Виды решений конституционного суда рф и их юридическая сила

Полная информация на тему: "Виды решений конституционного суда рф и их юридическая сила" в помощь грамотному гражданину.

Виды решений Конституционного Суда РФ и их юридическая сила

Описание: В целях осуществления конституционного контроля за соответствием Конституции РФ правовых актов различных органов государственной власти РФ и субъектов РФ Конституционный Суд РФ вправе по вопросам своей компетенции выносить постановления по делам о толковании статей Конституции РФ. Конституционный Суд РФ является единственным источником официального толкования Конституции РФ и иных федеральных законов РФ. Конституционный Суд РФ выносит свои определения на основании запросов которые должны содержать информацию о фактическом деле по которому.

Дата добавления: 2015-01-16

Размер файла: 7.06 KB

Работу скачали: 7 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

85. Виды решений Конституционного Суда РФ и их юридическая сила.

В целях осуществления конституционного контроля за соответствием Конституции РФ правовых актов различных органов государственной власти РФ и субъектов РФ Конституционный Суд РФ вправе по вопросам своей компетенции выносить постановления по делам о толковании статей Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ является единственным источником официального толкования Конституции РФ и иных федеральных законов РФ. Именно он принимает акты (постановления Конституционного Суда РФ), подлежащие применению на территории всей России, разъясняющие конституционные нормы и иные нормативные акты органов государственной власти РФ и ее субъектов.

Решения Конституционного Суда РФ, чтобы они обладали перечисленными свойствами (обязательными, правомочными), должны быть приняты в установленном законом порядке, т. е. решение Конституционного Суда РФ считается принятым, если на заседании присутствовало не менее от общего числа судей Конституционного Суда РФ и за решение проголосовало большинство от числа присутствующих судей.

Конституционный Суд РФ выносит свои определения на основании запросов, которые должны содержать информацию о фактическом деле, по которому применялся проверяемый акт и обстоятельства, в результате которых возникли сомнения в соответствии этого акта Конституции РФ.

В этом случае Конституционный Суд РФ разрешает исключительно вопросы права, т. е. акты Конституционного Суда РФ не устанавливают фактическую сторону по запросам, а только соответствие нормативных актов, использованных в конкретном деле, нормам Конституции РФ.

Постановления Конституционного Суда РФ могут содержать 2 вида решения: 1) нормативный акт соответствует полностью или в части Конституции РФ; 2) нормативный акт не соответствует полностью или в части Конституции РФ.

В этих случаях правовые последствия для этих нормативных актов различны.

В первом случае проверяемый акт в соответствии с решением Конституционного Суда РФ остается действующим полностью или в части, не противоречащей Конституции РФ, а значит, подлежит в соответствующей части применению судами и иными субъектами правоотношений на всей территории РФ либо отдельного субъекта РФ (если проверке подвергался нормативный акт органов государственной власти субъектов РФ), т. е. вынесенное решение суда (либо правовой акт, вынесенный органами власти) признается правомерным, а его правовые последствия обязательными для заинтересованных лиц.

В случае же, если проверяемый нормативный акт (или его отдельные положения) признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ (неконституционным), то в соответствующей части (либо полностью) он утрачивает юридическую силу и не подлежит применению, а, соответственно, юридические последствия, порождаемые этим актом, должны быть отменены и восстановлено первоначальное положение заинтересованных сторон.

Только Конституционный Суд РФ имеет право отменять действие законов и подзаконных актов органов власти РФ и субъектов РФ по причине их несоответствия Конституции РФ и тем самым осуществлять конституционный контроль за исполнением законодательства и правомерностью вынесения решений органами власти на федеральном и региональном уровнях.

Конспекты юриста

Решения Конституционного Суда РФ: юридическая сила и правовые последствия

План курсовой работы

1. Общая характеристика решений Конституционного Суда Российской Федерации.

  • 1.1. Понятие и правовая природа решений Конституционного Суда Российской Федерации.
  • 1.2. Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в осуществлении правосудия.

  • 2.1. Порядок принятия и юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации.
  • 2.2. Проблемы толкования решений Конституционного Суда Российской Федерации.

Список использованной литературы.

Актуальность темы обуславливается особенной ролью решений Конституционного Суда РФ, их воздействием на процесс по обеспечению соблюдения прав и свобод граждан, созданию непротиворечивой системы законодательства на основе конституционных требований.

По своей сути решения Конституционного Суда Российской Федерации имеют прецедентное значение, особое внимание уделяется жалобам граждан на нарушение государственными органами их прав и свобод. Решения Конституционного Суда Российской Федерации влияют не только на конкретный случай, но и затрагивает все похожие случаи. Так например, гражданином или юридическим лицом может быть подано обращение за нарушением конституционных прав определенным нормативно-правовым актом. Вследствие признания Конституционным Судом нормативно-правового акта нарушающим конституционные права граждан или юридических лиц влечет утрату полностью или частично юридической силы этого акта.

Решения Конституционного Суда РФ действуют непосредственно и их исполнение не находится в зависимости от издания дополнительных нормативно-правовых актов. Тем самым решения Конституционного Суда устраняют пробелы и противоречия в законодательстве, в каком то смысле выполняя законотворческую функцию выступая в роли «негативного законодателя», оказывая как прямое, так и косвенное воздействие на деятельность законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов.

Цель курсовой работы – проанализировать решения, принимаемые Конституционным Судом РФ по видам, их юридической силе и правовым последствиям.

Данная цель реализуется в работе посредством решения следующих задач:

  • — раскрыть природу и виды решений Конституционного Суда;
  • — определить механизм принятия и юридическую силу решения Конституционного Суда;
  • — выявить проблемы толкования решений Конституционного Суда Российской Федерации.

Объектом исследования являются способы принятия решений Конституционного Суда РФ и их правовые последствия.

Предметом исследования выступают решения Конституционного Суда как правового акта, обладающего высшей юридической силой, принятого в порядке особого судопроизводства.

Структура курсовой работы определяется поставленными в ней задачами. Исходя из этого, курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, на которой базируется написание текста.

Читайте так же:  Гарантийный случай: права потребителя, условия наступления, ремонт по гарантии - актуальная информация

В основе написания работы были использованы различные источники: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Федеральные Конституционные законы, монографии и научные статьи, материалы судебной практики, посвященные данной проблеме.

Виды решений Конституционного суда РФ и их юридическая сила

Конспект лекции: Решения Конституционного Суда РФ: виды, юридическая сила

Виды решений КС РФ:

  • – решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты, является решением КС РФ;
  • – постановление – итоговое решение по существу вопросов о соответствии актов КРФ, споров о компетенции, по жалобам на нарушение прав и свобод граждан – выносится именем РФ;
  • – заключение – итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ;
  • – определения – все иные решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства;
  • – решения по вопросам организации деятельности КС РФ.

Принятие решения. Оно принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей (председательствующий голосует последним). Если голоса (по делу о проверке конституционности нормативного акта) разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционно оспариваемого акта. Решение о толковании КРФ принимается большинством не менее 2/3 голосов. Судья КС РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Требования, предъявляемые к решениям КС РФ:

  • – решения должны основываться на материалах, исследованных КС РФ;
  • – при принятии решения должен оцениваться буквальный смысл рассматриваемого акта, а также смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой;
  • – постановление и заключение дается только по предмету, указанному в обращении (КС РФ не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении);
  • – постановления и заключения излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия;
  • – определения оглашаются в заседании и заносятся в протокол.

В решении КС РФ содержатся следующие сведения: наименование решения, дата и место принятия; персональный состав КС РФ; данные о сторонах; формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к рассмотрению; нормы КРФ и ФКЗ, согласно которым КС РФ вправе рассматривать данный вопрос; требования в обращении; фактические обстоятельства; нормы КРФ И ФКЗ, которыми руководствовался КС РФ при принятии решения; доводы в пользу принятого решения; формулировка решения; указание на окончательность и обязательность решения; порядок вступления в силу решения, порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.

Итоговое решение подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья, не согласный с решением, вправе письменно изложить свое особое мнение (приобщается к материалам дела). Судья, голосовавший за постановление или заключение по существу вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Решение КС РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании КС РФ немедленно после его подписания.

Постановления и заключения КС РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ.

Решение КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими КРФ, не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Если из решения КС РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, орган, принявший этот нормативный акт, рассматривает вопрос о принятии нового нормативного акта (до его принятия непосредственно применяется КРФ).

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения КС РФ влечет ответственность, установленную ФЗ. Решение КС РФ может быть разъяснено только самим КС РФ по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в КС РФ (о разъяснении решения КС РФ выносится определение).

Предлагаем вашему вниманию матрасы 140 195 фабричного производства.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

[2]

Виды решений кс рф:

постановление – основной вид итогового решения КС.

заключения – итоговое решение по процедуре отрешения Президента от должности.

определения – все иные решения (об отказе в принятии к рассмотрению, как пример. это процессуальные решения, а не итоговые)

итоговые – постановления и заключения

иные решения – определения

По процедуре принятия Судом решения:

с проведением слушания

без проведения слушания (участники не приглашаются, все документы не оглашаются и т.д.):

А) о соответствии Конституции НПА, за исключением ФКЗ, ФЗ, конституций субъектов

Б) по жалобам граждан (конкретный нормоконтроль)

В) по запросам судов

Они рассматриваются без слушания, если придет к выводу, что оспприваемые положения:

— аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлением Суда, сохраняющим силу;

— оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Суда, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение КС неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Юридическая сила решений кс

Решения окончательны, обжалованию не подлежат (ст. 79 ФКЗ о КС)

Решения вступают в силу немедленно после его провозглашения. Решения, принятые Судом без слушания вступают в силу после опубликования.

Решения действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

Юридическая сила решения о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Существует проблема неисполнения решений КС на высшем уровне власти (Если Правительство, Президент, Парламент не исполняют решения КС, никакой ответственности за это не существует)

Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены.

Обжалование решений КС РФ.

В судах, входящих в судебную систему РФ, обжаловать решения КС невозможно.

В межгосударственных органах по защите прав и свобод человека обжалование решений КС возможно в силу ч. 3 ст. 46 Конституции РФ. (абз. 4 п.1 мотивировочной части Определения КС от 22.05.1996 г. №62-О)

Исполнение решений кс рф

После опубликования решения органы государственной власти должны:

Правительство РФ не позднее 3 месяцев вносит в ГД соответствующий проект закона.

Читайте так же:  Образец заявления об установлении факта родственных отношений

Президент и Правительство не позднее 2 месяцев вносят необходимые изменения в свои акты или отменяют их.

Законодательный орган субъекта РФ в течение 6 месяцев вносит необходимые изменения в свои акты или отменяют их. Проекты изменений вносит высшее должностное лицо субъекта РФ не позднее 2 месяцев.

Высшее должностное лицо субъекта РФ не позднее 2 месяцев вносит необходимые изменения в свои акты или отменяет их.

ФОГВ и ОГВ субъектов РФ, заключившие признанный несоответствующим Конституции РФ договор не позднее 2 месяцев вносят в договор соответствующие изменения или прекращают его действие.

Особое мнение судьи – ст. 76 ФКЗ «О КС РФ» (смотреть самостоятельно и обязательно)

Билет№21 Решения Конституционного Суда Российской Федерации; их виды, порядок принятия и юридическое значение.

Решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, можно подразделить на два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридичес­кие последствия. В иных решениях констатируются какие-то обсто­ятельства и определяются последствия, имеющие отношение не к со­держанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации ра­боты Суда в целом или проведению его заседаний, истолкованию при­нятых постановлений.

Итоговые решения выносятся по результатам разбира­тельства дел о соответствии Конституции РФ законов и других пра­вовых актов, названных в ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования кон­ституционных положений. Итоговые решения по этим вопросам оформляются документами,именуемыми постановлениями Консти­туционного Суда РФ.

В случаях, когда может потребоваться проверка соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, итоговое решение оформляется документом, которому дано другое название — заключение Конституционного Суда РФ.

Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь ра­ботники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколиро­вание и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсужде­нии того решения, которое должно быть принято, предоставляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений.

Голосование проводится открыто путем поименного опроса су­дей, который производится в алфавитном порядке фамилий судей, начиная с судьи, определяемого при каждом опросе по жребию. Во всех случаях председательствующий голосует последним. Для принятия решения требуется большинство голосов участвовавших в голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании, если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае, когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется. Протокол подписывается также всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению он не подлежит.

Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лицеили органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого подвергнута сомнению, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу приня­того решения, а при необходимости — и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался Суд. Другими словами, итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем, чтобы в ходе его применения не возниклоникаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении. Оно вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами

Билет№22Суды общей юрисдикции, их виды, основные задачи и полномочия.

Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В их задачи входит, в соответствии со ст. 3 Закона «О судоустройстве РСФСР», охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и законных интересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом «О судебной системе РФ» представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую — военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи, чьи полномочия и порядок назначения пока законом не определены.

Среднее звено военных судов составляют суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов. Низшее звено образуют военные суды гарнизонов, флотилий, армий.

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.

Билет №23 Верховный Суд Российской Федерации: состав, порядок формирования и полномочия. Структура Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховно­го Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собра­ния по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители, члены Суда и народ­ные заседатели. По Закону о статусе судей срок полномочий профессиональных судей не ограничивается. Срок полномочий народных заседателей — 5 лет.

Читайте так же:  Новая графа в квитанциях жкх - обращение с тко

Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж рабо­ты по юридической специальности не менее 10 лет. Они должны иметь и соответствующий жизненный опыт (быть не моложе 35 лет), а также отвечать высоким нравственным требованиям. Судья, впер­вые назначенный на должность, приносит присягу. Делается это в торжественной обстановке на собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом Российской Федерации.

Судьи Верховного Суда РФ, как и судьи других судов, являются носителями судебной власти, в своей деятельности они независимы, подчиняются только закону и ни перед кем не отчитываются. В за­висимости от занимаемой должности, стажа работы на судейских должностях и иных предусмотренных законом обстоятельств им могут быть присвоены квалификационные классы. Как правило, судьи Верховного Суда РФ состоят во втором, первом или высшем квалификационном классе.

Основные подразделения Суда:

§ Судебная коллегия по гражданским делам;

§ Судебная коллегия по уголовным делам;

Большая часть судебной деятельности приходится на долю Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии (ниже — судебные коллегии). Состав этих подразделений определяется Пленумом Верховного Суда РФ по предоставлению его Председателя из числа судей, назначен­ных в Верховный Суд РФ в установленном порядке. В Судебной коллегии по уголовным делам образуется кассационная палата.

Непосредственно работой судебных коллегий руководят их председатели. Ими являются заместители Председателя Верховного Суда РФ.

Эти коллегии Верховного Суда РФ осуществляют рассмотрение дел по трем инстанциям: по первой, кассационной, а также в качестве инстанции, проверяющей в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам приговоры и иные судебные решения, вступившие в силу.

По первой инстанции судебные коллегии рассматривают гражданские и уголовные дела, о которых сказано выше (см. пре­дыдущий параграф данной главы и § 4 гл. VIIучебника). Приговоры и решения, вынесенные судебными коллегиями по первой инстанции, могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Уголовные дела по первой инстанции могут рассматриваться в трех составах суда: в составе председательствующего (члена суда) и двyx народных заседателей или в составе трех судей—членов суда. Второй из таких составов может быть образован по уголовным делам при наличии согласия подсудимого (при отсутствии согласия подсудимого дело должно рассматриваться судом в составе судьи и двух народных заседателей). В Военной коллегии, как отмечалось выше (см. § 4 гл. VII учебника), допускается разбирательство уголовных дел и с участием присяжных заседателей.

Что касается гражданских дел, то они по первой инстанции могут рассматриваться единолично либо в составе судьи и двух народных заседателей. В Военной коллегии возможно образование коллегии, состоящей из трех судей-профессионалов (см. § 4 гл. VII учебника).

В кассационном порядке судебные коллегии рассматривают дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения судов общей юрисдикции среднего звена. Такие дела в судебных коллегиях рассматриваются кассационными составами, в которые входят три судьи, один из которых является председательствующим. Как уже говорилось, приговоры и постановления, вынесенные судом присяжных в краевом, областном и городском суде, обжалуются и опротестовываются в кассационную палату, образуемую в Судебной коллегии по уголовным делам. Вынесенные при этом кассационные определения могут быть опротестованы в Президиум Верховного Суда РФ.

В качестве инстанций, проверяющих законность и обоснованность вступивших в силу приговоров и иных решений, судебные коллегии рассматривают дела по протестам Председателя Верховного Суда РФ или его заместителей, Генерального прокурора РФ и его заместителей. Надзорные определения судебной коллегии могут быть опротестованы в Президиум Верховного Суда РФ Председателем Верховного Суда РФ или Генеральным прокурором РФ. Они также вправе проверять соответствующие приговоры и иные решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Помимо судебной деятельности судебные коллегии периодичес­ки обобщают кассационную и надзорную практику, составляют об­зоры, в которых вскрывают наиболее типичные ошибки, допускае­мые нижестоящими судами. Обзоры направляются в верховные суды республик, краевые, областные и другие суды, которые используют их для проведения семинаров с судьями и для совершенствования судебной деятельности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

Решения Конституционного Суда Российской Федерации, их виды, содержание, форма и юридическое значение.

Решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, можно подразделить на два вида:

В иных решениях констатируются какие-то обсто­ятельства и определяются последствия, имеющие отношение не к со­держанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации ра­боты Суда в целом или проведению его заседаний, истолкованию при­нятых постановлений.

К их числу можно отнести следующие вопросы:

об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секрет­аря,

об утверждении в должности руководителей подразделений Секретариата,

об одобрении Регламента,

о формировании палат,

о принятии или об отказе в принятии к своему производству конкретных дел,

о назначении судей-докладчиков,

о приостановлении или прекращении полномочий судьи,

о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок.

Решения по этим вопросам называются определениями Конституционного Суда РФ. Они, как правило, не оформляются в виде отдельных документов. Их излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат.

К итоговым решениям относятся те, в которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридичес­кие последствия.

В иных решениях констатируются какие-то обсто­ятельства и определяются последствия, имеющие отношение не к со­держанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации ра­боты Суда в целом или проведению его заседаний, истолкованию при­нятых постановлений.

Итоговые решения выносятся по результатам разбира­тельства дел о соответствии Конституции РФ законов и других пра­вовых актов, названных в ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования кон­ституционных положений. Итоговые решения по этим вопросам оформляются документами, именуемыми постановлениями Консти­туционного Суда РФ.

В случаях, когда может потребоваться проверка соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, итоговое решение оформляется документом, которому дано другое название — заключение Конституционного Суда РФ.

Читайте так же:  Статья 125 УК РФ: Оставление в опасности – описание, виды, ответственность

Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила.

Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи.

На совещания могут быть допущены лишь ра­ботники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколиро­вание и нормальный ход совещания.

Каждому судье при обсужде­нии того решения, которое должно быть принято, предоставляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений.

Голосование проводится открыто путем поименного опроса су­дей, который производится в алфавитном порядке фамилий судей, начиная с судьи, определяемого при каждом опросе по жребию.

Во всех случаях председательствующий голосует последним.

Для принятия решения требуется большинство голосов участвовавших в голосовании судей.

Судья не вправе воздерживаться при голосовании, если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением.

Решение (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним.

Совещание протоколируется. Протокол подписывается также всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению он не подлежит.

Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов.

В таком документе обязательно должны быть отражены:

сведения о месте и дате принятия решения,

лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос,

нормативном акте, конституционность которого подвергнута сомнению,

аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения,

доводы в пользу приня­того решения,

при необходимости — доводы, опровергающие утверждения сторон,

ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался Суд.

Итоговое решение вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.

Среди постановлений солидную часть составили те, которые имеют прямое или косвенное отношение к организации и деятельности правоохранительных органов, выполнению ими своих функций по охране прав и свобод человека и гражданина.

К числу таких постановлений можно отнести:

от 3 мая 1995 г., откорректировавшее порядок осуществле­ния судебного контроля за законностью и обоснованностью ареста и продления его срока;

от 13 ноября 1995 г., которое ориентирует на то, чтобы суды принимали жалобы на незаконное и необоснованное прекращение уголовных дел, чтобы проверка таких решений была делом не только прокуроров;

от 27 марта 1996 г, подтвердившее, что обвиняемый по лю­бому уголовному делу, даже тому, которое связано с государствен­ной тайной, вправе свободно избирать себе из числа адвокатов за­щитника, которому он доверяет;

от 16 марта 1998 г. о несоответствии Конституции РФ по­ложений уголовно-процессуального законодательства, допускаю­щих передачу дел из одного суда в другой без учета мнения под­судимого;

от 6 июля 1998 г. о неконституционности положения, о том, что приговор, постановленный Верховным Судом РФ, не подлежит кас­сационному обжалованию;

от 16 июня 1998 г., установившее, что суды общей юрисдик­ции и арбитражные суды не вправе решать вопрос о том, соответ­ствует ли федеральный закон Конституции РФ;

от 23 марта 1999 г. о противоречии Конституции РФ положе­ний УПК, которые не предусматривают прямо возможность обжа­лования в суд решений прокурора или органа расследования о воз­буждении уголовного дела, производстве обыска, ареста имущества и приостановлении предварительного расследования;

Согласно ст. 6 Закона о Конституционном Суде решения этого суда «обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, предприя­тий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений«.

Это общее положение о юридической силе ре­шений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется ря­дом других.

Установлено, в частности, что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу и не могут применяться.

Подчеркивая юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч. 2 ст. 79 Закона предусматривает: «Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта«.

Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением.

Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный Суд РФ поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступ­лении.

Такой запрос может исходить только от Государственной Думы.

[3]

Общая характеристика федеральных судов общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ (ст. 126 Конституции РФ) – это высший судебный орган судов общей юрисдикции

Данный суд призван выполнять три основные социальные функции:

выполнение задач, которые возлагаются на него как на выс­ший судебный орган по гражданским, уголовным, административ­ным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью таких судов;

дача разъяснений по вопросам судебной практики.

[1]

Первая функция Верховного Суда РФ проявляется в том, что он наделен полномочием рассмат­ривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные и от­ветственные гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов общей юрисдикции.

К судам такого рода можно отнести суды, уполномо­ченные рассматривать обычные, не требующие специальных проце­дур и особого подхода дела (практически это все судебные дела, кроме тех, что отнесены к ведению Конституционного Суда РФ и арбитражных судов).

Вторая функция Верховного Суда РФ тесно связана с первой. Осуществлять судебный надзор за деятельностью судов — это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки.

Делаться это должно только в процессуальных формах, т.е. с соблюдением установленных законом правил судопроизводства.

Третья функция Верховного Суда РФ тоже не изолирована от других. Осуществление ее позволяет Верховному Суду РФ активно влиять в нужном направлении на практику применения конкретных законов не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами.

Верховный Суд РФ — один из органов, который располагает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения.

Опираясь на такую информацию, он способен активно содействовать законотворчеству.

Итоговые решения КС РФ: понятие, виды, юридическая сила, юридические последствия

Конституция РФ и действующее законодательство, доктрина конституционного правосудия и практика Конституционного Суда РФ дают достаточные основания, чтобы считать итоговые решения и содержащиеся в них правовые позиции Конституционного Суда РФ новым и самостоятельным источником всех отраслей российского права, включая конституционное право и судебно-конституционное право и процесс.

Читайте так же:  Ответственность по долгам индивидуального предпринимателя: что нужно знать

Итоговые решения как государственно-властные веления содержат ответ по существу вопроса, поставленного заявителем в обращении: об официальном толковании конституции; о проверке конституционности нормативного акта, внутригосударственного или международного договора; о наличии или отсутствии у государственного органа оспариваемого полномочия и т. д. Итоговое решение может быть вынесено только по тому конституционному делу, которое рых является организация и деятельность конституционного суда.

Содержание, виды, основания и порядок принятия, требования, предъявляемые к итоговым решениям, форма изложения, порядок опубликования, юридическая сила, механизм реализации и другие вопросы, относящиеся к итоговым решениям Конституционного Суда РФ, определены ч. 6 ст. 125 Конституции РФ и Федеральным конституционном законом от 21 июля 1994 г. (ст. 6, 71—75, 77—83 и др.). Отдельные аспекты отношений, связанных с решениями Конституционного Суда, рассматриваются в его Регламенте.

Итоговые решения Конституционного Суда РФ характеризуются следующими признаками:

• содержат государственно-властные веления;

• выносятся, как правило, от имени Российской Федерации;

• излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием выводов и мотивов их принятия;

• принимаются в порядке конституционного судопроизводства в пленарных заседаниях или заседаниях палат Конституционного Суда РФ, имеют одинаковую юридическую силу, в равной мере считаются решениями Конституционного Суда РФ;

• окончательны и обжалованию не подлежат;

• действуют непосредственно и не требуют подтверждения каких-либо органов и лиц;

• обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Виды итоговых решений зависят от особенностей производств по отдельным категориям рассматриваемых дел.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. различаются два вида итоговых решений: постановления и заключения. Решения Конституционного Суда РФ, принятые по делам о толковании Конституции РФ, по спорам о компетенции, о проверке конституционности законов и других нормативных правовых актов в порядке абстрактного нормоконтроля по обращениям компетентных органов, а также законов в порядке конкретного нормоконтроля по жалобам граждан и запросам судов в соответствии с положениями ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г., именуются постановлениями и выносятся именем Российской Федерации. Постановления принимаются как Пленумом, так и палатами Конституционного Суда РФ. При этом постановления, принятые в пленарных заседаниях и заседаниях палат, обладают одинаковой юридической силой. Равенство юридической силы решений, принятых пленарным заседанием и палатами, означает, что и те и другие не подлежат обжалованию и пересмотру, являются окончательными и общеобязательными, порождают равнозначные юридические последствия.

Конституционный Суд РФ наделен конституционным полномочием толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ). Решения (в форме постановления) Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ являются официальными и обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.).

Самостоятельную группу итоговых решений (в форме постановлений) составляют решения Конституционного Суда РФ по осуществлению им конституционного нормоконтроля (проверка конституционности законов и иных нормативных правовых актов, внутригосударственных договоров и международных договоров Российской Федерации). К этой группе решений примыкают и решения Конституционного Суда РФ о разрешении споров о компетенции.

Именно Конституция РФ признает итоговые решения (выводы) Конституционного Суда РФ в качестве нормативных установлений, тем самым приравнивая их по юридической силе к Конституции РФ.

Решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением (ч. 7 ст. 125 Конституции РФ). Заключение Конституционного Суда РФ в отличие от постановлений не выносится от имени Российской Федерации.

В заключении дается констатация факта соблюдения или, наоборот, несоблюдения установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ. Заключение Конституционного Суда РФ по запросу о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ не свидетельствует об обоснованности или, напротив, необоснованности выдвинутых обвинений.

Итоговые решения Конституционного Суда РФ (постановления и заключения) окончательны и обжалованию не подлежат, имеют общеобязательный характер, так как они обращены ко всем субъектам права, а не только к заявителям и являются общеобязательными. Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта (см. ст. 6, 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.).

Ни законодатель, ни другие органы публичной власти не могут отменить или изменить выводы Конституционного Суда РФ, содержащиеся в его итоговых решениях. Итоговые решения Конституционного Суда РФ приравниваются по юридической силе к Конституции РФ. Они вносят в законотворческую и правоприменительную практику определенность и стабильность.

Итоговые решения Конституционного Суда прежде всего обращены к публичной власти в лице ее законодательных и исполнительных органов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Брэбан, Г. Французское административное право; М.: Прогресс, 2012. — 488 c.

  2. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.

  3. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.
  4. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.
  5. Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.
Виды решений конституционного суда рф и их юридическая сила
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here