Содержание
- 1 В КоАП вносятся поправки о взятках, конфликтующие с УК
- 2 Статья 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
- 3 Последствия дачи взятки для Вашей фирмы или как избежать административной ответственности юридического лица по ст. 19.28 КоАП в виде крупного многомилионного штрафа.
- 4 Законодательные новеллы в сфере регулирования ответственности за коммерческий подкуп (Гладких В.И., Сухаренко А.Н.)
- 5 Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки
- 6 Все об административной ответственности за … «взятку»!
- 7 Взятка как административное правонарушение
- 8 Наказание за взятку (наказание за получение взятки)
- 9 Предложение или обещание незаконного вознаграждения в интересах юридического лица (статья 19.28 КоАП РФ) (Багаутдинов Ф.Н.)
- 10 Уголовная ответственность за коммерческий подкуп и отличия от взятки
В КоАП вносятся поправки о взятках, конфликтующие с УК
Сейчас в ст. 19.28 КоАП определены меры ответственности за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юрлица должностному лицу ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юрлица действия или бездействия, связанного с занимаемым им служебным положением. Законопроектом предлагается предусмотреть привлечение к ответственности юрлицо за такие же действия, совершенные в интересах связанной с ним организации. Санкции, предусмотренные ст. 19.28, – штраф в размере до трехкратной суммы взятки, но не менее 1 млн руб.
К правительственному документу возник ряд серьезных претензий у профильного комитета ГД по законодательству. Как отмечают депутаты, аналогичные положения есть в ст. 291 Уголовного кодекса РФ, по которой к ответственности может быть привлечен не только непосредственно взяткодатель, но и лицо, по поручению которого взятка передавалась. Подобную норму предлагается закрепить и в Административном кодексе. Между тем, как отмечает думский комитет, лицо, по поручению которого передается взятка, может быть привлечено к уголовной ответственности, в частности, как соучастник. Однако в административном законодательстве институт соучастия отсутствует, что означает невозможность привлечения к административной ответственности лица, по поручению которого передаются определенные блага. Таким образом, по мнению комитета, расширение законопроектом перечня субъектов ответственности путем добавления в него лица, по поручению которого передается взятка, не в полной мере отвечает идее гармонизации положений уголовного и административного законодательств.
Также думский комитет обратил внимание на то, что в законодательстве РФ отсутствует определение юрлица, связанного с другим юрлицом. Эти моменты, как считают члены комитета ГД, потребуют дополнительного обсуждения при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Статья 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ статья 19.28 настоящего Кодекса изложена в новой редакции
Статья 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
См. комментарии к статье 19.28 КоАП РФ
См. Методические рекомендации об организации взаимодействия контрольно-надзорных органов, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и органов следствия с органами прокуратуры при выявлении признаков правонарушений, предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ, и при расследовании дел об административных правонарушениях указанной категории
Информация об изменениях:
Часть 1 изменена с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 570-ФЗ
1. Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением, —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
влекут наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
1. В настоящей статье под должностным лицом понимаются лица, указанные в примечаниях 1-3 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.
2. В настоящей статье под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, понимается лицо, указанное в примечании 1 к статье 201 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3. В настоящей статье под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
4. В настоящей статье крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие один миллион рублей, особо крупным размером — превышающие двадцать миллионов рублей.
Информация об изменениях:
Статья 19.28 дополнена примечанием 5 с 14 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 298-ФЗ
5. Юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Информация об изменениях:
Статья 19.28 дополнена примечанием 6 с 14 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 298-ФЗ
6. Положение, предусмотренное примечанием 5 к настоящей статье, не распространяется на административные правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.
Последствия дачи взятки для Вашей фирмы или как избежать административной ответственности юридического лица по ст. 19.28 КоАП в виде крупного многомилионного штрафа.
Последствия дачи взятки для Вашей фирмы или как избежать административной ответственности юридического лица по ст. 19.28 КоАП в виде крупного многомилионного штрафа.
Руководитель или представитель Вашей компании привлекается к уголовной ответственности за дачу взятки (ст.291 УК РФ) или коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ)?
Помимо личной, персональной уголовной ответственности сотрудников и руководителей компании, в целях борьбы с коррупцией, с 2009 года правоохранительные органы стали дополнительно привлекать к административной ответственности и юридические лица.
Это может повлечь серьезные проблемы, в том числе банкротство Вашего бизнеса из-за многомиллионных штрафов по ст.19.28 Кодекса об административных правонарушениях «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».
В соответствии с данной статьей последствие дачи взятки будет в виде штрафа, который может начинаться от 1 000 000 рублей (за взятку в размере до 1 000 000 рублей или, даже, например, в виде бутылки вина), и превышать 20 000 000 рублей, и даже 100 000 000 рублей (в случае взятки в крупном или в особо крупном размерах). Ситуация осложняется еще и тем, что в соответствие с законом, даже судья не вправе заменить такой штраф – предупреждением.
Правоохранительные органы должны привлекать юридические лица к ответственности по ст.19.28 КоАП только после вступления в силу приговора за взятку и коммерческий подкуп по ст.ст.291 и 204 Уголовного Кодекса РФ, если же они поспешили, то их действия и решение необходимо обжаловать и добиться отмены.
Соответственно, чтобы избежать многомиллионного штрафа Вам важно найти доказательства и грамотно отстаивать в суде позицию, что взятка передавалась исключительно в личных интересах руководителя или представителя компании. Например, чтобы избежать персональной уголовной ответственности генерального директора, а не компании в целом.
По таким административным делам желательно запросить копию вступившего в силу приговора и другие материалы уголовного дела, которые могут помочь в защите и оправдании, что уже случалось в успешной практике автора.
Даже если избежать ответственности невозможно — есть правовые пути и аргументы для снижения размера штрафа ниже 1 000 000 рублей. Ведь особенно обидно платить миллионный штраф за бутылку вина или маленькую пятитысячную взятку какому-либо государственному инспектору. Уголовный штраф по ч.1 ст.291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» при хорошей работе адвоката может составить всего 30 000 – 50 000 рублей. А последствия для Вашей фирмы — юридического лица, серьезные: грозит административный штраф по ст.19.28 КоАП в размере не менее 1 000 000 рублей – явно несоразмерно нарушению.
В этом случае нужно обратиться к ч.3 ст.3.5 КоАП «Административный штраф», которая гласит, что в случае, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса размер штрафа не может превышать стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица. Соответственно при сумме взятки 5 000 рублей – сумма административного штрафа не должна превышать 500 000 рублей, а это уже неплохая экономия в размере не менее полумиллиона рублей. Об этом положении закона не все знают, иногда упускают из вида и теряют значительные денежные суммы.
Кроме того, для снижения размера штрафа можно ссылаться на постановление Конституционного суда РФ от 25.02.2014 г. №4-П, конкретно на: предшествующее правомерное поведение юридического лица; своевременную уплату им налогов и сборов; высокую значимость деятельности юридического лица в области социального обслуживания; чрезмерную обременительность выплаты назначенного штрафа и риск банкротства для предпринимателей малого и среднего бизнеса; потерю работы значительным числом граждан. К примеру штраф был снижен с 1 млн до 100 тыс. руб. (решение Кущевского районного суда Краснодарского края от 06.05.2014 по делу № 12-8/2014) и с 1 млн до 300 тыс. руб. (решение Ленинского районного суда г. Кирова от 06.08.2014 по делу № 12-649/2014).
Содействие правоохранительным органам представителей юридического лица в качестве основания для снижения размера назначенного наказания по ст. 19.28 КоАП РФ отсутствует.
В крайнем случае, особенно если грозит штраф до 100 000 000 рублей, возможно еще во время следствия по коррупционному уголовному делу провести процедуру превентивного банкротства, чтобы избежать последующей значительной материальной ответственности юридического лица по административному делу по ст.19.28 КоАП РФ.
Если Вы хотите узнать больше о последствиях дачи взятки, сохранить нервы, время, денежные средства и получить юридические услуги высшего качества по защите от необоснованных обвинений обращайтесь к адвокату Леонтьеву.
Если у Вас есть вопросы и комментарии пишите – буду рад ответить.
Законодательные новеллы в сфере регулирования ответственности за коммерческий подкуп (Гладких В.И., Сухаренко А.Н.)
Дата размещения статьи: 04.04.2017
В соответствии с п. 43 Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683, коррупция отнесена к числу основных угроз государственной и общественной безопасности. В целях искоренения причин и условий, ее порождающих, реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной сфере (п. 46 Стратегии) .
———————————
Рос. газета. 2015. 31 декабря.
Как показывает практика, значительная часть коррупционных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности совершается в интересах юридических лиц. Наиболее часто выявляются правонарушения, связанные с передачей денежных средств за освобождение от административной ответственности, обеспечение победы по итогам участия в конкурсных процедурах (в том числе при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), оказание преференций в ходе осуществления разрешительных и контрольных процедур.
Согласно исследованию аудиторской компании «Ernst & Young» о деловой коррупции в 62 странах мира, 34% из 50 опрошенных российских компаний с годовым оборотом около 1 млрд долларов назвали взятки распространенным явлением в своей отрасли. Наряду с этим 12% готовы прибегать к неэтичным действиям для преодоления кризиса, а 26% оправдывают их, если они совершаются для достижения намеченных финансовых показателей .
———————————
EY (2016) 14th Global Fraud Survey. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-corporate-misconduct-individual-consequences/%24FILE/EY-corporate-misconduct-individual-consequences.pdf.
Статистический анализ демонстрирует прирост регистрации фактов коммерческого подкупа. По данным ГИАЦ МВД России, в прошлом году на территории страны было выявлено 1 802 преступления по ст. 204 УК РФ, что на 14,8% превышает показатель 2014 г. За указанный период по данной статье было осуждено 460 человек (2014 г. — 409), из них 57 совершили преступление в группе (54) .
———————————
Состояние преступности в России за 2015 год. М., 2016; Состояние судимости в России за 2015 год. М., 2016.
Федеральный закон от 03.07.2016 N 324-ФЗ , вступивший в силу с 15 июля, направлен на совершенствование мер уголовной ответственности за коррупционные преступления, в том числе коммерческий подкуп.
———————————
Рос. газ. 2016. 8 июля.
Статья 204.1 УК РФ «Посредничество в коммерческом подкупе»
Мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ)
Согласно примечанию к статье лицо, совершившее передачу предмета мелкого коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о передаче предмета подкупа.
Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки
Принят закон от 27.12.2018 № 570-ФЗ, которым вносится изменение в ст. 19.28 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). До принятия закона № 570-ФЗ ст. 19.28 КоАП РФ была установлена административная ответственность юрлиц за незаконную передачу, предложение или обещание денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав должностным лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за совершение действий (бездействие) в интересах исключительно данного юрлица.
Новой редакцией ст. 19.28 КоАП РФ установлена возможность привлечения юрлиц к административной ответственности и в том случае, когда указанное правонарушение совершается в интересах не только данного юрлица, но и связанных с ним юрлиц, например его аффилированных лиц или дочерних обществ.
Закон от 27.12.2018 № 570-ФЗ вступил в силу 08.01.2019.
Все об административной ответственности за … «взятку»!
Если к понятию «взяточничество» мы все привыкли, и понимаем, что в случае выявления такой ситуации виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности со всеми вытекающими отсюда последствиями, то мало кому известно, какие угрозы для бизнеса несет, на первый взгляд, безобидная административная ответственность за «незаконное вознаграждение» от имени юридического лица.
(ЧТО) Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица
(КОМУ) должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации.
(ЧЕГО) денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав
(ЗА ЧТО) за совершение в интересах данного юридического лица. действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением
(ВЛЕКУТ) наложение административного штрафа. размер которого исчисляется миллионами рублей.
Ответственность за «незаконное вознаграждение» будет нести юридическое лицо.
Попытаемся разобраться в вопросах, связанных с такой ответственностью более подробно.
Виды ответственности за «взятку»
Существует два вида ответственности за дачу взятки – административная и уголовная. Субъектами (привлекаемыми лицами) являются:
в рамках административной ответственности — юридические лица;
в рамках уголовной ответственности — физические лица.
Важный момент! индивидуальные предприниматели не являются на сегодняшний день субъектами административной ответственности за незаконное вознаграждение.
Преступление/
правонарушение
Взятка
(уголовная ответственность)
Коммерческий подкуп (уголовная ответственность)
Незаконное вознаграждение (административная ответственность)
Дача
Статьи 291, 291.2 УК РФ
Пп.1-4 204, 204.2 УК РФ
Получение
Статьи 290, 291.2 УК РФ
П.5-8 ст. 204 УК РФ
Посредничество
291.1, 291.2 УК РФ
Итак, в чем же разница?
Такого термина официально в законе не существует.
Исходя из смысла статьи 290 Уголовного кодекса РФ взятка – это материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера и имущественные права.
Проще говоря, взятка — это какое-либо благо как в материальном виде, так и в виде услуг, которое направлено на улучшение положения должностного лица, которое получает взятку и может распорядиться предметом взятки как своим собственным.
При этом лица, которые дают взятку или являются посредниками во взяточничестве, освобождаются от уголовной ответственности в случае, если они после совершения преступления активно способствовали раскрытию и пресечению преступления и добровольно сообщили в правоохранительные органы, имеющие право возбудить уголовное дело, об имевшем место инциденте.
Главное, что следует запомнить, – взятку получает всегда должностное лицо.
2) Коммерческий подкуп.
По сути, коммерческий подкуп – это также взятка, только получатель не должностное лицо, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Говоря о взятках, мы будем иметь ввиду и коммерческий подкуп тоже.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ответственность и за дачу, и за получение коммерческого подкупа прописана в ст. 204 УК РФ и ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп). Условия освобождения от ответственности за передачу коммерческого подкупа аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной и содействие в следствии по делу.
За посредничество в коммерческом подкупе также предусмотрена уголовная ответственность по статье 204.1 Уголовного кодекса РФ.
3) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» (ст. 19.28 КоАП РФ)
Данная статья в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилась в далеком 2008 году. Однако широкое применение эта статья получила лишь недавно, в тренде борьбы с коррупцией.
По этой статье КоАП привлекаются к ответственности те юридического лица, в интересах которых были переданы «взятка» или «коммерческий подкуп». Очевидно, государство обратило взгляд на более платежеспособных субъектов для пополнения бюджета.
Размеры штрафов действительно поражают:
не менее миллиона при незначительном вознаграждении, например, 10 000 руб.;
за «взятку» в миллион рублей организация уплатит штраф от 20 до 30 млн.руб.;
ну а если вознаграждение за отстаивание ее интересов составило, допустим, 20 млн.руб., то придется раскошелиться на сумму от 100 млн. до 2 млрд. на усмотрение суда.
Ответственность наступает не только за передачу, но и за обещание вознаграждения.
Правда, для этого лицо, действующее в интересах компании, должно быть на это уполномочено. Однако каких-то специальных требований Закон не называет. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций. Но в интересах организации может действовать и главный бухгалтер, и начальник коммерческого отдела. и даже водитель.
Так, в одном из Постановлений Верховный суд РФ оставил в силе решение районного суда о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в виде штрафа 1 млн. руб. за действия водителя данной организации, который предложил инспектору ГИБДД взятку в размере 9 800 руб., чтобы избежать составления протокола за перевозку опасных грузов. Оценивая заинтересованность организации в передаче такого вознаграждения Верховный Суд указал, что размер взятки водителя значительно превышал размер грозящего самому водителю штрафа (3000 руб.) за нарушение правил перевозки грузов, что свидетельствует, что действовал он в интересах юридического лица, потенциальный штраф для которого выше.
В другой ситуации коммерческую организацию оштрафовали на 1 млн руб. за то, что ее директор в интересах предприятия незаконно перевел на банковский счет лица, занимающего должность начальника отдела снабжения другой организации денежные средства в размере 8000 рублей (коммерческий подкуп) за продолжение договорных отношений между этими организациями. Типичный «откат».
Как видим, действия разных сотрудников могут привести предприятие к серьезной ответственности в виде миллионных штрафов.
Какие неприятности влечет для юридического лица факт привлечения его по ст. 19.28 КоАП РФ помимо высоких штрафов?
Компания в течение двух лет не сможет участвовать в государственных закупках.
На сайте Генеральной прокуратуры размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по этой статье КоАП РФ. Проверить, нет ли там вашей организации или вашего контрагента, можно по ссылке https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/.
За 2017 год к ответственности было привлечено 363 юридических лица.
Очевидно, что нахождение юридического лица в подобном реестре может пагубно сказаться на его деловой репутации при последующих попытках заключения контрактов с потенциальными контрагентами и вне сферы гос.закупок.
Кто и как обычно привлекает по ст. 19.28 КоАП РФ?
В подавляющем большинстве случаев такие административные дела возбуждаются по результатам изучения прокуратурой уголовных дел о взятках и коммерческом подкупе и большей частью на основе обвинительных приговоров суда.
Решение о привлечении организации к ответственности выносит суд.
Помимо обстоятельств, зафиксированных в приговоре в отношении конкретного физического лица, необходимо доказать:
физическое лицо передавало вознаграждение в интересах организации;
источники для такого вознаграждения;
была ли у организации заинтересованность в получении преференций за это вознаграждение или физическое лицо преследовало только личный интерес.
Однако наличие обвинительного приговора совсем не обязательно. Прокурор вполне может ссылаться на материалы уголовного дела, например, на текст обвинительного заключения.
Еще раз подчеркнем: привлечение физического лица к уголовной ответственности не исключает, а наоборот, дает «зеленый свет» привлечению организации, в интересах которой он действовал (взяткодатель) или которой обещал какие-то преференции (взяткополучатель), к административной ответственности.
«Платите это немедленно». Сроки уплаты штрафа по ст. 19.28 КоАП РФ
Серьезные намерения государства по усилению наказания за коррупцию видны на примере «безобидного» КоАП РФ. Не прошло и недели после оглашения итогов выборов, как появился «президентский» законопроект № 430595-7 о введении возможности накладывать арест на имущество организации, в отношении которой ведется расследование по ст. 19.28 КоАП РФ, чтобы обеспечить в будущем реальную оплату наложенного штрафа.
К слову, деньги тоже относятся к имуществу. Поэтому если иных активов нет, арест будет наложен на остатки на банковских счетах. Самое время напомнить, что за вознаграждение свыше 1 млн.руб., штраф составит минимум 20 млн. руб.
А еще штраф нужно будет уплатить не позднее 7 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Читаем, что это немедленно необходимо найти 1, 20 и более миллионов рублей, иначе денежные средства будут принудительно списаны с расчетного счета или судебный пристав начнет процедуру взыскания за счет иного имущества. Приятного мало.
Ложку меда никто не отменял. Что может спасти от статьи 19.28 КоАП РФ?
Уже упомянутый законопроект № 430595-7 дает теперь возможность избежать наказания по ст. 19.28 КоАП РФ. Предлагается освобождать организацию от ответственности, если она помогла выявить, раскрыть и расследовать такое правонарушение.
Во что это может вылиться на практике?
Если в интересах юридического лица дано вознаграждение какому-либо должностному лицу, но до того, как об этом стало известно правоохранительным органам, представитель организации сообщил об этом, такое юридическое лицо не будут привлекать к ответственности и организации удастся избежать многомиллионных штрафов.
Любопытно, что в ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» приведен специальный перечень мер, которые должна выполнять организация в рамках предупреждения коррупции, например:
определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупции;
разработать и внедрить стандарты добросовестной работы предприятия;
принять кодекс этики и служебного поведения работников.
Подобный перечень мероприятий содержится и в Методических рекомендациях Минтруда по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г., где, в частности, даны рекомендации по проверке контрагентов на предмет их добропорядочности.
Мало кто поверит, что подобные внутренние документы организации реально уберегут от коррупционной составляющей при ведении бизнеса, однако вполне могут быть расценены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, перечень которых открытый.
Что ж, сложно назвать тему сегодняшней статьи позитивной. Высокие штрафы, арест имущества, объективная невозможность уследить за всеми сотрудниками с «добрыми» намерениями. Однако, кто предупрежден, тот вооружен!
Взятка как административное правонарушение
Взяточничество, являясь одной из главных проблем распространения коррупции, препятствует гражданам реализовать их законные права на имущественные отношения, образование, сохранение здоровья и подрывает веру к государственной власти.
Административные правонарушения
Для противодействия коррупции, к которой относится и взяточничество, значение имеет не только определение понятия «коррупционное преступление», но и «коррупционное правонарушение». При этом за совершение преступлений, относящихся к взяточничеству, карает УК, а правонарушения относятся к юрисдикции КоАП.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-33-98 .
- Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Административное правонарушение коррупционного типа несет меньшую опасность для общества, чем коррупционное преступление. Однако такие деяния являются предпосылкой для совершения коррупционного преступления, в связи с чем их предупреждение и пресечение играет большую роль. В настоящее время пока не существует четкого понятия коррупционного правонарушения.
В связи с этим различные специалисты по законотворчеству предлагают различные подходы к определению коррупционных правонарушений. Один из этих подходов предполагает, что к таким правонарушениям относятся действия, указанные в ст. 19.28 КоАП, введенной в связи с ратификацией РФ международных документов. Другие подходы предполагают включать в список правонарушений, связанных с коррупцией, и другие административные нарушения.
Вопросам борьбы с взятками, как преступлениями, посвящен ряд статей УК. По УК наказанию можно подвергать физических лиц, дающих или получающих взятки. Наказание же юридических лиц за взятки рассмотрено в КоАП.
В соответствии с законом, даже прекращение уголовного преследования физического лица, действующего от имени компании, не отменяет наказания для юрлица.
Пример. Гендиректор ООО «Трастсрой» (Вологодская обл.) К. передал судебному приставу В. (г. Череповец) часть взятки в 15000 руб. за непринятие мер по изъятию имущества ООО и его реализации. После чего был задержан ФСБ.
Вологодским судом К. был признан виновным по ст. 291, ч.3 УК.
Постановлением мирового судьи участка № 65 ООО «Трастстрой» за административное нарушение по ст.19.28 (ч. 1) КоАП был подвергнут административному штрафу в 1 млн. руб.
Поправки в статью
О важности этой статьи говорит тот факт, что в настоящее время Госдумой рассматривается вопрос о внесении в нее изменений. Эти изменения подготовлены Правительством и предназначены для того, чтобы расширить ответственность за взятку.
В настоящее время по ст. 19.28 юрлица могут быть привлечены к ответственности только тогда, когда действия по даче взятки ведутся исключительно от данного юрлица. Практика показала, что руководители компании для того, чтобы избежать наказания, закрывают данную компанию и продолжают работать в дочерней. Особенно это распространено в международных компаниях, имеющих сложную конфигурацию.
По ст. 19.28 КоАП на юридическое лицо может быть наложен административный штраф:
- В трехкратном размере относительно суммы средств, обещанных или переданных должностному лицу, но не менее 1 млн. руб. Кроме того, должны быть конфискованы деньги, акции, имущество.
- Для случая крупного (более 1 млн. руб.) незаконного вознаграждения могут быть назначены штраф в 30-кратном размере (не менее 20000000 руб.) и конфискация денег, акций, имущества.
- Для случая особо крупного (более 20000000 руб.) незаконного вознаграждения могут быть назначены штраф в 100-кратном размере (не менее 100000000 руб.) и конфискация денег, акций, имущества.
Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Наказание за взятку (наказание за получение взятки)
Уголовный кодекс РФ содержит несколько статей, предусматривающих уголовную ответственность за дачу или получение взятки. В соответствии с главой 30 Уголовного кодекса РФ к таким преступлениям относятся: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) и мелкое взяточничество (ст. 291.1 УК РФ).
Наказание за взятку напрямую зависит от переданной суммы. Мелким взяточничеством считается если сумма взятки не превышает 10 000 рублей, значительный размер – сумма взятки должна превышать 25 000 рублей, крупный размер — сумма взятки превышает 150 000 рублей, и особо крупный размер — сумма взятки превышает 1 000 000 рублей.
Наказание должностного лица за взятку
Должностными лицами признаются лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях и др. Наказание должностного лица за взятку устанавливается статьями 290 и 291.2 УК РФ.
Наказание за мелкое взяточничество
Преступление, предусмотренное статьей 291.2 УК РФ относится к преступлениям небольшой тяжести. Санкция статьи предусматривает самое минимальное наказание за взятку:
- штраф в размере до 200 000 рублей
- штраф в размере заработной платы или иного дохода за период до трех месяцев;
- исправительные работы на срок до одного года;
- ограничением свободы на срок до двух лет;
- лишение свободы на срок до одного года.
Часть 2 статьи 291. УК РФ предусматривает более суровое наказание для лиц, имеющих судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ. Санкции статьи предусматривает следующие виды и размеры наказаний:
- штраф в размере до 1 000 000 рублей
- штраф в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года;
- исправительные работы на срок до трех лет;
- ограничением свободы на срок до четырех лет;
- лишение свободы на срок до трех лет.
Наказание за взятку значительного размера
- штраф в размере от 200 000 до 1 500 000 рублей
- штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от шести месяцев до двух лет;
- штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки;
- лишение свободы на срок до шести лет.
При назначении наказания в виде штрафа дополнительно может быть назначено наказание в виде лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, а при лишении свободы штраф в размере до тридцатикратной суммы взятки или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Наказание за взятку крупного размера
- штраф в размере от 2 000 000 до 4 000 000 рублей
- штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до четырех лет;
- штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;
- лишение свободы от семи до двенадцати лет.
При назначении наказания в виде штрафа дополнительно может быть назначено наказание в виде лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет, а при лишении свободы штраф в размере до шестидесятикратной суммы взятки или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет.
Наказание за взятку особо крупного размера
- штраф в размере от 3 000 000 до 5 000 000 рублей
- штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от трёх до пяти лет;
- штраф в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки;
- лишение свободы от восьми до пятнадцати лет.
При назначении наказания в виде штрафа дополнительно может быть назначено наказание в виде лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет, а при лишении свободы штраф в размере до семидесятикратной суммы взятки или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет.
Предложение или обещание незаконного вознаграждения в интересах юридического лица (статья 19.28 КоАП РФ) (Багаутдинов Ф.Н.)
Дата размещения статьи: 06.01.2018
Федеральными законами от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ и от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ Российской Федерацией были ратифицированы соответственно Конвенция ООН против коррупции 2003 г. , вступившая в действие в Российской Федерации 8 июня 2006 г., и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. , которая в Российской Федерации вступила в действие 1 февраля 2007 г.
———————————
URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml.
URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/rms/090000168007158c.
Уголовная ответственность за коммерческий подкуп и отличия от взятки
Коммерческий подкуп – незаконная передача денежных средств, материальных ценностей или/и имущественных услуг должностному лицу коммерческой или иной организации (но не государственной, муниципальной или органов самоуправления) взамен на деяния или бездействие в интересах подкупающего в рамках должностных полномочий или в связи с оказываемым должностным влиянием. Также в понятие входит принятие обозначенных ценностей должностным лицом указанных организаций взамен на предоставление указанных услуг.
Преступление считается совершенным в момент передачи указанных ценностей должностному лицу вне зависимости от времени передачи коммерческого подкупа. Но в случае когда указанные ценности передаются должностному лицу у после действий или бездействия в интересах другой стороны, обязательно должен иметь место быть факт предварительно сговора сторон преступления с целью осуществления коммерческого подкупа.
Отличие взятки от коммерческого подкупа
Взятка и коммерческий подкуп имеют схожие характеристики, но понятие взятки более распространено. И в первом, и во втором случае должностному лицу незаконно выплачивают определенное денежное вознаграждение, дарят материальные ценности или оказывают имущественные услуги, но в случае взятки объектом преступления являются государственные интересы и нарушение законов, а в случае подкупа – коммерческие интересы организации и нарушение этих интересов.
Объясняется это тем, что взятка может быть незаконно выплачена таким субъектам, как должностные лица государственных организаций, органов самоуправления или муниципальных учреждений. Подкуп же осуществляется в отношении сотрудников коммерческих организаций, а также иных организаций, в отношении незаконных выплат сотрудникам которых нельзя применить термин «взятка».
Уголовная ответственность за подкуп
Понятие коммерческого подкупа и меры наказания за преступление определяются статьей 204 УК РФ . Статья состоит из 8 пунктов и двух примечаний.
В первых четырех пунктах содержится информация о мерах наказания, применяемых в отношении субъекта, незаконно осуществляющего подкуп, в следующих случаях:
Выплата подкупа родственникам или доверенным лицам должностного лица коммерческой компании либо выплата после осуществления незаконных требований не освобождает преступника от ответственности. Но примечание к статье предусматривает, что можно избежать ответственности, если соблюдено одно из следующих условий:
- будет доказан факт вымогательства выплат или услуг должностным лицом (кстати, о том,как доказать получение взятки — читайте тут,
- виновник сообщит уполномоченным органам о преступлении и будет содействовать следствию.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для должностного лица, принимающего подкуп методы наказания комбинируется таким образом, что самая строгая мера (лишение свободы) комбинируется с небольшим штрафом (меньше минимальных показателей), а лишение прав заниматься определенной деятельностью с близким к максимально возможному. Чтобы избежать ответственности необходимо не допускать осуществления преступления, то есть передачи денег или услуг.
Источники
Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.
Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.
Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.- Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.
- Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.