Условия поставки fob (инкотермс 2010)

Полная информация на тему: "Условия поставки fob (инкотермс 2010)" в помощь грамотному гражданину.

FCA условия поставки по ИНКОТЕРМС 2010

Расшифровка и классификация

виды перевозок — любые виды мультимодальных перевозок

FCA — (Free Carrier) — дословный перевод «Франко перевозчик»

Базис поставки FCA – это один из торговых терминов справочника Инкотермс, который относится к группе F, обозначающей освобождение продавца от обязанности оплачивать доставку груза получателю. Термин FCA расшифровывается как Free Carrier — франко-перевозчик — и предусматривает, что поставщик передает прошедший экспортную очистку груз обозначенному импортером перевозчику или субъекту, выступающему доверенным лицом получателя, в заранее оговоренном месте. В договоре, подписанном на условиях поставки FCA, необходимо очень четко и подробно обозначить место и время передачи груза от покупателя к перевозчику (доверенному лицу).

В рамках описания и интерпретации этого термина существует ряд особенностей и условий, которые влияют на обязанности сторон по погрузке и выгрузке товара, а также переход рисков в случае утраты или повреждения груза.

Так, продавец имеет право передать товар:

  • на своей территории (заводе, складе) – в этом случае он несет ответственность за погрузку;
  • в любом другом месте (заранее номинированном с покупателем) – в этом случае экспортер не несет ответственность за погрузку груза.

Торговый термин FCA не накладывает ограничений на использование разных видов транспорта. Можно использовать морской, железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт, а также их комбинацию. Перевозчиком, который фигурирует в процессе поставки, может выступать как самостоятельная транспортная компания, так и экспедитор, а также порт или терминал, причал или грузовой двор железнодорожной станции.

Покупатель сам назначает перевозчика и передает отправителю сведения о нем для предварительного прохождения экспортной очистки груза – это является важным пунктом в процессе подготовки товара к поставке на условиях FCA Инкотермс 2010.

Когда поставка товара считается выполненной?

Обязательства и риски отправителя заканчиваются в тот момент, когда выполнены следующие условия:

  • товар прошел экспортную очистку и юридически готов к вывозу;
  • перевозчик получил доступ к товару на территории отправителя или товар поставлен продавцом в указанное место для погрузки на борт ТС;
  • товар фактически погружен на борт транспортного средства перевозчика, выбранного импортером.

Следовательно, полный перечень обязанностей отправителя на условиях поставки FCA звучит так:

  1. Экспортер должен предоставить товар согласно договору вместе с инвойсом, электронным сообщением или другими документами, свидетельствующими о факте продажи.
  2. Полностью и за свой счет провести экспортную очистку товара.
  3. В зависимости от оговоренного места передачи товара:
  • обеспечить перевозчику или уполномоченному получателем лицу доступ к товару на своей территории;
  • поставить груз к месту его погрузки, указанному в коммерческом контракте (например, FCA Стамбул).
  1. Согласно с пунктом 3.b нести все риски, связанные с товаром, до момента его перевалки на борт транспортного средства.
  2. Оповестить покупателя о факте поставки согласно с пунктом 3.
  3. Провести маркировку и наименование груза, достаточное для его обособления во время погрузки и прибытия к месту назначения.
  4. Предоставить покупателю информацию о товаре, нужную для прохождения таможенной очистки при импорте.

[3]

В свою очередь, обязательства покупателя на условиях FCA при импорте следующие:

  1. Заплатить цену товара согласно контракту поставки.
  2. Заключить за свой счет договор поставки груза с перевозчиком, экспедитором или другим лицом, которое имеет полномочия выполнять данного вида транспортные операции.
  3. Заблаговременно обозначить пункт передачи товара от продавца к перевозчику, если погрузка не происходит на территории отправителя.
  4. Провести таможенные формальности по импортной очистке товара.
  5. Принять поставку у продавца в соответствии с обозначенными в договоре условиями в указанном месте.
  6. Нести все риски, связанные с утерей или ущербом для груза с момента его поставки продавцом.

Важным моментом FCA при экспорте является точное указание получателем места и времени загрузки товара, если она не происходит на территории отправителя. Если импортер не выполнит этот пункт, или не обозначит перевозчика, или последний не сможет принять товар у отправителя в указанном месте и в должное время, то получатель будет вынужден понести расходы в связи с невыполнением части своих обязательств.

Цена FCA и другие особенности торгового термина

При подписании договора на поставку продавец включает в цену FCA:

  • фактурную стоимость товара;
  • стоимость таможенных экспортных пошлин;
  • стоимость доставки товара до места его передачи перевозчику.

При заключении коммерческого договора на условиях поставки FCA специалисты по внешнеэкономической деятельности рекомендуют обеим сторонам максимально четко и подробно детализировать все условия поставки в контракте. Чтобы избежать проволочек и дополнительных расходов, связанных с таможенной очисткой и перевозкой груза, необходимо оговорить важные нюансы относительно товара заранее. Важно указать его свойства (потенциально опасный или нет), а также обозначить тип транспортного средства, объем товара – все это потребуется для оформления поставки на таможне.

FOB условия поставки по ИНКОТЕРМС 2010

Расшифровка и классификация

виды перевозок — внутренние водные и международные морские

FOB (Free On Board) — дословный перевод «Свободно на борту», или «Франко борт»

В международной практике ВЭД одной из основных проблем является неоднозначная, нередко противоположная интерпретация различных торговых терминов сторонами внешнеэкономического договора. Чаще всего это обусловлено различиями в законодательной базе государств и нередко вызывает споры, разногласия, судебные разбирательства и финансовые расходы, которые несут обе или одна из сторон. Чтобы разрешить эту проблему, Международная торговая палата издала стандартизированные термины и понятия – базисные условия поставки, или Инкотермс. С их помощью все участники внешнеэкономической деятельности могут значительно упростить себе задачу по формулировке своих прав и обязательств, а также выбор транспортных условий.

Одним из популярных и часто встречающихся в договорах терминов Инкотермс является FOB. Наряду с CIF, условия поставки FOB по всем правилам указываются исключительно для морского и речного транспорта, т.е. когда груз переходит от продавца к покупателю на борту судна. Понятие FOB расшифровывается как «free on board» («свободно на борту»). Краткое описание этого термина заключается в том, что отправитель груза несет ответственность за него до того момента, как он будет перевален за борт в порту отправления. В момент пересечения им борта судна ответственность за груз переходит к покупателю.

Под ответственностью подразумеваются все расходы по перевозке, декларированию и возмещению ущерба при порче или уничтожении товара. Базис поставки FOB прописывает конкретные права и обязанности экспортера и импортера в ходе выполнения договора поставки.

Обязанности экспортера

  1. Произвести погрузку груза на борт судна, указанного второй стороной коммерческого договора в обозначенном ей заранее порту.
  2. Обеспечить все условия для прохождения экспортной таможенной очистки груза.
  3. Взять на себя все расходы по таможенному декларированию – оплатить пошлины, налоги и другие сборы.
  4. Выполнить все экспортные формальности: получить лицензии, разрешения, сертификаты и прочие документы, разрешающие экспорт товара.
  5. Предоставить второй стороне договора пакет документов, сопровождающих договор: счет-фактуру (инвойс), спецификации, коносамент или прочие документальные подтверждения факта отгрузки товара на судно.
  6. Известить получателя заранее согласованным способом о фактической погрузке товара.
  7. Обеспечить соответствие условиям контракта количества товара, его качества, а также упаковку и маркировку для идентификации груза в порту.
  8. Предоставить по просьбе импортера всю информацию о товаре, нужную для получения груза в стране импорта (оплачивает получатель).
Читайте так же:  Не подписывают заявление на увольнение - что делать

Обязанности покупателя

  1. Произвести оплату товара согласно с коммерческим договором.
  2. Выполнить все импортные таможенные формальности.
  3. Оформить договор на перевозку груза.
  4. Сообщить второй стороне договора название судна, дату его прибытия в порт или временной промежуток, в который должна быть произведена погрузка груза.
  5. Принять у экспортера или его агента документы о фактической отгрузке товара.
  6. Взять на себя расходы поставщика, связанные с поиском и предоставлением информации о товаре для ввоза в страну импорта / транзита.

Итак, торговый термин FOB в наиболее упрощенной расшифровке обозначает, что ответственность за товар до момента его перевалки на борт лежит на экспортере, тогда как импортер начинает отвечать за груз в момент его перехода через линию борта. Главным различием между популярными морскими торговыми терминами CIF и FOB является финансовая нагрузка за транспортные расходы: если при CIF за доставку груза платит продавец, то условия поставки FOB предполагают оплату доставки покупателем.

Как и другие базисные термины поставки, условия FOB в договоре прописываются с указанием порта погрузки товара при экспорте, например: «FOB Shanghai (Инкотермс 2010)» в любой части договора (единой формы договора для внешнеэкономических контрактов не существует, поэтому используются приемлемые для обеих сторон формы договора).

Проблемы при использовании базисного термина FOB

Основной проблемой использования термина FOB при экспорте является его уместность. Существует ряд случаев, когда вместо FOB целесообразнее выбрать другой морской термин. Например, при контейнерных или паромных грузоперевозках, где груз прибывает к месту накопления судовой партии на причале порта, ответственность за него де-факто переходит от продавца к перевозчику. Груз некоторое время находится на стадии ожидания отправки, и если в этот момент с ним что-либо случится, то согласно договору ответственность за ущерб все равно несет продавец. Последний не имеет права предъявить претензию за порчу товара перевозчику, т.к. он не является стороной договора доставки груза импортеру.

В то же время страховка груза, которую оформляет импортер, действует с момента перевалки груза через борт судна, а за потерю или порчу груза до этого момента страховая компания не обязана нести ответственность. Следовательно, применение термина FOB в этом случае будет неуместным, лучше будет использовать торговый термин FCA, в котором фигурирует основной перевозчик, а экспортные пошлины оплачиваются продавцом.

Когда уместно использовать торговый термин FOB?

Есть также ряд случаев, где использование «франко борт» является уместным. Например, для покупателя термин FOB при импорте можно будет использовать при отправке сыпучих товаров, например, зерна, железной руды, угля и других массовых насыпных грузов, которые попадают на борт конвейерным способом. Дело в том, что такой способ погрузки товара предполагает, что в трюме судна образуется конусообразная насыпь, которая смещает центр тяжести судна. Из-за этого отправка будет невозможна технически. Поэтому для поставки насыпных грузов в документах указывается торговый термин FOB, к которому приписывается уточнение «stowed & trimmed», т.е. «укладка и разравнивание». Последняя почти всегда осуществляется вручную силами экипажа или докеров, и во избежание разногласий желательно уточнить, кто будет ее оплачивать.

Следует помнить, что не во всех странах термин FOB Инкотермс 2010 предусматривает оплату услуг погрузки продавцом. Например, в портах США, Японии, Ирана, а также в Новороссийском порту и порту Оля (Астраханская область, Россия) услуги погрузки товара и другие манипуляции с грузом на борту прописываются отдельно, и часто становятся причиной споров между сторонами договора. Поэтому использование термина FOB с укладкой и разравниванием будет уместным.

Условия поставки FOB (Инкотермс 2010)

Исключен из Инкотермс 2010
Delivered Ex Quay (. named port of destination)
Поставка с пристани (. название порта назначения)

DES

любые
виды транспорта

Исключен из Инкотермс 2010
Delivered Ex Ship (. named port of destination)
Поставка с судна (. название порта назначения)

Группа E — Место отправки (Departure):
EXW (сокр. от англ. Ex Works букв. с места работы; нем. — ab Werk, также применяется русское «самовывоз») термин означающий, что ответственность продавца заканчивается при передаче товара покупателю или нанятому им перевозчику в помещении продавца (складе, магазине и пр.); продавец не отвечает за погрузку товара на транспорт; покупатель несёт все расходы по вывозу товара со склада, перевозке, таможенному оформлению и т. д. Всегда употребляется с указанием местоположения продавца, например, «самовывоз из Москвы».

Группа F — Основная перевозка не оплачена (Main Carriage Unpaid):
FCA (англ. Free Carrier) или Франко-перевозчик (…с указанием места) —термин означающий, что продавец выполняет своё обязательство по поставке, когда он поставляет товар, очищенный от пошлин на экспорт, перевозчику, назначенному покупателем, в указанном месте. Указанное место поставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в таком месте. Если поставка происходит в помещениях продавца, то продавец несёт ответственность за отгрузку. Если поставка происходит в любом другом месте, то продавец не несёт ответственности за отгрузку.

Условия поставки FOB Инкотермс 2010

Что означает поставка FOB, как расшифровывается?

Условия поставки FOB Инкотермс 2010 — расшифровка «Free On Board» named port of shipment переводится «Свободно на борту» указанный порт отгрузки означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в указанном порту отгрузки.
Термин FOB может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

Распределение рисков и ответственности по условию FOB

Риск утраты или повреждения товара по условию FOB переходит от продавца, когда товар находится полностью на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы. Основная ответственность продавца – в транспортировке груза в указанный порт и погрузкой его на зафрахтованное покупателем судно.

Обязанности по базисным условиям поставки FOB (ФОБ)

Базис поставки FOB Инкотермс 2010 возлагает на продавца обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.

Покупатель обязан оплатить фрахт судна, разгрузить в порту прибытия, выполнить импортное таможенное оформление с оплатой импортных таможенных пошлин и сборов, и доставить товар до места назначения.

Условия поставки FOB актуальны для грузов, перевозимых навалом или в таре. При размещении товара в контейнере типичным для продавца является передача товара перевозчику на терминале, а не путем размещения на борту судна, в таких случаях следует использовать термин FCA.

Цена FOB, условия оплаты и переход права собственности

Цена FOB (FOB price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, а также стоимости доставки в порт отгрузки и загрузки груза на борт судна без стоимости перевозки (фрахта) в порт назначения.

Условия поставки FOB Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин FOB указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.

Читайте так же:  Создается единая информационная система биометрических данных граждан

Пример термина FOB в договоре поставки

Общая стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет 100 000 долларов США на условиях поставки FOB морской порт Гуанчжоу (Китай) Инкотермс 2010.
По настоящему договору Продавец производит отгрузку Товара на условиях поставки FOB морской порт Гуанчжоу (Китай) Инкотермс 2010.
Право собственности на поставляемый Товар переходит от Продавца к Покупателю после подписания акта приема-передачи представителями сторон.

Отличия условий поставок FOB и CIF

Разница между условиями поставки FOB и CIF — в обязанности перевозки товара на судне до порта назначения и страхования.
Простыми словами по условиям поставки FOB: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится в порт отгрузки и загружается на борт судна зафрахтованного покупателем.
По базису поставки CIF: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до порта назначения, а также должен быть застрахован в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки до порта разгрузки.
Отличия условия поставки FOB от других терминов представлены в таблице отличий Инкотермс 2010.

Актуальность использования базиса FOB в 2019 году

На сегодняшний день условия поставки FOB Инкотермс действуют в редакции 2010 года, которые являются самым последним изданием правил и актуальны в 2019 году. Преполагается, что новые правила Инкотермс 2020 вступят в силу 1 января 2020 года.

Условия поставки FOB (Инкотермс 2010)

FOB условия поставки используются только при перевозке груза по воде. Покупатель, следуя условиям поставки FOB, принимает товар (и все связанные с ним риски) на борту своего судна для того, чтобы осуществить дальнейшую перевозку самостоятельно.

Условия FOB по Инкотермс 2010

Когда в договоре названы условия поставки FOB (Free on Board — свободно на борту), это означает, что продавец исполнит свою часть работы, загрузив товар на борт корабля. Всё остальное будет на свой страх и риск делать покупатель.

Важно! FOB не следует применять тогда, когда груз передается выбранному покупателем перевозчику упакованным в морские контейнеры в порту, где работает таможенный терминал. Продавец может быть поставлен в условия, когда он отвечает за то, чего не контролирует. В такой ситуации следует пользоваться термином FCA, предусматривающим поставку до терминала.

Таможенные формальности по условиям FOB

Правила Инкотермс в их современной версии применяются шире, чем раньше. Теперь это термины не только для международных, но и для внутригосударственных поставок товаров. Для того чтобы избежать накладок, в FOB Инкотермс 2010 при указании стороны, на которую возлагается выполнение таможенных формальностей, везде добавлена оговорка о том, что эта обязанность выполняется только тогда, когда такие формальности применяются.

Сказанное в полной мере относится к условиям поставки FOB. Они устанавливают, что, если таможенное оформление необходимо, в отношении вывоза или экспорта поставляемого товара его проводит продавец, а в отношении ввоза или импорта — покупатель. Если речь идет о поставке товара, экспорт или импорт которого лицензируется, то экспортную лицензию обеспечивает продавец, а импортную — покупатель.

В целом, FOB (Инкотермс) — очень удобный для использования на практике термин. Распределение прав и обязанностей сторон, использующих его в своем договоре, настолько очевидно, что ошибок и проблем, как правило, не возникает.

ИНКОТЕРМС 2000, 2010

Термин «Франко завод» означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т.п.). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта.

Данный термин возлагает, таким образом, минимальные обязанности на продавца, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Однако, если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по погрузке товара на месте отправки и нес все риски и расходы за такую отгрузку, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи. Этот термин не может применяться, когда покупатель не в состоянии выполнить прямо или косвенно экспортные формальности. В этом случае должен использоваться термин FCA, при условии, что продавец согласится нести расходы и риски за отгрузку товара.

А. ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА

Б. ОБЯЗАННОСТИ ПОКУПАТЕЛЯ

А.1. Предоставление товара в соответствии с договором
Продавец обязан в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, коммерческий счет-фактуру или эквивалентное ему электронное сообщение, а также любые другие доказательства соответствия, которые могут потребоваться по условиям договора купли-продажи.

Б.1. Уплата цены
Покупатель обязан уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену товара.

[2]

А.2. Лицензии, свидетельства и иные формальности
Продавец обязан по просьбе покупателя, за его счет и на его риск, оказать последнему, если это потребуется,* полное содействие в получении любой экспортной лицензии или другого официального документа, необходимого для экспорта товара.

Б.2. Лицензии, свидетельства и иные формальности
Покупатель обязан за свой счет и на свой риск получить любую экспортную или импортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности для экспорта товара.

А.3. Договоры перевозки и страхования
а) Договор перевозки
Нет обязательств.*
б) Договор страхования
Нет обязательств.*

Б.3. Договоры перевозки и страхования
а) Договор перевозки
Нет обязательств.*
б) Договор страхования
Нет обязательств.*

А.4. Поставка
Продавец обязан в оговоренную дату или в пределах оговоренного срока предоставить не отгруженный в какое-либо транспортное средство товар в распоряжение покупателя в названном в договоре месте поставки. При отсутствии в договоре таких указаний, продавец обязан осуществить поставку в обычные для поставки аналогичных товаров место и сроки. Если стороны не договорились о каком-либо конкретном пункте в названном месте поставки и если таких пунктов несколько, то продавец может выбрать наиболее подходящий для него пункт в месте поставки.

Б.4. Принятие поставки
Покупатель обязан принять поставку товара, как только товар предоставлен в его распоряжение в соответствии со статьями А.4 и А.7./Б.7.

А.5. Переход рисков
Продавец обязан с учетом оговорок статьи Б.5 нести все риски потери или повреждения товара до момента его поставки в соответствии со статьей А.4.

Видео (кликните для воспроизведения).

Б.5. Переход рисков
Покупатель обязан нести все риски потери или повреждения товара

  • с момента, когда товар поставлен ему в соответствии со статьей А.4., и
  • с согласованной даты или согласованного срока для принятия поставки, которые возникают при невыполнении им обязанности дать извещение в соответствии со статьей Б.7. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора.

А.6. Распределение расходов
Продавец обязан с учетом оговорок статьи Б.6. нести все расходы, связанные с товаром до момента его поставки в соответствие со статьей А.4.

Читайте так же:  Внедрение системы управления охраной труда на предприятии: эффективные методы и рекомендации

Б.6. Распределение расходов
Покупатель обязан:

  • нести все расходы, связанные с товаром с момента поставки товара в его распоряжение в соответствии со статьей А.4., и
  • нести все дополнительные расходы, возникшие вследствие, либо невыполнения им обязанности принять товар после того, как тот был предоставлен в его распоряжение, либо он не дал надлежащее извещение в соответствии со статьей Б.7. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора.
  • оплатить, если это потребуется,* все пошлины, налоги и другие сборы, а также расходы на выполнение таможенных формальностей, подлежащих оплате при экспорте.

Покупатель обязан возместить все расходы и сборы, понесенные продавцом при оказании помощи в соответствии со статьей А.2.

А.7. Извещение покупателю
Продавец обязан известить покупателя достаточным образом о дате и месте, когда и где товар будет предоставлен в его распоряжение.

Б.7. Извещение продавцу
Если покупатель вправе определить в течение согласованного периода дату и/или место принятия товара, то он должен направить продавцу необходимое извещение об этом.

А.8. Доказательства поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения
Нет обязательств.*

Б.8. Доказательства поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения
Покупатель обязан направить продавцу соответствующие доказательства о принятии поставки.*

А.9. Проверка — упаковка — маркировка
Продавец обязан нести расходы, связанные с проверкой товара (например, проверкой качества, размеров, веса, количества), необходимой для предоставления товара в распоряжение покупателя.
Продавец обязан за свой счет оплатить расходы, связанные с упаковкой, необходимой для перевозки товара (за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли принято обычно отправлять обусловленный контрактом товар без упаковки). Последнее осуществляется в той мере, в какой обстоятельства, относящиеся к транспортировке (например, способы перевозки, место назначения), были известны продавцу до заключения договора купли-продажи. Упаковка должна быть маркирована надлежащим образом.

Б.9. Осмотр товара
Покупатель обязан нести, если не оговорено иное, расходы, связанные с любым предпогрузочным осмотром товара, включая расходы на осмотр, требуемый властями страны экспорта.

А.10. Другие обязанности
Продавец обязан по просьбе покупателя оказать последнему за его счет и на его риск полное содействие в получении любых документов или эквивалентных им электронных сообщений, выдаваемых или используемых в стране поставки и/или в стране происхождения товара, которые могут потребоваться покупателю для экспорта и/или импорта товара или, в случае необходимости, для его транзитной перевозки через третьи страны.
Продавец обязан обеспечить покупателя по его требованию всей информацией, необходимой для осуществления страхования.

Б.10. Другие обязанности
Покупатель обязан нести все расходы и оплачивать сборы, связанные с получением документов или эквивалентных им электронных сообщений, как это предусмотрено в статье А.10., а также возместить расходы продавца, понесенные последним вследствие оказания помощи покупателю.

Инкотермс 2010 (Incoterms 2010)
Правила вступают в действие с 01 января 2011 года

Основные изменения в Инкотермс 2010

Два новых термина Инкотермс – DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения) – заменили следующие термины Инкотермс 2000: DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ

EXW любые виды
транспорта
EX Works ( . named place)
Франко завод ( . название места)
FCA любые виды
транспорта
Free Carrier (. named place)
Франко перевозчик (. название места)
FAS морской и
внутренний
водный транспорт
Free Alongside Ship (. named port of shipment)
Франко вдоль борта судна (. название порта отгрузки)
FOB морской и
внутренний
водный транспорт
Free On Board (. named port of shipment)
Франко борт (. название порта отгрузки)
CFR морской и
внутренний
водный транспорт
Cost and Freight (. named port of destination)
Стоимость и фрахт (. название порта назначения)
CIF морской и
внутренний
водный транспорт
Cost, Insurance and Freight (. named port of destination)
Стоимость, страхование и фрахт (. название порта назначения)
CIP любые виды
транспорта
Carriage and Insurance Paid Тo (. named place of destination)
Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (. название места назначения)
CPT любые
виды транспорта
Carriage Paid To (. named place of destination)
Фрахт/перевозка оплачены до (. название места назначения)
DAT любые
виды транспорта
Delivered At Terminal (. named terminal of destination)
Поставка на терминале (. название терминала)
DAP любые
виды транспорта
Delivered At Point (. named point of destination)
Поставка в пункте (. название пункта)
DDP любые
виды транспорта
Delivered Duty Paid (. named place of destination)
Поставка с оплатой пошлины (. название места назначения)
DDU любые
виды транспорта
Исключен из Инкотермс 2010
Delivered Duty Unpaid (. named place of destination)
Поставка без оплаты пошлины (. название места назначения)
DAF любые
виды транспорта
Исключен из Инкотермс 2010
Delivered At Frontier (. named place)
Поставка до границы (. название места поставки)
DEQ любые
виды транспорта
Исключен из Инкотермс 2010
Delivered Ex Quay (. named port of destination)
Поставка с пристани (. название порта назначения)
DES любые
виды транспорта
Исключен из Инкотермс 2010
Delivered Ex Ship (. named port of destination)
Поставка с судна (. название порта назначения)

1. Исключение четырех видов из ИНКОТЕРМС 2000

ICC вводит два новых условия Доставки:
— DAP (Delivered At Place) — Доставлено в месте, который будет использоваться вместо DAF, DES и DDU
— DAT (Delivered At Terminal) — Доставленно на терминал, который будет использоваться вместо DEQ.
Эти условия могут быть использованы независимо от соглашения о виде транспорта.
Причина принятия решения о снижении количества условий было обусловлено тем, что трейдеры зачастую выбирали -неверные- или запутанные условия, ведущие к противоречивым или неясным контрактам.

2. Две категории, вместо четырех

11 условий стали систематизированы в двух категориях:
— Доставка любым видом транспорта (морским, наземным, воздушным, ж/д) — EXW, FCA, CPT, CIP, DAP, DAT и DDP. Они могут быть использованы, когда отсутствует морской транспорт.
— Доставка морским/речным путем — FAS, FOB, CFR и CIF.

3. Адаптированные правила

Новый ИНКОТЕРМС особенно направлен для использования как в случаях международной, так и в случаях внутренней торговли. К слову, это указанно на титульной странице официального издания ИНКОТЕРМС.
Для торговых организаций и блоков (к примеру ЕС), где -границы- формально отсутствуют — новые правила и условия стали проще для использования.

4. Электронные документы (записи)

Обязательства покупателя и продавца предоставлять контрактную документацию теперь могут быть в виде электронных документов. Введением этого пункта, ICC отражает свое понимание возрастающего объема использования электронной документации.

5. Institute Cargo Clauses (Институт лондонских страховщиков).

Там где условия требуют получения страховки, страховые требования изменены с учетом поправок в Институте лондонских страховщиков.

Проблема безопасности товаров, судов и т.д., сейчас является одной из основных в умах людей, когда осуществляется международная торговля. Учитывая, что большинство стран сейчас предъявляют требования высочайших проверок безопасности, новые правила вводят обязательство обоих сторон предоставлять всю необходимую информацию по запросу в случаях проведения таможенной импортно/экспортной очистки. Предыдущая версия ИНКОТЕРМС не предъявляла такой вид сотрудничества.

7. Издержки по хранению на Терминале

Когда продавец должен организовать и оплатить за доставку товаров до согласованного места (CIP, CPT, CFR, CIF, DAT, DAP и CCP) может случиться, что уплата издержек за хранение на терминале переходят к покупателю как часть контрактной цены за товары. Тем не менее, исторически, в некоторых случаях, продавец также должен был платить терминалу за хранение (двойная уплата).
ИНКОТЕРМС 2010 направлен для исправления ситуации и внесения ясности кто ответственен за уплату издержек по хранению на терминале. Однако еще предстоит выявить, положит ли это конец двойным оплатам, для тех, кто с ними сталкивался в прошлом.

Читайте так же:  Новый порядок и правила регистрации недвижимости

Инкотермс 2010

Инкортермс 2010 – это унифицированные правила, разработанные международной торговой палатой, которыми необходимо руководствоваться при заключении внешнеэкономических сделок и организации международных грузоперевозок. В них содержатся единственно верные определения международных терминов торговли, относящихся прежде всего к франко. Они четко определяют ключевые обязанности сторон при реализации контрактов купли/продажи между субъектами права разных государств. Впервые данные правила были приняты в 1936 году. Инкотермс 2010 является последней редакцией, которая вступила в силу с 1 января 2011 года и действует по настоящее время.

Инкотермс 2010: расшифровка и условия поставки

Термины, содержащиеся в Инкотремс, представляют собой аббревиатуры из трех букв. Первая буква сокращения, указывает момент перехода ответственности за груз от поставщика к покупателю. По этому принципу они делятся на 4 группы:

  • E — поставщик не участвует в процессе доставки груза. Продавец имеет минимальные обязанности – предает товар на собственном складе. Покупатель самостоятельно забирает его со склада продавца для дальнейшей транспортировки в место назначения
  • F — продавец не оплачивает основную поставку. Большая часть транспортных и таможенных расходов лежит на покупателе или его перевозчике, с которым он заключил соответствующее соглашение. Именно он подбирает транспорт, осуществляет погрузку груза и его доставку, а продавец лишь передает ему товар в согласованном пункте.
  • C — условия поставок, при которых основные расходы несет продавец.
  • D — продавец полностью несет ответственность и оплачивает доставку товара покупателю.

Категория D в 2010 году получила наибольшие изменения в сравнении с Инкотермс 2000. Введены два новых понятия – DAT, заменивший термин DEQ, прописывает условия поставки до терминала, и в отличие от предыдущего определения, может использоваться в мультимодальных грузоперевозках. Второй термин – DAP, введенный вместо трех терминов – DAF, DES, DDU, и прописывающий правила поставки до пункта, заранее согласованного с покупателем.

Условия поставки FOB (Инкотермс 2010)

Условия поставки FOB Инкотермс 2010 — «Free On Board» («Свободно на борту» указанный порт отгрузки) означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар находится на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы. При размещении товара в контейнере типичным для продавца является передача товара перевозчику на терминале, а не путем размещения на борту судна, в таких случаях следует использовать термин FCA.
Термин FOB может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.
Базис поставки FOB Инкотермс 2010 возлагает на продавца обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.

Условия поставки FOB Инкотермс 2010



Как расшифровывается FOB Инкотермс

FOB — английская аббревиатура от «Free On Board», дословно переводится как «Свободно на борту», но в обиходе используется как «Франко борт». При этом следует учесть, что формулировка не очень понятна. Поэтому проведем определенный анализ:

— «борт» — предполагается борт судна.

[1]

— «свободно» — с позиции поставщика, он свободен от обязательств после пересечения грузом поручней судна, следовательно, при попадании на его порт.

Последний момент заслуживает большего внимания, учитывая дороговизну услуги погрузки контейнера на борт – в среднем за 40-футовый контейнер обходится порядка 400 долларов. Если в контракте поставщиком указана цена FOB, на него возлагается обязанность произвести погрузку товара на борт за свой счет. На продавца также будут возложены издержки в рамках экспортной таможенной очистки перевозимого груза.

Поставки Инкотермс 2010, подобно любому базису, не ограничиваются лишь 3-буквенной аббревиатурой, поскольку также указывается и конкретное место поставки. По условиям поставки FOB, это место всегда представляет собой портовый терминал. Недопустимо будет указание населенного пункта – ведь для данного случая предусмотрено использование термина FCA.

Итак, поставщик оформляет требующиеся экспортные формальности, производит погрузку на борт судна, далее ответственность передается покупателю. Все дальнейшие затраты при доставке товара к конечному назначению тоже представляют собой обязанность покупателя.

Кто отвечает за груз после его погрузки на борт судна

На практике, помимо затрат на погрузку на борт и брокерских платежей по экспортной очистке (если продавец не самодекларируется), на поставщика возлагаются также затраты по доставке груза в порт. Агент Покупателя обычно связывается с агентом Продавца, согласуя дату загрузки. Затем пустой контейнер, забуксированной Покупателем контейнерной линии, подается для загрузки на склад Поставщика. Контейнер привозит агент Продавца.
Вторая по популярности схема – поставка товара транспортом Продавца на консолидационный склад/терминал агента, в который в дальнейшем будет подаваться контейнер под загрузку. Продавец в таком случае производит оплату также услуги стаффировки контейнера – погрузки товара в контейнер силами и оборудованием агента Продавца.

Расходы, которые составляют морскую контейнерную перевозку, не углубляясь в термине, могут быть разделены на следующие статьи:

Доставка груза в порт экспорта (оплата производится Продавцом)
Портовое экспедирование и погрузка в порту экспорта (оплата Продавцом)
Морской фрахт (оплата Покупателем)
Выгрузка и портовое экспедирование в порту импорта (оплата Покупателем)
Доставка и экспедирование до места таможенной очистки и последующей выгрузки (оплата Покупателем)

Указана классическая схема распределения расходов, однако в мировом океане существуют некоторые порты, в которых согласно условиям FOB предполагается погрузка товара на борт за счет Покупателя. В частности, работа абсолютно всех американских морских портовых терминалов основана лишь на данной схеме.

Возможно, данные исключительные условия будут отдельно отображены в следующей редакции условий поставки Incoterms, пока же лучше лишний раз поинтересоваться у шиппингового агента, за чей счет выполняется погрузка.

Какие обязанности возникают у сторон по условиям FOB Инкотермс 2010

Общие обязанности. Если Вы продавец, то на Вас возлагается обязанность вовремя предоставить товар Покупателю с необходимой коммерческой и сопроводительной документацией.

Если Вы покупатель – требуется своевременная оплата приобретаемого товара.

Разрешительные документы. Если Вы продавец, то должны предоставить экспортное оформление товара за свой счет, а также в период, который предусмотрен по сроку поставки товара. Вся необходимая документация и другие возможные формальности, которые необходимы при экспортном оформлении груза, возлагаются лишь на Вас. Если ими занимается третье лицо, то данные отношения не будут каким-либо образом влиять на ваши обязательства перед Покупателем.

Если вы покупатель, то несете расходы и ответственность, которые связаны с процессом таможенного оформления груза в стране импорта, а также в стране транзита, если они подразумеваются согласно маршруту международной мультимодальной перевозки.

Договоры перевозки и страхования. Если Вы продавец, то не несете ответственность перед Покупателем по выбору шиппингового агента, не страхуете груз. Продавец на практике часто использует услуги того же агента, у которого Покупателем производится заказ морской перевозки. У подобной схемы есть право на существование, если размер агентских вознаграждений и платежей устраивает всех участников сделки. В противном случае Вы можете обратиться к другому агенту.

Читайте так же:  Герб рф разрешено использовать в печатях, бланках частных лиц, торговых знаках

Если Вы покупатель, то вам требуется заключение договора с оплатой услуг дальнейшей перевозки груза. У Вас нет обязательств перед Продавцом с выбором судоходной линии либо агента. На Вас не возлагается обязательство о дополнительном страховании груза. При таможенном оформлении груза в стране импорта Вы обязаны показать таможенным органам документ, который подтверждает стоимость транспортировки к таможенной границе страны импорта.

Обычно таким документом выступает контракт с шиппинговым агентом и справка-счёт. Условия поставки FOB и выгрузки на таможенной территории РФ предполагают – достаточно показать лишь оплату фрахта. Портовое экспедирование, выгрузка и другие манипуляции с грузом в порту импорта не относятся к таможенной стоимости, не представляют собой основу начисления таможенных платежей.

Поставка товаров (для продавца), принятие поставки (для покупателя). Если Вы продавец, то должны произвести поставку товара на борт судна в установленное время – следовательно, передать груз в распоряжение Покупателя. В этой ситуации Перевозчиком является или непосредственно судоходная линия, или шиппинговый агент/логистическая компания, которая выкупает у линии и далее перепродает данные услуги для конечных потребителей.
Если Вы покупатель, то должны принять поставку. Принятие товара носит номинальный характер. Как правило, агенты осуществляют обмен документов.

Не стоит считать, что буксировка контейнера непосредственно у судоходной линии будет дешевле по сравнению с агентом. Судоходные компании для агентов предоставляют оптовые скидки, на что не удается рассчитывать единичным заказчикам контейнерных перевозок. Тем более, судоходные линии себя не утруждают услугами, дальнейшим экспедированием груза, агент же может предоставить всю доставку от контейнера на борт судна до конечного пункта назначения.

Покупателю важно получить документ коносамента, который нужен, чтобы забрать груз в порту назначения. Данные, которые должны отображаться в коносаменте, согласовываются с Покупателем, о чем следует упоминать в рамках международного договора.

Коносамент может быть и телекс (EDI), и оригинальным. Обычно коносамент издается агентом и передается Продавцу после оплаты им всех затрат для доставки и погрузки. Затем Продавец отправляет коносаменты Продавцу с оригиналами коммерческих документов. При затягивании процедуры по срокам, Покупатель и Продавец отдают распоряжение о телекс-релизе, экономя размер курьерских расходов и время.

Распределение расходов и рисков

Ранее мы отмечали как происходит распределение таможенных и транспортных расходов по условиям поставки FOB, то же самое относится и к распределению рисков – ответственность до перехода товара через поручни борта судна лежит на Продавце, а затем на Покупателе. Теоретически, если что-то случилось в портовой части при погрузке товара/контейнера, то у судна есть право не принимать данный контейнер на борт. Тогда ответственность за порчу груза будет нести Продавец. Если товар на борт был принят, ответственность за порчу будет нести шиппинговый агент перед Покупателем.

Извещения продавцу и покупателю. Если Вы продавец, то должны уведомить Покупателя про передачу груза в форме, указанной в контракте. Если каких-либо отметок в этом отношении нет, у Продавца есть право извещения Покупателя в любой удобной для него форме.

Если Вы покупатель, то Вы либо Ваш агент, должны обеспечить своевременное извещение Продавца о намерении отгрузки определенным судном, чтобы Продавец, ознакомившись с графиков судовыходов, мог заблаговременно произвести подготовку товара, с его экспортной очисткой.

Документы поставки (для продавца), доказательства поставки (для покупателя). Если Вы продавец, то обязаны предоставить Покупателю транспортные документы, которые нужны при получении груза в порту прибытия, таможенной очистки в стране импорта. Это традиционно коносамент (B/L — BillofLading). Нужно указывать условия и способ передачи коносамента международным контрактом.

Если Вы покупатель, то должны от Продавца принять документы, которые подтверждают поставку, и выполнить действия, которые следуют за получением данного подтверждения. Частые условия балансовых платежей за товар в рамках международной практики – предоставление Продавцом коносамента, как документ, который подтверждает поставку. У Вас есть право не принимать коносамент при несоответствии указанных в нем данных коммерческим документам, которые стать для Вас прецедентом при таможенной очистке. Поэтому стоит заранее просить своего поставщика согласовывать с Вами данные, приведенные Коносаментом.

Упаковка, маркировка, проверка, инспектирование товара. Если Вы продавец, то для Вас действует обязательство об упаковке товара таким образом, чтобы была обеспечена его целостность при транспортировке. Представителю транспортной компании необходимо проследить, чтобы товар был как следует закреплен. Если потребуются дополнительные средства на закрепление товара, Вы должны их предоставить.

Если Вы покупатель, то имеете право просить у Покупателя предъявления товара для инспекции до момента погрузки в контейнер, а также опломбирования, что должно быть дополнительно прописано контрактом. Если приводится другое положение, то все затраты, которые связаны с инспекцией на производственных площадях Продавца либо на складе консолидации, возлагаются на Покупателя.

Предоставление информации и связанные с ней расходы. Если Вы продавец, то должны содействовать Покупателю с получением дополнительной информации и документов. Все затраты, связанные с этим, возлагаются на Покупателя. Это не относится к документам, которые требуются при экспортной очистке в стране Продавца.

Если Вы покупатель, то должны представить в распоряжение Продавца документы и информацию, которые не представляют из себя государственную либо коммерческую тайну. Правило хорошего тона – предоставить Продавцу его варианта контракта, спецификации и других документов, которые предполагают их наличие у обеих сторон.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ставя печать и подпись под контрактом поставки FOB Инкотермс 2010, необходимо убедиться, что вы во всем разобрались, всё четко и понятно. Важно, чтобы заключаемый договор был понятным и простым. Не стремитесь к усложнению трактовок, запутывая партнера, не позволяйте ему проделывать то же самое и в вашем случае. Прозрачность отношений в рамках поставки становится залогом успеха и стабильности в рамках любой сделки.

Источники


  1. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.

  2. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.

  3. Давыденко, Дмитрий Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах / Дмитрий Давыденко. — М.: Секрет фирмы, 2014. — 168 c.
  4. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.
  5. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.
Условия поставки fob (инкотермс 2010)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here