Содержание
- 1 Прокуратура Первомайского округа г. Мурманска разъясняет ответственность граждан за передачу запрещенных предметов осужденным и лицам, заключенным под стражу
- 2 К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПЕРЕДАЧУ ИЛИ ПОПЫТКУ ПЕРЕДАЧИ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯ УИС
- 3 Ответственность за передачу осужденным запрещенных предметов предлагается усилить
- 4 Комментарии к СТ 19.12 КоАП РФ
- 5 Статья 18. Свидания с защитником, родственниками и иными лицами
- 6 Статья 19.12. Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания
- 7 Ответственность за передачу осужденным запрещенных предметов предлагается усилить
- 8 ФПА РФ не поддержала законопроект о десятикратном увеличении штрафов в отношении адвокатов за передачу запрещенных предметов в колонии и СИЗО
- 9 Перечень запрещенных вещей и предметов
- 10 Об ответственности граждан за передачу запрещенных предметов осужденным
Прокуратура Первомайского округа г. Мурманска разъясняет ответственность граждан за передачу запрещенных предметов осужденным и лицам, заключенным под стражу
Согласно действующему законодательству за передачу запрещенных предметов, перечень которых устанавливается законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Административная ответственность за передачу запрещенных предметов, веществ или продуктов питания предусмотрена статьей 19.12 КоФП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов.
За передачу оружия, его основных частей, боеприпасов, а также наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов статьями 222 и 228 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы.
Наказуема не только оконченная передача, но и попытка передачи запрещенных предметов, изделий и веществ.
К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПЕРЕДАЧУ ИЛИ ПОПЫТКУ ПЕРЕДАЧИ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯ УИС
© 2014 Ю. В. Помогалова
кандидат юридических наук Воронежский институт ФСИН России
Статья посвящена рассмотрению административной ответственности за передачу запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и местах содержания под стражей. Сформулированы предложения по совершенствованию административно-юрисдикционного законодательства, реализуемого в уголовно-исполнительной системе.
Официальные данные свидетельствуют о том, что в последние годы наметилась негативная тенденция роста числа правонарушений, связанных с передачей в учреждения уголовноисполнительной системы и места содержания под стражей запрещенных предметов. Количество граждан, задержанных за передачу либо попытку передачи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, запрещенных предметов, с 2005 г. увеличилось в два раза (с 4,8 тыс. в 2005 г. до 9,5 тыс. в 2010 г.). В 2011 г., за совершение указанных правонарушений задержано более 8,8 тыс. человек, привлечено к наказанию в виде административного штрафа более 6,2 тыс. человек 1 .
Между тем за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях УИС или изоляторах временного содержания, ст. 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2 предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.
Предметом данного правонарушения являются предметы, вещества или продукты питания, приобретение, хранение или использование которых законом запрещено.
В настоящее время в ч. 8 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ 3 используется следующее определение: «. вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать», а не «запрещенные к передаче предметы». Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205 4 . Аналогичный перечень содержится в приказе Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» 5 .
Согласно ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» 6 перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые они могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, устанавливается Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В приложениях к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовноисполнительной системы, утвержденным приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. № 189[9], и
Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденным приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. № 950 7 , приведены такие перечни. Предметы и вещи, не указанные в перечнях, являются запрещенными.
Следовательно, вывод о запрещенности к передаче предметов необходимо формулировать из анализа перечня предметов, которые осужденным, подозреваемым или обвиняемым нельзя иметь при себе (хранить и использовать), а также приобретать в магазинах исправительных учреждений и иных мест содержания под стражей, посылках, передачах, бандеролях.
Вместе с тем формулировку диспозиции ст. 19.12 КоАП РФ в части указания на закон как источник запрета передачи предметов мы считаем явно неудачной. Как таковой закон, которым бы устанавливался запрет на передачу тех или иных предметов, вещей, продуктов питания лицам, содержащимся в исправительных учреждениях либо в местах содержания под стражей, отсутствует, но имеется ряд ведомственных нормативных актов. Представляется, что законодателем допущена неточность. «В данном случае речь должна идти о любых нормативных правовых актах, устанавливающих подобные запрещения: законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах министерств и ведомств. Пресечь каналы поступления к осужденным, подозреваемым и обвиняемым указанных предметов, веществ и продуктов питания как раз и призваны предписания данных нормативных правовых актов; именно так следует понимать содержащееся в ст. 19.12 КоАП РФ положение «запрещенных законом» 8 . В этой связи целесообразно заменить в ст. 19.12 КоАП РФ слово «законом» на словосочетание «федеральными нормативными правовыми актами».
Заслуживает однозначной поддержки мнение В. А. Поникарова о том, что ч. 1 ст. 23.4 КоАП РФ «вводит в заблуждение правоприменителя», поскольку должностное лицо уголовно-исполнительной системы вправе рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.12 КоАП РФ, только в части «административных правонарушений, предметами которых являются предметы, изъятые из оборота». Перечень запрещенных предметов, которыми не могут пользоваться исключительно осужденные граждане, содержится в правилах внутреннего распорядка, а перечень предметов, изъятых из оборота, регламентирован указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» 9 . Например, в соответствии с указанным нормативно-правовым актом к предметам, которые изъяты из оборота, следует отнести: ракетно-космические комплексы; системы связи и управления военного назначения; отходы радиоактивных материалов и др. Следовательно, перечисленными предметами запрещено пользоваться даже гражданам (не говоря уже об осужденных) в повседневной жизни, так как они изъяты из гражданского оборота 10 .
То есть, законодатель смешал правовые режимы запрещенных вещей и вещей, изъятых из оборота.
Передача предметов, которые запрещено иметь при себе осужденным, может быть осуществлена разными способами: продажа, обмен, дарение, плата за услуги, угощение. Осужденные, подозреваемые и обвиняемые могут получать запрещенные предметы в посылках, передачах и бандеролях. Передача указанных предметов может быть совершена во время длительных свиданий, путем провоза, переброса через ограждение на территорию исправительного учреждения или места содержания под стражей, передачи через осужденных, пользующихся правом бесконвойного передвижения, и так далее.
В то же время, как считает А. К. Перевозчиков, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.12 КоАП РФ, должна описываться не через передачу (попытку передачи) запрещенных предметов, что практически невозможно доказать, а через их доставку на охраняемую территорию или территорию, где установлены режимные требования, в целях передачи осужденным (заключенным под стражу). «Необходимость построения именно усеченного состава диктуется тем обстоятельством, что ответственность за неоконченную противоправную деятельность на стадии приготовления (до непосредственной передачи запрещенного предмета адресату) возможна только при совершении тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 2 ст. 30 Уголовного кодекса РФ), к числу которых данное деяние никак не отнесешь. Но изобличить виновного удается, как правило, именно на этой стадии, что очень часто позволяет ему оставаться безнаказанным. Поэтому здесь необходимы взаимосвязанные изменения уголовного и административного законодательства» 12 .
Особенностью состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.12 КоАП РФ, является установление ответственности за попытку передачи запрещенных предметов. «Поскольку в действующем
административном законодательстве нет общей нормы, устанавливающей административную ответственность за покушение на правонарушение, то дать понятие попытки передачи в административноправовом смысле возможно лишь по аналогии с понятием покушения на преступление. Используя положения ст. 30 УК РФ, попытку передачи запрещенных предметов можно определить как умышленные действия лица, непосредственно направленные на вручение запрещенных предметов осужденным, подозреваемым, обвиняемым и не доведенные до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам» 13 . Данное определение Е. А. Зерняевой предлагается закрепить в КоАП РФ.
Объективно закрепление в административном законодательстве данного определения является необходимым, поскольку в практической деятельности исправительных учреждений, мест содержания под стражей нередко составляются протоколы о нарушении требований ст. 19.12 КоАП РФ как за попытку незаконной передачи, хотя на самом деле имеют место лишь приготовительные действия.
Административная ответственность за нарушение требований ст. 19.12 КоАП РФ состоит в применении к лицам, их совершившим, таких видов административных наказаний, как административный штраф в размере от трех до пяти тысяч рублей и конфискация запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.
В соответствии со ст. ст. 23.1 и 23.4 КоАП РФ дела данной категории рассматриваются мировыми судьями, а в части административных правонарушений, предметами которых являются предметы, изъятые из оборота, — начальниками исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания. Однако указанные должностные лица УИС не имеют право применять такой вид административного наказания как конфискация. В соответствии с ч. 1 ст. 3.7 КоАП Российской Федерации только судья назначает подобный вид наказания. Поскольку санкция ст. 19.12 КоАП РФ предусматривает наравне с назначением административного штрафа одновременно конфискацию запрещенных предметов, веществ или продуктов питания, необходимо ее дополнить: после фразы «. с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания» добавить слова: «или без таковой».
Представляется, что сформулированные предложения по совершенствованию института административной ответственности за передачу запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и местах содержания под стражей, направленные на повышение эффективности борьбы с названными деликтами, будут способствовать сокращению числа правонарушений в данной сфере и, следовательно, укреплению правопорядка и повышению стабильности и эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы. [1] [2]
Ответственность за передачу осужденным запрещенных предметов предлагается усилить
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.
Однако, как показывает практика, предусмотренные законодательством Российской Федерации санкции за указанное правонарушение не являются достаточно эффективными.
В связи с этим предлагается увеличить размеры санкций за совершение указанного административного правонарушения должностными лицами, защитниками, а также иными лицами, оказывающими юридическую помощь на законных основаниях. Законопроектом предусматривается, что подобные деяния будут влечь наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность противодействия передаче запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, что положительно скажется на криминогенной ситуации, будет способствовать повышению профилактики совершения подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными повторных преступлений и правонарушений.
Комментарии к СТ 19.12 КоАП РФ
Статья 19.12 КоАП РФ. Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания
Комментарий к статье 19.12 КоАП РФ:
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изм. и доп.) определяют места содержания под стражей: для осужденных — колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, для подозреваемых и обвиняемых — следственные изоляторы, изоляторы временного содержания (ИВС), гауптвахты, иные помещения, приспособленные для этих целей (например, на морском судне, зимовке), а также в случаях, предусмотренных законом, в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы.
2. Названными законодательными актами, а также ведомственными нормативными правовыми актами, например Положением о следственных изоляторах, правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, устанавливается правовое положение осужденных, подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей, их обязанности и права, режим содержания и его основные требования.
УИК РФ определяет, что администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 (с изм. и доп.). Перечень и количество вещей и предметов, которые осужденным разрешается иметь при себе, устанавливаются указанными Правилами. Хранение осужденными при себе денег, ценных бумаг и иных ценностей, а также предметов, не указанных в перечне, не допускается.
Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с указанными Правилами администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт.
Установлено также, что предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, запрещаются к передаче подозреваемым и обвиняемым.
Сокрытие от досмотра или передача осужденным, подозреваемым и обвиняемым запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания влекут за собой ответственность, предусмотренную комментируемой статьей.
3. Объектом посягательства рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления в исправительных учреждениях и местах содержания под стражей. В случае передачи лицам, содержащимся в исправительных учреждениях и других местах содержания под стражей, алкогольных напитков, наркотических, лекарственных и иных веществ растительного или синтетического происхождения, которые имеют одурманивающее действие или вызывают эйфорию, объектом посягательства данного правонарушения является также здоровье осужденных, подозреваемых, обвиняемых.
4. Перечень предметов, веществ или продуктов питания, хранение и использование которых осужденным, подозреваемым и обвиняемым запрещено, дан в УИК РФ и в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.
5. Действия, образующие объективную сторону рассматриваемого правонарушения, выражаются в передаче или попытке передачи любым способом предметов, веществ или продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми. Они могут быть совершены во время свидания, путем скрытого проноса (провоза) в жилую или производственную зону, их переброса через ограждение на территорию исправительного учреждения или места содержания под стражей, передачи через осужденных, пользующихся правом бесконвойного передвижения, и т.п.
6. Характеризуя объективную сторону рассматриваемого правонарушения, необходимо иметь в виду, что законодатель устанавливает ответственность как за передачу, так и за попытку передачи упомянутых выше запрещенных предметов, веществ или продуктов питания. Возможно привлечение к ответственности лиц, которые направляют для передачи предметы в почтовых отправлениях с использованием различных ухищрений.
7. Передача или попытка передачи запрещенных предметов, изделий и веществ признается оконченным правонарушением в тот момент, когда совершены действия, прямо направленные на их доставку.
8. Субъектами подобного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста, — родственники или иные лица, прибывшие к осужденным, подозреваемым или обвиняемым на свидание; рабочие и служащие промышленных предприятий или контрагентских объектов, где работают осужденные.
9. Сотрудники уголовно-исполнительной системы за незаконную передачу запрещенных предметов несут ответственность по дисциплинарным уставам (см. Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. N 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы»).
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314, директор данной Службы вправе решать вопросы применения к работникам уголовно-исполнительной системы мер дисциплинарного взыскания.
10. В случае совершения рассматриваемого правонарушения вольнонаемными рабочими или служащими других организаций, работающими совместно с осужденными, администрация исправительного учреждения вправе запретить этим лицам доступ на производственные объекты, где работают осужденные.
11. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное данной статьей, может быть совершено только умышленно. Во многих случаях такого рода правонарушения совершаются с корыстной целью.
12. Изъятые запрещенные предметы, изделия или вещества, предназначенные для незаконной передачи, подлежат конфискации.
13. При обнаружении среди незаконно передаваемых осужденным, подозреваемым и обвиняемым и находящихся у них запрещенных предметов, изделий или веществ, которые могут быть использованы ими в преступных целях, администрация исправительного учреждения проводит в установленном порядке проверку и при наличии к тому законных оснований передает материалы проверки в органы следствия или дознания.
14. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1), а об административных правонарушениях, связанных с передачей предметов, изъятых из оборота, — должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4).
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и указанных выше органов и учреждений (ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3; п. 5 ч. 5 ст. 28.3).
Статья 18. Свидания с защитником, родственниками и иными лицами
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 299-ФЗ в статью 18 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 18. Свидания с защитником, родственниками и иными лицами
Подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Истребование у адвоката иных документов запрещается. Если в качестве защитника участвует иное лицо, то свидание с ним предоставляется по предъявлении соответствующего определения или постановления суда, а также документа, удостоверяющего его личность. Защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. На территорию места содержания под стражей защитник вправе проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов уголовного дела, компьютеры и пользоваться такими копировально-множительной техникой и фотоаппаратурой, компьютерами только в отсутствие подозреваемого, обвиняемого в отдельном помещении, определенном администрацией места содержания под стражей.
Свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать. В случае попытки передачи защитником подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.
Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.
Свидания с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно.
Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, предоставляются свидания с их представителями в Европейском Суде по правам человека и лицами, оказывающими им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека. Свидание не разрешается, если его проведение может повлечь за собой воспрепятствование производству по уголовному делу. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности и могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть, но не слышать их участников. Представителям подозреваемых и обвиняемых в Европейском Суде по правам человека и лицам, оказывающим им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека, запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. В случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с нотариусом в целях, указанных в пункте 3.1 части четвертой статьи 46 и пункте 9.1 части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Свидания предоставляются без ограничения их числа и продолжительности в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть участников свидания, но не слышать их. Свидания предоставляются по предъявлении нотариусом документов, подтверждающих его полномочия и удостоверяющих его личность. Нотариусу разрешается проносить на территорию места содержания под стражей только те предметы и документы, которые необходимы ему для удостоверения доверенности, в том числе технические средства (устройства), предназначенные для печати документов и снятия копий с документов.
См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона
Статья 19.12. Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания
Передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, —
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.
Комментарий к Ст. 19.12 КоАП РФ
1. Объектом посягательства рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления в исправительных учреждениях и местах содержания под стражей, а также здоровье осужденных, подозреваемых, обвиняемых.
УИК РФ и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты содержат перечень предметов, веществ или продуктов питания, хранение и использование которых осужденным, подозреваемым и обвиняемым запрещено.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в передаче или попытке передачи любым способом предметов, веществ или продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми.
Полный Перечень запрещенных предметов приведен в приложении к Приказу Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 N 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».
2. Субъектами подобного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.
С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное данной статьей, может быть совершено только умышленно. Во многих случаях такого рода правонарушения совершаются с корыстной целью.
Изъятые запрещенные предметы, изделия или вещества, предназначенные для незаконной передачи, подлежат конфискации.
Ответственность за передачу осужденным запрещенных предметов предлагается усилить
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.
Однако, как показывает практика, предусмотренные законодательством Российской Федерации санкции за указанное правонарушение не являются достаточно эффективными.
В связи с этим предлагается увеличить размеры санкций за совершение указанного административного правонарушения должностными лицами, защитниками, а также иными лицами, оказывающими юридическую помощь на законных основаниях. Законопроектом предусматривается, что подобные деяния будут влечь наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность противодействия передаче запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, что положительно скажется на криминогенной ситуации, будет способствовать повышению профилактики совершения подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными повторных преступлений и правонарушений.
ФПА РФ не поддержала законопроект о десятикратном увеличении штрафов в отношении адвокатов за передачу запрещенных предметов в колонии и СИЗО
Lisa S / Shutterstock.com |
Минюст России представил для общественного обсуждения законопроект 1 , предусматривающий существенное увеличение размеров санкций (в 10 раз) за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания. Для этого планируется внести изменения и дополнения в ст. 2.5 и 19.12 КоАП.
Основная цель поправок – противодействие поступлению запрещенных предметов в исправительные учреждения и СИЗО.
Так, за передачу или попытку передачи содержащимся под стражей лицам запрещенных предметов, веществ или продуктов питания для должностных лиц, защитников, а также иных лиц, оказывающих юридическую помощь на законных основаниях минимальный штраф возрастет с 3 тыс. до 30 тыс. руб., а максимальный – с 5 тыс. до 50 тыс. руб.
В пояснительной записке к законопроекту Минюст России уточняет, что он направлен в первую очередь на предотвращение передачи заключенным мобильных телефонов. И по мнению представителей министерства, принятие поправок будет способствовать снижению числа совершаемых подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными повторных преступлений и правонарушений.
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков отметил несовершенство практики применения сотрудниками ФСИН России содержащегося в законе понятия «попытка передачи», вследствие чего предлагаемые поправки могут привести к необоснованным штрафам.
Перечень запрещенных вещей и предметов
С графиком приема граждан руководством, образцами бланков и заявлений можно ознакомиться на странице
Перечень запрещенных предметов
1. Предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота.
2. Все виды оружия, боеприпасы.
3. Транспортные средства.
4. Взрывчатые, отравляющие, пожароопасные и радиоактивные вещества, зажигалки.
5. Деньги, ценные вещи.
6. Ценные бумаги, валюта зарубежных стран.
8. Наручные и карманные часы (в тюрьмах).
Видео (кликните для воспроизведения). |
9. Продукты питания, требующие тепловую обработку (кроме чая и кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки), продукты домашнего консервирования, дрожжи.
10. Все виды алкогольных напитков, пиво.
11. Духи, одеколон и иные изделия на спиртовой основе.
12. Наркотические средства, психотропные токсические и сильнодействующие вещества, их аналоги и без медицинских показаний лекарственные вещества, предметы медицинского назначения.
13. Электронно-вычислительные машины, пишущие машинки, множительные аппараты и др. оргтехника.
14. Ножи, опасные бритвы, лезвия для безопасных бритв.
15. Колюще-режущие предметы, конструктивно схожие с холодным оружием.
16. Топоры, молотки и другой инструмент.
17. Игральные карты.
18. Фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры, видео-, аудиотехника (кроме телевизионных приемников, радиоприемников), средства связи и комплектующие к ним, обеспечивающие работу.
19. Любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности).
20. Топографические карты, компасы, литература по топографии, единоборствам, служебному собаководству, устройству оружия.
21. Военная и другая форменная одежда, принадлежности к ней.
22. Одежда, головные уборы и обувь (за исключением тапочек, спортивных костюмов и спортивной обуви) неустановленных образцов.
23. Цветные карандаши, фломастеры, маркеры, чернила, тушь, шариковые и гелиевые стержни (за исключением синего и черного цветов), краски, копировальная бумага.
24. Порнографические материалы, предметы.
25. Электробытовые приборы (за исключением электробритв, бытовых электрокипятильников заводского исполнения).
26. Вещи и предметы, продукты питания, полученные либо приобретенные в не установленном УИК Российской Федерации и настоящими Правилами порядке.
1. Настоящий перечень распространяется на осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, за исключением пунктов 5, 9 (кроме дрожжей), 22, 25.
2. Осужденным, находящимся в помещениях камерного типа, ЕПКТ, в одиночных камерах колоний особого режима, а также переведенным на строгий режим в тюрьмах, не разрешается приобретение и хранение чая, кофе.
3. При переводе в другое учреждение осужденным разрешается брать с собой только личные вещи, продукты питания и предметы, приобретенные ими в установленном порядке.
4. Количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется начальником учреждения, исходя из местных условий и возможностей. Общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, включая находящиеся на складе, не может превышать 50 кг .
5. Телевизионные приемники и радиоприемники могут приобретаться только для коллективного пользования и устанавливаться в местах, определенных администрацией.
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Статья 19.12. Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания
Передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.
Об ответственности граждан за передачу запрещенных предметов осужденным
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (далее — ПВР ИУ), определен перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.
Законодателем к запрещенным предметам отнесены предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота, все виды оружия, боеприпасы, взрывчатые вещества, средства связи и комплектующие к ним, обеспечивающие работу, зажигалки, деньги, ценные вещи, наркотические средства, психотропные токсические и сильнодействующие вещества, их аналоги, все виды алкогольных напитков, пиво, духи, одеколон и иные изделия на спиртовой основе, ножи, опасные бритвы, лезвия для безопасных бритв, колюще-режущие предметы, конструктивно схожие с холодным оружием, электронные носители и накопители информации, средства мобильной связи и коммуникации либо комплектующие к ним, обеспечивающие их работу и другие предметы.
Полный перечень запрещенных предметов определен приложением № 1 к ПВР ИУ.
При прибытии в исправительное учреждение осужденные, а также их родственники, администрацией колоний в обязательном порядке предупреждаются об ответственности за пронос и передачу запрещенных предметов.
За передачу запрещенных предметов граждане могут быть привлечены к административной ответственности.
Так, в соответствии со ст. 19.12. КоАП РФ передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в исправительных учреждениях, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.
Передача предметов, веществ и т.п., запрещенных к свободному обороту на территории Российской Федерации, может повлечь уголовную ответственность.
Ответственность за передачу осужденным запрещенных предметов предлагается усилить
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.
Однако, как показывает практика, предусмотренные законодательством Российской Федерации санкции за указанное правонарушение не являются достаточно эффективными.
В связи с этим предлагается увеличить размеры санкций за совершение указанного административного правонарушения должностными лицами, защитниками, а также иными лицами, оказывающими юридическую помощь на законных основаниях. Законопроектом предусматривается, что подобные деяния будут влечь наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность противодействия передаче запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, что положительно скажется на криминогенной ситуации, будет способствовать повышению профилактики совершения подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными повторных преступлений и правонарушений.
Статья 19.12. Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания
СТ 19.12 КоАП РФ
Передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, —
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.
Комментарий к Ст. 19.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Согласно ст. 16 УИК РФ к учреждениям уголовно-исполнительной системы относятся: уголовно-исполнительная инспекция; исправительный центр; арестный дом; колония-поселение; воспитательная колония; лечебное исправительное учреждение; исправительная колония общего режима; исправительная колония строгого режима; исправительная колония особого режима; тюрьма; следственный изолятор.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:
— следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;
— изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
— изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания), и гауптвахты.
В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК РФ капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.
2. В соответствии со ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях представляет собой установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В исправительных учреждениях действуют правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ.
Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Приказом Минюста России от 03.11.2005 N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которыми установлен порядок получения осужденными посылок, передач, бандеролей и порядок их досмотра.
В приложении N 1 к данным Правилам установлен Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. В частности, к ним относятся:
— предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота;
— все виды оружия, боеприпасы;
— взрывчатые, отравляющие, пожароопасные и радиоактивные вещества, зажигалки;
— деньги, ценные вещи;
— ценные бумаги, валюта зарубежных стран;
— наручные и карманные часы (в тюрьмах);
— продукты питания, требующие тепловой обработки (кроме чая и кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки), продукты домашнего консервирования, дрожжи;
— все виды алкогольных напитков, пиво;
— духи, одеколон и иные изделия на спиртовой основе;
— наркотические средства, психотропные токсические и сильнодействующие вещества, их аналоги и без медицинских показаний лекарственные вещества, предметы медицинского назначения;
— электронно-вычислительные машины, пишущие машинки, множительные аппараты и другая оргтехника;
— ножи, опасные бритвы, лезвия для безопасных бритв;
— топоры, молотки и другой инструмент;
— фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры, видео-, аудиотехника (кроме телевизионных приемников, радиоприемников), средства связи и комплектующие к ним, обеспечивающие работу;
— любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности);
— топографические карты, компасы, литература по топографии, единоборствам, служебному собаководству, устройству оружия;
— военная и другая форменная одежда, принадлежности к ней;
— одежда, головные уборы и обувь (за исключением тапочек, спортивных костюмов и спортивной обуви) неустановленных образцов;
— цветные карандаши, фломастеры, маркеры, чернила, тушь, шариковые и гелиевые стержни (за исключением синего и черного цветов), краски, копировальная бумага;
— порнографические материалы, предметы;
— электробытовые приборы (за исключением электробритв, бытовых электрокипятильников заводского исполнения);
— вещи и предметы, продукты питания, полученные либо приобретенные в не установленном УИК РФ и названными Правилами порядке.
Кроме этого, в соответствии с Приказом Минюста России от 06.10.2006 N 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» установлен Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным разрешается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, в отношении всего остального установлен запрет.
Аналогичный перечень разрешенных и запрещенных вещей и предметов, продуктов питания установлен Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
3. В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, запрещаются к передаче подозреваемым и обвиняемым.
Сокрытие от досмотра или передача подозреваемым и обвиняемым запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания, а равно передача им любых предметов, веществ и продуктов питания вопреки установленным правилам влекут за собой ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством.
Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, согласно которым к запрещенным к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми относятся предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, а также не включенные в перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету.
4. Объектом данного правонарушения является установленный порядок в сфере деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторов или изоляторов временного содержания и иных мест содержания под стражей, а также обеспечение безопасности в указанных учреждениях и безопасности других граждан.
5. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий по передаче любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом. При этом ответственность наступает не только за оконченное действие — передачу запрещенных предметов, но и за попытку совершения противоправных действий (усеченный состав).
Способами совершения таких действий могут быть не только открытая или скрытая передача или попытка передачи во время свидания, проноса (провоза), переброски через ограждения на территорию учреждения, но и отправление посылок (бандеролей) по почте с использованием всевозможных ухищрений.
6. Субъектами правонарушения могут быть граждане и должностные лица.
Видео (кликните для воспроизведения). |
7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Источники
Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.
Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.
Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.- Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
- Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.