Содержание
- 1 Подписан закон о блокировке «мошеннических» операций по банковским картам
- 2 Законопроект о противодействии дистанционным хищениям денег принят в третьем чтении
- 3 Путин подписал закон о блокировке карт при подозрении на хищение денег
- 4 Законопроект о противодействии дистанционным хищениям денег прошёл второе чтение
- 5 Закон о предотвращении хищения денежных средств с банковских карт принят в третьем чтении
- 6 ЦБ создаст базу данных о случаях и попытках незаконных банковских операций
- 7 ДУМА ПОДДЕРЖАЛА ПРОЕКТ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ХИЩЕНИЮ С БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ
- 8 С 26 сентября вступили в силу новые основания для блокировки счета клиента: удастся ли справиться с мошенничеством?
- 9 Комитет Совфеда поддержал поправки о противодействии хищению средств с карт
- 10 Законопроект о блокировке банковских карт при подозрении на хищение одобрен в I чтении
Подписан закон о блокировке «мошеннических» операций по банковским картам
В законе о национальной платежной системе закреплено право оператора по переводу денежных средств на приостановление на срок до 2 рабочих дней исполнения распоряжения при выявлении признаков совершения операции без согласия клиента.
Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте.
Вводится обязанность оператора по переводу денежных средств при выявлении признаков совершения операции без согласия клиента незамедлительно запрашивать у него подтверждение возобновления исполнения распоряжения.
Законом также устанавливается порядок действий кредитных организаций по возврату денежных средств при получении от плательщика — юридического лица уведомления о списании денежных средств без его согласия.
Согласно закону Банк России осуществляет формирование и ведение базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.
Законопроект о противодействии дистанционным хищениям денег принят в третьем чтении
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, направленный на противодействие хищению денежных средств при совершении операций с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО).
Напомним, в Думу законопроект был внесён в конце октября 2017.
Документ дополняет федеральный закон от 27 июня 2011 года №161-ФЗ «О национальной платёжной системе» статьей «Признаки совершения перевода денежных средств без согласия клиента и порядок действий оператора по переводу денежных средств при их выявлении».
Принятый Госдумой законопроект устанавливается порядок действий банков при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика. Для предотвращения несанкционированного списания денежных средств предлагается обязать банк (или оператора по переводу денежных средств) приостановить на срок не более двух рабочих дней исполнение распоряжения, а также заблокировать на такой же срок электронное средство платежа при выявлении обязательных признаков совершения перевода денежных средств без согласия клиента. Эти признаки будут определяться Центральным банком РФ.
Банку также предлагается предоставить право совершать аналогичные действия при выявлении дополнительных признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика. Эти признаки банки будут вправе устанавливать самостоятельно в соответствии с требованиями ЦБ. После приостановки перевода денежных средств и блокировки электронного средства платежа банк должен немедленно запросить у клиента подтверждение о возможности исполнения платежного поручения (возобновления использования электронного средства платежа).
При получении подтверждения клиента банк обязан исполнить распоряжение (возобновить использование электронного средства платежа) незамедлительно, при неполучении — совершить аналогичные действия по истечении двух рабочих дней. Вводится особый порядок действий банка, направленных на возврат денежных средств законному владельцу в случае несанкционированного списания со счета клиента — этот порядок предусмотрен только для защиты юридических лиц, так как процедура возврата денежных средств гражданам уже была ранее прописана законодательством.
Законом также определяются полномочия ЦБ по формированию и ведению базы данных о случаях совершения перевода денежных средств без согласия клиента и определению порядка направления и получения операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем и операторами платежной инфраструктуры информации из этой базы.
Согласно данным ЦБ, в 2016 году было совершено порядка 300 тысяч несанкционированных операций с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, на общую сумму более 1 миллиарда рублей. По прогнозам ЦБ, по итогам 2017-2018 годах может произойти дальнейший рост числа взломов счетов клиентов, в том числе через платежные системы, платформы для оплаты госуслуг, средства мобильной связи и системы ДБО.
Путин подписал закон о блокировке карт при подозрении на хищение денег
Президент России подписал закон, позволяющий банкам на срок до двух рабочих дней блокировать кредитные карты и электронные переводы со счетов клиентов в случае подозрения на хищение с них средств.
Владимир Путин подписал Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части противодействия хищению денежных средств. Документ, опубликованный на официальном портале правовой информации, д ает банкам право приостанавливать перевод денежных средств на срок не более двух рабочих дней при подозрении, что операция проводится без согласия плательщика.
Закон направлен на предотвращение несанкционированного клиентом снятия денежных средств с его счетов. Перечень основных признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика устанавливается банками по согласованию с ЦБ.
Операторы платежных систем будут обязаны противодействовать осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента в порядке, установленном Банком России, а также направлять в Банк России информацию обо всех случаях или попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, пишет ТАСС.
Закон вступит в силу через 90 дней после опубликования. В Совете Федерации уверены, что реализация положений закона позволит снизить количество мошеннических операций и хищения денежных средств со счетов юридических и физических лиц.
Законопроект о противодействии дистанционным хищениям денег прошёл второе чтение
Депутаты Государственной Думы приняли во втором чтении правительственный законопроект № 296412-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств».
Документ определяет порядок действий банков при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика. В частности, законопроектом закрепляется право кредитной организации на приостановление на срок до 2 рабочих дней перевода денежных средств и использование электронных средств платежа при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика, а также заблокировать на этот срок электронное средство платежа. Признаки хищения будет определять Банк России.
Законопроект также предусматривает обязанность кредитной организации при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика незамедлительно запрашивать подтверждение клиента о возможности исполнения распоряжения (возможности использования электронного средства платежа) и исполнять распоряжение при получении такого подтверждения.
Проект закона устанавливает порядок действий кредитных организаций, обслуживающих плательщика и получателя денежных средств, по возврату денежных средств при получении от плательщика — юридического лица уведомления о списании денежных средств без его согласия.
Возврат денежных средств будет возможен только до зачисления денежных средств на банковский счёт получателя и непредставлении получателем документов (например, копий договоров, накладных, счетов-фактур, актов выполненных работ и иных аналогичных документов), подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств. При этом стороны вправе в договоре определить перечень таких документов.
Законопроект не удлиняет срок проведения платежей на стороне кредитных организаций, обслуживающих плательщика, предусматривая возможность приостановки до 5 рабочих дней кредитной организацией, обслуживающей получателя, зачисления денежных средств на банковский счёт получателя при получении от плательщика — юридического лица уведомления о списании денежных средств без его согласия.
Предусматривается формирование и ведение ЦБ базы данных о случаях совершения (попытках совершения) перевода денежных средств без согласия клиента. Операторы по переводу денежных средств, операторы платёжных систем, операторы услуг платёжной инфраструктуры обязаны направлять в ЦБ информацию обо всех случаях выявления совершения (попытках совершения) таких переводов (в объёме и порядке, которые установлены Банком России), а также вправе получать от регулятора информацию, содержащуюся в указанной базе данных.
Центробанк (по согласованию с ФСБ России и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю) устанавливает обязательные для кредитных организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности и для некредитных финансовых организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия совершению переводов денежных средств без согласия клиента.
Закон о предотвращении хищения денежных средств с банковских карт принят в третьем чтении
Согласно принятому в окончательном чтении документу банк сможет приостанавливать денежный перевод на срок до двух дней, если были выявлены признаки совершения операции без согласия плательщика. Кредитные организации также смогут блокировать электронные средства платежей – электронные кошельки, предоплаченные банковские карты и мобильные приложения.
При этом, заметив признаки хищения, банк будет обязан сразу проинформировать об этом клиента. Владелец счета в этом случае сможет подтвердить верность операции, либо сообщить о попытке хищения.
В настоящее время не существует универсального для всех банков перечня основных признаков совершения перевода без согласия плательщика. Поэтому закон предусматривает право для кредитных организаций в зависимости от специфики их деятельности устанавливать свои признаки совершения несанкционированной плательщиком операции. Обязательные признаки совершения перевода денежных средств без согласия клиента устанавливаются Банком России.
Документ также допускает возможность приостановки до пяти рабочих дней зачисления денежных средств на банковский счет получателя при получении от плательщика-юрлица уведомления о списании денежных средств без его согласия.
МОСКВА, 17 янв – РАПСИ. Государственная Дума РФ одобрила в первом чтении правительственный законопроект, направленный на противодействие хищению денежных средств при совершении операций с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО).
Согласно документу, устанавливается порядок действий банков при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика. С целью предотвращения несанкционированного списания денежных средств предлагается закрепить обязанность банка (оператора по переводу денежных средств) приостановить на срок не более двух рабочих дней исполнение распоряжения, а также заблокировать на такой же срок электронное средство платежа при выявлении обязательных признаков совершения перевода денежных средств без согласия клиента. Указанные признаки определяются Центральным банком РФ.
Наряду с этим банку предлагается предоставить право совершать аналогичные действия при выявлении дополнительных признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика. Данные признаки банки будут вправе устанавливать самостоятельно в соответствии с требованиями ЦБ. После приостановки перевода денежных средств и блокировки электронного средства платежа банк будет обязан незамедлительно запросить у клиента подтверждение о возможности исполнения платежного поручения (возобновления использования электронного средства платежа).
При получении подтверждения клиента банк обязан будет исполнить распоряжение (возобновить использование электронного средства платежа) незамедлительно, при неполучении – совершить аналогичные действия по истечении двух рабочих дней.
Указанные выше положения законопроекта, как отметил профильный комитет Госдумы по финансовому рынку в заключении, касаются предотвращения несанкционированного клиентом снятия денежных средств и направлены на защиту, как физических лиц, так и юридических лиц.
Кроме того, вводится особый порядок действий банка, нацеленных на возврат денежных средств законному владельцу в случае осуществления несанкционированного списания со счета клиента. Указанный порядок предназначен только для защиты юридических лиц, так как процедура возврата денежных средств физическому лицу уже была ранее урегулирована законодательством.
Законопроектом также предлагается закрепить полномочия ЦБ по формированию и ведению базы данных о случаях совершения перевода денежных средств без согласия клиента и определению порядка направления и получения операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем и операторами платежной инфраструктуры информации из указанной базы данных.
Согласно статистике ЦБ, которая приводится в пояснительной записке к законопроекту, в 2016 году было совершено порядка 300 тысяч несанкционированных операций с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, на общую сумму более 1 миллиарда рублей.
По прогнозам Банка России и экспертов, в 2017–2018 годах ожидается дальнейших рост числа атак на счета клиентов, в том числе через платежные системы, платформы для оплаты госуслуг, средства мобильной связи и системы ДБО. При этом методы и технические средства, оборудование и программное обеспечение, используемые мошенниками для проведения несанкционированных операций, постоянно совершенствуются.
ЦБ создаст базу данных о случаях и попытках незаконных банковских операций
МОСКВА, 28 июн — РИА Новости. Российские банки будут обязаны информировать ЦБ обо всех попытках осуществления несанкционированных операций по счетам клиентов, на основании этих данных регулятор сформирует базу данных о случаях и попытках таких операций, говорится в сообщении пресс-службы Банка России.
Как пояснили в Банке России, после вступления в силу данного закона кредитные организации будут обязаны направлять в ЦБ информацию обо всех случаях или попытках осуществления несанкционированных операций.
«Ряд положений закона упорядочивает информационный обмен между банками и иными субъектами национальной платежной системы и Банком России сведениями обо всех случаях и попытках проведения несанкционированных операций с использованием информационных сервисов Банка России, а также формирование регулятором базы данных о случаях и попытках осуществления таких операций», — сказано в сообщении.
ДУМА ПОДДЕРЖАЛА ПРОЕКТ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ХИЩЕНИЮ С БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ
На заседание Думы документ планируется вынести 17 января. Ожидается, что реализация законопроекта, внесенного правительством, позволит снизить число несанкционированных операций, совершенных с использованием систем ДБО, а также предотвратить потери средств с банковских счетов юридических и физических лиц. Предлагаемый механизм позволит предотвратить, в частности, несанкционированное списание средств со счетов клиентов банков через Интернет и мобильные устройства.
Механизм создаётся для предотвращения операций, которые совершаются без согласия клиентов банков. Признаки незаконного перевода будут устанавливаться Банком России, а кредитные организации смогут эти признаки дополнять с учетом развивающейся практики. При первых же подозрениях банк сможет приостановить сделку, трансакцию, а потом связаться с клиентом. В последние годы хищения денежных средств с банковских счетов «достаточно часто происходят», в частности усилились атаки на банковские счета клиентов, незаконно списываются средства через Интернет, мобильную связь, различные платёжные системы.
С 26 сентября вступили в силу новые основания для блокировки счета клиента: удастся ли справиться с мошенничеством?
ArturVerkhovetskiy / Depositphotos.com |
Начиная с 26 сентября у банков появилась возможность блокировать операции по счету в случае, если они посчитают, что какая-либо из них является нетипичной и подозрительной для клиента (ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2018 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств»). Текущие изменения направлены на борьбу с хищениями и профилактику мошеннических преступлений. При этом эксперты считают, что у новых изменений есть как плюсы – уже упомянутая борьба с мошенничеством, так и минусы – появление новых способов хищения денежных средств с банковских карт. Рассмотрим более подробно преимущества и недостатки вступивших в силу изменений.
Порядок действий операторов по переводу денежных средств
Если клиент банка при подтверждении операции сообщит, что операции по счету осуществлял не он, то в этом случае оператор не произведет транзакцию и сообщит о нарушении в собственную службу безопасности, Банк России и Росфинмониторинг. Напомним, что за мошенничество с использованием электронных средств платежа предусмотрена уголовная ответственность, если лицо, инициировавшее операцию, удастся установить (ст. 159.3 Уголовного кодекса) – для возбуждения уголовного дела необходимо обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.
Банк России будет формировать и осуществлять ведение базы данных обо всех случаях или попытках осуществления переводов без согласия клиента после получения информации от операторов по переводу денежных средств, операторов платежных систем и услуг платежной инфраструктуры.
«Большинство банков уже сегодня проводят поведенческий анализ транзакций клиентов с помощью специальных автоматизированных систем, которые дополнительно усиливаются ручным разбором подозрительных операций», – отметил начальник управления расследования мошенничества «Ренессанс Кредит» Сергей Афанасьев. Эксперт считает, что нововведения, помимо основной цели – борьбы с мошенничеством, также преследуют цели стандартизации работы всего банковского сообщества в целом, в том числе внедрения уже применяемых технологий в тех организациях, которые только выходят на рынок выпуска банковских карт, или где такие технологии еще не применяются.
Критерии подозрительных и нетипичных для клиентов операций
В первую очередь необходимо отметить, что для юридических лиц разработаны требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Данные перечни постоянно дополняются документами (положение Банка России № 375-П, письмо Банка России от 10 июня 2013 г. № 104-Т, письмо Банка России от 19 июня 2013 г. № 110-Т, письмо Банка России от 31 декабря 2014 г. № 236-Т), кроме того, банки применяют правила внутреннего контроля. Так, в письме Банка России от 10 июня 2013 г. № 104-Т указано, что банкам необходимо учитывать особенности обслуживания клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг). Кредитные организации, предоставляющие возможность дистанционно распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используют аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, в случае выявления сомнительных операций клиентами принимают только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе. А также в случае выявления таких фактов обеспечивают повышенное внимание к операциям указанного лица и направляют информацию о них в Росфинмониторинг, а все имеющиеся данные о клиенте и контрагентах – в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения.
Признаки перевода денежных средств без согласия клиента в отношении физических лиц должны быть определены Банком России, но на данный момент соответствующие разъяснения отсутствуют.
На основе анализа перечней для юридических лиц партнер юридической фирмы 2b Law office Мария Ивашнёва выделяет шесть потенциальных критериев, по которым операции будут подпадать под подозрительные и нетипичные:
- место совершения операции: если, например, гражданин находится в России, а платеж совершен за границей, где ранее он не проводил операций по счету;
- время совершения операции: если транзакции проводятся ночью в районе, расположенном далеко от места постоянного проживания клиента;
- сумма операции: увеличение сумм транзакций по сравнению с операциями, которые обычно совершает гражданин, также может повлечь блокировку счета;
- способ совершения операции: например, использование платежных систем или расчеты через мобильное приложение. Ведущий аудитор компании «Аудит Эксперт» Ольга Легонькова подтверждает, что блокировке могут быть подвергнуты платежи, осуществляемые через мобильное приложение, с блокировкой доступа в него, а также предоплаченные банковские карты;
- частота и регулярность операций: если клиент снимает крупные суммы денежных средств через короткий промежуток времени;
- снятие наличных денежных средств в случаях превышения стандартных сумм или совпадения даты зачисления и снятия денежных средств.
Отрицательные черты нововведений создадут неудобства для клиентов банков
Однако ряд экспертов отмечают и отрицательные стороны, с которыми могут столкнуться клиенты банков. Так, юрисконсульт компании «Мой Семейный юрист» Юлия Казакова считает, что банк сможет создать дополнительные неудобства для клиента в случае, если последнему не удастся сразу связаться с кредитной организацией. Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Геннадий Локтев добавляет, что могут возникнуть сложности с подтверждением операции, так как банки будут действовать в рамках закона и заключенного договора, а клиент по техническим причинам не сможет подтвердить операцию.
Несмотря на то, что изменения только вступили в силу, мошенники уже нашли новый способ обмана: они рассылают смс-сообщение с информацией о том, что банк заблокировал карту в связи с подозрительностью последней проведенной операции, и указывают номер телефона, по которому необходимо связаться с сотрудником банка для подтверждения транзакции. После того, как владелец карты связывается с мошенниками и сообщает им все данные карты, включая код безопасности CVV2/CVC2, у последних появляются возможности для хищения денежных средств.
В свою очередь, портал ГАРАНТ.РУ рекомендует перезванивать в банк только по заранее известному номеру телефона, который необходимо заблаговременно сохранить в телефонной книжке.
Эксперты сходятся во мнении, что банкам, операторам платежных систем и кредитным организациям необходимо улучшить не только техническую сторону в данном вопросе, но и пресечь любые попытки мошенников узнать личную информацию о владельце карты. Так, руководитель юридической практики компании «Прифинанс» Давид Абрамян считает, что необходимо сделать обязательным применение технологии 3D-Secure, то есть при осуществлении покупок онлайн интернет-магазин помимо данных банковской карты будет запрашивать еще и одноразовый пароль. Управляющий партнер юридической компании «Юристат» Валерий Новиков предлагает использовать биометрические данные, сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность для идентификации клиента при проведении банковских операций.
***
Подводя итог, эксперты указывают, что нововведение должно существенно повлиять на уменьшение количества хищений денежных средств. Если раньше у операторов не было списка подозрительных действий относительно счетов клиента, то теперь каждый оператор сможет отслеживать движение средств, и при необходимости блокировать перевод до получения согласия со стороны владельца счета. При этом, если по каким-то причинам не удастся связаться с ним, то денежные средства так и не будут списаны. Однако на данный момент, при отсутствии критериев нетипичности и подозрительности операций, указанных Банком России, сложно говорить о практической реализации закона, который в дальнейшем будет подлежать дополнению и развитию в ходе правоприменения.
МОСКВА, 28 июн — РАПСИ. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, направленный на противодействие хищению денежных средств при совершении операций с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Государственная Дума РФ приняла правительственный законопроект 5 июня, Совет Федерации поддержал его 20 июня.
Наряду с этим, банку предоставляется право совершать аналогичные действия при выявлении дополнительных признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика. Данные признаки банки будут вправе устанавливать самостоятельно в соответствии с требованиями ЦБ. После приостановки перевода денежных средств и блокировки электронного средства платежа банк будет обязан незамедлительно запросить у клиента подтверждение о возможности исполнения платежного поручения (возобновления использования электронного средства платежа).
При получении подтверждения клиента банк обязан будет исполнить распоряжение (возобновить использование электронного средства платежа) незамедлительно, при неполучении — совершить аналогичные действия по истечении двух рабочих дней.
Кроме того, вводится особый порядок действий банка, нацеленных на возврат денежных средств законному владельцу в случае осуществления несанкционированного списания со счета клиента. Указанный порядок предназначен только для защиты юридических лиц, так как процедура возврата денежных средств физическому лицу уже была ранее урегулирована законодательством.
Законопроектом также закрепляются полномочия ЦБ по формированию и ведению базы данных о случаях совершения перевода денежных средств без согласия клиента и определению порядка направления и получения операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем и операторами платежной инфраструктуры информации из указанной базы данных.
Документ вступит в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.
Комитет Совфеда поддержал поправки о противодействии хищению средств с карт
МОСКВА, 19 июн — РИА Новости. Бюджетный комитет Совфеда на заседании во вторник поддержал поправки в законодательство по противодействию хищению денежных средств с банковских карт, палата рассмотрит документ на заседании в среду.
Закон направлен на создание правового механизма, противодействующего хищению денежных средств со счетов клиентов при совершении операций с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО), а также на предотвращение несанкционированного клиентом снятия средств.
Документом закрепляется право оператора по переводу денежных средств на приостановление исполнения операции на срок не более двух рабочих дней в случае, если операция соответствует признакам осуществления перевода средств без согласия клиента.
Кроме того, устанавливается обязанность операторов по переводу средств, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры реализовывать мероприятия по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента в порядке, установленном Банком России, направлять в ЦБ информацию обо всех случаях или попытках осуществления таких переводов.
Как сообщил первый зампредседателя комитета СФ Николай Журавлев, по данным Банка России, объем несанкционированных операций со счетов юридических лиц (покушений на хищение денежных средств со счетов юридических лиц с использованием систем дистанционного банковского обслуживания) в 2017 году составил 1,57 миллиарда рублей. Объем несанкционированных операций, совершенных с использованием платежных карт, эмитированных на территории России, в 2017 году составил 961,3 миллиона рублей, превысив показатели 2016 года на 25%.
Положения документа направлены на защиту интересов как юридических, так и физических лиц. Как отмечается в заключении комитета, реализация положений закона позволит снизить рост числа несанкционированных операций, совершаемых с использованием ДБО, сократить возможности хищения денежных средств с платежных инструментов граждан, а также предотвратить потери кредитных организаций со счетов юридических и физических лиц.
МОСКВА, 5 июн — РАПСИ. Государственная Дума РФ одобрила в третьем (окончательном) чтении правительственный законопроект, направленный на противодействие хищению денежных средств при совершении операций с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО).
Согласно документу, устанавливается порядок действий банков при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика. С целью предотвращения несанкционированного списания денежных средств закрепляется обязанность банка (оператора по переводу денежных средств) приостановить на срок не более двух рабочих дней исполнение распоряжения, а также заблокировать на такой же срок электронное средство платежа при выявлении обязательных признаков совершения перевода денежных средств без согласия клиента. Указанные признаки определяются Центральным банком (ЦБ) РФ.
Наряду с этим, банку предлагается предоставить право совершать аналогичные действия при выявлении дополнительных признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика. Данные признаки банки будут вправе устанавливать самостоятельно в соответствии с требованиями ЦБ. После приостановки перевода денежных средств и блокировки электронного средства платежа банк будет обязан незамедлительно запросить у клиента подтверждение о возможности исполнения платежного поручения (возобновления использования электронного средства платежа).
При получении подтверждения клиента банк обязан будет исполнить распоряжение (возобновить использование электронного средства платежа) незамедлительно, при неполучении – совершить аналогичные действия по истечении двух рабочих дней.
Кроме того, вводится особый порядок действий банка, нацеленных на возврат денежных средств законному владельцу в случае осуществления несанкционированного списания со счета клиента. Указанный порядок предназначен только для защиты юридических лиц, так как процедура возврата денежных средств физическому лицу уже была ранее урегулирована законодательством.
Законопроектом также закрепляются полномочия ЦБ по формированию и ведению базы данных о случаях совершения перевода денежных средств без согласия клиента и определению порядка направления и получения операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем и операторами платежной инфраструктуры информации из указанной базы данных.
Согласно статистике ЦБ, которая приводится в пояснительной записке к законопроекту, в 2016 году было совершено порядка 300 тысяч несанкционированных операций с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, на общую сумму более 1 миллиарда рублей.
По прогнозам ЦБ и экспертов, в 2017–2018 годах ожидается дальнейший рост числа атак на счета клиентов, в том числе через платежные системы, платформы для оплаты госуслуг, средства мобильной связи и системы ДБО. При этом методы и технические средства, оборудование и программное обеспечение, используемые мошенниками для проведения несанкционированных операций, постоянно совершенствуются.
Документ вступит в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Законопроект о блокировке банковских карт при подозрении на хищение одобрен в I чтении
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который предусматривает санкции со стороны банков при подозрении на хищение денежных средств с банковских счетов. Документ размещен на сайте нижней палаты.
Согласно законопроекту, если банки заподозрят несанкционированный перевод денежных средств с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, то могут заблокировать карты клиентов. Законопроект предполагает пресечь хищения средств с карт через интернет и мобильные устройства.
plbarber.ru
Банк исходит из того, что коль скоро пароль введен правильно, перевод средств не мог быть осуществлен никем иным, кроме законного владельца карты. При этом банк упускает из виду тот факт, что мошенники придумали массу уловок, открывающих им доступ к счетам клиентов банка. Одна из них – скимминг. Центральный банк не единожды указывал на это, и банкам продолжать не замечать очевидное мне представляется недопустимым.
Часто, отказывая клиенту в возмещении украденных средств, банки апеллируют к тому, что клиент совершил перевод денег через личный кабинет на сайте банка, хотя клиент ни разу не получал пароль от своего личного кабинета, а то и мог не иметь доступ к Интернету. Отсутствие же должных оповещений по телефону банки сплошь и рядом аргументирует зараженность телефона клиента вирусами.
Законопроект о противодействии хищению денежных средств
При этом стороны вправе в договоре определить перечень таких документов.
Законопроект не удлиняет срок проведения платежей на стороне кредитных организаций, обслуживающих плательщика, предусматривая возможность приостановки до 5 рабочих дней кредитной организацией, обслуживающей получателя, зачисления денежных средств на банковский счёт получателя при получении от плательщика — юридического лица уведомления о списании денежных средств без его согласия.
Предусматривается формирование и ведение ЦБ базы данных о случаях совершения (попытках совершения) перевода денежных средств без согласия клиента.
Закон о противодействии хищению денежных средств с банковских карт
Проект закона устанавливает порядок действий кредитных организаций, обслуживающих плательщика и получателя денежных средств, по возврату денежных средств при получении от плательщика — юридического лица уведомления о списании денежных средств без его согласия.
Возврат денежных средств будет возможен только до зачисления денежных средств на банковский счёт получателя и непредставлении получателем документов (например, копий договоров, накладных, счетов-фактур, актов выполненных работ и иных аналогичных документов), подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств.
Закон о противодействии хищению денежных средств
При этом во избежание большого количества споров с физическими лицами при блокировке денежных средств необходимо предусмотреть возможность снятия заблокированных денежных средств при личном обращении получателя – физического лица в кредитную организацию и предоставлении документов, позволяющих его идентифицировать.
При урегулировании спора с клиентом необходимо ввести уголовную ответственность лица, осуществившего несанкционированное списание денежных средств со счета, что станет сдерживающим фактором в виде риска наказания.
Существующая система исключительно судебного порядка установления фактов несанкционированного списания денежных средств существенно осложняет работу и без того перегруженной судебной системы. Арбитражные суды не в состоянии оперативно рассматривать значительное число дел, связанных с хищением денежных средств со счетов клиентов.
В частности, Банку России в масштабах национальной платежной системы необходимо нормативно урегулировать такое понятие, как запрос отмены перевода. Такого рода запросы должны быть стандартными и производится в реальном времени, и обрабатываться всеми участниками рынка переводов.
Для более эффективного решения вопросов предотвращения и пресечения фактов несанкционированных списаний денежных средств со счетов клиентов кредитных организаций необходимо законодательно закрепить право оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя и уже зачислившего денежные средства на счет получателя, при получении от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, указания блокировать денежные средства на счете получателя в пределах указанной в уведомлении суммы денежных средств (при условии достаточности средств на счете).
«Учитывая то, что перечень основных признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика не является универсальным, законопроектом предусматривается право кредитных организаций в зависимости от их деятельности устанавливать дополнительные признаки совершения перевода денежных средств без согласия плательщика»,
— говорится в документе.
Закон также дает возможность юрлицам при проведении сомнительной транзакции обратиться в банк и попросить его незамедлительно связаться с банком-получателем средств юрлица. По задумке депутатов, это позволит оперативно блокировать денежные средства в банке-получателе.
Фз о противодействии хищению денежных средств
Законопроектом также закрепляются полномочия ЦБ по формированию и ведению базы данных о случаях совершения перевода денежных средств без согласия клиента и определению порядка направления и получения операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем и операторами платежной инфраструктуры информации из указанной базы данных.
Согласно статистике ЦБ, которая приводится в пояснительной записке к законопроекту, в 2016 году было совершено порядка 300 тысяч несанкционированных операций с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, на общую сумму более 1 миллиарда рублей.
По прогнозам ЦБ и экспертов, в 2017–2018 годах ожидается дальнейший рост числа атак на счета клиентов, в том числе через платежные системы, платформы для оплаты госуслуг, средства мобильной связи и системы ДБО.
Так, согласно обнародованной недавно статистике ЦБ,
за прошлый год объем сомнительных операций составил 422 млрд рублей, из которых 326 млрд рублей составили операции по обналичиванию.
Как стало известно из данных ЦБ, авансирование импорта товаров в 2017 году стало основным каналом по сомнительному выводу средств за рубеж, оно составило 24% (23 миллиарда рублей) от общего объема таких операций.
Также в пятерку крупных каналов вошли переводы по сделкам с услугами (22% или 21 млрд руб.), переводы по исполнительным документам через федеральную службу судебных приставов (20% или 19 млрд руб.), переводы по сделкам с ценными бумагами (14% или 13 млрд руб.) и импорт товаров в рамках таможенного союза (13% или 13 млрд руб.).
При этом, как обращает внимание Батырова, большая доля операций пришлась на обналичивание средств со стороны физлиц — 47% или 152 млрд рублей.
Причем, для того, чтобы сделать подобное утверждение, банк не утруждает себя просьбой предъявить якобы «зараженный» телефон и игнорирует представляемые клиентом справки об отсутствии вредоносных программ в телефоне.
Приведенных аргументов банку представляется достаточно, чтобы снять с себя ответственность и в качестве единственной рекомендации сообщить своему клиенту, что тот может обратиться в правоохранительные органы. Эта рекомендация выглядит насмешкой, поскольку полиция почти никогда не открывает уголовное дело по такого рода преступлениям, а вне рамок уголовного дела расследование несанкционированной транзакции невозможно.
В то же время именно банк, как оператор по переводу денежных средств, имеет возможность провести проверку транзакции и, если есть основания для сомнений, уведомить об этом клиента.
Другие опрошенные «Газетой.Ru» эксперты отмечают, что цель законопроекта не только защита граждан, а борьба с теневой экономикой и практикой компаний по обналичиванию через банковские переводы.
По словам Анатолия Аксакова,
законопроект действительно позволит бороться с сомнительными операциями, хотя основная цель документа все же защита граждан от мошеннических операций.
«На данный момент большинство кредитных организаций как минимум Топ-20 уже давно активно используют в работе сложные системы маркеров, позволяющие в режиме реального времени блокировать сомнительные операции, если предполагают, что они не санкционированы клиентом, либо несут в себе повышенные риски мошенничества», — поясняет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Правительство одобрило законопроект Минфина о противодействии хищению денежных средств с банковских счетов юридических лиц при совершении операций с помощью дистанционных сервисов. Законопроект будет внесен в Госдуму, передает ТАСС.
Минфин предложил блокировать все сомнительные операции и переводы без предупреждения клиентов. Как только банк увидит подозрительную транзакцию, он заморозит деньги на срок до двух дней, при этом кредитная организация будет связываться с клиентом уже после блокировки.
Предполагается, что новые правила помогут бороться с мошенниками, которые пытаются незаконно списать деньги со счета.
Депутаты Государственной Думы приняли во втором чтении правительственный законопроект № 296412-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Документ определяет порядок действий банков при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика. В частности, законопроектом закрепляется право кредитной организации на приостановление на срок до 2 рабочих дней перевода денежных средств и использование электронных средств платежа при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика, а также заблокировать на этот срок электронное средство платежа.
Источники
Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.
Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.
Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.- Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.
- Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Здравствуйте. Я Владимир, мой стаж работы юристом составляет 15 лет. За данный промежуток времени получил большой опыт в юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Материалы для создания данного портала тщательно группировались для удобства и понимая у пользования. А вся информация изложена в доступном виде.
Проконсультируйтесь со специалистами перед применением прочитанного, т.к. законы меняются часто.