Какие есть меры по поддержке малого бизнеса

Полная информация на тему: "Какие есть меры по поддержке малого бизнеса" в помощь грамотному гражданину.

Я начинающий бизнесмен. Как государство может меня поддержать?

Тем, кто делает первые шаги в малом или среднем бизнесе, государство готово помочь: предоставить налоговые льготы или гарантии по кредитам, обучить основам бизнеса, проконсультировать. Словом, сделать так, чтобы предприятие могло развиваться. Для этого существуют специальные программы государственной поддержки предпринимательства.

Государство может поддержать любой бизнес?

Программы господдержки малого и среднего бизнеса направлены в первую очередь на отрасли, приоритетные для государства. Вам помогут с финансированием дела, которое будет полезным для вашего региона, области или даже конкретного города: например открытие аптеки, развитие растениеводства или туризма. А вот игорный, алкогольный или сигаретный бизнес поддерживать не станут.

Есть у программ и требования к самим предпринимателям: вы можете получить поддержку, только если не нарушали условий программ до этого. Например, если вам уже выдавали субсидии, но вы потратили их на другие цели, то можете попасть в «черный список» и больше на господдержку рассчитывать не сможете.

Еще одно очевидное требование — соответствовать определению малого и среднего бизнеса.

Закон о развитии малого и среднего предпринимательства выделяет три категории предприятий:

микробизнес (не больше 15 сотрудников в компании и годовой оборот до 120 млн рублей);

малый бизнес (не больше 100 человек в компании и оборот до 800 млн рублей);

средний бизнес (не больше 250 человек в компании и годовой оборот до 2 млрд рублей).

При этом некоторые меры государственной поддержки предпринимателей могут быть рассчитаны как одновременно на все три категории, так и только на одну из них, например на средний бизнес.

В некоторых программах есть дополнительные требования. Для участия в них вы должны быть, например:

начинающим предпринимателем, то есть открывать свое первое дело.

молодым предпринимателем. Под этот критерий подходят индивидуальные предприниматели в возрасте до 30 лет включительно и компании, в которых хотя бы половина уставного капитала принадлежит предпринимателям в возрасте до 30 лет включительно.

У господдержки есть несколько уровней. По федеральной программе Министерства экономического развития Российской Федерации деньги выдают регионам на конкурсной основе или с учетом определенных критериев. Местные власти распределяют эти деньги и средства из собственного бюджета по направлениям, приоритетным именно для своего региона. Есть и специальные программы господдержки малого и среднего бизнеса, например от Корпорации МСП или от Министерства сельского хозяйства.

Как узнать, какие программы действуют в моем регионе?

Найти список действующих программ и конкурсов на получение грантов можно на специальных порталах для малого и среднего предпринимательства — такой есть у каждого региона. Найти нужный вам можно с помощью Федерального портала малого и среднего предпринимательства (раздел «Поддержка в регионах»). На самом Федеральном портале вы можете посмотреть информацию по действующим конкурсам.

Информацию о программах поддержки малого и среднего бизнеса можно посмотреть и на сайте министерства экономического развития вашего региона или в разделе для предпринимателей на сайте администрации города или области. Там могут быть не только документы и контакты, но и ссылки на бизнес-порталы и объединения предпринимателей вашего региона.

Массу полезной информации для предпринимателей, в том числе и о программах господдержки, можно найти на сайте Бизнес-навигатора МСП . Здесь же собраны контакты государственных и муниципальных организаций, которые поддерживают бизнес в интересующем вас регионе.

[2]

Для тех, кто работает в сфере сельского хозяйства, будет полезен справочник от Министерства сельского хозяйства , а предприятиям научно-технической сферы стоит следить за обновлениями на сайте Фонда содействия инновациям .

Какую именно помощь можно получить?

Конкретные меры поддержки малого и среднего предпринимательства тоже разнятся от региона к региону, но общий список того, чем государство может помочь начинающему предпринимателю, выглядит так:

Гранты на открытие бизнеса

Гранты на открытие бизнеса можно получить, участвуя в специальных конкурсных программах от региональных фондов содействия бизнесу, — найти список действующих конкурсов можно как на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства, так и на региональных порталах.

Возместить затраты на открытие бизнеса можно и с помощью программы от регионального центра занятости. Через него можно вернуть деньги, которые вы потратите, например, на регистрацию юридического лица или покупку онлайн-кассы. Чтобы получить такую компенсацию, будущий предприниматель должен встать на учет в местный центр занятости населения и подать заявление на поддержку до того, как зарегистрирует ИП или ООО.

Учтите, что гранты — это целевое финансирование. То есть потратить выданные деньги можно только на цели, указанные в условиях выдачи. Если вы потратите грант на что-то другое, вас заставят вернуть деньги и могут добавить в «черный список» — исключить из числа кандидатов на получение господдержки в дальнейшем.

Гарантийная поддержка по кредитам

Если вам нужен кредит на открытие или развитие бизнеса, вы можете пойти в банк, где выдают кредиты при поддержке региональных гарантийных организаций. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Как малому бизнесу получить кредит под госгарантию».

Субсидии — это деньги, которые федеральные, региональные или местные власти на конкурсной основе выделяют на покупку оборудования, сырья или даже чего-то нематериального, например патента. Это тоже целевое финансирование, которое нельзя потратить не по назначению. Размер субсидий зависит от региона и конкретной программы господдержки — найти необходимую информацию по этому виду поддержки вы можете на портале для малого и среднего предпринимательства вашего региона.

Скидки на лизинг

Этот вид поддержки работает так: часть процентов, которые вы должны лизинговой компании, вам помогают возместить региональные власти. Узнать, есть ли такая возможность, вы можете на региональном портале или в специальных фондах содействия предпринимательству вашего региона.

Подробнее о том, чем лизинг может быть полезен предпринимателю, читайте в статье «Что такое лизинг».

Займы по сниженным ставкам

Получить такой заем можно в МФО предпринимательского финансирования, работающих по программам господдержки. Условия в них выгоднее, чем в обычных коммерческих организациях. Подробнее о том, чем МФО полезны для бизнеса, читайте в нашей статье.

Кредиты по специальным ставкам

Какие критерии у этой программы и как получить такой кредит, читайте в нашей статье «Как получить льготный кредит для малого бизнеса».

Льготы на аренду

В большей степени это касается аренды земли для фермеров, но есть программы, по которым можно снять и помещение для бизнеса на более выгодных условиях, чем у частных компаний. Подобрать недвижимость для бизнеса вы можете с помощью Бизнес-навигатора МСП , а найти информацию о льготах можно на сайте Министерства экономического развития вашего региона.

[1]

Бесплатные курсы, тренинги, семинары и конференции, на которых эксперты отвечают на вопросы начинающих предпринимателей и рассказывают о бизнес-планировании, налогах, страховых отчислениях, маркетинге и многом другом, есть у Корпорации МСП — подробнее узнать о них можно на сайте корпорации в специальном разделе .

Читайте так же:  С момента истребования предоплаты договор прекращается — разъяснение вс рф

Банк России периодически проводит обучающие онлайн-марафоны для малого бизнеса. На сайте « Деньги для дела » можно посмотреть записи вебинаров.

Обучением занимаются и региональные фонды поддержки малого бизнеса.

Консультирование

Предприниматели могут бесплатно проконсультироваться с профессиональными бухгалтерами, юристами, экономистами и кадровыми работниками в центрах занятости населения или в фондах поддержки малого и среднего бизнеса.

Если вы выбрали один из видов господдержки, то это не значит, что вы не можете пользоваться остальными. Можно, например, получить субсидии или выиграть грант и вместе с этим пойти учиться или проконсультироваться в региональном фонде поддержки малого и среднего бизнеса.

Какие есть меры по поддержке малого бизнеса?

Законодательство, регулирующее меры поддержки

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим меры государственной поддержки малого предпринимательства, является закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — закон № 209-ФЗ). Последние изменения в нем вступили в силу в 2018 году. Они регулируют преимущественное право выкупа или исключительную возможность получения в пользование недвижимого государственного/муниципального имущества субъектами малого и среднего бизнеса.

Кроме основного нормативно-правового акта меры поддержки малого бизнеса в России введены и другими законами, среди них:

  • закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в ст. 30 которого указано, что не менее чем 15% от общего годового объема закупок должны производиться у малого бизнеса;
  • закон «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, ст. 13 и 26.1 которого ограничивают сроки проверок малого бизнеса и саму возможность их проведения;
  • закон «Об особенностях отчуждения имущества…» от 22.07.2008 № 159-ФЗ, регулирующий права субъектов малого бизнеса на приобретение арендуемого ими имущества.

Важным нормативно-правовым актом в этой сфере является постановление Правительства РФ о политике в области инновационного развития от 26.12.2006 № 1538. Среди судебной практики о малом бизнесе нужно отметить Обзор практики по применению глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса, утв. президиумом ВС РФ 04.07.2018. Подробнее о применении систем налогообложения, о которых идет речь в обзоре, можно прочитать в статье «Упрощенная система налогообложения (УСН)».

Механизмы финансового стимулирования

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) имеет разные формы, предусмотренные ст. 17 закона № 209-ФЗ. Среди них Федеральная программа финансовой поддержки, оператором которой является Минэкономразвития. Она включает подпрограммы, в рамках которых производится поддержка малого бизнеса и стимулирование экономического развития и инновационной экономики (например, подпрограмма по развитию малых форм хозяйствования).

Кроме госпрограмм предусмотрены и иные направления финансовой поддержки, к которым, в частности, относятся:

  • целевые субсидии на реализацию инновационных проектов;
  • возмещение расходов, связанных с обучением и переобучением сотрудников;
  • возмещение расходов на стажировки;
  • выдача грантов на приоритетные проекты;
  • выдача микрозаймов;
  • выдача средств на проведение НИОКР и на международную сертификацию деятельности.

Виды финансовой помощи различны в регионах, средства на них предоставляются исходя из заявок их администраций. В рамках каждого региона принимается собственная программа поддержки. Такие меры и их перечень реализуются регионами самостоятельно на основании норм регионального законодательства. Выполнение условий предоставления поддержки проверяется, при их неисполнении средства могут быть взысканы в бюджет (см. решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2018 по делу № А32-42304/17).

Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России

Государство в ст. 18 закона № 209-ФЗ предусмотрело и иные меры поддержки малого и среднего предпринимательства, которые оказываются преимущественно на региональном уровне. Среди них:

  • подбор земельного участка;
  • льготная аренда недвижимости;
  • предоставление преимущественного права на выкуп недвижимости;
  • возможность получить земельный участок в аренду без торгов;
  • иные меры имущественной поддержки, часто связанные с помощью инновационному и технологичному бизнесу.

Имущество, в отношении которого субъектам МСП может быть предоставлено право преимущественного выкупа, не должно быть включено в реестр объектов, предназначенных только для передачи во владение. Отказ от выкупа такого имущества не может быть обжалован (см. решение 13-го ААС от 19.05.2017 по делу № А56-23921/15).

Консультационная и информационная поддержка

Важной частью мер по поддержке стали консультационные и информационные, предусмотренные ст. 19–20 закона № 209-ФЗ. Они также реализуются на уровне регионов, их проводниками становятся специально созданные в этих целях инфраструктурные юридические лица. Среди основных консультационных мер:

  • консультационное сопровождение реализации инвестпроектов;
  • консультирование по любым вопросам бизнес-планирования, правовым вопросам;
  • экспертная поддержка различного уровня;
  • введение института инвестиционных уполномоченных;
  • проведение семинаров, тренингов, мастер-классов.

Информационные меры включают в себя:

  • проведение конкурсов, ярмарок, фестивалей;
  • выпуск или поддержку выпуска СМИ, электронных и печатных;
  • размещение пресс-анонсов и пресс-релизов;
  • ведение специализированных порталов.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства реализуется как на федеральном, так и на региональном уровне и контролируется различными федеральными ведомствами. Бюджетные средства на поддержку из федерального бюджета направляются в регионы. Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 установлены критерии конкурсного отбора регионов, в бюджеты которых направляются средства для субсидирования предпринимателей, работающих:

  • в социальной сфере;
  • моногородах;
  • экспортной сфере;
  • инжиниринговых центрах, создаваемых с участием субъектов Федерации.

В рамках поддержки моногородов Минэкономразвития направляет гранты предпринимателям и субсидии на модернизацию производства.

Под патронажем Минсельхоза РФ регионы получают средства:

  • на субсидирование малых сельхозпредприятий в части процентов по кредитам;
  • поддержку фермеров-новичков;
  • создание центров животноводства;
  • гранты потребкооперативам;
  • компенсацию части затрат по оформлению в собственность земли.

Примером собственной региональной программы поддержки может стать программа Рязанской области «Экономическое развитие в 2015–2020 годах», часть положений которой посвящены поддержке МСП. При этом в г. Касимове успешно работает собственная программа «Развитие МСП в муниципальном образовании — городской округ город Касимов на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением администрации от 28.09.2015 № 1364 и предусматривающая создание за счет местного бюджета в указанный период нескольких рабочих мест и выдачу установленного количества грантов.

Инфраструктура государственной поддержки

На региональном уровне создается сеть операторов, на которых возлагается обязанность по распределению средств бюджетов.

Основной структурой, которая призвана обеспечивать поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, стало АО «Корпорация «МСП», созданное на основании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» от 05.06.2015 № 287. В функции небанковской кредитной организации входит:

  • оказание финансовой помощи субъектам МСП и инфраструктуре;
  • привлечение средств на российских и зарубежных рынках на оказание такой помощи;
  • организация сопровождения инвестпроектов, реализуемых субъектами МСП;
  • обеспечение увеличения объемов госзакупок у МСП.
Читайте так же:  Образец ответа на претензию о возмещении ущерба

В рамках программ Минэкономразвития в регионах создаются такие инфраструктурные образования, как:

  • гарантийные фонды, фонды поручительства;
  • организации микрокредитования;
  • центры инноваций и кластерного развития;
  • центры поддержки бизнеса в приоритетных отраслях;
  • технопарки;
  • бизнес-инкубаторы.

Также была создана федеральная сеть МФЦ для бизнеса. Минэкономразвития в рамках реализации информационных мер недавно запустило федеральный Портал поддержки, который позволяет получать оперативную информацию обо всех мерах поддержки, возможностях обучения, проведения различных конкурсов.

Разнообразие мер по поддержке малого бизнеса призвано обеспечить гармоничное развитие предпринимательства, увеличить количество рабочих мест, переложить существенную долю задач по экономическому развитию на плечи частного предпринимателя.

Какие есть меры по поддержке малого бизнеса?

В прошлом году после принятия Стратегии развития МСП ситуация изменилась принципиально: гарантии, субсидии, льготы, образование для МСП — все это в полной мере заработает в 2017 году.

В этом году исполняется 10 лет федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Но бизнес малых и средних компаний все это время развивался темпами, которые не превышали скорость роста экономики в целом, и к настоящему моменту роль МСБ в России не выросла. По-прежнему он создает лишь около 20% ВВП (и примерно такую же долю рабочих мест). По-прежнему лишь малая часть таких предприятий выходит на международные рынки. Инвестиции в этой сфере невелики: заметные средства в развитие вкладывают не более 9% предприятий, а две трети вообще не занимаются инвестиционной деятельностью.

Введение упрощенной системы налогообложения стало огромным подспорьем, но способствовало скорее выходу МСБ из тени, чем его качественному прорыву. Типичное малое предприятие в России — это торговая компания, следующая за конъюнктурой рынка и не помышляющая об инновациях. Этот портрет должен очень сильно измениться, чтобы малый и средний бизнес для России стал тем, чем является для развитых стран или быстрорастущих развивающихся — таких как Китай.

В Европе МСБ обеспечивает 67% рабочих мест и 58% добавленной стоимости в экономике. За последние 5 лет 85% новых рабочих мест было создано именно в секторе МСБ. Больше половины малых предприятий осуществляли международную деятельность. Да, в случае с ЕС это куда проще благодаря открытым границам, общей валюте и территориальной близости стран-участников союза. Но более 20% предприятий МСБ осуществляли экспорт и за пределы ЕС — преимущественно в США. Наибольшая доля экспорта приходится на высокотехнологичное оборудование и товары промышленного производства. В США ситуация еще более впечатляющая: 43% экспорта обеспечивают именно малые и средние предприятия (МСП). В Китае — по разным оценкам, от 50% до 70% экспорта. В развитых странах и Китае это не только самый крупный сектор экономики, но и драйвер инноваций, инвестиций, экспорта.

Почему малый и средний бизнес — это основной корпоративный клиент Сбербанка, и как Сбербанк «выращивает» своего клиента.
Рассказывает Андрей Шаров,
вице-президент Сбербанка

Малый и средний бизнес — это основной корпоративный клиент Сбербанка. У нас 1 миллион 600 тысяч корпоративных клиентов, и 95% из них — это малый и средний бизнес. Правительством поставлена задача увеличить долю МСБ в ВВП в два раза. Таким образом, малый и средний бизнес — основной клиент правительства. За 2016 год число МСП увеличилось на 6%. Наша задача — дать им открыть и вести бизнес с минимумом проволочек и затрат

Доля субъектов МСБ в общем числе корпоративных клиентов Сбербанка

Процент, на который увеличилось количество субъектов МСБ за 2016 г.

Такое разительное отличие от России — во многом результат исторически сложившегося развития экономики. Львиная доля экономики РФ — это наследие СССР, ориентированное на крупные предприятия. В странах Запада искусственного укрупнения компаний не наблюдалось, преобладание малого бизнеса — это естественное их состояние. Но в любом случае во многих странах мира давно действуют масштабные программы поддержки малого и среднего бизнеса. По данным ОЭСР, поддержка в виде гарантий по кредитам, например, осуществляется практически во всех странах-членах организации (а это несколько десятков наиболее развитых стран со всех концов мира).

Распространено (особенно в Европе) и прямое кредитование МСБ, специальные условия для стартапов и компаний, работающих в сфере «зеленой энергетики». Применяются товарные кредиты, госгарантии по экспортным контрактам, порой налоговые вычеты и отсрочки, консалтинговые услуги, субсидирование процентной ставки по кредитам. Как показывает опыт Китая и стран Восточной Европы, при правильном подходе малые предприятия очень быстро вырастают даже на почве, которую долго возделывали в традициях плановой экономики.

Видео (кликните для воспроизведения).

Плановый процент доли
ВВП, которую создаёт
малый и средний бизнес

В 2016 году поддержка российского МСБ, основанная на опыте других стран, получила новый импульс. Для начала была принята стратегия — план развития на срок до 2030 года, а потом и тактика — например, приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В «Стратегии развития МСП до 2030 года» поставлены амбициозные цели: увеличение оборота МСП в 2,5 раза, а производительности их труда — в 2 раза; рост доли занятого в МСБ населения до 35%, а доли обрабатывающего производства в структуре МСБ — до 20%. Ну и по традиции в целях — удвоение ВВП, точнее говоря, той доли ВВП, что создает малый и средний бизнес: с 20% до 40%. Это обозначено как главный стратегический ориентир программы.

Три важнейших решения были приняты правительством и реализованы в 2016 году. Первое — это увеличение порога по упрощенной системе налогообложения до 150 млн рублей. Если оборот компании в пределах 150 млн, то она платит только 6% с этого оборота. До этого порог был 60 млн. Намного меньше компаний могли рассчитывать на льготы. Второе — теперь нарушение со стороны МСБ, если оно не повлекло за собой значительных последствий и является первым, наказывается предупреждением, а не более серьезными мерами. И третье — увеличение квоты МСБ на государственные закупки и закупки госкорпораций. Уже сейчас МСБ получил госконтрактов на 1,5 млрд рублей

Сумма, на которую субъекты МСБ получили государственные контракты

Гарантии по кредитам — очень эффективный способ поддержки, так как позволяет улучшить финансовую ситуацию с минимальными затратами со стороны государства. В ЕС с конца 1990-х гарантии поддержали почти полмиллиона предприятий на сумму более 20 млрд евро. При этом средств из бюджетов стран-участников было выделено примерно на 600 млн (и деньги эти по большей части вернулись в казну). Наибольший рост (в разы) был отмечен в период мирового кризиса в 2008-2010 годах — тогда это стало действенным средством помощи в тяжелой экономической ситуации. В США гарантии Администрации малого бизнеса (SBA) постоянно растут — примерно двукратно за 10 лет. Точных данных по Китаю нет, но последние приблизительные подсчеты говорили о $93 млрд как о гарантированных государством кредитах МСБ — это больше, чем у всех европейских стран и США вместе взятых.

Читайте так же:  Договор аренды земельного участка может быть расторгнут в одностороннем порядке, если существует юри

Сумма, на которую субъекты МСБ получили государственные гарантии в странах ЕС с конца 1990-х годов

В России активно заговорили о гарантийной поддержке и льготном кредитовании МСБ в 2013 году, какие-то действия стали предприниматься в 2014-2015 годах, и вот в 2016-м наконец окончательно оформилась и заработала трехуровневая модель, в которой участвуют «Корпорация МСП», «Банк МСП» и региональные гарантийные организации (РГО). РГО и «Банк МСП» работают «на местах» (за 2016 год ими обеспечено гарантий примерно на 35 млрд рублей), а «Корпорация МСП» реализует проекты на федеральном уровне (30 млрд в 2016 году) — такие как «Программа 6,5».

«Корпорация» может дать гарантию под 50% суммы кредита при работе с банками-партнерами (крупнейшим из которых является Сбербанк). С привлечением РГО объем гарантии может вырасти до 70%, РГО в данной схеме выступает как поручитель — что помимо прочего ведет и к снижению ставки по кредиту. А не секрет, что именно ставка и является основным препятствием для развития кредитования, особенно для малых предприятий. Когда мы говорим о том, что средняя ставка для МСБ составляет около 15%, надо иметь в виду, что это 13-14% для средних предприятий, но 20% и выше для малых. Зная это, можно назвать «Программу 6,5» революционной для российского рынка.

Процент, на который может вырасти объем гарантии с привлечением Региональных гарантийных организаций

Программа 6,5» — это важнейший проект, который Сбербанк делает совместно с «Корпорацией МСП», — мы предоставляем кредиты среднему бизнесу по ставке 9,6%, малому — 10,6%. За 2016 год мы выдали таких кредитов на 20 млрд рублей. Малый бизнес получил очень дешевые кредитные ресурсы под свои инвестиционные проекты, создал рабочие места в регионах

Сумма, на которую Сбербанк выдал кредитов субъектам МСБ в 2016 г.

«Шесть с половиной» — потому что именно под такой процент ЦБ РФ кредитует банки. К нему прибавляется не более 3% в случае, если речь идет о среднем бизнесе, и не более 4% — если о малом. Плюс комиссия на операционные расходы в размере 0,1%. Получается, малые предприятия могут получать финансирование под 10,6% годовых — совершенно небывалая еще в России ситуация. Это в два раза дешевле существующих сейчас для таких предприятий ставок. Согласно программе, такое финансирование можно получить, если есть потребность в кредите для инвестиционных нужд. Если сумма не превышает 500 млн рублей, то она может быть покрыта средствами кредита полностью. Если превышает, то на 80%. Предприятие из числа малых или средних обращается в уполномоченный банк (на данный момент это Сбербанк или ВТБ), тот отправляет одновременно запрос на соответствие условиям программы в «Корпорацию МСБ» и запрос на получение кредита в ЦБ РФ. В течение нескольких дней документы проверяются и выдается кредит под небывало низкие проценты. В 2016 году решено было расширить программу с 75 млрд до 125 млрд и снизить порог кредита с 50 млн до 10 млн, чтобы максимально включить малые предприятия.

Минимальная сумма кредита, которую субъекты МСБ могут получить по программе

Еще одна масштабная программа направлена на определенный сегмент — сельхозпроизводителей, включая и МСП. В 2017 году стартует с участием Сбербанка программа субсидирования ставок компаниям агропромышленного комплекса, в рамках которой можно будет получить кредит по ставке не выше 5% годовых. Разницу с рыночными ставками (ее измеряют по размеру ключевой ставки ЦБ РФ) банку будет компенсировать государство. Выдавать будут два типа кредитов: краткосрочные (до 1 года) и инвестиционные (до 2-15 лет). Льготы по кредитам существовали и прежде, но компании приходилось сначала брать кредит на рыночных условиях, а потом уже пытаться получить компенсацию. Сейчас сельхозпроизводители смогут сразу понимать, получится ли взять кредит по сниженной ставке. Ни в какие ведомства и организации помимо банка обращаться не придется. Программа подразумевает, что не менее 20% кредитов будет выдано «малым формам хозяйствования».

Льготное кредитование работает не только в рамках федеральных инициатив. К примеру, на Дальнем Востоке в прошлом году стартовала собственная программа с участием Сбербанка и Фонда развития Дальнего Востока, в рамках которой кредиты могут выдаваться под 12,5-13,5% годовых. Всего предполагается выдать 10 млрд рублей на срок до 10 лет. Ожидается, что это создаст дополнительно 1,3 тыс. рабочих мест в регионе, обеспечит прирост регионального валового продукта на 27 млрд рублей и принесет в бюджет регионов почти 7,6 млрд дополнительных налогов.

Кредитные льготы можно назвать опосредованными способами помощи, а есть и прямые. С недавних пор введены жесткие правила по доступу к госзакупкам компаний малого и среднего звена. Квоты МСБ постоянно и быстро расширяются. Если в 2015 году было предусмотрено, что только 9% всех закупок бюджетами разных уровней придутся на МСБ, то в 2016-м — уже в 2 раза больше: 18%. К 2018 году этот уровень должен дойти до весомых 25%.

Финансирование может быть самой сложной, но далеко не единственной проблемой. Существуют проблемы юридические, организационные, проблемы с уровнем информированности и образования самих предпринимателей. Ими тоже занимаются вплотную. По всей России создается сеть МФЦ, призванных создать систему «одного окна» для предпринимателей, обеспечить их всей информацией и поддержкой. Зарождаются и масштабные программы обучения предпринимателей — такие как совместный проект Сбербанка и Google «Бизнес-класс». В 2016 году стартовал пилот в Татарстане, где участвовали около 30 тыс. человек. В 2017 году география проекта должна расшириться, планируется обучить 100 тыс. предпринимателей. Из ближайших планов — 15 февраля программа стартует в Свердловской области. Для участия уже зарегистрировались 6 тыс. предпринимателей.

Ожидаемая динамика процента гос. контрактов, заключенных с субъектами МСБ

Как показывает опыт, в первые 3 года существования с рынка уходит 90% компаний. Если же помогать им — гарантиями, субсидиями, консультациями, — то эту цифру можно снизить вдвое. Образование, которое позволило бы начинающим предпринимателям избегать распространенных ошибок, — очень важное направление помощи. И мы занимаемся этим, мы «выращиваем» клиента. Вместе с компанией Google в 2016-м разработали и успешно протестировали в Татарстане программу «Бизнес-класс», а в этом году тиражируем ее в новые регионы

Правительство ожидает, что результат мер поддержки проявится практически сразу. Задача на 2017–2018 годы — обеспечить занятость дополнительно 1,2 млн человек МСБ и оказать поддержку 336 тыс. субъектов предпринимательства. Опыт других стран подсказывает, что вложения в малый бизнес — благодарное дело, которое быстро дает плоды, создает более устойчивую экономику.

Читайте так же:  Какова форма подтверждения соответствия продукции

Почему малый и средний бизнес — это основной корпоративный клиент Сбербанка, и как Сбербанк «выращивает» своего клиента.
Рассказывает Андрей Шаров,
вице-президент Сбербанка

«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России

№3-4(10-11), 2009

Научная жизнь

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях кризиса

Что можно отнести к первоочередным проблемам малого и среднего бизнеса в подверженной кризисным явлениям экономике?

Инвестирование в малый бизнес затруднено: структуры, имеющие средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Поэтому основной источник стартового капитала для малого и среднего бизнеса — самофинансирование.

Кредиты малодоступны: у начинающих бизнесменов, как правило, отсутствует имущество, которым можно эти кредиты обеспечить. Банки скорее будут кредитовать крупные предприятия, так как это сопряжено с меньшим риском. К тому же из-за высокой ставки рефинансирования 9,75%, ставки по кредитам очень высокие и порой достигают 25-27% (Российская Федерация).

Затруднены лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит: слишком высокие взносы.

Условия инфляции: поскольку, в отличие от крупных предприятий, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Но наряду с большим количеством проблем у малого бизнеса есть и свои преимущества. Это прежде всего гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре — намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Среднее и особенно малое предприятие не связано производственной программой, разработанной на перспективу; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша». Перед малым бизнесом вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы. Упрощенный менеджмент создает малому бизнесу определенное преимущество, проявляющееся в гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации.

Несмотря на все преимущества, малый бизнес вряд ли сможет развиваться так же эффективно в экономике, которая подвержена кризисным явления, без поддержки государства. А так как малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего невозможна их высокая эффективность, «принимают на себя» решение многих социальных и экономических проблем, то одной из первоочередных задач государства на пути вывода экономики их кризиса является поддержание и субсидирование предприятий малого и среднего бизнеса.

Комплекс мер по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса в России

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого и среднего бизнеса в интересах национальных экономик. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

В развитии малого предпринимательства в России за последние 1-2 года наметились негативные тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста их числа. Отсутствие государственной поддержки и досконально проработанной правовой базы только усугубило положение малых предприятий во время мирового экономического криза.

6 апреля 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин выступил в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год, а также отметил некоторые приоритетные направления по развитию экономики в условиях мирового экономического кризиса.

Какие же меры были и будут приняты по регулированию функционирования малого и среднего бизнеса?

Положение в сфере малого бизнеса, которое сложилось в настоящее время в нашей стране, свидетельствует о том, что дальнейшее его развитие без активного положительного вмешательства государства может привести к свертыванию (преимущественно через большую тенезацию) данного сектора экономики с соответствующим усилением социального напряжения и обострением экономических проблем. Из-за этого возникает необходимость в просмотре и эффективном внедрении механизмов государственного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса.

Соединённые Штаты Америки

Содействие развитию малого и среднего бизнеса в США входит в компетенцию специально созданной Конгрессом США в 1953 г государственной организации — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ). На нее возложена обязанность оказывать малым предприятиям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении государственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

В соответствии с федеральными программами поддержки малого и среднего бизнеса предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чём при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.

Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. При общем снижении ставок налога на прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%.

Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса, как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

В качестве других мер предложено следующее:

  • Выделение кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса в размере 430 млн. долларов для прямого кредитования и гарантирования кредитов, чтобы сделать кредиты более привлекательными для кредиторов. Число кредитов, гарантированных по программе SBA2, сократилось на 57% в I квартале этого года по сравнению с прошлым.
  • Объем кредитов, выданных американскими банками, получавшими помощь из программы TARP, вырос в сентябре на 2%. Американский инвестбанк Goldman Sachs обязался выделить $500 млн. в течение 5 лет, чтобы помочь восстановлению 10 тыс. предприятий малого бизнеса в США.
  • Выделено 30 млн. долларов на оказание помощи малому и среднему бизнесу на развитие услуг в сфере промышленных технологий, предоставив ему доступ к технологиям и сделав его конкурентоспособным в глобальном масштабе
  • Обучение сотрудников региональных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм
  • Информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта
  • Координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта
Читайте так же:  Возбудить уголовное дело на судью стало сложнее

Большое внимание поощрению мелкого предпринимательства уделяется на региональном уровне. Одной из первостепенных задач администрация США и Конгресс считают подключение малого бизнеса к национальному экспорту.

Тем самым в Соединённых Штатах Америки координируются действия различных государственных органов и общественных организаций по регулированию малого бизнеса; предоставляются льготные кредиты, используются механизмы лизинга, франчайзинга, субподрядов и создаются центры развития малого предпринимательства.

Европейский союз

Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой — сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.

Цели государственной поддержки малого бизнеса в Евросоюзе отличаются от целей, поставленных правительствами ранее рассмотренных государств:

  • укрепление единого внутреннего рынка ЕС;
  • устранение административных барьеров;
  • унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.

Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса.

Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.

К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

Какие же меры по улучшению функционирования предприятий малого и среднего бизнеса были приняты правительствами стран Европейского союза в разгар мирового экономического кризиса?

  • Предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;
  • Оказание (за невысокую плату или бесплатно) консультационных услуг и предоставлению научно-технической информации;
  • Разработка и реализация «Стратегических планов развития», учитывающих, специфические социально-экономические особенности региона: уровень экономического развития, специализацию промышленного и сельскохозяйственного производства, исторические и культурно-этнические особенности территории
  • Помощь безработным в организации своего бизнеса
  • Создание справедливой конкуренции при минимизации налогов

Также европейские финансовые регуляторы освобождают самые малые предприятия от ряда требований по финансовой отчетности, видимо решив, что им совершенно необязательно подготавливать те же самые годовые отчеты и проходить точно такие же аудиторские проверки, как их более крупные “собратья”. Всё это не означает, что самым малым предприятиям не нужно вести вообще никакой отчетности, говорят регуляторы — им по-прежнему необходимо фиксировать статьи расходов и выручки, а также сдавать формы налоговой отчетности. Но что им не нужно больше делать, так это соответствовать более сложным правилам для крупных транснациональных компаний, осуществляющих свою деятельность сразу в нескольких регионах.

Заключение

Несмотря на то, что антикризисная политика по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса немного различается, в зависимости от развития экономики, основной акцент в антикризисной политике делается не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования. Именно такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легковых автомобилей, авиационных перевозок. В результате должна получиться реальная, а не искусственная структура внутреннего спроса, который станет эффективной основой для посткризисного восстановления и последующего развития экономики. Правительство пытается не только поддержать внутренний спрос, но за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее.

Среди возможных мер поддержки малого бизнеса — льготная аренда, пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям, квоты на государственные закупки для малых и средних предприятий.

Установление преференции при выкупе арендуемого недвижимого имущества, снижение платы за присоединение к электросетям, увеличение бюджетных субсидий малому бизнесу.

К сожалению, российское правительство, не смотря на все те преимущества и ту роль в формировании конкурентной среды и улучшения функционирования всей экономической системы, всё ещё не уделяет развитию малого бизнеса достаточно внимания, в отличие от правительств стран с развитой экономикой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.

  2. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.

  3. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.
  4. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.
  5. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.
Какие есть меры по поддержке малого бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here