Содержание
Финансы некоммерческих организаций
Финансы некоммерческих организаций — это денежные отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов для осуществления целей уставной деятельности.
У некоммерческих организаций по поводу формирования и использования финансовых ресурсов складываются следующие основные группы финансовых отношений:
• с органами государственной власти (местного самоуправления) по поводу получения бюджетных средств и их использования;
• с другими организациями, спонсорами и физическими лицами по поводу получения взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, пожертвований;
• с поставщиками и покупателями товаров, работ, услуг по поводу получения доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и их использования;
• со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда, фондов материального поощрения, производственного и социального развития.
Общей особенностью некоммерческих организаций является то, что они не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Деятельность некоммерческих организаций направлена на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охрану здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиту прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также в целях достижения иных общественных благ, которых частный сектор не желает или не в состоянии обеспечить.
Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах, установленных Гражданским кодексом РФ и отдельными федеральными законами (рис. 11.2).
Рис. 11.2. Типы организационно-правовых форм некоммерческих организаций1
Общественные организации (объединения) — добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные организации (объединения) создаются в следующих организационно-правовых формах: политические партии; профсоюзные организации; общественные движения; органы общественной самодеятельности. [49]
Религиозные организации — добровольные объединения граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированные в качестве юридического лица.
Фонды — не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели и созданные в следующих организационно-правовых формах: благотворительные фонды; негосударственные пенсионные фонды; общественные фонды; экологические фонды.
Некоммерческие партнерства — основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Объединения юридических лиц — некоммерческие организации, создаваемые путем объединения по договору между собой коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. К организационно-правовым формам объединения юридических лиц относятся ассоциации (союзы) экономического взаимодействия субъектов РФ; советы муниципальных образований субъектов РФ; союзы (ассоциации) кредитных кооперативов, кооперативов, общественных объединений, общин малочисленных народов; союзы потребительских обществ.
Палаты — негосударственные некоммерческие организации, члены которых объединены по профессиональным интересам, создаются в организационно-правовых формах адвокатские палаты, нотариальные палаты, торгово-промышленные палаты.
Учреждения — некоммерческие организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера в организационно-правовых формах: автономные, благотворительные, бюджетные, казенные, общественные, частные учреждения; учреждения академий наук; учреждения религиозных организаций.
Садоводческие, огороднические, дачные объединения граждан — созданные гражданами в целях реализации своих прав на получение, владение, пользование и распоряжение садовых, огородных или дачных земельных участков некоммерческие организации в следующих организационно-правовых формах: садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, кооперативы либо партнерства.
Прочие юридические лица — некоммерческие организации создаются в следующих организационно-правовых формах:
• автономные некоммерческие организации;
• государственные академии наук;
• общества взаимного страхования;
• общины коренных малочисленных народов;
• объединения (союзы) крестьянских (фермерских) хозяйств;
• отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
• товарищества собственников жилья;
• территориальные общественные самоуправления;
• иные некоммерческие организации.
Конкретная организационно-правовая форма, в которой создана некоммерческая организация, а также цели деятельности, предусмотренные в уставе организации, обусловливают специфику финансовых отношений, состава финансовых ресурсов некоммерческих организаций, порядка их формирования и использования. Особенности финансов некоторых некоммерческих организаций рассмотрим на отдельных примерах.
Для некоммерческих организаций, созданных в форме казенных учреждений (органы управления войсками, объединения, соединения и воинские части, военкоматы, следственные изоляторы, психиатрические больницы), финансовые отношения с главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, а также с органами Федерального казначейства являются определяющими. В качестве основного финансово-планового документа применяется бюджетная смета казенного учреждения, составляемая на период одного финансового года на основании разработанных и установленных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения.
В смете отражаются наименования направлений расходования средств бюджета, а также суммы по каждому направлению. Показатели сметы формируются в разрезе классификации расходов бюджетной классификации РФ (раздел; подраздел; целевая статья; вид расходов) с детализацией до статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления и аналитических показателей.
К смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. Смета утверждается руководителем главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей — сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Целевое и эффективное использование бюджетных средств казенным учреждением обеспечивается системой внутриведомственного финансового контроля.
При расходовании бюджетных средств должны соблюдаться следующие правила:
• операции с бюджетными средствами осуществляются через лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования);
• заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств;
• при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение;
• субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются;
• казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги.
Особенности финансов некоммерческих организаций (стр. 1 из 8)
Формирование в России основ социально-ориентированной рыночной экономики на основе демократических преобразований предполагает существенные изменения в общественном устройстве страны и разделение общества на устойчивые социально-экономические и политические группы людей, составляющие широкий спектр общественно-политического и экономического сознания граждан. Развитие такого спектра в структуре общества играет позитивную роль в углублении демократических преобразований. Особое место в формировании всего спектра структурных элементов социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечении взаимопонимания и взаимодействия социально-экономических и политических групп отводится некоммерческим организациям, деятельность которых является необходимым условием и результатом экономического и социального прогресса общества, необходимой предпосылкой, обеспечивающей его непрерывность, экономический рост, занятость населения, рациональное использование свободного времени и определенный уровень качества жизни населения.
Построение социально-ориентированной рыночной экономики предполагает возрастание роли некоммерческих организаций (далее по тексту — НКО), оказывающих различные виды социальных услуг.
По общему правилу НКО создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Финансы НКО опосредуют движение денежных фондов, образующихся в результате перераспределения созданного национального дохода в целях оказания нематериальных благ и услуг.
В процессе деятельности НКО возникают различные финансовые отношения и общим для этих отношений является отсутствие в процессе первичного распределения и образования первичных доходов и накоплений. Поскольку процесс производства и потребления услуги совпадает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекращает свое движение.
В конечном счете в финансовой системе создаются финансовые ресурсы, которые впоследствии распределяются и используются для собственного развития и обеспечения потребностей экономического и социального развития общества
Финансовый анализ источников финансовых ресурсов имеет большое значение в деятельности НКО, так как от своевременности полноты его проведения зависит финансовое благополучие НКО.
Финансовые ресурсы государства и НКО являются непосредственными объектами управления финансами, т.е. управления формированием, использованием и движением денежных потоков.
Тем не менее, в современных условиях НКО уделяют недостаточное внимание финансовому анализу источников финансовых ресурсов НКО, что негативно сказывается на финансовых результатах деятельности организации.
Актуальность изучения некоммерческих организаций объясняется прежде всего их ролью в современном обществе. Функционирование некоммерческих организаций способствует социальной стабильности, движению нового качества экономического роста, развитию инновационных технологий, сохранению и приумножению образовательного, научного, духовного потенциала общества, защите прав потребителей, экологической безопасности, устранению негативных последствий «чистого рынка».
Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы курсовой работы «Особенности финансов некоммерческих организаций».
Цель работы – выявить особенности финансов некоммерческих организаций
Для достижения поставленной в курсовой работе цели ставятся следующие задачи:
1) изучить сущность финансов некоммерческих организаций;
2) исследовать содержание и функции финансов некоммерческих организаций
3) ознакомиться с формированием финансовых ресурсов некоммерческих организаций;
4) показать особенности финансов некоммерческой организации на примере ТСЖ «Новый Век»;
5) определить пути совершенствования финансов некоммерческих организаций
Объектом курсового исследования являются некоммерческие организации. Предметом исследования – являются особенности финансов некоммерческих организаций, а также источники их финансирования.
В процессе исследования были изучены и использованы труды современных отечественных авторов, в числе которых необходимо назвать В.В. Ковалева, М.В Романовского, А.Г. Грязнову, Т.В. Юрьеву, А.С. Нешитого, Г.А. Кудрявцеву, А.Ю. Бушева, П.Н. Шуляка, М.Г. Лапусту.
Информационно-статистическая база исследования представлена нормативно – правовыми и законодательными актами Российской Федерации, данными бухгалтерии и статистики отчетности Товарищество собственников жилья «Новый Век». В работе использованы следующие методы исследования: анализ рядов динамики, метод массовых наблюдений, метод статгруппировок.
Методологической базой курсовой работы являются труды отечественных авторов Т.В. Юрьевой и В.В. Ковалева. Работа Т.В. Юрьевой посвящена экономики некоммерческих организаций, здесь рассматриваются понятия и формы некоммерческих организаций, проблемы их классификации, деятельность, налогообложение и маркетинг некоммерческих организаций. Труд В.В. Ковалева «Финансы» содержит комплексное представление о финансовой системы страны. В шестой главе «Содержание и особенности организации финансов» рассматриваются особенности финансов некоммерческих организаций.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теоретических положений, связанных с формированием новой системы финансирования и системы финансового управления в некоммерческих организациях, адекватной рыночным отношениям.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что обоснованные и предложенные в рамках исследования теоретические положения, методологические подходы, выводы и рекомендации могут быть использованы некоммерческими организациями при разработке и совершенствовании систем финансового планирования, а так же использованы в дальнейших теоретических и научно-практических исследованиях в области совершенствования финансов некоммерческих организаций. Положения курсовой работы могут быть использованы при разработке текста лекций, учебных пособий и других материалов по курсам «Финансы», «Финансы некоммерческих организаций».
1 Сущность финансов некоммерческих организаций
1.1 Правовое поле деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации
В некоммерческом секторе основным субъектом экономической деятельности является некоммерческая организация. Для России термин «некоммерческая организация» является относительно новым. В зарубежной англоязычной литературе такого рода организации именуются «nonprofit organizations».
Впервые термин «некоммерческая организация» был введен в нашей стране Основами гражданского законодательства Союза ССР (от 31 мая 1991 г.). В последующий период эта категория получила дальнейшее развитие. В части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) дается достаточно подробное описание НКО, особенностей ее образования и функционирования [2]. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» сыграл огромную роль в становлении понятия «некоммерческая организация» [3].
Указанным Законом определяется механизм создания, деятельности, реорганизации и ликвидации НКО, формирование и использование ее имущества, права и обязанности участников, основы управления и возможные формы поддержки НКО органами государственной власти и местного самоуправления [22,34].
Механизм управления НКО определяется ее учредительными документами, в которых, в соответствии с Законом РФ «О некоммерческих организациях» и других федеральных законов, отражается структура органов управления, порядок их формирования (назначение или избрание), сроки полномочий, компетенция и порядок принятия ими решений, выступлений от имени НКО. Закон РФ «О некоммерческих организациях» особо выделяет основы управления НКО, характеризует высший орган управления, определяет исполнительный орган, указывает на возможность создания постоянно действующего руководящего органа и устанавливает полномочия, которые могут быть переданы высшим органам управления [3].
Таким образом, в соответствии с Федеральным Законом «О некоммерческих организациях», НКО присущи следующие признаки :
а) наличие юридического лица;
б) основной целью деятельности не является получение прибыли;
в) возможная прибыль не может быть распределена между участниками НКО. [3]
Деятельность НКО в нашей стране базируется на законодательстве Российской Федерации, которое включает следующие нормативно-правовые акты: ГК РФ; Федеральные законы от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями), от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями), от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных операциях», от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями), от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) и др. [24, 24].
В соответствии с ГК РФ, некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах [2,ст.50]. На рис. 1 представлены наиболее распространенные на практике организационно-правовые формы НКО.
32. Особенности функционирования финансов в некоммерческих организациях (см. Также № 31, 53)
Некоммерческая организация (НКО) – это юридическое лицо, созданное не для извлечения прибыли, а для удовлетворения материальных и нематериальных потребностей своих участников, достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных общественно-полезных целей, осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Таким образом, некоммерческая организация отличается от коммерческой, прежде всего, по цели деятельности. Необходимо отметить, что законодательство разрешает НКО осуществлять предпринимательскую деятельность, если она направлена на достижение целей, ради которых создана некоммерческая организация, и соответствует этим целям.
Как юридическое лицо некоммерческая организация обязана обладать следующими признаками:
иметь в собственности или оперативном управлении обособленное имущество;
отвечать (за исключением учреждений) этим имуществом по своим обязательствам;
иметь право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
иметь самостоятельный баланс или смету.
Первая особенность формирования финансовых ресурсов НКО заключается в отсутствии уставного капитала. В НКО при ее создании учредителями может быть образован уставный фонд, но это не является обязательным. Причем если имущество поступает в виде основных средств, то при вводе в эксплуатацию его стоимость формирует добавочный капитал организации.
В случае осуществления НКО только уставной некоммерческой деятельности, практически единственный источник формирования финансовых ресурсов – целевые финансирование и поступления. В качестве целевого финансирования могут выступать:
регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
поступления из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;
Видео (кликните для воспроизведения). |
гранты на осуществление какой-либо деятельности.
Вторая особенность формирования финансовых ресурсов НКО вытекает из ее отличия от коммерческой организации, что выражается в отсутствии таких источников, как нераспределенная прибыль (при условии ведения НКО только некоммерческой деятельности) и амортизация. Если НКО осуществляет предпринимательскую деятельность, то у нее может образоваться прибыль. Но, в отличие от коммерческих организаций, прибыль НКО не распределяется между ее участниками (исключение составляют только потребительские кооперативы).
Особенности расходования ресурсов в НКО, которые не ведут предпринимательской деятельности, заключаются в его осуществлении в строгом соответствии с целевым назначением ресурсов. Ежегодно в НКО утверждается годовой финансово-хозяйственный план, в котором обозначены основные статьи расходования средств и источники их поступления. Нецелевой характер использования средств имеет налоговые последствия.
По организационно-правовой форме НКО могут быть разделены на потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения. НКО могут также создаваться в форме автономной некоммерческой организации, государственной корпорации, некоммерческого партнерства. Причем каждой организационно-правовой форме НКО соответствует определенная цель ее деятельности.
Потребительский кооператив (ПК) – это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. ПК имеет особый статус по сравнению с другими НКО. ПК осуществляет свою деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (н-р, жилищно-строительный, гаражно-строительный, дачный кооперативы и др.), в то время как другие НКО создаются для достижения общественных целей. ПК – некое промежуточное звено между коммерческими и некоммерческими организациями, поскольку в его финансовой деятельности сочетаются черты и тех и других.
Общественные и религиозные организации (объединения) – это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» они могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
орган общественной самодеятельности;
Как и другим НКО, общественным и религиозным организациям предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. Полученная организацией прибыль не распределяется между участниками (членами) организации, а направляется на ее уставные цели, что отличает общественные и религиозные организации от потребительских кооперативов.
В форме общественной организации может быть создана и благотворительная организация. Она вправе учреждать хозяйственные общества с целью создания материальных условий, необходимых для реализации благотворительных целей. При этом не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.
Фонд – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Учредителями фонда могут быть не только граждане, но и юридические лица. Как и другие НКО, фонды вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд может учредить АО или ООО и получать прибыль от их деятельности, которая не может распределяться между учредителями фонда, а должна направляться на его уставные цели.
Государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Закон о создании государственной корпорации фактически выступает в роли ее учредительного документа. Предпринимательская деятельность может осуществляться корпорацией постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых она была создана.
Некоммерческое партнерство – это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных для НКО.
Учреждение – это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. К ним относятся органы государственного и муниципального управления, организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие (н-р, школы, больницы, библиотеки и др.). Имущество, передаваемое собственником учреждению, закрепляется за последним на праве оперативного управления. Основной источник имущества учреждения – средства, полученные от собственника по смете. Последний может финансировать свое учреждение и частично, предоставив ему возможность получать дополнительные доходы от предпринимательской деятельности.
Автономная некоммерческая организация (АНКО) – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) создаются с целью координации деятельности объединившихся организаций, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
Особенности финансов некоммерческих организаций
Некоммерческие организации создаются для достижения конкретных целей, не связанных с извлечением прибыли. Деятельность некоммерческих организаций регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.
Некоммерческие организации осуществляют свою деятельность в форме:
• общественных и религиозных объединений;
• благотворительных и иных фондов;
• других формах, предусмотренных законом.
Цель создания некоммерческой организации определяет целевую направленность уставной деятельности, специфику финансовых отношений, порядок и источники финансирования. Некоммерческая организация создается на основе добровольных взносов участников, которые могут быть как физическими, так и юридическими лицами. В уставе некоммерческой организации кроме основной цели ее создания оговаривается возможность вести предпринимательскую деятельность. Законом допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Некоммерческая организация может иметь в собственности или оперативном управлении здания, сооружения, жилой фонд, оборудование, денежные средства в рублях и иностранной валюте.
Источниками финансирования деятельности коммерческих организаций являются:
• поступления от учредителей организации;
• добровольные взносы и пожертвования;
• доходы от предпринимательской деятельности;
• доходы от долевого участия в коммерческих организациях.
Федеральные, региональные и местные органы самоуправления
могут оказывать некоммерческим организациям экономическую и
финансовую поддержку в виде льгот по налоговым платежам в пределах своей компетенции, полностью или частично освобождать от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом, размещать среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственные и муниципальные социальные заказы. Состав и структура затрат некоммерческой организации определяются ее уставной деятельностью и отражаются в смете расходов. Сюда относятся расходы на проведение необходимых мероприятий,
^Финансовое’ планирование осуществляется на основе составления финансовых планов, которые утверждаются общим собранием учредителей.
В зависимости от формы создания некоммерческой организации, ее целей и состава по-разному решаются вопросы ответственности за результаты хозяйственной деятельности и выхода из состава организации. Если учредителями и участниками некоммерческой организации являются государственные органы и общественные объединения, учредители и участники несут субсидиарную материальную и финансовую ответственность за результаты хозяйственной деятельности. При выходе из такой организации учредителю или участнику возвращается внесенный им вклад. Во всех остальных случаях субсидиарная ответственность отсутствует и внесенный вклад не возвращается.
В компетенцию некоммерческой организации входит создание филиалов и представительств. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации, их имущество учитывается на балансе создавшей их организации, хотя они и имеют право вести свой баланс. Административную и финансовую ответственность за деятельность филиалов и представительств несет создавшая их некоммерческая организация.
Проблемы развития финансов предприятий исследовались в следующих трудах:
Я. С. Трифонов. Финансовое положение общесоюзной промышленности (1927)
В.М. Батырев, В.К. Ситнин. Организация и планирование финансов социалистической промышленности (1940)
Д.С. Поляков. Финансирование промышленности (1971)
М.В. Романовский, М.А. Корасик. Финансы предприятий и объединений (1974)
А.А. Тишина. Прибьиь в промышленности и пути ее повышения (1975)
Т. В. Базарова. Прибыль и хозрасчет в условиях НТП (1979)
А.Т. Чеблоков. Финансовое планирование в промышленности (1983)
НА. Акодис. Финансовый аспект управления рентабельностью и ассортиментом (1985)
БД. Штундюк. Финансово-кредитный механизм производственных объединений (1987)
Н.Л. Марголина, Р.Г. Попова. Управление финансами предприятия в условиях АСУ (1990).
Финансы сельского хозяйства отражены в следующих работах;
КД Карпов. Финансово-кредитные отношения с колхозом (1971)
Е.Л. Кириллов. Проблемы финансов сельского хозяйства (1974)
A. С. Либкинд. Анализ доходов и накоплений в колхозах (1969)
И.Л. Ким, А.Ф. Пацан. Финансы государственных сельскохозяйственных предприятий (1976)
СИ. Кованое. Анализ формирования и использования прибыли в совхозах (1976)
B. Н. Семенов. Финансово-кредитный механизм в развитии сельского хозяйства (1983)
СИ. Корюнов, ГЛ. Тойгел и др. Финансирование развития сельского хозяйства (1984)
Н.С. Майзус. Финансы агропромышленных объединений (1988)
М.Л. Лишанский, КБ. Маслова. Финансы в сельском хозяйстве (1999). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Поясните понятие «финансы коммерческих организаций».
2. Объясните основное отличие коммерческих организаций от некоммерческих.
3. Назовите принципы организации финансов коммерческих организаций.
4. Назовите факторы, оказывающие влияние на организацию финансов отдельных организаций.
5. Что представляет собой собственный капитал коммерческой организации?
6. Охарактеризуйте основной и оборотный капитал коммерческой организации.
7. Как классифицируются расходы коммерческой организации?
8. Как формируется прибыль коммерческой организации?
9. Каковы виды рентабельности и их назначение?
10. Перечислите задачи финансовой службы коммерческой организации.
11. В чем заключаются особенности финансов некоммерческой организации?
Как открыть НКО — пошаговая инструкция 2019 года
Что такое некоммерческая организация
Некоммерческой организацией (далее — НКО) считается любое зарегистрированное по установленным законодательством правилам юридическое лицо (далее — ЮЛ), основная цель которого состоит не в получении финансовой выгоды (ст. 50 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК). Цели у НКО должны быть другие, например:
- благотворительность;
- обслуживание населения;
- культурное просвещение и т. д.
Определение цели НКО — одно из важных предварительных действий перед тем, как создать некоммерческую организацию. Кроме того, следует определиться, в какой конкретно организационно-правовой форме НКО будет функционировать.
Существует несколько форм НКО, среди которых:
- потребительские кооперативы (далее — ПК);
- общественные организации (далее — ОО), в число которых входят политические партии (далее — ПП), профессиональные союзы и т. д.;
- общественные движения;
- ассоциации (союзы);
- товарищества собственников недвижимости;
- фонды;
- учреждения;
- автономные некоммерческие организации;
- религиозные организации;
- публично-правовые компании;
- государственные корпорации и др.
Основные различия между вышеперечисленными формами обусловлены такими признаками, как:
- наличие/отсутствие у участников НКО права считаться ее членами и входить в высший орган (ст. 65.1 ГК);
- цели их создания;
- лица, которые могут быть учредителями НКО (например, основателем государственной корпорации может быть только государство).
Выбор названия НКО также имеет существенное значение, поскольку, в отличие от коммерческих предприятий, название одной НКО не должно совпадать с другой НКО, иначе учредителей ждет отказ в регистрации.
Подробнее о том, какие виды и формы НКО существуют, рассказывается в статье «Виды и формы некоммерческих организаций».
Подробнее о таких формах НКО, как ПК, читайте в статье «Потребительский кооператив — плюсы и минусы».
Как создать некоммерческую организацию
Ответ на вопрос, как создать НКО, содержится в гл. 3 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон о НКО).
ВАЖНО! Правила, предусмотренные в законе о НКО, не распространяются на религиозные организации, в отношении которых действует отдельный акт — закон «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ.
Порядок создания НКО условно можно поделить на 2 этапа:
- подготовительный;
- непосредственно регистрация НКО.
Перед тем как открыть некоммерческую организацию, ее учредители:
- выбирают цель, форму и название НКО;
- определяют способ создания НКО (посредством учреждения или реорганизации иной НКО, ст. 13 закона о НКО);
- определяют место, где будет располагаться НКО;
- принимают решение об открытии НКО;
- готовят документы для подачи в регистрирующий орган.
ВАЖНО! Следует учитывать, что для некоторых форм НКО предусмотрено обязательное требование к минимальному составу ее участников. Так, для открытия адвокатского бюро потребуется минимум 2 человека, обладающих статусом адвоката, а для торгово-промышленной палаты, созданной в форме союза, необходимо минимум 30 учредителей.
Регистрация НКО в Минюсте
Регистрация НКО в Минюсте подчиняется правилам, предусмотренным ст. 13.1 закона о НКО, а также положениям приказа Минюста России «Об утверждении Административного регламента…» от 30.12.2011 № 455.
На основании данных от Минюста Федеральная налоговая служба РФ (далее — ФНС) вносит НКО в Единый государственный реестр ЮЛ (далее — ЕГРЮЛ), и именно с даты включения в реестр НКО считается созданной.
Согласно указанным правилам учредители НКО могут подать документы в Минюст на регистрацию до истечения 3 месяцев с даты оформления решения о создании. Вместе с решением об открытии НКО (которым также принимаются учредительные документы НКО и выбирается состав руководящих органов) в Минюст представляются:
- заявление на регистрацию по форме, принятой приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@;
- учредительные документы НКО;
- информация об учредителях;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (далее — госпошлина);
- данные о месте нахождения руководителя НКО для возможности связи;
- другие документы, обусловленные спецификой НКО или ее учредителей (например, выписка из реестра зарубежных ЮЛ, если учредитель — иностранец).
За регистрацию НКО придется уплатить госпошлину в следующих размерах:
По общему правилу регистрация НКО должна быть завершена до истечения 17 рабочих дней. Более длительные сроки устанавливаются в отношении:
- ОО — они регистрируются в течение 33 дней;
- ПП — 30 дней;
- религиозных организаций — им дается 1 месяц и 3 дня или полгода и 3 дня (если проводится религиоведческая экспертиза).
ОКВЭД для НКО
Несмотря на то, что цель НКО не должна относиться к финансовой и НКО может даже не планировать заниматься коммерцией, при создании НКО ее учредителям потребуется указать в заявлении и уставе НКО коды ОКВЭД.
Перечень кодов ОКВЭД для НКО 2018-2019 года содержится в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2014), принятом приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
Кроме того, для отдельных видов НКО применяются специальные коды. Так, деятельности религиозных организаций присвоен код 94.91, признаком группировки данного кода выступает единое исповедание и распространение веры. Действия ПП относятся к коду 94.92, остальные ОО имеют код ОКВЭД 94.99.
В том случае, если НКО все-таки будет заниматься коммерцией, необходимо учитывать, что получение прибыли должно осуществляться в рамках основной цели и служить ее достижению.
Виды финансовой деятельности НКО необходимо указать вместе с соответствующим кодом ОКВЭД в уставе НКО при регистрации.
Подробнее о том, чем может заниматься НКО для аккумулирования финансов, рассказывается в статье «Финансы в некоммерческих организациях (нюансы)».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Таким образом, перед тем как открыть НКО, потребуется осуществить ряд подготовительных действий: определить цель и форму НКО, принять решение о создании НКО и не позднее чем через 90 дней сформировать пакет документов на регистрацию НКО в Минюсте. НКО будет считаться созданной с даты включения ее в ЕГРЮЛ.
Источники
Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.
Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.- Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
- Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.