Содержание
- 1 Принимать экзамены на получение водительских прав по новому регламенту готовы почти 50% российских автошкол
- 2 Проверки ГИБДД автошкол для лицензии будут проводиться по новым правилам
- 3 Что изменится в лицензировании автошкол
- 4 ГИБДД разработала новый порядок проверок автошкол
- 5 Новый регламент приема экзаменов в ГИБДД
- 6 Лицензии автошколы, требования к обучению
- 7 Автошколы готовятся к проверке: обучающие программы им придется согласовывать с ГИБДД
- 8 Новый реестр учеников автошкол в ГИБДД с 1 января 2019 года – что это такое и как работает?
- 9 Новый закон об автошколах
- 10 Разработан новый порядок проверок автошкол
Принимать экзамены на получение водительских прав по новому регламенту готовы почти 50% российских автошкол
Такой информацией поделился вчера первый заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, генерал-лейтенант полиции Владимир Швецов на пресс-конференции, проведенной «Российской газетой».
Напомним, вчера вступил в силу новый Регламент приема инспекторами Госавтоинспекции экзамена на право управления транспортными средствами. В соответствии с документом, если в автошколе в течение полугода с первого раза теоретический экзамен на компьютере сдали более 80% учеников, а экзамен по первоначальным навыкам управления – более 70%, сотрудники ГИБДД смогут засчитывать результаты этих экзаменов (п. 117.3 Регламента, подп. «а» п. 9 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, далее – Правила). В этом случае экзаменаторы из Госавтоинспекции будут самостоятельно принимать только экзамен при движении в городе. «Это первоначальный этап. В дальнейшем мы, возможно, расширим круг автошкол. Теоретический экзамен и «площадку» будем стремиться отдавать на откуп им, а самим уделять внимание управлению транспортным средством в период движения в городе», – поделился Швецов.
Правда, для этого есть ряд условий. Так, в автошколе должен быть автоматизированный автодром – он позволяет фиксировать выполнение испытательных упражнений, а также обрабатывать и оформлять их результаты без участия экзаменатора (подп. «б» п. 1 Приложения 1 к Правилам). Кроме того, «теорию» ученики должны сдавать на компьютере. Наконец, на обоих экзаменах необходимо присутствие сотрудника ГИБДД.
По словам Швецова, почти половина российских автошкол уже готовы принимать экзамены по новым правилам. «У нас на данный момент около 7 тыс. автошкол, которые обучают вождению, из них готовы более 3 тыс. школ – этого вполне достаточно для того, чтобы принимать экзамены», – пояснил он. «Ничего сложного для хорошо работающей автошколы в сдаче экзаменов по новому регламенту нет», – добавил консультант центра дополнительного профессионального образования «Объединенный научно-методический центр» Вячеслав Максимычев.
Представители автошкол оценили появление Регламента позитивно. «Для нас, автошкол, это праздник! Документ этот мы ждали долго – два года идет реформа в сфере подготовки водителей. С 2014 года все автошколы работают по новым программам обучения. И первый результат, который показала реформа, – это существенное снижение аварийности с участием начинающих водителей. В 2015 году эта цифра снизилась на 26% по сравнению с 2014 годом. И она продолжает снижаться – за период с января по июль этого года стало еще на 21% меньше аварий, чем в прошлом году. А водителями мопедов, в основном это дети и подростки, было совершено на 46-47% меньше ДТП, то есть почти вдвое меньше», – заявила президент Федерации объединения автошкол Татьяна Шутылева. «Качество обучения улучшилось. Если раньше, до 2014 года, с первого раза теоретический экзамен сдавали 64% водителей, сейчас их число выросло до 70%», – поддержал Швецов.
Кроме того, по словам Швецова, уже подготовлен ряд нормативных документов, которые более детально регламентируют работу экзаменаторов. Так, будут уточнены критерии отбора экзаменаторов-сотрудников Госавтоинспекции: «Не каждый сотрудник может принимать экзамены, а только тот, который прошел специальный отбор-тест», – напомнил чиновник о действующем порядке. Существующие на данный момент основные критерии останутся без изменений – так, экзаменатор должен достигнуть возраста 25 лет, иметь высшее образование, право на управление транспортными средствами тех категорий или подкатегорий, по которым будут проводиться практические экзамены, а также стаж вождения не менее пяти лет (п. 7 Правил). К числу новых требований, добавятся в частности определенные критерии психологического отбора будущих экзаменаторов. Кроме того, будет уточнен официальный процесс взаимодействия Госавтоинспекции и автошкол. «Эти документы уже подготовлены и в ближайшее время будут утверждены», – пообещал Швецов.
Единственное, что пока остается неурегулированным, – это технические требования к средствам видео- и аудиофиксации процесса проведения практических экзаменов. На данный момент в Правилах содержатся лишь общие требования, такие как запись в режиме реального времени дорожной обстановки спереди и сзади транспортного средства, показаний контрольно-измерительных приборов, воздействий кандидата в водители на органы управления транспортным средством и др. (п. 12 Приложения 1 к Правилам). Однако, по мнению начальника учебного центра безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета Владимира Сажина, нужны более конкретные требования: «Непонятно, какие камеры ставить – цветные или черно-белые, каким должно быть качество записи звука и видео, должна ли камера обладать функцией ночного видения – например, если экзамен принимается в темное время суток, и т. д.».
Тем не менее каких-либо уточнений в этой части на нормативном уровне в ближайшее время не предвидится. «Приборы должны быть, а каким должно быть качество записи нам тяжело сказать – пусть специалисты решат. Есть же разработчики систем, пусть они работают над улучшением качества и над тем, чтобы в ночное время было видно. Мы не настолько технически грамотны, чтобы выставлять такие требования. Конечно, нам хочется, чтобы качество было хорошим. Этого же хочется и автошколам, чтобы было все видно и чтобы потом можно было посмотреть, какие нарушения совершил данный кандидат в водители, – заключил Швецов. – Основные наши требования, чтобы все было понятно и никаких вопросов не возникало».
Проверки ГИБДД автошкол для лицензии будут проводиться по новым правилам
ГИБДД проверки автошкол для лицензии проводятся, в частности, на предмет соответствия их учебно-материальных баз предъявляемым требованиям. Однако длительное время в законодательстве о подобных проверках существовали пробелы, приводившие к затягиванию сроков проверки и выдачи заключений ГИБДД для автошкол. Исправить сложившуюся ситуацию призван новый порядок выдачи заключений.
Важно! Порядок выдачи заключений…, утв. приказом МВД РФ от 04.02.2019 № 50 (далее — Порядок), вступил в силу 07.04.2019.
Что устанавливает новый порядок
Порядком устанавливается процедура выдачи заключений автошколам и соискателям лицензий на осуществление соответствующих образовательных программ о том, что их учебно-материальная база позволяет вести такую деятельность.
Риски! Осуществление деятельности в нарушение лицензионных требований может повлечь ответственность, например, по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (штраф для юрлиц до 40 тыс. руб.). Признание нарушений грубыми и квалификация деяния по ч. 4 указанной статьи может привести к штрафу до 200 тыс. руб. или приостановлению деятельности организации.
Порядком, в частности, установлено следующее:
- заключения выдаются Госавтоинспекциями по субъектам РФ или уполномоченными ими инспекциями (п. 2);
- заявления о выдаче заключений принимаются и рассматриваются по месту ведения автошколой лицензируемой деятельности (п. 3);
- определено, как оформляется заявление и какие документы требуется предоставить для проверки (разделы 2 и 3);
- с момента регистрации заявления до выдачи заключения должно пройти не более 15 рабочих дней (п. 11);
- срок действия заключения — 5 лет (п. 29).
Обратите внимание! Формы необходимых документов (включая формы заявления о выдаче заключения и формы самих заключений) приведены в приложениях к Порядку.
Как проверить в интернете наличие у автошколы лицензии и заключения ГИБДД
Рекомендуем! Проверка автошколы на сайте ГИБДД на предмет наличия положительного заключения проводится следующим образом: сначала находим сайт ГИБДД своего региона, затем обращаемся к разделу «Автошколы».
Например, автошколы Москвы можно проверить по ссылке: Автошколы. Г. Москва.
В 2019 году на сайтах ГИБДД можно уточнить информацию об автошколах:
- которыми получены заключения;
- в отношении которых проверки еще не завершены;
- которыми не получены заключения;
- с истекшими сроками заключений.
При этом на сайте представлена информация о сроке действия имеющихся заключений, что следует принять во внимание при записи на обучение в конкретную школу.
Рекомендуем! Помимо проверки заключений ГИБДД возможна проверка автошкол на лицензии. Это можно сделать на официальном сайте Рособрнадзора: Сводный реестр лицензий. Проверить наличие лицензии можно, например, вбив в поиске ИНН автошколы.
Что изменится в лицензировании автошкол
В ГИБДД усиливают контроль над образовательными учреждениями по подготовке водителей
Фото: Агентство Москва
С 7 апреля вступают в силу приказы МВД России, утверждающие порядок деятельности подразделений Госавтоинспекции по согласованию основных программ профобучения автошкол и обследованию их материальной базы. В ГИБДД рассказали «Парламентской газете», кого коснутся изменения.
Массовых проверок не будет
Сейчас автошколы находятся в ведении Рособрнадзора. Ведомство выдает им лицензии, которые, впрочем, недействительны без заключения ГИБДД. С 2014 года инспекторы проверяют у автошкол программы обучения и учебно-материальную базу. Однако из-за несовершенства норм до сих пор сохранялась неразбериха при оформлении согласований и заключений, отчего страдали прежде всего образовательные учреждения.
Вступающими в силу 7 апреля документами, расписываются порядок подачи автошколами заявлений в ГИБДД, а также исчерпывающие перечни оснований для отказа Госавтоинспекции в согласовании программ и в проведении обследования учебно-материальной базы.
Как изменится подготовка водителей в 2019 году
Как заверили в МВД, проверки автошкол будут проводиться только при получении ими новой лицензии, продлении действующей, включении новых программ профессионального обучения, изменении количества филиалов или их местонахождения.
Положительно оценил нововведения правоохранительного ведомства первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. По его мнению, работу автошкол в России необходимо контролировать жёстче.
«Мы знаем, что права покупаются, «мёртвые души» записываются в журналы, но при этом я не знаю ещё ни одного случая, когда автошколу за это наказали, — пояснил он. — Поэтому контроль, конечно, надо ужесточать и проводить хотя бы раз в пять лет, чтобы владельцы школ не думали, что выданная один раз лицензия — индульгенция на всю жизнь».
По данным ГИБДД, в 2018 году «теорию» с первого раза сдали 41 процент обучавшихся, «площадку» — 42 процента, «город» — 31 процент.
Автошколы боятся разорения
Как изменится экзамен на получение водительских прав
Так, согласно ведомственному приказу, если в ходе проверки сотрудники ГИБДД выявили какие-то несоответствия, то автошкола в течение шести месяцев может их исправить и подать в Госавтоинспекцию повторное заявление о проведении проверки. В этом случае проверяться будут только те условия, по которым ранее были выявлены несоответствия.
«Получается, чтобы исправить маленькую ошибку, например, просрочен какой-то документ на учебную машину, придётся полгода ждать экзаменатора из ГИБДД, — возмущается Сергей Лобарев. — Это же ни один малый и средний бизнес не выживет. А если в ГАИ не хватает людей, то зачем брать на себя дополнительные функции».
По его словам, сейчас в регионах выпускникам автошкол приходится стоять по два-три месяца в очереди в ГИБДД, чтобы сдать экзамены — не хватает инспекторов. А те, кто не сдал с первого раза и хотят пройти его повторно, ждут по три-четыре месяца.
Как получить заключение о соответствии учебно-материальной базы:
1. Написать заявление.
2. К заявлению нужно приложить:
- копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости;
- перечень транспортных средств автошколы;
- сведения о водительских удостоверениях автоинструкторов;
- графики, подтверждающие срок использования объектов недвижимости (если недвижимость используется несколькими организациями).
3. Заявление и документы подаются в ГИБДД лично или направляются по почте.
4. В течение трёх рабочих дней будет принято решение о дате и времени проведения проверки.
5. В течение 15 дней с момента подачи заявления ГИБДД проводит проверку и выдаёт заключение автошколе.
ГИБДД разработала новый порядок проверок автошкол
МВД разработало проект приказа, который обяжет автошколы согласовывать их учебные программы и материально-техническую базу с Госавтоинспекцией. ГИБДД, в частности, сможет приостанавливать работу учреждений по подготовке водителей, если превышена численность обучающихся либо у автошколы кончился срок аренды на учебную площадку. Участники рынка приветствовали появление документа, ГИБДД скорректировала спорные моменты первоначальной версии, говорят они.
Напомним, по действующим правилам автошколам для работы необходимы лицензия (выдается подразделениями Рособрнадзора) и заключение ГИБДД. Органы Госавтоинспекции, в частности, проверяют учебные программы образовательных организаций и их материальную базу (оборудование в классах, площадки для вождения и т. д.). Правила выдачи заключений ранее были регламентированы в письме-рекомендации ГИБДД России, но с апреля прошлого года оно не применяется. Это создало правовой вакуум и неразбериху: Госавтоинспекция обязана выдавать заключения автошколам согласно указу президента РФ №711, а как это делать — неясно.
Поэтому ГИБДД был разработан новый порядок выдачи заключения, который будет регламентирован двумя приказами МВД (в одном опишут порядок проверки материальной базы школ, в другом — учебных программ). Проекты документов вчера были размещены на regulation.gov.ru. Они определяют перечень документов и базовую информацию, которую автошкола должна предоставить в ГИБДД: действующая лицензия, данные о количестве обучающихся в течение года (рассчитывается по специальной формуле), список педагогов, учебный план и т. д. Отдельный пакет документов понадобится для учебной площадки: подтверждение права пользования (договор аренды и т. д.), результаты замеров коэффициента освещения, уклонов, а также сцепления колес машин с поверхностью площадки.
В течение месяца после приема документов сотрудники ГИБДД должны провести выездную проверку. Повторная проверка проводится, если ранее выданное заключение закончилось — оно будет действовать в течение пяти лет. Также впервые оговорены условия прекращения действия заключения (в этом случае автошкола должна приостановить работу), среди которых превышение ранее оговоренного числа обучаемых в год, истечение сроков аренды на площадку, ликвидация организации. Решение о приостановлении заключения в течение дня направляется как в автошколу, так и в подразделение Рособрнадзора. Документ получился более проработанным по сравнению с первоначальной версией, опубликованной в ноябре 2017 года, говорят опрошенные эксперты. Так, к примеру, изначально срок заключения предлагалось ограничить тремя годами, теперь он увеличен до пяти лет, отмечает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.
Главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин обратил внимание на норму, согласно которой автошколы обязаны предоставить в ГИБДД результаты обследования площадки. «Сейчас замеры осуществляют представители Госавтоинспекции,- пояснил он.- Теперь это будут специализированные организации — как правило, дорожники, имеющие сертифицированное оборудование и приборы для замера уклонов и освещенности. За это нужно будет заплатить, но это удобнее, чем ждать специалистов из ГИБДД». Господин Лыткин при этом отметил, что проект нужно доработать. Дело в том, что отдельным автошколам выданы бессрочные заключения, а значит, новые требования на них не распространяются. Нужно уравнять в правах все образовательные учреждения, говорит Александр Лыткин.
Новый регламент приема экзаменов в ГИБДД
Итак, как будет проводиться экзамен на права? Начнем с теоретического экзамена.
Если раньше две ошибки в билетах уже отправляли водителя на пересдачу, то теперь история сложнее. Три ошибки — экзамен не сдал. Две ошибки в одном тематическом блоке — экзамен не сдал. Все билеты поделены на четыре тематических блока по пять вопросов.
В случае одной ошибки кандидату в водители будет предоставлено право ответить на пять дополнительных вопросов по этой же теме.
На ответы по основным вопросам отводится 20 минут. На дополнительные пять вопросов — 5 минут.
Если кандидат в водители ошибся в двух вопросах из разных блоков, то ему будет дано право ответить на десять вопросов, по пять из каждого блока, за десять минут. Любая ошибка — переэкзаменовка.
Надо сказать, что новые билеты уже разработаны, но ждут согласования и утверждения. Как только они будут утверждены, мы тут же об этом сообщим.
Практический экзамен тоже изменится. Для кандидатов в водители мопедов и мотоциклов для демонстрации первоначальных навыков управления потребуется выполнить три упражнения из четырех. Сокращение было сделано в связи с тем, что не у всех автошкол и подразделений ГИБДД найдется площадка, на которой можно выполнить скоростное маневрирование. Для этого требуется площадка длиной 80 метров и 11 метров шириной.
Для водителей категории «В» потребуется сдать трогание на подъеме, «змейку», «въезд в бокс», параллельную парковку, а также проезд регулируемого перекрестка, если речь идет о приеме экзаменов на автоматизированном автодроме.
Есть комплексное упражнение: «маневрирование в ограниченном пространстве», которое состоит из трех элементов. Но экзаменатор может выбрать только два из них, если размеры площадки не позволяют выполнить все три.
Также поменялась оценка водительского мастерства на дорогах. Составлена новая таблица баллов за то или иное нарушение правил. Так, выезд на встречную полосу, создание помех другим машинам или пешеходам, проезд на красный свет — это пять баллов. То есть экзамен не сдал, ждем вас в следующий раз.
А вот не там остановился, выехал на перекресток, когда тот забит другими машинами, не пристегнул ремень безопасности — это среднее нарушение — всего три балла.
Одним баллом можно отделаться, если кандидат не пользовался зеркалами, резко тормозил или заглох. В общем, набрать пять непроходных балов не столь уж и сложно.
Напомним, что регламент устанавливает жесткие сроки на исполнение процедур. Однако от жестких временных рамок на исполнение одного элемента на площадке — отказались. Сроки остались только для скоростного маневрирования для мотоциклистов. На то оно и скоростное.
На прием каждого экзамена в совокупности отведен час. Для реализации всей услуги по получению прав, начиная с момента подачи заявления в ГИБДД и до получения удостоверения, если не было пересдач, для мотоциклистов отводится 15 суток. Для водителей легковушек — месяц.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Надо сказать, что документ вступит в силу с 1 сентября этого года. Такой срок отведен для того, чтобы к приему экзаменов успели подготовится и сами подразделения ГИБДД, и автошколы. Новые упражнения нужно строить на новых площадках. А это — время.
К тому же пока еще не утверждены билеты, по которым будут приниматься экзамены. А с того момента, как они будут приняты, потребуется еще время на то, чтобы в автошколах их начали использовать и по ним готовить кандидатов в водители. Впрочем, до сентября еще много времени.
Из нового регламента исключены совсем спорные пункты. Например запрет на нахождение в машине инструктора. Ведь если машина принадлежит автошколе, то в ней согласно правилам должен находится владелец или его представитель.
Четко прописано, что при приеме экзамена на дорогах общего пользования, представитель собственника должен сидеть на правом переднем сидении, чтобы иметь возможность предотвратить аварию. А инспектор должен находиться на заднем сидении, так, чтобы видеть, что делают ногами кандидат в водители и представитель собственника машины.
Напомним так-же, что можно сдавать экзамен на автомобилях с автоматической коробкой передач. На машинах, предоставленных для экзамена автошколами, если они оборудованы соответствующим образом. А также сдавать на права можно в любом регионе, независимо от вашего места проживания.
Лицензии автошколы, требования к обучению
Обучение вождению – сертифицированная деятельность. По действующему законодательству автошкола должна иметь лицензию (выдает Рособрнадзор) и заключение о соответствии материально-технической базы (выдает ГИБДД). Теоретически школа может работать как “филиал” сертифицированной автошколы (использовать чужую лицензию и сертификат соответствия), но тут уже возникают определенные подвохи (ситуация может поменяться в любой момент, и вы не получите диплом, или даже будете лишены прав, ссылки ниже). Если вам порекомендовали подобную автошколу (филиал), то в принципе такой вариант можно рассматривать (большинство таких школ не пережили реформу 2014 года).
Ситуацию с лицензиями автошколы можно прояснить на сайте или лично, также существует несколько ассоциаций со списками автошкол на своих сайтах. Например, http://www.autogild.ru/autoschools
ГИБДД позаботилась о сборе информации об автошколах, и опубликовала ее на своем сайте, например, для Москвы список автошкол можно посмотреть: http://www.gibdd.ru/r/77/drivingscools/ Московской области: http://www.gibdd.ru/r/50/drivingscools/
Отсутствие автошколы в списке на сайте ГИБДД (по ссылке выше) однозначно не говорит что лицензии у автошколы нет, нужно просто внимательно уточнить ситуацию. В некоторых регионах ГИБДД публикует список автошкол которые получили отказ и списки автошкол оформление которых в данный момент идет и не завершено.
По состоянию на 1 августа 2015 года заключения ГИБДД для работы по новым правилам получили 5375 организаций (46,84 % от 11476). Рассмотрено 6799 заявлений от образовательных организаций. Отказано в выдаче заключений 2554 образовательным организациям.
В Москве в 2014 г. 350 образовательных организаций осуществляли обучение водителей ТС. По состоянию на 11 августа 2015 года согласно информации официального сайта столичной ГИБДД (http://www.gibdd.ru/r/77/drivingscools/) заключения Госавтоинспекции получили 179 организаций (51,14 % от 350).
В Санкт-Петербурге в 2014 г. 155 образовательных организаций осуществляли обучение водителей ТС. По состоянию на 1 августа 2015 года заключения Госавтоинспекции получили 119 организаций (76,77 % от 155).
http://www.autogild.ru/tags/GIBDD
В 2015 году количество автошкол увеличилось, но все равно масштаб сокращения очень велик.
В октябре 2015 года появилась информация о попытках лишить водительского удостоверения людей, получивших права после обучения в несертифицированной автошколе. Так что нужно подходить к прояснению этого вопроса тщательно http://www.zrpress.ru/auto/primorje_05.10.2015_74459_u-novoispechennykh-primorskikh-voditelej-mogut-nachat-otbirat-prava.html).
Почитать еще:
Опубликовано 17.11.2015, версия 1.1 от 25.1.2016
Если вы хотите быстрей увидеть новые материалы и сервисы пожалуйста опубликуйте ссылку на Рулимс (https://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Участие в проекте.
This article has 4 comments
Вы так много пишите про новые требования в автошколам и к автодрому. а скажите, пожалуйста, может ли автошкола вести образовательную деятельность без наличия у нее автодрома и заключения от ГИБДД, имея только бессрочную лицензию? Где в законе это можно посмотреть?
Бессрочную лицензию от кого? Какие лицензии нужны написано в тексте (от ГИБДД сертификат-соответствия и от минобразования лицензия на образовательную деятельность). Автодром в теории можно арендовать. Самый простой способ позвонить в ГИБДД и уточнить. О какой АШ идет речь и в каком регионе?
Автошколы готовятся к проверке: обучающие программы им придется согласовывать с ГИБДД
МВД утвердило сразу два новых приказа, в которых прописан порядок работы Госавтоинспекции с автошколами. В документах определили процедуру проверки автошкол при допуске их к обучению водителей. Теперь автошколы должны не только получить лицензию, но и согласовать программы подготовки водителей в ГИБДД. Ведомство, в свою очередь, проверит учебный план на соответствие примерным программам подготовки Минобразования. Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на «PГ».
Теперь ГИБДД будет выдавать заключение на соответствие этим учебным программам учебно-материальной базы автошколы, в том числе учебных автомобилей. В приказах прописан порядок такого согласования и получения заключений. Кроме того, документы фиксируют основания для отказа в согласовании программ и отказа в проведении обследования учебно-материальной базы.
Заключение ГИБДД будет действительно в течение пяти лет с даты выдачи. Проверка соответствия будет проводится в случаях, когда автошкола обращается за лицензией на образовательную деятельность, либо в момент истечения срока действия ранее выданного заключения. Еще одним основанием для обследования станет обучение по новым программам на другие категории или смена места обучения.
Кстати, в 2018 году, по данным ГИБДД УМВД РФ по Приморскому краю, в регионе инспекторами ГАИ было принято 129 282 экзамена на получение водительского удостоверения. Из них с первого раза теорию сдали 41% учеников автошкол, «площадку» — 42%, а экзамен в городе — лишь 16% претендентов.
Новый реестр учеников автошкол в ГИБДД с 1 января 2019 года – что это такое и как работает?
База данных водителей
На самом деле, реестр свидетельств об окончании учебных заведений работает уже давно – с 2013 года. Но с 1 января 2019 года произошло главное и первое событие года – все автошколы России обязали вносить в базу данных учеников сведения обо всех выданных справках об окончании курсов водителей. Что от этого меняется для обычных автолюбителей – особенно, тех, кто купил права, из заголовков новостей понятно не сразу. Поэтому выясняем это в статье.
Что за новый закон о базе автошкол?
Он вовсе не новый – точнее, сама база не новая. Она официально существует ещё с 26 августа 2013 года, и в неё вносятся данные о всех выданных свидетельствах об окончании вузов, среднеобразовательных заведений и других государственных и муниципальных образовательных учреждений в обязательном порядке. Именно в ту далёкую дату вступило в силу Постановление Правительства №729 о соответствующей информационной системе.
Но с 1 января 2019 года туда вносят ещё и справки об окончании автошколы. Это урегулировано официальным сайтом ФИС ФРДО ().
Важные тонкости работы нового реестра
- Сведения об учениках, закончивших обучение в водители, автошколы должны вносить в базу данных в обязательном порядке.
- Внесение в реестр осуществляется сразу после окончания обучения, но до сдачи экзаменов в ГИБДД.
- Каждая автошкола обязана теперь иметь электронную цифровую подпись ФИС ФРДО, которой подписывается каждое внесённое в базу изменение.
- За невнесение сведений или неправильные данные автошколе положен штраф 5000 рублей по статье 19.7 КоАП.
- Проверка может осуществляться по запросу ГИБДД и даже любым гражданином. Но в будущем.
Кто и как будет проверять учеников автошкол?
Прежде всего, новая база учеников автошкол разработана для ГИБДД. Ведомство может проверять автолюбителей в 2 случаях:
- перед допуском к сдаче экзамена на получение права управления,
- в любое время для проверки наличия справки об окончании автошколы.
Правда, второй момент не регламентирован никакими правовыми актами – обязательных требований к таким справкам нет ни при каких госуслугах, кроме сдачи экзамена впервые: ни при замене прав по окончании срока действия, ни при возврате водительского удостоверения после лишения или допуске к его сдаче после лишения, ни при иных процедурах, связанных с ГИБДД.
Но проверить наличие свидетельства об окончании автошколы сможет и простой человек. Для этого нужно знать:
- ФИО проверяемого,
- серию и номер справки об окончании,
- дату выдачи.
То есть фактически проверка актуальна только если у вас на руках уже есть такое свидетельство, и вы хотите проверить его подлинность. Для этого и создана база данных.
Можно ли проверить права?
Нет. Речь идёт именно о базе данных свидетельств об окончании автошколы. К водительскому удостоверению этот документ прямого отношения не имеет и никак не связан с ним.
Что, если права куплены?
Если вы купили свои права, то система это не выявит. Если вы купили обучение в автошколе (а вместе с ними, вероятнее всего, и права), то это будет выявлено при проверке по базе.
Но и здесь есть 2 существенных ограничения для ГИБДД:
- проверить пока можно только учеников, получивших справку из автошколы после 1 января 2019 года,
- если по запросу по серии и номеру свидетельства информация об ученике не будет найдена, это ещё не говорит о покупке справки. Возможно, автошкола не внесла сведения, и её нужно за это оштрафовать.
Впрочем, сейчас в подвешенном состоянии остаётся вопрос о внесении в базу данных информации о справках учеников до 2019 года. Есть обязанность вносить данные будущих водителей, но прямой обязанности вносить информацию о ранее выданных справках нет.
Новый закон об автошколах
Обучение вождению аналогично образовательной деятельности других российских учебных заведений. Потенциальных автомобилистов ждут в автомобильных школах, а удостоверение водителя может быть получено после прохождения экзаменов по теории и практике на площадках ГИБДД. Качество работы автошкол контролирует государство путем выдачи лицензий. Примерные программы для автошкол утверждает Министерство образования и науки. Существенные изменения в работе автомобильных школ произошли в 2014 г., когда учебные заведения обязали проходить лицензионную проверку.
Приказы об автошколах в России
Учебные программы регламентируют образовательный процесс согласно Приказу Министерства образования и науки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» № 292 г. от 18.04.2013 г. Приложение к данному документу дает право автошколам устанавливать:
- Форму обучения;
- Длительность и содержание курса на основе программы, которая соответствует принятым стандартам;
- Расписание занятий, время начала и завершения курса.
На базе примерных программ педагоги разрабатывают и представляют для согласования свои программы, по которым будут обучаться студенты в конкретной автошколе. При составлении нужно учитывать пропускную способность классов. Что касается материально-технических условий, то база учреждения должна включать (по минимальным требованиям):
Что касается программ, по которым автомобильные школы обязаны готовить студентов, то ранее они регламентировались Приказом Минобрнауки РФ № 636, принятым в 2012 г. Однако с августа 2014 г. действуют новые нормы, предписанные Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» № 1408. Этот акт устанавливает примерное содержание программ для обучения (переподготовки) водителей всех категорий (подкатегорий). Здесь прописаны требования к учебным и материальным базам, которые обязана соблюдать автомобильная школа.
Какой нормативный акт регламентирует допуск к экзамену в ГИБДД?
Постановлением Правительства РФ «О допуске к управлению ТС» № 1097 (действует с 2014 г.) установлены «Правила проведения экзаменов на право управления ТС…». Акт ссылается на статью 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», которая указывает, что допуск к экзаменам могут получить только студенты:
- Достигшие определенного возраста (для каждой категории ТС регламентирован свой возрастной порог);
- Не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья (подтверждается соответствующим документом);
- Завершившие профессиональное обучение, которое соответствует установленным нормам.
Именно последний пункт дает право сотрудникам ГИБДД не допускать к экзамену студентов из автомобильных школ, не прошедших процедуру лицензирования. Тот факт, что требования об обязательном получении лицензии действуют уже около 3-х лет, не исключает функционирования нелицензированных автомобильных школ. Это учебные заведения, которые не прошли проверку на соответствие программ обучения установленным нормам. Материальная база подобных заведений далека от нормы, что не позволяет студентам получить необходимые практические навыки вождения в полном объеме.
Более того, работа автошкол без лицензии влечет за собой как административное, так и уголовное наказание. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99 предусматривает, что нанесение ущерба правам и законным интересам граждан является грубым нарушением лицензионного законодательства. Федеральный Кодекс об административных правонарушениях (ст. 14) предусматривает наложение штрафа от 40 тыс. руб. за отсутствие лицензии у юридического лица. За грубые нарушения деятельности, для которой требуется лицензия, учреждение могут закрыть на 3 мес. или оштрафовать на 200 тыс. руб. Уголовный Кодекс (ст. 171) предусматривает наказание за работу без лицензии, при условии получения крупной прибыли. Это может быть штраф от 300 тыс. руб., исправительные работы, арест на полгода и даже заключение.
Заключение
Деятельность автомобильных школ регламентирована теми же законами, что и работа других образовательных учреждений. Существуют правила и требования к программам, материально-техническим базам автошкол, а также к процессу получения лицензии. Нарушение этих требований грозит ответственностью для собственников школ, при этом студенты-выпускники лишаются допуска к сдаче экзаменов.
Разработан новый порядок проверок автошкол
МВД погдготовило проект приказа, который обяжет автошколы согласовывать их учебные программы и материально-техническую базу с ГИБДД.
ГИБДД, в частности, сможет приостанавливать работу учреждений по подготовке водителей, если превышена численность обучающихся либо у автошколы кончился срок аренды на учебную площадку.
По действующим правилам, поясняет издание, автошколам для работы необходимы лицензия (выдается подразделениями Рособрнадзора) и заключение ГИБДД. Органы Госавтоинспекции, в частности, проверяют учебные программы образовательных организаций и их материальную базу (оборудование в классах, площадки для вождения и т. д.). Правила выдачи заключений ранее были регламентированы в письме-рекомендации ГИБДД России, но с апреля прошлого года оно не применяется. Это создало правовой вакуум и неразбериху: Госавтоинспекция обязана выдавать заключения автошколам согласно указу президента РФ №711, а как это делать – неясно. Поэтому ГИБДД был разработан новый порядок выдачи заключения, который будет регламентирован двумя приказами МВД (в одном опишут порядок проверки материальной базы школ, в другом – учебных программ).
Онлайн проверка лицензии автошколы
Обязательное условие для любой автошколы — это наличие действующей лицензии на право ведения образовательной деятельности. Поэтому, прежде чем заключить договор с автошколой и заплатить деньги за обучение проверьте наличие у нее лицензии.
С помощью нашего сервиса вы можете проверить наличие лицензии любой автошколы, т.е. получить информацию об образовательных организациях, имеющих в текущий момент право осуществления образовательной деятельности по подготовке водителей транспортных средств по новым программам обучения, вступившим в действие с 11 августа 2014 года.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Информационно-справочный массив, реализованный в структуре официального сайта Госавтоинспекции, содержит в себе сведения об автошколах, которые прошли в региональных подразделениях Госавтоинспекции согласования программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов и получили заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
Источники
Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.
Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.
Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.- Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.
- Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.