельно уплачивает налог в бюджет (ст. 228 НК РФ).
Самостоятельно уплачивает налог на прибыль и акционер-организация (ст. 280 НК РФ). А вот начислять НДС при продаже акций обществу не нужно, поскольку реализация ценных бумаг освобождается от уплаты НДС (пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Ошибка в указании организационно-правовой формы в счете-фактуре не препятствует вычету НДС
После реорганизации важно уведомить контрагентов о смене организационно-правовой формы. Ведь иначе в документах в адрес компании партнеры будут указывать прежнюю организационно-правовую форму и иные реквизиты (ИНН, КПП, ОГРН) организации.
Если в счете-фактуре неверно будет указана только организационно-правовая форма покупателя, есть шанс отстоять право на вычет НДС в суде (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2008 N А55-18472/07, оставлено в силе Определением ВАС РФ от 10.11.2008 N 14618/08). Но, если ошибки не позволят идентифицировать стороны сделки и сумму налога к уплате, заявить вычет покупатель не сможет (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Преобразование (реорганизация) АО в ООО (нюансы)
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
ЗАО планирует преобразоваться в ООО.
Необходимо ли при реорганизации в форме преобразования (ЗАО в ООО) представлять в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003?
Требуется ли опубликование в органе печати сообщения о реорганизации юридического лица в форме преобразования (ЗАО в ООО)?
Является ли полным пакет документов, представляемых в налоговый орган по п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при реорганизации в форме преобразования (ЗАО в ООО)? Какие еще документы нужно представить?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При реорганизации в форме преобразования в регистрирующий орган должно быть представлено уведомление по форме Р12003. Публиковать в органе печати сообщение о реорганизации не требуется.
Приведенный в п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ перечень документов является исчерпывающим, предоставлять в регистрирующий орган дополнительные документы при реорганизации в форме преобразования не требуется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
30 марта 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Порядок реорганизации в виде преобразования АО в ООО
Реорганизация АО регламентируется ст. ст. 57-60 Гражданского кодекса РФ. Также необходимо учитывать требования иных законодательных актов — Закон об АО (№ 208-ФЗ) и Закон об ООО (№ 14-ФЗ), постановлением Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25. Реорганизация – это широкое название процедуры для юридических лиц, которые желают сменить свою организационно-правовую форму. Реорганизация может проходить в пяти формах: преобразование, разделение, выделение, слияние и присоединение. Каждая форма имеет свои нюансы. В данной статье мы поэтапно рассмотрим порядок реорганизации АО в форме преобразования в ООО, а именно: этапы подготовки и сдачи документов в налоговую инспекцию.
Этап 1. Созыв внеочередного собрания акционеров.
Основные моменты:
а) Сообщение о проведении общего собрания акционеров направляется заказным письмо или вручается под подпись каждому акционеру не позднее чем за 30 дней до проведения внеочередного общего собрания акционеров. Уставом могут предусмотрены публикация сообщения в печатном издании и (или) размещение его на сайте общества в сети Интернет.
б) Решение по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования в ООО должно быть принято большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании акционеров. Уставом непубличного общества может быть предусмотрено иное количество голосов, необходимое для принятия решения, но не менее числа голосов, установленного законом.
в) Согласно п. 3 ст. 20 Закона об АО решение о реорганизации в форме преобразования должно содержать следующую информацию:
1) наименование, сведения о месте нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации общества в форме преобразования;
2) порядок и условия преобразования;
3) порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью;
4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора;
5) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица (при наличии);
6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица;
7) указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта (в случае его составления);
8) указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов.
д) Протокол общего собрания акционеров должен быть составлен не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров в двух экземплярах.
Этап 2. Уведомление налоговой инспекции.
После принятия общим собранием решения о реорганизации АО в форме преобразования в ООО, АО обязано уведомить об этом в течение 3 рабочих дней налоговые органы путем подачи:
— уведомления о начале процедуры реорганизации общества по форме Р12003. Данная форма должна быть заверена у нотариуса руководителем общества. Для заверения уведомления руководителю общества необходимо подготовить пакет документов (паспорт, последнюю редакцию устава АО с изменениями, протокол о создании АО, протокол об избрании директора, приказ о назначении на должность директора, свежую выписку из ЕГРЮЛ, свидетельство о создании (регистрации) юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет, решение о реорганизации, список участников (акционеров).
— решения о реорганизации общества. При этом следует обратить внимание, что согласно п. 3 ст. 67.1 ГК РФ указанное решение должно быть заверено либо нотариально либо удостоверено лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии;
Налоговая инспекция в течение 3 дней вносит запись о начале процедуры реорганизации, после этого необходимо забрать в ИФНС лист записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации.
Обращаем внимание на то, что в день сдачи документов в ИФНС обществу необходимо уведомить регистратора о факте подачи документов в ИФНС на государственную регистрацию ООО.
Этап 2. Проведение реорганизации. Подготовка документов.
В срок, указный в решении о реорганизации АО провести инвентаризацию имущества. После проведения инвентаризации необходимо соствить передаточный акт в 2 экз. (один экземпляр остается у АО, другой — подается в последующем в ИФНС). Кроме того, желательно получить справку из пенсионного фонда о предоставлении обществу сведений по персонифицированному учету (ФЗ № 27-ФЗ пп.1-8 п.2 ст. 6 и п. 2 ст.11).
Этап 3. Сдача документов в налоговую инспекцию.
Обратите внимание! Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 58 ГК РФ к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, не применяются положения статьи 60 ГК РФ. Таким образом, публикация в «Вестике государственной регистрации» при реорганизации общества в форме преобразования больше не требуется.
После истечения трех месячного срока с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации АО (дата будет указана в листе записи, выданной налоговой инспекцией) необходимо предоставить в налоговые органы:
— заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме 12001. Данная форма должна быть заверена у нотариуса руководителем общества;
— устав ООО в 2 экз.;
— документ об уплате государственной пошлины в размере 4 тыс. руб.
— справку из Пенсионного фонда;
Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1), то есть после истечения 3 месяцев.
Обращаем внимание на обязанность общества уведомления регистратора о факте внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (желательно в день сдачи документов в налоговую инспекцию).
В течение 5 дней налоговая инспекция должна зарегистрировать ООО и выдать следующие документы:
— свидетельство о регистрации ООО;
— свидетельство о постановке на налоговый учет ООО;
— устав, заверенный ИФНС;
— выписку из ЕГРЮЛ.
Этап 4. Заказ ООО печати.
Для заказа печати юридическому лицу необходимо обратиться в ближайшую типографию, имея при себе учредительные документы.
Важно! Не забудьте уведомить банк и контрагентов о новых реквизитах.
Преобразование (реорганизация) АО в ООО (нюансы)
Реорганизация (преобразование) АО в ООО: этапы процедуры
Основные вопросы преобразования акционерного общества (далее — АО) в общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) регламентируются положениями:
- ст. 57–60.2 Гражданского кодекса РФ;
- ст. 15, 20 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее — закон «Об АО»).
План действий при осуществлении названной процедуры будет иметь следующий вид:
- принятие решения о проведении общего собрания акционеров (далее — собрание) по названному вопросу;
- организация собрания;
- проведение собрания;
- осуществление госрегистрации вновь возникшего ООО;
- извещение Банка России об изменении данных об эмитенте ценных бумаг;
- извещение регистратора об осуществленной реорганизации.
Закон гласит, что нормы ст. 60 ГК РФ не распространяются на юрлиц, проводящих процедуру реорганизации в рассматриваемой форме (см. абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ). Однако правоприменитель дал дополнительные комментарии на этот счет: юрлицо за 3 дня с даты, когда было вынесено решение о реорганизации, обязано известить о начале названной процедуры орган, проводящий госрегистрацию (т. е. ФНС РФ), даже если речь идет о преобразовании (п. 27 постановления пленума ВС РФ «О применении судами…» от 23.06.2015 № 25).
Вместе с тем названная норма (п. 5 ст. 58 ГК РФ) отменила требование в отношении проводящего преобразование юрлица о публикации дважды в месяц сведений об этом мероприятии в соответствующих средствах массовой информации (т. е. в «Вестнике госрегистрации»).
К вопросу о необходимости формирования передаточного акта
С одной стороны, нынешняя редакция п. 5 ст. 58 ГК РФ не содержит какой-либо директивы о непременности формирования передаточного акта при реорганизации юрлица в названной форме. Одновременно п. 4 ст. 56 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон «Об ООО») по-прежнему требует, чтобы весь спектр правомочий и обязанностей преобразованного юрлица был переведен к вновь образовавшемуся согласно упомянутому акту. При этом п. 4 ст. 20 закона «Об АО» предусмотрены точно такие же правила.
С учетом того, что согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О внесении изменений…» от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — закон «О внесении изменений») все прочие НПА имеют силу в части, не идущей в разрез с нормами ГК РФ, можно допустить, что упоминание в законах «Об АО» и «Об ООО» передаточных актов — это противоречие названным положениям ГК РФ. И соответственно, с этой точки зрения обсуждаемый документ не должен быть в обязательном порядке оформлен в случае преобразования АО в ООО.
При этом органы ФНС РФ зачастую трактуют содержание п. 4 ст. 3 закона «О внесении изменений» в прямо противоположном смысле по отношению к указанной выше точке зрения и по-прежнему требуют предоставления передаточного акта при госрегистрации. В таком случае лучше всё же представить в ФНС названный документ во избежание споров и в целях сокращения времени проведения всей процедуры. Тем более что его всё равно придется подготавливать для целей бухгалтерского учета (см. п. 4 «Методических рекомендаций…», утв. приказом Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н).
Преобразование АО в ООО: с чего начать
Схему проведения названного вида реорганизации до момента госрегистрации в ФНС можно определить следующим образом:
- Принятие решения о реорганизации — этот вопрос должен быть вынесен на обсуждение собрания и включен в его повестку. Созыв собрания производится советом директоров, наблюдательным советом или иным уполномоченным органом или лицом, например, генеральным директором (п. 2 ст. 20, п. 3 ст. 49, пп. 2–3, п. 1 ст. 65 закона «Об АО»).
- Подготовка проекта документации для утверждения на собрании. Перечень такой документации содержится в п. 3.5 «Положения о доптребованиях…», утв. приказом ФСФР от 02.02.2012 № 12-6/пз-н.
- Извещение о проведении собрания, обеспечение явки на него нотариуса или регистратора (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Список участников собрания формируется на основании информации из реестра акционеров (п. 1 ст. 51 закона «Об АО»).
- Проведение собрания. По его итогам принимается оформляемое протоколом решение (ст. 63 закона «Об АО»), структура которого должна соответствовать требованиям п. 3 ст. 20 названного закона (см. также статью на нашем сайте «Протокол годового общего собрания акционеров (образец 2015)»).
- Уведомление ФНС о начале реорганизации.
Если АО до сих пор не перевело полномочия по сопровождению реестра акционеров к имеющим соответствующую лицензию регистраторам (п. 2 ст. 149 ГК РФ, п. 5 ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 07.02.2013 № 142-ФЗ), реорганизацию необходимо начать именно с этого.
Уведомление внебюджетных фондов
Информирование внебюджетных фондов о выполнении реорганизации в рассматриваемой в настоящей статье ситуации в данный момент не предписано законодательством (п. 3 ст. 28 закона «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2015).
Вместе с тем сохранилась необходимость представлять при госрегистрации нового юрлица, образовавшегося в результате реорганизации, документ в подтверждение отсутствия задолженности по сдаче отчетности в ПФР РФ реорганизуемым лицом. Однако с учетом подп. «ж» п. 1 ст. 14 ФЗ «О госрегистрации юрлиц» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон «О госрегистрации юрлиц»), если такой документ не был представлен заявителем, ФНС РФ самостоятельно запрашивает его у ПФР РФ в порядке межведомственного взаимодействия. Закон не указывает при этом, какой конкретно документ должен быть представлен в подтверждение перечисленных сведений.
Госрегистрация вновь возникшего ООО
При осуществлении госрегистрации такого юрлица, возникшего в результате реорганизации другой компании, в органы ФНС РФ направляются документы, исчерпывающий перечень которых закреплен в ст. 14 закона «О госрегистрации юрлиц».
- руководитель юрлица, прекращающего свое существование (см. письмо УФНС РФ по Иркутской области от 30.11.2009 № 16-25/024030@);
- лицо, выполняющее функционал единоличного исполнительного органа вновь создаваемого юрлица (например, постановление ФАС Уральского округа от 23.06.2010 по делу № А50-38549/2009).
Срок проведения госрегистрации ООО не может превышать 5 рабочих дней (п. 1 ст. 8 закона «О госрегистрации юрлиц»).
Реорганизация АО считается состоявшейся с момента внесения сведений в ЕГРЮЛ о вновь возникшем ООО (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
В день передачи документов на госрегистрацию ООО надлежит уведомить регистратора, сопровождающего реестр акционеров АО, о факте данной передачи (см. абз. 1 п. 50.7 «Положения…», утв. Банком России 11.08.2014 № 428-П, далее — Положение № 428-П).
Извещение Банка России и регистратора
- Банка России об изменениях, связанных с выпуском ценным бумаг. Таким образом, правопреемник эмитента, прекратившего свое существование после реорганизации, должен в продолжение 30 дней с даты возникновения соответствующих изменений (т. е. с даты внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении существования АО) представить в Банк России извещение по утвержденной форме (см. пп. 58.3, 59.3 Положения № 428-П).
- Регистратора, выполнявшего сопровождение реестра акционеров преобразованного АО о факте госрегистрации ООО. Уведомление направляется в день фиксации соответствующих данных в ЕГРЮЛ (абз. 2 п. 50.7 Положения № 428-П).
Таким образом, решение о преобразовании АО в ООО принимается на общем собрании акционеров такого АО и должно быть оформлено протоколом.
Видео (кликните для воспроизведения). |
О начале процесса реорганизации АО должно известить ФНС, но обязанности уведомлять об этом внебюджетные фонды нет. По факту проведения реорганизации надлежит уведомить о произошедших изменениях Банк России и регистратора, осуществлявшего ведение реестра акционеров преобразованного АО.
Источники
Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.
Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.
Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.- История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.
- Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.