Содержание
- 1 Штрафы работодателю за иностранного работника в 2019 году: какие штрафы ждут работодателя за работу иностранных граждан без документов и за нелегальных работников без оформления
- 2 Предлагается ввести административную ответственность за ведение иностранцем трудовой деятельности без заключения договора (законопроект)
- 3 За трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства, при отсутствии трудового договора, последует штраф
- 4 Существует ли административная ответственность за работу без трудового договора?
- 5 Регистрация иностранных граждан с 1 июня 2019 года
- 6 Уведомление о заключении трудового договора с иностранцем
- 7 advocatus54.ru
- 8 Работа без трудового договора: ответственность работодателя
- 9 Административная ответственность юридических лиц за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (Дзьоник Д.В.)
Штрафы работодателю за иностранного работника в 2019 году: какие штрафы ждут работодателя за работу иностранных граждан без документов и за нелегальных работников без оформления
В современных реалиях экономики множество компаний и частных лиц в России прибегают к использованию труда иностранных работников для организации своей деятельности.
Однако привлечение иностранного труда, с точки зрения процесса оформления и дальнейшего ведения учета иностранных кадров, значительно отличается от правил оформления граждан РФ и регламентируется специальным трудовым и миграционным законодательством, нарушение которых приводит к штрафу за привлечение иностранной рабочей силы.
Наиболее распространенные случаи нарушения миграционного и трудового законодательств работодателем и штрафы работодателю за нелегалов и иностранцев мы подробно рассмотрим в нашей статье.
Будем надеяться, что эта информация позволит работодателям избежать штрафа за привлечение иностранцев к работе в организации.
Для более удобного перемещения по странице вы можете воспользоваться навигацией:
Самые частые штрафы работодателю за иностранца и размер суммы штрафов
Чаще всего работодателя мигранта штрафуют за:
- Отсутствие полного пакета документов;
- Нарушение трудового законодательства;
- Уклонение от оформления трудового договора;
- Нарушение государственных нормативных требований охраны труда;
- Непроведение или неправильное проведение оценки условий труда на рабочих местах;
- Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей;
- Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Нарушение предусмотренных законом правил миграционного учета влечет за собой административные штрафы и иные меры воздействия, как на работодателя, так и на рабочего-мигранта, при этом в роли работодателя может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
В данном материале мы постарались более подробно рассмотреть информацию именно о штрафах работодателю за мигранта в организации или при работе у частного лица, чтобы окончательно разобраться в вопросе правильного оформления трудовой деятельности иностранцев со стороны работодателя и ответить на вопрос, как не допустить штраф за иностранного рабочего в организации.
Наиболее распространенные нарушения, за которые работодатель может получить штраф за иностранного работника в 2019 году
Штрафы работодателю за нарушение миграционного законодательства
- Штраф за работу без патента или работника без разрешения на работу
В случае если иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность на территории работодателя без разрешительных документов (патент на работу / разрешение на работу), то его деятельность будет считаться нелегальной. В данном случае будет выписан штраф за наем иностранца без разрешения или патента.
- Штраф работодателю за иностранца с документами, у которых истек срок действия
Так как миграционное законодательство жестко регламентирует необходимость наличия полного пакета документов у мигранта на протяжении всего периода его работы, работодатель должен тщательно отслеживать сроки действия всех документов, чтобы не получить штраф за мигрантов, в случае если хотя бы один документ перестанет действовать.
Например, в случае если в организации работает иностранец, которого официально приняли на работу по всем правилам и с полным пакетом документов, но через несколько месяцев после начала его работы в компании у него кончилась регистрация, но он все еще продолжает работать в компании, работодатель получит штраф за нелегала в случае выявления сего факта при проверке инспекцией, так как работник даже без одного действующего документа уже не может легально осуществлять трудовую деятельность в РФ.
Другой пример: иностранный сотрудник, который работает у работодателя по патенту вовремя не оплатил налог НДФЛ по этому патенту, авансовый платеж просрочил на 3 дня, и его патент аннулировали.
Однако ни иностранца, ни работодателя о таких вещах не уведомляют. Соответственно иностранец может продолжать работать, думая, что патент все еще действует, и в случае проверки УФМС выпишет штрафы за нелегалов работодателю, в частности штраф за отсутствие патента на работу и привлечение нелегальной иностранной рабочей силы.
Поэтому очень важно следить за тем, чтобы работники-иностранцы, которые работают по патенту, вовремя оплачивали ежемесячные авансовые платежи по патентам, так как просрочка оплаты ведет к аннулированию документа.
Также необходимо внимательно проверять все остальные документы иностранного гражданина и постоянно отслеживать их сроки действия, так как при просрочке документов, вину косвенно возложат и на работодателя, и ему также начислят крупный штраф за иностранного работника.
- Штраф за работу не по профессии
В случае если иностранный гражданин работает не по профессии, которая указана в патенте / разрешении на работу, его трудовая деятельность также считается нелегальной, а значит работодатель также получает штраф за нелегальную работу мигранта.
Важно помнить, что патент выдают на конкретную специальность, и работодатель может допускать сотрудника исключительно к тем видам работ, которые прописаны в его патенте.
В противном случае инспекция имеет право выписать штраф работодателю за каждого иностранца, который работает не по профессии.
При этом размер штрафа за нелегалов для физических лиц в 2019 году – от 5 000 до 7 000 рублей. Размер штрафа за нелегалов для юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на период от 14 до 90 суток.
При этом на должностное лицо размер штрафа за нелегала составляет от 35 000 — 70 000 рублей.
- Штраф за привлечение мигрантов
В случае если работодатель не получив специального разрешения на привлечение иностранцев принял на работу иностранного гражданина, инспекция выписывает штрафы за привлечение и использование иностранной рабочей силы в размере от 35 000 до 70 000 рублей на должностное лицо, штраф за привлечение иностранной рабочей силы на юридическое лицо составит от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на срок от 14 до 90 суток.
Размер же штрафа за использование иностранной рабочей силы на физическое лицо составит от 5000 до 7000 рублей.
- Штраф работодателю за не уведомление
В случае если работодатель не уведомил или нарушил сроки уведомления ФМС о факте заключения трудового договора с иностранным гражданином или расторжении договора и увольнении иностранца с работы, то будет наложен штраф работодателю за мигранта в размере от 5000 до 7000 рублей на физ лицо, от 35 000 — 70 000 рублей на должностное лицо и штраф за неуведомление об увольнении или найме иностранного работника на юр лицо — от 400 000 до 1 000 000 рублей.
Штрафы работодателю за нарушение трудового законодательства
- Штраф за работу без оформления
В случае если работодатель берет мигранта на работу, но не оформляет его официально в штат компании и не заключает с ним трудовой договор, работник будет считаться нелегалом, а работодатель в случае выявления сего факта получит штраф за неоформленного иностранного работника.
Самого же нелегала ждет выдворение за пределы РФ и штраф в размере 5 000 рублей.
- Штраф за оформление трудового договора с нарушениями
В случае если работодатель при приеме на работу допустил ошибки в трудовом договоре с иностранным гражданином, например, указал неверную дату или данные сотрудника, то договор будет считаться недействительной, а трудовая деятельность мигранта – незаконной, то работодатель получит на мигранта штраф за работу без трудового договора и официального оформления иностранца на работу.
В обоих случаях трудовая инспекция выпишет штрафы работодателю за нарушение ТК РФ, так как работник официально не оформлен.
При этом размер штрафа за нарушение ТК для физических лиц – от 5000 до 10000 рублей, размер штрафа для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей, на должностное лицо размер штрафа за нарушение трудового законодательства работодателем составит от 10 000 до 20 000 рублей.
Штрафы работодателю за нарушение условий охраны труда
Как узнать, есть ли у работодателя штрафы за иностранных работников?
После проверки организации ФМС составляет акт, в котором фиксирует результаты ее проведения, он так и называется «Акт проверки».
Первая часть акта — вводная, в ней указывается время и дата проведения, реквизиты и адрес объекта. Вторая часть акта – основная, в ней описываются все нарушения, факты и доказательства, которые были выявлены при проверке.
Акт создают в двух экземплярах, один из которых передают в компанию, второй оставляют в материалах дела ФМС. Далее материалы дела передаются представителю компании под роспись.
Из него работодатель полностью узнает обо всех выявленных нарушениях и о том, какие штрафы уфмс наложила на юридическое лицо за нелегалов.
Если организация решит оспорить результат проверки ФМС и штрафы, то необходимо будет идти в суд именно с этим актом.
Если вам была полезна наша статья про штрафы за иностранных рабочих, пожалуйста, плюсаните материал:
Предлагается ввести административную ответственность за ведение иностранцем трудовой деятельности без заключения договора (законопроект)
МВД разработало законопроект, предусматривающий административное наказание для работодателей и иностранных работников за осуществление трудовой деятельности без заключения соответствующего договора. Проект поправок опубликован на федеральном портале проектов НПА.
В пояснительной записке к документу говорится, что поправки разработаны в целях осуществления контроля за соблюдением работодателями, заказчиками работ (услуг), иностранными гражданами и лицами без гражданства трудового законодательства России.
Так, осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности без заключения соответствующего трудового договора повлечет для такого лица наказание в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. Работодателей за незаключение трудового договора с такими лицами накажут серьёзнее – от 2000 до 5000 руб. для физлиц, от 25 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц и от 250 000 до 800 000 руб. с возможным административным приостановлением деятельности на 14–90 дней – для юридических лиц.
Помимо этого к аналогичной административной ответственности будут привлекаться работодатели, которые принимают на работу иностранцев, не заявивших работу как цель въезда в Российскую Федерацию, например, указавших в целях своего визита в миграционной карточке «туризм». Исключения в данном случае предусмотрены для определенной группы иностранных граждан, которые, при отличных от рабочих целях визита, все же имеют право на её осуществление, например, в соответствии с международным договором РФ.
За трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства, при отсутствии трудового договора, последует штраф
МВД внесло предложение о введении новых санкций за трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства, при отсутствии трудового или гражданско-правового договора
С 29 августа 2017 года идет публичное обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 18.10, 18.15, 23 1 и 23 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Данный законопроект разработан в рамках реализации пункта 3.6 протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу о мерах по совершенствованию государственной миграционной политики в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, который направлен на усовершенствование законодательства в сфере контроля за выполнением гражданами государств-членов Евразийского экономического союза и их работодателями положений Договора о Евразийском экономическом союзе в части, касающейся осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Договор содержит положения, согласно которых государство может привлекать работников другого государства-члена без необходимого на то разрешения для осуществления трудовой деятельности, поэтому осуществление контроля за трудовой деятельностью таких работников затрудняется.
Достаточно сложно осуществлять контрольные функции и за соблюдением цели въезда иностранных граждан или лиц без гражданства, так как им не требуется на то разрешение или патент.
По правилам пункта 5 статьи 96 Договора, а также статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства должно осуществляться на основании трудового или гражданско-правового договора, однако ответственность за их отсутствие предусматривается в части только трудового, но не миграционного законодательства.
Для решения неопределенности при осуществлении контрольных мероприятий относительно иностранных работников, для которых не требуется разрешение на осуществление трудовой деятельности, законопроектом предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации нормами, которые будут устанавливать ответственность за отсутствие у иностранного работника, лица без гражданства, или работодателя, принявшего такого работника, трудового или гражданско-правового договора, а также в случаях, если у работника в миграционной карточке отсутствует запись «работа» в целевом назначении прибытия в страну, за исключением лиц, прибывших по иной причине, но имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами право на осуществление трудовой деятельности.
Предложенные дополнения предусматривают ответственность за осуществление иностранными гражданами или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без заключения трудового или гражданско-правового договора с работодателем в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. Кроме того, трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, при отсутствии заключенного трудового или гражданско-правового договора, повлечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяносто суток.
В случаях, когда работодатель привлекает к трудовой деятельности иностранного гражданина или лицо без гражданства, не заявивших в качестве цели пребывания «работу» на территории Российской Федерации, за исключением отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, ответственность так же устанавливается в виде административного штрафа:
- на граждан — от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
На данный момент ответственности за подобное в миграционном законодательстве нет и работодателя можно лишь оштрафовать за уклонение от заключения трудового договора, а сумма штрафа для юридических лиц составляет от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Помощник адвоката Коллегии «Терновцов и партнеры»
Екатерина Гладких
Существует ли административная ответственность за работу без трудового договора?
Подскажите, пожалуйста, существует ли административная ответственность для физических лиц — работников за работу без заключения договора?
И где можно прочитать определение трудовой деятельности как таковой? Т.е. с какого момента человек считается работающим в той или иной компании? Спасибо
Ответы юристов ( 4 )
Иван, Здравствуйте все вопросы о трудовой деятельности изложены в Трудовом кодексе РФ, а именно ст.15 и 16, ответственность за работу без оформления отношений налагается на работодателя
А в случае, если работник — иностранный гражданин страны-члена ТС, он несет какую-либо ответственность за работу на предприятии без заключения договора?
Иностранный работник должен иметь разрешение на работу, если его нет, то несет ответственность, а за отсутствие договора нет, так как работодатель обязан оформлять трудовые отношения в соответствии с действующим законодательством
Работники из стран ТС разрешения на работу не оформляют. Т.е. по факту они отличаются от граждан РФ только наличием временной регистрации. Разве нет?
Извиняюсь, быстро прочитала и не акцентировала внимание на ТС. Вы правы. Вот выдержки из закона.
Соглашение «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей».
Для граждан ТС разрешительных доков для трудовой деятельности не требуется, миграучет и трудовой договор.
В случае отсутствия этого, то адм.ответственность имеется.
Видео (кликните для воспроизведения). |
КоАП РФ, Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
Штраф если ЮЛ от 250 000 — 800 000 руб. за КАЖДОГО!
Насчет когда считается работающим без договора. Ответ есть ст. 16 ТК РФ.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Регистрация иностранных граждан с 1 июня 2019 года
Нужно ли временную регистрацию иностранным гражданам в российской федерации спб украинцам 2019
продлевать миграционную карту при этом не требуется. достаточно проставить отметку в отделе мвд по вопросам миграции о том, что срок временного пребывания продлен. об этом сказано в п.9 постановление правительства рф от 16.08.2004 n 413 есть вопрос к юристу?
Регистрация иностранных граждан по месту пребывания в 2019 году
Правила регистрации иностранцев регламентируются федеральным законодательством, постановлениями Правительства и подзаконными актами. Следует учитывать правила учёта гражданину прибывшей страны конкретно по отношению к своей стране, а не ориентироваться на общий порядок. Уточнить период, отведенный на регистрацию, можно в отделе миграционной службы, либо по телефону ГУВМ МВД РФ.
Миграционный учет иностранцев нужно оформлять за сутки
Срок постановки на миграционный учет и регистрацию должен оформляться принимающей стороной в течение одних суток. Обратите внимание – сутки. Если обычный порядок предусматривает постановку на учет в течение семи рабочих дней, то в период усиления мер безопасности, принимающей стороне даются сутки на оформление миграционного учета . Т.е. если Ваш работник иностранный гражданин прибыл в Санкт-Петербург в пятницу вечером, сотрудники отдела кадров в субботу будут вынуждены выйти на работу, собрать документы, подготовить уведомление и постараться успеть в почтовое отделение, которые по выходным не всегда работают.
Новый закон для мигрантов с 2019 года
- Законопроект № 286371-7 был внесен на рассмотрение 16.10.2019. Депутаты предлагают внести поправки в понятие «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении», убрав из него слово «жилой». Тем самым ответственность по ст. 322.3 УК РФ будет наступать и за регистрацию в жилых помещениях. Таким образом, законодатели ведут борьбу с фактами регистрации десятков, а иногда и сотен иностранцев по адресам офисов.
- Второй проект освещался здесь: Предлагается ввести административную ответственность за ведение иностранцем трудовой деятельности без заключения договора (законопроект).
Новые правила регистрации иностранных граждан по месту пребывания с 1 июня
Миграционный учет граждан Армении в 2019 году Миграционный учет для граждан Армении в 2019 году должен осуществляться по правилам миграционного учета граждан из стран ЕАЭС. Другими словами постановка на миграционный учет граждан Армении в Российской Федерации осуществляется в течение 30 дней с момента прибытия в РФ.
Новые законы по миграции для иностранных граждан с 1 июля 2019
Минимальная стоимость патента – 2 023 рубля – установлена в Кабардино-Балкарской республике, в Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), в Чечне, а также в Ивановской, Саратовской областях и в Чукотском автономном округе. На РВП снижена квота В ноябре 2019-го Россия сократила квоту на временное проживание иностранцам и лицам без гражданства.
Регистрация иностранных граждан с 1 июня 2019 года
б) территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации регистрируют граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в день обращения при представлении заявления и документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и выдают им документы о регистрации по месту пребывания или по месту жительства;
Ограничения для иностранных граждан на время проведения Кубка конфедераций в 2019 г
Так, Проект Указа Президента предусматривает, что в период с 1 июня по 12 июля 2019 г. на территории городов Сочи, Москва, Санкт-Петербург, Казань, а также с 25 мая по 25 июля 2019 г. в городах Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Волгоград, Сочи, Казань, Калининград, Ростов-на-Дону, Самара, Саранск, Нижний Новгород:
Кубок конфедераций FIFA-2019
Постановка на миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации или временная регистрация иностранцев, как ее многие называют, это обязательная процедура для каждого иностранного гражданина, пребывающего на территорию России вне зависимости от того, прибыл ли он в визовом или безвизовом порядке. То есть каждый иностранец, въехавший в Россию, в обязательном порядке должен встать на миграционный учет в миграционной службе Главного управления по делам миграции МВД РФ для легального пребывания на территории России.
Как осуществляется миграционный учет в РФ
Важно: в связи с проведением Чемпионата мира по футболу 2019 в период с 1 июня по 12 июля 2019 года в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Казань, а также с 25 мая по 25 июля на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Сочи, Ростова-на-Дону, Волгограда, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Саранска и Самары регистрация по месту пребывания или временного проживания будут осуществлять в течение 24 часов с момента прибытия иностранного гражданина и только через МВД.
Уведомление о заключении трудового договора с иностранцем
Общие положения об уведомлении госорганов о заключении трудового договора с иностранным гражданином
Основным нормативным правовым актом по вопросам подачи уведомлений о заключении договора с иностранным гражданином в настоящее время является приказ МВД РФ «О формах и порядке уведомления МВД РФ…» от 10.01.2018 № 11 (далее — приказ № 11).
Приказ № 11 принят во исполнение положений законодательства об уведомлении о заключении трудового договора с иностранными гражданами, в частности закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее — закон № 115-ФЗ).
Данный вид уведомлений — не единственный вид отчетности. Так, если привлекается высококвалифицированный специалист, то раз в 3 месяца компания, привлекающая его к работе, должна отчитываться о том, что ему выплачивается заработная плата (п. 13 ст. 13.2 закона № 115-ФЗ). Сам иностранец может заявить о себе как о специалисте с высокой квалификацией для включения в соответствующую базу в порядке п. 20 ст. 13.2 закона № 115-ФЗ.
Особенности заполнения уведомлений
Далее остановимся подробнее на 2 видах уведомлений:
- Уведомление, направляемое компанией, содействующей приему на работу иностранцев (прил. 3 к приказу № 11).
- Уведомление о заключении трудового контракта или договора гражданско-правового характера с иностранцем, предоставляемое компанией, заключившей такое соглашение (прил. 13 к приказу № 11).
Первый из указанных видов уведомлений заполняется с учетом следующего:
- язык заполнения формы — русский (п. 3 прил. 4 к приказу № 11);
- форма заполняется разборчиво, возможно заполнение как от руки, так и с использованием компьютера (п. 3 прил. 4 к приказу № 11);
- исправлять текст нельзя (п. 3 прил. 4 к приказу № 11);
- оставление незаполненных граф не допускается (п. 4 прил. 4 к приказу № 11).
Аналогичные правила действуют для оформления второго вида уведомления (пп. 3, 5 прил. 15 к приказу № 11).
ВАЖНО! Дополнительно для формы, установленной приложением 13 к приказу № 11, предусмотрено, что:
- нельзя сокращать слова (п. 3 прил. 15 к приказу № 11);
- форма заполняется по каждому сотруднику-иностранцу (п. 4 прил. 15 к приказу № 11).
Рассматривая административные дела о законности пребывания иностранцев в РФ, суды не принимают довод о том, что законодательство не предусматривает обязанности уведомлять госорганы о заключении допсоглашений к трудовым контрактам работников о продлении таких документов (постановление Пермского крайсуда от 19.09.2017 по делу № 44а-1248/2017).
Нюансы подачи уведомлений
Компания — посредник в трудоустройстве иностранцев в РФ подает уведомление с учетом следующих правил:
- организация должна уведомить региональные органы МВД в течение 3 дней после приема на работу иностранца (п. 2 прил. 4 к приказу № 11);
- помимо непосредственного представления уведомления в МВД, оно может быть направлено по почте заказным письмом с уведомлением и описью (п. 5 прил. 4 к приказу № 11);
- уведомление подлежит регистрации при получении с указанием номера регистрации (п. 6 прил. 4 к приказу № 11).
Согласно п. 6 приложения 15 к приказу № 11 уведомление, которое подается работодателем иностранца, помимо указанных выше форм подачи, предусмотренных для компании-посредника, может быть подано в электронном виде, в т. ч. через портал госуслуг.
О других особенностях правового регулирования отношений, связанных с мигрантами, а также об оформлении приема на работу, привлечения для оказания услуг иностранных граждан читайте в наших статьях по ссылкам:
Итак, в течение 3 дней после того, как иностранец заключил в РФ трудовое соглашение или договор гражданско-правового характера, его непосредственный работодатель (сторона по гражданско-правовому договору), а также компания, занимающаяся вопросами содействия трудоустройству, обязаны уведомить об этом региональные органы МВД по формам, утвержденным приказом № 11. Приказом также определены иные случаи уведомлений.
advocatus54.ru
Проект закона, который внесет в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП) соответствующие изменения, был подготовлен депутатом от «Единой России» Разиет Натхо. Согласно поправкам, для физических лиц, которые используют нелегальную рабочую силу, предусмотрена повышенная ответственность. ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Стоимость патента для мигрантов подняли до 4000 рублей Этот вид правонарушения теперь будет облагаться увеличенными в 3 раза административными штрафами. Законодатели считают, что предусмотренные нынешними нормами размеры штрафов не оказывают должного действия на граждан: очень часто они предпочитают привлекать нелегальных иностранцев и даже платить за них штраф, нежели отдать это рабочее место россиянину.
Ответственность за незаконное трудоустройство иностранца
При этом неоднократным будет считаться допуск к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранца или лица без гражданства, если нарушитель ранее привлекался к административной ответственности за аналогичное деяние в течение 180 дней. Напомним, что сейчас меры уголовной ответственности предусмотрены за организацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ (ч.
Правонарушения в сфере миграции
КоАП РФ, арендодателю, прежде чем сдавать помещения в аренду лицам, у которых трудятся работники-иностранцы, необходимо проверить наличие у арендатора всех разрешительных документов. Правительство РФ ежегодно устанавливает предельно допустимые доли иностранных работников, задействованных работодателями в различных сферах экономики.
Ограничения на привлечение иностранных работников вводятся по видам деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.01 № 454-ст. Так, в 2013 г. запрещено использовать труд иностранцев (п.
Штрафы за нарушение миграционного учета иностранных граждан
Здесь сумма от 5 до 7 тыс. руб. Санкции возрастают, если нарушитель пойман за год второй или последующий раз — штраф:
- 5-7 тыс. RUB в российских регионах;
- 7-10 тыс. RUB в Москве и северной столице.
Согласно административному законодательству выдворить непрописанных граждан могут даже при первом нарушении, однако обычно эта мера используется при систематическом несоблюдении правил миграционного учета.
Ответственность за использование труда нелегальных рабочих будет ужесточена
Административное право (библиотека) ¦ ¦ Правонарушения в сфере миграции (Главная) ¦ Ответственность за незаконное осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации и незаконное привлечение иностранной рабочей силы Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (ст. 18.10 КоАП РФ). Одним из прав, которым пользуются иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации наравне с гражданами России, является право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законодателем.
- на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей;
- на должностных лиц — от 45000 до 50000 рублей;
- на юридических лиц — от 800000 до 1000000 рублей
либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ) 2. Несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности —
- влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Штраф за просроченную регистрацию иностранного гражданина — самое распространенное наказание для людей, находящихся незаконно на территории нашей страны. Но это не единственная проблема, возникающая как у мигрантов, так и у лиц, принимающих зарубежных гостей. Ответственность иностранных граждан за нарушения правил регистрации Наказание лицам, прибывшим из-за рубежа и нарушившим правила проживания и миграционного учета на российской территории установлена ст. 18.8 КоАП РФ. Штраф за отсутствие прописки или просроченную регистрацию установлен в размере 2-5 тыс.
RUB. Такая же сумма взыскивается, если иностранец не может предъявить документы, подтверждающие право проживания или нахождения в населенном пункте, а также если при проверке регистрация будет признана фиктивной. Кроме штрафных санкций возможна депортация нарушителей.
Взыскания выше в Москве и Санкт-Петербурге.
Уголовная ответственность за привлечение труд иностранных граждан
Такое же наказание предусмотрено для владельцев строящихся объектов, которые разместили на территории стройки нелегальных трудовых мигрантов или не препятствуют этому. Предусмотрено, что в случае незаконного привлечения к строительству объекта двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность наступит в отношении каждого виновного лица.
Такие последствия возникнут независимо от того, заключен трудовой договор с гражданином другого государства или гражданско-правовой. Предлагается также уточнить правила привлечения к ответственности, если одного и того же трудового мигранта одновременно задействуют на стройке два или более ИП, юридических лица или их филиала или представительства либо два или более должностных лица.
- по ч. 1 — действия (бездействие) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина;
- по ч. 2 — действия работодателя, направленные на фактическое использование иностранных работников без получения указанного разрешения на их привлечение;
- по ч. 3 — бездействие работодателя, т.е.
Работа без трудового договора: ответственность работодателя
Трудовые отношения работника и работодателя предполагают наличие между ними заключенного договора об этом. Однако нередки случаи, когда работа осуществляется без трудового договора. В каких из них работодатель может понести за это ответственность?
Трудовой или гражданско-правовой
Трудовой договор является основанием возникновения трудовых отношений.
Статья 56 Трудового кодекса РФ определяет его как соглашение между сторонами, в котором они обязуются:
- работодатель — предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, условия труда в соответствии с законодательством, локальными нормативными актами, а также вовремя и полностью выплачивать ему зарплату;
- работник — исполнять трудовую функцию лично, соблюдая при этом требования правил внутреннего трудового распорядка работодателя.
Обязан ли работодатель заключать письменный трудовой договор с работником? Закон однозначно отвечает положительно.
Говорить о законности заключения договора ГПХ можно только в том случае, если он не прикрывает собой трудовые отношения; целью гражданско-правового договора является его конкретный результат, а оплата по договору производится по достижении этого результата. В этом случае отсутствие трудового договора правомерно.
Но если между организацией-заказчиком и гражданином-исполнителем (так именуются в большинстве случаев стороны такого договора ГПХ) сложились такие отношения, когда первый требует от второго соблюдать правила трудового распорядка и установленный в организации режим работы, трудиться по обусловленной должности (профессии) и платит ему за это заработную плату, налицо фактические трудовые отношения, прикрытые договором ГПХ.
А это прямо запрещено ч. 2 ст. 15 ТК РФ и наказуемо по Кодексу РФ об административных правонарушениях.
Фактический допуск к работе, а трудовой договор – позже
Возможны ситуации, когда работодатель не заключил трудовой договор с работником (не оформил его), но трудовые отношения сложились на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя либо лицом, уполномоченным им на такие действия.
В этом случае работодатель может понести административную ответственность за ненадлежащее или несвоевременное оформление трудового договора.
Неоформленные работники
Работа без оформления трудового договора также влечет административную ответственность работодателя.
Незаключение с работником трудового договора с целью уклонения от выполнения обязанностей работодателя по трудовому законодательству является грубейшим нарушением, несущим наихудшие последствия работнику.
Последний совершенно беззащитен перед таким работодателем-мошенником: ему не гарантируются ни оплата труда, ни соблюдение требований охраны труда, ни отчисления страховых взносов и пр.
Часто неоформление трудовых отношений сопровождается другими серьезными нарушениями работодателем законодательства (налогового и пр.).
КоАП РФ об ответственности работодателя за отсутствие трудового договора с работником
КоАП РФ отдельно выделяет в п. 4 ст. 5.27 нарушения, связанные с отсутствием трудового договора с работником:
- уклонение от оформления;
- ненадлежащее оформление трудового договора;
- заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
За отсутствие трудового договора с работником на работодателя, впервые совершившего этот проступок, налагается административный штраф, размеры которого варьируются.
Если же нарушение совершено повторно, то наказание более строгое — вплоть до дисквалификации руководителя организации (п. 5 ст. 5.27 КоАП РФ ).
Административная ответственность юридических лиц за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (Дзьоник Д.В.)
Дата размещения статьи: 25.01.2018
Указанную позицию разделяет в своей работе И.В. Куртяк . Таким образом, административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства включает: административную правоспособность — возможность обладать определенными правами и обязанностями; административную дееспособность — способность своими действиями приобретать, изменять и отчуждать свои права; совокупность прав и обязанностей; ответственность; гарантии реализации прав и обязанностей.
———————————
Куртяк И.В. Административно-правовые аспекты объектов нормотворческих отношений должностных лиц МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. N 4 (28 — 2). С. 232 — 238.
Полномочия по применению статьи 18.15 КоАП РФ есть как у подразделений МВД, так и у органов прокуратуры. Очевидно, что работодателями могут быть как физические лица, так и должностные и юридические лица. Учитывая, что наиболее серьезные санкции предусмотрены за правонарушения, совершенные юридическим лицами, привлечение юридических лиц вызывает наибольшие сложности, в качестве примера мы будем рассматривать работу именно с юридическим лицами.
———————————
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017).
Для иностранного гражданина на сегодняшний день алгоритм действий, направленных на законность пребывания и осуществления трудовой деятельности, заключается в том, что он при въезде в Россию четко в миграционной карте заявляет цель въезда (работа), имеет уже при пересечении границы страховой полис . В течение 7 рабочих дней его принимающая сторона осуществляет постановку на миграционный учет по адресу временного пребывания .
———————————
См.: п. 5 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 19 августа 1996 г. N 34. Ст. 4029.
См.: ст. 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 31.12.2014) (Там же).
Этапом законного осуществления трудовой деятельности для трудового мигранта является получение в установленном законом порядке патента (разрешения на работу с 01.01.2015 остаются для иностранных граждан с визовым режимом, но уже выданные продолжают действовать), выдаваемого для работы в интересах как физических, так и юридических лиц, имеющего четкую привязку к субъекту, на территории которого он действует. Подача документов для оформления патента осуществляется в течение 30 дней с момента пересечения границы, в случае нарушения сроков подачи образуется состав правонарушения, предусмотренный ст. 18.20 КоАП РФ .
———————————
См. изменения в п. 2 ст. 13.3 ФЗ N 115, внесенные Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ситуация типична для большинства иностранных граждан, прибывающих в РФ (граждане Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Азербайджана), но следует понимать, что речь идет об иностранных гражданах, прибывших из стран с безвизовым с Россией режимом.
Также следует отметить, что отсутствие необходимости иметь патент (разрешение на работу) для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии, а с 02.01.2015 для граждан Армении и для граждан Украины, получивших статус временного убежища, придает им особый статус, зачастую требующий отдельного, детального рассмотрения. В представленной работе рассматривается наиболее типичная ситуация, характерная для практики .
———————————
Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. N 1338 «О внесении на ратификацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Армения и граждан Республики Армения на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.12.2014. N 50. Ст. 7129.
Дзьоник Д.В. Административная ответственность юридических лиц за правонарушения, предусмотренные ч. 3 (4) ст. 18.15 КоАП РФ // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. N 3(67). С. 32.
Источники
Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.
Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.- Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
- Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.