Порядок предоставления тарифных преференций и льгот

Полная информация на тему: "Порядок предоставления тарифных преференций и льгот" в помощь грамотному гражданину.

Тарифные льготы

Комментарий к статье 34 Закона РФ «О таможенном тарифе»: Тарифные льготы

В комментируемой статье установлены общие положения о тарифных льготах (преференциях): дано их определение, закреплены основные принципы установления, а также полномочия Правительства РФ по установлению порядка их предоставления.

Тарифную льготу, определение которой содержится в ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе», следует отличать от таможенной льготы. Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льготы по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы, таможенные сборы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу. Тарифная льгота подразумевает предоставление льготы в связи с взиманием таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название — тарифная льгота). Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.

В комментируемой статье законодатель отождествляет понятия тарифной льготы и тарифной преференции. Однако из текста Закона РФ «О таможенном тарифе» следует, что эти понятия не являются тождественными.

Анализируя нормы, содержащиеся в ст. ст. 36 и 37 комментируемого Закона, можно сделать следующие выводы. Во-первых, что предоставление тарифных льгот и преференции осуществляется в разных видах. Во-вторых, тарифные льготы и тарифные преференции также отличаются и по основаниям предоставления. Предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения товара. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот, необходимо определить, например, под каким таможенным режимом ввозится товар, в каких целях он ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и т.д. В-третьих, тарифные льготы могут предоставляться в связи с уплатой как ввозных, так и вывозных таможенных пошлин. Тарифные преференции предоставляются в связи с уплатой исключительно ввозных таможенных пошлин.

Разграничивая тарифные льготы и тарифные преференции, таможенно-правовая доктрина нередко объединяет их в единое понятие «таможенно-тарифные льготы», под которыми понимаются все виды льгот, используемых при осуществлении таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

В статье 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» определены основные характеристики тарифных льгот.

1. Тарифные льготы устанавливаются Законом РФ «О таможенном тарифе» и предоставляются исключительно по решению Правительства РФ. Правительство РФ определяет порядок предоставления тарифных льгот, установленных Законом РФ «О таможенном тарифе» (Постановления Правительства РФ от 23 июля 1996 года N 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями», от 11 апреля 1996 года N 414 «О порядке предоставления тарифных льгот на основании Федерального закона «О внесении дополнения в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», от 8 сентября 1994 года N 1041 «О порядке освобождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с этой территории в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, от обложения таможенными пошлинами» и др.).

2. Предоставление льгот по уплате таможенной пошлины не должно входить в противоречие с фискальным предназначением таможенной пошлины. Игнорирование этого обстоятельства неизбежно приводит к негативным последствиям для финансовой системы Российской Федерации, поскольку активное использование льготного таможенного обложения ведет к «недопоставкам» в доходную часть федерального бюджета.

Федеральный закон от 13 марта 1995 года N 31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» отменил все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы, в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, НДС, акцизами, за исключением предоставленных в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» и Таможенным кодексом РФ. Принятый впоследствии Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1199 «О таможенных льготах» признал недопустимым принятие федеральными органами исполнительной власти решений о продлении сроков действия льгот по уплате таможенных платежей и выплате дополнительных компенсаций.

В рамках мероприятий по укреплению бюджетной дисциплины был принят Указ Президента РФ от 18 сентября 1996 года N 1363 «Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных платежей», в котором запрещалось финансирование социальных программ и каких-либо иных мероприятий путем предоставления льгот по таможенным платежам либо отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в порядке, отличном от предусмотренного действующим таможенным законодательством.

3. Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных статьями 35 (освобождение от пошлины), 36 (предоставление тарифных преференций) и 37 (предоставление тарифных льгот). Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.

4. Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства, так и в международном договоре (соглашении) Российской Федерации. При этом норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства (ст. 15 Конституции РФ, ст. 38 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

5. В Законе РФ «О таможенном тарифе» закреплены основные виды тарифных льгот:

а) возврат ранее уплаченной пошлины;

[2]

б) освобождение от уплаты пошлины;

в) снижение ставки пошлины;

г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Возврат ранее уплаченной пошлины предусматривается отдельными таможенными режимами, например при реимпорте товаров (ст. 236 Таможенного кодекса РФ); при помещении на таможенный склад российских товаров, предназначенных для вывоза с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, предоставляются освобождение от уплаты, возмещение или возврат сумм внутренних налогов, если такие освобождение, возмещение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе указанных товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 220 Таможенного кодекса РФ) и т.д.

Исчерпывающий перечень случаев освобождения от оплаты пошлиной содержится в статье 35 комментируемого Закона. Отметим, что действие отдельных пунктов статьи 35 Закона РФ «О таможенном тарифе» может быть приостановлено в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Снижение ставки пошлины — одна из важнейших торгово-политических льгот в механизме таможенно-тарифного регулирования. Так, например, в соответствии со статьей 36 комментируемого Закона тарифная льгота в виде снижения ставок пошлины может предоставляться в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации. В Постановлении Правительства РФ от 11 апреля 1996 года N 413 определено, что такие товары облагаются по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа.

Читайте так же:  Собрание кредиторов при банкротстве юридического лица

Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара — специфическая для внешнеторговой деятельности льгота. Под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом РФ, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода (п. 2 ст. 36 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

Следует отметить, что в практике таможенно-тарифного регулирования встречаются и иные формы льгот по уплате таможенных пошлин, помимо тех, что упомянуты в статье 34 комментируемого Закона. Так, в статье 334 Таможенного кодекса РФ предусматривается, что в исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, в том числе и таможенной пошлины.

Еще одна форма таможенно-тарифной льготы, встречающаяся на практике, — применение единых ставок таможенных платежей в отношении товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых ими через таможенную границу Российской Федерации. Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 года N 718.

6. Таможенное законодательство, устанавливая ту или иную тарифную льготу, может закрепить требование обязательного соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы. В этом случае товары, в отношении которых представлены тарифные льготы, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми льготы были предоставлены. Использование их в иных целях влечет за собой отмену соответствующей льготы и выполнение требований таможенного законодательства по уплате таможенных платежей и иных процедур.

Виды тарифных льгот. Порядок предоставления тарифных льгот.

Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу РФ в виде:

  • — установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации;
  • — освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:
  • — происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;
  • — происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.

Предоставление тарифных льгот допускается также в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:

  • — ввозимых и (или) вывозимых временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных ТК РФ;
  • — вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями РФ;
  • — вывозимых в пределах объемов поставок на экспорт для государственных нужд РФ;
  • — ввозимых в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством РФ.

Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства Российской Федерации.

Порядок предоставления тарифных преференций и льгот

Что такое тарифные льготы?

Тарифная льгота — это льгота в форме освобождения от обязанности уплаты таможенной пошлины или уменьшения ее размера в отношении товаров, ввозимых или вывозимых с территории РФ (ст. 34 закона РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5300-1, далее — закон № 5300-1).

Освобождаемые от таможенных пошлин вывозимые из РФ товары указаны в ст. 35 закона № 5300-1. В нашем материале мы не будем подробно изучать этот перечень категорий товаров.

Кроме того, Правительство РФ может полностью или частично освободить от уплаты таможенных пошлин вывозимые из России товары (п. 2 названной статьи):

  • поставляемые для строительства объектов инвестиционного сотрудничества за границей — в соответствии с международными договорами;
  • поставляемые в пределах объемов экспорта и предназначенные для удовлетворения госнужд в рамках законодательства о госзаказе.

Если же товары ввозятся на территорию РФ, то необходимо руководствоваться положениями ст. 36 Договора о Евразийском экономическом союзе (сокр. — ЕАЭС), подписанного в Астане 29.05.2014 и решением Совета Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК) от 06.04.2016 № 47 (Решение ЕЭК № 47). В утверждаемом данным решением положении приведены условия использования тарифных преференций, исключения из перечня преференциальных товаров и основания для приостановления использования преференций — в отношении продукции, происходящей из наименее развитых и развивающихся стран.

Условия применения тарифных преференций

Под названным термином подразумевается как полное, так и частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин на ввозимый товар — в зависимости от страны его происхождения (см. п. 1 ст. 36 закона № 5300-1).

Согласно положениям ст. 36 закона № 5300-1 тарифные преференции могут быть предоставлены в отношении товаров:

  • Ввозимых из государств, составляющих совместно с Россией зону свободной торговли либо заключивших договоры об образовании в дальнейшем такой зоны (см. Договор о зоне свободной торговли, подписанный 18.10.2011 в Санкт-Петербурге). В этой ситуации товары освобождены от уплаты ввозной пошлины.
  • Ввозимых из развивающихся или наименее развитых стран (см. «Перечень. », утв. решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18, далее — решение № 18). В этом случае применяется снижение ввозных таможенных пошлин. Но существует список товаров, происходящих из названных государств, также утвержденный решением № 18, на которые эти преференции не распространяются. Полные условия предоставления преференция развивающимся странам содержатся в решении ЕЭК № 47.

Члены ЕАЭС могут приостанавливать преференции или вводить их, вне зависимости от правил, установленных Договором о ЕАЭС, если такое право установлено международным договором с соответствующим государством, заключенным до 01.01.2015.

Итак, несмотря на схожесть таких понятий, как таможенная льгота и преференция, законодательство их разделяет. Тарифные льготы — это льготы в отношении определенных групп товаров, ввозимых в РФ из конкретных стран или вывозимых с территории России. Таможенные преференции — это преимущества на ввозимые в страну товары. С некой долей условности можно сказать, что льготы устанавливают для определенных категорий товаров, тогда как преференции предоставляются в зависимости от государства происхождения продукции.

Читайте так же:  Как оформить заявление о зачислении ребенка в дошкольное учреждение без лишних хлопот

Понятие и виды тарифных льгот (преференций)

Уже несколько столетий мировые экономические державы активно используют таможенные преференции и льготы в регулировании внешней торговли. Изначально понятия «таможенная преференция» и «таможенная льгота» имели сходное значение. Однако в результате развития внешнеторговой политики произошло разделение этих двух понятий.

Льготой стали называть установление особенных правил, преимуществ перед другими участниками торговли. В современных энциклопедических словарях под «льготой» понимают предоставление каких-либо преимуществ, частичное или полное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей.

Таможенные льготы могут предоставляться в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и сборов (тарифные льготы), применения упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей либо полного неприменения таких процедур, наделения правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено.

По юридической природе таможенные льготы делятся на конвенционные, имеющие своей основой международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке.

Тарифные льготы — разновидность таможенных льгот, применяемых в виде возврата ранее уплаченных пошлин, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Тарифные преференции — устанавливаемые государством особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины, как для отдельных, так и для всех товаров той или иной страны, не распространяемые на товары прочих стран.

Таким образом, преференциальные ставки таможенных пошлин (англ. — Preferential duty rates) — ставки пошлин, более низкие, чем базовые ставки, распространяемые на страны, пользующиеся режимом РНБ.

Официальное предназначение преференций заключается в содействии экспорту и развитию производства в странах-пользователях таких таможенных льгот.

Тарифную льготу, определение которой содержится в ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе», следует отличать от таможенной льготы. Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льготы по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы, таможенные сборы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу. Тарифная льгота подразумевает предоставление льготы в связи с взиманием таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название — тарифная льгота). Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.

Анализируя нормы, содержащиеся в ст. ст. 36 и 37 комментируемого Закона, можно сделать следующие выводы. Во-первых, что предоставление тарифных льгот и преференции осуществляется в разных видах. Во-вторых, тарифные льготы и тарифные преференции также отличаются и по основаниям предоставления. Предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения товара. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот, необходимо определить, например, под каким таможенным режимом ввозится товар, в каких целях он ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и т.д. В-третьих, тарифные льготы могут предоставляться в связи с уплатой как ввозных, так и вывозных таможенных пошлин. Тарифные преференции предоставляются в связи с уплатой исключительно ввозных таможенных пошлин.

Разграничивая тарифные льготы и тарифные преференции, таможенно-правовая доктрина нередко объединяет их в единое понятие «таможенно-тарифные льготы», под которыми понимаются все виды льгот, используемых при осуществлении таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

В статье 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» определены основные характеристики тарифных льгот.

1. Тарифные льготы устанавливаются Законом РФ «О таможенном тарифе» и предоставляются исключительно по решению Правительства РФ. Правительство РФ определяет порядок предоставления тарифных льгот, установленных Законом РФ «О таможенном тарифе» (Постановления Правительства РФ от 23 июля 1996 года N 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями», от 11 апреля 1996 года N 414 «О порядке предоставления тарифных льгот на основании Федерального закона «О внесении дополнения в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», от 8 сентября 1994 года N 1041 «О порядке освобождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с этой территории в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, от обложения таможенными пошлинами» и др.).

2. Предоставление льгот по уплате таможенной пошлины не должно входить в противоречие с фискальным предназначением таможенной пошлины. Игнорирование этого обстоятельства неизбежно приводит к негативным последствиям для финансовой системы Российской Федерации, поскольку активное использование льготного таможенного обложения ведет к «недопоставкам» в доходную часть федерального бюджета.

Федеральный закон от 13 марта 1995 года N 31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» отменил все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы, в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, НДС, акцизами, за исключением предоставленных в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» и Таможенным кодексом РФ. Принятый впоследствии Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1199 «О таможенных льготах» признал недопустимым принятие федеральными органами исполнительной власти решений о продлении сроков действия льгот по уплате таможенных платежей и выплате дополнительных компенсаций.

[3]

В рамках мероприятий по укреплению бюджетной дисциплины был принят Указ Президента РФ от 18 сентября 1996 года N 1363 «Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных платежей», в котором запрещалось финансирование социальных программ и каких-либо иных мероприятий путем предоставления льгот по таможенным платежам либо отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в порядке, отличном от предусмотренного действующим таможенным законодательством.

3. Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных статьями 35 (освобождение от пошлины), 36 (предоставление тарифных преференций) и 37 (предоставление тарифных льгот). Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.

4. Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства, так и в международном договоре (соглашении) Российской Федерации. При этом норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства (ст. 15 Конституции РФ, ст. 38 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

5. В Законе РФ «О таможенном тарифе» закреплены основные виды тарифных льгот:

Читайте так же:  С 01.03.2019 вводится уведомительный порядок строительства садовых домов

а) возврат ранее уплаченной пошлины;

б) освобождение от уплаты пошлины;

в) снижение ставки пошлины;

г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Возврат ранее уплаченной пошлины предусматривается отдельными таможенными режимами, например при реимпорте товаров (ст. 236 Таможенного кодекса РФ); при помещении на таможенный склад российских товаров, предназначенных для вывоза с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, предоставляются освобождение от уплаты, возмещение или возврат сумм внутренних налогов, если такие освобождение, возмещение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе указанных товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 220 Таможенного кодекса РФ) и т.д.

Исчерпывающий перечень случаев освобождения от оплаты пошлиной содержится в статье 35 комментируемого Закона. Действие отдельных пунктов статьи 35 Закона РФ «О таможенном тарифе» может быть приостановлено в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Снижение ставки пошлины — одна из важнейших торгово-политических льгот в механизме таможенно-тарифного регулирования. Так, например, в соответствии со статьей 36 комментируемого Закона тарифная льгота в виде снижения ставок пошлины может предоставляться в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации. В Постановлении Правительства РФ от 11 апреля 1996 года N 413 определено, что такие товары облагаются по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа.

Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара — специфическая для внешнеторговой деятельности льгота. Под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом РФ, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода (п. 2 ст. 36 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

В практике таможенно-тарифного регулирования встречаются и иные формы льгот по уплате таможенных пошлин, помимо тех, что упомянуты в статье 34 комментируемого Закона. Так, в статье 334 Таможенного кодекса РФ предусматривается, что в исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, в том числе и таможенной пошлины.

Еще одна форма таможенно-тарифной льготы, встречающаяся на практике, — применение единых ставок таможенных платежей в отношении товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых ими через таможенную границу Российской Федерации. Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 года N 718.

6. Таможенное законодательство, устанавливая ту или иную тарифную льготу, может закрепить требование обязательного соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы. В этом случае товары, в отношении которых представлены тарифные льготы, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми льготы были предоставлены. Использование их в иных целях влечет за собой отмену соответствующей льготы и выполнение требований таможенного законодательства по уплате таможенных платежей и иных процедур.

Дата добавления: 2016-10-06 ; просмотров: 1915 | Нарушение авторских прав

ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ И ЛЬГОТЫ

ТП –это изъятие из режима НБ в виде снижения там.ставок на невзаимной основе и не распространяется на 3-и страны.

В соотв. Со ст.34 «О таможенном регулировании» под тарифной льготой понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

В 34 статье указанного закона отождествляется понятие тарифной льготы и тарифной преференции. Анализируя статью 36 и 37, можно установить следующие различия между тарифной льготой и тарифной преференцией.

Во-первых

, предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется в разных видах. Во-вторых, тарифные льготы и тарифные преференции отличаются и по основаниям предоставления. Предоставление тарифных преференций, прежде всего зависит от страны происхождения. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот, необходимо определить, например, под какой таможенной процедурой ввозится товар, в каких целях и т.д.. В-третьих, тарифные льготы могут предоставляться в связи уплатой как ввозных, так и вывозных пошлин. Тарифные преференции предоставляются в связи с уплатой ввозных таможенных пошлин.

Разграничивая тарифные льготы и тарифные преференции, таможенно-правовая доктрина не редко объединяет их в единое понятие – «таможенно-тарифные льготы», под которыми понимаются все виды льгот, используемые при осуществлении таможенно-тарифного регулирования внешне-торговой деятельности.

Тарифные льготы в российском правовом поле имеют следующие характерные черты. Тарифные льготы, в отношении товаров могут устанавливаться и оставляться исключительно по решению правительства РФ. Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, установленных ст.35-37 закона «О таможенном тарифе». Этот запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам гос. регулирования ВТД, и в частности принципу равенства участников ВТД и их не дискриминации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопрос №22

Возврат ранее уплаченных таможенных пошлин производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.

Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврат сумм ранее уплаченных таможенных пошлин не может превышать 1 месяц со дня подачи заявления о возврате и предоставлении необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму ранее уплаченных таможенных пошлин, начисляются %-ты за каждые день нарушения срока возврата. %-ная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент нарушения срока возврата

Ранее уплаченные таможенные пошлины не подлежат возврату в след.случаях:

· При наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной суммы возврата. В этом случае может быть произведен зачет ранее уплаченных таможенных пошлин.

· Если сумма там.пошлин, подлежащих возврату, менее 150 рублей.

· В случае подачи заявления о возврате сумм там.пошлин по истечению установленных сроков

Вопрос №23

Освобождение от уплаты там.пошлин:

· Транспортные ср-ва, осуществляющие м/ные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также принадлежности, необходимые для их нормальной эксплуатации в период следования.

· Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, а также топлива и продовольствия и другой им-во, вывозимое за пределы там.территории, для обеспечении деят-ти российских и арендованных промысловых судов, а также продукция их промысла, ввозимая на там.территорию.

· Товары, ввозимые/вывозимые с там.территории, для официального или личного пользования, представителями иностранные государств, ФЛ, имеющие право на беспошлинный ввоз/вывоз данных предметов на основе м/ных соглашений и зак-ва РФ.

Читайте так же:  Вс рф высказался об астренте и добросовестности суда

· Валюты РФ: иностранная, национальная и ценные бумаги.

· Товары, подлежащие обращению в собственность гос-ва, в случаях, предусмотренных зак-вом РФ

· Товары ввозимы/вывозимые на/с там.территории в качестве гуманитарной помощи

· Товары ввозимые/вывозимые на/с там. территории в качестве безвозмездной помощи или в благотворительных целях, по линии гос-в, мн/ных организаций, в том числе прав-в

· Товары, перемещаемые по таможенной территории под процедурой таможенного транзита

· Товары, перемещаемые через таможенную границу ФЛ и не предназначенные для производственной и коммерческой деятельности

· Товары, финансирование которых было открыто до 1 августа 1998 года включительно и осуществлялось за счет связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, привлеченных под гарантии Правительства РФ;

· Суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов.

Вопрос №24

Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок таможенной пошлины.

Объем тарифной квоты, устанавливаемой на ввоз товара на таможенную территорию, не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на территории Российской Федерации и объемом производства аналогичного российского товара.

Если объем производства аналогичного российского товара равен объему потребления товара на территории Российской Федерации или превышает его, установление тарифной квоты не допускается.

Вопрос №26

Под торговым режимом следует понимать установленную в международном договоре совокупность международных и внутригосударственных норм и правил, в рамках которых государства определяют принципы взаимоотношений в торгово-экономической области своих юридических и физических лиц.

В международном торговом праве принято выделять три основных торгово-политических режима:

· режим наибольшего благоприятствования (РНБ);

· режим свободной торговли (РСТ);

· национальный режим (HP).

[1]

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) – торгово-политический режим (наиболее благоприятствуемой нации), устанавливаемый в договорном порядке в отношениях между двумя или несколькими государствами. РНБ является одним из основных универсальных торговых режимов, положенных в основу системы Генерального соглашения о тарифах и торговле, всей праве системы ВТО. В рамках торгового режима РНБ каждая из договаривающихся сторон обязуется, что при ввозе на ее таможенную территорию товаров с территории другой договаривающейся стороны эти товары и услуги должны пользоваться теми же льготами, преимуществами и привилегиями или иммунитетами, что и товары и услуги, происходящие из любой другой страны.

РНБ определяет также и важнейший принцип международной торговли — принцип свободы транзита и транзитных перевозок, в качестве которого принято понимать право на свободный проход товаров, включая багаж, а также судов и транспортных средств через территорию договаривающейся стороны, начинающуюся и заканчивающуюся за пределами договаривающейся стороны, через территорию которой совершается движение груза. Нормы РНБ распространяются и на возможные перегрузки, складирование товара, перемену вида транзитного транспорта и т. д.

Режим свободной торговли (РСТ) является, как правило, промежуточным режимом, направленным на введение более либеральных мер регулирования ввоза (вывоза) товаров. Если РНБ правомерно рассматривать в качестве универсального торгового режима, то РСТ носит селективный, ограниченный во времени и в пространстве характер. При этом режим свободно торговли, хотя и допускается нормами ВТО (ст. XXIV ГАТТ), тем не менее рассматривается в качестве изъятия из РНБ.

Режим свободной торговли призван обеспечить необходимую правовую базу перехода к созданию зоны свободной торговли, таможенного (экономического) союза. По существу, соглашение о РСТ (в практике чаще используется название «соглашение о свободной торговле») имеет переходное значение для гармонизации внешнеторгового законодательства государств — участников соглашения в части, касающейся их взаимных торговых интересов.

Итак, установление между государствами (двумя либо более) режима РСТ преследует свою ближайшую цель — постепенно (поэтапно) формировать зону свободной торговли (ЗСТ).

Национальный режим (HP) предусматривает нормы, при которых одно государстве доставляет на своей таможенной территории товарам, услугам юридическим и физическим лицам другого государства так права, возможности и гражданские обязательства, какие он предоставляет на своей территории собственным товарам, услуги своим юридическим и физическим лицам.

Национальный режим в торгово-политическом отношении, как правило, применяется в двух пределах: частично на отдельные элементы факторов обмена или факторов производства. В данном случае HP является изъятием из режима наибольшего благоприятствования, или изъятием из режима свободной торговли.

Национальный режим может применяться полностью, когда между двумя или более государствами установлен либо устанавливается экономический союз, т. е. учреждена единая таможенная территория с единым органом управления торговой политикой, установлен однотипный механизм регулирования национальных экономик, базирующийся на рыночных принципах хозяйствования, унифицированном законодательстве, единых финансовых, экономических социальных стандартах в сфере предпринимательства на дани единой таможенной территории.

Вопрос №27

В практике м/ной торговли применяются 2 основные системы определения там. стоимости:

· Брюссельская система. Таможенная стоимость определяется как нормальная цена товара, т.е. цена, складывающаяся м/у независимыми друг от друга продавцом и покупателем в условиях полной конкуренции открытого рынка, определенного на условиях СIF в месте пересечения там. границы страны-импортера товара.

· Система ГАТТ (=кодекс там.стоимости). определяет там.стоимость т-ра на основе цены сделки, т.е. цене фактически уплаченной, или подлежащей уплате за т-ры, с целью продажи при экспорте в страну импортера, скорректированный с учетом установленных дополнительных начислений к этой цене.

Для определение там. стоимости ввозимых на территорию т-ров, используется 1 из 6 методов опред-я там. стоимости по с-ме ГАТТ:

· Основной (=по цене сделки с ввозимым т-ром); в соотв. С данным методом там. стоимостью считается цена сделки. При этом к ней добавляются следующие элементы (если они не были включены в цену ранее по условиям контракта):

· Расходы по доставке товаров до места его ввоза на таможенную территорию ТС (фрахт (=найм судна), страховки, расходы по перегрузке, погрузки и выгрузки).

· Расходы покупателя ( за упаковку, посредники)

· Часть стоимости т-ров и услуг, которые были бесплатно или по сниженным ценам предоставлены импортерам для пр-ва или продажи ввозимых им т-ров

· Платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые партнер должен осуществить по условиям договора

· Прямой или косвенный доход экспорта от дальнейшей перепродажи товаров на территории ТС

Вопрос №28

Специальная пошлина – пошлина, которая применяется при ведении специальной защитной меры и взимается таможенными органами, независимо от взимания там.пошлины (ввозная там.пошлина)

Специальная пошлина применяется к товару, импортируемому на таможенную территорию стран-участниц ТС, независимо от страны происхождения этого товара.

Исключения составляют товары, происходящие из развивающихся стран, пользующиеся единой системой преференций, если доля импорта данного товара не превышает 3% общего объема его ввоза на там.территорию. при этом суммарная доля импорта этого товара, из развивающихся стран, чьё участие составляет менее 3%, не должно превышать 9% от общего объема импорта таких товаров на единую там.территорию ТС.

Читайте так же:  Взыскание убытков с бывшего директора - судебная практика

Дата добавления: 2015-04-19 ; просмотров: 594 . Нарушение авторских прав

Тарифные льготы и преференции

В настоящее время участниками внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз товаров на Единую таможенную территорию Таможенного союза, широко используются различные преимущества, связанные с уплатой ввозных таможенных пошлин и других таможенных платежей.

    Тарифные льготы (освобождения от уплаты таможенных пошлин) применяются в зависимости от целевого назначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Случаи применения тарифных льгот при ввозе товаров установлены международными договорами Российской Федерации либо решениями международной организации, в частности,

  • статьей 5 и пунктом 1 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании»
  • пунктом 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»

Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании» полномочием по определению Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза наделена Комиссия Таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 утвержден Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза


Тарифные преференции применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены

  • Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза
  • Перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза
  • Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции

Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждены Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 г.

Помимо тарифных льгот и преференций участниками внешнеэкономической деятельности широко используются таможенные процедуры, установленные таможенным кодексом Таможенного союза, в частности, Таможенная процедура временного ввоза (допуска) это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 331

Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 375 утверждены

  • Перечень категорий товаров, в отношении которых могут устанавливаться более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, сроки временного ввоза (допуска) и предельные сроки временного ввоза таких товаров
  • Перечень категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более короткие, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза.

Специальная таможенная процедура Перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 329 Таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории свободных (специальных, особых) экономических зон или на части ее территории.

Свободные (специальные, особые) экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию государств — членов Таможенного союза, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы или в иных целях, определяемых при их создании.

Вопросы свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г.

Таможенная процедура свободного склада таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопросы свободных складов и таможенной процедуры свободного склада регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г.

  • Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлены статьей 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»
  • Случаи освобождения от таможенных платежей товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами, установлены Приложением 3 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
  • Источники


    1. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.

    2. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.

    3. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
    4. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
    5. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.
    Порядок предоставления тарифных преференций и льгот
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here