Приставы смогут взыскать задолженность по зарплате на основании решений госинспекторов труда

Полная информация на тему: "Приставы смогут взыскать задолженность по зарплате на основании решений госинспекторов труда" в помощь грамотному гражданину.

Минтруд России предлагает наделить трудовую инспекцию правом принудительного взыскания долгов по зарплате без решения суда

Согласно проекту принудительное исполнение работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и указанных выплат будет осуществляется подразделениями ФССП России на основании решения государственного инспектора труда, принятого в случае невыполнения работодателем в срок законного предписания об устранении нарушений трудового законодательства, связанных с выплатой работнику заработной платы.

Работодатель, не согласный с решением о принудительном исполнении, вправе его оспорить в суде в течение десяти дней со дня получения.

[2]

Согласно проекту решение о принудительном исполнении не принимается в случаях, когда между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации выявленной задолженности по заработной плате.

Проектом предусматривается, что положения о взыскании не будут распространяться на лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка, руководителя, главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров (наблюдательного совета) банка, контролирующих банк лиц, определяемых в соответствии с законодательством о банкротстве.

Долги по зарплате начнут взыскивать по упрощенной процедуре. Полномочия инспекторов по труду

Правительство РФ предложило наделить трудовых инспекторов полномочиями, дающими право отправлять судебным приставам предписания по погашению зарплат, минуя суд. Какие права будут предоставлены инспекторам, каков размер штрафа предусмотрен для работодателей, обязанности работодателя по выплате зарплаты и долга работнику?

Данные законодательные инициативы Правительства, которые Госдума планирует рассмотреть в первом чтении на осенней сессии, нацелены на принудительное исполнение работодателями обязанностей по выплате работникам заработной платы и других причитающихся сумм.

Парламентарии и юристы поддерживают меры, направленные на защиту трудовых прав работников.

Какие полномочия получат госинспектора

Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на защиту прав работников. Так, кабмин предлагает наделить госинспектора труда полномочиями по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленной, но не выплаченной работнику зарплаты.

Причём все это также коснётся и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

В результате решение вопроса получения зарплаты предлагается вывести из судебной плоскости, создав условия, когда получения зарплаты можно будет добиться через трудовую инспекцию.

С этой целью предлагается расширить функции трудовых госинспекторов, которые могут получить право направлять в службу судебных приставов предписания по погашению задолженности по зарплате.

Как считают юристы, новый механизм упростит получение долгов по зарплате. По мнению первого заместителя председателя Комиссии Общественной палаты по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами, председателя Российского союза налогоплательщиков Артёма Кирьянова, «такой порядок, собственно, позволит сделать всё быстрее, не дожидаясь решения суда, потому что сокращается время, затраченное на процедурные вопросы».

В Министерстве труда и социальной защиты уточнили, что данная мера будет применена инспектором труда к работодателю только в случае неисполнения должником в срок ранее выданного предписания.

В данном случае упрощается и порядок взыскания средств компаний-должников. Премьер-министр Дмитрий Медведев разъяснил эту инициативу так: «Если у них на счетах есть деньги, то они будут списываться в счёт погашения задолженности перед работниками. Делаться это будет в течение двух месяцев после решения трудового инспектора».

В то же время пока непонятно, как будет работать эта мера, если на счетах компании денег всё-таки нет. Специалисты поясняют, что этот вопрос лежит в уголовно-правовой плоскости и требует отдельного рассмотрения.

«Каким образом получается, что работающее предприятие не имеет средств на счетах для оплаты заработной платы, это, конечно, во многих случаях связано со схемами, описанными в Уголовном кодексе. То есть вывод средств, получение финансовых средств через третьих лиц, подставные компании и так далее. Эти вопросы должны рассматриваться в другом порядке», — полагает Артём Кирьянов.

Дополнительные обязанности работодателя, предусмотренные в трудовом законодательстве

Законодатели поддерживают правительственную инициативу. Правительственный законопроект направлен на защиту трудовых прав работников. К сожалению, сегодня задолженность по заработной плате составляет приличную сумму.

Так, например, в Трудовом кодексе предусмотрена целая статья, устанавливающая ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты зарплаты.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу до выплаты задержанной суммы.

В то же время такой нормой, однако, нельзя воспользоваться в периоды военного и чрезвычайного положения и представителям ряда сфер, например военным.

Кстати, заметим, что и пункт 6 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях тоже позволяет привлекать работодателя к ответственности за невыплату зарплат.

Недобросовестному работодателю сделают предупреждение или наложат штраф от 10 до 20 тысяч на должностных лиц, а на юридических — от 30 до 50 тысяч рублей.

Однако статья 145.1 Уголовного кодекса предусматривает и более суровые наказания. Если работник не получает зарплату более двух месяцев, то работодателю может грозить в том числе лишение свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

В этих случаях достаточно эффективно работает и правоприменительная практика. Проблемой задержки заработной платы занимаются региональные прокуратуры, причём значительное время их деятельности занимает разъяснение работодателям недопустимости задержек зарплат.

Напомним, что в 90-е годы Россия уже переживала «зарплатный кризис». Например, к декабрю 1998 года в стране до девяти месяцев достигали средние задержки зарплат, которые не платили более 65 тысяч предприятий. Сегодня подобных системных задержек не наблюдается.

Читайте так же:  Новый закон об обществах с ограниченной ответственностью

В то же вроемя, несмотря на микширование проблемы, парламентарии понимают необходимость её разрешения. «Задолженность перед работниками существует, и любые дополнительные механизмы защиты прав работников надо приветствовать. И не допускать случаев, когда работодатель издевается, не выплачивает, задерживает, не выполняет законные решения и нарушает сроки выполнения этих решений», — считает Ярослав Нилов.

Но в общем, однако, наблюдаются положительные тенденции. Так, например, согласно данным Росстата, задолженность по зарплате в России на 1 июля 2019 года составила 2,569 миллиарда рублей, что на 12,8 процента меньше, чем в июне. При этом наиболее тяжело приходится работникам обрабатывающих производств, строительства и сельского хозяйства.

Ещё в 2016 году Президент России Владимир Путин счёл обоснованной идею председателя Федерации независимых профсоюзов Михаила Шмакова узаконить приоритет выплаты зарплаты перед другими обязательными платежами, в том числе налогами. Так что процесс пошёл.

Что ждёт работодателей за невыплату зарплаты

Минтруд разработал механизм, согласно которому взыскание долгов по зарплате значительно упрощается. В том случае, если работодатель не платит сотрудникам, то принудить его к этому должна трудовая инспекция.

Уточним, что данные законопроекты готовило два ведомства: Минтруд работал над поправками в Трудовой кодекс, а Минюст — над изменениями Закона «Об исполнительном производстве».

Новации заключаются в том, что, если работодатель не исполнит предписание трудовых инспекторов по выплате зарплаты, то они смогут привлечь судебных приставов к взысканию задолженности. И им больше не потребуется для этого решение суда или комиссии по трудовым спорам, как это положено сегодня.

При этом работодатель сможет в течение 10 дней обжаловать решение трудовой инспекции о принудительном взыскании.

Одновременно упрощается сам механизм взыскания «повисшей» зарплаты с компании. Так, приставы смогут запрашивать у банков всю информацию о состоянии счетов работодателя-должника, включая движение и количество денег в рублях и иностранной валюте.

Премьер-министр Дмитрий Медведев так прокомментировал законопроекты во время их рассмотрения на заседании Правительства: «Это борьба с недобросовестными компаниями, у которых есть задолженность по зарплате и другим выплатам. К сожалению, таких компаний достаточно, они подчас месяцами не платят своим сотрудникам».

По данным Минтруда, сегодня общая сумма долгов по зарплате в стране составляет около шести миллиардов рублей.

Как считает председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, единственное, что отличает нынешнюю ситуацию от недавнего прошлого, это то, что нет долгов по зарплате в бюджетной сфере. «Это уже шаг вперёд», — отметил он.

Рядовым сотрудникам сегодня сложно добиваться причитающихся им денег от коммерческих структур, так как не у всех есть юридические познания, чтобы успешно преодолеть судебную тяжбу. Теперь же россияне смогут решить вопрос с зарплатой, просто обратившись в трудовую инспекцию.

Так что, благодаря этому теперь в стране должен заметно сократиться общий уровень долгов по зарплате, рассчитывают в правительстве РФ.

Какое наказание грозит работодателю за невыплату зарплаты

Трудовое законодательство ужесточило требования к работодателю. В том случае, когда компания не платит сотруднику дольше 15 дней, он имеет право, письменно известив работодателя, приостановить работу и не появляться на рабочем месте до тех пор, пока не получит причитающиеся ему деньги.

В то же время за каждый день просрочки работодатель обязан заплатить компенсацию:

  • не ниже 1/150 действующей ключевой ставки Центробанка от невыплаченной суммы.

Кроме того, действующие нормы ужесточают и административную ответственность за невыплату зарплаты.

Если нарушение произошло первый раз, то это может грозить работодателю предупреждением или штрафом: для должностных лиц — 10-20 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — одна-пять тысяч рублей, для юрлиц — 30-50 тысяч рублей.

При повторном нарушении:

[3]

  • для должностных лиц — 20-30 тысяч рублей, для ИП — 10-30 тысяч рублей, для юрлиц — 50-100 тысяч рублей.

В то время, когда компания длительное время оставляет сотрудников без зарплаты, имея на то корыстные цели, наступает уголовная ответственность.

Наказания расписаны в законодательстве таким образом. За частичную (меньше половины суммы) невыплату зарплаты в течение более трёх месяцев может быть применён штраф до 120 тысяч рублей, а также запрет занимать определённую должность или вести определённую деятельность в течение года. В виде наказания могут быть применены также принудительные работы на срок до двух лет или лишение свободы на срок до одного года.

За полную невыплату зарплаты в течение более двух месяцев придется заплатить штраф в размере 100-500 тысяч рублей. Суд может также направить работодателя на принудительные работы на срок до трёх лет или лишить его свободы на срок до трёх лет.

В законе прописаны и более строгие наказания: если перечисленные нарушения повлекли тяжкие последствия, то штраф составит от 200 до 500 тысяч рублей, а тюремный срок составит от двух до пяти лет.

Отметим, что срок выплаты зарплаты устанавливается коллективным и трудовым договором, но он не может быть позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Минтруд предложил взыскивать долги по зарплате с помощью судебных приставов

Эксперты разошлись во мнениях о новом законопроекте Минтруда, согласно которому с работодателей будут взыскивать долги по зарплате с помощью судебных приставов.

Принятие закона может лишний раз напугать работодателей и заставить их изыскивать ресурсы на выплату заработной платы, считает руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России Константин Добромыслов. Вопрос о недобросовестных работодателях поставлен правильно. Возможны компромиссные варианты, к примеру, частичные выплаты, но «совсем людей без денег оставлять не будут».

«Почему когда работодатель использовал человека в течение месяца, тот ему отдал труд свой, что-то произвел, а тут говорят: «А денег нет, извини». Тогда не занимайся предпринимательством. Нельзя сказать: «Вы потерпите, а кушать будете через год», — подчеркнул Константин Добромыслов в интервью ТАСС.

Читайте так же:  Увольнение за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей

В 90-х годах прошлого века проблема невыплаты заработной платы стояла особенно остро. Люди не получали денег месяцами и даже годами, выживали за счет торговли, подсобного хозяйства и даже пенсий старших родственников, которые власти платили регулярно. Сейчас проблема стоит не так остро. Однако, по данным Минфина, на 1 марта 2018 года российские работодатели были должны сотрудникам почти 3 миллиарда рублей.

Как считает заместитель заведующего лабораторией исследований рынка труда Высшей школы экономики Сергей Солнцев, сейчас куда более актуальны вопросы «серой» и неформальной занятости, которая практикуется на малых предприятиях. Однако предложение Минтруда вряд ли будет способствовать решению проблемы, уверен эксперт.

«Это большое количество очень маленьких организаций, и инспектор по труду просто физически не сможет покрыть их. Сложно ожидать, что это сильно поможет», — заявил эксперт. Минтруд подготовил законопроект, согласно которому с работодателей будут взыскивать долги принудительно. Если закон будет принят, инспектор труда сможет передавать требование судебным приставам. Документ опубликован в базе нормативных правовых актов.

Минтруд предложил взыскивать долги по зарплате с помощью судебных приставов

Эксперты разошлись во мнениях о новом законопроекте Минтруда, согласно которому с работодателей будут взыскивать долги по зарплате с помощью судебных приставов.

Принятие закона может лишний раз напугать работодателей и заставить их изыскивать ресурсы на выплату заработной платы, считает руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России Константин Добромыслов. Вопрос о недобросовестных работодателях поставлен правильно. Возможны компромиссные варианты, к примеру, частичные выплаты, но «совсем людей без денег оставлять не будут».

«Почему когда работодатель использовал человека в течение месяца, тот ему отдал труд свой, что-то произвел, а тут говорят: «А денег нет, извини». Тогда не занимайся предпринимательством. Нельзя сказать: «Вы потерпите, а кушать будете через год», — подчеркнул Константин Добромыслов в интервью ТАСС.

В 90-х годах прошлого века проблема невыплаты заработной платы стояла особенно остро. Люди не получали денег месяцами и даже годами, выживали за счет торговли, подсобного хозяйства и даже пенсий старших родственников, которые власти платили регулярно. Сейчас проблема стоит не так остро. Однако, по данным Минфина, на 1 марта 2018 года российские работодатели были должны сотрудникам почти 3 миллиарда рублей.

Как считает заместитель заведующего лабораторией исследований рынка труда Высшей школы экономики Сергей Солнцев, сейчас куда более актуальны вопросы «серой» и неформальной занятости, которая практикуется на малых предприятиях. Однако предложение Минтруда вряд ли будет способствовать решению проблемы, уверен эксперт.

«Это большое количество очень маленьких организаций, и инспектор по труду просто физически не сможет покрыть их. Сложно ожидать, что это сильно поможет», — заявил эксперт. Минтруд подготовил законопроект, согласно которому с работодателей будут взыскивать долги принудительно. Если закон будет принят, инспектор труда сможет передавать требование судебным приставам. Документ опубликован в базе нормативных правовых актов.

Налоговые органы могут взыскать задолженность по уплате налогов с физлиц, обратив взыскание на их зарплату

Такой механизм действительно существует. ФНС России разработала для нижестоящих налоговых органов порядок действий, направленных на снижение существующей задолженности налогоплательщиков-физлиц, а также на предотвращение ее дальнейшего роста. Свои рекомендации нижестоящим налоговым органам ФНС России изложила в письмах от 21.10.2015 № ГД‑4-8/18402@ «О действиях налоговых органов, направленных на повышение эффективности взыскания с физических лиц» и № ГД‑4-8/18401@ «Об урегулировании задолженности физических лиц» (далее — письма).

Все изложенные рекомендации не противоречат нормам существующего законодательства и не выходят за рамки предоставленных налоговым органам полномочий, но на практике ранее не применялись.

К наиболее значимым рекомендациям можно отнести следующие:

налоговые органы вправе информировать налогоплательщика посредством телефонной связи о наличии у него непогашенной задолженности по налоговым платежам, а также о его правах и обязанностях в соответствии с налоговым законодательством. Причем в данном случае речь идет о том, что налоговые органы сами будут звонить должнику (в рабочие дни в период с 8 до 20 часов по местному времени), если общая сумма задолженности в бюджетную систему РФ составляет более 10 000 руб., а для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга — более 50 000 руб. Номер телефона физического лица налоговый орган может получить из любых доступных источников;

налоговые органы также вправе информировать работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ. В списке сотрудников будут указаны лишь фамилия и инициалы (имя и отчество полностью не указывается) физических лиц, информация о наличии задолженности (без указания наименования объекта налогообложения), а также контактные данные налогового органа;

налоговые органы могут направлять полученные в судебном порядке исполнительные документы о взыскании денежных средств (исполнительный лист, судебный приказ) в организацию, компанию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (в случае если задолженность не превышает 25 000 руб.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Также ФНС России уделила особое внимание необходимости контроля за ходом исполнительного производства, возбужденного ФССП России на основании направленных налоговым органом исполнительных документов для взыскания налоговой задолженности.

Например, если сумма задолженности превышает 3000 руб., налоговому органу одновременно с вступившими в законную силу судебными актами необходимо направить в службу судебных приставов ходатайство о наложении ареста на имущество должника. А если сумма задолженности превышает 10 000 руб. — заявление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве).

Когда сумма задолженности гражданина-должника более 50 000 руб. по имущественным налогам или более 250 000 руб. по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), налоговый орган по согласованию со службой судебных приставов организует проведение совместных рейдов по наложению ареста на имущество должника в рамках открытых исполнительных производств.

Читайте так же:  Образец договора поручительства к договору поставки

Также в указанных письмах налоговым органам рекомендовано совместно со службой судебных приставов и Госавтоинспекцией МВД России участвовать в рейдовых мероприятиях по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц в наиболее посещаемых общественных местах (аэропорты, крупные торговые точки и т. д.).

Обо всех проведенных мероприятиях налоговые органы будут ежеквартально отчитываться в ФНС России.

Что касается механизма взыскания налоговым органом задолженности по налоговым платежам из заработной платы должника через его работодателя, то тут следует отметить, что право взыскателя (в данном случае налогового органа) обратиться к работодателю должника предусмотрено ст. 9 Закона об исполнительном производстве.

Как это должно работать на практике?

Взыскать задолженность по налоговым платежам за счет имущества физических лиц, не исполнивших добровольно обязанность по уплате налога (сбора, пеней, штрафа), возможно лишь на основании судебного акта, вступившего в законную силу. Этот механизм прописан в ст. 48 НК РФ.

Иными словами, налоговый орган должен обратиться с заявлением о взыскании сумм неоплаченных налоговых платежей в суд общей юрисдикции, который по результатам рассмотрения дела вынесет судебный акт и после его вступления в законную силу выдаст исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ). Получив исполнительный документ, налоговый орган самостоятельно, минуя службу судебных приставов, если размер взыскания денежных средств не превышает в сумме 25 000 руб., направит его в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи. Такое право закреплено положениями ч. 2 ст. 9 Закона об исполнительном производстве.

Неисполнение работодателем требований исполнительного документа, полученного от налогового органа, в соответствии с ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб., на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 руб. и на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Что делать работодателю, получившему исполнительный документ от налогового органа?

[1]

Во-первых, работодатель должен проверить, соответствует ли исполнительный документ требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве. В частности, обратить внимание на сведения о должнике, взыскателе и размере взыскиваемой суммы (не более 25 000 руб.). Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет работодателю заявление с указанием реквизитов для перевода денежных средств и сведений о взыскателе (ст. 9 Закона об исполнительном производстве). Если какие-либо сведения, указанные в ст. 13 Закона об исполнительном производстве, в исполнительном документе будут отсутствовать, то работодатель вправе не исполнять данный документ, а направить его взыскателю, пояснив причины неисполнения.

Если с исполнительным документом все в порядке, то в соответствии с положениями ст. 98 Закона об исполнительном производстве работодатель обязан в трехдневный срок со дня выплаты удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Причем перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Особое внимание работодателю необходимо обратить на положения ст. 99 Закона об исполнительном производстве и ст. 138 ТК РФ, в соответствии с которыми размер удержания из заработной платы и иных доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, и не может составлять более 50% заработной платы и иных доходов. Удержание производится до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (то есть денежные средства могут удерживаться в пределах максимально возможного размера несколько раз до погашения всей суммы, подлежащей взысканию).

Также работодателю необходимо учесть положения ст. 101 Закона об исполнительном производстве, предусматривающей виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (например, денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца, получением увечья и т. д.).

Получать согласие работника на взыскание из заработной платы сумм по исполнительному документу не требуется, однако работника стоит уведомить о получении исполнительного документа.

Если работник не согласен с требованиями, которые на него возлагаются судебным актом и исполнительным документом (например, в расчете допущена ошибка), ему необходимо обратиться в налоговый орган, направивший работодателю исполнительный документ, причем лучше всего оформить обращение в письменной форме в виде жалобы на действия налогового органа и на втором экземпляре жалобы получить отметку налогового органа о подаче документа (либо направить жалобу по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

Если налоговый орган не произведет перерасчет и не отзовет исполнительный документ, налогоплательщику необходимо обращаться в суд.

Трудовая инспекция сможет сама взыскивать зарплаты без суда

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику)»

Минтруд России предлагает наделить трудовую инспекцию правом принудительного взыскания долгов по зарплате без решения суда

Согласно проекту принудительное исполнение работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и указанных выплат будет осуществляется подразделениями ФССП России на основании решения государственного инспектора труда, принятого в случае невыполнения работодателем в срок законного предписания об устранении нарушений трудового законодательства, связанных с выплатой работнику заработной платы.

Работодатель, не согласный с решением о принудительном исполнении, вправе его оспорить в суде в течение десяти дней со дня получения.

Согласно проекту решение о принудительном исполнении не принимается в случаях, когда между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации выявленной задолженности по заработной плате.

Проектом предусматривается, что положения о взыскании не будут распространяться на лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка, руководителя, главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров (наблюдательного совета) банка, контролирующих банк лиц, определяемых в соответствии с законодательством о банкротстве.

Читайте так же:  Каков срок заключения договора по 223-фз

Памятка для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам различных категорий

Уважаемый РУКОВОДИТЕЛЬ (ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР)!

В соответствии со ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» на работодателя должника возложена обязанность производить удержание денежных средств из заработной платы должников в счет погашения задолженности по судебным актам и актам иных уполномоченных органов (например, постановление о наложении административного штрафа, постановление судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора и т.д.).

Хранение исполнительных документов

Исполнительные документы относятся к бланкам строгой отчетности. Исполнительные листы и соглашения о выплате алиментов при направлении в организацию передаются бухгалтеру, назначенному приказом руководителя ответственным за их хранение, под роспись. Бухгалтер в обязательном порядке регистрирует полученные документы в специальном журнале, который ведется в произвольной форме. Хранить исполнительные документы необходимо в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить сохранность этих документов.

Размер удержания задолженности

Расчет задолженности, подлежащей удержанию из заработной платы должника и перечислению в счет погашения задолженности, производится после удержания (уплаты) из начисленной заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Максимальный размер удержания денежных средств из заработной платы должника составляет:

— не более 70% (при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением);

— не более 50% (при взыскании иных категорий).

В случае, когда в организацию поступило несколько исполнительных документов для удержания суммы задолженности, требования о взыскании алиментов наряду с иными требованиями в соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются требованиями первой очереди (приложение № 1).

Если удержанная денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований всех исполнительных документов одной очереди в полном объеме, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю.

Если размер алиментов установлен судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда, администрация организации должна производить индексацию алиментов пропорционально увеличению законом минимального размера оплаты труда (ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации). При этом, в соответствии со ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», работодатель обязан издать приказ (распоряжение) об указанной индексации (сведения о размере минимального размера оплаты труда, периоды, в которых они установлены, прилагаются. Приложение № 2).

Порядок перечисления денежных средств

Администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать задолженность на основании исполнительного документа, обязана ежемесячно удерживать денежные средства из его заработной платы и (или) иных доходов и уплачивать или переводить их за счет этого же лица взыскателю не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода.

При этом ч. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» также обязывает бухгалтера в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы выплатить или перевести удержанные денежные средства взыскателю почтовым переводом или зачислением на лицевой счет, открытый в банке. При перечислении алиментов по почте на оборотной стороне талона к почтовому переводу в разделе «Для письмен­ного сообщения» указывается месяц, за который взысканы алименты. Если имеется задолженность по уплате алиментов, она также отражается в талоне.

Информация, содержащая реквизиты, по которым необходимо перечислять взысканную с должника сумму, содержится в исполнительном документе (исполнительном листе, судебном приказе, постановлении уполномоченного органа) или постановлении судебного пристава – исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и (или) иного дохода должника.

Порядок применения реквизитов взыскателя для перечисления удержанных денежных средств указывается в постановлении судебного пристава – исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника.

Оплата перевода взысканных сумм по почте производится за счет должника.

О произведенных удержаниях и перечислении денежных средств взыскателю работодатель обязан ежемесячно представлять информацию судебному приставу – исполнителю в порядке, указанном в постановлении об обращении взыскания на заработную плату.

Перечень доходов, из которых удерживаются алименты на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841.

Законодательством также установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») (перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание прилагается. Приложение № 3).

Порядок завершения удержания денежных средств

При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу – исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ (ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 111 Семейного кодекса Российской Федерации). В исполнительный документ вносятся данные о суммах произведенных удержаний, а также оставшейся задолженности, после этого документ заверяется печатью учреждения. В течение трех дней с момента увольнения должника постановление судебного пристава – исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника вместе с копией исполнительного документа должны быть направлены заказным письмом или нарочным в службу судебных приставов.

Если работодатель не выполнит обязанность по сообщению информации об увольнении работника, в том числе плательщика алиментов, то в силу ст. 113 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» как в отношении лиц, ответственных за предоставление такой информации, так и в отношении организации – работодателя судебный пристав – исполнитель принимает решение о вынесении постановления о наложении административного штрафа в размере, определенном нормами КоАП РФ.

В соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса РФ за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению Вы можете быть привлечены к уголовной ответственности.

Читайте так же:  Изменения закупок для учреждений культуры и иные нововведения в законах № 223-фз и 44-фз

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118 –ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав – исполнитель имеет право проводить проверку исполнения исполнительных документов у организаций – работодателей на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов.

Порядок проверки исполнения исполнительных документов судебного пристава – исполнителя

В соответствии с пп. 3 и 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав – исполнитель вправе:

— проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

— проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация – работодатель или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обязаны представить судебному приставу – исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.

В ходе проверки бухгалтерии работодателя должника судебный пристав -исполнитель копирует все необходимые документы, в том числе, подтверждающие погашение долга по всем исполнительным производствам, по которым осуществляется проверка бухгалтерии работодателя должника. При необходимости отбирает объяснения у соответствующих должностных лиц проверяемого работодателя.

В случае выявления в ходе проверки бухгалтерии работодателя должника нарушений законодательства об исполнительном производстве судебный пристав -исполнитель, осуществляющий проверку в ходе проверки, либо по прибытию в структурное подразделение:

– принимает решение о привлечении виновных лиц к ответственности;

– принимает решение о направлении обращения в Государственную инспекцию труда Ивановской области (г.Иваново, пр.Строителей,д.21) (в случае выявления фактов выплаты заработной платы ниже минимального размера заработной платы) либо Управление ФНС России по Ивановской области (г.Иваново, ул.Почтовая, 24) (в случае выявления выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого размера заработной платы).Указанное обращение направляется в течение 3 календарных дней после дня проведения проверки бухгалтерии работодателя должника.

Примерный перечень действий (бездействий), влекущий за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.14 КоАП РФ (прилагается приложение № 4)

Дополнительную информацию по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам различных категорий, Вы можете узнать в структурном подразделении Управления ФССП России по Ивановской области, телефоны структурных подразделений размещены на Интернет-сайте Управления: http://www.r37.fssprus.ru.

Время создания/изменения документа: 15 марта 2013 10:03 / 15 марта 2013 10:09

Роструд хотят наделить правом взыскивать долги по зарплате

Сейчас работник может обратиться в госинспекцию по труду в случае, если ему не выплатили зарплату. На основании обращения инспекция проводит проверку и выдает работодателю предписание об устранении нарушений. Также недобросовестного работодателя могут привлечь к административной ответственности и наложить штраф. Но взыскать в таком случае сам долг можно только через суд. В правительстве хотят расширить возможности инспекторов. «В случае неисполнения требований предписания в установленные сроки инспектор наделяется полномочием принять решение о принуждении работодателя к выплате задолженности перед работником и передать необходимые материалы в Федеральную службу судебных приставов», – цитирует Голикову ТАСС.

Инспекторы смогут выдавать исполнительные листы для взыскания невыплаченной зарплаты. Но Голикова подчеркнула, что нововведение касается только уже начисленных платежей, по которым нет спора между работником и работодателем.

Чтобы упростить приставам процедуру взыскания таких долгов, предлагается дополнительный проект поправок к закону «Об исполнительном производстве».

По словам вице-премьера, взыскать приставы смогут только денежные средства, а исполнительное производство прекратят при погашении задолженности либо при отсутствии в течение двух месяцев на счетах работодателя финансов.

Законопроекты уже проработаны рабочими группами Российской трехсторонней комиссии. Однако работодатели выступают против. Взыскание приставами долгов по зарплате без решения суда станет ограничением для предпринимателей и вмешательством в их экономическую деятельность, озвучил позицию бизнеса глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. «Мы считаем, что нельзя допускать такого безмерного, безграничного расширения поводов для внесудебного списания средств со счетов клиентов банков на основе административных решений», – приводит его слова РБК.

Профсоюзная сторона законопроект поддержала. Голикова поручила представить предложения по смягчению административной нагрузки на бизнес.

Видео (кликните для воспроизведения).

Впервые поправки в Трудовой кодекс о принудительном взыскании задолженности по зарплате предложил Минтруд в октябре 2018 года. Тогда эту инициативу назвали избыточной в Минэкономразвития. Сегодня на заседании Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений стало известно, что общий объём задолженности по зарплате увеличился с начала 2019 года до 2,7 млрд руб.

Источники


  1. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.

  2. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.

  3. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
  5. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
Приставы смогут взыскать задолженность по зарплате на основании решений госинспекторов труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here