Даны разъяснения о членстве в сро в случае смешанного договора подряда

Полная информация на тему: "Даны разъяснения о членстве в сро в случае смешанного договора подряда" в помощь грамотному гражданину.

Разъяснения относительно ограничений в Три миллиона при участии на торгах

В АССОЦИАЦИЮ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «СТРОИТЕЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» поступает большое количество запросов от Членов, с просьбой разъяснить ситуацию относительно ограничений в 3 (Три) миллиона при участии на торгах.

В соответствии с Законодательством и Решением ФАС от 8 августа 2017 г. по жалобе N 012159, СООБЩАЕМ:

В соответствии с частью 2.1. Статьи 52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком; техническим заказчиком; лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения; региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 (трех) миллионов рублей.

При этом, поскольку Градостроительный кодекс РФ не установил каких — либо ограничений, такие договора, с размерами обязательств не превышающими 3 (трех) миллионов рублей, с лицами не являющимися членами саморегулируемых организаций в области строительства, могут заключаться в том числе и с использованием конкурентных способов заключения договоров.

В этом случае, говоря о заключаемых договорах, с суммой обязательств не превышающих 3 (Трех) миллионов рублей, часть 2.1. Статьи 52 Градостроительного кодекса РФ указывает не на начальную максимальную цену контракта, которая выставляется в качестве начальной при проведении торговых процедур, а указывает окончательно сформированную цену подписываемого контракта (договора), которая достигнута в результате проведения торгов.

Соответственно, зачастую возникает ситуация, когда начальная максимальная цена контракта иногда довольно значительно превышает 3 миллиона рублей, а в результате проведения торговых процедур окончательно сформированная цена контракта оказывается ниже либо равной 3-м миллионам рублей.

При этом, при проведении торгов с начальной максимальной ценой контракта более 3-х миллионов рублей, в качестве обязательного документа организатор торгов и Заказчик требует предоставление выписки из реестра саморегулируемой организации, подтверждающей членство такого лица в СРО.

И это зачастую автоматически ведет к отстранению от участия в торгах тех лиц, которые не являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, однако, эти лица готовы выполнить работы, которые являются предметом данных торгов за сумму, не превышающую 3-х миллионов рублей с заключением соответствующего договора подряда (контракта), с ценой контракта не превышающей 3-х миллионов рублей.

Поскольку Градостроительный кодекс РФ прямо указывает, что освобождены от членства в саморегулируемых организациях лица, заключающие договора строительного подряда, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 (трех) миллионов рублей, то, соответственно, начальная максимальная цена контракта более 3-х миллионов рублей не может являться законной причиной недопуска к торгам таких лиц, поскольку речь в законодательстве идет именно о договорах, заключаемых по результатам проведения торгов, т.е. имеется в виду окончательная сформированная в результате торгов цена контракта, которая может и не превышать сумму в 3 миллиона рублей.

Такая позиция подтверждается и Решением ФАС по Пермскому краю от 8 августа 2017 г. по жалобе N 012159, которая четко указала, что в случае если участник аукциона предлагает цену контракта не более чем 3 миллиона рублей у него отсутствует обязанность наличия членства саморегулируемой организации при выполнении работ на обозначенных выше условиях исполнения контракта. (Данное Решение Прилагается к настоящему Разъяснению).

Иными словами, любой член АССОЦИАЦИИ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «СТРОИТЕЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» имеет право участвовать в торгах, если даже начальная цена контракта превышает Три миллиона рублей, если он представит в Аукционную комиссию свое предложение указывающее что он готово выполнить работу, являющуюся предметом торгов за сумму не превышающую 3 (Три) миллиона рублей.

При этом следует заметить, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ формулировка такова: если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 (трех) миллионов рублей, а следовательно при размере обязательств ровно в Три миллиона рублей, членство в саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется!

При этом большое количество должностных лиц, в своей деятельности и при проведение различного рода торговых процедур, неправильно трактуют Градостроительный кодекс РФ утверждая, в Градостроительном кодексе РФ указано «менее 3-х миллионов рублей», что является прямым нарушением действующего законодательства.

Создано: 17.01.2018 17:36
Обновлено 17.01.2018 17:36

Каковы уровни ответственности СРО?

Для чего выделяются уровни ответственности СРО — 2018 – 2019

Дифференциация уровней ответственности членов саморегулируемой организации (далее — СРО) регламентирована Градостроительным кодексом РФ (далее — ГрК РФ), и более подробно о них мы поговорим далее.

Сначала рассмотрим основания наступления ответственности СРО по ГрК РФ, к которым относятся следующие обстоятельства:

  • нанесение вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юрлиц при проведении проектировочных и изыскательских работ, зонировании и планировке территорий (ст. 59 ГрК РФ);
  • нанесение вреда вследствие гибели или повреждения объекта капстроительства, нарушения требований безопасности при возведении такого объекта, несоблюдения предписаний по обеспечению безопасной эксплуатации готового капобъекта (ст. 60 ГрК РФ);
  • нанесение ущерба вследствие невыполнения или несоответствующего выполнения членом СРО обязательств по договору подряда на реализацию изыскательских работ, подготовку проектных документов, договору строит. подряда, заключенному посредством применения способов, предусмотренных законодательством РФ о закупках (ст. 60.1 ГрК РФ).

В целях материального обеспечения имущественной ответственности членов СРО по каждому из таких оснований ответственности создаются специальные компенсационные фонды (далее — КФ). Размер таких КФ определяется законом исходя из уровня ответственности членов СРО.

Отметим также, что КФ для обеспечения имущественной ответственности членов СРО по первым двум основаниям формируется в любом случае (п. 1 ст. 55.16 ГрК РФ), по третьему — только в ситуации, когда определенный процент членов СРО представили заявления о желании участвовать в заключении договоров с использованием методов, предусмотренных законодательством РФ о закупках (п. 1 ст. 55.16 ГрК РФ).

Читайте так же:  Компенсация работнику за использование личного транспорта

Первый уровень ответственности члена СРО в строительстве

В ГрК РФ выделяются различные уровни ответственности члена СРО по каждому из оснований наступления его ответственности, которые мы уже указывали в первом блоке настоящей статьи.

При этом уровень ответственности по каждому из таких оснований зависит:

  • от цены работ по одному договору подряда на исполнение изыскательских работ, разработку проектных документов, стоимости строительства, реконструкции или ремонта объекта капстроительства по договору (по данному вопросу также будет полезен наш материал «Даны разъяснения о членстве в СРО в случае смешанного договора подряда»);
  • предельного размера предусмотренных договором обязательств на одного члена СРО, выразившего свое желание участвовать в заключении договоров на выполнение изыскательских работ, разработку проектных документов, строительство, реконструкцию и капремонт объекта строительства с применением методов заключения договоров, предусмотренных законодательством РФ о закупках.

Таким образом, первый уровень ответственности СРО характеризуется наименьшим из установленных законом размером стоимости договора на выполнение соответствующих работ или наименьшим из предусмотренных законом предельным размером обязательств на каждого члена СРО, выразившего свое намерение участвовать в заключении таких договоров посредством проведения торгов или иных способов конкурентного заключения договоров, по таким договорам.

Ниже мы приводим таблицу, наглядно демонстрирующую упомянутые выше правила и зависимость между уровнем ответственности СРО и стоимостью работ по договору / предельному размеру обязательств члена СРО.

Таблица уровней ответственности СРО — 2018 – 2019

Предлагаем воспользоваться нашей таблицей для быстрого определения уровня ответственности членов СРО в зависимости от сферы строительной деятельности и вида обязательств по таким договорам.

Уровень ответственности СРО

Максимальная стоимость работ по 1 договору

Максимальная сумма обязательств по договорам на одного члена СРО, обозначившего свое желание участвовать в заключении договоров с использованием конкурентных способов, в сфере

[2]

на выполнение изыскательских работ, разработку проектных документов

на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объекта капстроительства

инженерных изысканий или архитектурно-строительного проектирования

строительства, реконструкции и капремонта объекта капитального строительства

Требование о членстве СРО при закупках строительных работ

Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает, что подрядные организации, выполняющие инженерные изыскания, проектные работы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос объектов капитального строительства должны быть членами соответствующих СРО. Данное требование распространяется на подрядные организации, заключившие контракты непосредственно с заказчиками строительных работ (т.е. на генподрядчиков).

Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.

ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:

  • если генподрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
  • если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 3 000 000 рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1 000 000 рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).

На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?

Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.

Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО. Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.

Выписка из реестра членов в СРО

Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 16.02.2017 № 58 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.

Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?

Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.

«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»

из решения ФАС России от 1 ноября 2017 г. по делу № ВП-537/17

Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки. Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек. Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ.

Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?

Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:

  • наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
  • совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Читайте так же:  Образец соглаш. о добров. возмещ. ущерба работником

Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.

Системное толкование статей 55.8 и 55.16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене.

В каком СРО должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?

На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.

Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников. Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика. В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.

Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО

В соответствии с пп. «п» п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.

Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены. Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства.

Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю

Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.2018 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства , за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены. В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г. по делу N К-1439/17).

[3]

Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так.

Даны разъяснения о членстве в СРО в случае смешанного договора подряда

Необходимо ли требовать выписки из СРО при закупках на текущий ремонт со стоимостью более 3 млн. рублей?

В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей (часть 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В свою очередь предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей (пункт 3.8 Постановление Госстроя России от 05.03.2004 года N 15/1″Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»).

Таким образом, законодатель четко разграничивает понятия строительство, реконструкция объектов капитального строительства, капитальный ремонт объектов капитального строительства и текущий ремонт.

На основании изложенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что выполнение работ по текущему ремонту, вне зависимости от суммы сделки, не требует членства в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Обращаю Ваше внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Тывинское УФАС России, действующим законодательством Российской Федерации, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации, в связи с чем информация, указанная в настоящем письме, является мнением территориального антимонопольного органа.

Читайте так же:  Образец договора ренты с пожизненным содержанием

Правда о СРО

За все хорошее, против всего плохого

Ростехнадзор об учёте объема обязательств членов СРО по смешанному договору

Ростехнадзор в письме 17.10.2018 № 09-01-03/9316, направленном в адрес Национального объединения проектировщиков и изыскателей разъяснил свою позицию по учету обязательств членов СРО проектировщиков и изыскателей по смешанным договорам.

Орган надзора напоминает, что Градостроительным кодексом не установлен порядок определения совокупного размера обязательств по договорам подряда, в случае если контракт квалифицирован как смешанный договор, содержащий в себе элементы двух договоров на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации.

Однако в части 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ установлено, что к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Если в договоре определено, что конкретизация и уточнение условий такого договора будут осуществляться путем заключения конкретизирующих договоров, предельная цена которых также установлена в договоре, то требования части 11 статьи 55.16 Кодекса учитываются по конкретизирующим договорам. Если в договоре не установлена предельная стоимость конкретизирующих договоров или стоимость работ по отдельным направлениям, то уровень ответственности определяется исходя из стоимости договора».

Другими словами, если в смешанном договоре предусмотрено раздельное оформление договорных обязательств по проектированию и изысканиям, что объем обязательств члена СРО можно учитывать только в части, имеющий отношение к профилю члена СРО.

Необходимость иметь СРО при выполнении работ по строительству

В связи с новым пониманием участия в СРО подрядных организаций:

ЧЛЕНСТВО В СРО НУЖНО:

Для заключения прямого договора строительства (капремонта) с Заказчиком.

Для участия в торгах, котировках, аукционах.

Для выполнения функций Генподрядчика.

Для любой компании, которая желает сохранить членство в СРО на добровольных началах.

ЧЛЕНСТВО В СРО НЕ НУЖНО:

Для выполнения контрактов на сумму до 3-х миллионов.

Для обычных субподрядных организаций, не работающих с Заказчиком напрямую.

Значит ли это, что Застройщик (Заказчик) строя объект стоимостью примерно 30 млн. руб. и нанимая подрядчика на 1-й этап работ, стоимостью 3 млн. руб, в котором оплачивает работы в размере 1,5 млн. руб. и самостоятельно закупает материалы (бетон, арматуру) на 1,5 млн. руб.-не должен иметь СРО и подрядчик тоже не должен иметь СРО? И если дальнейшие этапы работ подрядчика разбить по такому же принципу (до 3 млн.) — нужен ли СРО подрядчику и Застройщику?

Если заказчик — застройщик планирует самостоятельно осуществлять строительный контроль, то допуск СРО для заказчика необходим. Градостроительным кодексом РФ (ч.1 ст.55.8) установлено, что организация вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске к

Здравствуйте! Опираясь на законы РФ, регламентирующих деятельность предпринимателей в отрасли строительства и их взаимодействие в рамках системы саморегулирования, с уверенностью можно сказать следующее:

Если заказчик — застройщик планирует самостоятельно осуществлять строительный контроль, то допуск СРО для заказчика необходим

Если заказчик — застройщик будет привлекать на основании договора третье лицо для осуществления строительного контроля, то допуск профильной саморегулируемой организации будет необходим третьему лицу

Если заказчик — застройщик будет привлекать для работ по организации строительства, капитального ремонта и реконструкции стороннюю организацию на основании договора генподряда, то допуск на генеральный подряд потребуется данной организации (генподрядчику). Если же заказчик — застройщик самостоятельно будет привлекать подрядчиков для выполнения работ, то допуск СРО для заказчика на генеральный подряд будет являться обязательным условием осуществления деятельности по организации строительства. Немаловажно сказать, что если заказчик нанимает генерального подрядчика без допуска СРО строителей, в соответствии с КоАП для него предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Согласно ГК РФ, такая сделка может быть аннулирована, юридическое лицо, заключившее договор без надлежащего разрешения (допуска) ликвидировано, а полученные по сделке средства возвращены каждой стороне в соответствующем объеме.

Таким образом, допуск СРО для заказчика – это документ, без которого он в большинстве случаев не имеет права осуществлять деятельность в строительной отрасли. Крайне важно отметить, что в случае нанесения вреда третьему лицу из-за некачественно выполненных работ исполнителем, вся ответственность возлагается на выполнявшее работы лицо. В то время как при наличии допуска строительной СРО у исполнителя субсидиарную ответственность несет в пределах средств компенсационного фонда некоммерческое партнерство, членом которого он является.

От членства в саморегулируемой организации освобождаются подрядчики по договорам менее 3 млн руб. Заказчик должен состоять в СРО или привлечь технического заказчика который будет состоять в СРО.

ГрК РФ, Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Читайте так же:  Подписка о невыезде как мера пресечения: в каких случаях ее могут применять

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей

[1]

Получен ответ от «НОСТРОЙ» о необходимости членства в СРО

03.02.2017 Саморегулируемая организация «Ивановское объединение строителей» получила официальный ответ от Ассоциации «НОСТРОЙ» на свой запрос о разъяснении вопроса о перечне лиц, для которых членство в саморегулируемой организации является обязательным. Приводим ниже текст запроса и разъяснения.

Вопрос: Ассоциация саморегулируемая организация «Ивановское объединение строителей» (далее Ассоциация СРО «ИОС») обращается к Вам с просьбой разъяснения реализации на практике норм Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 № 372-ФЗ, касающихся вопроса о перечне лиц, для которых членство в саморегулируемой организации является обязательным.

Так, в соответствии с пунктом 17 статьи 1 данного Федерального закона, «саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства – некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство,…., заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Отсюда возникает ряд вопросов, требующих Вашего разъяснения:

1. Согласно пункту 16 статьи 1 данного закона «Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику». В данном случае возникает вопрос о том, если застройщик не реализовал свое право о передаче данной функции техническому заказчику, то возникает ли у него обязанность, предусмотренная законодательством, приобретать членство в саморегулируемой организации?

2. На основании нормы, приведенной ранее в пункте 17 статьи 1, лица, ответственные за эксплуатацию зданий и сооружений, также входят в перечень лиц, для которых членство в саморегулируемой организации является обязательным. Но, в данном законе нет подробного описания о том, каких лиц относят к данному виду деятельности. Ассоциация СРО «ИОС» просит разъяснить Вас, относятся ли к ним управляющие компании многоквартирных домов (УК), товариществ собственников недвижимости (ТСН) и ресурсоснабжающие организации (РСО).

3. Возлагается ли законом ФЗ №372-ФЗ обязанность собственников зданий, сооружений заключать договоры с организациями, эксплуатирующими здания и сооружения, указанными в пункте 2 нашего обращения? В случае отсутствия такого договорного обязательства, возникает ли законодательно закрепленная обязанность членства в саморегулируемой организации у таких собственников зданий и сооружений?

4. На основании вышеизложенного, возникает следующий вопрос о законодательно предусмотренном перечне лиц и органов власти, осуществляющих контроль в области саморегулирования, в частности, обязательности членства лиц, осуществляющих вышеперечисленные виды деятельности.

Ответ: Ассоциация «Национальное объединение строителей» (далее – Ассоциация) рассмотрела Ваше обращение по вопросу о необходимости членства в саморегулируемой организации отдельных категорий лиц и сообщает следующее.

Согласно части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей основные функции национальных объединений саморегулируемых организаций, а также в соответствии с Уставом Ассоциации к полномочиям Ассоциации не относится официальное разъяснение действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения. Вместе с тем полагаем возможным изложить свое мнение по указанным в вашем обращении вопросам.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 372-ФЗ) внесены концептуальные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части членства в саморегулируемых организациях.

Пунктом 17 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 372-ФЗ установлено, что саморегулируемая организация в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства – некоммерческая организация, основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором). Пунктом 22 указанной статьи установлена обязательность членства в саморегулируемой организации для технического заказчика.

Установлены также случаи, когда членство в саморегулируемой организации для вышеназванных лиц не требуется (пункт 22 статьи 1, части 2.1 и 2.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 372-ФЗ).

Иными словами, с 01.07.2017 установлена необходимость членства в саморегулируемых организациях для генеральных подрядчиков, выполняющих работы по строительству на основании договора, заключенного с одним из лиц: застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, либо региональный оператор.

Кроме того, частями 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицом, осуществляющим строительство, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено указанной статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона № 372-ФЗ не устанавливает обязанность застройщиков, управляющих компаний многоквартирных домов, товариществ собственников недвижимости и ресурсоснабжающие организации, а также собственников зданий и сооружений являться членами саморегулируемых организаций в области строительства для выполнения своих функций.

По вопросу о перечне лиц и органов власти, осуществляющих контроль в области саморегулирования в части обязательности членства отдельных лиц в саморегулируемых организациях, сообщаем также, что такой перечень законодательно не установлен, однако пунктом 3 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 372-ФЗ установлено, что предметом государственного строительного надзора в числе прочего является проверка выполнения требований, установленных частями 2,3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Читайте так же:  Налог на имущество организаций при упрощенной системе налогообложения

Правда о СРО

За все хорошее, против всего плохого

Эксперт об учёте обязательств по договорам подряда

Очередной интересный вопрос, связанный с реализацией Федерального закона №372-ФЗ, поступил в дорогую редакцию. Позволим себе опубликовать его в более кратком варианте:

«Засчитывается ли в фактический совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, договоры строительного подряда на сумму менее 3 миллионов рублей?»

Вопрос мы переадресовали нашему постоянному эксперту, правоведу Евгению Тысенко.

Вопрос очень правильный и своевременный. Скоро завершается 2017 год, и всем нам предстоит до 01 марта 2018 годао существить итоговые контрольные мероприятия в части определения соответствия взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств СРО фактическому совокупному размеру соответствующих обязательств каждого члена.

Для начала следует читателям Правды-о-СРО напомнить несколько норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГСК РФ), чтобы было легче воспринимать наши дальнейшие рассуждения.

Согласно части 2.1 статьи 52 ГСК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 55.13 ГСК РФ, в рамках контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов осуществляется в том числе контроль за исполнением членами СРО обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Части 6-8 статьи 55.13 ГСК РФ говорят о том, что при проверке СРО своих членов в совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, не включаются только обязательства, признанные сторонами по указанным договорам подряда исполненными на основании акта приемки результатов работ.

Таким образом, многие авторитетные юристы, в том числе юристы НОСТРОЙ, делают вывод о том, что при подсчете совокупного размера обязательств по договорам строительного подряда для членов строительных СРО также учитываются и договоры строительного подряда, заключенные на конкурентной основе, стоимостью три и менее миллионов рублей. Объяснение тут простое – в статье 55.13 ГСК РФ не содержится исключений для таких договоров строительного подряда, а в части 2.1 статьи 52 ГСК РФ, где указано про границу в три миллиона рублей, речь идет о лицах, не являющихся членами СРО, а это значит, что считаем всё.

Нам же такая точка зрения представляется ошибочной, да простят нас «коллеги по цеху».

Ввиду того, что договоры строительного подряда, заключенные на конкурентной основе, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей, не требуют членства в строительной СРО, а, следовательно, не подлежат контролю со стороны СРО, такие договоры не упоминаются и в статье 55.13 ГСК РФ в качестве исключения. По нашему мнению, именно такая логика законодателя при построении норм представляется обоснованной и понятной для правоприменителей.

Поэтому полагаем, что при подсчете совокупного размера обязательств по договорам строительного подряда, заключенным членом строительной СРО с использованием конкурентных способов, обязательства по договорам в размере до трех миллионов рублей включительно в учет приниматься не должны.

В противном случае, следуя логике более жесткой первой позиции и анализируя статью 60.1 ГСК РФ, необходимо признать, что строительная СРО также несет ответственность за действия своих членов по договорам строительного подряда, заключенным на конкурентной основе на суммы менее трех миллионов рублей.

Официальных разъяснений Минстроя России или Ростехнадзора по данному вопросу в настоящее время нет.

Вместе с тем, рискнем предположить, что указанные органы власти традиционно выступят с жесткой позицией, так сказать, в интересах государственных и муниципальных заказчиков и выскажутся в пользу распространения на строительные СРО ответственности за договоры подряда, заключенные членами строительных СРО на конкурентной основе, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, если иное мнение не выскажут арбитражные суды, то в правоприменительной практике, скорее всего, победит первая позиция, и стоимость договоров строительного подряда на сумму менее 3 миллионов рублей придется также учитывать при подсчете совокупного размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным членом строительной СРО с использованием конкурентных способов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Похоже, нам опять придётся дожидаться официальных разъяснений уполномоченных органов. Поэтому, запасёмся терпением.

Источники


  1. Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.

  2. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.

  3. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.
  4. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.
  5. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.
Даны разъяснения о членстве в сро в случае смешанного договора подряда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here