Содержание
- 1 Что-то пошло не так
- 2 Что не является предметом государственного строительного надзора?
- 3 Государственный строительный надзор – что не входит в сферу его деятельности
- 4 Что не является предметом государственного строительного надзора
- 5 При строительстве и реконструкции каких объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор
- 6 Что не является предметом государственного строительного надзора
- 7 Государственный строительный надзор
- 8 Государственный строительный надзор
Что-то пошло не так
Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал
Сделано в Санкт-Петербурге
© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна
Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.
Ошибка на сайте
Удаление аватара
Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?
Что не является предметом государственного строительного надзора?
Предмет государственного строительного надзора
Предметом государственного стройнадзора не являются вопросы, которые прямо не приведены в ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), поскольку именно в данной норме указан предмет проверок.
Итак, в предмет надзора входят:
- проверка соответствия работ, материалов и результатов работ требованиям техрегламентов и проектной документации (п. 1 ч. 2 ст. 54 ГрК РФ);
- проверка наличия разрешительных документов на строительство (п. 2 ч. 2 ст. 54 ГрК РФ);
- проверка выполнения работ именно предпринимателями, являющимися членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции и капремонта (далее — СРО, ч. 2 ст. 52, п. 3 ч. 2 ст. 54 ГрК РФ);
- проверка соблюдения требований лицом, осуществляющим строительство (ч. 3 ст. 52, п. 3 ч. 2 ст. 54 ГрК РФ);
- проверка соблюдения требования о том, что застройщик, осуществляющий строительство, является членом СРО или привлекает лиц по подрядным соглашениям (ч. 3.1 ст. 52, п. 3 ч. 2 ст. 54 ГрК РФ).
ВАЖНО! В соответствии с письмом Ростехнадзора «О предмете госстройнадзора и приемке объектов в эксплуатацию» от 31.08.2016 № 09-00-06/5879 надзору подлежит проверка на соответствие не только российским нормативным актам, но и техническим требованиям Евразийского экономического союза.
В соответствии с чч. 3, 4 ст. 54 ГрК РФ проверки проводятся федеральными и региональными органами. Об особенностях надзора применительно к отдельным органам и сферам стройнадзора будет рассказано в последующих разделах настоящей статьи.
Федеральная служба государственного строительного надзора
Основным федеральным органом, осуществляющим надзор в рассматриваемой сфере, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В соответствии с п. 1 положения о Ростехнадзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, помимо того, что Ростехнадзор является федеральной службой, уполномоченной на проведение государственного стройнадзора, указанный орган также выступает:
- надзорным органом по атомной энергии;
- надзорным органом в сфере промышленной безопасности;
- органом, осуществляющим горный надзор;
- органом надзора по энергетике;
- координирующим органом по ядерной безопасности.
Деятельность Ростехнадзора относительно надзора за строительством регламентируется, в частности, следующими документами:
- административным регламентом по исполнению Ростехнадзором госфункции по осуществлению госнадзора за деятельностью СРО в области инженерных изысканий…, утв. приказом Ростехнадзора от 25.07.2013 № 325;
- административным регламентом по исполнению Ростехнадзором госфункции по осуществлению федерального государственного стройнадзора при строительстве, реконструкции объектов капстроительства…, утв. приказом Ростехнадзора от 31.01.2013 № 38;
- методическими рекомендациями по осуществлению федерального госстройнадзора при строительстве и реконструкции…, утв. приказом Ростехнадзора от 18.05.2017 № 167.
Дополнительную информацию об Ростехнадзоре можно узнать из статьи Функции строительного контроля и технического надзора.
О предмете надзора по типовой программе инспекции государственного строительного надзора на объектах атомной энергии
Приказом Ростехнадзора от 16.06.2008 № 414 утверждена типовая программа инспекции государственного стройнадзора на объектах использования атомной инспекции (далее — программа).
Программой установлены основные направления, по которым проводится инспекция (п. 7). К ним относятся:
- строительные работы;
- геодезия;
- земляные работы и работы с фундаментом;
- работы с бетоном и арматурой;
- работы, связанные с установкой изделий из железобетона;
- установка конструкций из стали;
- работы, связанные с установкой покрытий против коррозии;
- гидро- и теплоизоляция;
- установка трубопроводов, иных конструкций;
- установка систем безопасности;
- проверка устранения нарушений.
По результатам проверки устранения нарушений, указанных в выданных ранее предписаниях органов стройнадзора, организация может быть привлечена к ответственности, если надлежащее исправление не было произведено (постановление 10-го арбитражного суда от 30.03.2017 № 10АП-2765/2017 по делу № А41-88706/16).
В соответствии с п. 3 программы проверка завершенного строительством объекта осуществляется только после того, как надзорный орган получит извещение от технического заказчика или застройщика о том, что строительство завершено.
Государственный архитектурно-строительный надзор
На федеральном уровне единого органа архитектурно-строительного надзора в настоящее время нет. В конце 1990-х — начале 2000-х годов при Госстрое РФ существовал Госархстройнадзор. Архитектурно-строительный надзор в соответствии с существующей системой органов власти РФ осуществляется, в частности, отделами государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны РФ.
На региональном уровне созданы, в частности, следующие органы архитектурно-строительного надзора:
- инспекция Тульской обл. по государственному архитектурно-строительному надзору (положение, утв. постановлением Правительства Тульской обл. от 02.07.2014 № 313);
- инспекция государственного архитектурно-строительного надзора администрации Калининградской обл. (положение, утв. постановлением администрации Калининградской обл. от 02.08.2005 № 495);
- инспекция государственного архитектурно-строительного надзора Ивановской обл. (положение, утв. постановлением главы администрации Ивановской обл. от 12.03.1992 № 192).
Органы архитектурно-строительного надзора также создаются на уровне отдельных городов. Например, в Липецке (положение об инспекции архитектурно-строительного надзора г. Липецка, утв. постановлением главы администрации от 26.03.2003 № 1261).
Рассматриваемые органы могут обращаться в суды с заявлениями о привлечении организаций к административной ответственности по вопросам, входящим в предмет их контрольной деятельности (определение ВС РФ от 15.08.2017 № 309-АД17-10172 по делу № А60-35251/2016).
Служба государственного строительного надзора и экспертизы
В ряде субъектов РФ созданы службы государственного строительного надзора и экспертизы. В частности, органы с такими наименованиями образованы в Санкт-Петербурге, Хабаровском крае, Омской области и Еврейской автономной области.
Указанные службы, выступая в том числе в качестве региональных органов государственного стройнадзора, осуществляют проверки согласно определенному законодательством предмету проверки.
С 01.01.2018 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.10.2017 № 1294 при организации регионального строительного надзора применяется риск-ориентированный подход. Строящиеся и реконструируемые здания делятся на 3 категории риска, каждый из которых требует определенного числа проверок. Так:
- для категорий высокого риска требуется не более 12 проверок за весь период строительства;
- для значительного – не более 10;
- для умеренного не более 7.
Кроме того, указаны случаи, в которых количество проверок может быть увеличено, в том числе и в 2 раза.
Итак, для того чтобы определиться, что не является предметом государственного строительного надзора, необходимо обратиться к ст. 54 ГрК РФ, где со ссылкой на ст. 52 указанного кодекса приводится перечень вопросов, которые могут проверяться контролирующими органами. Специфика деятельности конкретных органов определена их регламентами и положениями, примеры которых были представлены в настоящей статье.
Государственный строительный надзор – что не входит в сферу его деятельности
Все работы, которые выполняются строительными организациями, должны отвечать техническим регламентам и проектной документации. Соответствующий контроль осуществляется органами государственного строительного надзора.
Задачей государственного строительного надзора является предотвращение и обнаружение несоответствий, которые были допущены заказчиком, застройщиком или исполнителями работ в процессе строительства.
Во время надзора контролирующими органами проверяется соответствие выполняемых работ строительным нормам, технической и проектной документации, действующим законодательным актам.
Все, что не входит в этот список, не относится к сфере государственного строительного надзора.
Должностные лица, проводящие проверку, могут:
- свободно посещать проверяемые объекты капстроительства;
- требовать от заказчиков, застройщиков и исполнителей работ предоставления договоров, актов и другой сопутствующей документации, образцов используемых строительных материалов;
- требовать проведения экспертиз и испытаний, если таковые должны были быть проведены, но не проводились;
- готовить акты по итогам проверок, вносить рекомендации относительно устранения выявленных нарушений;
- осуществлять другие действия в рамках законодательства РФ.
Какие объекты подлежат проверке, а какие – нет
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, государственный строительный надзор выполняется при проведении строительных мероприятий, реконструкции или капремонте зданий, проектная документация которых является типовой документацией или ее видоизмененным вариантом.
Кроме того, если проектная документация строящихся объектов подлежит госэкспертизе, государственный строительный надзор также является обязательным.
Не подлежат подобным проверкам:
- жилые дома, высота которых – меньше трех этажей;
- отдельно расположенные здания, не предназначенные для проживания, высота которых – меньше трех этажей, а площадь – не больше 1,5 тысяч квадратных метров;
- объекты, строительство которых не требует получения специального разрешения.
Государственный строительный надзор реализуется на федеральном и региональном уровнях, поэтому все нюансы уточняются нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.
Как осуществляется надзор
В извещении указываются сведения о заказчике, застройщике и исполнителях работ, а также о самом объекте строительства или реконструкции.
Вместе с извещением подаются такие документы:
- разрешение на строительные работы;
- проектная документация и экспертное заключение по ней;
- журналы учета выполняемых работ.
На основе всех поданных документов разрабатывается план проведения проверок.
План включает в себя:
- перечень работ, выполнение которых будет проверяться;
- предмет каждой проверки;
- план проведения контрольных мероприятий и ориентировочное время на каждое из них;
- перечень документов, которые будут изучаться при проведении проверок.
Что именно проверяется
При разных видах работ внимание контролирующих органов уделяется разным мероприятиям:
- при строительстве – соблюдению требований по подготовке территории и выполнению земляных работ, мероприятий по обустройству фундаментов, инженерно-технических систем, коммуникаций и оборудования;
- при реконструкции – выполнению требований по подготовке здания или сооружения, усилению или обустройству фундамента, изменению характеристик объекта;
- при капремонте – подготовке объекта к ремонту, укреплению фундамента, замене инженерных систем, оборудования и т. д.
После каждой проверки контролирующими органами готовятся акты, которые в дальнейшем выступают основаниями для направления предписаний относительно устранения выявленных несоответствий. До момента устранения нарушений работы могут быть приостановлены.
После того, как все запланированные работы выполнены, контролирующие органы проводят итоговую проверку, во время которой объект подлежит визуальному осмотру. Кроме того, тщательно проверяется вся строительная документация.
Что не является предметом государственного строительного надзора
Как проводятся проверки
С момента поступления извещений, либо истечения сроков исполнения предписания сотрудник ГСН готовит приказ о проверке. После этот приказ регистрируется на портале «Единый реестр проверок», который курирует прокуратура.
Далее этот приказ направляется застройщику, либо лицу, осуществляющему строительство (смотря кого проверяют) за три рабочих дня до проверки.
Также направляется уведомление о дате, времени и месте проверки в орган СРО, в котором состоит лицо, подлежащее проверке.
В назначенную дату и время на объект приходят ответственные специалисты для проверки выполненных работ. Про предмет проверки я писал выше.
Сроки проведения проверки указываются в приказе и они должны соответствовать срокам указанным в программе проверок.
По результатам проверки составляется акт проверки, который вручается проверяемому лицу. В зависимости от наличия нарушений выдается предписание и назначаются штрафы.
Следует отметить, что проверку можно провести только в присутствии уполномоченного представителя проверяемого лица. В определенных случаях можно и в его отсутствии, но таких случаев очень мало.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога прораба, в данной статье гасн поговорим о государственном контроле строительных объектах разберемся, что они должны проверять, расскажу, как на самом деле проходят проверки и о моем завершение работ на стройке в Мытищах.
Стройки государство проверяет двумя организациями ГАСН (Государственный Архитектурно Строительный Надзор) и Ростехнадзор. Если вы строите жилые объекты, склады, то вас контролирует ГАСН, если такие объекты как химические или металлургические заводы, атомные станции и им подобные то Ростехнадзор.
Госархстройнадзор не контролирует строительство жилых домов с количеством не более трех этажей, на частном участке гаражи, бани, сараи и реконструкцию объектов не являющиеся объектами капитального строительства (киоски, навесы и др.)
Более подробно о правах и обязанности инспекторов ГАСНа, можно почитать, кликнув по этой .
Перед началом строительство объекта вы должны известить ГАСН, они в свою очередь должны вам предоставить приказ об ответственном лице, который будет приезжать к вам с проверкой и выдать график своих «наездов».
Кроме графика, если поступят жалобы от физического лица или какого-нибудь органа, что строительство ведется с нарушениями техники безопасности и предоставляет угрозу жизни людям, то ГАСН будет проверять стройку на принятые в заявление нарушения.
Главная задача инспекторов выявить и пресечь нарушения строительных процессов или работ по капитальному ремонту зданий согласно проекту, нормам и правилам технических регламентов.
Полномочий у инспектора госархинадзора большие может потребовать проведение экспертиз на материалы, проверять действительно работы проводятся согласно проектной документации.
Если инспектор выявил нарушения в технологическом процессе или применение некачественных строительных материалах, то могут выписать штраф или остановить деятельность фирмы до 90 дней, пока не выяснят обстоятельства нарушений.
При неоднократном нарушении ГАСН может потребовать отозвать лицензию у строительной фирмы и прекратить ее существование.
Ростехнадзор
Порядок контроля Ростехнадзора такой же, как и ГАСНа перед началом работ их предупреждаете, получаете приказ об назначение ответственного лица, который вас будет контролировать и график проверок.
Чтоб лучше знать свои права и обязанности инспекторов при проверках Ростехнадзора советую почитать эти законны:
1. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Он регулирует отношения между организациями и индивидуальными предпринимателями с одной стороны и проверяющими – с другой.
2. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Этот закон определяет все основные понятия в области промышленной безопасности, закрепляет права и обязанности организаций и контролирующих их надзорных органов, в частности Ростехнадзора.
3. Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280. Он определяет сроки и порядок проведения проверок инспекторами Ростехнадзора на ОПО, а также порядок взаимодействия представителей Ростехнадзора и проверяемых организаций.
У инспекторов Ростехнадзора те же полномочия, что и у ГАСНа имеют права проверить правильно ли вы строите и какие материалы применяете, привлекать к административной ответственности за нарушение.
Как на самом деле проходят проверки
Работая в разных организациях и в различных регионах проверки органов государственной власти, заканчивались всегда штрафами. Разница была только в их величине и руководители обычно радовались, когда получалось договориться на не большой штраф.
Штрафы получали при любом раскладе, независимо от того, что строительство велось согласно проекту, перед приездом инспектора наводился порядок на строительной площадке по всем правилам техники безопасности.
Такая ситуация идет проверка инспектора, приходит на стройку, нарушений не может найти. Что делать? Он находит нарушение по обеспечению стройплощадки питьевой водой. Дело было летом на стройплощадке питьевая вода была привозная в канистрах. Инспектор потребовал паспорт качества на воду, конечно ему его никто не смог предоставил в итоге штраф. Как говорят докопаться можно и до столба.
Почему так происходит, мне кажется, что инспекторам все равно правильно строят или нет, они едут уже нацеленные на выписывание штрафов. Может у них это показатель работы, чем больше штрафов выпишут, значит он хорошо работает. Интересно послушать ваше мнение, вы сталкивались с проверками государственных органов и часто ли вас наказывали? Пишите в комментариях.
Стройка в Мытищах
Прошел год, закончилась очередная стройка. Сдача и завершение этого объекта будет в следующем году, но мне по большему счету там делать уже было нечего.
В тему проверок ГАСНа, в начале строительства мы получили график проверок этой организации. Согласно которому они раз в месяц должны были приезжать и контролировать процесс строительства. В течение года ни разу не было проверок. Появились под конец объекта.
В течение строительства заказчик решил сделать изменения на объекте, пристроили рампу и построили внутри двухэтажную встройку административно-бытового комплекса. Все эти достройки проектировщики рассчитали, начертили проекты, то есть все это строилось не со слов, а согласно чертежам.
Приехал проверяющий госархинадзора и заставил разобрать пристройку. Не знаю подробностей, но как я понял он приехал принимать объект, который был согласован с ними.
По плану должны были в середине декабря завершить строительство, смонтировать навес на рампе, но после этой проверки всё поменялось.
Полезные статьи:
Соблюдение проектных решений и обеспечение качества строительства Функции технадзора в строительстве начинаются с проверки проектно-сметной…
Акцепт молчанием Акцепт путём совершения конклюдентных действий. Встречная оферта. Публичная оферта Безотзывность оферты. Невозможность отозвать…
РОДСТВЕННИКИ БЛИЗКИЕСмотреть что такое «РОДСТВЕННИКИ БЛИЗКИЕ» в других словарях: РОДСТВЕННИКИ БЛИЗКИЕ — БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ ……
Что такое объект закупки и как его описатьОбъект закупки — в своем роде аналог техническому…
Купить трудовую книжку АТ-9. Основной документ, удостоверяющий трудоустройство гражданина и подтверждающий его стаж, — трудовая…
Законодательная базаБолее конкретно разобраться с понятием бенефициара поможет законодательство нашей страны. Основным нормативным актом в…
При строительстве и реконструкции каких объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор
Вопрос из Темы 2. Российское законодательство в области градостроительной деятельности по курсу самоподготовки по промышленной безопасности за 2019 год — «А 1. Основы промышленной безопасности«. Этот вопрос входит в билеты Ростехнадзора и применяется при онлайн тестировании по обучающе-контролирующей системе Олимпокс.
При тестировании по системе Олимпокс, на это вопрос приводится несколько вариантов ответов:
Видео (кликните для воспроизведения). |
При строительстве и реконструкции каких объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор?
А) При строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является модифицированной проектной документацией.
Б) При строительстве любых объектов.
В) Только при строительстве объектов, которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации являются особо опасными, технически сложными или уникальными.
Г) Только при строительстве объектов, общая площадь которых составляет более 1500 м 2 .
Пояснение:
N 190-ФЗ Статья 54. Государственный строительный надзор 1. Государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
А) При строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является модифицированной проектной документацией.
Что не является предметом государственного строительного надзора
Вопрос из Темы 2. Российское законодательство в области градостроительной деятельности по курсу самоподготовки по промышленной безопасности за 2019 год — «А 1. Основы промышленной безопасности«. Этот вопрос входит в билеты Ростехнадзора и применяется при онлайн тестировании по обучающе-контролирующей системе Олимпокс.
При тестировании по системе Олимпокс, на это вопрос приводится несколько вариантов ответов:
Что не является предметом государственного строительного надзора?
А) Наличие разрешения на строительство.
Б) Выполнение работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В) Соответствие строительных материалов, применяемых в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, проектной документации.
Г) Наличие декларации промышленной безопасности.
Пояснение:
N 190-ФЗ Статья 54. Государственный строительный надзор
2. Предметом государственного строительного надзора является проверка:
- 1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- 2) наличия разрешения на строительство;
- 3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса. Статья 52. 2. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
3. обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ.
Г) Наличие декларации промышленной безопасности.
Государственный строительный надзор
В сфере проведения строительных работ и капитального ремонта объектов недвижимости соблюдение установленных норм, правил и стандартов имеет важное значение не только для исполнения условий договоров, но и для обеспечения безопасности жизнедеятельности людей. Для контроля за соблюдением законодательства в процессе выполнения строительных работ осуществляется государственный строительный надзор.
Предмет государственного строительного надзора
Исходя из основных целей госстройнадзора, можно определить его понятие. Государственный строительный надзор заключается в профилактике, выявлении фактов и пресечении нарушений градостроительного законодательства при выполнении строительных работ со стороны застройщика, заказчика, подрядчика. При осуществлении строительного надзора к законодательным нормам приравнены технические регламенты и проектная документация на объект строительства.
Предметом государственного надзора в сфере выполнения строительных работ является:
- Проверка соответствия выполняемых строительных работ требованиям законодательства, технических регламентов и проектной документации. Под строительными работами в данном случае подразумевается строительство, капитальный ремонт объектов и их реконструкция. Кроме качества работ проверке подлежит и соответствие строительных материалов нормативным документам и проекту строительства.
- Проверка наличия у исполнителя работ разрешения на строительство. В ходе проверки устанавливается не только факт наличия такого разрешения, но и законность и обоснованность его выдачи уполномоченным органом.
- Проверка наличия у исполнителя работ членства в саморегулируемой организации. Данное требование распространяется на виды работ, прямо указанные в законодательстве. Строительный надзор в этой части осуществляется путем запроса в федеральный реестр саморегулируемых организаций.
В отношении некоторых видов строительных работ могут отсутствовать технические регламенты. В этом случае предметом надзора будет являться только проверка на соответствие строительным и федеральным нормам и правилам.
Органы государственного строительного надзора
По общему правилу, предусмотренному Градостроительным кодексом РФ, государственный строительный надзор уполномочены осуществлять федеральные органы исполнительной власти.
К таким органам отечественная правовая система относит:
- Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ. Эти ведомства уполномочены проводить надзор в отношении строительных работ, прямо указанных в законе и иных нормативных актах. Очевидно, что перечень таких работ напрямую вытекает из специального статуса объектов строительства или капитального ремонта, имеющего отношение к сфере внешней и внутренней безопасности Российской Федерации;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Это федеральное ведомство осуществляет строительный надзор в отношении большинства видов строительных работ, определенных законодательством. Служба Росстройнадзора входит в систему органов федеральной власти и имеет территориальные представительства в субъектах РФ.
При проведении государственного строительного надзора к правоотношениям между проверяющим органом и субъектом проверки применяются общие положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением нескольких особенностей:
- Для проверок в рамках осуществления государственного строительного надзора не предусмотрено составление ежегодного плана проверок;
- Основанием для проведения строительного надзора является не ежегодный план, а поступившее извещение от заказчика (подрядчика) работ об окончании строительства, либо обращение заинтересованных лиц о возможных угрозах безопасности. Заинтересованными лицами в данном случае могут выступать граждане, организации, средства массовой информации и другие субъекты.
- Отдельным случаем для проведения проверки является заявление о привлечении строительной организацией денежных средств долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов в нарушение требований законодательства.
По итогам проверки и в случае выявления нарушений органы Госстройнадзора выдают предписание об устранении нарушений законодательства или иных норм и правил. Это предписание является обязательным для выполнения, за неисполнение требований предписаний виновное лицо привлекается к ответственности.
В случае угрозы жизни и безопасности людей, а также при нарушениях технических регламентов, норм и правил, угрожающих разрушению объекта строительства, орган Росстройнадзора может приостановить или прекратить выполнение строительных работ на период устранения указанных обстоятельств.
Полномочия каждого органа государственного строительного надзора направлены на соблюдение баланса защиты интересов государства и общества в части безопасности выполняемых работ и защиты прав субъектов, занимающихся профессиональной деятельностью на строительном рынке.
Любой процессуальный акт органа строительного надзора может быть обжалован субъектом проверки путем подачи жалобы в вышестоящий орган, либо в судебном порядке.
Объекты государственного строительного надзора
Статьей 54 Градостроительного кодекса РФ определены объекты проведения государственного строительного надзора:
- Работы по строительству объектов капитального строительства, для которых проектная документация подлежит обязательной экспертизе;
- Работы по реконструкции объектов, затрагивающие основные характеристики надежности и безопасности этих объектов. Для данных работ законодательство также устанавливает принцип обязательности проведения экспертизы.
Объектом конкретной проверки в рамках осуществления государственного строительного надзора может быть как весь процесс строительных работ, так и их определенный этап. В ходе проверки органы Росстройнадзора имеют право запрашивать любую информацию, связанную с объектом проверки, любую документацию в отношении объекта проведения работ. Все выявленные замечания и нарушения отражаются в акте проверки и служат основанием для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства при производстве строительных работ.
Государственный строительный надзор
Выполняемые строительными компаниями работы должны соответствовать требованиям технических регламентов и проектной документации. При проведении государственного строительного надзора выявляются и пресекаются допускаемые застройщиком нарушения. О том, как проводятся проверки, — в нашей статье.
Государственный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (подп. 1 п. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).
Государственная экспертиза проектной документации, согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ, не проводится, в частности:
— для жилых домов, высотой менее трех этажей (индивидуальных или блочных);
— для отдельно стоящих зданий высотой не более двух этажей и площадью не более 1500 квадратных метров, не предназначенных для жилья и производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов);
— для объектов, не требующих получения разрешения на строительство.
Следовательно, на указанных объектах (при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте) государственный строительный надзор не проводится.
В то же время следует отметить, что не контролируется строительство индивидуальных жилых домов, высота которых не превышает трех этажей, только в том случае если они возводятся не по типовой проектной документации или ее модификации. Такое уточнение в подпункт «а» пункта 2 Положения, утвержденного постановлением № 54, внесено определением Верховного суда РФ от 8 июля 2008 г. № КАС08-309.
Контролирующие органы
В зависимости от статуса проверяемого объекта государственный строительный надзор осуществляется либо уполномоченными федеральными органами (Росатомом, Минобороны России), либо региональными органами исполнительной власти.
Так, федеральные органы проверяют ведение строительных работ на атомных объектах, линиях связи, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, опасных и особо опасных, а также технически сложных и уникальных объектах, на объектах военной инфраструктуры Вооруженных сил РФ и т. д. (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 54). Все другие объекты контролируют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Порядок проведения проверок
Для всех уполномоченных органов (как федеральных, так и региональных) приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129 утвержден единый порядок проведения проверок. Расскажем о нем подробнее. Контроль ведется с даты получения органом государственного строительного надзора извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства установленным требованиям.
Осуществление государственного строительного надзора за построенными и сданными в эксплуатацию объектами законодательством не предусмотрено (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 апреля 2008 г. № Ф03-А51/08-2/1216).
Форма контроля — проверки. Они проводятся должностными лицами органа госстройнадзора на основании соответствующего распоряжения (приказа).
Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое уполномоченным органом.
КОГДА ЖДАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ
Проверки осуществляются в соответствии с программой проверок, а также в следующих случаях:
— при получении извещения от застройщика (заказчика) о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
— при получении извещений от застройщика (заказчика) о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
— при обращениях граждан и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления и др.
ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ
Получив извещение о начале работ, контролирующий орган в течение семи рабочих дней должен разработать программу проведения проверок по данному объекту. В ней указываются следующие сведения:
— наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства;
— предмет и примерная дата проведения каждой проверки;
— ориентировочные затраты времени на проведение каждой проверки;
— иные сведения, необходимые для проведения проверок.
Программа составляется в двух экземплярах: первый остается в деле органа госстройнадзора, второй — направляется (вручается) застройщику или заказчику.
ЧТО ПРОВЕРЯЮТ
Предметом контроля является соответствие выполняемых строительных работ установленным требованиям и проектной документации.
При строительстве проверяют соблюдение требований по подготовке земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
При реконструкции — соблюдение требований по подготовке объекта для реконструкции, выполнению работ по усилению или монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения.
При капитальном ремонте — соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта для ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования.
КАК ПРОВЕРЯЮТ
Полномочия проверяющих определены в пункте 24 Положения, утвержденного постановлением № 54.
Основные права — это беспрепятственный доступ к объектам во время исполнения служебных обязанностей и совершение необходимых для проведения проверки действий.
Так, в ходе проверки должностное лицо:
— рассматривает представленные компанией, ведущей строительство, документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов или изделий;
— проводит визуальный осмотр выполненных работ и примененных строительных материалов;
— оформляет результаты проведенной проверки;
— осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
Оформление результатов проверок
Проверки, проводимые в процессе выполнения строительных работ, в случае обнаружения нарушений заканчиваются составлением акта, который является основанием для выдачи организации предписания об их устранении.
В акте указываются: вид нарушения, ссылка на документы (нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию), требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. В порядке, установленном определенном законодательством РФ, работы могут быть приостановлены на указанный срок (п. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ). Акт и предписание выписываются в двух экземплярах. К акту прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры всех этих документов остаются в деле органа государственного строительного надзора.
В отсутствие нарушений результаты проверки заносятся проверяющим в общий или специальный журнал.
Об устранении нарушений компания обязана известить орган госстройнадзора. Если строительная организация не устранит в установленный срок предписание, она может быть привлечена к административной ответственности.
Пример тому постановление ФАС Московского округа от 12 февраля 2008 г. № КА-А40/139-08. Главгосстройнадзор Московской области вынес в отношении строительной организации предписание о необходимости представления в установленный срок сертификатов соответствия и паспорта на применяемые при выполнении отделочных работ на объекте строительных материалов — дверных блоков, мраморных плит, изделий для облицовки парадной лестницы и др. В установленный срок организация не представила требуемые документы.
По факту неисполнения предписания Главгосстройнадзор Московской области составил протокол и обратился в суд с заявлением о привлечении организации к административной ответственности. Рассматривая заявленное требование, судьи признали доказанным факт невыполнения в установленный срок предписания административного органа, в связи с чем организация была привлечена к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб. Но есть и примеры судебных решений, в которых арбитры поддерживают организации.
Так, Управлением госстройнадзора департамента градостроительства администрации Приморского края была проведена проверка строительства жилого дома.
По ее результатам составлен акт, которым установлен факт проведения строительных работ по проектной документации, не имеющей положительного заключения государственной экспертизы проекта. Кроме того, на объекте отсутствовал информационный щит. Управлением госстройнадзора было вынесено предписание, которым организации предлагалось устранить допущенные нарушения. По мнению чиновников, предписание не исполнено в установленный срок. Поэтому был составлен протокол по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Материалы проверки и заявление департамента о привлечении организации к административной ответственности были направлены в арбитражный суд.
Однако судьи с чиновниками госстройнадзора не согласились. Дело в том, что в соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, уже получившей положительное заключение госэкспертизы и применяемой повторно. А проект строящегося дома полностью повторял уже введенный в эксплуатацию аналогичный объект.
Кроме того, организацией принимались меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки. Так, согласно договору был сделан заказ на изготовление информационного щита установленного образца.
При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу о том, что организация принимала все зависящие от нее меры, направленные на выполнение предписаний департамента по результатам проверки.
Итоговые проверки
После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится итоговая проверка. Она назначается в течение семи рабочих дней после получения от застройщика или заказчика извещения об окончании строительства (реконструкции, капитального ремонта).
При проведении проверки соблюдается общий порядок, но с учетом следующих особенностей:
— визуально осматривается весь объект (в полном объеме);
— проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.
О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НУЖНО СООБЩИТЬ
Если для планируемых работ предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченный орган извещение о начале таких работ (п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кроме того, обязательно требуется сообщать об изменении сроков окончания работ и о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.
Источники
Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.
ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.- Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.
- Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.