Производство в суде надзорной инстанции

Полная информация на тему: "Производство в суде надзорной инстанции" в помощь грамотному гражданину.

Глава 48.1. Производство в суде надзорной инстанции (ст.ст. 412.1 — 412.13)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ раздел XV настоящего Кодекса дополнен главой 48.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

Глава 48.1. Производство в суде надзорной инстанции

>
Пересмотр судебных решений в порядке надзора
Содержание
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Производство в суде надзорной инстанции

Содержание

Значение и задачи

После вступления приговора в силу осужденному предстоит претерпеть все неблагоприятные последствия в связи с официальным признанием его виновности в совершении преступления. Приведение в исполнение неправосудного приговора — непоправимая ошибка судебной системы с точки зрения судьбы человека, однако в процессуальном плане оно не ведет к тому, что цель уголовного судопроизводства никогда уже не будет достигнута. Благодаря существованию в российском уголовном судопроизводстве стадии пересмотра судебных решений в порядке надзора сохраняется возможность изменения незаконного приговора в благоприятную для осужденного сторону с тем, чтобы правосудие отвечало критерию справедливости.

Надзорное производство по своей правовой природе, выявленной Конституционным Судом РФ в многочисленных постановлениях, представляет собой дополнительный способ обеспечения правосудности приговоров путем устранения судебных ошибок, не являющихся новыми или вновь открывшимися обстоятельствами, при пересмотре вступивших в силу приговоров, определений, постановлений.

Исходя из цели уголовного судопроизводства и правовой природы надзорного производства можно заключить, что последнее направлено на решение следующих задач:

• устранение ошибок, допущенных при рассмотрении уголовного дела нижестоящими инстанциями. Эти нарушения должны относиться к одному из видов, указанных в ст. 379 УПК РФ, и не должны являться новыми или вновь открывшимися обстоятельствами;

• защита прав и законных интересов потерпевших, защита личности от незаконного и необоснованного осуждения или ограничения прав и свобод при соблюдении баланса в этих правах и интересах.

Вступившие в законную силу судебные решения могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации

Вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции осужденным, оправданным, их защитниками и законными представителями, потерпевшим, частным обвинителем, их законными представителями и представителями, а также иными лицами в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.

С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители

2) прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор и их заместители

[1]

Подробнее статья 412.1 УПК РФ

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судебные решения могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня их вступления в законную силу. В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине лица, имеющие право подать жалобу или представление, могут ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока в порядке, предусмотренном статьей 389.5 настоящего Кодекса.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в течение одного месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в течение двух месяцев со дня их поступления, если уголовное дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Полномочия суда

Статья 412.9. Основания отмены или изменения судебных решений в порядке надзора

1. Основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела.

2. Поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 401.6 настоящего Кодекса.

Статья 412.11. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных решений в порядке надзора

[2]

1. В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

[3]

1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;

4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных частью третьей статьи 389.22 настоящего Кодекса;

7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;

8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 412.4 настоящего Кодекса.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой настоящей статьи, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии с частью первой статьи 412.9 настоящего Кодекса.

3. Постановление суда надзорной инстанции подписывается председательствующим в судебном заседании и должно соответствовать требованиям частей третьей и четвертой статьи 389.28 настоящего Кодекса.

4. Постановление суда надзорной инстанции приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой, представлением, постановлением судьи суда надзорной инстанции и вынесенным в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 412.5 настоящего Кодекса, постановлением Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя.

ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Надзорное производство – пересмотр Президиумом Верховного Суда РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу.

В Президиум Верховного Суда РФ обжалуются (ст. 391 1 ГПК РФ):

— вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые им по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

— вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

— вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

— определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ.

Надзорная жалоба (представление прокурора) подаётся заинтересованными лицами непосредственно в Верховный Суд РФ.

Судебные постановления в порядке надзора могут быть обжалованы в течение трёх месяцев со дня их вступления в законную силу.

Читайте так же:  Как осуществить реорганизацию ооо путем присоединения

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального или процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных правоотношений возможности осуществления гражданских процессуальных прав, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права. Указанная жалоба (представление прокурора) заинтересованных лиц на имя Председателя Верховного Суда РФ может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

Надзорная жалоба (представление прокурора) рассматривается Президиумом Верховного Суда РФ не более чем два месяца, если дело не было истребовано и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ. Председатель Верховного Суда РФ и его заместитель в случае истребования дела, с учётом его сложности могут продлить этот срок, но не более чем на два месяца.

Президиум Верховного Суда РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда РФ о передаче надзорной жалобы (представления прокурора) с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Надзорная жалоба (представление прокурора) с делом рассматривается Президиумом Верховного Суда РФ в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьёй определения о передаче надзорной жалобы (представления прокурора) с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

По окончании рассмотрения надзорной жалобы (представления прокурора) Президиум Верховного Суда РФ принимает постановление.

Полномочия Президиума Верховного Суда РФ при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора ( ст. 391 12 ГПК РФ):

1. Оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, а надзорную жалобу (представление) – без удовлетворения.

2. Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд (при этом Президиум Верховного Суда РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей).

3. Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу.

4. Отменить или изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норма материального права.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Надзорное производство – пересмотр Президиумом Верховного Суда РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу.

В Президиум Верховного Суда РФ обжалуются (ст. 391 1 ГПК РФ):

— вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые им по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

— вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

— вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

— определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ.

Надзорная жалоба (представление прокурора) подаётся заинтересованными лицами непосредственно в Верховный Суд РФ.

Судебные постановления в порядке надзора могут быть обжалованы в течение трёх месяцев со дня их вступления в законную силу.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального или процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных правоотношений возможности осуществления гражданских процессуальных прав, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права. Указанная жалоба (представление прокурора) заинтересованных лиц на имя Председателя Верховного Суда РФ может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

Надзорная жалоба (представление прокурора) рассматривается Президиумом Верховного Суда РФ не более чем два месяца, если дело не было истребовано и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ. Председатель Верховного Суда РФ и его заместитель в случае истребования дела, с учётом его сложности могут продлить этот срок, но не более чем на два месяца.

Президиум Верховного Суда РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда РФ о передаче надзорной жалобы (представления прокурора) с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Надзорная жалоба (представление прокурора) с делом рассматривается Президиумом Верховного Суда РФ в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьёй определения о передаче надзорной жалобы (представления прокурора) с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

По окончании рассмотрения надзорной жалобы (представления прокурора) Президиум Верховного Суда РФ принимает постановление.

Полномочия Президиума Верховного Суда РФ при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора ( ст. 391 12 ГПК РФ):

1. Оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, а надзорную жалобу (представление) – без удовлетворения.

2. Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд (при этом Президиум Верховного Суда РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей).

3. Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу.

4. Отменить или изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норма материального права.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Курс уголовного процесса

Особенности производства в надзорной инстанции

Ревизионное начало в деятельности надзорной инстанции. Проверка законности судебного решения в порядке надзора, согласно ст. 412 12 УПК РФ, осуществляется в пределах доводов жалобы (представления). Это означает, что суд руководствуется при проверке теми основаниями пересмотра и доводами, которые были приведены заявителем в жалобе (представлении), и именно в этих пределах проверяет, действительно ли был нарушен закон при принятии обжалуемого судебного решения. Такой порядок определяется формулой tantum devolutum quantum appellatum — «сколько жалобы — столько и решения». Иначе его еще называют, как уже отмечалось применительно к апелляции, «началом жалобы».

Читайте так же:  Предлагается расширить количество дел, рассматриваемых по упрощённой процедуре (законопроект)

С принятием УПК РФ 2001 г. и попыткой устранения из уголовного процесса ряда советских конструкций, в частности ревизионного начала при обжаловании судебных решений, тем не менее от ревизионного порядка в надзорной инстанции отказаться так и не удалось 2 При этом важно, что надзорная инстанция могла изменять положение осужденного только к лучшему, поэтому проверка в полном объеме могла также быть только in favorem. . Произошло это в том числе по сугубо социальным причинам (низкий уровень правовой грамотности населения, недостаточность обеспечения квалифицированной правовой помощью, невысокий уровень доходов населения и т.п.). С другой стороны, такая ситуация привела к серьезным процессуальным трудностям: нижестоящие апелляционная и кассационная инстанции действовали в пределах доводов жалобы, тогда как суд, проверяющий решение после его вступления в законную силу, не был ограничен ими. В дальнейшем ревизионный порядок при пересмотре судебных решений был распространен на все проверочные инстанции, однако уже не в форме обязанности суда проверить все уголовное дело, а в более мягкой форме его права сделать это в случае необходимости.

В этом смысле напрашиваются аналогии с известным французским институтом кассации в интересах закона . Данное производство, используемое достаточно редко, представляет собой проверку законности вступившего в законную силу судебного решения высшим судом страны (Кассационным судом) по инициативе исключительно Генерального прокурора при Кассационном суде на предмет его законности (ст. 621 УПК Франции). При этом исправление допущенного нарушения закона направлено на ориентацию дальнейшей судебной практики, а не на восстановление нарушенных прав — положение сторон после отмены или изменения незаконного решения суда остается неизменным. Отечественная традиция, напротив, всегда тяготела к безусловному восстановлению нарушенных прав граждан в случае, если обнаруживались нарушения закона. Поэтому, разумеется, речь не идет о введении в российский уголовный процесс зарубежного института, однако тенденция, направленная на усиление функции обеспечения единства судебной практики, очевидна.

Иные особенности производства в надзорной инстанции. Следует упомянуть и другие отличия надзорного судопроизводства, прежде всего от кассационного, которые должны учитываться при характеристике данного вида проверочного производства. В целом их немного.

Круг субъектов надзорного обжалования. УПК РФ в данном случае использует механизм отсылочного регулирования, устанавливая, что судебные решения могут быть пересмотрены Президиумом Верховного Суда РФ по жалобам и представлениям лиц, указанных в ч. 1 и 2 ст. 401 2 (право на обращение в суд кассационной инстанции). Приведенное положение требует уточнения в части права прокуроров обращаться в суд надзорной инстанции. Ранее уже говорилось о том, что инстанционность внутри кассационного производства предопределила дифференциацию прав прокуроров различных уровней обращаться с представлениями в кассационные инстанции. Надзорное же производство осуществляется в единственной инстанции — Президиуме Верховного Суда РФ, поэтому право обратиться с представлением принадлежит только Генеральному прокурору РФ и его заместителям (прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и их заместители таким правом не наделены) 3 Об этом также свидетельствует ч. 3 ст. 4123 УПК РФ, которая упоминает только Генерального прокурора РФ и его заместителей как лиц, полномочных подписывать надзорные представления. .

Участие в судебном заседании заинтересованных лиц. Вопрос о регулировании порядка участия в судебном заседании лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются обжалуемым судебным решением , также заслуживает внимания при анализе особенностей надзорного производства. В отличие от правил, установленных для участия в кассационном производстве, способом реализации права на участие в заседании суда надзорной инстанции является явка лица в суд. Заявления самостоятельного ходатайства или изъявления своего намерения выступить в судебном заседании указанием на это в тексте жалобы или представления (как в кассации) закон не требует 4 Пока сложно сказать, является ли эта особенность надзорного производства для законодателя принципиальной или она скорее имеет технический характер, но факт остается фактом. . Добровольный отказ отданного права, т.е. неявка участников, надлежащим образом извещенных о дате, времени, месте заседания, не препятствует производству по делу (обязательным признается лишь участие прокурора). Такой порядок обеспечивает право каждого на справедливое судебное разбирательство и гарантирует возможность донести непосредственно до суда свою позицию по делу.

Абсолютный запрет доказывания. Главная на сегодняшний день особенность данного способа пересмотра приговоров состоит в абсолютном запрете доказывания при производстве в надзорной инстанции. Данный вывод с очевидностью следует из двух постулатов: 1) надзорная инстанция осуществляет только проверку законности, не входя в исследование фактической стороны дела; 2) структура судебного разбирательства не предусматривает этапа судебного следствия. Казалось бы, сказанное в равной мере относится и к производству в кассационной инстанции. Это верно. Тем не менее закон устанавливает, что в отличие опять же от кассационного производства в надзорном не допускается представление дополнительных материалов . Иными словами, здесь не допускается не только полноценное (как в апелляции), но даже паллиативное доказывание (как в кассации).

Институциональные особенности дают повод поставить вопрос о соблюдении принципа равенства граждан при обжаловании вступивших в законную силу приговоров, вынесенных судами различных уровней. В одном случае осужденный, обжалующий приговор районного суда и последующее апелляционное определение, наделен правом дважды проверить приговор в кассационном порядке и может представить дополнительные материалы, в другом — осужденный, обжалующий приговор суда среднего звена и апелляционное определение Верховного Суда РФ, вправе обратиться только в надзорную инстанцию (Президиум Верховного Суда РФ), где представить дополнительные материалы уже невозможно. Поэтому на данный момент ответ на поставленный выше вопрос о соблюдении принципа равенства видится скорее отрицательным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Требования, установленные законом к содержанию надзорных жалоб и представлений, не предусматривают представления никаких новых материалов, подтверждающих позицию заявителя (ст. 412 3 УПК РФ). При принятии решения о законности или незаконности обжалуемого решения суда надзорная инстанция должна опираться исключительно на истребованные материалы уголовного дела и заверенные в надлежащем порядке копии судебных решений, вынесенных по данному уголовному делу.

Вопрос 3. Производство в суде надзорной инстанции

Надзорное производство по своей сути является одним из видов рассмотрения уголовного дела, приговор или иное судебное решение по которому вступили в законную силу.

Согласно п. 16 ст. 5 УПК РФ в качестве надзорной инстанции выступает Президиум Верховного Суда РФ, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в состав Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и несколько судей, обладающих достаточным опытом. Количественный состав Президиума Верховного Суда РФ определяется Регламентом Верховного Суда РФ. В настоящее время Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей. Члены Президиума Верховного Суда РФ из числа судей утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

В Президиум Верховного Суда РФ обжалуются следующие решения, вступившие в законную силу: судебные решения судов субъектов РФ, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если данные решения не были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ; судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения не были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ; определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные в апелляционном порядке; определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные в кассационном порядке; постановления Президиума Верховного Суда РФ.

Читайте так же:  Стоимость соглашения о разделе имущества, нажитого в браке, у нотариуса: тарифы и подробности

Правом обращаться с надзорной жалобой обладают те же лица, которые вправе инициировать и кассационное производство. К ним относятся: осужденный, оправданный (в части, касающейся основания и мотивов оправдания), их защитники и законные представители; потерпевший, частный обвинитель, их законные представители и представители; иные лица – в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы; гражданский истец, гражданский ответчик, их законные представители и представители – в части, касающейся гражданского иска.

С надзорным представлением в Президиум Верховного Суда РФ вправе обратиться Генеральный прокурор РФ и его заместитель.

Надзорная жалоба заинтересованного лица, его представителя, а также надзорное представление прокурора, составленные в письменном виде, подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. При этом судебные решения могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня их вступления в законную силу. В случае пропуска срока по уважительным причинам он может быть восстановлен.

Надзорные жалоба, представление должны содержать-. наименование суда, в который они подаются; данные о заявителе с указанием его процессуального положения и иных сведений; указание на суды, которые ранее рассматривали данное уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; указание на судебные решения, которые обжалуются; указание на предусмотренные законом основания пересмотра судебного решения в порядке надзора, а также доводы, свидетельствующие о наличии таких оснований; просьбу заявителя.

Если надзорная жалоба подается лицом, которое ранее не участвовало в уголовном деле, то в ней, помимо вышеизложенных сведений, также должно быть указано, какие именно права, свободы или законные интересы этого лица были нарушены вступившим в законную силу судебным решением.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются копии принятых по уголовному делу решений, заверенные судами, рассматривавшими данное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции.

После поступления надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда РФ изучает их по приложенным к жалобе материалам или по материалам уголовного дела. В результате судья выносит одно из следующих постановлений: 1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ; 2) о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с постановлением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ. При этом выносится постановление об отмене постановления судьи и о передаче надзорных жалобы, представления для дальнейшего надзорного производства.

В судебном заседании участие прокурора обязательно. Также вправе участвовать обратившиеся с надзорными жалобами заинтересованные лица и их представители.

Вначале уголовное дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, который ранее не принимал участия в рассмотрении данного уголовного дела. В своем докладе судья излагает существо дела, содержание ранее принятых судебных решений, а также доводы, изложенные в надзорных жалобе, представлении. Лица, явившиеся в судебное заседание, вправе выступить по существу дела. При этом первым выступает лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум Верховного Суда РФ выносит постановление. При этом все вопросы разрешаются большинством голосов судей. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного. При равном количестве голосов надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

Основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора являются существенные нарушения уголовного, уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. При этом по общему правилу поворот к худшему не допускается. Исключение составляют случаи, предусмотренные ст. 4016 УПК РФ. Согласно данной статье пересмотр вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления указанных судебных решений в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия. В любом случае пересмотр в сторону, ухудшающую положение лица, возможен только по надзорному представлению Генерального прокурора РФ, его заместителя или по надзорным жалобам иных представителей стороны обвинения.

При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда РФ по общему правилу должен проверять правильность применения уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами в пределах доводов, содержащихся в надзорных жалобе, представлении. Но в интересах законности Президиум Верховного Суда РФ вправе выйти за пределы этих доводов и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении тех лиц, которые не подавали надзорных жалоб.

Указания Президиума Верховного Суда РФ являются обязательными для суда, который вновь рассматривает данное уголовное дело.

Однако Президиум Верховного Суда РФ в случае отмены судебного решения не вправе: устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции; предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществах одних доказательств перед другими; определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении уголовного дела.

| следующая лекция ==>
Вопрос 2. Производство в суде кассационной инстанции | Вопрос 4. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 553 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Понятие надзорного производства

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу .

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции ( Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора — судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат .
Читайте так же:  В какой форме могут создаваться хозяйственные товарищества

Порядок возбуждения надзорного производства

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям , предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 — 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Вопрос 39. Производство в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции – это стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по ходатайству осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, а также прокурора проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений мирового судьи, судов первой инстанции, а также определений и постановлений судебных органов, вынесенных в кассационном или надзорном порядке.

В порядке надзора могут быть обжалованы:

приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение краевого, областного и приравненного к ним суда – в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда;

судебные решения, если они обжаловались в порядке надзора в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда, приговор, определение и постановление краевого, областного и приравненного к ним суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке, постановление президиума краевого, областного и приравненного к ним суда – в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ;

приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда;

приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда – в Военную коллегию Верховного Суда РФ;

определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановление судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания – в Президиум Верховного Суда РФ.

Надзорное производство имеет целью исправление судебных ошибок и обеспечение прав и законных интересов участников процесса. В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившие в законную силу.

Надзорная жалоба или надзорное представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции. К ним должны быть приложены:

Читайте так же:  Фнс планирует сообщать о налоговых рисках в личном кабинете налогоплательщика – юрлица

копия приговора или иного решения, которые обжалуются;

копия приговора или определения апелляционной инстанции, определения кассационной инстанции, постановления надзорной инстанции, если они выносились по данному делу;

в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении.

23.2. Порядок производства в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа. На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства. В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 Уголовно-процессуального кодекса).

Изучив надзорные жалобу или представление, судья принимает решение либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с делом, если оно было истребовано, либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. Последнее решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорные жалобы или представления, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорные жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Второй этап надзорного производства – это рассмотрение жалобы (представления) судом надзорной инстанции, которое должно быть осуществлено не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда в качестве меры наказания назначена смертная казнь. Надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании.

23.3. Пределы прав надзорной инстанции

Изначально УПК установил, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются (ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса).

Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 № 5-Пподелуо проверке конституционности ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса, данная статья в той части, в которой она не допускает поворот к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора по жалобе потерпевшего или по представлению прокурора и тем самым не позволяет устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, признана не соответствующей Конституции РФ.

По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма нарушает баланс конституционно защищаемых прав участников процесса на стороне обвинения и защиты и не согласовывается с принципами самостоятельности и независимости суда.

Суд надзорной инстанции по итогам рассмотрения надзорной жалобы (представления) вправе принять следующие решения (ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса):

оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать дело на новое судебное рассмотрение;

отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение;

отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать дело на новое кассационное рассмотрение;

внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

При рассмотрении дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.

Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или только в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовного дела в отношении всех осужденных.

Суд при рассмотрении дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.

  2. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.

  3. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
  4. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.
  5. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
Производство в суде надзорной инстанции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here