Содержание
- 1 Оплата услуги по обращению с ТКО: прозрачный расчет стоимости
- 2 О применении тарифов при расчете платы за услугу обращения с ТКО
- 3 Как рассчитывают плату за обращение с ТКО
- 4 О порядке начисления платы за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами»
- 5 КАК САМОМУ ПОСЧИТАТЬ ПЛАТУ ЗА ТКО?
- 6 Как рассчитывают плату за обращение с ТКО
- 7 Изменения в порядке обращения с отходами повлекли и изменения в порядке оплаты за нее
- 8 Как рассчитать плату за обращение с ТКО
Оплата услуги по обращению с ТКО: прозрачный расчет стоимости
В результате постановлений Правительства РФ, появилось новое понятие – ТКО. В соответствии с ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления», ТКО – твердые коммунальные отходы, образованные в жилых домах в результате их потребления человеком, а также изделия, потерявшие свои полезные свойства во время или после их применения.
К данной категории относится мусор, полученный в процессе деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и похожий по составу на отходы, которые производят рядовые граждане в своих жилищах.
До 1 января 2019 года услуга по вывозу мусора входила в квитанцию общедомового обслуживания (ст. 154 ЖК РФ), но после принятия ФЗ № 503, требования к обращению с ТКО изменились:
- Граждане РФ теперь оплачивают не только вывоз мусора, но и его переработку, утилизацию или захоронение.
- Ужесточились требования к лицензированию деятельности организаций, которые работают в сервисе по обращению с отходами.
- Вынесены требования к местам накопления отходов, площадкам, полигонам и пр.
Что означает новая графа ТКО
В 2019 года в квитанции появилась графа «обращение с ТКО». Это значит, вывоз мусора стал отдельной коммунальной услугой, а не составной, как было принято ранее.
Для жителей многоквартирных домов оплата за «обращение с ТКО» может входить в:
- отдельный счет. Используется в тех случаях, когда управляющая организация производит начисления за ЖКХ самостоятельно или когда региональный оператор по обращению с ТКО заключил с населением договоры напрямую;
- единую квитанцию ЕИРЦ, если УК, ЖСК, ТСЖ и пр. заключили договор с расчетным центром на проведение начислений по всем предоставляемым услугам.
Новые тарифы на вывоз мусора
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 закона № 89-ФЗ, собственники ТКО обязаны заключить соглашение по вывозу отходов с региональным оператором, работающим в данном районе.
Норма потребления отходов рассчитывается по формуле: объем накопления (0,114 куб. м на кв. м) умножается на общую площадь квартиры и делится на 12 (месяцев).
В других регионах России, плата за вывоз мусора зависит от количества проживающих лиц и вычисляется: тариф (Т) умножается на норматив накопления ТКО (Н) и делится на 12, умноженное на число граждан (N):
Плата=Т*Н/12*n.
Тариф един на всей территории, на которой работает организация, ответственная за ТКО. У каждого юридического лица, расценки могут отличаться. Это означает, в одном городе может быть разная стоимость на услугу по вывозу мусора.
Также расценки могут зависеть от следующих факторов:
- количества прикрепленных к дому мусорных контейнеров;
- наличия возможностей сортировки и хранения отходов;
- объема мусора, подлежащего утилизации и переработке.
Популярные вопросы населения
Россиян интересует ряд вопросов по «Мусорной реформе», например…
Надо ли платить, если не проживаешь по месту прихода квитанции?
Согласно Постановлению Правительства № 354 о предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений, если гражданин владеет несколькими квартирами или домами, он должен оплачивать услугу по всем этим адресам.
Однако, из ситуации есть выход – сделать перерасчет. При заключении договора с исполнителем услуги понадобится предоставить свидетельство, подтверждающее, что владелец недвижимости проживает в другом месте. Например, документ о регистрации по месту временного пребывания, справка из учебного заведения и пр. (Постановление № 354).
ВАЖНО! Если тариф высчитывается от общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя.
Как оспорить неправомерное начисление?
При возникновении ошибок в начислении платы за обращение с ТКО, потребитель услуги должен обратиться в исполнительную организацию и предоставить подтверждающие документы.
Например, если размер площади квартиры в квитанции не соответствует реальной – свидетельство о собственности, справку о размере занимаемого жилого помещения и пр.
Есть ли льготы?
Обращение с ТКО – коммунальная услуга, на которую распространяются все привычные льготы: для пенсионеров, малоимущих граждан, многодетных семей и др.
О применении тарифов при расчете платы за услугу обращения с ТКО
Регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществлено в соответствии с федеральным законодательством. Постановление об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора прошло государственную регистрацию в Минюсте Чувашии.
Предписаний от Федеральной антимонопольной службы о пересмотре действующих тарифов в сфере обращения с отходами или каких-либо указаний об этом, основанных на результатах проверок контролирующих органов, в адрес Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам не поступало.
Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), установленный в Чувашии Госслужбой по тарифам в размере 449,71 руб. (с НДС) за куб. м., является одним из самых низких в Приволжском федеральном округе.
К сведению, на 1 полугодие 2019 г. в ПФО установлены следующие предельные единые тарифы по обращению с ТКО:
в Республике Мордовия — 492,42 руб. за куб. м., (с учетом норматива накопления отходов плата в месяц составляет от 83,30 до 102,59 руб. с человека),
в Республике Марий Эл 536,62 руб. за куб. м. или 82,73 руб. с человека,
в Саратовской области – 562,62 руб. за куб. м или от 60,95 до 140,66 руб. с человека,
в Республике Башкортостан – от 438,95 до 618,02 руб. за куб. м или 70,00 руб. с человека,
в Самарской области – 598,16 руб. за куб. м. или от 97,2 до 117,14 руб. с человека,
в Ульяновской области – от 454,16 руб. до 621,10 за куб или 87,03 – 99,96 руб. с человека,
в Нижегородской области — от 593,54 до 665,67 руб. за куб. м. (плата вычисляется в зависимости от квадратных метров),
в Оренбургской области — 648,65 руб. за куб. м. или 79,18 – 117,94 руб. с человека,
в Кировской области – 949,62 руб. за куб. м. или 114,75 – 137,06 руб. с человека.
Как рассчитывают плату за обращение с ТКО
Смотрите видео о реформе по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) с примером расчета.
Как рассчитывается плата за ТКО на 2019 год
Как рассчитывается ТКО на 2019 год, обозначено в действующей редакции Правил предоставления коммунальных услуг…, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — правила № 354). Согласно разд. XV(1) указанных Правил и приложению № 2 к ним формулы расчета представлены отдельно:
- для жилых помещений;
- нежилых помещений;
- коммунальных квартир в жилых помещениях.
Если речь идет о жилом помещении, которое не является коммунальной квартирой, для выбора формулы следует уточнить, какая модель расчета принята в конкретном регионе (исходя из числа жильцов или площади помещения), а также учесть, имеет ли место раздельное накопление мусора.
При накоплении мусора без сортировки производим расчет по одной из следующих формул:
Если же мусор сортируется, формула расчета будет иной:
Обратите внимание! Если речь идет о нежилом помещении, расчет производится согласно п. 148 (38) правил № 354 и формулам, приведенным в пп. 9 (5) и 9 (6) приложения № 2 к указанным правилам. Применительно к коммунальным квартирам следует учитывать положения п. 148 (31) правил № 354 и формулы, указанные в пп. 9 (7) и 9 (8) приложения № 2 к указанным правилам.
Подробнее о мусорной реформе см. в статьях:
Тарифы за обращение с ТКО
Как видно, при расчете платы за обращение с ТКО тарифы — неотъемлемая черта любой формулы. Особенности определения тарифа определены Методическими указаниями…, утв. ФАС РФ от 21.11.2016 № 1638/16.
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ региональные операторы обеспечивают сбор, обработку, захоронение и прочие необходимые операции по обращению с отходами.
Приведем примеры региональных тарифов исходя из данных по Московской области (постановление правительства МО «Об утверждении…» от 02.10.2018 № 690/34).
ООО «Каширский региональный оператор»
Обратите внимание! Помимо тарифа в формулах также фигурируют нормативы накопления ТКО. Они формируются согласно Правилам определения нормативов накопления ТКО, утв. постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, а устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципальном уровне.
О нормах накопления для компаний подробнее читайте в статье «Каковы нормы накопления ТБО от организаций и предприятий?».
Оплата за обращение с ТКО
Применительно к оплате за ТКО отметим следующее:
- плата за ТКО производится на основании соглашения, заключаемого исходя из положений раздела XV(1) правил № 354;
- расчет и в установленных случаях перерасчет платы — обязанность исполнителя (подп. «г» п. 148 (22) правил № 354);
- по обращению плательщика исполнитель обязан проверить, правильно ли произведен расчет (подп. «д» п. 148 (22) правил № 354).
Подробнее об оформлении оказания услуг по обращению с ТКО мы рассказали в статьях:
Платить ли за обращение с ТКО, если в помещении никто не прописан
Плата за ТКО, если никто не прописан в помещении, все равно начисляется. В соответствии с п. 148 (36) правил № 354 при отсутствии жильцов (неважно, постоянных или нет) объем услуги определяется с учетом числа собственников.
На необходимость оплаты судебная практика указывала и до реформы обращения с ТКО (постановление АС СЗО от 10.09.2015 № Ф07-6652/2015 по делу № А56-35905/2014).
При этом исполнитель, получивший данные о том, что в помещении временно проживают отдельные лица, может составить акт в порядке, установленном пп. 56 (1), 148 (35) правил № 354.
Однако при отсутствии жильцов возможен перерасчет. Как рассчитывается обращение с ТКО в этом случае, расскажем в следующем разделе настоящей статьи.
Перерасчет платы за ТКО при временном отсутствии жильцов
Перерасчет за ТКО при временном отсутствии производится в соответствии с п. 148 (44) и разделом VIII правил № 354.
Обратите внимание! Основание для перерасчета — отсутствие гражданина в помещении больше 5 полных дней. При этом отсутствие не должно прерываться и исчисляется в календарных днях.
Согласно п. 90 правил № 354 перерасчет делается с учетом полных дней отсутствия, не включая дни отъезда и приезда. Заявление о перерасчете может быть подано как до, так и по завершении периода отсутствия. При этом от момента подачи заявления будут зависеть сроки перерасчета (п. 91 правил № 354).
Обратите внимание! В п. 93 правил № 354 приводится перечень документов, подтверждающих временное отсутствие. К ним, например, относится справка о проживании по месту учебы или документы о командировке.
Также о реформировании законодательства об отходах читайте в статьях:
Итак, мы рассмотрели правила расчета платы за обращение с ТКО разными методами — исходя из метража жилья или количества проживающих. По общему правилу отсутствие жильцов в помещении позволяет осуществить перерасчет платы за вывоз мусора.
О порядке начисления платы за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами»
В новом году в платежных документах за ЖКУ у жителей Подмосковья появляется новая строка — «обращение с твердыми коммунальными отходами».
Что изменилось. С 1 января 2019 года стоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации мусора исключается из ставки за содержание и ремонт жилого помещения. Таким образом, услуга «обращение с ТКО» переходит из разряда жилищных в коммунальные и отражается в платежном документе отдельной строкой.
Порядок начисления платы: тариф Х норматив Х площадь жилого помещения. Размер платы за услугу «обращение с ТКО» с 1 января 2019 года определяется исходя из тарифа, установленного для одного из семи региональных операторов, в соответствии с его зоной деятельности, и объема накопления твердых коммунальных отходов.
Объем накопления ТКО определяется исходя из суммы нормативов накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов на 1 кв.м. (установлены Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 424-РМ) и общей площади жилого помещения. Решение об определении объема услуги «обращение с ТКО» исходя из площади жилого помещения отражено в Распоряжении Министерства экологии и природопользования 09.10.2018 №607-РМ.
Тарифы. Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 №690/34 установлены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов. Ознакомиться с тарифами можно на сайте Правительства МО.
Региональные операторы. В результате конкурсного отбора и в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.03.18 №104-РМ определено 7 региональных операторов, которые будут осуществлять вывоз и утилизацию отходов. Определены 7 зон деятельности, каждую из которых обслуживает один оператор. По вопросам условий оказания услуги «обращение с ТКО» можно обращаться к своему региональному оператору, в соответствии с зоной деятельности:
— Алексинская (Солнечногорск, Клин), т. +7(495) 648 08 05;
— Воскресенская (Воскресенск, Егорьевск, Раменский м.р, Шатура, Рошаль, Люберцы, Бронницы, Жуковский), т. +7 (800) 511 76 72;
— Каширская (г.о.Луховицкий , Ленинский м.р, Ступино, г.о. Кашира, г.о. Коломенский, Дзержинский, Зарайск, Котельники, Домодедово, Лыткарино, Озеры, Серебряные пруды), т. +7 (499) 444 01 73;
— Ногинская (Павлово-Посадский, Щелковский, Богородский, Ликино-Дулево, Балашиха, Звездный городок, Красноармейск, Лосино-Петровский, Орехово-Зуево, Реутов, Фрязино, Черноголовка,Электрогорск, Электросталь); т. +7 (499) 750 24 68;
— Рузская (Наро-Фоминский, Рузский, Одинцовский, Истр, Красногорск, Власиха, Восход, Звенинигород, Краснознаменск,, Молодежный, Волоколамский, Лотошинский, Мжайск, Шаховская), т. +7 (499) 110 27 53;
— Сергиево-Посадская (Сергиево-Посадский м.р, Пушкинский, Талдомский, Дмитровский, Мытищи, Долгопрудный, Дубна, Ивантеевка, Королев, Химки, Лобня), т +7 (499) 322 47 23;
— Чеховская ( Серпухов, Подольск, Чехов, Протвино, Пущино), т. +7 (800) 234 36 70.
МосОблЕИРЦ подписаны трехсторонние договоры с управляющими организациями и региональными операторами, в соответствии с которыми расчетный центр будет начислять и собирать денежные средства по услуге «обращение с ТКО». Для жителей поставщиком услуги «обращение с ТКО» остается управляющая организация, если между собственниками помещений в МКД и региональным оператором не заключен прямой договор на поставку услуги.
Жители будут получать единый платежный документ с услугой «обращение с ТКО» в случаях, когда заключен договор между управляющей организацией и МосОблЕИРЦ на проведение начислений по всем предоставляемым услугам.
Отдельные платежные документы по услуге «обращение с ТКО» будут доставляться жителям в тех случаях, когда управляющая организация производит начисления за ЖКУ самостоятельно, а расчеты и начисления по услуге «обращение с ТКО» поручает МосОблЕИРЦ, либо региональный оператор по обращению с ТКО заключил с жителями прямые договоры. В этих случаях в квитанцию также могут входить начисления по взносу на капремонт, по услугам «газоснабжение», «электроснабжение».
КАК САМОМУ ПОСЧИТАТЬ ПЛАТУ ЗА ТКО?
Пояснения:
Примеры расчета размера платы за коммунальную услугу
по обращению с твердыми коммунальными отходами:
- Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из количества граждан(при условии, если количество проживающих граждан – 2 человека), постоянно и временно проживающих в индивидуальном доме на территории города Заволжье:
665,67 руб. х 2,33 м 3 / 12 х 2 чел. = 258,50 руб.
665,67 руб./м 3 — плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Заволжье (Зона 2.);
2,33 м 3 /год — норматив накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов на территории Нижегородской области (кроме г.Н.Новгорода);
2 чел. — количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении;
- Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме расположенном на территории города Городец:
665,67 руб. х 0,1 м 3 / 12 х 58 м 2 = 321,74 руб.
665,67 руб./м 3 — плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Городец (Зона 4.);
0,1 м 3 /год — норматив накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов Нижегородской области;
58 м 2 — общая площадь жилого помещения.
ЗАО «Управление отходами — НН»
603109, г. Н.Новгород, ул.Суетинская, д.1а, оф.410
Как рассчитывают плату за обращение с ТКО
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22 февраля 2017 г. № 5554-АТ/04 О предоставлении коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, установлен порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 утверждены:
Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Федеральной антимонопольной службой России от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, которые предназначены для использования органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование тарифов, и органами местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими полномочиями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для расчета предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
По вопросам оплаты услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) сообщаем следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Во исполнение требований части 3 статьи 39 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила № 491). В соответствии с пунктом 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 11 Правил № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Таким образом, сбор и вывоз твердых (в том числе крупногабаритных) бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, соответствующие платежи входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения и определяемой на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Вместе с тем указанные услуги могут быть выделены в квитанции в отдельную строку.
Обращаем внимание, что Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
Таким образом, вместо жилищной услуги по сбору и вывозу ТКО, плата за которую входит в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанции появится отдельная строка коммунальная услуга по обращению с ТКО, размер платы за которую будет рассчитываться по тарифам, установленным уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской с учетом установленных нормативов накопления ТКО, и, соответственно, составляющая платы за содержание жилого помещения в этой части будет исключена.
Проектом акта предусматриваются положения по расчету платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, наделение органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочием по принятию решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме либо исходя из количества проживающих в жилом помещении. Также, согласно проекту акта, сбор и вывоз твердых бытовых отходов исключен из состава работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, определенных пунктом 11 Правил № 491.
При первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
Выполнение коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается региональным оператором, выбранным в результате конкурсного отбора, предусмотренного частью 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ).
При этом, согласно положениям статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, все собственники ТКО (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО) заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
На территории субъекта Российской Федерации может действовать несколько региональных операторов. При этом региональные операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Отмечаем, что Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 29 декабря 2016 года, предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года.
Видео (кликните для воспроизведения). |
До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, а также объем вывозимых твердых коммунальных отходов определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством.
Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.
Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России.
Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства |
А.В. Таманцев |
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросам оплаты услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО).
Так, указано, что сбор и вывоз твердых (в т. ч. крупногабаритных) бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества.
Вместо жилищной услуги по сбору и вывозу ТКО, плата за которую входит в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанции появится отдельная строка — коммунальная услуга по обращению с ТКО. Размер платы будет рассчитываться по тарифам, установленным уполномоченными органами госвласти регионов с учетом установленных нормативов накопления ТКО.
Первоначально размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
На территории региона могут действовать несколько региональных операторов. При этом операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с ТКО, так и привлекать других операторов.
Договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором.
Изменения в порядке обращения с отходами повлекли и изменения в порядке оплаты за нее
19 февр. 2019 г., 15:32
В феврале 2019 года жители Подмосковья впервые получили квитанции на оплату услуги «обращение с ТКО». Новая строка в платежных документах – это часть масштабной реформывсей системы утилизации и переработки мусора, стартовавшей в Московской области. Измененияв порядке обращения с отходами повлекли за собой и изменения в порядке оплаты этой услуги.
Кто является исполнителем услуги «обращение с ТКО»?
В результате конкурсного отбора определено 7 региональных операторов, которыеосуществляют вывоз и утилизацию отходов в регионе, каждый – в своем кластере. Их переченьутвержден распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от20.03.2018 № 104-РМ. Однако для жителей многоквартирных домов исполнителем коммунальнойуслуги по обращению с ТКО остается управляющая организация (ТСЖ, жилищный кооператив),если жителями не заключены прямые договоры с региональным оператором.
В каких квитанциях отражается услуга «обращение с ТКО?»
Плата за вывоз мусора входила составной частью в плату за содержание жилогопомещения, однако с января 2019 года порядок изменился: вывоз мусора из категории жилищныхуслуг перешел в коммунальные, не входит в расчет стоимости содержания помещения иотражается в платежных документах отдельной строкой – «обращение с ТКО».
Какую квитанцию на оплату услуги «обращение с ТКО» получит житель, зависит от местаего проживания. Если это – многоквартирный дом, то услуга по вывозу мусора включается вединый платежный документ от МосОблЕИРЦ в том случае, если у управляющей организациизаключен договор с расчетным центром на проведение начислений по всем предоставляемым услугам.
Второй вариант для жителей многоквартирных домов – получение отдельного платежногодокумента от МосОблЕИРЦ на оплату услуги «обращение с ТКО». Это происходит в тех случаях, когда управляющая организация производит начисления за ЖКУ самостоятельно, а проведением расчетов и начислений по услуге «обращение с ТКО» поручает МосОблЕИРЦ, либорегиональный оператор по обращению с ТКО заключил с жителями прямые договоры. В этихслучаях в квитанцию также могут входить начисления по взносу на капитальный ремонт, поуслугам «газоснабжение» и «электроснабжение».
Для жителей частных домов услуга «обращение с ТКО» отражается отдельной строкой вквитанции на оплату электроэнергии от АО «Мосэнергосбыт». Абонент вправе оплачивать услуги«электроснабжение» и «обращение с ТКО» вместе или отдельно, перечисляя средства напрямую на расчетные счета поставщиков услуг, номера счетов которых указаны в платежных документах.
Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для жителей многоквартирных домов?
Размер платы за услугу определяется исходя из тарифов (утверждены постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 690/34), объема накопления твердых коммунальных отходов (составляет 0,114 куб. м на 1 кв. м общей площади жилого помещения) и площади жилого помещения.
Объем накопления отходов, в свою очередь, в Московской области складывается из нормативов накопления мусора (твердых коммунальных и крупногабаритных отходов),«привязанных» к площади жилого помещения, а не к количеству зарегистрированных жильцов.
В платежном документе в столбце «объем потребления» по услуге «обращение с ТКО» указывается тот объем, на который ежемесячно начисляется плата. Объем потребления рассчитывается следующим образом: объем накопления (0,114куб. м накв. м) умножаетсяна общую площадь квартиры и делится на 12 (месяцев).
Льготы.
Обращение с ТКО – коммунальная услуга. На нее, как и на прочие коммунальные услуги, распространяются правила начисления льгот и выплат компенсаций. Информацию о начислениях и поступившей оплате за ЖКУ МосОблЕИРЦ ежемесячно направляет в органы соцзащиты (единые выплатные центры). В свою очередь, органы соцзащиты производят выплатыкомпенсаций за потребленные коммунальные услуги льготным категориям граждан.
Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для частных домовладений?
Плата за вывоз мусора рассчитывается на основании тарифов, нормативов и общейплощади дома. Скидка в размере 70% установлена Министерством ЖКХ Московской области длясобственников домовладения, проживающих в населенных пунктах, расположенных в радиусе до 2 км от места нахождения комплексов по переработке отходов и полигонов ТКО.
Калькулятор стоимости услуги«Обращение с ТКО».
На сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области размещен калькулятор размера платы за услугу.
Что делать, если неправильно указана площадь жилого дома?
Если площадь жилого помещения не соответствует площади, принимаемой длярасчета платы за услугу, абоненту необходимо передать документы, определяющие площадьпомещения (свидетельство о собственности, выписку их ЕГРН, справку оразмере жилой площади и пр.) в АО «Мосэнергосбыт» по электронной почтеecology@ mosenergosbyt. ru или любым удобным способом в адрес регионального оператора.
Является ли временное отсутствие в жилом помещении основанием для перерасчета?
В настоящее время законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета платы закоммунальную услугу по обращению с ТКО в случае установления платы за такую услугу исходяиз общей площади жилого помещения.
По вопросам условий предоставления услуги «обращение с ТКО» и порядку вывоза мусоражители Московской области могут обращаться напрямую к своему региональному оператору, всоответствии с зоной деятельности:
По вопросам обращения с отходами можно звонить на «горячую линию» Министерства ЖКХ Московской области 8 495 123 36 46. Кроме того, на сайте Министерства размещены ответы начасто задаваемые вопросы по раздельному сбору мусора.
Служба корпоративных коммуникаций МосОблЕИРЦ
Как рассчитать плату за обращение с ТКО
С 1 января 2019 года порядок расчета платы за услугу по вывозу мусора изменился. Дело в том, что вывоз ТБО перешел в коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Для трех регионов изменения перенесли, остальным разрешили действовать по ситуации. В рекомендации мы разобрали три способа расчета платы за услугу, по каждому привели примеры.
Порядок изменения платы за содержание жилья
С момента, как в вашем регионе начнет действовать региональный оператор по обращению с ТКО, исключите расходы на вывоз ТБО из платы за содержание жилого помещения. Коммунальную услугу по обращению с ТКО укажите в платежном документе отдельной строкой.
Размер расходов по вывозу ТБО определите по смете работ и услуг по содержанию общего имущества МКД или по расшифровке к плате за жилое помещение, которую утвердил орган местного самоуправления. Уменьшите плату за содержание жилого помещения пропорционально составляющей расходов на вывоз ТБО.
Внимание: порядок предоставления КУ по обращению с ТКО и расчета платы за нее регламентирован главой ХV(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 . Договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО не является договором ресурсоснабжения, его считают специальным видом договора предоставления КУ. Такой договор регулируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156 .
Вы можете не уменьшать размер платы за содержание жилья на сумму вывоза мусора в двух случаях:
- если такое решение примут собственники помещений на общем собрании;
- если в договоре управления есть условие о возможности перераспределить составляющую платы по вывозу мусора на другие работы по содержанию общего имущества дома.
Об изменениях предупредите жителей за 30 дней до выставления квитанции.
Порядок оплаты услуги по обращению с ТКО
Плату за обращение с ТКО определяют по тарифу, который утвердили для регоператора, и нормативу накопления. Размер платы рассчитывают одним из трех способов: по количеству граждан, по площади помещения или дифференцированно. Порядок расчетов для каждого региона определяет орган исполнительной власти субъекта РФ.
Способ 1. Расчет платы по количеству граждан
Способ 1. Расчет платы по количеству граждан. При таком способе плату рассчитывают на каждого гражданина, который проживает в помещении.
Если в помещении нет постоянно проживающих граждан, то плату рассчитывают по количеству собственников квартиры.
Такой порядок установлен пунктом 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Пример: расчет платы по количеству граждан
УО нужно рассчитать ежемесячную плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:
- тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
- годовой норматив накопления ТКО, утвержденный региональными властями, – 2,6 куб. м/чел.;
- количество потребителей, которые проживают в квартире № 30, – 3 чел.
Чтобы применить годовой норматив накопления в расчете ежемесячной платы, УО разделила размер норматива на 12. Далее перемножила тариф на 1/12 часть норматива и на количество жителей в квартире:
650,4 × (2,6 : 12) × 3 = 409,75 руб.
Размер платы за ТКО – 409,75 руб. Такую плату УО будет ежемесячно выставлять потребителю в платежном документе.
Чтобы установить, сколько граждан проживает в квартире, можно провести осмотр помещения и составить по его результатам акт. Пример такого акта мы показали на рисунке.
Способ 2. Расчет платы по площади помещения
Способ 2. Расчет платы по площади помещения. В этом случае в расчете платы за ТКО используют данные о площади помещения потребителя, норматив накопления и тариф на обращение с ТКО. При таком способе количество проживающих в квартире граждан не имеет значения.
Пример: расчет платы по площади помещения
УО нужно рассчитать ежемесячную плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:
- тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
- годовой норматив накопления ТКО, утвержденный региональными властями, – 0,087 куб. м;
- площадь квартиры № 30 – 65 кв. м.
Чтобы применить годовой норматив накопления в расчете ежемесячной платы, УО разделила размер норматива на 12. Затем тариф умножила на 1/12 часть норматива и на площадь квартиры:
650,4 × (0,087 : 12) × 65 = 306,5 руб.
Размер платы за ТКО составил 306,5 руб. Такую плату УО будет ежемесячно выставлять потребителю в платежном документе.
Способ 3. Расчет платы при раздельном накоплении отходов
Способ 3. Расчет платы при раздельном накоплении отходов. При раздельном сборе ТКО плату определяйте по объему контейнеров. В расчете используйте сумму объемов всех контейнеров, которые предназначены для раздельного сбора. Просчитанный объем умножайте на тариф и количество проживающих лиц или площадь помещения – в зависимости от способа расчета, который утвержден в вашем регионе.
Пример: расчет платы при раздельном накоплении ТКО
УО нужно рассчитать плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:
- тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
- количество зарегистрированных в квартире № 30 лиц – 3 чел.;
- расчетное количество лиц, которые могут получать услугу, – 200 чел.;
- три контейнера объемом 0,8 куб. м, которые регоператор вывез за расчетный период;
- пять контейнеров объемом 1,1 куб. м, которые регоператор вывез за расчетный период.
Чтобы определить объем мусора, УО сложила объемы всех контейнеров, которые вывез регоператор:
(3 × 0,8) + (5 × 1,1) = 7,9 куб. м.
650,4 × 7,9 × (3 : 200) = 77,07 руб.
Размер платы за ТКО – 77,07 руб. Такую плату УО выставит только за расчетный период. В следующем месяце размер платы нужно рассчитать снова исходя из объема вывезенного мусора.
Внимание: тариф на услугу по обращению с ТКО ФАС может признать незаконным
Комиссия ФАС признала службу по тарифам Астраханской области нарушившей тарифное законодательство в области обращения с ТКО. В ходе проверки инспекторы выявили, что в тариф заложили затраты на сжигание мусора и завысили численность персонала регоператора. В результате тариф превысил экономически обоснованный уровень.
Службу по тарифам обязали устранить нарушения и установить обоснованный размер тарифа.
Подобные проверки обоснованности предъявляемых населению сумм для оплаты услуг за вывоз ТКО проводят по всей стране. Во многих областях тарифы уже снизили.
В двух случаях придется сделать перерасчет платы по услуге по обращению с ТКО: житель отсутствовал в помещении и услугу оказали некачественно. Рассмотрим каждый случай подробно.
Перерасчет в связи с временным отсутствием. Сделайте перерасчет платы, если житель отсутствовал в помещении более пяти дней подряд. Плату уменьшите на основании:
- письменного заявления жителя о перерасчете. Такое заявление житель должен подать до своего отъезда или не позднее 30 дней после возвращения в квартиру;
- документа, который подтвердит отсутствие жителя в помещении. Это может быть, например, копия командировочного удостоверения, счет об оплате проживания в гостинице, справка из стационара и т. д.
Такой порядок установлен пунктами 148(22) , 148(44) Правил № 354.
Перерасчет в связи с оказанием некачественной услуги. Если регоператор нарушает периодичность вывоза мусора, жители вправе требовать уменьшения платы за ТКО. Такое право закреплено в пункте 148(45) Правил № 354.
Перерасчет платы потребителям делает исполнитель коммунальных услуг. Затем он составляет претензию об уменьшении размера платы и предъявляет ее регоператору. Если регоператор не реагирует на претензии и продолжает нарушать периодичность вывоза мусора, обратитесь в надзорные органы. Жалобу на ненадлежащие услуги рассмотрят:
- Росприроднадзор – если региональный оператор нарушает условия лицензии или создает проблемы в области экологии и охраны окружающей среды;
- Роспотребнадзор – при нарушении санитарно-эпидемиологических норм и правил;
- государственный орган, который от имени региона подписывал соглашение с оператором, – проверит нарушения условий соглашения по обращению с ТКО;
- региональная энергетическая комиссия – установит, были ли нарушения в области обоснованности тарифов на услуги регионального оператора.
Расчеты с регоператором
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО имеет две составляющие – объем услуги и тариф на нее. Размер тарифа, который применяют в расчетах с УО или ТСЖ, должен соответствовать тарифу для потребителей ( п. 148(28) Правил № 354 ).
Методику определения объема вывоза ТКО утверждает орган государственной власти субъекта РФ. Утвержденная методика становится основой при определении условий договора между управляющей МКД организацией и региональным оператором.
Объем или массу ТКО определяют одним из способов: 1
- по нормативам накопления ТКО, которые выражаются в количественных показателях объема;
- исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Такой порядок определен подпунктом «а» пункта 5, пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства от 03.06.2016 № 505 .
Региональный оператор по обращению с ТКО может нарушать правила и требовать от вас дополнительного участия в его деятельности. Чтобы не брать на себя лишнего, требуйте нормативного обоснования новых обязанностей. В таблице мы перечислили основные требования регоператора, с которыми столкнулись ваши коллеги.
Таблица. Как реагировать на неправомерные требования регоператора
Действие регионального оператора по обращению с ТКО
Ответ управляющей МКД организации
Требует предоставить паспорта отходов
Управляющая МКД организация не является лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы. УО или ТСЖ такие отходы не вырабатывают
Запрашивает персональные данные собственников помещений
Передать персональные данные можно только после получения письменного согласия собственников. Это следует из статьи 9 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Исключение: переход на прямые договоры.
В этом случае у управляющих МКД организаций есть право передавать информацию о собственниках помещений. Для такой передачи согласия не понадобится
Требует предоставить информацию о контейнерных площадках
Предоставлять такую информацию – ваше право, а не обязанность.
Как правило, процедуру передачи данных между контрагентами оговаривают в условиях договора
Оплатить КР на СОИ
Законодательство не предусматривает понятие КР на СОИ в части обращения с ТКО
Требует подписать типовой договор без рассмотрения протокола разногласий
Обратитесь в суд.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер только для региональных операторов ( ч. 1 ст. 24.7 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ). Поэтому остальные участники отношений могут претендовать на изменение условий договора ( ст. 445 ГК )
Видео (кликните для воспроизведения). |
НО «Ассоциации предприятий ЖКХ Чувашской Республики»
Источники
Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.- Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.
- Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.