Разъяснение по вопросу проверок лицензиатов, продающих алкоголь

Полная информация на тему: "Разъяснение по вопросу проверок лицензиатов, продающих алкоголь" в помощь грамотному гражданину.

Проверка лицензии на алкоголь: в каких случаях и почему проводится

Лицензия на алкоголь

Для того, чтобы продавать алкоголь в нашей стране, предпринимателю нужно будет получить лицензию. Этого требуют все существующие законы, которые сегодня регулируют данную отрасль. К тому же, право реализовать алкогольную продукцию имеют только юридические лица.

Индивидуальные предприниматели могут продавать только напитки, которые содержат алкоголь. Процесс получения лицензии может длиться до 1 месяца. В этот период соответствующие службы должны рассмотреть заявку предпринимателя, принять ее или отклонить. Притом, даже для того чтобы выдать лицензию, эти службы могут проводить ряд проверок и экспертиз.

На какой алкоголь нужна лицензия

Закон о регулировании рынка алкогольной продукции был принят еще в далеком 1995 году. С того времени в него было внесено множество изменений, которые, в большинстве случаев, еще больше ужесточали правила работы в этом секторе промышленности. Также много раз поднимались цены на лицензии, последнее такое изменение произошло с начала 2015 года.

Занимается регулированием рынка такая служба, как Росалкогольрегулирование. Она контролирует все вопросы, вплоть до соблюдения законности выдачи лицензий.

Роль этого закона тяжело переоценить. Благодаря ему граждане стали более защищенными от разного рода подделок и некачественной продукции, которая может нанести вред их здоровью.

Закон № 171‑Ф3 от 22.11.1995 года дает определение той продукции, которая считается алкогольной, возможности ее оборота и реализации. Под оборотом алкоголя нужно понимать его закупки и продажи, в том числе оптовые и розничные, а также процесс его хранения и перемещения с одной торговой точки в другую.

Также в нем перечислен список лиц, которые имеют право принимать участие в этом обороте:

  • любые организации, которые принимают участие в производстве всех видов алкогольной продукции (независимо от их юридического статуса)
  • частные предприниматели, которые проводят продажу напитков, содержащих алкоголь (в их числе можно назвать пиво и напитки из него, яблочный сидр и пр.)
  • физлица, которые имеют трудовые отношения с участниками процесса (перечисленными выше)
  • покупатели/потребители этого продукта

А также законом прописано то, что именно может считаться алкогольной продукцией. По закону она должны иметь в своем составе не менее пол процента этилового спирта. К алкогольным напиткам относят:

  • напитки с содержанием спирта (водка в их числе)
  • разные виды винной продукции
  • шампанское
  • винные напитки
  • пиво и напитки, в содержание которых оно входит
  • напитки с небольшим содержанием спирта (сидр, медовуха и пр.)

В большинстве случаев для того, чтобы реализовать такую продукцию, предпринимателю нужно будет получить лицензию. Но бывают и исключения:

  • если продается непищевая алкогольная продукция
  • не нужно получать лицензию на производство пива и напитков из него, слабоалкогольных напитков, а также на закупку и доставку их

Не нужно получать лицензию на приобретение технических спиртов и сырья, если его оборот не превышает двух тысяч литров.

Как происходит проверка

Чтобы получить лицензию, нужно иметь в своем распоряжении необходимую торговую площадь. Также компания, которая занимается реализацией такого рода продуктов, должна работать на рынке более года. Только в случае выполнения этих основных условий предприниматель может рассчитывать на получение лицензии на продажу алкоголя и алкогольных напитков.

Для того, чтобы проверить присутствие лицензии у продавца алкоголя, можно зайти в специально созданный реестр. В нем перечислены все те компании и предприниматели, которые имеют право на его закупку и продажу.

Проверка лицензии на алкоголь по ИНН возможна по всей территории Российской Федерации. Притом не нужно ходить ни по каким учреждениям, предоставлять какие-либо документы или ждать, пока придет подтверждение из архивов.

Процедуру можно провести прямо у себя дома, перед компьютером или ноутбуком. Нужно знать только ИНН интересующей организации.

Продление лицензии на алкоголь

Законодательством упрощено продление лицензии на алкогольную продукцию. Продлевать ее нужно в таких случаях:

Правила продления лицензии

  • если срок лицензии истек из-за внесенных в законы изменений
  • если поменялось название юридической компании или в самой лицензии выявлены опечатки
  • если организация поменяла свой юридический или фактический адрес, была проведена реорганизация предприятия
  • если соответствующими службами были найдены нарушения в работе предприятие, нарушения ими норм и правил
  • если срок действия лицензии истек

Чтобы службы смогли продлить лицензию предпринимателю, он должен явиться к ним за 3 месяца до окончания срока ее действия (не раньше). Для этого ему нужно принести такие документы:

  • написанное по форме заявление
  • документ, который подтверждает уплату пошлины за прошедший год (копию)
  • ту лицензию, которая до сих пор действует (нужен и оригинал, и копия)
  • те документы, которые подтверждают собственность или аренду торговых помещений

Налоговый Кодекс РФ за продление лицензии на алкоголь устанавливает пошлину на уровне 65 тысяч рублей за каждый год. Срок действия лицензии может быть установлен индивидуально для каждого, но не может превышать 5 лет.

Лицензирующий орган может принимать решение о выдаче лицензии сроком в 1 месяц. Но в особых случаях он имеет право продлить это время еще на 30 дней. Выдавать продленную лицензию можно таким лицам:

  • руководителю предприятия в случае предоставления им паспорта и бумаги, которая подтверждает его статус
  • другому представителю компании, который представит паспорт и правильно составленную доверенность от руководства
Читайте так же:  Увеличен срок информирования об изменении реквизитов для перечисления зарплаты

Во время продления лицензии соответствующие органы проверяют всю необходимую документацию. В перечне этих бумаг можно найти:

  • Устав организации
  • если проводились изменения в названии, то нужен подтверждающий это протокол (решение)
  • свидетельство, которое подтверждает занесение записи в реестр
  • нужно провести переоформление свидетельства о том, что юридическое лицо поставили на учет
  • нужно сделать выписку из ЕГРЮЛ

Но не всегда право на получение лицензии может быть рассмотрено положительно. Существует огромное количество случаев, когда в ее получении было отказано. Это может произойти, если:

  • в документах была найдена неправдивая информация
  • если у предпринимателя нет нужных условий для продажи алкоголя
  • если у предпринимателя есть задолженность по уплате пошлин и налогов

Остальные причины приведены в пункте 9 статьи 19 Федерального закона №171-ФЗ.

Штраф за отсутствие и просрочку лицензии

Если у предпринимателя сумма выручки превышает полторы тысячи рублей, то в случае отсутствия лицензии на него может быть даже наложена уголовная ответственность.

Если сумма прибыли не превышает этого числа, то предпринимателя ожидает штраф. Его сумма предусмотрена законодательно и составляет:

  • для физических лиц от 10 до 15 тысяч рублей
  • для юридически оформленных компаний от 200 до 300 тысяч рублей

Также особенностью такой процедуры является то, что представители служебных структур охотнее проводят арест имущества провинившейся стороны. Это касается любых видов предпринимательской деятельности.

Причем сумма штрафа будет одинаково делиться на всех учредителей организации, вне зависимости от того, какая у кого доля в этом бизнесе.

Поэтому продавать алкоголь без лицензии хоть и более выгодно (высокая прибыль и нет необходимости уплачивать пошлины), но риск быть пойманным госнадзором еще более высок. Чтобы не попасть в такую ситуацию, лучше полностью соблюдать все законы.

Как продавать алкоголь без лицензии

Можно ли продавать алкоголь без лицензии

В последнее время на территории России большое распространение приобрела схема полулегальной торговли алкоголем. Для этого предприниматели, у которых нет лицензии, заключают соглашения с теми компаниями, у которых лицензия имеется.

Суть схемы довольно проста. Бизнесмены пользуются тем, что ключевым требованием профильного закона является необходимость иметь помещение нужной площади.

Если такое имеется, предприниматель может спокойно отдать часть этой площади в аренду другому бизнесмену (у которого есть лицензия на продажу алкоголя).

В большинстве случаев плата за аренду зависит от полученной выручки. Чем больше алкоголя продали в этой торговой точке, тем больше прибыли получает бизнесмен. Часто эта часть составляет примерно 20% от полного оборота.

Но есть и особенности в такой торговле:

  • весь алкоголь нужно проводить через другую кассу
  • арендующее лицо должно заключать договор с наемными работниками, но на практике такое случается редко (если такая потребность возникает, то соглашение просто подписывают прошедшим числом)
  • нельзя продавать алкогольные напитки по агентскому договору

Как и любая другая, эта схема имеет свои преимущества и недочеты. Рассмотрим плюсы такой продажи алкоголя:

  • нет надобности в покупке лицензии, поэтому предприниматель экономит средства
  • если с юридической точки зрения бизнесмен не занимается продажей алкоголя, то в реальности он получает от этого большую прибыль
  • обычно поставщик сам завози продукцию в магазины, поэтому реализатору даже не нужно оплачивать расходы на доставку

Недостатки продажи алкоголя без лицензии:

  • сам предприниматель не имеет права изменять цены на алкоголь – они полностью зафиксированы соглашением
  • у бизнесмена нет права менять ассортимент алкогольных продуктов
  • продавец получает только часть из заработанных денег, так как остальное он отдает

Чтобы в процессе торговли алкоголем не возникало никаких вопросов со стороны закона, прежде всего нужно позаботиться обо всей нужной документации. Помимо всяческих разрешений и сертификатов у каждого предпринимателя должна быть лицензия на продажу алкогольных напитков.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Порядок проведения лицензионного контроля

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

1) истечение одного года со дня принятия решения о выдаче лицензии или переоформлении лицензии;

2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.

Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ;

4) выявление фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе, других информационных системах, анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка проводится лицензирующим органом по основанию, указанному в подпункте 2, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 4, может быть проведена лицензирующим органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Читайте так же:  Банкротство физических лиц через арбитражный суд

Срок проведения проверки в отношении лицензиатов составляет не более чем двадцать рабочих дней с даты начала ее проведения. Указанный срок продлевается в случае необходимости проведения связанных с оценкой результатов проверок экспертиз, исследований, испытаний, расследований, осуществления перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке проверяемым лицом, и других необходимых мероприятий (в том числе в отношении контрагентов лицензиата), без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям. При этом общий срок проведения проверки не может превышать сорок рабочих дней.

Уведомление о проведении внеплановой проверки лицензиату направляется по адресу электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, и (или) непосредственно предъявляется в момент начала ее проведения в форме соответствующего приказа (распоряжения) руководителя или заместителя руководителя лицензирующего органа.

Для фиксации информации, получаемой в ходе проведения выездных проверок, могут осуществляться звукозапись, фото- и видеосъемка.

В случаях, если для разъяснения возникающих при осуществлении лицензионного контроля вопросов требуются специальные познания, лицензирующие органы назначают экспертизу, включающую в себя организацию и проведение исследований экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями для решения задач в области лицензионного контроля.

Такая экспертиза проводится экспертами лицензирующего органа, а также иными экспертами, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, только в случае невозможности проведения такой экспертизы экспертами лицензирующего органа.

Порядок проведения такой экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разъяснение по вопросу проверок лицензиатов, продающих алкоголь

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 августа 2018 г. N 03-14-07/55269 О проведении с 1 июля 2018 г. плановых проверок лицензиатов, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания

В связи с обращением по вопросам применения отдельных положений Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ) Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

По вопросу проведения с 1 июля 2018 года плановых проверок лицензиатов, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания

Согласно абзацу второму пункта 8 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ плановая проверка в отношении лицензиата, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи вина, игристого вина (шампанского), осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, не проводится с 1 июля 2018 года.

В соответствии с нормами статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Таким образом, при наличии соответствующей лицензии лицензиатом может осуществляться один из видов деятельности: розничная продажа алкогольной продукции или розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Учитывая изложенное, положения вышеуказанного абзаца второго пункта 8 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ на лицензиатов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, не распространяются.

Видео (кликните для воспроизведения).

По вопросу выдачи временного разрешения на доступ к единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — ЕГАИС) и предоставления доступа хозяйствующим субъектам к ЕГАИС после истечения двух месяцев с момента аннулирования или прекращения действия лицензии

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ лицензиат в течение двух месяцев с момента аннулирования или прекращения действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и (или) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания имеет право на хранение остатков алкогольной продукции, а также на возврат их поставщику, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ.

В целях осуществления лицензирующим органом контроля за исполнением лицензиатами, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции которых аннулированы либо прекращено их действие, указанной нормы пункта 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ Росалкогольрегулированием в «личном кабинете» на официальном сайте (Интернет-портале) Росалкогольрегулирования fsrar.ru для лицензирующих органов субъектов Российской Федерации разработан сервис по предоставлению указанным лицензиатам возможности осуществлять под контролем лицензирующего органа возврат и хранение остатков алкогольной продукции в течение двух месяцев после аннулирования или прекращения действия лицензии, в том числе с фиксацией сведений в ЕГАИС. При этом в поле «Вид деятельности» карточки в «личном кабинете» необходимо выбирать «Хранение и возврат остатков» (тип «РРО»).

Выдача организации временных разрешений либо иных документов для реализации права на хранение и возврат остатков алкогольной продукции Законом N 171-ФЗ не предусмотрена.

Что касается вопроса о снятии остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, использованных для ее производства, в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии согласно пункту 2 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, то в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 171-ФЗ выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, снятие остатков готовой продукции в случае прекращения действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции относится к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.

Читайте так же:  Налоговый орган вправе использовать при проверке доказательство, полученное после ее окончания

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 5 Закона N 294-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относятся, в том числе, разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, административные процедуры осуществления снятия остатков готовой продукции, предусмотренного пунктом 2 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, могут быть определены в административном регламенте исполнения государственной функции.

По вопросу отражения закупки и списания с учета в ЕГАИС пива и пивных напитков, организациями, осуществляющими также лицензионные виды деятельности в сфере производства и оборота алкогольной продукции, в случае аннулирования лицензии

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи лицензированию не подлежит.

Таким образом, аннуллирование (прекращение действия) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, маркированной специальными федеральными марками, лицензиата, осуществляющего также розничную продажу пива и напитков на его основе, не повлечет ограничения в части фиксации указанным лицом сведений об объемах оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в ЕГАИС.

Директор Департамента А.В. Сазанов

Обзор документа

С 1 июля 2018 г. отменены плановые проверки лиц, которые продают алкоголь в розницу. Минфин разъяснил, что продажи алкоголя в общепите это не касается.

Если организация лишилась лицензии на торговлю алкоголем, то она вправе в течение 2 месяцев хранить остатки товара и возвращать их поставщику (кроме случаев изъятия остатков в соответствии с законодательством). Такие операции должны проходить через сайт fsrar.ru. Выдача документов на право хранить и возвращать продукцию не предусмотрена.

Правила снятия остатков готовой продукции устанавливают регионы.

Если организация торгует пивом, то отзыв лицензии на более крепкие напитки не мешает ей отражать продажи пива в ЕГАИС.

Розничная торговля алкогольной продукцией: разъяснения РАР

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка направила разъяснения Росалкогольрегулирования на часто задаваемые вопросы граждан и организаций, касающиеся регулирования розничной продажи алкогольной продукции.

РАР, в частности, поясняет, что организации при наличии лицензии на розничную продажу алкогольной продукции могут осуществлять изготовление коктейлей и других напитков в процессе обслуживания потребителя при оказании услуг общественного питания с использованием алкогольной продукции, находящейся в легальном обороте.

Что касается возможности перемещения алкогольной продукции между обособленными подразделениями юридического лица, то такое перемещение возможно по местам нахождения подразделений, указанных в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции

Кроме того, РАР также разъяснило вопрос использования алкогольной продукции, закупленной у организации, осуществляющей ее розничную продажу, для производства неспиртосодержащей продукции в предпринимательских целях, дало разъяснения по вопросу необходимости фиксировать в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции в целях ее использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции.

В письме № 2148/03-04 от 31.01.2017 также освещены вопросы возможности осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в одном помещении.

Кроме того, РАР дало разъяснения по вопросу необходимости применения ККТ при розничной продаже алкогольной продукции, отметив, что все организации и ИП, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, должны использовать контрольно-кассовую технику с 31 марта 2017 г.

Внезапные проверки торговых объектов по соблюдению правил продажи алкоголя

Для повышения эффективности государственного контроля за соблюдением правил продажи алкоголя сенатором Александром Башкиным готовится законопроект «О разрешении внезапных проверок торговых точек». Документ находится на стадии разработки.

Данным законопроектом планируется наделить региональных чиновников полномочиями по проведению проверок торговых объектов без предупреждения последних. Проверку объектов по соблюдению правил продажи алкоголя в субъектах РФ предлагается возложить на региональные министерства и ведомства, осуществляющих контрольные функции в сфере лицензирования розничной продажи алкогольной продукции.

В случае выявления нарушений законодательства в ходе внезапного рейда объекта торговли представители лицензирующих органов должны будут оформить соответствующий акт и направить его в федеральный орган – в Росалкогольрегулирование. Тот в свою очередь обязан будет принять решение об аннулировании лицензии нарушителя во внесудебном порядке.

Лариса Мироненко, заместитель председателя Комитета по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи Астраханской областной думы, предложила в случае нарушения хозяйствующим субъектом правил продажи алкоголя исключить в принципе возможность возобновления действия лицензии уполномоченным органом. С этой позицией согласился также руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев. «Алкогольный рынок – социально опасная сфера в торговле. Если предприниматель один раз нарушил правила розничной продажи алкоголя, то для него навсегда должна быть закрыта дверь в этот бизнес», – считает он.

[2]

Действующим законодательством и сейчас предусмотрены внеплановые проверки, однако назвать такие проверки «внезапными» нельзя, ведь за 24 часа до ее проведения надзорный орган обязан уведомить проверяемого согласно п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Такой уведомительный характер проверки, нивелирует само основание проверки – жалобы граждан, т.к. торговый объект имеет возможность подготовиться к приходу проверяющих и устранить на время допущенные нарушения и недочеты в своей работе.

Вместе с тем, возможность проведения проверки без предварительного уведомления юридических лиц и ИП все же предусмотрена законом. В частности, контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых ЮЛ и ИП. Однако она требует согласования с органами прокуратуры. Кроме того, ее проведение допускается исключительно в случаях, установленных 294-ФЗ.

Читайте так же:  Образец уведомления о проведении аттестации работников

Также законодательством предусмотрены единичные случаи внезапной, например, ФНС может проводить рейды без предупреждения для проверок выдачи организацией и ИП кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством о применении ККТ.

Кроме того, Роспотребнадзору не требуется предварительно уведомлять ЮЛ и ИП о начале проведения внеплановой выездной проверки, в случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, а также, если нарушаются права потребителя.

Отдельными полномочиями по проведению внезапной проверки наделены также участковые уполномоченные полиции. Полиция вправе осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений об административных правонарушениях и принимать по таким обращениям предусмотренные законодательством меры. Для реализации этих полномочий они могут проверять у организаций разрешения, лицензии и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности. Но и здесь возникают проблемы. «К примеру, ранее правоохранительные органы выявляли лиц, нарушающих установленные правила торговли, теперь в силу своей загруженности этим почти не занимаются», – констатировал сенатор Башкин.

Кому лицензия скажет «прощай» (Дружинин А.)

Дата размещения статьи: 21.10.2017

Все участники алкогольного рынка обязаны сдавать декларации об объемах реализованной алкогольной продукции в Росалкогольрегулирование. Несдача отчетности чревата очень серьезными последствиями: лицензиат может не только лишиться действующей лицензии, но и еще получить отказ при обращении за новой. Как себя можно защитить в такой ситуации?

Злополучное письмишко

Декларации в ЕГАИС сдаются и в том случае, когда в отчетном периоде никакой хозяйственной деятельности, связанной с реализацией алкогольной продукции, компания не вела, хотя даже Росалкогольрегулирование в своем письме (раздел «Декларирование») изложило иную позицию. Она заключается в том, что обязанность представления деклараций поставлена в зависимость от осуществления деятельности. Следовательно, в случае неосуществления организацией соответствующей деятельности в отчетном квартале представление деклараций не требуется при условии отсутствия остатков алкогольной продукции на конец отчетного периода . Между тем данная позиция не основана на законе.
———————————
Информация Росалкогольрегулирования «Ответы на вопросы (раздел «Декларирование»)» // http://www.fsrar.ru (дата обращения: 10.03.2017).

Беда приходит не одна

Все должно иметь границы

Продолжение увлекательной истории

Росалкогольрегулирование начнет проводить контрольные закупки алкоголя

Tyler Olson / Shutterstock.com

С 29 декабря 2017 года Росалкогольрегулирование и органы исполнительной власти субъектов РФ, которые выдают лицензии на розничную продажу алкоголя, получили право проводить контрольные закупки – то есть анонимные, под видом покупателя, покупки с целью выявления нарушений при продаже товаров потребителям (Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 433-ФЗ).

Если таких нарушений при продаже товара не выявлено, то проверяющие могут удалиться, не раскрывая своего инкогнито. Если же нарушения налицо – проверяющие немедленно после завершения покупки предъявляют служебные удостоверения, приказ на проведение закупки и начинают составлять акт.

Это мероприятие – с применением видеозаписи или в присутствии не менее двух свидетелей – проводится в порядке и по основаниям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). А результаты контрольной закупки заносятся в Единый реестр проверок.

Контрольные закупки проводятся, естественно, без предварительного предупреждения проверяемых продавцов, но зато их необходимо согласовать с прокуратурой.

Примечательно, что Росалкогольрегулирование – это первый и единственный на данный момент в РФ орган федеральной власти, который получил подобное право; например, Роспотребнадзор или Роздравнадзор пока еще не вправе проводить контрольные закупки: проблема реализации алкоголя в обход ЕГАИС является для России более ощутимой по сравнению с продажей просроченных продуктов или фальшивых лекарств.

Помимо Росалкогольрегулирования, проверочные закупки будут проводить и те органы субъектов РФ, которые выдают лицензии на розничную продажу алкоголя. Никакие иные региональные органы в стране подобным полномочием не наделены.

Кроме того, контрольные закупки проводят налоговые органы – однако они делают это исключительно с целью проверки применения ККТ, в рамках финансового контроля, и не подчиняются правилам Закона № 294-ФЗ о проверках юридических лиц и предпринимателей.

Следует также разграничивать контрольные закупки и проверочные закупки: последние, как следует из названия, организуются для проверок оперативной информации о преступлении. В рамках проверочной закупки оперативно-разыскные (но не контрольно-надзорные) органы, например полиция или ФСБ, могут закупать оружие, наркотики, услуги лиц «с низкой социальной ответственностью» и прочие запрещенные к обороту блага. На практике полиция проводит и проверочные закупки алкоголя – например, от лица несовершеннолетнего покупателя (повторная продажа алкоголя ребенку уголовно наказуема). Однако проводить проверочную закупку по подозрениям в совершении административного правонарушения все же незаконно.

О проверках организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, и органах, устанавливающих границы территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 05.04.2018 г. N 03-14-07/22388

Департамент налоговой и таможенной политики в связи с обращением о проведении плановых проверок в отношении организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания после 1 июля 2018 г., сообщает.

По вопросу проведения плановых проверок лицензиатов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания

В соответствии с абзацем вторым пункта 8 статьи 23.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ) в редакции Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ, вступающей в силу 1 июля 2018 г., плановая проверка в отношении лицензиата, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи вина, игристого вина (шампанского), осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, не проводится.

Читайте так же:  Понятие и виды гражданско-правовых договоров

Согласно пункту 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на вид деятельности — розничная продажа алкогольной продукции выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Учитывая изложенное, положениями абзаца второго пункта 8 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ в редакции, вступающей в силу 1 июля 2018 г., устанавливается запрет только в отношении проведения плановых проверок лицензиатов, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции.

По вопросу проведения плановых проверок после 1 июля 2018 г. в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей продукции

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей продукции лицензированию не подлежит (далее — нелицензируемый вид деятельности).

Соответственно, положения статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих нелицензируемый вид деятельности.

По вопросу внесения изменений в Закон N 171-ФЗ в части установления особенностей организации и проведения проверок

[1]

Согласно пункту 3 статьи 23.1 Закона N 171-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, применяются положения в том числе Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ), которым установлены требования к организации и проведению проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры (далее — особенности организации и проведения проверок).

При этом частью 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень видов государственного контроля (надзора), при осуществлении которых особенности организации и проведения проверок могут быть установлены иными федеральными законами.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в вышеуказанный перечень не входит.

Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации, в случае если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними административными регламентами (часть 3 статьи 2 Закона N 294-ФЗ).

По вопросу внесения изменений в Закон N 171-ФЗ в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по установлению границ территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — Закон N 54-ФЗ), и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании проведения таких мероприятий.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 7 Закона N 54-ФЗ).

[3]

При этом одним из принципов деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации является самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (пункт «ж» части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Таким образом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации обладают необходимыми полномочиями для самостоятельного установления как порядка подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, так и порядка установления границ территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан, в период проведения таких публичных мероприятий вне зависимости от того, куда было подано уведомление о проведении публичного мероприятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заместитель директора Департамента

Источники


  1. Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.

  2. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.

  3. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
  4. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.
  5. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
Разъяснение по вопросу проверок лицензиатов, продающих алкоголь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here